УДК 316.6
Е.И. Чердымова*
ЭКОПРОФЕССИОНАЛЪНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ**
В статье рассматриваются интеграция экологической и профессиональной подготовки и, как результат, формирование экопрофессионального сознания на современном этапе как ключевой инструмент парадигмы перехода человеческой цивилизации на модель устойчивого развития, что может быть достигнуто только путем установления коэволюционных отношений между обществом и природой как качественно новой системы социокультурных экологически ориентированных регуляторов человеческой деятельности.
Елючевые слова: устойчивое развитие, экологическое образование, экологическое сознание, экопрофессиональное сознание, структурные компоненты экопрофессионального сознания.
Научно-технический прогресс в развитии человечества привел к появлению и массовому использованию таких технологий, которые поставили вопрос о необратимых нарушениях экологического равновесия на планете. Техногенные экологические катастрофы в своей основе имеют экопрофессиональные ошибки, поскольку технические системы конструируются и управляются людьми без учета законов существования и развития живых систем. Существующие экологические проблемы в конечном счете, вызываются рассогласованием целей человека-профессионала и человека как неотъемлемой части биосферы.
Право на нормальную окружающую среду — одно из основных прав человека. Создание подобной среды — это наша общая задача. Решить е ё без поддержки гражданского общества государство не в состоянии, и поэтому диалог по этой весьма и весьма непростой проблематике крайне необходим (Д. Медведев, 2012), с одной стороны, между властью, бизнесом и общественными организациями — с другой.
В решении экологических проблем в настоящее время все большую роль начинает играть интеграция экологической и профессиональной подготовки с целью формирования экопрофессионального (ЭП) сознания - как фактора перехода к устойчивому развитию в системе «Человек — Природа — Общество».
В условиях трансформации российского общества, реформирования экономики особую актуальность и социальную значимость приобретает необходимость расширения научных исследований в области изучения специфики ЭП-сознания различного рода специалистов. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла
* © Чердымова Е.И., 2013
Чердымова Елена Ивановна ([email protected]), кафедра социологии социальной сферы и демографии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
** Работа над данной статьей выполнена по гранту в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг., соглашение № 14.В 37.21.0024.
Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития (2005—2014 гг.), суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи экологических знаний к способности учиться предвидеть последствия предпринимаемых профессиональных действий. В настоящее время образование в интересах устойчивого развития продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Это подтверждено принятием Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009 г.) и проектом основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, где важным аспектом является экологическое просвещение, а 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Формирование ЭП-сознания напрямую связано с экопрофессиональной подготовкой, осуществляемой различными социальными институтами общества. Особое место среди них занимает высшая профессиональная школа.
В то же время анализ содержания вузовского образования показывает, что именно профессиональное сознание становится тем главным «узлом», где сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки профессионала и проявлением в его профессиональной деятельности экологических намерений.
В психолого-педагогических научных исследованиях рассматривались подходы к формированию экологического сознания с различных позиций: с общетеоретической (М.Н. Берулава, А.В. Гагарин, А.В. Иващенко, С.Д. Дерябо, Д.Н. Кавтарадзе, Н.А. Лызь, Н.Н. Моисеев, В.И. Панов, Т.В. Ильясова, В.А. Сластенин, Л.В. Тарасов и др.); с мировоззренческо-аксиологической (З.И. Васильева, Н.Д. Никандров, А.В. Кирьякова, И.Я. Лернер и др.); с методической (И.П. Белов, В.И. Горовая,
A.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина,
B.М. Сенкевич и др.).
В ряде работ выдвигаются идеи проектирования образовательного процесса, обеспечивающего формирование экологического сознания студента через интеграцию, целостность, системность (С.В. Алексеев, А.И. Арнольдов, Н.Ф. Винокурова, С.Н. Глаза-чев, В.И. Данильчук, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.С. Зорилова, В.В. Николина, Б.М. Сапунов, В.А. Сластенин, Р.В. Степанец и др.).
В то же время большинство психолого-педагогических исследований носит общетеоретический характер или касается вопросов образования, тогда как многие психологические аспекты формирования ЭП-сознания студентов остаются менее исследованными.
В психолого-педагогической исследованиях экологического сознания профессионалов весьма сужен спектр понимания интеграции экологической и профессиональной подготовки и становления ЭП-сознания.
В контексте анализируемых позиций ученых представляется важным устранение расплывчатости и неопределенности в понимании ряда понятий, связанных с проблемой интеграции экологической и профессиональной подготовки, формирования экоп-рофессионального сознания, его структурных компонентов; раскрытие мотивацион-ных факторов ЭП-деятельности и формирования ЭП сознания студентов разных профилей обучения как цели и результата экологической и профессиональной подготовки.
Профессиональное сознание, отражая, преобразуя окружающее пространство, зачастую способствует нарушению равновесия в природе, так как наблюдается оторванность развитости профессионализма от развитости экологического сознания. Из про-
тиворечия возникает цель — как, используя, развивая и совершенствуя общественное производство, полноценно удовлетворять объективно возрастающие потребности людей и при этом не уничтожать природу? Речь идет о формировании в сознании будущих специалистов доминирующих экологических намерений, способствующих появлению экологического поведения как основы самосохранения не только отдельно взятой личности, но и всего общества в целом.
Ведущие экопсихологи определяют «мировоззренческую функцию» экологического образования. В.И. Панов считает, что целью такого образования является формирование экологического императива в сознании человека. [6, с. 407]
Ряд ученых сходится во мнении, что непонимание законов функционирования экосистем разного уровня стало одной из причин совместного кризисного состояния биосферы, а соответственно, возникновения проблемы экологической безопасности. [1—5; 7] При этом сложившееся представление о том, что все экологические проблемы сводятся лишь к борьбе с загрязнением среды, в силу своей ограниченности начинает служить тормозом на пути к созданию глобальной экологической безопасности. Становится все более очевидным, что те цели, которые изначально ставились перед экологическим образованием, все еще остаются недостигнутыми. В настоящее время необходимо расширить систему подготовки специалистов в области профессиональной экологической деятельности, а также повышения квалификации и переподготовки специалистов разного профиля по вопросам рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической культуры.
Предлагаемая концепция формирования ЭП-сознания, построенная на идее устойчивого развития общества и коэволюции Человека и Природы, обеспечивает формирование нового экопрофессионального сознания. Концепция состоит из двух взаимосвязанных и взаимозависимых блоков (теоретико-методологического, технологического). Теоретико-методологический блок показывает, что совокупность экопсихологического, синергетического, интегративного подходов способствует развитию когнитивного, ценностно-мотивационного, ориентационного, конативного компонентов ЭП-сознания студентов, так как экопсихологический подход к пониманию экопрофессионального сознания рассматривает систему «Человек — Природа» как целостный, совместный субъект, реализующий в своем становлении общеприродные принципы развития и тем самым способный к саморазвитию за счет реализации: принципа экологичности, принципа психического развития человека в ходе его обучения в контексте системы «Человек — Природа». Синергетический подход способствует формированию экопрофессионального сознания за счет реализации принципа сплайсинга, эффекта совмещения экологической и профессиональной подготовки и, как следствие, формирования ЭП-намерения и ЭП-созна-ния в целом, принципа флуктуации (отклонения) ЭП-сознания, принципа диссипации (самовыстраивания) компонентов ЭП-сознания. Интегративный подход рассматривает интеграцию экологической и профессиональной подготовки как объединение разнородных ранее частей экологической и профессиональной подготовки в единое целое на основе установления связей между составляющими их компонентами (когнитивный, ценностно-мотивационный, ориентационный, ко-нативный) за счет реализации принципа интегративности, принципа целостности ЭП-сознания как чрезвычайно сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы.
Технологический блок отражает теоретико-технологическую идею перехода от простой передачи экологических и профессиональных знаний к способности действовать соответственно намеченной экологически целесообразной программе, направ-
ленной на достижение предполагаемого профессионального результата. Способствовать данной стратегии может формирование у студентов ЭП-намерений, которые делают процесс перехода ЭП-знаний в экологически целесообразную деятельность профессионала прозрачным.
ЭП намерение является интегрированным личностным образованием, структура которого представляет собой единство четырех компонентов: когнитивного, аффективно-оценочного, ценностно-целевого, поведенческого.
Модель интеграции экологической и профессиональной подготовки обеспечивает поэтапное развитие ЭП-сознания, которое соответствует определенному уровню интеграции профессиональной и экологической подготовки. Первый уровень — конвергентный, соответствует первому этапу экопрофессиональной подготовки — подготовительному. Результат конвергентного уровня — студент получает те знания, которые отражают связанность профессиональной и экологической подготовки как системы, в которой все элементы связаны. Понятийный параллелизм этого вида интеграции допускает существование двух синхронно движущихся категориальных систем — профессиональной и экологической; второй уровень — реципрокный, соответствует второму этапу экопрофессиональной подготовки — развивающему. Результат реципрокного уровня — ценности и идеалы, в основе которых лежат экопрофес-сиональное отношение, социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и профессиональную деятельность.
Третий уровень — когерентный, включает в себя явление сплайсинга. Сплайсинг - процесс соединения, сращивания компонентов экологической и професио-нальной подготовки. Когерентный уровень - процесс «нанизывания» нескольких (множества) интегрируемых компонентов профессиональной и экологической подготовки на единый стержень, играющий роль системообразующего ядра. В результате мы имеем тесную систему связей (взаимосвязей) как между данным ядром и другими интегрируемыми составляющими, так и между последними. Когерентный вид интеграции — высший вид взаимосвязи компонентов экологической и профессиональной подготовки, которому присущи нерасторжимость объективность, монообъектность. Когерентный уровень является третьим этапом подготовки, он рефлексивный, непосредственно связан с экологическими намерениями в профессиональной деятельности. Результат когерентного уровня — экопрофес-сиональные ориентации и установки на прогнозирование влияния профессиональной деятельности на экологическую ситуацию; установки на получение, поиск, переработку информации по уменьшению негативного воздействия техносферы и творчески использовать ее в своей практической профессиональной деятельности; намерение студентов к профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом, использованием специальных экопрофессиональных знаний в конкретных профессиональных условиях; намерение вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду профессиональной деятельности.
Проведенный в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы, по гранту в форме субсидии в рамках реализации соглашения №° 14.В 37.21.0024 эксперимент повлиял на развитость экопрофесси-онального сознания студентов и его структурных компонентов.
Важно отметить, что, несмотря на существенное различие результатов развитости экопрофессионального сознания у студентов разных курсов и различных факультетов, после проведения эксперимента результаты развитости высокого уровня экоп-рофессионального сознания у них распределились достаточно равномерно. Лидерами
являются студенты пятых курсов — 39,2 % (гуманитарная направленность), 36,0 % (естественнонаучная направленность), 29,4 % (экономическая направленность) и 35,2 % (техническая направленность); затем следуют результаты высокого уровня развитости экопрофессионального сознания студентов первых курсов (24,2, 28,6, 24,7 и 29,0 % соответственно), далее — студенты третьих курсов (19,2, 23,2, 22,8 и 19,8 % соответственно). Также заметно снижение показателей низкого уровня развитости экопрофессионального сознания, средний показатель снижения по группам — 28,6 %.
Необходимо констатировать, что наибольший сплайсинг экологической и профессиональной подготовки в рамках реализации когерентного уровня интеграции наблюдается у студентов V курса из группы гуманитарной направленности, студентов III курса группы естественнонаучной направленности, студентов V курса экономической направленности и студентов I курса технической направленности.
Таким образом, экопрофессиональное сознание превращается в наиболее «передовой» блок инновационных усилий в сфере образования, в источник судьбоносных трансформаций, так как профессиональное сознание, отражая, преобразуя окружающее пространство, зачастую способствует нарушению равновесия в природе. Наблюдается оторванность развитости профессионализма от развитости экологического сознания. В условиях модернизации экономики в экологически безопасную, внедрения нанотехнологий в производство общество нуждается в формировании экопрофессио-нального сознания специалистов.
Анализ психолого-педагогической литературы по этой проблематике показывает, что решение проблемы интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов, осуществляемое на философско-этическом, психологическом, педагогическом уровнях, требует раскрытия генезис научных представлений об экологическом, профессиональном сознании и сознании в целом.
Библиографический список
1. Акопов Г.В., Чердымова Е.И. Личностно-ориентированное экологическое образование // Экология личности: мат-лы Российской науч.-практ. конференции. Санкт-Петербург, 7-8 апреля 1998 г. СПб., 1998. С. 179.
2. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания: монография. М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. 232 с.
3. Данилов-Данильян В.И. О психологических аспектах охраны окружающей среды // Вторая Российская конференция по экологической психологии: мат-лы. Москва, 12-14 апреля 2000 г. / под ред. В.И.Панова. М.; Самара: Изд-во МГППИ, 2001. С. 9-11.
4. Дерябо С.Д. Методологические проблемы психологии экологического сознания // Экологическая психология: тез. 1-й рос. конф. Москва, 3-5 декабря 1996 г. М.: Психологический институт РАО, 1996. С. 50-52.
5. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: монография. М.: РУДН, 2008. 422 с.
6. Панов В.И. Экологическая психология: системный анализ // Идея системности в современной психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 407-433.
7. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 с.
234
BecmnuK ComIY. 2013. № 8/2 (109)
E.I. Cherdymova*
ECO PROFESSIONAL TRAINING OF EXPERTS FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS DIRECTION OF MODERNIZATION OF HIGHER SCHOOL
In the article the integration of ecological and professional training and, as a result, the formation of eco professional conciousness on modern stage as a key instrument of paradigm of transition to human civilization on the model of sustainable development that can be reached only by means of establishment of co evolutional relations between the society and nature as qualitatively new system of social and cultural ecologically oriented regulators of human activity is viewed in the article.
Key words: sustainable development, ecological education, ecological consciousness, eco professional consciousness, structural components of eco professional consciousness.
* Cherdymova Elena Ivanovna ([email protected]), the Dept. of Social Sphere and Demography, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.