Научная статья на тему 'Экологическое сознание учащихся: структура и критерии оценки'

Экологическое сознание учащихся: структура и критерии оценки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1098
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАМЕРЕНИЕ / PRIMARY SCHOOL PUPILS / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / ECOLOGICAL RELATIONS / ECOLOGICAL MOTIVATION / ECOLOGICAL INTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чердымова Е. И.

Экологическое сознание как объект психологии может быть предметом диагностики его наличия или отсутствия и предметом целенаправленного формирования и развития. Вопросы наличия и формирования экологического сознания зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF SCHOOL PUPILS: STRUCTURE AND ASSESSMENT CRITERIA

The ecological consciousness as object of psychology can be a subject of diagnostics of its presence or absence and a subject of purposeful formation and development. Questions of presence and formation of ecological consciousness depend on the maintenance which we put in this concept.

Текст научной работы на тему «Экологическое сознание учащихся: структура и критерии оценки»

Психология

УДК 159.9

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ УЧАЩИХСЯ: СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

© 2010 Е.И.Чердымова Самарский филиал Университета Российской академии образования

Экологическое сознание как объект психологии может быть предметом диагностики его наличия или отсутствия и предметом целенаправленного формирования и развития. Вопросы наличия и формирования экологического сознания зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие.

Ключевые слова: младшие школьники, экологическое сознание, экологические знания, экологические отношения, экологическая установка, экологическое намерение

Характеристика становления экологического

образования в начальной школе дана в работах Л.В.Моисеевой, которая считает, что при одно-предметной модели экологического, образования в начальной школе у учащихся преобладает рациональный тип отношения к природе, развивается обедненный эмоциями, утилитарноп-рактический подход к делам и поведению людей в природе. При межпредметной модели каждый учебный предмет раскрывает свои собственные возможности в ознакомлении детей с взаимоотношениями человека и общества с окружающей природной средой. Однако привлекательность этой модели разбивается о сложности её реализации на практике. Конструирование единого содержания экологического образования, рассеянного по разным учебным предметам, вызывает серьезные возражения у ряда авторов программ и пособий1. На наш взгляд, главным моментом успешности этого процесса является непросто педагогически грамотная «подача» экологических знаний, умений и навыков, но и сформированность у учащихся ак-сеологического отношения к окружающей среде, что предполагает поведение человека в природе, в быту, на производстве и т.д. с точки зрения охраны природы, охраны здоровья своего и других людей. Важно, чтобы каждый человек следовал в повседневной жизни принципу: «Всегда действуй сообразно своим экологическим знаниям и убеждениям»2.

При всем видимом многообразии форм школьного экологического образования их эф-

Чердымова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики. E-mail: cheiv77@mail. ru

1 Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников. Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». - Екатеринбург: 1993.

2 Рытов Г.Л. Актуальные вопросы экологического образования и воспитания на современном этапе // Вестник СамГУ - Естественнонаучная серия. - 2004. - №8.

фективность, к сожалению, низка. Причины такого положения дел - в незначительной заинтересованности, профессиональной неподготовленности руководящих и педагогических кадров системы образования к развитию экологической культуры учащихся3. Педагогический коллектив в процессе создания экологоориентированной образовательной среды осуществляет: 1) стимулирование у учащихся интересов к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам; 2) развитие социально-ценных мотивов отношения личности к природе; 3) раскрытие универсальной ценности природы; 4) формирование экологических и нравственно-экологических знаний, соответствующих умений и навыков, обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в социоприродной среде; 5) включение учащихся в непосредственную работу по охране природы родного края и поддержку международных экологических инициатив; 6) побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия человека и общества с природой, привлечение их к контролю и оценке результатов собственной природосберегающей деятельности4.

В.И.Панов5 отмечает, что для психологии экологическое сознание есть феномен развивающийся, который имеет в своей основе возможность к появлению и развитию. Исследователи экологического сознания дают ему разные определения. Однако если говорить о психологии экологического сознания, то разработка его ти-

3 Макеева Е.В. Проблема краеведческого образования и экологического просвещения населения Самарской области // Проблемы городов и их решение на муниципальном уровне. - Самара: 2006. - С. 132 - 134.

4 Макеева Е.В. Проблема краеведческого образования и экологического просвещения .... - С. 132 - 134; Носкова О.Л., Розенберг Г.С. Блеск и нищета экологического воспитания и образования (к механизмам достижения устойчивого развития) // Экологический вестник Юго-рии. - 2006. - Т. 3. - С. 14 - 19; Рытов Г.Л. Актуальные вопросы экологического образования и.....

5 Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. - М.: 2004.

пологии, особенностей формирования у разных субъектов (общностей, индивидов), методов его диагностики, коррекции и формирования самым существенным образом зависят именно от определения экологического сознания и как предмета исследования.

В структуре индивидуального экологического сознания мы выделяем четыре основных психологических компонента: совокупность экологических знаний; отношение к миру природы (экологическое отношение), экологические установки и экологическое намерение. Экологическое знание, мы понимаем как результат процесса познания окружающей природной среды, отражающее ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей и т.д. Экологическое отношение - интерио-ризированная система рефлексивных связей субъекта с природными объектами или явлениями, основанная на способности к мысленному отражению своих чувств, позиций, мнений относительно природных объектов и действий в природной среде. Экологическая установка - готовность, предрасположенность личности к восприятию будущих событий и действиям в природ-

ной среде в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности в природной среде и служит основой целесообразной избирательной активности человека в мире природы. Экологическое намерение - сознательное стремление завершить экологическое действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. Это особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполага-ния и предполагающее выбор соответственных средств, коими человек собирается достичь, поставленные цели. В условиях ожидания осуществления сложных, длительных, непривычных или трудных действий намерение выступает как момент внутренней подготовки к их исполнению. Исходя из структуры экологического сознания, мы разработали содержательные критерии, позволяющие определить уровни развитости экологического сознания школьников. На наш взгляд, исследуя экологические знания, экологические отношения, экологические установки и экологическую направленность личности, мы определям уровень развитости экологического сознания личности младшего школьника в целом.

Таб. 1. Уровни развития структурных компонентов экологического сознания у младших школьников

Ур. Знание Отношение Установки Намерение

о имеется знание принципов, о выражают эмоцио- о имеются достаточно о проявляется готов-

правил и норм отношения нальное отношение к глубокие установки ность к экологиче-

к природе; природе; о способах деятель- ской деятельности;

о имеются системные эколо- о имеется полнота эко- ности, нормах и о оказывают помощь

гические знания: освоен- логических отноше- правилах природо- природным объектам;

ные закономерности рас- ний; сообразного поведе- о проявляют актив-

простроняются на познание о проявляется нравст- ния и деятельности, ность, самостоятель-

природных объектов; венная и эстетическая критериях оценки ность, ответствен-

о имеются знания об истори- оценка природы; этого поведения; ность, инициатив-

ческом опыте взаимодейст- о имеются эколого- о отмечается наличие ность в природо-

вия человека с окружаю- эстетические идеалы; устойчивой мотива- охранной деятельно-

д щим миром; о имеется опыт эмо- ции (убеждений, сти;

К щ о имеется знание законов ционального воспри- потребностей, инте- о проявляется осознан-

о существования и развития ятия окружающей ресов, стремлений, ное и гибкое приме-

р экосистем; среды; установок) на по- нение экологических

о развита способность видеть о развита способность знание и сохранение методов и методик

О у не только прямые, но и испытывать разнооб- природы; для решения эколо-

д М обратные экологические разные чувства по о прогнозируют по- гических проблем;

связи, не только ближай- отношению к при- следствия выпол- о проявляются творче-

шие, но и отдаленные по- родным объектам и няемой деятельности ские способности в

следствия производимых в явлениям; в природной среде; решении экологиче-

природе изменений; о выражают отношение ских проблем;

о различают специфику при- к объектам природы о ведется пропаганда

чинно-следственных связей посредством эмоций, экологических идей;

между конкретными дейст- сопереживания, со- о проявляется устойчи-

виями человека в природе; зерцания, наслажде- вая потребность в

о развито экологическое ния красотой приро- творческой самореа-

мышление, умение приме- ды; лизации по решению

нять знания при анализе экологических про-

экологической обстановки; блем;

устанавливаются основные и косвенные закономерные связи между природными объектами и явлениями; появляются обобщения: видовые, родовые - на основе существенных особенностей природных объектов;

появляются обобщенные экологические знания;

m о а

ty

Щ

а О

о эмоционально отзывчивы к объектам природы; о проявляется доброжелательность к природе;

о проявляется интерес (но не системный) к животным, растениям, явлениям природы;

о имеется позитивная ориентированность эмоций от общения с природой, негативное восприятие наносимого ей ущерба;

о имеются недостаточно глубокие установки о способах деятельности, методах познания; о не всегда оперативное, гибкое и осознанное применение экологических знаний для решения экологических проблем; о имеются недостаточно глубокие установки о нормах и правилах экологического поведения и деятельности в природной среде; о имеется опыт природоохранной деятельности, заботы о природе; о наблюдается владение умениями и навыками экологически грамотной организации труда;

о проявляются желания участвовать в экологической деятельности;

о имеется не постоянное экологическое наблюдение и опытничество; о активность, самостоятельность, ответственность по отношению к объектам природы не постоянные; о экологическая деятельность выполняется точно, без особых затруднений; о появляется потребность в экологических знаниях и умениях, понимается экологическая направленность экологического поведения; о имеется неустойчивая ситуативная потребность в самореализации по решению экологических проблем;

д

К Щ

m

о £

S

Л

отсутствует полнота знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах природных объектов и явлений; познавательный интерес появляется при помощи взрослых;

отсутствует полнота и глубина экологических знаний;

ограниченность теоретических знаний для описания характеристики экосистем; не владеют понятийным аппаратом, связанным с миром природы; не используют знания по экологии из других предметов.

о отсутствуют позитивные чувства и эмоции относительно объектов природы; о нет интереса к экологической деятельности;

о ценностные отношения к природе не проявляются; о незначительная эмоциональность; о впечатления отражаются в разных видах экологической деятельности при напоминании со стороны взрослых или других людей.

о не наблюдается

опытничество; о поведение в природной среде безразличное и равнодушное;

о отсутствует полнота и глубина экологических знаний о способах деятельности, эмпирических и теоретических методах познания; о практически отсутствуют знания о нормах и правилах природоохранного поведения, критериях оценки состояния природной среды.

о желание участвовать в экологической деятельности отсутствует;

о не умеют применять знания при решении экологических проблем;

о не достаточно владеют умениями и навыками бережного отношения к природной среде; о в действиях в природной среде преобладают стереотипные формы.

o

o

o

o

o

o

o

o

o

ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF SCHOOL PUPILS: STRUCTURE AND ASSESSMENT CRITERIA

© 2010 E.I.Cherdumova

Samara branch of Russian Academy of Education

The ecological consciousness as object of psychology can be a subject of diagnostics of its presence or absence and a subject of purposeful formation and development. Questions of presence and formation of ecological consciousness depend on the maintenance which we put in this concept.

Keywords: primary school pupils, ecological consciousness, ecological knowledge, ecological relations, ecological motivation, ecological intention.

Elena Ivanovna Cherdumova, Candidate of psychology, senior lecturer of Chair of social psychology and pedagogy. E-mail: cheiv77@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.