Научная статья на тему 'Проблемы экологического сознания и поведения студенческой молодежи'

Проблемы экологического сознания и поведения студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4145
389
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое сознание / экологические ценности / экологические знания / экологическое поведение / студенческая молодежь / environmental consciousness / environmental values / environmental knowledge / environmental behavior / students

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е. Ю. Гулько

В статье рассматриваются особенности экологического сознания и поведения студенческой молодежи. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что обеспокоенность студентами экологическими проблемами не находит выражения в их поведенческих практиках. Отмечается положительная оценка, связанная с осознанием ответственности и эффективности в решении экологических проблем городскими жителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR OF STUDENTS

The article discusses the features of environmental awareness and behavior of college students. The results of empirical studies show that students’ concern of environmental problems does not find expression in their behavioral practices. There is a positive evaluation of the sense of responsibility and effectiveness in solving of the environmental issues by urban residents.

Текст научной работы на тему «Проблемы экологического сознания и поведения студенческой молодежи»

УДК 306.3

Е. Ю. ГУЛЬКО,

аспирант Белорусского государственного университета, г. Минск

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются особенности экологического сознания и поведения студенческой молодежи. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что обеспокоенность студентами экологическими проблемами не находит выражения в их поведенческих практиках. Отмечается положительная оценка, связанная с осознанием ответственности и эффективности в решении экологических проблем городскими жителями.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологические ценности, экологические знания, экологическое поведение, студенческая молодежь.

Преодоление экологического кризиса, вызванного человеческой деятельностью, невозможно без изменений в мировоззрении людей, в их отношении к окружающему миру, повышения уровня экологического сознания и претворения экологического поведения в повседневную практику.

Студенчество как социальная группа является наиболее активной и восприимчивой к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Как отмечает Р. Инглхарт, новые модели поведения берет на вооружение в первую очередь именно молодое поколение, так как людям старшего возраста труднее отказаться от глубоко усвоенных привычек [1, с. 43].

Цель прикладного социологического исследования, проведенного автором в 2016 г., заключалась в определении уровня экологического сознания и экологического поведения студенческой молодежи г. Минска. Это нашло отражение в основных исследовательских задачах:

1) выявление наиболее значимых экологических проблем и уровня обеспокоенности данными проблемами;

2) определение значимости экологических ценностей в общей системе ценностей студенчества;

3) выявление уровня знаний и степени информированности по экологическим проблемам, программам по защите окружающей среды и деятельности экологических организаций;

4) характеристика экологического поведения студенчества.

В качестве объекта исследования выступали студенты 2-4-го курсов столичных вузов (БГУ, БГЭУ, БНТУ, БГУИР). Для сбора первичной социологической информации применялся метод анкетного опроса. Объем выборочной совокупности составил 625 студентов.

Актуальные экологические проблемы. В рамках проведенного исследования выяснялось отношение студенческой молодежи к экологическим проблемам. Наиболее актуальными проблемами окружающей среды, по мнению студентов, являются загрязнение выхлопами городского транспорта, загрязнение воздуха и радиационное загрязнение территории. Самые незначительные проблемы столицы, как считает студенческая молодежь, - это изменение климата и исчезновение отдельных видов птиц, рыб, растений, хотя и их актуальность весьма высока. Для 61 % студентов уровень обеспокоенности экологическими проблемами города можно оценить как высокий. 37 % минчан имеют средний уровень обеспокоенности по экологическим проблемам, 5 % - низкий. Такая ситуация может считаться весьма позитивной для Беларуси, так как более половины студентов отмечают важность экологических проблем для столицы и обеспокоены экологической обстановкой своего города.

Экологические ценности. Экологические ценности составляют часть более обширной системы ценностей. Ценности, являющиеся частью любой культуры, обозначают собой не только предмет или событие, но и предполагают определенную реакцию, выражающуюся в соответствующих социальных действиях. Российские социологи В. А. Ядов и А. Г. Здравомыслов метафорически называют ценности «осью сознания», предполагая, что восприятие человеком окружающего мира строится вокруг этой оси (см.: [2, с. 134]).

Среди представленных в анкетном опросе экологических ценностей данные распределились следующим образом: благоприятные экологические условия (53 %), сохранение природных ресурсов (47 %), забота об окружающей среде (39 %), повышение уровня экологической культуры (31 %), участие в экологически направленных акциях (21 %).

Полученные нами в ходе эмпирического исследования данные свидетельствуют о том, что экологические ценности не входят в число приоритетов студенческой молодежи. Они значительно уступают материальным и антро-поцентристским приоритетам респондентов. Это подтверждают и результаты проведенных ранее исследований под руководством белорусского социолога Л. Г. Титаренко в 2010-2014 гг., в том числе и среди студенческой молодежи г. Минска [3].

Российский социолог И. А. Сосунова отмечает, что для стран СНГ все еще характерно подчиненное положение экологических ценностей в ценностной системе населения. Поэтому в ситуации реального выбора экологические ценности обычно проигрывают материальным ценностям, личной безопасности, состоянию здоровья и т. д. [4, с. 43].

Одним из компонентов формирования ценностных ориентаций экологического характера является отношение к природе. Респондентам было предложено 8 пар высказываний, характеризующих антропоцентрические и экологические установки, которые необходимо было проранжировать в порядке их значимости. Так, антропоцентрическую направленность характеризуют следующие установки: природа - часть национального богатства; природа -

экологическая среда обитания человека; природа - образец для создания новой техники и технологии; природа - источник ресурсов для развития промышленности и экономики; природа - источник познания закономерностей окружающего мира.

Соответственно экологическую направленность характеризуют следующие положения: природа - условие гармоничного развития человека; природа - условие нравственного развития человека; природа - вдохновитель искусства.

Согласно данным опроса, актуальность и значимость данных высказываний для студенческой молодежи распределились следующим образом:

1) природа - это экологическая среда обитания человека;

2) природа - часть национального богатства;

3) природа - это условие гармоничного развития личности;

4) природа - образец для создания новой техники и технологии;

5) природа - это источник ресурсов для развития экономики и промышленности;

6) природа - это условие нравственного развития человека;

7) природа - вдохновитель искусства;

8) природа - источник познания закономерностей окружающего мира.

Как мы видим из представленных данных, лидирующие позиции занимают высказывания, характеризующие антропоцентрическую направленность сознания. Позиции, связанные с экологической направленностью, менее популярны среди студентов. Это является свидетельством того, что в сознании молодого поколения антропоцентрические установки имеют приоритет перед экологическими установками.

Экологические знания. Экологические знания являются когнитивной составляющей экологического сознания и выступают в качестве его основного структурного элемента. Наличие или отсутствие знаний у человека в значительной мере определяет характер его поведения по отношению к природе [5, с. 19].

Студенты оценивают уровень своих знаний как средний, в числовом выражении интегральный показатель уровня знаний о проблемах окружающей среды составил 5, 6 из 10 возможных. Имеющийся уровень знаний по экологическим проблемам студенты считают недостаточным для переориентации своего поведения на экологический лад.

Ряд вопросов касался знания респондентов касательно деятельности экологических организаций и проведения специальных мероприятий, направленных на защиту окружающей среды. При ответе на вопрос: «Слышали ли Вы о реализации в вашем городе программ, направленных на защиту окружающей среды?» данные распределились следующим образом: «такие программы есть, и я знаю о их существовании» - 14,6 % опрошенных, «я что-то слышал о таких программах, но точно не знаю, какие проблемы они решают» - 39,5 %,

«я ничего не слышал и не знаю о таких программах» - 28,2 %, затруднились с ответом 17,7 % респондентов. Что касается знаний студентов относительно деятельности экологических организаций, получены следующие варианты ответа: «такие организации есть, и я знаю о их работе» - 11,6 %, «я что-то слышал о таких организациях, но точно не знаю, чем они занимаются» - 34,7 %, «я не слышал о работе таких организаций» - 32 %, затруднились с ответом 21,4 % опрошенных. Представленные данные говорят о том, что студенты в большинстве своем не имеют четких представлений и не знают о наличии программ, направленных на защиту окружающей среды, и деятельности экологических организаций. Это может быть связано со слабой информированностью по данным вопросам, а также отсутствием интереса к экологической проблематике со стороны студенческой молодежи.

Несмотря на то что большая часть респондентов считает свои знания недостаточными для переориентации на более экологичный лад, в качестве основного препятствия для экологически ориентированного образа жизни большинство ответивших указали нехватку собственной инициативы граждан (55,8 % студентов). Второй по популярности причиной, препятствующей экологически ориентированному поведению, студенты называют нехватку поддержки и конкретных мер со стороны государства (32,4 %). Самым непопулярным ответом в данном вопросе стали варианты «отсутствие условий для реализации желаний на практике» - 18,8 % и «отсутствие научных знаний» - 6,1 %.

Основными источниками информации по экологической проблематике являются знания, полученные в школе/вузе - 69,4 %, Интернете - 51,4 %, по телевидению - 12,4 %.

Экологическое поведение. Экологические знания выступают в качестве своеобразного мостика между сферой сознания и поведения. Вместе с тем, насколько не был бы высоким уровень экологического знания, его главное назначение - использование в практической деятельности [6].

По самооценке студентов, свой образ жизни в той или иной мере экологически ориентированным считают 75,2 % студенческой молодежи. Причем больше половины студентов (63,3 %) отмечают, что за последние пять лет их образ жизни изменился в сторону защиты окружающей среды.

Вместе с тем обеспокоенность студенческой молодежи проблемами окружающей среды никак не сказывается на практической реализации. В этом и состоит главное противоречие: с одной стороны, студенты проявляют обеспокоенность проблемами окружающей среды, а с другой - подавляющее большинство из них (81 %) не предпринимает конкретных действий, направленных на улучшение экологической среды.

Среди тех, кто предпринимал действия для решения той или иной экологической проблемы, ответы распределились следующим образом:

вложили деньги в ту или иную акцию по защите окружающей среды -7,6 %;

проголосовали за определенную кандидатуру на выборах - 5,4 %;

участвовали в качестве добровольца в акции по защите окружающей среды - 3,4 %;

написали жалобу в местные органы власти - 1,8 %;

стали членом организации по защите окружающей среды - 0,7 %.

Как мы видим из представленных данных, преобладающими являются все же пассивные формы экологического поведения.

Ряд вопросов был направлен на выявление мнений студентов относительно того, кто должен нести ответственность за решение экологических проблем и кто является наиболее эффективным в решении этих проблем.

По мнению студентов, в первую очередь ответственность за решение экологических проблем должны нести городские власти - 41,2 % и городское население - 39,5 %. Лишь 13,3 % респондентов связывают решение экологических проблем с деятельностью экологических организаций, а 2,7 % - с бизнес-структурами. Эти данные говорят о том, что студенты, несмотря на то, что большую ответственность возлагают на деятельность государства, все же осознают и свою ответственность в этом процессе. Подобная ситуация касается и эффективности в решении экологических проблем и защиты окружающей среды. Среди институтов наиболее эффективны, по мнению респондентов, в решении экологических проблем опять же городские власти - 43,5 %, городское население - 30,6 %, экологические организации - 20,4 %, незначительная роль принадлежит бизнесу - 2,7 %.

Что касается действий, которые бы студенты порекомендовали для улучшения окружающей среды, то треть респондентов (32 %) наиболее существенной мерой считают повышение качества экологического образования в школах и вузах города, проведение общественных кампаний/акций по защите окружающей среды (31,3 %), а также повышение информированности населения по экологическим проблемам города (17,7 %).

Экологическое поведение, как правило, связано с выбором индивида между защитой окружающей среды и развитием экономики. Выбирая экологически ориентированный образ жизни, человек сознательно жертвует какими-то сторонами своей жизни в пользу более дружественного отношения к окружающей среде [7, с. 162]. Анализ ответов на вопрос о предпочтениях респондентов показал, что:

готовы жертвовать развитием экономики, чтобы защитить окружающую среду - 51,4 %;

готовы жертвовать качеством окружающей среды во имя развития экономики - 11,2 %;

нет нужды ничем жертвовать, поскольку развитие экономики не влияет на качество окружающей среды - 37,4 %.

Несмотря на то что половина респондентов отмечают готовность жертвовать развитием экономики во благо защиты окружающей среды, не может

остаться без внимания тот факт, что треть студенческой молодежи не осознает взаимосвязи между развитием экономики и состоянием окружающей среды. А ведь главный стержень концепции устойчивого развития - это синтез трех основных составляющих: экономической, социальной и экологической. Именно согласование и сбалансированность этих различных точек зрения являются основой устойчивого развития.

Резюмируя все вышесказанное, отметим, что у студенческой молодежи доминируют материальные ценности, в то время как экологические значительно уступают им и не входят в сферу интересов респондентов. Студенты оценивают уровень своих знаний как средний, но недостаточный для переориентации своего поведения на более экологический лад. Наблюдаются низкий уровень знаний и слабая информированность о деятельности экологических организаций и проведении программ, направленных на защиту окружающей среды. Несмотря на то что лидирующие позиции по показателям ответственности и эффективности в сфере решения экологических проблем, по мнению студентов, занимают городские власти, растет осознание ответственности самого городского населения, что отмечает треть респондентов.

Вместе с тем сохраняется главное противоречие, которое фиксируется уже на протяжении ряда исследований, проводимых российскими и белорусскими учеными [3; 6; 7]. С одной стороны, студенты проявляют обеспокоенность проблемами окружающей среды, а с другой - подавляющее большинство респондентов не предпринимает конкретных действий, направленных на решение экологических проблем и защиту окружающей среды.

Список использованных источников

1. Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития / Р. Инглхарт, К. Вельцель. - М. : Новое изд-во, 2011. - 464 с.

2. Шмелева, И. А. Психология экологического сознания / И. А. Шмелева. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 204 с.

3. Титаренко, Л. Г. Экологическое поведение в обществе риска: эмпирические типы (на примере города Минска) / Л. Г. Титаренко // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 1, Фiласофiя. Палггалопя. Сацыялопя. - 2014. - № 2. - С. 85-91.

4. Сосунова, И. А. Социально-экологические доминанты интеграционно-адаптационных процессов на постсоветском пространстве / И. А. Сосунова // Вестн. Междунар. Акад. наук (рус. секция). - 2009. - № 1. - С. 41-47.

5. Карако, П. С. Социальная экология: экологическое сознание / П. С. Карако. - Минск : Экоперспектива, 2011. - 215 с.

6. Егорова, Л. Г. Динамика экологического сознания горожан (на примере г. Казани) [Электронный ресурс] / Л. Г. Егорова, П. О. Ермолаева, Е. П. Носкова // Научная электронная библиотека «Киберленинка». - Режим доступа: http://cyberlemnka.ra/article/n/dmamika-ekologicheskogo-soznamya-gorozhan-na-primere-g-kazam. - Дата доступа: 12.09.2016.

7. Титаренко, Л. Г. Экологически ориентированный образ жизни как составляющая высокого качества жизни населения и устойчивого развития общества / Л. Г. Титаренко // Социол. альм. - 2011. - № 2. - С. 157-164.

166

E. K>. ryntKO

E. YU. GULKO

PROBLEMS OF ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS AND BEHAVIOR OF STUDENTS

Summary

The article discusses the features of environmental awareness and behavior of college students. The results of empirical studies show that students' concern of environmental problems does not find expression in their behavioral practices. There is a positive evaluation of the sense of responsibility and effectiveness in solving of the environmental issues by urban residents.

Keywords: environmental consciousness, environmental values, environmental knowledge, environmental behavior, students.

nocmynuna 31.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.