УДК 378.14+747.012+159.937.5
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ
© 2021 М. А. Репринцев
аспирант кафедры педагогики, член Союза дизайнеров России, е-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье рассматриваются потенциал этнокультурных традиций и их реализация в современной практике профессиональной подготовки дизайнеров. Автор говорит о логике и организации проектной работы, отборе ее содержания, механизмах включения студентов в обсуждение и анализ уже реализованных проектов крестьянских, купеческих жилищ, дворцово-парковых ансамблей, привадит конкретные примеры анализа со студентами таких проектов. Особое внимание обращено на активность и инициативу самих студентов в процессе анализа проектов, необходимость грамотного психолого-педагогического сопровожде ния этой работы со стороны преподавателя.
Ключевые слова: педагогика профессионального образования, дизайн- образование, проектная деятельность, профессиональная культура дизайнера, оценка эффективности проектной деятельности студентов.
REALIZATION OF THE POTENTIAL OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS IN THE PROJECT ACTIVITIES OF STUDENT-DESIGNERS
© 2021 M. A. Reprintsev
Postgraduate Student of the Department of Pedagogy, Member of the Union of Designers of Russia е-mail: [email protected]
Kursk State University
The author reflects on the potential of ethnocultural traditions and their implementation in the modern practice of professional training of designers. The author talks about the logic and organization of project work, the selection of its content, the mechanisms for involving students in the discussion and analysis of already implemented projects of peasant, merchant dwellings, palace and park ensembles, gives specific examples of analysis with students of such projects. The author pays special attention to the activity and initiative of the students themselve s in the process of analyzing projects, the need for competent psychological and pedagogical support of this work on the part of the teacher.
Keywords: pedagogy of vocational education, design education, project activities, professional culture of a designer, assessment of the effectiveness of students' project activities.
Развитие современного профессионального дизайн-образования сегодня сопряжено с реализацией компетентностного подхода, вызывающего множество вполне обоснованных сомнений и вопросов в художественно-педагогическом сообществе. Но переживаемый ныне этап модернизации всей системы профессионального образования несет и новые возможности, которые связаны не только с поиском новых
подходов в содержании и организации подготовки специалистов к жизни и труду в условиях новой «информационной» цивилизации, но и с адаптацией имеющегося педагогического и творческого опыта к потребностям и вызовам новой социокультурной реальности. Дискуссии о компетенциях и компетентностях профессионала рано или поздно утихнут, но неизбежно всякие новые веяния и подходы не смогут отбросить прежний опыт подготовки специалистов, отвергнуть накопленные в художественном образовании традиции и идеи, методики и технологии. Это в полной мере касается теории и практики подготовки дизайнеров, смысл деятельности которых всегда состоял в эстетизации среды бытия человека, в наполнении этой среды эстетичными и привлекательными объектами, предметами, в гармонизации отношений человека и природы, человека и мира вещей - «второй природы». Да и сам человек неизбежно оказывался объектом дизайна, пытаясь творить свой собственный образ, свой имидж, стилистику одежды и аксессуаров, заботясь о дизайне вещей, выражающих суть неповторимой человеческой индивидуальности.
Но всякая «модернизация» образования не может быть оторвана от прежнего опыта, от сложившихся традиций, должна опираться на достижения и опыт прежних эпох. Это в полной мере относится и к дизайн-образованию, в котором любые новые идеи и подходы требуют осторожного и вдумчивого изменения уже имеющегося [Бредихин 2014; 2014а; 2017; 2017а; 2018; 2021; Быстрова 2021;]. Реализация идей компетентностного подхода не должна ограничивать свободу творчества художника, регламентировать его поиски собственного стиля в искусстве, задавать «стандарты» в творении предметной и пространственной среды [Галкина 2019; 2020;]. Сама идея «стандарта» в художественном образовании представляется спорной, сомнительной, ибо противоречит сути искусства, поиску способов выражения собственного, оригинального видения мира и его отражения в продуктах деятельности художника. Современные проблемы профессионального художественного образования сегодня являются предметом осмысления для многих исследователей, размышляющих о сути происходящих перемен и их возможных последствиях, о возможностях применения новых идей и подходов в процессе профессиональной подготовки студентов творческих специальностей [Репринцев 2020; 2020а; 2021]. Но особый интерес вызывают публикации и размышления, связанные с возможностями реализации потенциала этнокультурных традиций в современном дизайн-образовании, в разработке и воплощении проектов с выраженной этнической направленностью [Ерохина 2021; Сухоруков 2016; 2016а; 2016б; 2016в; 2016г; 2016д; 2017; 2020; 2020а; 2021; 2021а; 2021б]. По сути, речь идет о возможностях проектной деятельности, в которой молодые авторы опираются на идеи и опыт национальной культуры, сложившиеся нормы и традиции эстетизации среды бытия человека, моделирования пространств и сооружений, имеющих выразительную сопряженность с народным искусством, его идеями, символами и наиболее типичными формами.
В чем же состоят привлекательность и развивающие возможности проектных видов деятельности в современном дизайн-образовании? Чем объяснить высокое внимание преподавателей к проектам с выраженной этнокультурной направленностью?
Прежде всего, проектная деятельность позволяет активизировать инициативу и творческую активность самих студентов, мобилизовать их на генерирование и воплощение проектной идеи. Такая идея, как правило, предполагает погружение в поиск исторических и культурологических аспектов разрабатываемой темы, поиск аналогов и образцов, осмысление социально-психологических, экономических, эргономических, экологических, правовых вопросов возможных вариантов решения творческой задачи. Все эти предварительные моменты проектной деятельности чрезвычайно важны, полезны с точки зрения общекультурного развития личности
студента, формирования его ответственного отношения к процессу дизайн -проектирования и его результатам. Начальный этап проектной деятельности важен не только в творческом отношении - создании эскизов, поиске композиционного решения, выборе средств реализации самой проектной идеи, ее обосновании и последовательности воплощения, - начальный этап важен прежде всего самим мощным взлетом воображения дизайнера, его фантазии, интуиции и ассоциативного мышления. Богатство ассоциаций, «высота полета» воображения, «буйство» фантазии, внутреннее видение возможных вариантов решения проекта, создание эскизов - все это, пожалуй, не менее важно, чем уже готовый проект, со всеми уже отработанными и найденными вариантами решения творческой задачи. Для профессионального образования дизайнера этот этап чрезвычайно важен и значим. Как и для любого художника, дизайнеру необходима идея, которая позволит соединить, собрать в целостную систему, грамотно выстроенную композицию все элементы проекта, все его детали. Значит, для проектной деятельности важно не только видеть возможный конечный образ проекта, не только его итоговую форму, но не менее важно целостное, интегративное восприятие проектируемого объекта, концептуальное его видение, его восприятие во всем многообразии связей и отношений с окружающей социальной, природной и предметной средой [Галкина 2021; Панкина 2021].
Надо заметить, что для художника вообще и для дизайнера в частности очень важно развитие внутреннего образного видения - максимально конкретных, возможных представлений об объекте. Для художника такое видение является профессионально необходимым личностным качеством, внутренней способностью, в которой целостно материализуется проектируемый объект. Все его свойства, все его характеристики и параметры доступны для такого внутреннего видения, без которого невозможно перевести изображение на плоскость - на бумагу, чертеж, компьютерное изображение. Все эти образы переносятся уже после того, как они оказываются обработаны сознанием дизайнера, его внутренним взглядом, способностью «рассмотреть» все множество связей и характеристик проектируемого объекта. Внутреннее видение - это особое психологическое качество художника, которое может и должно развиваться в процессе проектной деятельности. На начальном этапе особенно важен обмен суждениями между студентами о том, что каждый из них «видит», как «видит», каким «видит» проектируемый объект, в чем состоят особенности такого «видения». Разумеется, речь идет о пространственном мышлении, о воображении, с помощью которых происходит абстрагирование от конкретного и восхождение к абстрактному восприятию, оперирование воображаемым объектом. Обмен суждениями между студентами позволяет каждому соотнести масштаб мышления, особенности восприятия, «увидеть» детали и элементы объекта, которые оказались незамеченными другими дизайнерами. Такой обмен суждениями развивает внутреннее видение, служит источником обогащения восприятия и объекта проектирования, и той реальности, в которую он должен быть погружен. Значит, на этом этапе важно понимать соотношение объемов объекта и проектируемого пространства, их соотнесение, взаимное расположение. При всей кажущейся простоте такого «виртуального оперирования предметами» в реальности эти манипуляции чрезвычайно важны для поиска наиболее оптимального и удачного решения творческой задачи.
Опыт профессиональной подготовки дизайнеров позволяет привести некоторые примеры такой работы и особенностей ее организации в процессе проектной деятельности студентов-дизайнеров. Особенно интересны, на наш взгляд, ситуации, в которых речь идет об этнокультурных традициях в формировании пространств и интерьеров традиционных крестьянских домов, городских усадеб и дворцово-парковых комплексов. Масштаб таких проектов всегда изобилует деталями, которые
необходимо держать в поле зрения, не упустить из виду, непременно учесть в интерпретации возможного варианта решения творческой задачи. Да, для студентов такая задача может оказаться сложной, трудоемкой, но и полезной, поскольку вовлекает каждого в серьезный и масштабный процесс осмысления содержания проектной деятельности предшественников, которым не были доступны современные технические «помощники» в виде компьютеров, специальных программ и приспособлений. Художники-проектировщики работали с карандашом и бумагой, но делали свои проекты абсолютно точными, органичными, бесспорными. И помогало им в этом их воображение, фантазия.
Этнокультурные традиции в дизайне жилых пространств имеют давнюю историю, уходящую в глубь веков и опирающуюся на многовековой опыт строительства жилья и его эксплуатации. Эти традиции имеют вполне выразительную региональную специфику, сопряженную с особенностями климатической зоны, природной среды, организации быта и ведения домашнего хозяйства, своеобразием экономического уклада и образом жизни хозяев жилья. Приобщение к этим традициям позволяет будущим дизайнерам глубже понимать, как в организации жилых пространств и их убранстве проявляется образ жизни семьи, ее уклад, как осуществляется хозяйственная жизнь семьи, как организуется досуг, как происходит зонирование жилой и хозяйственной территории, как расположение жилища связано с природным ландшафтом, его географией, с особенностями среды и землепользования. По сути, это огромный комплекс вопросов, включающих сведения из географии, биологии, этнологии, истории, экономики, физики, архитектуры, строительного дела - студент должен глубоко освоить интегративные знания, которые позволят лучше понимать комплекс условий, влияющих на окончательное решение проектной задачи. В итоге предварительных обсуждений и поиска информации вполне закономерно звучит вопрос: где и как вы бы выбрали место для строительства дома? Какими соображениями при этом руководствовались бы? Как организовали бы внутреннее пространство дома? Как в организации внутреннего пространства учитывали бы особенности климата, продолжительность зимнего времени и объем осадков? Как выстраивалось бы водоснабжение дома? Эти и многие другие вопросы вполне уместны в процессе предварительного обсуждения вариантов решения проекта. Конечно, традиции организации крестьянского жилища позволяют дать полные и развернутые ответы на эти вопросы. Особенно интересны обсуждения со студентами примеров крестьянских жилищ, собранных в этнографическом музее «Семенково» под Вологдой [Семенково...; Экомир]. Наличие подробных планов этих крестьянских домов, их история и судьбы прежних владельцев дают достойные примеры того, как функционирует пространство, как оно организовано и как работает на общую концепцию жилища.
Помимо примеров организации пространства и функциональности крестьянских домов студенты обращаются к более сложным и масштабным проектам. В частности, речь идет о городских домах крупных купцов и дворян, особенностях эксплуатации дома в городских условиях, что предполагает понимание принципов отопления жилища, его водоснабжения, зонирования, этажности, освещенности и т.д. В этом контексте вполне уместны осмотры некоторых сохранившихся крупных городских домов купечества, дома городского головы - на конкретных примерах студенты начинают понимать весь комплекс проблем, решаемых в ходе проекта, и их сопряжение с вопросами географии, экономики, физики, архитектуры. Для дизайнеров интерьера особенно полезны визиты в краеведческий музей, где происходит знакомство с музейными экспонатами, отражающими быт и предметную среду купечества, дворянства, мещан. Особый интерес вызывают у дизайнеров предметы интерьера, ткани, гобелены, одежда, утварь, светильники, мебель, элементы декора, посуда. Все эти предметы отражают эпоху,
этнокультурные традиции оформления городского жилища, обеспечения его функциональности.
Более сложный пример проектной деятельности - дворцово - парковый ансамбль, его интерьерные и декоративные решения. В качестве одного из наиболее известных и доступных студентам был предложен для анализа дворцово-парковый ансамбль усадьбы князей Барятинских «Марьино» [Марьино...]. Конечно, такой сложный и масштабный проект требует подготовленности студентов к анализу и интерпретации. Поэтому для работы использовались планы и подробные изображения отдельных помещений дворца. Особенно интересны для студентов оказались библиотека, рабочий кабинет, столовая - тщательному и профессиональному анализу подверглись мельчайшие детали интерьера, организации пространства, используемых элементов декора. На таких ярких примерах дизайнеры осваивают самые сложные проектные решения, формируют свои собственные представления о гармоничности организации пространств, композиционном, цветовом и световом решении творческой задачи, функциональности предложенного художником варианта. Студенты с интересом отмечали стилистическое единство дизайнерского решения всего дворца, органичность пространств, декора, мебели, аксессуаров; в поле зрения художников-проектировщиков попали характерные детали античной культуры, служившие княжескому семейству важными элементами дизайна, напоминавшими об увлеченности Барятинских историей древней европейской цивилизации. Подобные элементы делают пространство личностным, индивидуальным, сопряженным с характером, привычками и интересами живущих в этом пространстве людей. Конечно, студенты с восторгом оценивали центральный колонный зал с круговым балконом, с прозрачным световым плафоном, с великолепной акустикой - эти дизайнерские находки получили блистательное воплощение, стали важными элементами в общем проектном решении облика дворца. В ходе обсуждения проектного решения студенты особо отмечали высокий эстетический вкус заказчика проекта -И.И. Барятинского, его приверженность классицизму. Понятно, что в современной жизни вкусовые пристрастия заказчика нередко идут вразрез с вкусами и идеями дизайнера, противоречат здравому смыслу и элементарным нормам. Это сложная и очень деликатная проблема, которую дизайнер не всегда может решить, в связи с чем вынужден принимать условия заказчика.
Отголоски подобных «погружений» дизайнеров в этнокультурные традиции сказываются в собственных проектах студентов, в их индивидуальных подходах и решениях проектных задач. Такие «погружения» создают некую идейно-смысловую основу, базис для поиска инновационных решений, преобразования среды, ее эстетизации, но не в отрыве от национальных традиций, а в стремлении их развивать, продолжать. Надо сказать, что подобные «погружения» используются в профессиональной подготовке не только дизайнеров интерьера, но и дизайнеров костюма, обращающихся к фондам музейных коллекций, анализирующих сложившиеся народные традиции в дизайне одежды и адаптирующих этнические мотивы к реалиям современной индустрии моды [Ерохина 2019; 2020; 2021]. Есть такие примеры «погружения» и в работе с дизайнерами -графиками [Галкина 2019; 2019а; 2020; 2020а; 2020б; 2020в; 2021]. Подобные примеры «погружений» студентов в этнокультурные традиции позволяют существенно расширить их кругозор, обогатить его, соединить с историей национальной культуры и искусства. В контексте модернизации современного профессионального художественного образования проектная деятельность и обращение к традициям национальной культуры позволяют повысить качество подготовки дизайнеров, приблизить их к традициям и опыту своих предшественников. Сами студенты очень высоко оценивают подобные «погружения», отмечая их практическую полезность и масштабность. На этом фоне переход к собственному проекту представляется студенту уже менее сложным и проблемным -
у будущего дизайнера есть достойные примеры, образцы, есть варианты сложных дизайнерских ситуаций и вполне удачного их решения. Студенты отмечают и то, что для них особенно важен был коллективный анализ, сама возможность совместного обсуждения и оценки проектных решений. Это позволяет сравнивать собственное видение творческой задачи и ее решения с видением своих коллег, их пониманием возможных вариантов реализации замысла. Важно присутствие преподавателя, способного скорректировать точку зрения или оценку студента, указать на потенциальные риски и опасности в поиске оптимального варианта. Студенты ценят способность преподавателя увязать конкретный проект с общей социокультурной ситуацией, провести исторические параллели, привести примеры аналогов. Такие беседы значительно обогащают профессиональный опыт студентов, расширяют их кругозор, развивают навыки анализа и оценки реализованных проектных решений.
Сегодня много говорят и пишут о сложном и болезненном поиске национальной идеи, о переживаемом «кризисе культуры», о деструкции общественной морали, нарастании спутанной этнокультурной идентичности молодежи, ее отказе от всего русского [Булатников 2012; 2012а; 2012б; 2012в; Репринцев 2020; 2020а; 2021; 2021а; 2021б]. Конечно, такие примеры, к сожалению, встречаются и очень тревожат. Сложно оспаривать убедительные статистические данные, доказывающие противоречивость культурного и духовного развития современной молодежи. Но есть и положительные примеры отношения к национальной культуре и искусству, приверженности русскому стилю, опоры на эстетические традиции и опыт своего народа. Это дает надежду, что проектируемая и творимая дизайнерами предметная и пространственная среда бытия русского человека будет отражать традиции и ценности национальной культуры, будет формировать среду, наполненную не только национальными символами русской культуры, но и русским духом, русской душой.
Библиографический список
Бредихин А.П. Модернизация высшего художественно-педагогического образования: традиции и инновации // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 1 (29). С. 35-50.
Бредихин А.П. Проблемы инкультурации молодежи в современном социуме: личность между традициями этноса и реалиями образования // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности. Чебоксары: ЧГПУ, 2017. С. 402-406.
Бредихин А.П. Проблемы современного художественно-педагогического образования в контексте «модернизации»: время утраченных иллюзий // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014а. № 1 (262). С. 52-60.
Бредихин А.П. Проблемы социализации молодежи в контексте трансформации национальной культуры и образования // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития инновационной экономики / под ред. Е.А. Корчагина, Р.С. Сафина. Казань, 2017а. С. 3-8.
Бредихин А.П. Профессионально-личностное развитие студентов-дизайнеров в образовательной среде вуза // Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21-го века: состояние, проблемы, перспективы развития: в 2 кн. Кн. 1 / под ред. Р.С. Сафина, Е.А. Корчагина. Казань, 2018. С. 322-328.
Бредихин А.П. Развитие профессионального художественного образования в условиях глобализации культуры: традиции, проблемы, противоречия // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4069/ (дата обращения: 11.10.2021).
Булатников И.Е. «Кризис культуры» и его отражение в состоянии общественной морали: диалектика вечного и временного в социально-нравственном воспитании молодежи // Евразийский форум. 2012. №4. С. 78-92.
Булатников И.Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали // Психолого-педагогический поиск. 2012а. № 23. С. 60-72.
Булатников И.Е., Исаев И.Ф. Развитие системы нравственных ценностей молодежи в условиях кризиса культуры: диалектика вечного и временного // Психолого-педагогический поиск. 20126. № 24. С. 023-035.
Булатников И.Е., Репринцев А.В. Системная методология в контексте поиска оптимальной модели реформирования российского образования // Психолого-педагогический поиск. 2012в. № 22. С. 19-34.
Быстрова Т.Ю. Теоретико-методологические и мировоззренческие основы современного дизайна и дизайн-образования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4091/(дата обращения: 11.10.2021).
Галкина И.С. Возможности специальных дисциплин в формировании профессиональных компетенций будущих графических дизайнеров: от образовательных стандартов - к реалиям образовательной практики // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1 / ред. Х.С. Гафаров и др. Минск, 2020. С. 70-77.
Галкина И.С. Информационные технологии в современном дизайн-образовании: развитие профессиональных компетенций студентов через взаимодействие в информационной среде // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе: сб. ст. Елец, 2020а. С. 403-410.
Галкина И.С. Методологические подходы к анализу феномена профессиональной культуры будущего дизайнера // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4072/ (дата обращения: 11.10.2021).
Галкина И.С. Профессиональная культура современного дизайнера: факторы и механизмы формирования // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2019. № 4 (43). С. 224-232.
Галкина И.С. Профессионально-личностное развитие будущих дизайнеров в процессе взаимодействия университета с медицинскими учреждениями города // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера: сб. ст. Казань, 2020б. С. 92-99.
Галкина И.С. Психологические основы формирования общей и профессиональной культуры студентов-дизайнеров: механизмы и условия профессионально-личностного развития // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты: сб. ст. Ереван, 2020в. С. 181-187.
Галкина И.С. Этнокультурные основы формирования общей и профессиональной культуры будущих дизайнеров: диалектика традиций и инноваций // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст. Минск, 2019а. С. 5-11.
Ерохина Е.В. Музейная практика в системе факторов формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 2 / ред. Х.С. Гафаров и др. Минск, 2020. С. 84-93.
Ерохина Е.В. Психологические основы формирования этнокультурных компетенций будущих дизайнеров костюма в образовательном процессе вуза // Коллекция гуманитарных исследований. 2019. № 4 (19). С. 6-9.
ЕрохинаЕ.В. Формирование этнокультурной компетентности будущих дизайнеров костюма в процессе освоения региональных традиций декоративно-прикладного искусства // Ученые записки. Электр. науч. журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4074/(дата обращения: 11.10.2021).
Марьино. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Марьино_(усадьба_Барятинских) (дата обращения: 10.08.2021).
Панкина М.В. Проблемы развития непрерывного дизайн-образования и дизайн-мышления // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4093/ (дата обращения: 11.10.2021).
Репринцев А.В. Дизайнер в «обществе потребления»: служение Христу или Мамоне? // Актуальные проблемы дизайна и дизайн-образования: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 1 / редколлегия: Х.С. Гафаров (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2020. С. 15-26.
Репринцев А.В. Искусство и человек в системе духовных ценностей постиндустриального мира: векторы эволюции смыслов и эталонов культуры // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2021. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4068/ (дата обращения: 11.10.2021).
Репринцев А.В. Человек и культура в условиях становления постиндустриального мира: диалектика нравственного и эстетического в современной социальной практике // Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Ереван, 2020а. С. 628-648.
Семенково. Архитектурно-этнографический Музей Вологодской области. URL: https:// www.semenkovo.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
Сухорукое И.С. Изучение особенностей этнокультурной идентичности школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 110-116.
Сухоруков И.С. Информационная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростка: психологические механизмы преодоления дезориентирующих влияний информационной среды // Развитие личности в условиях цифровизации образования: от начальной к высшей школе. Елец: ЕГУ, 2020. С. 292-299.
Сухоруков И.С. Миссия институтов социального воспитания в формировании этнокультурной идентичности подростков и юношества // Гуманизация образовательного пространства [Электронное издание]. Саратов: СГУ, 2016а. С. 857-877.
Сухоруков И.С. Проблемы подготовки будущих педагогов-психологов к процессу формирования этнокультурной идентичности подростков и молодёжи // Инновации и качество профессионального образования / под ред Р.С. Сафина; И.Э. Вильданова. Казань: Школа, 2021. С. 136-140.
Сухоруков И.С. Проблемы формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества в зеркале педагогической социологии: опыт эмпирического исследования // Вестник Костромского гос. ун -та. 2016б. Т. 22. № 4. С. 258-263.
Сухоруков И.С. Развитие этнокультурной идентичности подростков и юношества как условие возрождения духовно-нравственных основ российского общества // Новая парадигма организационного управления в условиях вызовов XXI века (к 95-летию Л И. Уманского). Кострома: КГУ, 2016в. С. 230-240.
Сухоруков И.С. Социокультурная среда в системе факторов формирования этнокультурной идентичности подростков: кто воспитает гражданина и патриота? // Этнокультурное образование в современном мире: сб. ст. / науч. ред. Е.А. Александрова. Саратов: СГУ, 2017. С. 710-733.
Сухорукое И.С. Традиционное народное искусство в системе средств формирования этнокультурной идентичности подростков и юношества // Ученые записки. Электронный
научный журнал Курского государственного университета. 2021а. № 3 (59). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4070/ (дата обращения: 12.10.2021).
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи в условиях возрождения Русского мира // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2016г. № 2 (29). С. 92-101.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности детей и молодежи как ответ системы социального воспитания на глобальные вызовы современного мира // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сб. ст. Ярославль: ЯГПУ, 2021б. С. 247-252.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков и юношества в контексте становления в России гражданского общества: опыт эмпирического исследования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016д. Т. 2. №4. С. 53-62.
Сухоруков И.С. Формирование этнокультурной идентичности подростков средствами народного искусства: механизмы и условия перехода «внешнего» во «внутреннее» // Этнокультурные феномены в образовательном процессе: сб. ст. Чебоксары: ЧГПУ, 2020а. С. 196-204.
Этномир. Этнографический парк-музей. URL: https://ethnomir.ru/ (дата обращения: 21.08.2021).