Научная статья на тему 'Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности'

Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
632
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / СТРУКТУРА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАМЕРЕНИЯ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL KNOWLEDGE / ECOLOGICAL RELATIONS / ECOLOGICAL INSTALLATION / STRUCTURE OF ECOLOGICAL INTENTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чердымова Е. И.

Формируемое в процессе экологического образования экологическое сознание, его структурные компоненты: экологическое знание, экологические установки, экологическое отношение распространяются на мир окружающей природы, способствуя ее сохранности, разнообразию и устойчивому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL INTENTION AS A COMPONENT OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF A PERSON

Ecological consciousness formed in the course of ecological formation, its structural components: the ecological knowledge, ecological installations, the ecological relation extend on the world of the surrounding nature, promoting its safety, a variety and a sustainable development.

Текст научной работы на тему «Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности»

УДК 159.9

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАМЕРЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

© 2011 Е.И.Чердымова

Самарский филиал Российской академии образования

Статья поступила в редакцию 01.02.2011

Формируемое в процессе экологического образования экологическое сознание, его структурные компоненты: экологическое знание, экологические установки, экологическое отношение распространяются на мир окружающей природы, способствуя ее сохранности, разнообразию и устойчивому развитию.

Ключевые слова: экологическое сознание, экологические знания, экологические отношения, экологическая установка, структура экологического намерения

На современном этапе ключевым инструментом парадигмы перехода человеческой цивилизации на модель устойчивого развития является формирование экологического сознания. Экологическое сознание является важным звеном в системе результатов экологического образования1. Следовательно, встает проблема изучения экологического сознания как психологического явления, а также разработки методов психологической диагностики и формирования экологического сознания.

Анализ концепций Г.В.Акопова, В.М.Бехтерева, Ф.Е.Василюка, Л.С.Выготского, В.П.Зин-ченко, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского и др. позволил определить различные подходы к определению и описанию уровней сознания2. В качестве логического ядра определения категории «сознание» В.Вундт определяет сознание как «сумму осознаваемых нами состояний». Сознание по В.Вундту представляет собой «некоторое содержание (знание) и его организацию (схему), причем сама схема может не осознаваться»3. Л.С.Выготский связывает сознание со смысловым строением, которое, в свою очередь, определяется отношением к внешнему миру4. Один из подходов к изучению смысловых компонентов сознания был разработан А.Н.Леонтьевым: «Сознание должно быть

Чердымова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики. E-mail: cheiv77@mail. ru

1 Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Эколого-ориентированное мировоззрение личности: Монография. - М.: 2008.

2 Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований. - М.: 2010.

3 Вундт В. Сознание и внимание. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея и

B.Я.Романова. - М.: 1976. - С. 8 - 24.

4 Выготский Л.С. Проблемы развития психики / Под

ред. И.М.Матюшкина. Собр. Соч.: в 6 т. - М.: 1989. -

C. 156 - 167.

психологически раскрыто в его собственной характеристике. Оно должно быть понято не только как знание, но и как отношение, как направленность5. Здесь позиция А.Н.Леонтьева тесно смыкается с точкой зрения В.Н.Мя-сищева: «В понятие сознания входит как знание, «осознание» объектов внешнего мира, так и отношение человека к осознаваемым объек-там»6. Вторая характеристика сознания - отношение, очевидно не всегда и не в полном объеме «осознаваема» - и ее непосредственное исследование требует иных средств. Однако изучение первой, вполне осознаваемой характеристики, весьма часто дает возможность оценить также систему отношений7.

В психологическом словаре сознание определяется как высший уровень психического отражения, присущий только человеку и эмпирически проявляющийся в совокупности чувственных и умственных образов. Более конкретно, как «отношение к миру со знанием», определяется сознание в другом психологическом словаре8. Как видим, в приведенных определениях противопоставлены две стороны сознания, а именно: процессы сознания (внимание, память, аффект и т.д.) и содержание сознания (если отношение понимать как «осознанное бытие»). Проведенный анализ структуры сознания показал, что большинство авторов в структуре индивидуального сознания выделяет четыре основные психологические характеристики: совокупность знаний; различение субъекта и объекта; целеполагание деятельности; отноше-

5 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 1975. - С. 265.

6 Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии / Под ред. В.Н.Колбановского и Б.Ф.Поршнева. - М.: 1965. - С.273 - 285.

7 Акопов Г.В. Психология сознания: ....

8 Краткий психологический словарь. - М.: 1985.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №2(2), 2011

ние к миру, другим людям, себе. Экологическое сознание - это тоже самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира природы и конструктивно-творческим его преобразованием.

Рассмотрев вышеуказанные теории, мы можем сделать вывод о том, что, повышая уровень развитости экологических знаний, мы «автоматически не переходим» к экологически грамотному поведению. Следовательно, возникает необходимость выявления такого компонента экологического сознания, который наиболее эффективно мог бы «высвечивать» переход экологических знаний к экологическому поведению личности.

В структуре индивидуального экологического сознания мы выделяем четыре основных психологических компонента: совокупность экологических знаний; отношение к миру природы (экологическое отношение), экологические установки и экологическое намерение. Экологическое намерение - сознательное стремление завершить экологическое действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого результата. На наш взгляд, экологическое намерение является интегрированным личностным образованием, структура которого представляет собой единство четырех компонентов: когнитивного, аффективно-оценочного, ценностно-целевого, поведенческого.

Когнитивный компонент экологических намерений представлен экологическими знаниями, есть результат процесса познания личностью ожидаемой экологической деятельности; отражает ее в экологическом сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий, принципов, законов, закономерностей. Аффективно-оценочный компонент складывается из экологической самооценки, позитивного отношения к субъектам природы, есть система рефлексивных связей с ожидаемой экологической деятельностью, основанной на способности к мысленному отражению своих чувств относительно природных объектов и действий в природной среде. Ценностно-целевой компонент определяет приоритетные цели экологических намерений и экологические ценности, есть готовность, предрасположенность к предстоящей деятельности в природной среде в определенном направлении, обеспечивающая целенаправленный характер протекания экологической деятельности и служит основой целесообразной избирательной активности в мире природы. Поведенческий компонент отвечает за процессы актуализации экологической цели и саморегуляции экологической деятельности, есть сознательное стремление завершить

экологическую деятельность соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого экологического результата.

При формировании экологического намерения в структуре экологического сознания личности в психолого-педагогической практике необходимо учитывать релевантность внешней и внутренней детерминации экологического сознания (познавательная функция природной среды с экологическим знанием и экологической оценкой; эстетическая с экологическим отношением, функция удовлетворения потребности в компетентности, функция общения, реабилитационная функция и функция референтного лица с экологической самооценкой и экологическим самосознанием; психофизиологическая и психотерапевтическая функции с экологическим самоконтролем; функция самореализации с экологическим планированием, экологическим целеполаганием, экологическим программированием, экологическим прогнозированием, экологическим намерением). Мы согласны с мнением В.И.Панова о том, что необходимо учитывать расширение экологического сознания (прошлое, результаты предшествующих микроактов как ставшая форма «бытия в действительности», настоящее, последующий микроакт как становящаяся форма психической реальности «бытия в действительности», будущее, окружающая среда подлежащая психическому отражению, психическая реальность как «бытие в возможности»), а также учитывать ведущую деятельность, для студентов - трудовая деятельность, самоопределение, освоение и выработка ценностей9.

Формирование и развитие экологических намерений личности в современных условиях экологической ситуации еще не стало предметом достаточно полного изучения в психологической науке. Внедрение в образовательную практику психолого-педагогического сопровождения, формирующего и развивающего экологические намерения, позволит личности наиболее гибко осуществлять экологическую деятельность в современных экологических условиях.

Ценность экологического образования для природной среды состоит в том, что формируемое в его процессе экологическое сознание, его структурные компоненты: экологическое знание, экологические установки, экологическое отношение распространяются на мир окружающей природы, способствуя ее сохранности, разнообразию и устойчивому развитию.

9 Лебедева В.П., Орлов В.А., Панов В.И. Практико-ориентированные подходы к развивающему образованию // Педагогика. - 1996. - №5.

ECOLOGICAL INTENTION AS A COMPONENT OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF A PERSON

© 2011 E.I.Cherdymova

Russian Academy of Education. Samara Branch

Ecological consciousness formed in the course of ecological formation, its structural components: the ecological knowledge, ecological installations, the ecological relation extend on the world of the surrounding nature, promoting its safety, a variety and a sustainable development.

Keywords: ecological consciousness, ecological knowledge, ecological relations, ecological installation, structure of ecological intention.

Elena Ivanovna Cherdymova, Candidate of Psychology, Associate Professor of Social Psychology and Pedagogy Department. E-mail: cheiv77@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.