УДК 159.9
МОДЕЛЬ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СОЗНАНИЯ
© 2011 Е.И.Чердымова
Самарский филиал Российской академии образования
Статья поступила в редакцию 27.07.2011
На современном этапе ключевым инструментом парадигмы перехода человеческой цивилизации на модель устойчивого развития является интеграция экологического и профессионального сознания и как результат -формирование экопрофессионального сознания.
Ключевые слова: интеграция, экологическое сознание, ние, экопрофессиональное сознание.
На современном этапе профессиональное образование для устойчивого развития общества становится очевидным, что оно не выполняет важнейшую функцию реального формирования нового экологического мировоззрения, которое может обеспечить выход человечества из экологического кризиса. Новые требования, предъявляемые обществом может выполнить только профессионал, имеющий системное видение экологической реальности и перспективы развития профессиональной деятельности, то есть имеющий высокий уровень экопрофессиональ-ного сознания. Экопрофессиональное сознание - единство и целостность имеющихся у личности экологических и профессиональных знаний, субъективного отношения к природе, экологических установок и намерений. В соответствии с новыми ориентирами в основу развития эко-профессионального сознания должна быть положена концептуальная идея, согласно которой оно выступает определяющим фактором утверждения новой цивилизационной модели развития, обеспечивающей формирование профессионала с экологически ответственной позицией человека как субъекта социоприродного взаимодействия, переориентации профессиональных ценностей с утилитарно-потре-бительских по отношению к природе на духовные, экологически ориентированные1.
Модель интеграции экологического и профессионального сознания с целью формирования экопрофессионального сознания студентов позволяет проектировать устойчивую пространственно-временную структуру экопрофессио-
Чердымова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики. E-mail: cheiv77@mail. ru
1 Чердымова Е.И. Экологическое сознание (теоретические и эмпирические исследования): Монография. -Самара: 2011.
профессиональное сознание, экологическое намере-
нального сознания, содержание по вертикальным и горизонтальным направлениям позволяет прогнозировать и корректировать его формирование. Модель интеграции экологического и профессионального сознания с целью формирования экопрофессионального сознания студентов удовлетворяет следующим критериям: 1) связность, или цельность, которая предполагает ограничение исследования выделением существенных зависимостей между объективными областями; 2) константность, или стабильность, основными признаками которой являются: воспроизводимость (моделируемый комплекс может быть обнаружен в разнообразных условиях, ситуациях и оказывается инвариантным при изменении ряда параметров явления) и технологичность (модель должна проверяться в реальном эксперименте или наблюдении и потому в нее не могут быть включены «скрытые» параметры); 3) наблюдаемость, т.е. необходимость связывать ключевые моменты теоретической модели с реальными эффектами, которые можно фиксировать в изучаемой области объектов; 4) обозримость - необходимость включать в модель по возможности минимальное число параметров.
Разработанная модель является по цели -инструментальной, так как описывает средства и технологию формирования экопрофессио-нального сознания и его структурных компонентов у студентов; по способу реализации -знаковой, так как представляет объект - оригинал посредством условных обозначений (схемы, буквенно-словесные описания); по характеру воспроизводимых сторон - структурно-функциональной, так как отражает структуру эко-профессионального сознания и особенности взаимосвязи его структурных компонентов. В модели интеграции экологического и профессионального сознания с целью формирования экопрофессионального сознания студентов вы-
Психология
делены три взаимосвязанных и взаимозависимых блока: теоретико-методологический (раскрывает исходные положения, лежащие в модели); психолого-педагогический блок (отражает структуру и функции экопрофессиональ-ного сознания, взаимосвязь его структурных компонентов); технологический блок (содержит алгоритм реализации модели в целостном педагогическом процессе. Определены цель (формирование экопрофессионального сознания студентов разных профилей обучения), задачи (формирование адекватных экологических знаний; формирование субъективного экологического отношения к природе; формирование экологических установок; формирование экологических намерений); психолого-педагогические условия, этапы (подготовительный, развивающий, рефлексивный) и уровни сформированности экопрофессиональ-ного сознания студентов (высокий, средний, низкий). Целостность процесса формирования экопрофессионального сознания студентов обеспеченная взаимосвязью всех составных частей модели. Только в совокупности сформированные в структуре экопрофессионально-го сознания студентов компоненты (знание, отношение, установка, намерение) и обеспечивают интеграцию экологического и профессионального сознания студентов разных профилей обучения2.
В психолого-педагогическом блоке модели интеграции экологического и профессионального сознания с целью формирования экопро-фессионального сознания студентов представлена структура экопрофессионального сознания личности (знания, отношения, установки, намерение)3. В разработанной модели преподаватель и психолог реализуют следующие функции: информационную, консультационную; развивающую; коррекционную; рефлексивную. Теоретическое осмысление проблемы исследования позволил нам выделить комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие экопрофессионального сознания личности и его структурных компонентов.
В технологическом блоке модели интеграции экологического и профессионального сознания представлен алгоритм реализации модели. В модели процесс формирования экопро-фессионального сознания представлен как це-
2 Чердымова Е.И. Обоснование структуры экологического сознания для решения проблем экологического образования личности // Перспективы науки (Science prospects). - 2011. - №1(16). - Тамбов: - С.35 - 37.
3 Чердымова Е.И. Экологическое намерение как компонент экологического сознания личности // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - Том 13, №2(2). - С. 137 - 140.
лостный, подразделяющийся на следующие этапы: 1) Подготовительный, где осуществляется предварительный сбор эмпирической информации, необходимой для процесса формирования экопрофессионального сознания и его структурных компонентов (изучается вид развитости знаний, отношения, установок, намерения); актуализируется потребность студентов работать в направлении формирования экопрофессионального сознания. 2) Развивающий, где создаются условия формирования экопрофессионального сознания и его структурных компонентов. 3) Рефлексивный, где подводятся итоги работы и получают обратную связь, корректируются процесс взаимодействия, оценивается удовлетворенность взаимодействием. На наш взгляд, только на основе анализа всей совокупности полученных данных, рассмотрения их в системе и целостности, можно сделать окончательные выводы, от которых в ряде случаев может зависеть дальнейший процесс экопрофессионального обучения и воспитания.
Концептуальная модель интеграции экологического и профессионального сознания с целью формирования экопрофессионального сознания охватывает два взаимосвязанных теоретических конструкта: методологический базис, включающий психолого-педагогические представления, выражающие общие сущностные характеристики процесса интеграции с целью формирования экопрофессионального сознания; психолого-педагогическую основу, трансформирующую эти представления в образовательные концепты и включает: образовательную цель (подготовка профессионалов, имеющих системное видение экологической реальности и перспектив развития, освоивших методологию и инновационные технологии профессиональной деятельности, имеющий высокий уровень экопрофессионального сознания); ин-тегративный процесс (интеграция экологического и профессионального сознания); прогнозируемый результат (формирование экопро-фессионального сознания).
Проблема формирования экопрофессио-нального сознания студентов в целом и его структурных компонентов в частности имеет перспективы развития. Сюда следует отнести изучение психолого-педагогических механизмов коррекции потребительского отношения к природе, экологических установок; исследование экологического намерения, эффективности экологической деятельности в зависимости от экологического намерения, совершенствование диагностического инструментария. Большой интерес вызывает модернизация экологического образования в условиях реализации кон-
цепции устойчивого развития, а также построение системы непрерывного экологического образования и воспитания. С исследованием
данных вопросов могут быть связаны перспективы дальнейшей разработки проблемы.
INTEGRATION OF ECOLOGICAL AND PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS IN ECO-PROFESSIONAL CONSCIOUSNESSES FORMATION
© 2011 E.I.Cherdymova
Samara branch of the Russian Academy of education
At present, the key tool to human civilization transition to sustainable development model is integration of ecological and professional consciousness, and as a result, eco-professional consciousnesses formation.
Key words: integration, ecological consciousness, professional consciousness, ecological intention, eco-professional consciousness.
Elena Ivanovna Cherdymova, Candidate of Psychology, Senior Lecturer, Chair of social psychology and pedagogics. E-mail: cheiv77@mail. ru