Научная статья на тему 'Песочная терапия как метод психологической помощи в педагогической и коррекционной психологии'

Песочная терапия как метод психологической помощи в педагогической и коррекционной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2912
984
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / ДИАГНОСТИКА / ПРОФИЛАКТИКА / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Максимова И.В.

В статье описывается метод «песочной терапии», который позволяет одновременно, решать задачи диагностики, профилактики, консультирования и коррекции в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Песочная терапия как метод психологической помощи в педагогической и коррекционной психологии»

32

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

© Максимова И.В.*

Московский городской психо лого-педагогический университет

г. Москва

В статье описывается метод «песочной терапии», который позволяет одновременно, решать задачи диагностики, профилактики, консультирования и коррекции в образовательной среде.

Ключевые слова: песочная терапия, диагностика, профилактика, консультирование, коррекция.

Коррекционная психология тесно взаимодействует со многими науками, которые в свою очередь состоят из самостоятельных наук и отраслей наук. К такому взаимодействию можно отнести педагогику, которая делится на общую педагогику, методику преподавания предметов детям, как с нормальным уровнем развития, так и с отклонениями в развитии. Коррекционная психология во взаимодействии со специальной педагогикой повышает уровень развития детей с врожденными или приобретенными дефектами. Также взаимодействие наук позволяет формировать научно целостный взгляд на процесс развития человека с ограниченными способностями.

Метод «терапии песком» в педагогической практике, является для детей самым близким и безопасным методом. Это позволяет получить комплексный образовательно-терапевтический эффект. Сегодня можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.

Песок - загадочный материал, он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра с песком - это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Дора Калфф автор этого метода, швейцарский юнгианский аналитик, считает главным принципом это «создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент - ребёнок или взрослый, который может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания,

Магистрант факультета «Консультативной и клинической психологии».

Педагогическая и коррекционная психология

33

часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» [Дора Калфф, «Sandplay», 1980].

Игра с песком как консультативная методика была описана в 1939 году английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Впервые на занятиях М. Ло-венфельд дети начали использовать миниатюрные объекты вместе с песком и водой. В 1950-х гг. Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Будучи юн-гианским аналитиком она создала теоретико-методологическую базу и назвала технику игры в песок песочной терапией. Долгое время «Sandplay» существовала исключительно в юнгианской парадигме. Большинство старших специалистов, применяющих на практике метод игры с песком, - юн-гианские аналитики, но большинство членов Международного общества терапевтов, использующих метод игры с песком, не являются юнгианскими аналитиками. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В настоящее время представители различных концепций имеют возможность использования песочницы в своей практике.

Процесс накопления опыта работы с песком представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит о том, что песочница - это среда для общения человека с самим собой и символами реального мира. С другой стороны, использование миниатюрных фигурок, определенной последовательности организации работы, появление различных консультативных техник, позволяет говорить о песочной терапии как о методе, обладающем достаточной универсальностью для использования в психотерапевтической, психологической и педагогической практике.

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно, а ее применение имеет свои особенности. А так как для обучающих целей уникальные возможности песка долгое время практически не использовались, то, чтобы заполнить этот пробел, российскими специалистами была создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом. Можно сказать, что сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве.

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и

34

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

поиск путей развития. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Эти образы появляются в символической форме в процессе создания творческого продукта -композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они актуализируются в сновидениях или при использовании техники активного воображения. Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции) экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе со взрослыми и детьми.

Также песочная терапия может с успехом применяться как один из инструментов сопровождения участников образовательного процесса (учителей, родителей и педагогов). Этот метод позволяют психологу одновременно решать задачи диагностики, профилактики, консультирования и коррекции. В этой связи ниже мы будем употреблять понятие «клиент», подразумевая участника образовательного процесса (учащегося, родителя или педагога).

Выделим основные преимущества песочной терапии в образовательном процессе:

1. Взаимодействие с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, что делает его прекрасным средством для развития и саморазвития клиента.

2. Песочная терапия обеспечивает многогранный опыт благодаря множественности символических значений. Символика объектов и материалов, используемых в песочной терапии, могут служить так называемым общим языком, когда человек часто не может выразить или сформулировать свои чувства.

3. Визуальная форма работы делает зримым то, что заблокировано на вербальном уровне, снимает контроль сознания. Появляется возможность материализовать прошлый опыт или травмы семьи и разрешить их.

4. Песочная терапия создает мост между бессознательным и сознательным, физическим и духовным, рациональным и эмоциональным, вербальным и невербальным.

5. Песочная терапия обеспечивает непосредственную игру, где нет никакого правильного и неправильного пути. Песочные миры создаются без предварительной подготовки, без планирования и моделирования и поэтому соответствуют внутреннему миру создателя.

6. Песочная терапия позволяет снять контроль сознания. Процесс создания своего мира из песка позволяет смягчить сопротивления и уменьшить защиту клиента, создавая ему безопасное пространство для самораскрытия.

Педагогическая и коррекционная психология

35

7. Песочная терапия является естественным языком для детей.

8. В песочных картинах есть еще один важнейший психотерапевтический ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений.

Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Человек, играющий в песочнице с миниатюрными предметами, воплощает фигуру волшебника, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами, получает возможность творческого изменения напрягающей его в данный момент ситуации или состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, клиент получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана.

Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, следует подчеркнуть и наличие мощных ресурсов песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенком. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект. Причем сегодня можно уже можно говорить о таком эффекте не только по отношению к нормально развивающимся детям, но и их сверстникам с особенностями развития.

Применять метод песочной терапии можно с младшими школьниками для развития мелкой моторики. Песочные игры, отличное развивающее занятие для детей. В таких играх развивается не только мелкая моторика, но и глазомер, мышление, фантазия, концентрация внимания и усидчивость.

Метод песочной терапии можно использовать в работе с подростками в образовательном процессе со следующим спектром проблем:

- различные формы нарушений поведения;

- сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, учителями) и сверстниками;

- психосоматические заболевания;

- повышенная тревожность, страхи;

- сложности, связанные с изменениями в семье (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (адаптация к жизни).

36

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Главной целью работы специалиста с семьей является помощь родителям и детям в познании себя и мира своего ребенка, в преодолении неуверенности, тревог и страхов, связанных с различными сторонами жизни, в успешной реализации себя как родителя.

Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины. Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Метод песочной терапии используется в гештальт-терапии, групповой психотерапии, семейной терапии, арт-терапии - это позволяет психологу расширить свои диагностические и коррекционные возможности в работе с детьми и взрослыми, особенно в случае закрытости клиента или избегания обсуждения отдельных тем. Используя данный метод, психолог, одновременно может решать задачи диагностики, коррекции и развития, клиент решает задачи самовыражения, самоактуализации. Топография песочных картин также дает много материала психологу для понимания состояния клиента. Можно увидеть, как воспринимает клиент сам себя, свое место в социуме; наличие резервных сил, состояние прогресса или регресса.

При включении в традиционные педагогические занятия элементов песочной терапии дает больший воспитательный и образовательный эффект:

1) существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

2) в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»;

3) в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие внимание, память, мышление), а также речь и моторика;

4) совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

5) песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.

Опыт применения песочной терапии в рамках работы психолога показывает, что различные модификации песочной терапии могут быть очень эффективными в работе не только психологов и психотерапевтов, но и учителей, дефектологов, социальных работников и логопедов.

Педагогическая и коррекционная психология

37

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010. - 340 с.

2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. -СПб.: Речь, 2006.

3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

4. Дора Калфф. «Sandplay». - 1980.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

© Филатова Т.П.*

Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, г. Москва

В данной статье изложены основные формы взаимодействия, концептуальные подходы, а также проведен анализ наиболее масштабных исследований психосоциальных факторов риска формирования данного вида аддиктивного поведения для руководства при составлении и наиболее эффективном проведении первичной психолого-педагогической программы профилактики компьютерной игровой аддикции у подростков.

Ключевые слова «первичная психолого-педагогическая профилактика», «компьютерная игровая аддикция», «психологическая зависимость от компьютерных игр», «игрок», «геймер».

В связи с развитием компьютерной игровой индустрии, ставшей доступной людям практически любого социального положения и уровня дохода, все чаще в средствах массовой информации представителями по взаимодействию со средствами массовой информации Следственных комитетов при прокуратурах Российской Федерации оглашаются официальные версии совершенных подростками уголовно наказуемых деяний, причин суицидов и летальных исходов от чрезмерно длительных компьютерно-игровых марафонов, некоторые из которых указанны в хронологическом порядке в табл. 1.

* Соискатель кафедры Психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, старший лейтенант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.