Психология
УДК 159.9
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ УЧАЩИХСЯ: СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
© 2010 Е.И.Чердымова Самарский филиал Университета Российской академии образования
Экологическое сознание как объект психологии может быть предметом диагностики его наличия или отсутствия и предметом целенаправленного формирования и развития. Вопросы наличия и формирования экологического сознания зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие.
Ключевые слова: младшие школьники, экологическое сознание, экологические знания, экологические отношения, экологическая установка, экологическое намерение
Характеристика становления экологического
образования в начальной школе дана в работах Л.В.Моисеевой, которая считает, что при одно-предметной модели экологического, образования в начальной школе у учащихся преобладает рациональный тип отношения к природе, развивается обедненный эмоциями, утилитарноп-рактический подход к делам и поведению людей в природе. При межпредметной модели каждый учебный предмет раскрывает свои собственные возможности в ознакомлении детей с взаимоотношениями человека и общества с окружающей природной средой. Однако привлекательность этой модели разбивается о сложности её реализации на практике. Конструирование единого содержания экологического образования, рассеянного по разным учебным предметам, вызывает серьезные возражения у ряда авторов программ и пособий1. На наш взгляд, главным моментом успешности этого процесса является непросто педагогически грамотная «подача» экологических знаний, умений и навыков, но и сформированность у учащихся ак-сеологического отношения к окружающей среде, что предполагает поведение человека в природе, в быту, на производстве и т.д. с точки зрения охраны природы, охраны здоровья своего и других людей. Важно, чтобы каждый человек следовал в повседневной жизни принципу: «Всегда действуй сообразно своим экологическим знаниям и убеждениям»2.
При всем видимом многообразии форм школьного экологического образования их эф-
Чердымова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики. E-mail: cheiv77@mail. ru
1 Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». - Екатеринбург: 1993.
2 Рытов Г.Л. Актуальные вопросы экологического образования и воспитания на современном этапе // Вестник СамГУ - Естественнонаучная серия. - 2004. - №8.
фективность, к сожалению, низка. Причины такого положения дел - в незначительной заинтересованности, профессиональной неподготовленности руководящих и педагогических кадров системы образования к развитию экологической культуры учащихся3. Педагогический коллектив в процессе создания экологоориентированной образовательной среды осуществляет: 1) стимулирование у учащихся интересов к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам; 2) развитие социально-ценных мотивов отношения личности к природе; 3) раскрытие универсальной ценности природы; 4) формирование экологических и нравственно-экологических знаний, соответствующих умений и навыков, обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в социоприродной среде; 5) включение учащихся в непосредственную работу по охране природы родного края и поддержку международных экологических инициатив; 6) побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке результатов собственной природосберегающей деятельности4.
В.И.Панов5 отмечает, что для психологии экологическое сознание есть феномен развивающийся, который имеет в своей основе возможность к появлению и развитию. Исследователи экологического сознания дают ему разные определения. Однако если говорить о психологии экологического сознания, то разработка его ти-
3 Макеева Е.В. Проблема краеведческого образования и экологического просвещения населения Самарской области // Проблемы городов и их решение на муниципальном уровне. - Самара: 2006. - С. 132 - 134.
4 Макеева Е.В. Проблема краеведческого образования и экологического просвещения .... - С. 132 - 134; Носкова О.Л., Розенберг Г.С. Блеск и нищета экологического воспитания и образования (к механизмам достижения устойчивого развития) // Экологический вестник Юго-рии. - 2006. - Т. 3. - С. 14 - 19; Рытов Г.Л. Актуальные вопросы экологического образования и.....
5 Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: 2004.
пологии, особенностей формирования у разных субъектов (общностей, индивидов), методов его диагностики, коррекции и формирования самым существенным образом зависят именно от определения экологического сознания и как предмета исследования.
В структуре индивидуального экологического сознания мы выделяем четыре основных психологических компонента: совокупность экологических знаний; отношение к миру природы (экологическое отношение), экологические установки и экологическое намерение. Экологическое знание, мы понимаем как результат процесса познания окружающей природной среды, отражающее ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей и т.д. Экологическое отношение - интерио-ризированная система рефлексивных связей субъекта с природными объектами или явлениями, основанная на способности к мысленному отражению своих чувств, позиций, мнений относительно природных объектов и действий в природной среде. Экологическая установка - готовность, предрасположенность личности к восприятию будущих событий и действиям в природ-
ной среде в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности в природной среде и служит основой целесообразной избирательной активности человека в мире природы. Экологическое намерение - сознательное стремление завершить экологическое действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. Это особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполага-ния и предполагающее выбор соответственных средств, коими человек собирается достичь, поставленные цели. В условиях ожидания осуществления сложных, длительных, непривычных или трудных действий намерение выступает как момент внутренней подготовки к их исполнению. Исходя из структуры экологического сознания, мы разработали содержательные критерии, позволяющие определить уровни развитости экологического сознания школьников. На наш взгляд, исследуя экологические знания, экологические отношения, экологические установки и экологическую направленность личности, мы определям уровень развитости экологического сознания личности младшего школьника в целом.
Таб. 1. Уровни развития структурных компонентов экологического сознания у младших школьников
Ур. Знание Отношение Установки Намерение
о имеется знание принципов, о выражают эмоцио- о имеются достаточно о проявляется готов-
правил и норм отношения нальное отношение к глубокие установки ность к экологиче-
к природе; природе; о способах деятель- ской деятельности;
о имеются системные эколо- о имеется полнота эко- ности, нормах и о оказывают помощь
гические знания: освоен- логических отноше- правилах природо- природным объектам;
ные закономерности рас- ний; сообразного поведе- о проявляют актив-
простроняются на познание о проявляется нравст- ния и деятельности, ность, самостоятель-
природных объектов; венная и эстетическая критериях оценки ность, ответствен-
о имеются знания об истори- оценка природы; этого поведения; ность, инициатив-
ческом опыте взаимодейст- о имеются эколого- о отмечается наличие ность в природо-
вия человека с окружаю- эстетические идеалы; устойчивой мотива- охранной деятельно-
д щим миром; о имеется опыт эмо- ции (убеждений, сти;
К щ о имеется знание законов ционального воспри- потребностей, инте- о проявляется осознан-
о существования и развития ятия окружающей ресов, стремлений, ное и гибкое приме-
р экосистем; среды; установок) на по- нение экологических
о развита способность видеть о развита способность знание и сохранение методов и методик
О у не только прямые, но и испытывать разнооб- природы; для решения эколо-
д М обратные экологические разные чувства по о прогнозируют по- гических проблем;
связи, не только ближай- отношению к при- следствия выпол- о проявляются творче-
шие, но и отдаленные по- родным объектам и няемой деятельности ские способности в
следствия производимых в явлениям; в природной среде; решении экологиче-
природе изменений; о выражают отношение ских проблем;
о различают специфику при- к объектам природы о ведется пропаганда
чинно-следственных связей посредством эмоций, экологических идей;
между конкретными дейст- сопереживания, со- о проявляется устойчи-
виями человека в природе; зерцания, наслажде- вая потребность в
о развито экологическое ния красотой приро- творческой самореа-
мышление, умение приме- ды; лизации по решению
нять знания при анализе экологических про-
экологической обстановки; блем;
устанавливаются основные и косвенные закономерные связи между природными объектами и явлениями; появляются обобщения: видовые, родовые - на основе существенных особенностей природных объектов;
появляются обобщенные экологические знания;
m о а
ty
Щ
а О
о эмоционально отзывчивы к объектам природы; о проявляется доброжелательность к природе;
о проявляется интерес (но не системный) к животным, растениям, явлениям природы;
о имеется позитивная ориентированность эмоций от общения с природой, негативное восприятие наносимого ей ущерба;
о имеются недостаточно глубокие установки о способах деятельности, методах познания; о не всегда оперативное, гибкое и осознанное применение экологических знаний для решения экологических проблем; о имеются недостаточно глубокие установки о нормах и правилах экологического поведения и деятельности в природной среде; о имеется опыт природоохранной деятельности, заботы о природе; о наблюдается владение умениями и навыками экологически грамотной организации труда;
о проявляются желания участвовать в экологической деятельности;
о имеется не постоянное экологическое наблюдение и опытничество; о активность, самостоятельность, ответственность по отношению к объектам природы не постоянные; о экологическая деятельность выполняется точно, без особых затруднений; о появляется потребность в экологических знаниях и умениях, понимается экологическая направленность экологического поведения; о имеется неустойчивая ситуативная потребность в самореализации по решению экологических проблем;
д
К Щ
m
о £
S
Л
отсутствует полнота знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах природных объектов и явлений; познавательный интерес появляется при помощи взрослых;
отсутствует полнота и глубина экологических знаний;
ограниченность теоретических знаний для описания характеристики экосистем; не владеют понятийным аппаратом, связанным с миром природы; не используют знания по экологии из других предметов.
о отсутствуют позитивные чувства и эмоции относительно объектов природы; о нет интереса к экологической деятельности;
о ценностные отношения к природе не проявляются; о незначительная эмоциональность; о впечатления отражаются в разных видах экологической деятельности при напоминании со стороны взрослых или других людей.
о не наблюдается
опытничество; о поведение в природной среде безразличное и равнодушное;
о отсутствует полнота и глубина экологических знаний о способах деятельности, эмпирических и теоретических методах познания; о практически отсутствуют знания о нормах и правилах природоохранного поведения, критериях оценки состояния природной среды.
о желание участвовать в экологической деятельности отсутствует;
о не умеют применять знания при решении экологических проблем;
о не достаточно владеют умениями и навыками бережного отношения к природной среде; о в действиях в природной среде преобладают стереотипные формы.
o
o
o
o
o
o
o
o
o
ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF SCHOOL PUPILS: STRUCTURE AND ASSESSMENT CRITERIA
© 2010 E.I.Cherdumova
Samara branch of Russian Academy of Education
The ecological consciousness as object of psychology can be a subject of diagnostics of its presence or absence and a subject of purposeful formation and development. Questions of presence and formation of ecological consciousness depend on the maintenance which we put in this concept.
Keywords: primary school pupils, ecological consciousness, ecological knowledge, ecological relations, ecological motivation, ecological intention.
Elena Ivanovna Cherdumova, Candidate of psychology, senior lecturer of Chair of social psychology and pedagogy. E-mail: cheiv77@mail. ru