Научная статья на тему 'Основные показатели и мотивы формирования экологической культуры в педагогическом проектировании культуры безопасности жизнедеятельности'

Основные показатели и мотивы формирования экологической культуры в педагогическом проектировании культуры безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1716
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ECOLOGICAL CULTURE / PEDAGOGICAL DESIGN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толмачева Л. В.

Рассмотрены основные показатели экологической культуры: экологическая просвещенность, экологическая осведомленность, экологические отношения личности. Выделены основные экологические мотивы формирования экологической культуры в педагогическом проектировании культуры безопасности жизнедеятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Parameters and Motives of Ecological Culture Formation in Pedagogical Design the Safe Ability of Life Culture

In the article the basic parameters of ecological culture are considered: ecological culture, ecological awareness, ecological attitudes of the person. The basic ecological motives of ecological culture formation in pedagogical design the safe ability of life culture are allocated

Текст научной работы на тему «Основные показатели и мотивы формирования экологической культуры в педагогическом проектировании культуры безопасности жизнедеятельности»

УДК:14.35.07

Л.В. Толмачева

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И МОТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Усваиваемые человеком экологические знания могут проявляться через экологическую просвещенность, экологическую осведомленность и экологические отношения личности.

Экологическая просвещенность в нашем понимании является основополагающим показателем развитости личности в экологической сфере, представляющим собой совокупность имеющихся у нее знаний по проблеме экологии, об особенностях природозащитной деятельности, о своих правах и обязанностях в данной сфере, возможностях их реализации и др. Ее развитие в структуре экологической культуры личности и культуры безопасности, в целом, выступает результатом целенаправленной деятельности государства и его институтов (в том числе - образовательные институты) по экологическому просвещению населения, включая распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическая просвещенность личности является также результатом изучения ею вопросов экологии в образовательных учреждениях, работы учреждений культуры, музеев, библиотек, природоохранных учреждений, организаций спорта и туризма, других учреждений по экологическому просвещению, инициативных усилий различных групп и ее представителей по повышению уровня своей экологической просвещенности и экологической просвещенности окружающих людей.

Несмотря на то, что интерес населения к экологическим проблемам в последние годы резко возрос, и увеличилось число лиц, более чем прежде, имеющих представления в экологической сфере, уровень экологической просвещенности в целом все еще остается крайне низким, что выступает барьером для формирования экологической культуры. Трудности обусловлены недостаточностью внимания в образовательных учреждениях вопросам экологии при изучении различных учебных курсов, свертыванием лекционной пропаганды, ограниченностью разъяснительной работы среди населения. Вместе с тем, более открытым стало освещение экологических катастроф в средствах массовой информации, что является существенным позитивом.

Согласно нашей концепции, вопросам экологической просвещенности необходимо уделять большее внимание в различных учебных заведениях. В раках осуществления экологического образования утверждение идей экоцентризма необходимо основывать на привлечении потенциала не только учебных курсов естественнонаучного блока, но и других, включая дисциплины по безопасности жизнедеятельности человека [1, 2].

Экологическая просвещенность тесно связана с экологической осведомленностью личности.

Экологическая осведомленность рассматривается нами как элемент экологического сознания, представляющий собой владение личностью информацией об экологическом состоянии среды своей жизнедеятельности, знание законов и иных нормативов как действующих, так и новых, регулирующих вопросы природопользования и экологической защиты, а также умение ориентироваться в различных действиях, необходимых для обеспечения экологической безопасности собственной жизни и деятельности.

Экологическая осведомленность не может быть сформирована раз и навсегда. Она может быть на должном уровне развития, если нужная информация постоянно доводится до

человека, если это делается в соответствии с требованиями времени и его личными потребностями, если поступление этой информации и комментарий к ней ведутся компетентными людьми, обладающими доверием. Вместе с тем, формирование и поддержание в оптимуме экологической осведомленности в настоящее время осложнено. Загруженность людей собственными проблемами повседневной жизни и деятельности приглушает их интерес к экологической информации. Им достаточно часто не хватает времени для того, чтобы более детально разобраться в причинах возникших экологических трудностей, а также желания для того, чтобы предпринять возможные для них действия по защите окружающей природы. Поверхностное знакомство с сутью проблем приводит к искажениям даже значимой и нужной информации по экологическим вопросам. Неосведомленность, неполное понимание, искаженное понимание, ошибочное толкование и другое могут вызывать отставание развития экологического сознания личности.

Имея мощную когнитивную основу в виде экологического просвещения и экологической осведомленности, экологическое сознание, тем не менее, не может рассматриваться в качестве простой суммы соответствующих научных понятий по экологическим проблемам или даже представлений в данной сфере. Это связано с тем, что, познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Познанные свойства экологических объектов определенным образом переживаются. Усваивая экологические факты, понятия, закономерности и прочего, они неизбежно подвергают их внутренней переработке, соотносят с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности, исходя из присущих личности этико-нравственных позиций, потребностей, интересов, жизненного опыта, целей деятельности и т.д.

Возникает новое, на этот раз уже интеллектуально-эмоциональное образование - отношение личности к экологическим объектам и связанной с ними практической деятельности (определение его субъективной значимости как хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого и т.п.). В результате, экологическое сознание может рассматриваться в качестве системы внутренних взглядов, представлений, отношений личности, касающихся вопросов функционирования системы «человек-природа» и самих экологических объектов, окрашенных эмоционально-ценностным отношением.

Экологическое сознание личности характеризуется через состояние присутствующих в его структуре четырех групп отношений: отношения к природе (к отдельным природным объектам, в целом к экологическим проблемам, к природоохранным институтам и т.д.); оценочные отношения к экологическому поведению людей, в целом, и профессиональной деятельности, в частности; к субъектам (физическим и юридическим) экологической деятельности и к самой их деятельности; к собственному экологическому поведению. В данных отношениях проявляется присущая личности с развитым экологическим сознанием озабоченность состоянием окружающей среды и нравственное отношение к природному миру [3, 4].

Высокий уровень развития экологического сознания стимулирует познавательную активность личности, побуждает ее к овладению новыми экологическими знаниями. Вместе с тем, обладание экологическим сознанием как интеграции соответствующих представлений и отношений само по себе еще не гарантирует, что они обязательно примут активную форму, а личность реализует имеющиеся у нее в отношении природы знания на практике, т.е. воплотит его в экологичном поведении. Иногда, рассуждения человека о необходимости бережного отношения к природе сопровождаются его прямо противоположным поведением в повседневной жизнедеятельности. Осознавая возможные печальные последствия пассивного поведения в экологической сфере, человек, тем не менее, не всегда бывает готов предпринять адекватные действия и решиться отвечать за возникшие в результате этого последствия. Поэтому к числу важнейших компонентов экологической культуры, с нашей точки зрения, относится также экологическая ответственность (по И. Д. Звереву).

Экологическая ответственность, формируемая на базе развитого экологического сознания у студентов технического вуза, является проявлением твердой экологической позиции личности, включающей понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа-человек-общество, убежденность в необходимости следования экологическим нормам, последовательную установку (ориентацию) на экологичное поведение, готовность воплотить его во всех сферах своей жизнедеятельности и обладание непоколебимой устойчивостью к соблазнам получить от природы сверх возможного. По сути, экологическая ответственность выступает результатом перехода экологических знаний и представлений в активно-ценностное отношение человека к природе в рамках своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Экологическая позиция отражает выработанные у личности установки и занятое ею место в системе отношений к природе (ее объектам и субъектам), а также связанных с ней экологических норм поведения.

Под установкой нами в данном случае понимается сформированная у субъекта на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой. Соответствующие экологической культуре установки выражаются в пристальном и устойчивом внимании и интересе к экологическим аспектам жизни общества, группы, членом которой человек является, и последовательном их решении. Ориентироваться, всегда проявлять внимание - значит, создать предпосылки, чтобы осмыслить, понять, соразмерить свое поведение с экологическими требованиями.

В своей совокупности установки организуются в систему экологических ориентаций. Экологические ориентации могут трактоваться как устойчивая система экологических установок, определенным образом ориентированная на экологические ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям. Доминирующие экологические установки (на охрану водоемов, животных, чистого воздуха и т.д.) образуют экологическую направленность личности, определяют ее экологическую позицию и характеризуют содержательную сторону экологических ориентации.

В задачи развития экологической культуры входит формирование активно-поддерживающей или, как минимум, исполнительной позиции личности по отношению к экологическим нормам.

Формирование экологической культуры студента технического вуза предусматривает выработку у него активной природоохранной и природосберегательной позиции. В частности, предусматривается формирование у него ориентации на поиск и обоснование возможных вариантов улучшения производственных процессов, привлечения малоотходных и безотходных технологий, ликвидирующих или уменьшающих количество вредных выбросов и т.д. (Т. Н. Бакаева, 2001. С. 12).

Важно учитывать экологические мотивы - побудительные силы личности, выраженные в личностном смысле экологичного поведения. Среди возможного многообразия экологических мотивов выделим следующие:

- общественный мотив - в обществе, в котором игнорируются вопросы экологии, жить невозможно; если и я не буду делать это, то порядка никогда не будет;

- гражданский мотив - здоровая экология является частью моих свобод и прав; я должен иметь возможность воспользоваться тем, что мне гарантировано государством, но я также несу по отношению к природе определенные обязанности и должен соблюдать их;

- коллективистский мотив - поддержание в чистоте воздуха, воды, почвы, природы -это общий интерес, общее дело, в котором и я должен делать то, что могу;

- мотив личного достоинства - не буду делать что-либо, что нарушает гармонию взаимодействия человека и природы, это оскорбляет меня;

- эстетический мотив - природа в своем первозданном виде столь прекрасна, что грубо вторгаться в нее, нарушая хрупкое равновесие системы «человек - природа» было бы величайшим злодеянием;

- мотив целесообразности - придерживаясь экологичного поведения, не принесу ущерба ни себе, ни окружающим и в результате ничто не помешает мне достичь своих целей;

- мотив безопасности - природа дает мне чистый воздух и воду, обеспечивает пищей, следовательно, угрозы в отношении природы, это угрозы моей безопасности.

Чаще всего экологическую позицию человека определяет не один, а несколько мотивов. Для личности с устойчивой экологической позицией характерно присутствие мотивов, находящихся на верхних уровнях иерархии. Вместе с тем, и другие мотивы способны составить основу выработки у человека экологической культуры.

Востребованная экологическая позиция включает в себя убежденность в личной причастности к деятельности по защите природе, по улучшению экологической составляющей своей жизни и деятельности. Она подразумевает развитое желание вести себя так, чтобы минимизировать негативное влияние на природные объекты, наличие экологически соразмерных целей, задач, планов, намерений в жизни, деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости нанесения ущерба природе.

Однако экологическая культура людей не исчерпывается формальными знаниями в сфере экологии. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться, поэтому необходимо учитывать степень практического владения этими знаниями.

Соответственно важнейшей компонентой экологической культуры выступает экологический опыт или экологическое поведение (по Э.В. Сайко). В широком смысле слова данный феномен представляет собой совокупность умений вести себя экологично, устойчивых навыков постоянного и повсеместного соблюдения экологических требований, стремления непрерывно расширять свое участие в экологических мероприятиях.

Применительно к студентам технического вуза экологический опыт требует определенной конкретизации. В частности, выпускник вуза должен уметь оценивать производство с позиций его воздействия на природные системы и биосферу в целом, создавать, выбирать и реализовывать на практике технологические решения, направленные на предупреждение загрязнения окружающей среды и на бережное расходование природных ресурсов (сырья, материалов, электроэнергии и др.).

На основе проведенного анализа экологическая культура может быть определена как обобщенная характеристика личности, помещенной в процессе создания и освоения материальных и духовных ценностей в систему «человек - природа», которая, интегрируя совокупность знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственное и ценностное отношение к ней, соответствующие умения и навыки, образует неразрывное единство ее экологического сознания, экологической ответственности и экологического опыта, влияющее на использование природных ресурсов как на глобальном, так и на региональном и локальном уровнях системы.

Экологическое сознание в нашем понимании представляет собой сферу сознания личности, отражающую экологическую действительность в форме экологических знаний, представлений, оценочных отношений к природе и практике ее защиты, регулирующих человеческое поведение в природной среде. Формами проявления экологического сознания выступают экологическая просвещенность, экологическая осведомленность и экологические отношения.

Экологическая ответственность является проявлением твердой экологической позиции личности, включающей ее убежденность в необходимости следования экологическим нормам, последовательную установку (ориентацию) на экологичное поведение и готовность воплотить его во всех сферах своей жизнедеятельности.

Экологический опыт в широком смысле слова понимается как умение человека вести себя экологично, быть способным постоянно и везде соблюдать экологические требования, обладать непоколебимой устойчивостью к соблазнам получить от природы сверх возможного.

Воспитание экологической культуры как одного из направлений педагогического проектирования культуры безопасности жизнедеятельности в полной мере соответствует позициям гуманистического подхода в образовании. Наличие экологической культуры позволяет субъекту через гармонизацию системы «человек - природа» наиболее адекватно определить свое место в окружающем мире, максимально полно актуализировать жизненные ресурсы, более полно раскрыться и проявить свои способности в разных сферах жизни и деятельности. Обеспечивая возможность достижения главных жизненных целей человека, экологическая культура создает основу для обеспечения им своей безопасности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 310с.

2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

4. ЯсвинВ.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.

УДК:14.35.07

Т.Н. Бакаева, Л.В. Толмачева

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На изменения акцентов в содержании образования не может не повлиять проявившееся в настоящее время обострение проблем взаимодействия человека с природой, которое, достигнув состояния кризиса, все сильнее сказывается на состоянии его безопасности.

Опасности игнорирования вопросов экологического воспитания тем весомее, что этот кризис проявляется по нескольким направлениям, охватывая разрушение экологического равновесия человека и природы, а также экологии самого человека.

О зыбкости имеющегося на сегодняшний день экологического равновесия предупреждают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Экхольм (1980), обращая внимание на то, что благосостояние человека, связанное с вмешательством в окружающую среду и введением новых сил, достигло такой точки, когда необходимо пристально следить за поддержанием экологического равновесия, так как последствия нарушения данного равновесия способны настигать раньше, чем можно их реально оценить. Одним из проявлений таких последствий может рассматриваться проявляющийся в городской среде эффект привыкания к свалкам, загазованности; при этом стираются границы экологического благополучия и неблагополучия, «планка снижается» (Е.В. Асахова). Человек постепенно утрачивает чувство опасности. Все сильнее преобладает прагматизм отношения к природе, психологическая противопоставленность человека другим живым существам, субъект-объектный характер их восприятия, не позволяющий включить природу в сферу действия этических норм (В. А. Ясвин, 2001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.