ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПЕСОЧНОЙ
ТЕРАПИИ Гузенко Н.В.
Гузенко Наталья Владимировна - магистрант, Направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, кафедра специальной педагогики и психологии, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: работа посвящена рассмотрению психолого-педагогических возможностей песочной терапии у дошкольников. В статье проанализированы варианты применения песочной терапии, выявлено положительное влияние для психокоррекции ребенка и реализации образовательных задач.
Ключевые слова: песочная терапия, психокоррекция, творчество, игра.
УДК-373
Sandplay - песочная терапия - один из интересных методов, используемых специалистами в качестве обучающего, терапевтического, коррекционного средства. Песок - природный материал, обладающий собственной энергетикой. Мельчайшие частички, активизируя чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев, ладонях и ступнях, вызывают положительные эмоции и приятные воспоминания (игры в песочнице, строительство замков, бег по песку и т.п.). Своей податливостью, сыпучестью и пластичностью песок способен завораживать, позитивно влиять на психоэмоциональное состояние, создавать естественную комфортную среду для творчества, стимулируя созидательную деятельность.
Терапевтический эффект игры с песком был выявлен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875 —1961), считавшим, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного [8]. Наибольший вклад в разработку психоаналитических основ применения данного вида терапии внесли Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Шарлотта Бюлер, Маргарет Лоуэнфелд, Дора Калфф и другие специалисты. Суть этой терапии базируется на признании результатов проделанной работы с песком (изображения, символы и т.п.) в отражении специфики личностных проблем, раскрытии неосознанных вопросов и конфликтов, демонстрации потребностей человека. Таким образом, песочная терапия позволяет выявить психотравмирующую ситуацию на символическом уровне, «проработать» негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения, снизить уровень тревожности.
С течением времени возможности метода расширились, появились многочисленные модификации и формы. В настоящее время существует несколько направлений Sandplay и представители различных концепций имеют возможность использования песочной терапии в своей практике. В связи с этим, на международной конференции в Сан-Франциско (1995) было принято решение: Sandplay с большой буквы «S» - классическая форма юнгианской песочной терапии, sandplay с маленькой «s» - различные модификации методов (песочная арт-терапия, медитации, сказки, дидактические игры на песке, реабилитационные программы и др.) [7, с. 94].
Весомый вклад в раскрытие потенциала песочной терапии, обладающей достаточной универсальностью для использования в психотерапевтической, психологической и педагогической практике учреждений, внесли отечественные педагоги - Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич и др. В педагогических разработках [1, 4, 5, 7 и др.] освещены специальные программы: «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А.В. Валиевой, «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н.Ф. Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С.Ю. Кондратьевой и т.п. Подобные
практикоориентированные работы представляют методические наработки в различных направлениях, свидетельствующие об эффективности применения песочной терапии при работе с детьми и способствующие ее распространению.
Изучение опыта современных специалистов выявило, что помимо традиционного способа психокоррекции, проводимого в специальной песочнице (подносе), существует многообразие методов песочной арт-терапии, которые также положительно сказываются на развитии детей. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в куче песка или используя специальные приспособления. К примеру, основными приемами увлекательного рисования песком являются формирование рисунка струей песка из зажатой ладони и вычерчивание элементов по поверхности рассыпанного материала на специальном столе с подсветкой. Как и любое рисование, этот вид способствует развитию обоих полушарий головного мозга, фантазии, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и, что немаловажно, мелкой моторики. Общеизвестно, от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук во многом зависит и речь ребенка, благодаря наличию на руках множества рецепторов, отсылающих импульсы в центральную нервную систему.
Интересным видом продуктивной деятельности детей является лепка из кинетического песка, который благодаря полимерным добавкам представляет собой однородную массу. Имея привычный вид влажного песка, кинетик более пластичен, сочетает в себе текучие свойства и способность принимать заданную форму. В педагогическом плане это дает возможность организации целенаправленной созидательной деятельности у детей, с последующим анализом и вербализацией результатов их труда.
Широкий спектр психолого-педагогических возможностей песочной терапии имеют и современные интерактивные приспособления, позволяющие перевести детский «взор» от плоскости электронного планшета на объёмное пространство песочного стола. Это прогрессивное оборудование, созданное для коррекции психоэмоционального состояния ребенка. Инновационная модель песочницы с интерактивным эффектом позволяет совместить в игровом процессе развлекательную и образовательную составляющую.
Рассматривая потенциал интерактивной песочницы «iSandBOX», Т.М. Грабенко [3] раскрывает педагогические и психологические аспекты различных режимов интерактивной песочницы («Времена года», «Вулкан», «Флора и фауна» и т.д.). Использование интерактивной песочницы способно разнообразить технологии совместной деятельности участников образовательного процесса, решить множество коррекционных и образовательных задач.
Таким образом, можно подытожить, что разнообразные виды песочной терапии способны оказывать комплексное воздействие на развитие человека, благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний. Увлекательные занятия с песком расслабляют, позволяют раскрепоститься стеснительным или успокоиться чересчур импульсивным и активным людям. Создавая картину собственного мира из песка и проигрывая взволновавшие ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения и ежедневного стресса. Работы с песком благотворно сказываются на развитии ребенка, поскольку положительно влияют на его эмоциональный фон, передают богатство тактильных ощущений, расширяют возможности развития креативного мышления, позитивно влияют на психоэмоциональное состояние, создают естественную комфортную среду для творчества, стимулируя созидательную деятельность.
Список литературы
1. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. № 4, 2006.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб: Речь, 2005. 340 с.
3. Грабенко Т.М.Интерактивная песочница iSandBOX: методическое обеспечение, описание режимов песочницы / О.В. Серебренникова. СПб, 2018. 46 с.
4. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр / О.Ю. Епанчинцевой. СПб: Детство-Пресс, 2011. 78 с.
5. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии / авт.-сост. М.А. Федосеева. Волгоград: Учитель, 2016. 122 с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. 96 с.
7. Сакович Н.А. История и современные тенденции песочной терапии. // Вестник Практической Психологии Образования, 2007. № 2 (11). Апрель-июнь. С. 94-97.
8. Юнг К.Г. Психология и алхимия. М.: Рефл-бук, 2003. 592 с.