Научная статья на тему 'Возможности песочной трапии в логопедической работе по формированию фонетико-фонематических процессов у обучающихся с умственной отсталостью'

Возможности песочной трапии в логопедической работе по формированию фонетико-фонематических процессов у обучающихся с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
448
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Ключевые слова
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лапко Т.Н.

В статье рассматриваются возможности использования песочной терапии в коррекционно-логопедической работе по развитию фонетико-фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лапко Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности песочной трапии в логопедической работе по формированию фонетико-фонематических процессов у обучающихся с умственной отсталостью»

УДК 376

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕСОЧНОЙ ТРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© 2019 Т. Н. Лапко

учитель-логопед e-mail: lapkotatjananikolaevna @ mail. ru

Россия, Курская область, Курский район, ОКОУ «Новопоселеновская школа-интернат»

В статье рассматриваются возможности использования песочной терапии в коррекционно-логопедической работе по развитию фонетико-фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: фонетико-фонематические процессы, песочная терапия, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В настоящее время все более актуальна проблема по формированию фонетико-фонематических процессов у обучающихся с умственной отсталостью, так как нарушения речи у них носят системный характер, вследствие чего страдают все компоненты речевой системы. Кроме того, увеличилась тенденция поступающих в школу-интернат обучающихся, имеющих грубые нарушения фонетико-фонематических процессов.

Слух является непременным условием формирования речи. То, как ребенок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка, является одним из важнейших условий развития у него правильного звукопроизношения.

Анализируя результаты исследования особенностей фонетико-фонематических представлений обучающихся 1-3 классов ОКОУ «Новопоселеновская школа-интернат», мы сделали выводы о несформированности у них фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. А именно: выявились ошибки, в основе которых лежат трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

В условиях реализации требований ФГОС это вызвало необходимость выбора новых методов, способствующих решению данной проблемы.

Поиск эффективных методов коррекционно-логопедического воздействия по формированию фонематических представлений у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволил нам обратиться к песочной терапии.

Положительное влияние технологии песочной терапии на различные сферы (речевую, коммуникативную, двигательную, познавательную) подтверждено многими исследователями (К.Г. Юнг, Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.М. Грабенко, О.Е. Громова, О.Ю. Епанчинцева и др.). Это позволило использовать её в качестве основного инструмента логопедического воздействия по устранению фонетико-фонематических недостатков у обучающихся с ОВЗ, имеющих умственную отсталость.

Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют речевые зоны в коре головного мозга, снимают мускульное, психоэмоциональное напряжение, свойственное

Раздел 2. ВАРИАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛИЦ С ОВЗ

детям с умственной отсталостью. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к речевым центрам, расположенным в левом полушарии головного мозга. По данным А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, совместные движения пальцев рук и артикуляционного аппарата активизируют речевую и интеллектуальную деятельность обучающихся, развивают мелкую моторику.

Технология песочной терапии решает задачи коррекции и развития не только отдельных компонентов речи, но и речевой системы в целом, логопедические игры с песком повышают мотивацию к занятиям, создают ситуацию успеха [Грабенко, Зинкевич-Евстигнеева 2004, 2007]. На занятиях обучающиеся, с одной стороны, играют, с другой стороны, у них нет страха ошибиться, так как на песке быстро можно исправить их. Это даёт возможность ребенку ощущать себя успешным.

К числу наиболее актуальных проблем, решаемых с помощью метода песочной терапии, относятся:

- создание на занятиях оптимальных условий для развития фонетико-фонематических процессов и речевой системы в целом у умственно отсталых школьников;

- развитие познавательной деятельности, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;

- развитие коммуникативных навыков, мотивации речевого общения.

В целях исследования возможностей метода песочной терапии по коррекции и развитию фонематических представлений у умственно отсталых школьников нами были разработаны речевые игры и упражнения с песком по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза. На индивидуальных и групповых занятиях апробированы различные техники работы с песком: дыхательная, артикуляционная гимнастика, пальчиковый самомассаж, логоритмическая гимнастика.

Разработан комплекс артикуляционных упражнений с песком («Лошадка», «Маятник», «Вкусный мед», «Кружок», «Чистим зубки» и др.). При проведении артикуляционной гимнастики движения языка, губ производятся в такт с движениями пальцев рук по песку. Например, при выполнении артикуляционного упражнения «Маятник» острым кончиком языка ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении. Упражнение для губ «Кружок»: производить круговые движения вытянутыми губами, рисуя в воздухе круги, при этом рисовать круги на песке.

В целях исследования возможностей песочной терапии по автоматизации звуков мы использовали речевую гимнастику «Повтори звуки по-разному: твёрдо и мягко». Например, большой комар поет песенку твердо (з-з-з), а маленький мягко (з'-з'-з'). Произносить звук (з), рисуя указательным пальцем дорожку по песку. Произносить звук (з') (мягкий), рисуя нежно мизинцем дорожку по песку. Или, большой самолёт летит (с-с-с), а маленький самолетик (с'-с'-с'). Взрослый дятел стучит по дереву твердо (д-д-д), а птенец мягко и нежно (д'-д'-д') и др.

Разработаны речевые игры с песком по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза. Игра «Прятки». Прятать ладошки в песок, услышав заданный звук. Игра «Звуковые дорожки». Логопед называет слово, ребенок указательным пальцем рисует на песке дорожки по количеству звуков в слове. Игра «Сломанный телефон»: логопед пишет на песке слово, предлагая детям превратить его в другое, заменив одну букву (например, сук - лук, сом - ком и др.). Игра «Угадай слово»: ребенок ищет в песке буквы, называет их, затем составляет слово. Другой вариант игры: логопед пишет на песке слово, пропустив одну букву (первую, последнюю букву или букву в середине слова). Дети угадывают задуманное слово,

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (22)

Лапко Т. Н. Возможности песочной терапии в логопедической работе по формированию фонетико-фонематических процессов у обучающихся с умственной отсталостью

пишут пропущенную букву.

Для дифференциации звуков мы использовали игру «Волшебный песок»: ребенок «откапывает» из песка предметы, игрушки с дифференцируемыми звуками, раскладывает их на две группы, или, наоборот, необходимо закопать предметы, игрушки в песок, в названии которых есть звук, например [л]. Игра в лото: соединить буквы на песке, чтобы получилось слово и другие игры.

В процессе логопедического воздействия по коррекции фонетико-фонематических процессов методом песочной терапии у обучающихся с интеллектуальными нарушениями отмечается положительная динамика по автоматизации звуков, развитию навыков фонематического анализа и синтеза, обогащению и активизации словарного запаса, развитию мелкой моторики.

Через игры с песком, направленные на развитие фонематического восприятия, совершенствуются коммуникативные навыки обучающихся с ОВЗ, имеющих умственную отсталость. Дети более раскрепощены и непосредственны в общении.

Анализируя состояние фонетико-фонематических процессов у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием до и после проведения цикла коррекционных занятий с использованием песочной терапии, можно сделать следующие выводы:

- успешно автоматизируются и дифференцируются корригируемые звуки (77%);

- совершенствуется фонематический слух и восприятие (71%);

- развиваются навыки звукобуквенного анализа и синтеза (77%);

- формируются навыки более сложных форм фонематического анализа (53%);

- расширяется словарный запас (77%);

- улучшается психоэмоциональное состояние (100%).

Полученные положительные результаты логопедической коррекции недостатков фонетико-фонематических процессов у обучающихся с умственной отсталостью свидетельствуют об эффективности используемого метода песочной терапии.

Как показала практика, через логопедические игры на песке наиболее гармонично и интенсивно развиваются все компоненты речевой деятельности и речевая система в целом.

Использование речевых игр в песочнице на логопедических занятиях является эффективным и современным методом развития фонетико-фонематических процессов и речевой деятельности у умственно отсталых школьников.

Именно поэтому технология песочной терапии нашла свое применение в логопедической практике в условиях реализации требований ФГОС.

Библиографический список

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб., 2004.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.