УДК 159.9
МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© 2011 Е.И.Чердымова
Самарский филиал Российской академии образования
Статья поступила в редакцию 31.07.2011
В XX столетии представления об экологическом сознании кардинально меняются. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего, с позиций утилитарно-экономического подхода, а также с позиций экологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственного психологического анализа содержания и структуры экологического сознания.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое сознание, структура экологического сознания, экологическое образование.
В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития (2005 -2014 гг.), суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи экологических знаний к способности учиться предвидеть последствия предпринимаемых профессиональных действий. В настоящее время образование в интересах устойчивого развития продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Это подтверждено принятием Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009 г.). Формирование экопрофес-сионального сознания напрямую связано с экологическим образованием, осуществляемым различными социальными институтами общества. Особое место среди них занимает высшая профессиональная школа.
Экопрофессиональное сознание большинства людей складывается стихийно. Для преодоления этой стихийности необходимо привлечение научных, идеологически интерпретированных знаний. Также необходимо помнить о том, что формирование экопрофессионального сознания, как правило, является процессом переориентации. Сознание, правильно отразив действительность, само становится определяющим по отношению к ней, направляя профессиональную деятельность на экологическое направление. Собственно, экологическое сознание в той мере, в какой оно правильно отразило современную экологическую ситуацию, должно сыграть определяющую роль в ее
Чердымова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры1 социальной психологии и педагогики. E-mail: cheiv77@mail. ru
преодолении1. Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание2. Развитие личности определяется ее взаимодействием с обстоятельствами жизни. Оно представляет собой процесс все более и более глубокого отражения объективной действительности, которое обеспечивает образование необходимых человеку внутренних свойств, непосредственно регулирующих его отношения к внешнему миру, поведение и деятельность. Во взаимоотношении личности и природной среды необходимо учитывать два решающих и взаимосвязанных момента: во-первых, характер воздействия обстоятельств жизни, отражаемых личностью, и, во-вторых, активность личности, в той или иной мере изменяющей обстоятельства в интересах общества и самой личности. Личность также формируется воспитанием. Целенаправленные педагогические воздействия с учетом обстоятельств жизни и психического склада ребенка могут изменять, переделывать сложившиеся отношения воспитанника и, более того, формировать новые. Следовательно, воспитание играет решающую роль в формировании личности, оно ведущий фактор ее развития. Активная деятельность - основное условие формирования способностей и характера. Основными видами деятельности человека являются игра,
1 Черды1мова Е.И. «Экологическое сознание» и «экологическая культура» в модели экологического образования // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. -Том 12. - №°3. - С 137 - 140.
2 Она же. Социально-психологические основания концепции формирования экологического сознания студентов. // Сибирский педагогический журнал (научно-практическое издание). - Новосибирск: 2009. - №13. -С.188 - 195.
Психология
учение и труд3. Следовательно, экологическое сознание людей эволюционирует от понимания положительного отношения к экологической информации до прочного и устойчивого убеждения в общественной и личной значимости усвоенной экологической идеи4. Результатом сформирован-ности определенного уровня экологического сознания является экологическое поведение. Как и экологическое сознание, экологическое поведение всегда является строго индивидуальным, отражающим неповторимые особенности индивида5. Экологическое поведение определяется с одной стороны - уровнем и особенностями экологического сознания, а с другой - необходимостью удовлетворения потребностей человека. Для активного научно обоснованного экологического сознания характерны созидательные цели экологического намерения6. Основная их направленность заключается в стремлении сохранить, насколько это возможно, экосистему или свести до минимума разрушающие действия в отношении прилегающих экосистем. Такое экологическое поведение объединяется понятием «охрана окружающей среды»7.
Элементарный уровень экологического сознания формируется уже в дошкольном возрасте, главным образом в процессе игровой деятельности и общении со взрослыми8. В школьном возрасте сознание развивается на основе учебной, общественной, трудовой деятельности, под определяющим вниманием возрастающих требований жизни, коллектива, общества. Именно школа обеспечивает целенаправленное, систематическое, планомерное, разностороннее, содержательное воздействие общества на детей. Вместе с тем, на ребенка огромное влияние оказывает семья, а также литература, радио, кино и театр. Развитие экологического сознания выражается в прогрессирующей дифференциации и интеграции психической деятельности, в формировании все более сложных процессов экологического восприятия, экологических представлений, экомышления,
3 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: 1972; Он же. Экогласность и образование // Советская педагогика. - 1991. - №№1. - С. 9 - 11.
4 Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: 2000.
5 Чердымова Е.И. Обоснование структуры экологического сознания для решения проблем экологического образования личности // Перспективы науки (Science prospects). - Тамбов: 2011. - №>1(16). - С.35 - 37.
6 Она же. Психолого-педагогический подход к формированию экологического намерения студентов вузов // Вестник УРАО. - М.: 2010. - №5 (53). - С .26 - 30.
7 Бондаренко В.Д. Культура общения с природой. - М.: 1987.
8 Чердымова Е.И. Инновационные технологии в форми-
ровании экологического сознания у дошкольников //
Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Том 12. - №>5. - С. 163 - 167.
эмоционально-волевой сферы, экологических потребностей, экологических интересов, экологических целей. Развитие экологического сознания -это не только обогащение, его содержания, рост числа представлений и понятий об окружающем мире и природных объектах, но и процесс развития сознательности, чувства ответственности9. В то же время анализ содержания вузовского образования показывает, что именно профессиональное сознание является тем главным «узлом», где сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки профессионала и проявлением в его профессиональной деятельности экологических намерений. Когнитивная парадигма является составляющей профессионального и экологического сознания, но не определяющей умения самостоятельно проявлять себя в профессиональной деятельности экологически целесообразно. Современная экологическая ситуация показывает, что массовая подготовка специалистов с развитым профессиональным сознанием, без соответствующей сформированности экологического сознания, а следовательно и экологических намерений, приводит к тому, что полученные профессиональные и экологические знания не переходят в соответствующее экологическое поведение и не формирует экопрофессио-нальное сознание. Профессиональное сознание, отражая, преобразуя окружающее пространство, зачастую способствует нарушению равновесия в природе, так как наблюдается оторванность развитости профессионализма от развитости экологического сознания. Из противоречия возникает цель - как, используя, развивая и совершенствуя общественное производство, полноценно удовлетворять объективно возрастающие потребности людей и при этом не уничтожать природу? Речь идет о формировании в сознании будущих специалистов доминирующих экологических намерений, способствующих появлению экологического поведения, как основы самосохранения не только отдельно взятой личности, но и всего общества в целом. На современном этапе профессиональное образование для устойчивого развития общества становится очевидным, что оно не выполняет важнейшую функцию реального формирования нового экологического мировоззрения, которое может обеспечить выход человечества из экологического кризиса10. Новые требования, предъявляемые обществом может выполнить только про-
9 Она же. Экологическое сознание учащихся: структура и критерии оценки // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. - Том 12. - №>5(3). - С 137 - 140.
10 Она же. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном педагогическом самосовершенствовании студентов в контексте экологического образования // Образование и саморазвитие, научный журнал. -Казань: 2010. - №3(19). - С. 27 - 33.
фессионал, имеющий системное видение экологической реальности и перспективы развития профессиональной деятельности, то есть имеющий высокий уровень экопрофессионального сознания. В соответствии с новыми ориентирами в основу развития экопрофессионального сознания должна быть положена концептуальная идея, согласно которой оно выступает определяющим фактором утверждения новой цивилизационной модели развития, обеспечивающей формирование профессионала с экологически ответственной позицией человека как субъекта социоприродного взаимодействия, переориентации профессиональных ценностей с утилитарно-потребительских по отношению к природе на духовные, экологически ориентированные. Экопрофессиональное сознание может быть определено как интегральное психологическое образование, отражающее способность специалиста к реализации экологических установок, намерений, на основе экопрофес-сиональных знаний обеспечивающих экологически и профессионально целесообразную деятельность; как сложное образование, состоящее из структурных (знания, отношение, установки, намерение) и функциональных компонентов (целе-полагание, знание, планирование, программирование, прогнозирование, отношение, самосознание, оценка, самооценка, самоконтроль, экологическое намерение).
Формирование экопрофессионального сознания студентов обеспечивается реализацией разработанной модели интеграции экологического и профессионального сознания студентов, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимозависимых блока (теоретико-методологического, психолого-педагогического, технологического), учитывающей релевантность внешней и внутренней детерминации экологического сознания, включающей: цель, задачи, содержание процесса формирования экопрофессионального сознания, этапы формирования экопрофессионального сознания, уровни становления экопрофессионального сознания,
психолого-педагогические условия, методы формирования экопрофессионального сознания, уровни развитости экопрофессионального сознания, прогнозируемый результат.
Формирование экопрофессионального сознания студентов включает в себя: 1) Формирование знаний - (результат процесса познания окружающей природной среды, отражающих ее в экопрофессиональном сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей и т.д.); 2) формирование отношений - (интериори-зированная система рефлексивных связей субъекта профессиональной деятельности с природными объектами); 3) формирование установок - (готовность, предрасположенность личности к восприятию будущих событий и действиям в природной среде в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответственной деятельности в природной среде и служит основой целесообразной избирательной активности человека в мире природы); 4) формирование намерений - (сознательное стремление специалиста завершить профессиональное действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого как профессионального, так и экологически обоснованного результата)11.
Методами, обеспечивающими развитие и формирование экопрофессионального сознания студентов являются: информирование посредством бесед, рассказов, лекций о взаимосвязи человека и природы; теоретическая, логическая, эмпирическая аргументация, групповые дискуссии и игры, тренинговые занятия, моделирование, проектирование, позволяющие приобщать студентов к экологической деятельности.
11 Чердымова Е.И. Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Том 13. - № 2(2). - С. 385 - 387.
FORMATION MECHANISMS OF THE PERSON ECOPROFESSIONAL CONSCIOUSNESSES IN THE COURSE OF TRAINING IN HIGHER SCHOOL
© 2011 E.I.Cherdymova
Elena Ivanovna Cherdumova, The candidate of psychological sciences, the senior lecturer at chair of social psychology and
pedagogics. E-mail: cheiv77@mail. ru
Samara branch of the Russian Academy of education
In the XX century the understanding of the ecological consciousness has completely changed. An attempt is being made to appreciate the ecological consciousness from the future point of view of the future and economy. Besides we appreciate it from the ecologically valuable point of new. We appreciate it from the point of view of importance for humanity in the certain period of time. We should mention that the problem of self psychological analyses of the content and structure of the ecological consciousness is being advanced to the front.
Keywords: ecological culture, ecological consciousness, structure of ecological consciousness, ecological formation.