IMPORTANCE OF DISCIPLINE «INTRODUCTION TO MATHEMATICAL EDUCATION OF RUSSIA» IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS EXPECTED TO BE MAJORED IN MATHEMATICS
© 2014
I.K. Kondaurova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair
«Mathematics and its teaching methods» M.A. Guseva, post-graduate student
Saratov State University, Saratov (Russia)
Annotation: The problem of the teacher professional formation is becoming increasingly scientific relevance in relation to both global changes in the modern system of education, and innovative processes in the national teacher education have been developed in the framework of the modernization project of teacher education and the Federal Target Programme for the Development of Education for 2011-2015. Innovations and reforms aimed at improving the quality of education of students expected to be teachers through increasing the efficiency of universities and the implementation of training programs adapted to the requirements of the modern school, which in turn means the growing importance of the process of professional development of the teacher during professional education and need to develop evidence-based mechanisms to manage it. Considering the process of professional teacher formation as a continuous sequence of steps from the implementation of the professional choice to complete the career through professional education, professional activity and self-education, it is traditionally divided into several stages, including professional education, lays the foundation for the success of the in the profession. Disciplines and courses that make up the curriculum of the students in the direction of preparation 050100 - Teacher Education (profile "Mathematical Education"), implemented by the Department of Mathematics and its teaching methods Saratov State University, have unequal impact on the professional development of students expected to be math teachers. The article considered the role the discipline "Introduction to Mathematical Education of Russia" in the professional development of the teacher expected to be majored in mathematics.
Keywords: professional education; professional formation of teacher; mathematical education; Russian system of mathematical education; teacher majored in mathematics, curriculum.
УДК 373
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ
© 2014
С.А. Котова, студент магистратуры, специалист развивающего обучения АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 137 «Чижик» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: В статье представлены результаты исследования дидактического потенциала интерактивных игр по формированию вычислительных навыков у старших дошкольников.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы, дидактический потенциал, интерактивные игры, вычислительный навык, предшкольная подготовка, интерактивная доска.
Повышение качества является одной из актуальных проблем развития системы дошкольного образования на современном этапе. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определил одним из направлений работы с дошкольниками изменение содержания образования, оптимизацию способов и технологий организации образовательного процесса, переосмысление цели и результата образования.
Дошкольные работники направляют свои усилия на эффективную организацию детских видов деятельности, внедряя в образовательный процесс новые методики, технологии. К таким технологиям относятся и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Ряд исследователей (Л.А. Габдулисламова, Ю.М. Горвиц, Т.Н. Гринявичене, Т.Ф. Габай, Е.В. Зворыгина, Б.Ф. Ломов, В.Я. Ляудис, С.Л. Новоселова, Г.П. Петку, И.Ю. Пашилите и др.) в своих работах отмечают, что использование средств информационно - коммуникационных технологий и компьютерных игровых средств (КИС) в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.
Исследователи (Ю.М. Горвиц, Л.А. Леонтьева, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьяков) доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме компьютерной игры. Так, Л.А. Венгер в работах, посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста, научно обосновывает и доказывает возможность применения компьютера для интеллектуального развития ребенка. Психологи-исследователи (Ю.М.Горвиц, Т.Д.Марцинковская,
С.Л.Новоселова и др.) доказали эффективность использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы С. Дастмана, Б.И. Гольдштейна и др. В своих работах Д.Б. Богоявленская отмечает высокий потенциал интеллектуального развития у детей, занимающихся компьютерными игровыми программами по специально построенной системе.
ИКТ предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышают мотивацию дошкольников к обучению. Одним из последних достижений в области информационно-коммуникационных технологий является использование интерактивной доски (ИД).
Электронная интерактивная доска выступает в роли партнера по игре, становится рассказчиком, учителем и даже экзаменатором. Занятия с использованием ИД очень увлекательны, они захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие дошколятам.
Несмотря на несомненную и очевидную практическую значимость ИД в детском саду, задача использования и организации работы по формирования вычислительных навыков в условиях образовательного учреждения остаётся открытой для дальнейшего теоретического осмысления и экспериментального изучения. Выявленные недостатки на практике использования
С.А. Котова психолого-педагогическое
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ... направление
ИД для формирования вычислительных навыков на современном этапе объясняются наличием противоречий между:
- значительным образовательным потенциалом дошкольников и его недостаточным использованием при работе с ИД;
- возможностью формирования вычислительных навыков с использованием интерактивных игр и недостаточной методической базой дошкольного образовательного учреждения;
- между доступностью большого количества обучающих дидактических игр и отсутствием их систематизации при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
Обозначенные противоречия определили проблему исследования: каков дидактический потенциал интерактивных игр для формирования вычислительных навыков у старших дошкольников?
Решение обозначенной проблемы определили цель исследования: выявить и теоретически обосновать дидактический потенциал интерактивных игр и разработать обучающий комплект по формированию вычислительных навыков у старших дошкольников. Были определены следующие задачи исследования.
1. Осуществить анализ проблемы формирования вычислительных навыков старших дошкольников в процессе использования интерактивной доски в педагогической теории и практике.
2. Обосновать и экспериментально проверить программу формирования вычислительных навыков старших дошкольников.
3. Разработать комплект дидактических игр для интерактивной доски по формированию вычислительных навыков у старших дошкольников.
4. На основе диагностических методик оценить эффективность использования разработанного комплекта.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической литературы, эмпирические методы (наблюдение, опрос, изучение и анализ опыта работы педагогов); педагогический эксперимент; обобщение экспериментальных данных, аналитическая обработка полученных данных.
База исследования: детский сад №137 «Чижик» АНО ДО «Планета детства «Лада».
Научно-исследовательская работа состояла из 3 этапов. Первый этап (10.06.2014-10.08.2014) - диагностический этап - анализ и обобщение научной литературы по изучаемой проблеме, нормативных документов федерального и регионального значения; определение теоретических положений исследования, разработка методики использования интерактивной доски для формирования вычислительных навыков старших дошкольников. Проведение констатирующего эксперимента. Подготовка программно-методического обеспечения экспериментальной работы.
Второй этап (10.08.2014-10.11.2014) - основной этап
- создание комплекта дидактических игр; проведение стартовых срезов с целью выявления состояния исследуемой проблемы; апробация методики использования интерактивной доски для формирования вычислительных навыков старших дошкольников и созданных дидактических игр.
Третий этап (10.11.2014-10.12.2014) - заключительно
- обобщающий этап - анализ, обработка и систематизация полученных результатов; оценка эффективности использования разработанного комплекта; оформление результатов НИР.
Проведенный анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам разработки и применения цифровых образовательных ресурсов в обучении дошкольников, позволил определить совокупность основных дидактических функций этих ресурсов. Несмотря на разноплановость и разнообразие выделен-66
ных функций, они являются взаимосвязанными и взаимосогласованными: качество реализации одних предопределяет и влияет на качество реализации других. Результаты констатирующего эксперимента позволили нам условно выделить четыре группы функций цифровых образовательных ресурсов в обучении дошкольников: функции, ориентированные на формирование положительного отношения ребенка к процессу и результату обучения; функции, способствующие усвоению содержания обучения; функции, направленные на оптимизацию учебного процесса; функции, содействующие успешности дальнейшего обучения дошкольника.
Для исследования дидактического потенциала интерактивных игр по формированию вычислительных навыков у старших дошкольников мы подобрали методы исследования, которые представлены в таблице 1.
Процедура исследования. Основной этап исследования проходил с 10.08.2014 по 10.11.2014 года. В нем приняли участие 56 воспитанников из ДОУ №137, 51 воспитанник из ДОУ № 206 г.Тольятти . Возрастная группа: дети от 5,9 до 7 лет на этапе перехода от ступени дошкольного образования к первой ступени школьного обучения. Форма работы: групповая, индивидуальная. Результаты исследования анализировались с помощью процентных и статистических данных. Статистический анализ был проведен с помощью пакета анализа MS Excel для Windows 7.
Таблица 1 - Методы исследования дидактического потенциала интерактивных игр по формированию вычислительных навыков у старших дошкольников
Функция цифр о вых оо р а зо в а тельных р е су р с ов Показатель сформированное™ старших дошкольников Метод исследования Критерий сформирован-
Функции. ориентированные на формирование пр оцессу ир езультату обучения. - Ребёнок эмоционально положительно относитсяк процессу ирезулыату Пр о екткЕныи 1 е ст личностных социальных эыоцийи ценностных ориентации {А.Эткинда, модификация ООрехит) Эмоциональная сфера ребёнка
Функции, способствующие усвоению содержания обучения -Ребёнок имеет представления о числах первого и второго десятков и отношениях между числами,умеет обозначать их с помощью знаков. - Ребёнок владеет -Ребёнок умеет составлять и решать простые арифметические задачи. Методика Т.И. Ерофеевой ■■Диагностика элементарных представлений удетей 6-7 лет». Количественные
Функции, направленные на оптимизацию учебного процесса - Ребёнок умеет распределять и работоспособен, удерживает темпи целенаправленность деятельности. Методика '/Шифровка» (Пьер она) Произвольная регуляция деятельности (удержание алгоритма деятельности пр е дставления)
Функции, содействующие у спешности дальнейшего обучения дошкольника. -У ребёнка сформирована мотивация к учебной деятельности. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.Нежновой, модификация А.Прихожан) Мотивация учебной деятельности
В процессе проведенного исследования выявлены определенные следующие тенденции. Результаты диагностики эмоциональной сферы ребенка (модификация проективного теста О.Ореховой «Домики») показаны в таблице 2:
Таблица 2 - Результаты диагностики сформирован-ности эмоциональной сферы дошкольников
Уровни сформир ованности эмоциональной с феры р ео ёш:э Констатирующий этап эксперимента
Экспериментальная группа Мйчел.) Контрольная группа (п=51 чел.)
% чел. % чел.
высокий 54 30 37 19
средний 28 16 24 12
низкий 18 10 39 20
Высокую степень дифференциации эмоций имеют 37% детей в контрольной группе и 54% в экспериментальной группе при работе на интерактивной доске, среднюю - 24% и 28% детей соответственно и слабую степень дифференциации эмоций имеют 39% и 18% детей соответственно (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Результаты сформированноости уровня эмоциональной сферы дошкольников
С помощью этой же методики исследовался устойчивый эмоциональный фон дошкольников, то есть преобладающее настроение ребенка. Он имеет три уровня выраженности. У 58% (58%) воспитанников ДОУ эмоциональное состояние в норме. Такие дети могут испытывать как радость, так и огорчение в зависимости от конкретной ситуации. У 22% (23%) дошкольников преобладают положительные эмоции. Это обычно свидетельствует о том, что ребенок весел, настроен оптимистично. В отдельных случаях может указывать на неадекватное восприятие ребенком ситуаций (например, восприятие неоднозначной ситуации в положительном ключе). У 20% (19%) дошкольников доминируют отрицательные эмоции (плохое настроение, неприятные переживания и т.п.), что свидетельствует о наличии проблем, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно.
Применительно к данной категории детей, необходимо проанализировать причины выявленного состояния и попытаться повлиять на факторы, отрицательно воздействующие на ребенка (в экспериментальной группе во время игр на интерактивной доске).
Основным критерием вывода об успешности освоения воспитанниками программного содержания являются диагностические результаты по основной образовательной программе ДОУ «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой.
По результатам диагностики уровня усвоения общеобразовательной программы по разделу «Количественные представления» за данный период можно сделать вывод о том, что: в работе положительный результат составил 76 % (88%) (высокий уровень усвоения программного материала показали 21% (27%) детей, средний - 55% (61%)). Анализ качества усвоения детьми отдельных подразделов данного раздела программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок.
Таблица 3 - Результаты сформированности количественных представлений дошкольников
Констатирующий этап эксперимента
Уровни сформирова нности числа первого и второго десятков, отношения между числами, обозначение их с помощью вычислительные навыки, использование знаков составление и решение простых арифметических задач
иных представлен эксперимента льная группа (п=5б чел.) контрольная группа (п=51чел.) эксперимента льная группа (п=5б чел.) контрольная группа (п=51чел.) эксперимента льная группа {п=5б чел.) контрольная труппа (п=51чел.)
% чел. % чел. % чел. % чел. % чел. % чел.
средний уровень) (%)
86 48 80 41 91 51 75 38 82 46 74 38
(высокий и средний уровень) (%) 14 8 20 10 9 5 25 13 18 10 26 13
делу в экспериментальной группе: организация непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски. Более низкий результат по подразделу: «Составление и решение простых арифметических задач». Причина низкого качества усвоения программного материала по данному подразделу: недостаточно разнообразные методические приёмы в работе.
Методика «Шифровка» (Пьерона). Данная методика использовалась для исследования устойчивости внимания, возможностей его переключения. Одновременно можно отметить особенности темпа деятельности, «вра-батываемость» в задание, проявление признаки утомления и пресыщения. Методика также дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, развитии элементарных графических навыков. Высокий уровень выполнения задания показывает 71% (68% - контрольная группа) воспитанников, 25 % (22% - контрольная группа) детей имеют средний уровень. Процент детей с результатом ниже возрастной нормы равен 4% (в контрольной группе - 10%) (Рисунок 2). 80% 70% -
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
од"/..
Н I Ут%г.
□ контрольная группа
□ экспериментальн ая группа_
высокий средним низким
Наиболее высокие результаты дети показали по подразделу: «Вычислительные навыки, использование знаков». Предполагаемая причина более высокого качества усвоения программного материала по данному подраз-
Рисунок 2 - Результаты сформированности внимания у детей 5-7 лет
Скорость выполнения:
- группа детей с патологией - 0 человек, что составляет 0 % от общей выборки; группа детей, имеющих слабую скорость выполнения 0 человек, что составляет 0 % от общей выборки; группа детей, имеющих среднюю скорость выполнения (в пределах возрастной нормы) - 2 человек, что составляет 10 % от общей выборки; группа детей, имеющих хорошую скорость выполнения 12 человек, что составляет 60 %; группа детей, имеющих высокую скорость выполнения 6 человек, что составляет 30 %;
Точность выполнения:
- группа детей с патологией - 0 человек, что составляет 0 % от общей выборки; группа детей, имеющих слабую точность выполнения 5 человек, что составляет 25 % от общей выборки; группа детей, имеющих среднюю точность (в пределах возрастной нормы) - 2 человек, что составляет 10 % от общей выборки; группа детей, имеющих хорошую точность выполнения 7 человек, что составляет 35 %; группа детей, имеющих высокую точность выполнения 6 человек, что составляет 30 %.
Анализируя полученные данные можно сделать вывод о том, что все дети имеют скорость выполнения теста в пределах возрастной нормы, хорошо удерживают в памяти полученное задание, имеют низкую утомляемость, 90% (85% в контрольной группе) детей производят все операции в уме, по памяти.
Говоря о точности выполнения теста, хочется отметить тот факт, что на его результаты влияют соревновательные моменты в выполнении заданий при под-групповом проведении тестирования. Особенно это ярко выражено у мальчиков. Точность выполнения требует высокого уровня развития произвольности.
Интерпретация выполнения методики «Диагностика мотивации учения у детей 5-7 лет» (Рисунок 3).
Данные результаты свидетельствуют о том, что 86% (80% в контрольной группе) детей имеют высокий и
средний уровни мотивации учения. Они идут в школу, чтобы получать новые знания, узнавать новое. Имеют высокий уровень развития произвольности, навыков коммуникации. Дети, имеющие низкий уровень мотивации, как правило, имеют высокий уровень тревожности. От школы они ждут новых впечатлений, мало понимая, какие трудности они там могут встретить. У этой группы детей низкий уровень развития произвольности и це-леполагания (рисунок 3).
Таким образом, мощный дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов является неоспоримым, однако определяющим фактором его эффективной реализации в практике обучения является сознательная опора на те или иные дидактические функции, существенных в ракурсе решения определенной педагогической задачи. Именно это составляет основу проектирования дидактических ситуаций, в решении которых использование цифровых ресурсов составляет центральный момент.
Рисунок 3 - Результаты уровня мотивации учения у детей 5-7 лет
Раскрытие спектра дидактических функций цифровых образовательных ресурсов в обучении дошкольников представляет интерес и с другой точки зрения. Существующие ограничения медицинского, санитарно-гигиенического характера обусловили достаточно жесткие нормативы применения таких ресурсов в дошкольном учреждении, в том числе и касающиеся допустимого времени работы дошкольника за компьютером. Указанные ограничения в сочетании с требованиями дидактического характера, такими как точность соответствия цели занятия, доступность для дошкольников, затрудняют для педагога выбор нужного ресурса. В таких случаях наиболее приемлемым выходом является создание педагогом авторского образовательного ресурса, что требует ознакомления педагога не только с прак-тико-ориентированными технологиями и инструментальными средствами проектирования таких ресурсов, но и с его теоретическим основанием - дидактическими функциями электронных ресурсов.
Мощный дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов раскрывается в спектре их дидактических функций. Выделение, систематизация и характеристика дидактических функций электронных средств обучения дошкольников дает основание для эффективного использования этих ресурсов в практике работы дошкольных учреждений с целью формирования положительного отношения ребенка к процессу и результату обучения, содействия дошкольнику в усвоении содержания обучения, закладывания основ успешности ребёнка в дальнейшем обучении.
В ходе исследования была разработана дополнительная образовательная программа «Математика со Смартиком» для детей старшего дошкольного возраста и обучающий комплект дидактических игр по формированию вычислительных навыков у старших дошкольников. Перспективным направлением дальнейших исследований, по нашему мнению, является разработка педагогических технологий применения электронных ресурсов определенной функциональной направленности в обучении дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аниськин, В.Н. Повышение дидактического потенциала информационных технологий на основе ком-плексирования средств их реализации/ В. Н. Аниськин // Информатизация образования. Поволжье - 2010. - №1.
- С. 241-243.
2. Быкова, Т.П. Интеллектуальные игры / Т. П. Быкова // Дошкольное воспитание, 2014. - № 1. - С. 3032.
3. Власенко С.В., Пустовалова Н.И. Система познавательных проектов и ее влияние на развитие познавательной компетентности дошкольников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 48-50.
4. Гурова И.В. Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок // Самарский научный вестник. 2013. № 4. С. 63-65.
5. Волина, В. В. Математика. Весёлые цифры / В.В. Волина. - М.: Дрофа, 2002. - 320 с.
6. Генденштейн, Л.Э. Энциклопедия развивающих игр. Арифметические игры для детей 6-7 лет / Л.Э. Генденштейн, Е.Л. Мадышева. - М.: Илекса, 2004. - 160 с.
7. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику. Методическое пособие для воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни / Т.И. Ерофеева. - М.: Просвещение, 2006. - 144 с.
8. Клементовича, Т.Ф. Я учусь математике. Для детей 5-7 лет / Т.Ф. Клементовича. М.: Литера, 2013. - 96 с.
9. Колесникова, Е.В. Математика для детей 6-7 лет / Е.В. Колесникова. М.: ТЦ Сфера, 2014. - 88 с.
10. Колесникова, Е.В. Я решаю логические задачи / Е.В. Колесникова. М.: ТЦ Сфера, 2013. - 48 с.
11. Коротаева, Е. В. Дидактические основы интерактивного обучения / Е. В. Коротаева // Дошкольное воспитание, 2013. - № 2. - С. 105-108.
12. Кравцова, Е. Е. Психологические основы стандартов дошкольного образования / Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов // Дошкольное воспитание, 2013. - № 6. - С. 6-17.
13. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова, Е.А. Носова. М.: Детство - Пресс, 2013. - 128 с.
14. Моисеева Е.В. Психолого-педагогические основы развития поисковой активности дошкольника // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 178-180.
15. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева. М.: Детство - Пресс, 2012. -160 с.
16. Овчинникова, О.В. Задачки в картинках / О.В. Овчинникова. Краснодар: Флер-1, 2012. - 32 с.
17. Ремезова Л.А. Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением зрения в аспекте модернизации дошкольного образования // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 43-47.
18. Руденко И.В. Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками / И.В. Руденко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2013. № 2 (24). С. 423-426.
19. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ // Дошкольное воспитание, 2014. - № 1. - С. 4 - 8.
20. Смоленцева, А.А. Математика до школы / А.А. Смоленцева, О.В. Пустовой. М.: Детство - Пресс, 2010.
- 192 с.
21. Старостина Ю.А. Форсирование развития ребенка дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 204-207.
22. Стожарова, М.Ю. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // М.Ю. Стожарова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 70-75.
23. Султанова, М. Т. Весёлые домашние задания / М. Т. Султанова. М.: Хатбер-пресс, 2012. - 20 с.
24. Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ// Дошкольное воспитание, 2014. - № 2. - С. 4 - 8.
25. Ясинских Л.В. Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников в процессе восприятия произведений искусства // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 168-174.
© 2014
STUDY OF FORMATION OF COMPUTER SKILLS OLDER PRESCHOOLERS USE OF GAMES ON THE INTERACTIVE WHITEBOARD
S.A. Kotova, speciality intelligent instruction ANO DO «Planeta detstva «Lada» detskiy sad № 137 «Chiqik», student magistracy
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Annotation: The article presents the results of a study of the didactic potential of interactive games to build computational skills in older preschoolers.
Keywords: Information and communication technologies, digital educational resources, didactic potential, interactive games, computational skills, pre-primary education, the interactive whiteboard.
УДК 37.012
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТРАШЕКЛАССНИКОВ
© 2014
Т.О. Лечкина, студент магистратуры ТГУ, учитель английского языка МБУ СОШ № 49
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования и развития социальной активности старшеклассников как актуальная проблема современного воспитания. Акцентируется внимание на процессе социализации как относительно регулируемом процессе, тем самым определяются условия развития социальной активности старшеклассников в рамках образовательного учреждения. Представлены критерии и показатели становления и развития социальной активности старшеклассников.
Ключевые слова: социальная активность, социализация, условия развития социальной активности, критерии и показатели становления социальной активности.
Одним из приоритетов государственной политики в современной России становится воспитание подрастающего поколения. В связи с этим решение проблем воспитания приобретает актуальный характер и требует скоординированных усилий со стороны тех, кто занимается теорией и практикой воспитания.
Одной из насущных проблем воспитания является формирование и развитие социальной активности молодого поколения нашей страны. Это обусловлено, прежде всего, пассивностью, потребительским отношением молодежи и ее нежеланием участвовать в общественных процессах и прилагать усилия для преобразования окружающей действительности.
В педагогике понятие «социальная активность» определяется как свойство личности и совокупность социально-значимых действий, направленных на активное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию себя и социума [1]. Следует, социальная активность формируется в процессе включения личности в деятельность и предполагает активность индивида, которая заключается в его стремлении и умении познать особенности среды, влиять на отношения в ней; в проявлении инициативы, самоорганизации, самодеятельности.
Социальная активность как качество личности старшеклассника формируется и развивается только в процессе деятельности, имеющей общественное значение и реализуемой в социальных фактах. Она развивается через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения; может иметь различную степень проявления.
Уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность [2, 3].
Однако в связи с тем, что общественные институты, организации общества не предоставляют возмож-Карельский научный журнал. 2014. № 4
ности для индивида активно действовать, возникает социальная пассивность [4]. Она обусловлена тем, что человек не может реализовать свои идеи, цели, удовлетворить потребности и вынужден быть выразителем чужой воли, действовать по чужим указаниям. Социальная пассивность не обязательно должна идентифицироваться бездеятельности: она выражается в боязни нового, в ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. По мнению Ю. Изотовой она даже может сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируют сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность [5, с. 18].
Социальная активность является важным качеством социального индивида и формируется в процессе его социализации, через освоение социальных ролей. В этой связи процесс социализации рассматривается с точки зрения субъект-субъектного подхода и определяется А.В. Мудриком как «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [4, с. 9]. Т.А. Василькова утверждает, что сущность социализации сегодня рассматривается как комбинация процессов приспособления и обособления человека в конкретных социальных условиях» [6, с. 21]. Приспособление (социальная адаптация) позволяет индивиду стать подобным остальным членам общества («быть со всеми»). Обособление (индивидуализация) человека в социальной среде позволяет ему иметь собственное мнение («оставаться самим собой»). Данный подход предполагает интеграцию человека в систему отношений конкретного общества, что, стоит отметить, способствует созданию благоприятных условий для развития и индивида, и социума в целом.
В условиях современной социальной ситуации, ха-растеризующейся, по словам А.Н. Дёмина, динамиз-