УДК 159.9
Чердымова Елена Ивановна
Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной психологии и педагогики Самарского филиала Российской академии образования, скеіу77Щтаііги, Самара
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ
Cherdymova Elena Ivanovna
The candidate of psychological sciences, the senior lecturer, the manager. Chair of social psychology and pedagogics of the Samara branch ofthe Russian Academy of education, cheiv77@ mail.ru, Samara
THE SOC1ALLY-PSYCHOLOG1CAL BASES CONCEPTS OF FORMATION OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS
OF STUDENTS
В условиях перехода России на модель устойчивого развития экологическое просвещение, экологическая информированность, экологическое образование и воспитание населения приобретают приоритетное значение. Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У выпускников школ, вузов, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе; низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых; не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека непосредственно. Это означает, что экологонравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний деятельности человека на Земле, она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологического сознания, экологического отношения и экологического поведения, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Для формирования в обществе экологической культуры в качестве осознанной личностью и обществом необходимости ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации осуществляется экологическое воспитание и обучение, как неотъемлемая
составляющая системы образования. Для подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих научные знания об основах устойчивого развития, о правах и обязанностях граждан в отношении окружающей природной среды, способных оценить уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, а также обеспечить соблюдение стандартов, правил и нормативов, установленных в сфере охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, высшие учебные заведения обеспечивают экологоориентированную подготовку специалистов путем: формирования у студентов экологического сознания, трансформируемого в профессиональной деятельности в навыки и умения по организации экологического образования и просвещения людей; вовлечения в практическую природоохранную деятельность; развития представлений о технико-экономических, организационно-правовых, информационных и иных возможностях и путях решения экологических проблем [1].
В результате совершенствования и развития системы экологического образования и воспитания населения должен быть существенно повышен уровень экологической культуры различных слоев и групп населения (дети, школьники, студенты, педагоги, руководители разного уровня, работники СМИ, широкие массы населения). Это должно отражаться:
- в существенном повышении уровня экологических знаний у большей части населения, сформированное™ у них основных экологических понятий:
- в знании населением экологических проблем города, села, области, страны и мира в целом и путей их действенного решения;
- в знании принципов и методов региональной, государственной и меж-
дународной политики в области охраны окружающей среды и рационального природопользования; ■
- в переводе экологических знаний и представлений в систему ценностей того или иного человека;
- в понимании необходимости ответственного отношения к состоянию окружающей среды каждым человеком;
- в твердом осознании высшей аксеологической значимости жизни;
- в формировании практических навыков экофильных действий;
- в конкретных положительных действиях различных групп и слоев населения по сохранению и преумножению окружающей среды;
- в экологически целесообразной самореализации индивидуальных интеллектуальных, специальных и гуманистических потребностей каждого человека;
- в существенном повышении качества экологической обстановки в городах и селах;
- в развитии и расширении экологической составляющей в повседневной жизни каждого жителя [4; 5; 6; 8].
Применительноквузам, типичными недостатками в организацииэкологи-ческого воспитания являются: отсутствие целенаправленного планирования этой работы на уровне вуза, деканатов, кафедр, студенческих групп [3; 7; 9].
В юношеском возрасте окончательно закрепляется объективный характер модальности отношения к природе. В этот период уровень субъектифи-кации природных объектов достигает своего минимума в процессе онтогенеза. Природные объекты теперь существенно реже называются в качестве «значимых других»: они являются таковыми только для каждого пятого школьника этого возраста Но даже у тех, кто их по-прежнему включает в список, снижается степень психологической близости с ними: если в предыдущие периоды она была выше, чем со всеми остальными «значимыми другими», то теперь переходит на третье место [2].
Для психологии экологическое сознание есть феномен развивающийся, который имеет в своей основе возможность к появлению и развитию. Поэтому как объект психологии экологическое сознание может быть предметом диагностики его наличия или отсутствия и даже предметом целенаправленного формирования. Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Исследователи экологического сознания дают ему разные определения. Однако если говорить о психологии экологического сознания, то разработка его типологии, особенностей формирования у разных субъектов (общностей, индивидов), методов его диагностики, коррекции и формирования самым существенным образом зависят именно от определения экологического сознания и как предмета исследования [7].
Экологическое сознание может, быть определено как сложное образование, состоящее из структурных (экологическое внимание, экологическая память, экологическая перцепция, экологический аффект, экологическое мышление, экологическая воля) и функциональных компонентов (экологическое целеполагание, экологическое знание, экологическое планирование, экологическое программирование, экологическое прогнозирование, экологическое отношение, экологическое самосознание, экологическая оценка, экологическая, самооценка, экологический самоконтроль, экологическое намерение). В структуре индивидуального экологического сознания можно выделить четыре основные психологические характеристики: совокупность экологических знаний; отношение к миру природы (экологическое отношение), экологические установки и экологическое намерение.
«Экологическое знание» - результат процесса познания окружающей природной среды, отражающих ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей и т. д.
«Экологическое отношение» - интериоризированная система рефлексивных связей субъекта с природными объектами или явлениями, основанная на способности к мысленному отражению своих чувств, позиций, мнений относительно природных объектов и действий в природной среде.
«Экологическая установка» — готовность, предрасположенность личности к восприятию будущих событий и действиям в природной среде в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности в природной среде и служит основой целесообразной избирательной активности человека в мире природы.
«Экологическое намерение» ~ сознательное стремление завершить экологическое действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. Особое функциональное образование психики, возникающее в итоге акта целеполагания и предполагающее выбор соответственных средств, которыми человек собирается достичь, поставленные цели. В условиях ожидания осуществления сложных, длительных, непривычных или трудных действий намерение выступает как момент внутренней подготовки к их исполнению.
На наш взгляд, исследуя экологические знания, экологические отношения, экологические установки и экологическую направленность личности можно определить уровень развития экологического сознания личности в целом. Нами были определены уровни развития экологического сознания студенческой молодежи.
Высокий уровень:
Знание: у студентов имеются глубокие научные знания о природе, взаимосвязи человека с природой. Освоенные закономерности распространяются на познание природных объектов; способность видеть не только прямые, но и обратные экологические связи, не только ближайшие, но и отдаленные последствия производимых в природе изменений. Студенты умеют применять знания при анализе экологической обстановки.
Отношение: у студентов наблюдается эмоциональное отношение к природе, полнота экологических отношений; способность испытывать разнообразные чувства по отношению к природным объектам и явлениям, выражающаяся посредством эмоций. Имеются эколого-эстетические идеалы.
Поведете: студенты проявляют готовность к экологической деятельности. У них имеется устойчивая мотивация (убеждения, потребности, интересы, стремления, установки) на познание и сохранение объектов природы. Студенты оказывают помощь природным объектам; активны, самостоятельны, ответственны, инициативны в природоохранной деятельности; проявляют творческие способности в решении экологических проблем; проявляют компетентность в экологической деятельности; умеют прогнозировать последствия выполняемой экологической деятельности; ведут пропаганду экологических идей.
Средний уровень:
Знание: студенты обладают смежными знаниями, отражающими сопряжение экологии с другими сферами, но недостаточно используют знания в практической ситуации.
Отношение: студенты эмоционально отзывчивы к объектам природы; доброжелательны к природе; проявляют интерес (но не системный) к животным, растениям, явлениям природы; имеют положительно ориентированные эмоции от общения с природой, негативное восприятие наносимого ей ущерба.
Поведение: студенты имеют небольшой опыт природоохранительной деятельно ста; проявляют умеренную активность, самостоятельность, ответственность по отношению к объектам природы; имеют недостаточно полные и глубокие знания о способах деятельности, методах познания объектов природы. Студенты владеют умениями и навыками экологически грамотной организации труда, проявляют потребность в экологических знаниях и умениях, понимают экологическую направленность экологического поведения, но имеют неустойчивую ситуативную потребность в самореализации по решению экологических проблем, В целом студенты проявляют желание участвовать в экологической деятельности.
Низкий уровень:
Знание: у студентов отсутствует полнота и глубина экологических знаний. Познавательный интерес появляется при помощи других людей, ограничены теоретические знания для характеристики экосистем. Студенты не владеют понятийным аппаратом, у них отсутствует интерес к познанию взаимосвязей природы и общества, но проявляется интерес к экологическим проблемам как новым явлениям. Ими в недостаточной степени осознается необходимость охраны природы.
Отношение: у студентов отсутствуют позитивные чувства и эмоции по отношению к объектам природы. Они не проявляют интерес к экологической деятельности.
Поведение: у студентов желание участвовать в экологической деятельности отсутствует; поведение в природной среде безразличное и равнодушное. Они не достаточно владеют умениями и навыками бережного отношения к природной среде. Отсутствует полнота и глубина экологических знаний о способах деятельности, эмпирических и теоретических методах познания. Они не умеют их применять при решении экологических проблем. У студентов наблюдаются слабые знания о нормах и правилах природоохранного поведения, критериях оценки состояния природной среды. Ценностные отношения к природе не проявляются.
Представим результаты исследования уровня развития экологического сознания и его структурных компонентов у студентов 1,3,5 курсов гуманитарных факультетов. Результаты высокого уровня развития между такими структурными компонентами как «экологические знания», «экологическая установка», «экологическое намерение» и «экологическое отношение» распределены следующим образом: 39%, 31%, 21% и 10% соответственно. Как мы видим, доминирует в данном случае - «экологические знания», что свидетельствует о достаточно хороших результатах процесса познания окружающей природной среды. Среди первокурсников 31% проявляет готовность, предрасположенность к восприятию будущих событий и позитивно направленным действиям в природной среде.
Если анализировать виды экологической установки, то у студентов 1 курса доминирует «эстетическая экологическая установка» - 63% высокий уровень развития. Для студентов характерно восприятие красоты природных объектов и явлений. Далее следует «когнитивная экологическая установка» - 35% высокий уровень развития, личность воспринимает природу как объект изучения. Минимальный результат выявлен у «прагматической экологической установки» - 15% высокий уровень развития.
Уровень развития экологического сознания студентов 3 курса распределился следующим образом: высокий уровень - 21%, средний - 35%, низкий - 44%. Если сравнивать данные результаты с результатами студентов 1 курса, то мы увидим незначительное снижение показателей. Так, у студентов 1 курса высокий уровень развития экологического сознания выявлен у 25%, тогда как у студентов 3 курса высокий уровень выявлен уже у 21%. Значительное расхождение наблюдается и в показателях низкого уровня развития экологического сознания: студенты 1 курса - 36%, студенты 3 курса - 44%. Такое снижение показателей можно объяснить снижением результатов по таким структурным компонентам экологического сознания как: «экологические знания» - 30% и «экологическое намерение» - 15%. На 9% наблюдается расхождение в показателе «экологические знания», т. е. на 9% меньше студентов включают оценку результатов процесса познания окружающей природной среды, отражая их в экологическом сознании в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей и т. д. И на 6% студентов меньше сознательно стремятся завершить экологическое действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого положительного результата. Мотивационная основа экологической деятельности, связанная с осознанным выбором определенной экологической цели снижается, особенно в условиях ожидания осуществления сложных, длительных, непривычных или трудных действий. Таким образом, только 15% студентов 3 курса сознательно стремятся завершить экологическое действие, соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. У студентов 5 курса выявлено преобладание высокого уровня развития структурного компонента экологического сознания «экологическая установка» - 38%. Данные студенты обладают достаточно устойчивым целенаправленным характером протекания экологической деятельности в природной среде. Высокий уровень развития экологического отношения выявлен только у 3% пятикурсников. Экологическое намерение, высокий уровень развития, выявлен у 18% студентов, практически такой же низкий, как и у студентов 3 курса.
Актуализация экологического образования всех слоев населения является важнейшей государственной задачей, которая служит не только укреплению национальной безопасности страны, но и обеспечивает решение долгосрочных общественных и государственных проблем.
Одна из главных составляющих устойчивого развития ~ экологизация общественного сознания. Основным условием формирования такого мировоззрения является образование, просвещение людей всех возрастных, социальных и профессиональных категорий, во всех сферах жизнедеятельности, т.е. экологическое сознание каждого человека и общества в целом.
Цель системы экологического образования - развитие экологического сознания личности как совокупность знаний, отношений, установок, намерений; в формировании у них экологической культуры; готовности к активной природоохранной деятельности.
Достижение цели и задач экологического образования основывается на ряде принципов, которые являются универсальными в учебно-образовательном процессе. Это - принципы научности, гуманизации, интеграции, непрерывности, целостности, раскрытия глобальных и региональных аспектов экологических проблем.
Экологическое образование на современном этапе развития человеческой цивилизации становится определяющим фактором преодоления нестабильности, неустойчивое™ социокультурного взаимодействия, порождающей угрозу экологической катастрофы. В нашем исследовании мы видим, что на сегодняшний день классический университет не обеспечивает необходимого уровня сформированное™ экологического сознания специалистов, хотя в современных условиях важнейшая роль отводится именно экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Современная экологическая ситуация требует от общества развития экологического сознания, осознанного нравственно-эстетического отношения к природе во имя физического и духовного здоровья человечества. Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе. В экологическом сознании проявляется отношение человека к событиям и процессам действительности, затрагивающим так или иначе природную среду. Ценность экологического образования для природной среды состоит в том, что формируемое в его процессе экологическое сознание, его структурные компоненты: экологические установки, экологическое отношение, экологическое поведение распространяются на мир окружающей природы, способствуя ее сохранности, разнообразию и устойчивому развитию.
Библиографический список
1. Грачев, В. А. Федеральный проект закона Российской Федерации Об экологической культуре [Текст] / В. А. Грачев, 2008.
2. Дерябо, С. Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С. Д. Дерябо,
В. А. Ясвин - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.
3. Лебедева, В. П. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию [Текст] / В. П, Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов//Педагогика, № 5, 1996
4. Макеева, Е. В, Проблема краеведческого образования и экологического просвещения населения Самарской области //Проблемы городов и их решение на муниципальном уровне, Самара, 2006. - С. 332-134.
194
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ...
5. Носкова, О. Л, Блеск и нищета экологического воспитания и образования (к механизмам достижения устойчивого развития) [Текст]/О. Л. Носкова, Г. С. Розенберг // Экологический вестник Югории, 2006. Т. 3, - С. 14-19.
6. Пивоварова, Т. П. Программа «Экологическое воспитание, и просвещение населения г. Тольятти на 1999-2005 гг» [Текст]/Т. П. Пиаоварова-Тольятти,2006.-52 с.
7. Панов, В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии [Текст] / В. И. Панов М.: Наука, 2004. - 197 с,
8. Рытов, Г. Л. Актуальные вопросы экологического образования и воспитания на современном этапе [Текст] / Г. Л. Рытов // Вестник СамГУ - Естественнонаучная серия, 2004. — № 8 (58).
9. Ясвин, В. А, Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Левин - М.: Смысл, 2000,
УДК 378 + 379.8
Овинова Лада Николаевна
Соискатель, старший преподаватель кафедры иностранных языков Южно-Уральского государственного университета, [email protected], Челябинск
ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ДОСУГОВОМ ПРОЦЕССЕ
Ovinova Lada Nikolaevna
Competitor, senior teacher of foreign languages department, South-Ural State University, [email protected], Cheljabinsk
TECHNIQUES OF STUDENT MORAL UPBRINGING IN EDU С ATI ON AL-LEI SURE PROCESS
В нормативно-правовых документах сферы образования, определяющих социальный заказ государства, предъявляются высокие требования не только к уровню профессиональных знаний и умений выпускника вуза, но и к воспи танию личностных качеств, в том числе к его нравственности.
В разработке технологии воспитания нравственности студентов в образовательно-досуговом процессе мы опирались на научные исследования Е. В. Бондаревской, Э. Ф, Зеера, И. А. Зимней, А. К. Марковой, Г. Н. Серикова, В. Д. Шадрикова.
В последние годы появились исследования, содержащие глубоко проработанные пути и средства воспитания студенческой молодежи (Д. Н. Гугин,
С. Г. Заец, Л. Н. Конягина, Т. И. Петракова, А. В. Фатов).
Рассматривая понятие «нравственность», мы взяли за основу определение Г. Н. Серикова, согласно которому нравственность - характеристика специалистов, в которой отражаются личные духовные и душевные качества, проявляющиеся в процессе осуществления ими профессиональной де-