Научная статья на тему 'Конативный компонент в структуре экопрофессионального сознания'

Конативный компонент в структуре экопрофессионального сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1015
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ: КОГНИТИВНЫЙ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ / ОРИЕНТАЦИОННЫЙ / КОНАТИВНЫЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чердымова Е. И.

В статье рассматривается экопрофессиональное сознание как результат интеграции экологической и профессиональной подготовки в целях устойчивого развития. Уделяется внимание конативному компоненту экопрофессионального сознания студентов, намерению студентов к профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом, вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONATIVE COMPONENT IN THE STRUCTURE OF ECO PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS

The article considers eco professional consciousness as a result of integration of environmental and vocational training for sustainable development. Attention is paid to conative component of eco professional consciousness of students, to the intent of students for professional work in accordance with environmental imperative to conduct practical research and make conclusions on the technogenic load on the environment of professional activity.

Текст научной работы на тему «Конативный компонент в структуре экопрофессионального сознания»

УДК 316

Е.И. Чердымова*

КОНАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В СТРУКТУРЕ ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ

В статье рассматривается экопрофессиональное сознание как результат интеграции экологической и профессиональной подготовки в целях устойчивого развития. Уделяется внимание конативному компоненту экопрофессионального сознания студентов, намерению студентов к профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом, вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду профессиональной деятельности.

Ключевые слова: экопрофессиональное сознание, структурные компоненты экопрофессионального сознания: когнитивный, ценностно-мотивационный, ориентационный, конативный.

В условиях трансформации российского общества, реформирования экономики, особую актуальность и социальную значимость приобретает необходимость расширения научных исследований в области изучения специфики ЭП сознания различного рода специалистов. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития (2005—2014 гг.), суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи экологических знаний к способности учиться предвидеть последствия предпринимаемых профессиональных действий. В настоящее время образование в интересах устойчивого развития продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Научно-технический прогресс в развитии человечества привел к появлению и массовому использованию таких технологий, которые поставили вопрос о необратимых нарушениях экологического равновесия на планете. Техногенные экологические катастрофы в своей основе имеют экопро-фессиональные ошибки, поскольку технические системы конструируются и управляются людьми без учета законов существования и развития живых систем. Существующие экологические проблемы в конечном счете, вызываются рассогласованием целей человека-профессионала и человека как неотъемлемой части биосферы [3; 4].

Профессиональное сознание, отражая, преобразуя окружающее пространство, зачастую способствует нарушению равновесия в природе, так как наблюдается оторванность развитости профессионализма от развитости экологического сознания. Из противоречия возникает цель — как, используя, развивая и совершенствуя общественное производство, полноценно удовлетворять объективно возрастающие потребности людей и при этом не уничтожать природу? Речь идет о формировании в сознании будущих специалистов доминирующих экологических намерений, способствующих появлению экологического поведения, как основы самосохранения не только отдельно взятой личности, но и всего общества в целом [1].

* © Чердымова Е.И., 2014

Чердымова Елена Ивановна ([email protected]), кафедра социологии социальной сферы и демографии, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Экопрофессиональное сознание (ЭП сознание) — интегральное психическое образование, отражающее взаимодействие специалиста и Природы, в основе которого лежат экоп-рофессиональные знания, осознание себя как части Природы и понимание окружающего мира через призму ЭП отношений к нему, где ведущей установкой является позитивная позиция рационального использования природных и общечеловеческих ресурсов, намерений, обеспечивающими экологически и профессионально целесообразную деятельность в целях устойчивого развития и коэволюции человека и природы [6].

На наш взгляд, экопрофессиональное сознание является центральной категорией вузовской подготовки.

Сущностная характеристика экопрофессионального сознания как результата интеграции экологической и профессиональной подготовки в целях устойчивого развития отражает следующие аспекты: концептуальные (система базовых положений, общедидактических принципов, принципов деятельностного, субъектно-деятельностно-го, экопсихологического подходов); структурные:

— когнитивный компонент представляет собой познавательную и аккумулятивную функции личности студентов. Он включает в себя Научные знания о природе, взаимосвязи человека с природой; о балансе между сложившейся экологической обстановкой и профессиональной деятельностью; об экологических закономерностях развития ситуации в техносфере;

— ценностно-мотивационный компонент отражает рефлексивно-порождающую функции и включает ценности и идеалы, в основе которых лежат экопрофессиональ-ная позиция, социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и профессиональную деятельность;

— ориентационный компонент представляет собой экопрофессиональные ориентации и установки на прогнозирование влияния профессиональной деятельности на экологическую ситуацию. Установки на получение, поиск, переработку информации по уменьшению негативного воздействия техносферы и творчески использовать ее в своей практической профессиональной деятельности;

— конативный — намерение вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду профессиональной деятельности. Намерение студентов к профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом — использованием специальных экопрофессиональных знаний в конкретных профессиональных условиях, намерения как сознательное стремление специалиста завершить профессиональное действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого как профессионального, так и экологически обоснованного результата. Экопрофессиональное намерение выступает как момент внутренней подготовки к исполнению действия и наиболее эффективно прогнозирует экологическое поведение в профессиональной деятельности [5].

Конативный компонент экопрофессионального сознания детерминирован системой побудительных сил субъектов интеграции, их опредмеченных экологических потребностей, притязаний, намерений в профессиональной деятельности.

Показателем конативного компонента являются намерения. В этом качестве, как считает Л.П. Буева, сознание непосредственно выступает как механизм «внутреннего регулятора социальной деятельности и поведения личности» [2]. Проведя математическую обработку данных при помощи Т-критерия Вилкоксона, мы выяснили, что сдвиг результатов экопрофессионального сознания и его компонентов, после проведения эксперимента, попадают в зону значимости. Достоверность типичных изменений, равна 0,01, т. е. формирование экопрофессионального сознания и его компонентов с помощью модели интеграции экологической и профессиональной подготовки эффективно. Так же опираясь на данные, полученные с помощью Т-критерия Вилкоксона, мы можем говорить о том, что формированию поддаются все компоненты

экопрофессионального сознания: конативный (ТЭмп = 17,5), ценностно-мотиваци-онный (ТЭмп = 15), ориентационный (ТЭмп = 9,8), когнитивный (ТЭмп = 6,1). Коэффициент ранговой корреляции гб Спирмена, показывает, что в зону значимости попали все критерии. Наибольшая связь установлена в паре экопрофессиональное сознание — намерение (гб = 0,839 корреляция значима на уровне 0,01); значимость между экопрофессиональным сознанием и отношением (гб = 0,641 корреляция значима на уровне 0,01); следующее по значимости между экопрофессиональным сознанием и установкой (гб = 0,447 корреляция значима на уровне 0,05) и меньше всего значимая взаимосвязь между экопрофессиональным сознанием и знаниями (гб = 0,431 корреляция значима на уровне 0,05).

Поведение личности — это вершина айсберга, «подводную» часть которого образуют доминирующая система мотивов, потребностей, интересов и установок личности, характерологические особенности человека, его система отношений к социальному окружению и к самому себе, особенности восприятия и переживания личностью данной конкретной ситуации и др.

По результатам пилотажного исследования можно сделать следующие выводы:

— студенты гуманитарного и естественнонаучного направления, независимо от курса, в целом, более ответственно относятся к окружающей среде по сравнению со студентами технической и экономической направленности;

— наиболее высокие показатели развитости экологического сознания получены студентами первых курсов;

— наиболее низкие показатели развитости экологического сознания получены студентами пятых курсов всех направленностей обучения;

— сформированность перцептивно-аффективного компонента экологического сознания у студентов 1 курса может быть охарактеризована как высокая, у студентов 3 курса как средняя, у студентов 5 курса как низкая;

— результаты когнитивного компонента экологического сознания показали, что у большей части опрошенных первокурсников наблюдается средний уровень экологически ориентированной познавательной активности, практически одна третья третьекурсников и пятикурсников показала низкий уровень экологически ориентированной познавательной активности;

— практический компонент экологического сознания у студентов 1 курса находится на высоком уровне, у студентов третьего курса находится на среднем уровне, у студентов пятого курса — низком уровне;

— когнитивный компонент экопрофессионального сознания лучше развит у студентов первого курса, к старшим курсам наблюдается неравномерное снижение результатов, следовательно, научные знания о природе, взаимосвязи человека с природой, о балансе между сложившейся экологической обстановкой и профессиональной деятельностью, об экологических закономерностях развития ситуации в техносфере от курса к курсу снижаются и утрачивают свою значимость;

— важно отметить, что самый низкий результат получен студентами пятого курса по ценностно-мотивационному компоненту экопрофессионального сознания, который включает ценности и идеалы, в основе которых лежат экопрофессиональная позиция, социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и профессиональную деятельность;

— самый низкий результат получен по конативному компоненту экопрофессионального сознания студентами от первого до пятого курса. Причем опять наблюдается снижение показателей экопрофессионального сознания к концу обучения в вузе.

Следовательно, намерение вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду, которую оказывает профессиональная

деятельность, намерение к профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом — использованием специальных экопрофессиональных знаний в конкретных профессиональных условиях у выпускников вузов находится на низком уровне.

Библиографический список

1. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований: монография. М.: Институт психологии РАН, 2010. 272 с.

2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. 268 с.

3. Чердымова Е.И. Экологическое сознание (теоретические и эмпирические исследования): монография. Самара: ПГСГА, 2011. 140 с.

4. Чердымова Е.И. Модель интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов в процессе обучения в вузе: монография. М.: УРАО, 2012. 231 с.

5. Чердымова Е.И. Экологическое намерение личности Экологическое намерение личности: монография. М.: УРАО, 2013. 238 с.

6. Чердымова Е.И., Сорокина Т.М. Организационно-психологическое сопровождение формирования экопрофессионального сознания студентов: монография. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. 348 с.

References

1. Akopov G.V. Psychology of consciousness: Issues of methodology, theory and applied research: monograph. M., Institut psikhologii RAN, 2010, 272 p. [in Russian]

2. Bueva L.P. Social environment and the consciousness of an individual. M., MGU, 1968, 268 p. [in Russian]

3. Cherdymova E.I. Environmental consciousness (theoretical and empirical researches): monograph. Samara, PGSGA, 2011, 140 p. [in Russian]

4. Cherdymova E.I. Model of an integration of environmental and professional training of students in the process of training in the university: monograph. Moscow: URAO, 2012, 231 p. [in Russian]

5. Cherdymova E.I. Environmental intention of personality. Environmental intention of a person: monograph. Moscow, URAO, 2013, 238 p. [in Russian]

6. Cherdymova Е.1, Sorokina T.M. Organizational and psychological support of formation of eco professional consciousness of students: monograph. Samara, Izd-vo «Samarskii universitet», 2013, 348 p. [in Russian]

E.I. Cherdymova*

CONATIVE COMPONENT IN THE STRUCTURE OF ECO PROFESSIONAL CONSCIOUSNESS

The article considers eco professional consciousness as a result of integration of environmental and vocational training for sustainable development. Attention is paid to conative component of eco professional consciousness of students, to the intent of students for professional work in accordance with environmental imperative to conduct practical research and make conclusions on the technogenic load on the environment of professional activity.

Key words, eco professional consciousness, structural components eco professional consciousness. cognitive, axiological and conative, orientational, conative.

* Cherdymova Elena Ivanovna ([email protected]), Department of Sociology of Social Sphere and Demography, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.