психолого-педагогическое направление
С.А. Котова
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ...
22. Стожарова, М.Ю. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // М.Ю. Стожарова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
23. Султанова, М. Т. Весёлые домашние задания / М. Т. Султанова. М.: Хатбер-пресс, 2012. - 20 с.
24. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ// Дошкольное воспитание, 2014. - № 2. - С. 4 - 8.
25. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 168-174.
© 2014
STUDY OF FORMATION OF COMPUTER SKILLS OLDER PRESCHOOLERS USE OF GAMES ON THE INTERACTIVE WHITEBOARD
S.A. Kotova, speciality intelligent instruction ANO DO «Planeta detstva «Lada» detskiy sad № 137 «Chiqik», student magistracy
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The article presents the results of a study of the didactic potential of interactive games to build computational skills in older preschoolers.
Keywords: Information and communication technologies, digital educational resources, didactic potential, interactive games, computational skills, pre-primary education, the interactive whiteboard.
УДК 37.012
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТРАШЕКЛАССНИКОВ
© 2014
Т.О. Лечкина, студент магистратуры ТГУ, учитель английского языка МБУ СОШ № 49
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования и развития социальной активности старшеклассников как актуальная проблема современного воспитания. Акцентируется внимание на процессе социализации как относительно регулируемом процессе, тем самым определяются условия развития социальной активности старшеклассников в рамках образовательного учреждения. Представлены критерии и показатели становления и развития социальной активности старшеклассников.
Ключевые слова: социальная активность, социализация, условия развития социальной активности, критерии и показатели становления социальной активности.
Одним из приоритетов государственной политики в современной России становится воспитание подрастающего поколения. В связи с этим решение проблем воспитания приобретает актуальный характер и требует скоординированных усилий со стороны тех, кто занимается теорией и практикой воспитания.
Одной из насущных проблем воспитания является формирование и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны. Это обусловлено, прежде всего, пассивностью, потребительским отношением молодежи и ее нежеланием участвовать в общественных процессах и прилагать усилия для преобразования окружающей действительности.
В педагогике понятие «социальная активность» определяется как свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума [1]. Следует, социальная активность формируется в процессе включения личности в деятельность и предполагает активность индивида, которая заключается в его стремлении и умении познать особенности среды, влиять на отношения в ней; в проявлении инициативы, самоорганизации, самодеятельности.
Социальная активность как качество личности старшеклассника формируется и развивается только в процессе деятельности, имеющей общественное значение и реализуемой в социальных фактах. Она развивается через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения; может иметь различную степень проявления.
Уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность [2, 3].
Однако в связи с тем, что общественные институты, организации общества не предоставляют возмож-Карельский научный журнал. 2014. № 4
ности для индивида активно действовать, возникает социальная пассивность [4]. Она обусловлена тем, что человек не может реализовать свои идеи, цели, удовлетворить потребности и вынужден быть выразителем чужой воли, действовать по чужим указаниям. Социальная пассивность не обязательно должна идентифицироваться бездеятельности: она выражается в боязни нового, в ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. По мнению Ю. Изотовой она даже может сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируют сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность [5, с. 18].
Социальная активность является важным качеством социального индивида и формируется в процессе его социализации, через освоение социальных ролей. В этой связи процесс социализации рассматривается с точки зрения субъект-субъектного подхода и определяется А.В. Мудриком как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [4, с. 9]. Т.А. Василькова утверждает, что сущность социализации сегодня рассматривается как комбинация процессов приспособления и обособления человека в конкретных социальных условиях» [6, с. 21]. Приспособление (социальная адаптация) позволяет индивиду стать подобным остальным членам общества («быть со всеми»). Обособление (индивидуализация) человека в социальной среде позволяет ему иметь собственное мнение («оставаться самим собой»). Данный подход предполагает интеграцию человека в систему отношений конкретного общества, что, стоит отметить, способствует созданию благоприятных условий для развития и индивида, и социума в целом.
В условиях современной социальной ситуации, характеризующейся, по словам А.Н. Дёмина, динамиз-
Т.О. Лечкина психолого-педагогическое
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ... направление
мом, неравномерностью, противоречивостью; ростом социальной мобильности, повышением роли образования; утратой чувства определенности в отношении будущего [7, с. 5]. Молодому человеку требуется поддержка в его адаптации в обществе, в стремлении реализовать себя, научиться общению, самовоспитанию. В юношеском возрасте особенно проявляется стремление быть достойным, стать гражданином, работником, признанным в коллективе, равным среди сверстников.
Сложность юношеского этапа социализации обусловлена разнообразными системами ценностей и взглядами на мир, которые несут разные агенты социализации - родители, учителя, сверстники и т.д., а также стремлением добиться определенного статуса и играть свою социальную роль [6, с. 32].
Наряду с образовательной деятельностью важным становятся общение и досуговая деятельность. Данный возрастной период характеризуется выбором профессии, создаются условия для мировоззренческой рефлексии, адекватного осознания себя, своих способностей и предназначения. Снижается роль семьи, возрастает значение социальной микросреды, товарищеского окружения, однако сохраняется влияние учреждений образования.
В связи с этим актуальным становится такая организация современного образовательного процесса, где на первом плане выступает не просто обучение учащихся предметным знаниям, объем которых постоянно и неуклонно растет, умениям, навыкам, а личность обучающегося как активного деятеля, имеющего собственные мотивы и потребности.
При этом вовлеченность в учебную деятельность, активное участие во внеклассной работе являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации подрастающего поколения [8, 9, 10].
В.И. Загвязинский, М.П.Зайцев, Г.Н. Кудашов, О.А. Селиванова и Ю.П.Строков, рассматривающие социализацию с позиции относительной управляемости, выделяют ряд положений, которыми необходимо руководствоваться в целях педагогического влияния на повышение процесса социализации [1, с. 17-18]:
- Принцип гуманистической направленности, который основан на признании человека, его жизни, физического, психического, нравственного здоровья и духовного богатства как высшей человеческой ценности. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь не только познать, но и овладеть этими ценностями;
- Принцип гармоничного сочетания личностных и общественных целей социализации, предполагающий взаимозависимость результатов социализации личности и уровня развития общественных отношений. Ибо чем выше уровень благополучия (нравственного, духовного, профессионального) человека, тем успешнее идет общественное развитие. В совокупности отношений «человек-общество-государство» в качестве приоритета принимаются потребности человека, его право на свободу выбора, развития, реализацию личностного потенциала;
- Принцип толерантности, заключающийся в признании правомерности культурных, религиозных и прочих расовых различий между индивидами, группами и социальными общностями, в терпимом отношении к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, в ценностных ориентациях и т.д. других людей;
- Принцип субъектности, предполагающий рассмотрение индивида как активного субъекта процесса социализации, который способен к актуализации своей роли и значимости в системе межличностных, групповых и общественных отношений, а также - в разрешении собственных проблем (социальных, педагогических, психологических, здоровья и т.д.). Принцип субъектности исходит из субъект-субъектных отношений.
- Принцип активности жизнедеятельности, отражающий зависимость эффективности социализации от активности индивида;
- Принцип индивидуальности, основанный на признании уникальности личности индивида, его физических и интеллектуальных возможностей. Следует, что у разных индивидов социализация протекает по-разному как в содержательном, так и во временном аспектах, а потому и конечные результаты могут существенно отличаться друг от друга;
- Принцип осознанности, который состоит в признании человека как существа мыслящего, способного к пониманию, критической оценке ситуации, отношений и собственных деяний (действия или бездействия), а также способного к осознанному выбору, корректировке своего поведения и влиянию на отношения в окружающей его действительности;
- Принцип сочетания дифференциации и интеграции, предполагающий, с одной стороны, обособление индивида на основе учета его индивидуальных (психофизических, возрастных, половых и др.) особенностей, включение его в группу социально-значимой направленности, а с другой стороны - последующую интеграцию в жизни общества в целом;
- Принцип педагогического сопровождения процесса социализации, который заключается в том, что социализация будет протекать более успешно, если в ее процессе присутствует педагогический компонент, оказывается целесообразное своевременное педагогическое влияние (направленность, реабилитация, коррекция и т.д.).
Взгляд на процесс социализации как относительно регулируемый и осуществляемый как преднамеренный и специально организованный процесс, позволяет нам выделить необходимые условия для развития социальной активности старшеклассников в рамках образовательного учреждения. Данные условия предполагают выстраивание субъект-субъектных отношений в процессе образовательной деятельности; включение ученика в коллектив и организацию совместной деятельности; создание гуманистических отношений в коллективе и благоприятного социального пространства; учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося; развитие самостоятельности и мотивации; а также стимулирование активности каждого школьника.
С развитием самосознания в раннем юношеском периоде возникает выраженная потребность правильно оценивать себя через оценку собственного участия в общественно значимой деятельности образовательного учреждения. Участвуя в социально значимой деятельности, получая одобрение её социально значимых результатов, старшеклассник реализует потребность в социальном признании, вследствие чего он осознает значимость социальных и гражданских ценностей. В свою очередь, развитие социальной активности в данном возрастном периоде обусловливает развитие активной позиции личности старшеклассника.
Согласно исследованиям С.Л. Рубенштейна, Ю.А. Миславского, можно выделить следующие критерии становления социальной активности старшеклассников:
- мотивационно-рефлексивный,
- деятельностный,
- результативный.
В качестве показателей становления социальной активности старшеклассников используются:
- степень овладения знаниями, умениями и навыками социально активного поведения как необходимыми компонентами активности старшеклассников;
- сформированность нравственных понятий, представлений, характеризующих понимание индивидом необходимости участия в общественно активной деятельности;
- уровень мотивации, связанный с общественной деятельностью, которая характеризует направленность активности личности, позволяющая выявить меру соответствия ее интересов интересам общества, коллектива, другого человека и проявляющаяся через отношение к труду и общественной работе;
психолого-педагогическое направление
Т.О. Лечкина
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ...
- самодеятельность, инициатива, ответственность;
- участие в создании и реализации социальных проектов.
Критерии и показатели становления социальной активности представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Критерии и показатели становления и развития социальной активности старшеклассников
Таким образом, в связи с тем, что на сегодняшний день усилился социальный аспект работы массовой образовательной школы, которая вынуждена выполнять функции социальной защиты, комплексной реабилитации детей и их социализации, именно современная школа должны создать все условия для формирования и развития социальной активности учащихся. Молодому человеку очень сложно сориентироваться в современном прогрессивном обществе, поэтому ему требуется поддержка не только в адаптации к этому обществу, но и в формировании определенных социальных качеств, способствующих его самореализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкаситского. - М.: Педагогическое общество в России, 2002. - 160 с.
2. Пустовалова Н.И., Лазаренко Д.В. Взаимосвязь
черт личности и волевой саморегуляции старшеклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 175-178.
3. Нуриева М.Р.К. Роль социальных условий в социализации личности (итоги исследования) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 238-240.
4. Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс. Под ред. О. М. Штомпеля. 1996.
5. Изотова Ю. Социально-активная деятельность младших школьников/ Ю. Изотова// Воспитательная работа в школе. 2013 г. - № 5
6. Василькова Т.А. Социальная педагогика: учебное пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. -М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.
7. Дёмин А.Н., Харченко И.И.,Полуэхтова И.А., Дербенёв Д.П. Социальные изменения в России и молодёжь / Под ред. Магун В.С. М.: Московский общественный научный фонд, 1997. С. 5
8. Джаббаров Р.В.О. О принципах формирования мотивов самореализации в процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 70-72.
9. Моисеева Е.В. Интерактивное обучение как средство развития и самореализации школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 118-120.
10. Разуваев С.Г. О соподчиненности понятий «профессиональная социализация» и «профессионализация» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 145-149.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.
Критерии Показатели
1 мо тиваци онн о -рефлексивный • Наличие зианий. умений и навыков социально активного поведения, необходимых для участия в общественно значимой деятельности; • С формированы ость нравственных понятий и представлений; • Интерес к общественно значимой деятельности
2. деят е.тьн о стный • Участие в общественно значимой деятельности; * Инициатива, самостоятельность в организации и реализации общественно значимой деятельности
3. резупътатиЕ ный • Наличие социально-значимых проектов
PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ACTIVITY OF SENOIR PUPILS
© 2014
T.O. Lechkina, graduate student, English teacher MBI school № 49
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The article considers the problem of the formation and development of social activity of senior pupils as an actual problem of modern education. Focuses on the process of socialization as a relatively controlled process, thereby defines the conditions of development of social activity of senior pupils in the framework of the educational institution. In the article are presented the main criteria and indicators of the formation and development of social activity of senior pupils.
Keywords: social activity, socialization, conditions for the development of social activity, criteria and indicators of formation of social activity.