Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Педагогика и психология профессионального образования / Я-концепция личности / профессиональная идентичность / образовательная деятельность военно-учебного центра. / Pedagogy and psychology of vocational education / self-concept of personality / professional identity / educational activity of the military training center

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митюков Е. А.

В статье автор обращается к анализу психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие Я-концепции студентов в образовательной деятельности военно-учебного центра. В поле зрения автора оказывается природа Я-концепции, особенности ее формирования в студенческом возрасте, факторы и механизмы развивающего влияния, условия эффективности формирования этого важного личностного и профессионального качества будущих военных специалистов. Автор приводит результаты собственных эмпирических исследований, иллюстрируя влияние психолого-педагогических условий на эффективность формирования Я-концепции студентов военно-учебного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE I-CONCEPT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE MILITARY TRAINING CENTER

In the article, the author turns to the analysis of the psychological and pedagogical conditions that ensure the effective development of the self-concept of students in the educational activities of the military training center. The author's field of vision is the nature of the selfconcept, the features of its formation at a student age, factors and mechanisms of developmental influence, the conditions for the effectiveness of the formation of this important personal and professional quality of future military specialists. The author cites the results of his own empirical research, illustrating the influence of psychological and pedagogical conditions on the effectiveness of the formation of the self-concept of students of a military training center.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА»

УДК 316.752+ 37.013.42 + 791.6

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЦЕНТРА

© 2021 Е. А. Митюков

аспирант кафедры общей педагогики e-mail: evgen 769mit@mail. ru

Воронежский государственный педагогический университет

В статье автор обращается к анализу психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие Я-концепции студентов в образовательной деятельности военно-учебного центра. В поле зрения автора оказывается природа Я-концепции, особенности ее формирования в студенческом возрасте, факторы и механизмы развивающего влияния, условия эффективности формирования этого важного личностного и профессионального качества будущих военных специалистов. Автор приводит результаты собственных эмпирических исследований, иллюстрируя влияние психолого-педагогических условий на эффективность формирования Я-концепции студентов военно-учебного центра.

Ключевые слова: педагогика и психология профессионального образования, Я-концепция личности, профессиональная идентичность, образовательная деятельность военно-учебного центра.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE I-CONCEPT OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF THE MILITARY TRAINING CENTER

© 2021 E. A. Mityukov

Postgraduate Student of the Department of General Pedagogy e-mail: evgen769mit@mail.ru

Voronezh State Pedagogical University

In the article, the author turns to the analysis of the psychological and pedagogical conditions that ensure the effective development of the self-concept of students in the educational activities of the military training center. The author's field of vision is the nature of the self -concept, the features of its formation at a student age, factors and mechanisms of developmental influence, the conditions for the effectiveness of the formation of this important personal and professional quality of future military specialists. The author cites the results of his own empirical research, illustrating the influence of psychological and pedagogical conditions on the effectiveness of the formation of the self-concept of students of a military training center.

Keywords: pedagogy and psychology of vocational education, self-concept of personality, professional identity, educational activity of the military training center.

Возрастающая роль качества военно-профессионального образования, развития теории и практики профессиональной подготовки военных специалистов в образовательной деятельности военно-учебных центров (далее - ВУЦ) обусловлена необходимостью обеспечения безопасности страны, укрепления ее суверенитета

и независимости. Основным результатом образовательного процесса является человек с определённым набором личностных качеств, способностей, характеристик [Булатников 2011; 2011а; 2012; 2012а; 20126; Пашков 2020; Репринцев 2012; 2013; 2015; 2016; 2018; Сухоруков 2016; 2016а; 20166; 2016в; 2020; 2020а; 2021; 2021а]. Проходя через систему профессионального образования, взаимодействуя с субъектами образовательной деятельности военно-учебного центра, становясь объектом воздействия различных факторов образовательной среды, будущий специалист значительно изменяется и развивается на личностном уровне, обретает выразительные черты зрелого человека и гражданина, отчетливо понимающего свое предназначение, свою социальную и профессиональную миссию. Наиболее полно и зримо масштаб личности будущего военного специалиста проявляется в его Я-концепции, в соотношении Я-идеального и Я-реального, степени их соответствия истинным возможностям и жизненным устремлениям молодого человека, включенного в жизнедеятельность военно-учебного центра [Булатников 2012в; 2014; 2015; Репринцев 2020; 2020а; 2020б; Сухоруков 2016г; 2016д; 2016е; 2016ж; 2017; 2020б].

Анализ целого ряда современных исследований, посвященных проблемам педагогики и психологии военного профессионального образования, указывает на растущий интерес исследователей к личностному развитию будущих специалистов, активизации их внутренних ресурсов, обеспечивающих высокую морально -психологическую и физическую готовность к действиям в напряженных, экстремальных ситуациях, на скорость реакции, на быстроту и точность принятия ответственных решений, а весь диапазон таких важных личностных качеств формируется в реальной практической образовательной деятельности ВУЦ, в условиях интенсивного социального и профессионального взаимодействия, в социально-психологической среде профессионального военного коллектива [Дьяченко 1999: 135-136].

Одним из важных направлений в деятельности преподавателей ВУЦ является формирование и развитие Я-концепции студентов, готовящихся к профессиональной военной деятельности. Независимо от профиля получаемой военной специальности, Я-концепция служит студенту важным внутренним психологическим ориентиром в его движении от Я-реального к Я-идеальному. По сути, речь идет о проекции собственного Я личности в отсроченную временную перспективу. Я-концепция студента - это значимый и привлекательный для личности образ собственного Я. Такой образ в сознании студента предстает целостно, неделимо, отражая субъективно наиболее важные, значимые стороны личности, требующие интенсивного развития, актуальное состояние которых, по мнению самого студента, не совпадает с желаемым уровнем сформированности. Целостность прогнозируемого Я в процессе внутреннего самоанализа, как правило, предстает студенту в виде неких сфер, в которых особенно необходимо приложение усилий, развитие имеющегося потенциала. Каждая из этих сфер непременно сравнивается с воображаемым эталоном Я, с уровнем развития (степенью выраженности) у сверстников, со степенью сформированности в облике референтных преподавателей ВУЦ - опытных офицеров, имеющих большой профессиональный опыт, являющих собой достойный для подражания образец. Тем самым Я-концепция личности студента становится неким собирательным образом личности, идеалом себя самого, достижение которого оказывается смыслом, целью и содержанием деятельности будущего военного специалиста в условиях ВУЦ. Следовательно, среда ВУЦ должна быть ориентирована на помощь студенту в саморазвитии, самосовершенствовании, приближении к Я-идеальному.

Конечно, студенты, проходящие профессиональную подготовку в ВУЦ, при всей кажущейся их «одинаковости», выраженном стремлении получить военную специальность, имеют разные способности, разный темперамент, разные характеры,

привычки, кругозор, физическое развитие, разную степень устойчивости эмоционально-волевой сферы - весь тот ряд психических параметров, которые важны для военного профессионала. Значит, развитие Я-концепции студентов, включенных в жизнедеятельность ВУЦ, предполагает их дифференциацию в зависимости от уровня развития когнитивной, эмоционально-волевой, деятельно-практической сфер, уровня физического развития. По сути, речь идет о проблеме способностей, о психологии индивидуальности, которой в отечественной науке посвящено большое количество специальных исследований (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.А. Смирнов,

A.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина,

B.А. Крутецкий, Н.С. Лунин, Н.Д. Мавитов и др.). Не обходит эту проблематику и военная психология, акцентируя внимание на особенностях познавательных процессов и их влиянии на успешность профессиональной военной деятельности, социально-психологических аспектах взаимодействия личности и группы, влиянии направленности личности на успешность профессиональной деятельности, психологии парного взаимодействия в напряженных ситуациях (М.И. Дьяченко, Л.Е. Кандыбович, Л.Ф. Железняк, К.К. Платонов и др.). Анализ возможностей образовательной среды ВУЦ в аспекте развития Я-концепции будущих военных специалистов - дело перспективное, поскольку в зоне внимания психологии и педагогики оказываются внутренние ресурсы личности и их развитие, влияние факторов социокультурной среды на личностное и профессиональное становление военного специалиста [Ананьев 2001 ]. Разумеется, такой анализ может быть осуществлен с учетом индивидуальных способностей личности, мотивов личностного роста, включенности в процессы саморазвития и самовоспитания.

Понятно, что такая включенность предопределяется внутренними и внешними условиями, оказывающими существенное влияния на позицию личности студента, степень его активности в развитии Я-концепции, понимание целей и результатов такого движения личности к Я-идеальному [Баррон 1990; Белинская 1999; Гинзбург 1994]. Помимо внешних и внутренних предпосылок важна внутренняя «борьба» личности с самим собой, преодоление себя, осознание необходимости личностного роста. В этом контексте особенно важен личностный фактор, эмоционально-волевая устойчивость студента, способность к волевой иммобилизации, достижению внутреннего равновесия, баланса между субъективными желаниями и собственной инертностью, прокрастинацией. Не всякий студент сегодня имеет опыт внутренней мобилизации, волевой саморегуляции -традиционная лень, инертность, стремление откладывать дела на потом способны нейтрализовать порыв к саморазвитию, снизить планку требований к себе, стать серьезным морально-психологическим препятствием, барьером в реализации Я-концепции личности. По сути, в этой диалектической борьбе с самим собой, со своей собственной инертностью и противоречиями рождается личность, реализуется Я-концепция [Шибутани 1988; Эриксон 1996]. Поднявшийся и преодолевший собственную инертность, собственную лень, мобилизовавший внутренние силы на развитие неизбежно «выделывает себя в человека, как Рахметов»; оказавшийся в плену лени и прокрастинации неизбежно останавливается в своем развитии и медленно дрейфует в болото интеллектуальной, духовной и физической деградации. В этом самопреодолении проявляется сила внутреннего Я человека, способность личности подняться над своими недостатками и слабостями. Внешняя среда может этому порыву способствовать, подкрепляя нужный вектор в развитии студента, либо такие порывы могут гаситься, сдерживаться внешней средой, сводя внутренние интенции личности к пустой декларации намерений, к банальной маниловщине, за которой нет реального поступка, нет практической деятельности.

В числе серьезных морально-психологических барьеров в развитии Я - концепции личности - внешняя социокультурная ситуация, «кризис культуры», смена общественной парадигмы, деструкция общественной морали, социальная стратификация, пе рестройка ценностно-смыслового базиса личности на рыночные рельсы, ревизия системы экзистенциальных ценностей человека. Всё это дополнительные факторы, разрушающие традиционные представления о должном, привносящие дополнительные сложности в социальное и профессиональное самоопределение личности, в том числе в формирование готовности к профессиональной военной деятельности [Булатников 2012; 2014; 2015; Репринцев 2017; 2018 а; 2019; 2020в; 2021; Сухоруков 2016; 2016а; 20166; 2020; 2020а; 2021]. Понятно, что такие влияния внешней среды не только нравственно дезориентируют значительную часть молодежи, но и фактически разрушают мотивы общественного долга, служения, ответственности, чести, достоинства, мужества. Социальный престиж карьеры военного, существенно девальвированный в 90 - е гг. ХХ в., оказывается сегодня пока еще не очень привлекателен для значительной части молодых людей, что негативно сказывается на мотивации студенчества и ориентации на подготовку к военной службе.

Восстановление социального статуса защитника Отечества в общественном сознании сопряжено не только с развитием гражданских и патриотических качеств молодежи, не только с материальной привлекательностью карьеры военного, но и с пониманием высокой социальной миссии военной профессии, мобилизацией социально-педагогических и социокультурных агентов среды на формирование уважительного отношения к защитникам страны. Это означает, что формирование мотивации требует системной работы всех факторов среды, включенных в процесс личностного, социального и профессионального самоопределения молодых людей. Конечно, как показывают многочисленные исследования в области педагогики и психологии профессионального военного образования, студенческий возраст сопряжен с заметным ростом самостоятельности личности, ее ответственно сти за свое поведение и принятые решения, заметно растущим серьезным отношением к окружающим людям и самому себе, более рациональным отношением к бюджету своего времени, осознанным включением в практическую деятельность, сопряженную с целями личностного и профессионального развития. В этом плане ВУЦ действительно способен обеспечивать существенное влияние на формирование жизненных планов личности, ее ценностно-смысловой базис, задавать возможные векторы развития и жизненные ориентиры. Среда ВУЦ уже сама по себе задает модель социального поведения, предлагает некий «стандарт» личностного развития, обозначает возможные сферы и способы самореализации собственного Я. Студенту важно на этапе вхождения в среду ВУЦ сделать собственный выбор, принять осознанное решение - каким путем пойти, к какой цели стремиться, какими средствами строить свое будущее, какие стороны своей личности следует усиленно развивать, чтобы соответствовать эталонному представлению о военном специалисте.

В этом плане особенно важна возможность объективной самооценки, самоанализа личности, понимания студентом своих личных особенностей, своих сильных и слабых сторон, целенаправленное и осознанное включение в практическую деятельность, связанную с развитием своих положительных качеств и преодолением собственных слабостей. Как отмечает М.И. Дьяченко, в деле профессиональной подготовки военного специалиста очень важна не просто устремленность в будущее, понимание необходимых изменений в себе самом, но и сформированность внутренних мотивов саморазвития, установки личности на самосовершенствование, включенность в реальную работу над собой [Дьяченко 1983: 10]. Органическое единство когнитивной, эмоционально -волевой и деятельно-практической сфер личности обеспечивает осознанное отношение

молодых людей к погружению в военные науки, постижение профессионального военного опыта, развивает навыки волевого преодоления себя. Работа над собой в профессии военного особенно важна: расширение кругозора, понимание геополитических реалий, военно-исторического контекста, социально-экономических и военно-политических аспектов развития международных отношений, знание истории военного искусства, владение представлениями о современных видах вооружений и их возможностях, знание географии, топографии, математики, физики, химии, биологии, астрономии. Весь огромный спектр вопросов интеллектуального развития будущего военного специалиста вырастает в объемную психолого-педагогическую задачу -развитие когнитивной сферы личности студента, обогащение его кругозора, эрудиции, приобщение к современным рубежам гуманитарных, естественных и военных наук. Конечно, этот перечень необходимо дополнить теми дисциплинами, которые не обсуждаются открыто и составляют содержание специального военного образования. Понимание ответственности (и юридической, и моральной) за способность хранить тайну также составляет важный аспект профессионально-личностного развития будущего военного специалиста.

Для развития Я-концепции особенно важно обеспечить формирование эмоционально-волевой сферы личности [Аболин 1989; Агапов 1999]. Эта сторона будущего специалиста нуждается в особых условиях и средствах формирования, ибо связана со способностью студента к сохранению длительного эмоционально-волевого напряжения, выдержки, устойчивости, хладнокровия, саморегуляции [Иващенко 2002; Кайгородов 2002]. Эти стороны личности нуждаются в длительном тренаже, в постоянном упражнении, посредством которых обеспечивается формирование твердого навыка, прочной привычки, устойчивой черты личности. Как правило, эмоционально-волевое развитие сопряжено с активным физическим развитием, эти процессы взаимосвязаны, взаимообусловлены. На это указывают и известные военные психологи М.И. Дьяченко, Л.Е. Кандыбович, подчеркивая связь этих процессов, возможность эмоционально-волевой закалки в тесной связи с физическим развитием личности [Дьяченко 2003: 47].

Я-концепция личности, ее природа и структура обсуждаются и дискутируются в психологии с середины ХХ в. Еще в 1955 г. К. Роджерс употребил это понятие наравне с понятием «самость» [Роджерс 1994]. Представления психологов о сущности и структуре Я-концепции сегодня достаточно внятно определены и связаны прежде всего с работами Манфреда Куна [Kuhn 1980, 1984], который трактует этот феномен как концептуальное ядро личности, «сердцевину», понимая под этим понятием осознание личностью себя самой, осознанные (и неосознанные) ориентиры по поводу жизненных перспектив и смыслов, понимание и осознание собственной идентичности, статус личности, ее жизненные стремления [Кон 1984; Кун 1984]. По сути, Я-концепция включает осознаваемые личностью, артикулируемые ею собственные намерения, чувства и индивидуальные особенности [Turner 1994]. Для описания Я-концепции М. Кун использует пять важных функций личности: ее идентичность, ее интересы, ее симпатии и антипатии, ее цели, а также средства достижения целей [ Kuhn 1984]. Известный исследователь Я-концепции Р. Бернс дифференцирует Я-концепцию на позитивную и негативную, интерпретируя их через самоотношение личности к себе. Позитивная Я-концепция сопряжена с принятием себя, самоуважением, ощущением собственной ценности; негативная Я-концепция имеет обратные проявления и связана с негативизмом в отношении к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности [Бернс 1986]. Надо сказать, что в психологии сложились несколько подходов, каждый из которых имеет специфическую интерпретацию и соответствующие проявления в личности. В первом подходе внимание фокусируется на

осознаваемых представлениях человека о себе самом (М. Кун, Р. Берне, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, Д.В. Ольшанский и др.). Во втором подходе внимание сосредоточено на бессознательных проявлениях и представлениях личности о себе, о глубинных, до конца неосознаваемых представлениях о собственном Я (К. Роджерс, И.С. Кон, Ю.М. Орлов, И.И. Чеснокова и др.).

В соответствии с подходом М. Куна и Р. Бернса, в качестве инструментария для изучения Я-концепции личности вполне уместны диагностические методики, среди которых можно назвать:

- тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я», самоуважение, аутосимпатию; ожидание положительного отношения от других, самоинтерес;

- тест на определение чувства неуверенности в себе;

- тест-опросник локализации контроля (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин);

- тест-опросник измерения мотивации достижения (ТМД) - модификация тест-опросника А. Мехрабиана М.М. Магомед-Эминовым;

- измерение самооценки и уровня притязаний (Ф. Хоппе);

- «Интервью с самим собой» (Л.М. Попов) [Дутчина 2017; Кайгородов 2002; Столин 1983; Шаповал 2018; Янчук 2005].

Для Я-концепции личности студента, выбравшего военную профессию, особенно важны те качества, которые типичны, наиболее характерны для представителей этой сферы. По сути, речь идет о том, что обратной стороной Я-концепции оказывается социально-профессиональная и персональная идентичность, то есть студент осознает, видя своих преподавателей ВУЦ, общаясь со своими сверстниками, какие качества необходимы молодому человеку для того, чтобы быть успешным в военной профессии. Из этого наблюдения рождается представление о Я-идеальном, о некой профессиограмме военного специалиста, но отсюда же рождается и адекватная самооценка, представление о Я-реальном, отражающее степень несовпадения с желаемым образом собственного Я. Обратим внимание на то, что разница в этих двух оценках - Я-идеального и Я-реального - может быть небольшой, а может оказаться значительной. И тогда у студента могут быть разные реакции на это расхождение: при минимальном отрыве может возникнуть иллюзия легкости, неоправданной уверенности в себе, а при значительном отрыве может возникнуть неуверенность в своем будущем, апатия, разочарование в собственном профессиональном выборе и неверие в собственный успех. Здесь как раз и важна помощь университетского наставника, преподавателя ВУЦ, который может «приземлить» избыточно самоуверенного или внушить уверенность в сомневающегося студента - скорректировать позицию студента в нужную сторону, помочь ему приблизить самооценку к норме, к реальному состоянию собственной профессиональной готовности. В этом плане особенно важен первичный студенческий коллектив - та социально-психологическая общность, на фоне которой и появляется, и реально происходит самооценка студентом степени сформированности профессионально необходимых личностных качеств. Коллектив, по сути, приближает студента к очень важному ощущению групповой солидарности, взаимопомощи, взаимовыручки, к отношениям ответственной зависимости и взаимной ответственности (А.С. Макаренко).

В таком коллективе совершенно недопустимы соперничество, обособленность, индивидуализм, - им противостоят такие традиционные характеристики воинского коллектива, которые отражают его ценностно-ориентационное единство, сплоченность, организованность, подлинное товарищество [Дьяченко 1988: 48]. Эти качества воинского (но еще студенческого!) коллектива особенно убедительно проявляются

в совместных военных и тренировочных сборах, в походах, в выездах на полигоны и прохождении практики, участии в учениях, марш-бросках, спортивных соревнованиях и турнирах по военно-прикладным видам спорта. Ощущение идентичности студента со своим коллективом, чувство принадлежности к нему появляется в процессе совместной деятельности, в совместном преодолении трудностей, в ситуациях взаимопомощи и взаимовыручки. Коллектив нужен и в тех случаях, когда студенты демонстрируют завышенную самооценку, склонны к самолюбованию, эгоизму, занимают довольно грубую и циничную позицию по отношению к своим товарищам. Нужен коллектив и для неуверенных, мнительных, сомневающихся студентов, - важно, чтобы эти качества не переросли в апатию, равнодушие к себе, не стали причиной заниженной самооценки будущего военного специалиста.

В исследованиях военных психологов (М.И. Дьяченко, Л.Е. Кандыбович и др.) представлены основные социально-психологические характеристики

профессиональной деятельности будущего офицера и особенности формирования его личности в системе профессионального военного образования [Дьяченко 1985; 1989]. Исследователи отмечают специфику процесса формирования профессионально важных качеств личности военного, механизмы и условия, оказывающие влияние на закрепление этих качеств в личном индивидуальном опыте будущих военных специалистов. Психологи подчеркивают роль целенаправленного процесса формирования таких важных качеств, его последовательность и систематичность. В этом плане особенно важна первичная социально-психологическая среда, воинский (пока еще студенческий) коллектив, интенсивное и личностно значимое межличностное взаимодействие в нем. Такое взаимодействие может выявить и психологическое неблагополучие в личности - студенты сами заметят тревожные симптомы, которые могут служить причиной для повышенного внимания к конкретному человеку не только со стороны коллектива, но и со стороны преподавателей ВУЦ.

Важной самостоятельной профессионально-педагогической задачей для преподавателей ВУЦ является психолого-педагогическое обеспечение процесса формирования Я-концепции личности будущего военного специалиста в образовательной среде военно-учебного центра. В частности, важно не только выявить степень сформированности Я-концепции личности, но и оценить эффективность влияния факторов образовательной среды ВУЦ на личность студента, его отношение к себе, его жизненные планы и стремления, сформированность социальной и профессиональной идентичности и т.д.

В этом контексте есть смысл проиллюстрировать ситуацию с оценкой продуктивности влияний среды ВУЦ, возможностью коррекции позиции отдельных субъектов такой среды и приведением их влияний в целостную, упорядоченную систему. Сам феномен Я-концепции личности студента военно-учебного центра является интегральным личностным конструктом, отражающим влияния различных факторов и условий образовательной среды военно-учебного центра. Я-концепция военного специалиста включает различные представления о себе как о профессионале (когнитивный компонент); отношение к своим профессиональным качествам и умениям (аффективный компонент); мотивационные аспекты выбора жизненного пути, связанного с военной службой (мотивационный компонент). Компоненты Я-концепции студентов военно-учебного центра не являются чем-то статичным, они подвергаются изменениям в процессе получения военного образования. Адекватность, полнота, глубина, широта и осмысленность представлений о себе как о военном специалисте во многом предопределяет качество будущей профессиональной деятельности

личности в структуре современной Российской армии. Поэтому одной из главных педагогических задач образовательных субъектов военно-учебного центра является сопровождение развития и формирования Я-концепции обучающихся студентов.

Важным аспектом реализации потенциала образовательной деятельности ВУЦ в развитии Я-концепции студентов является обеспечение комплекса психолого-педагогических условий, способных существенно влиять на продуктивность образовательной деятельности, формирование широкого спектра профессионально-личностных качеств будущих военных специалистов.

Для выявления и оценки эффективности влияния этих условий был использован факторный анализ, позволивший выявить группу инвариантных и вариативных условий. В ходе опроса студентам предлагалось оценить перечень условий по двум параллельным шкалам - шкала идеального (I - могло бы повлиять) и реального (Я - реально повлияло) влияния, выражая такую оценку в баллах от 0 до 3 (от не повлияло и не могло повлиять до реально повлияло и могло повлиять). Оценка эффективности влияния каждого из условий определялась по формуле Д=1-Я. В этом случае эффективность влияния каждого из условий тем выше, чем в большей степени значение Д стремится к 0 (табл. 1).

Таблица 1

Оценка студентами эффективности влияния условий Военно -учебного центра на формирование и развитие Я-концепции будущих военных специалистов

(февраль 2020, п=450)

№ Психолого-педагогические условия I Я Д

1. Наличие в ВУЦ достойных примеров для подражания, эталонов профессионализма 2,76 2,34 0,42

2. Гуманное отношение преподавателей к студентам ВУЦ 2,81 1,65 1,16

3. Индивидуальный подход к профессионально-личностному развитию студентов ВУЦ 2,46 1,23 1,23

4. Использование современных информационных систем в образовательной деятельности ВУЦ 2,68 1,19 1,49

5. Стимулирование преподавателями ВУЦ мотивов саморазвития студентов, их самосовершенствования 2,73 1,26 1,47

6. Опора на положительное в личности студента ВУЦ 2,81 1,37 1,44

7. Поддержка инициативы, самостоятельности, субъектности студентов ВУЦ 2,78 1,78 1

8. Развитие у студентов мотивов долга, ответственности, офицерской чести, достоинства в образовательной деятельности ВУЦ 2,82 1,43 1,39

9. Обращение к возможностям коллективной, командной деятельности студентов ВУЦ 2,64 1,17 1,47

10. Развитие у студентов ВУЦ опыта эмоционально -волевой иммобилизации, саморегуляции, стрессоустойчивости 2,83 1,21 1,62

11. Формирование жизненных планов студентов ВУЦ, опыта планирования своей профессиональной карьеры 2,67 0,89 1,78

12. Приобщение студентов ВУЦ к традициям и нормам российского офицерства, кодексу чести офицера 2,79 1,19 1,6

13. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм образовательной деятельности со студентами ВУЦ 2,58 0,92 1,66

14. Создание ситуаций сравнения студентами ВУЦ уровня сформированности в них профессионально-личностных качеств 2,89 1,76 1,13

15. Развитие у студентов ВУЦ навыков и опыта самооценки сформированности профессионально-личностных качеств 2,76 1,69 1,07

16. Создание ситуаций морального выбора студентом способов поведения и деятельности в образовательной среде ВУЦ 2,79 1,14 1,65

17. Обеспечение связи содержания деятельности студентов ВУЦ с реальными условиями жизнедеятельности о фицеров 2,77 0,64 2,13

18. Моделирование ситуаций проявления студентами ВУЦ коллективизма, товарищества, взаимопомощи 2,72 0,79 1,93

19. Развитие у студентов ВУЦ опыта социального взаимодействия, коммуникации, сотрудничества 2,75 0,93 1,82

20. Обогащение эмпатических, перцептивных способностей студентов ВУЦ, навыков рефлексии и интеракции 2,69 0,76 1,93

Полученные данные позволяют определить значение А по каждому из условий. Эта несложная математическая процедура дает возможность наглядно представить реальную эффективность перечисленных психолого-педагогических условий в формировании Я-концепции личности будущего военного специалиста в образовательной деятельности ВУЦ (см. рис.).

3,5

3

Оценка студентами ВУЦ эффективности влияния психолого -педагогических условий на формирование Я-концепции личности будущего специалиста (февраль 2020, п=450)

На диаграмме наглядно видно, что часть значений А находятся в интервале между 0,49 и 1,00 - это наиболее влиятельные и ощущаемые студентами условия (наличие в ВУЦ достойных примеров для подражания, эталонов профессионализма; поддержка инициативы, самостоятельности, субъектности студентов ВУЦ; развитие у студентов ВУЦ навыков и опыта самооценки сформированности профессионально-личностных качеств).

Большая часть условий находится в средней зоне влияния, в интервале от 1,00 до 1,75. Но есть группа условий, влияние которых студенты оценивают невысоко, в интервале от 1,75 до 2,13 (обеспечение связи содержания деятельности студентов ВУЦ с реальными условиями жизнедеятельности офицеров; моделирование ситуаций проявления студентами ВУЦ коллективизма, товарищества, взаимопомощи; развитие

у студентов ВУЦ опыта социального взаимодействия, коммуникации, сотрудничества; обогащение эмпатических, перцептивных способностей студентов ВУЦ, навыков рефлексии и интеракции; формирование жизненных планов студентов ВУЦ, опыта планирования своей профессиональной карьеры). Полученные эмпирические данные позволяют концентрировать усилия преподавателей ВУЦ на обеспечении тех психолого-педагогических условий, которые в наибольшей степени способствуют формированию Я-концепции будущих военных специалистов, развитию в них важных личностных и профессиональных качеств.

Разумеется, включение преподавателей в обеспечение необходимых психолого-педагогических условий формирования Я-концепции будущих военных специалистов предполагает большую и содержательную работу всего педагогического сообщества ВУЦ, ориентированную на развитие у студентов широкого спектра важных личностных качеств и черт, приближающих их к желаемому образу собственного Я, к Я-идеальному. При этом важно обеспечить студентам возможность сравнивать себя с другими, соотносить Я-идеальное и Я-реальное, осознавать свое собственное несоответствие Я-реального желаемому эталону военного профессионализма и мастерства, развитие внутренней мотивации для самосовершенствования, самовоспитания, самообразования. В этом плане особенно важны внутренние морально-психологические ресурсы личности, способность к волевой мобилизации, самопреодолению личности, «выделыванию себя в человека», борьба со своими собственными слабостями и недостатками. Эта важная психолого-педагогическая работа и составляет суть и содержание деятельности преподавателей ВУЦ, стремящихся к воспитанию будущих специалистов в лучших традициях и нормах русского воинства, российского офицерства.

Библиографический список

Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1989. 43 с.

Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 21 с.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 153-159.

Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность // Мир психологии. 1999. № 3. С. 40-46.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.

Булатников И.Е. Воспитание ответственности. Курск: Мечта, 2011. 228 с.

Булатников И.Е. Деструкция морального сознания современного российского общества как проблема теории и практики социального воспитания молодежи // Вестник Костромского государственного университета. 2012а. № 1. С. 146-152.

Булатников И.Е. Деструкция общественной морали как проблема современного социального воспитания молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2012б. Т. II. №5. С. 24-30.

Булатников И.Е. Социально-нравственное воспитание студенчества в контексте формирования представлений молодежи о социальной свободе и ответственности личности // Психолого-педагогический поиск. 2011а. № 1 (17). С. 79-90.

Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012в. №3 (23). С. 60-72.

Булатников И.Е. Этические основы русского образования в зеркале национальной истории и культуры: перечитывая наследие К.Д. Ушинского // Известия РАО. 2014. №3. С. 14-34.

Булатников, И.Е. Этические основы русского образования в философско-педагогической концепции Е.П. Белозерцева // Психолого-педагогический поиск. 2015. №1 (33). С. 110-133.

Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.

Дутчина О.Б. Проблема развития Я-концепции личности студента: монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. 100 с.

Дьяченко М.И. Взаимоотношения в многонациональном воинском коллективе. М., 1989.

Дьяченко М.И. Военная психология и педагогика. Минск, 1999.

Дьяченко М.И. Морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива // Военная мысль. 1988. №4.

Дьяченко М.И. Психология высшей военной школы. М., 1983.

Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Минск: Тесей, 2003. 352 с.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Минск, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышникова И.В. Проблемы Я-концепции личности в отечественной психологии // Мир психологии. 2002. № 2. С. 17-29.

Кайгородов Б.В. Структурно-динамические характеристики самопонимания в характеристике и развитии Я-концепции в юношеском возрасте // Мир психологии. 2002. № 2. С. 117-126.

КонИ.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с.

Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 180-187.

Пашков С.В. Этические основы социального взаимодействия подростков и молодежи в информационной среде: от соборности Русского мира - к разобщению? // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 248-255.

Репринцев А.В. Антропологическое измерение социальных реформ: от кризиса идентичности - к деструкции культуры этноса // Психолого-педагогический поиск. 2013. №1 (25). С. 26-39.

Репринцев А.В. Героизация национальной истории как основа формирования патриотизма и гражданственности молодежи в системе социального воспитания // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс / под ред. И.Ю. Тархановой. Ярославль, 2021. С. 240-246.

Репринцев А.В. Культурно-образовательная среда в становлении личности русского человека // Педагогика. 2015. № 1. С. 88-96.

Репринцев А.В. Общинно-коллективистский этос традиционного русского мира как альтернатива неолиберальной идеологии социального воспитания // Психология и педагогика социального воспитания / ред. А.Г. Кирпичник, А.Г. Самохвалова. Кострома: КГУ, 2020. С. 33-40.

Репринцев А.В. Проблемы этнической социализации подростков и юношества в контексте формирования отношения молодежи к национальной истории и ее героям // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. науч. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 150-158.

Репринцев А.В. Риски и противоречия этнической социализации детей и молодежи в контексте глобализации культуры // Этнопедагогика в контексте современной культуры / отв. ред. Л.Б. Абдуллина. Чебоксары: ЧГПУ, 2018. С. 169-176.

Репринцев А.В. Рыночный тип личности как продукт «модернизации» современного российского образования: что ждать от реформ? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 33-43.

Репринцев А.В. Социализация и воспитание современной молодежи сквозь призму идеологии «модернизации» духовной сферы общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века. Кострома: КГУ, 2016. С.196-208.

Репринцев А.В. Социально-нравственное развитие личности: от гуманистических традиций Русского мира - к реалиям современного неолиберализма // Гуманизация образовательного пространства: сб. науч. ст. Саратов: СГУ, 2020б. С. 98-107.

Репринцев А.В. Труд в системе факторов этнокультурной социализации современной молодежи: диалектика социального и индивидуального // Ярославский педагогический вестник. 2018а. № 6. С. 31-46.

Репринцев А.В. Труд как социокультурный и педагогический феномен в традиционном Русском мире: механизмы и факторы формирования этнокультурной идентичности личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 1 (49). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3005/ (дата обращения: 13.09.2021)

Репринцев А.В. Ценностно-смысловые ориентиры профессионально-личностного развития будущего специалиста в условиях социокультурных трансформаций // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно -образовательного кластера. Казань, 2020в. С. 26-34.

Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: II Междунар. науч.-практ. конф. Ереван, 2020г. С. 628-648.

Репринцев А.В., Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества как проблема современной психологии и социальной педагогики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 33. №7 (256). С.142-149.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. М.: Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.

СтолинВ.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Московского ун-та, 1983. 284 с.

Сухоруков И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.

Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.

Сухоруков И.С. Клубный коллектив как социально-психологическая среда формирования этнокультурной идентичности подростка // Берегиня. 777. Сова. 2021. №3 (50). С. 216-230.

Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.

Сухоруков И.С. Мотивационно-оценочные характеристики дифференциации «своих» и «чужих» в полиэтничной подростковой среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020а. Т. 26. № 4. С. 14-24.

Сухоруков И.С. Патриотизм и гражданственность личности подростка как результат формирования его этнокультурной идентичности // Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. 2016б. Т. 7. № 4-2. С. 476-491.

Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред. Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021а. С. 136-140.

Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун -та. 2016в. Т. 22. № 4. С. 258-263.

Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в современной практике социального воспитания // Этнос и общество в контексте межнациональных отношений. Краснодар: КубГУ, 2016г. С. 378404.

Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л И. Уманского). Кострома: КГУ, 2016д. С. 230-240.

Сухоруков И.С. Современный сельский мир и проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков: выживает ли традиционная русская культура под натиском глобализации? // Социокультурные и психолого-педагогические факторы развития субъектов образовательного пространства сельских территорий. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2020б. С. 181-186.

Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире : сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016е. № 2 (29). С. 92-101.

Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016ж. Т. 2. №4. С. 53-62.

Шаповал И.А., Фоминых Е.С. Возможности психодиагностики Я-концепции и самоотношения в демонстрации характеристик и функциональности границ Я [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Т. 7. № 4. C. 44-60. doi: 10.17759 /psyclin.2018070403

Шибутани Т. Я-концепция как персонификация. Социальная психология / пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов н/Д, 1988. С. 193-212.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. Минск : АСАР, 2005. 768 с.

Kuhn Self-conception // Dictionary of the social synesis. Glencoe, 1965. P. 628631.

Turner J. Self and collective: cognition and social context. Personality and Social Psychology Bulletin, 1994, 20(5), 454-463.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.