Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетенции дизайнера на workshop'

Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетенции дизайнера на workshop Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WORKSHOP / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ДИЗАЙНЕРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE DESIGNER / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиуллина Э.Р.

В статье обосновывается необходимость развития профессиональной компетенции дизайнера в дополнительном образовании, на примереworkshop. Автором представлен опыт организации коллективного учебного мероприятия workshop. Приведена характеристика основных психолого-педагогических условий развития профессиональной компетенции дизайнера, как умения разработать концептуальный творческий проект, направленный на решение существующих проблем комплексом композиционных и функциональных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галиуллина Э.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOP-MENT OF DESIGNER IN THE WORKSHOP

The article describes the necessity of professional competence development of designer in additional education, on the example of a workshop. The author represents experience in organization of collective training event workshop. In the article is shown the characteristics of the basic psychological-pedagogical conditions of professional competence development of designer as the ability to develop the conceptual creative project. The aim of the project is solving of existing problems by complex compositional and functional solutions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия развития профессиональной компетенции дизайнера на workshop»

- 2014. - с 8-12

4. Игнатьева, Е. Ю. Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в вузе: анализ опыта [Текст] / Е.Ю. Игнатьева / / Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №1. - С.150-156.

5. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учеб. для учреждений нач. проф. образования: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям соц.-экон. профиля / Г.М.Шеламова.-4-е изд., стер.-Москва: Академия, 2005.- с.158

6. Официальный сайт министерства образования и науки Российской Федерации [Э/р]. - Р/д: www.минобрнауки.рф

7. Garayeva, A.K. Teaching history of the English language: Some socio-cultural aspects and features of competence-based approach / / Journal of Sustainable Development Volume 8, Issue 5, 2015, Pages 225-231

УДК 378

Э.Р.Галиуллина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДИЗАЙНЕРА НА WORKSHOP

В статье обосновывается необходимость развития профессиональной компетенции дизайнера в дополнительном образовании, на примереworkshop. Автором представлен опыт организации коллективного учебного мероприятия - workshop. Приведена характеристика основных психолого-педагогических условий развития профессиональной компетенции дизайнера, как умения разработать концептуальный творческий проект, направленный на решение существующих проблем комплексом композиционных и функциональных решений.

Ключевые слова. Workshop, профессиональная компетенция дизайнера, психолого-педагогические условия.

E.R. Galiullina PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT OF DESIGNER IN THE WORKSHOP.

The article describes the necessity of professional competence development of designer in additional education, on the example of a workshop. The author represents experience in organization of collective training event - workshop. In the article is shown the characteristics of the basic psychological-pedagogical conditions of professional competence development of designer as the ability to develop the conceptual creative project. The aim of the project is solving of existing problems by complex compositional and functional solutions.

Keywords.Workshop, professional competence of the designer, psychological-pedagogical conditions.

На сегодняшний день профессия дизайнера является одной из самых динамичных профессий. Это связано со стремительным развитием технологий, парадигм мышления, социальных условий, и установок формирования предметной среды. Дизайнер должен постоянно самосовершенствоваться. Поэтому институциональное образование следует оценивать как базовое, которое сформирует базовые понятия о композиции, о конструктивных особенностях предметов, познакомит с основополагающими константами профессии. Основная же часть образования дизайнера является самостоятельной. Поэтому дополнительное образование в данном случае становится важным аспектом общего образования дизайнера.Кроме того, дополнительное образование, в отличие институционального, отличается более гибкой формой и оно быстрее реагирует на изменения рынка, усваивает новые проектные методики и современные тенденции.

На сегодняшний день дополнительное образование дизайнеров в России представлено в форме работ в проектных мастерских (где студенты занимаются экспериментальным проектированием), в виде лекций передовых специалистов в своей области, профессиональных тренингов и веби-наров в различных областях, связанных с дизайном, коллективных мероприятий, таких, как напри-мерworkshop.

Остановимся более подробно на проектной методикеworkshop. В переводе с английского workshop это мастерская, цех, секция, симпозиум. По определению Клауса Фопеля, «workshopэто интенсивное учебное мероприятие, на котором участники учатся, прежде всего, благодаря собственной активной работе» [6, с.13].

В настоящее время workshopв республике Татарстанпопулярны. Только за последние несколько лет в Казани уже было проведено несколько workshop, преимущественно по архитектурной тематике: workshop по архитектурному ориентированию в промышленной зоне в 2013^,workshop по экологии «EcoGo» в 2014г., международный workshop «Исторический городской ландшафт: «Новое видение»- workshop по архитектуре и туризму в 2014г., «Казань: столица неочевидного туризма» в 2014г., архитектурный workshop«Квартал 2020» в 2014г.,workshop"ЛЕБЯЖЬЕ"в 2014г.,«Новейшая

архитектура Казани» - workshopno фотографии в 2015г. Целью практически каждого workshop было получить свежие идеи архитектурных проблем города и развить профессиональные компетенции участников архитектурных и дизайнерских специальностей, путем привлечения их к профориента-ционным мероприятиям, направленным на развитие профессионализма студентов через дополнительное образование.

Рассматриваемыми в нашей работе профессиональными компетенциями дизайнера, является умение разработать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; комплекс функциональных, композиционных решений (ПК-3). Развитие этой компетенции в системе дополнительного образования должно происходить при соблюдении определенных психолого-педагогических условий.

Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем определенную организацию образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающую возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся [2, с.98].Над анализом психолого-педагогических условий проведения workshopработали такие ученые, как психолог Клаус Фопель и эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно.

Анализ литературы и собственный педагогический опыт показал, что формирование профессиональной компетенции дизайнера на workshop будет возможно, при выполнении следующих психолого педагогических условий:

- проектная учебная деятельность будет направлена на усиление роли учащегося в управлении собственной творческой деятельностью;

- направленность образовательного процесса, его содержания, форм организации, методов обучения будет строиться в соответствии с потребностями и возможностями учащихся;

- система творческих заданий будет стимулировать мотивационную сферу учащегося;

- при проведении workshop необходимо ориентироваться на кинестетический интеллект; организация обучения будет основана на индивидуальном подходе к обучаемым и их самодиагностики, позволяющей развивать способности к рефлексии, самооценке.

Цельюработы по развитию компетенций на workshop,является создание психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетенции дизайнера, при этом особое внимание необходимо уделить развитию способности креативно мыслить.

Таким образом, для проведения тренинга были поставлены следующие задачи: развить профессиональные компетенции, связанные с разработкой концептуальной проектной идеи и созданием комплекса функциональных, композиционных решений реализации этой идеи.

Темой workshop по экологии «EcoGo», который прошел в КазГУКИ 26-27 апреля 2014 была выбрана тема «Экологическая среда и экологичная архитектура». Участниками workshopстали студенты младших курсов специальностей «дизайн» КазГУКИ и «архитектурное проектирование» КГАСУ. На младших курсах этих специальностей идет формирование базовых компетенций, для последующего развития в более узкой области своей специальности. Поэтому участие в новых проектах дает дополнительную возможность научиться разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи и определиться с направлением своей будущей деятельности.

Заочным первым этапом workshop стало написание эссе, которое позволило подготовить участников к мероприятию, задуматься над темой, заинтересоваться. Темы были даны на выбор: «проблемы экологии», «комфортная жизнь в городе», «если бы я на один день стал мэром Казани».

В workshop участвовало 19 студентов (12 студентов КГАСУ и 7 студентов КГУКИ), которые были поделенына 4 группы по 4-5 человек. Для более активного профессионального взаимодействия участников, состав групп был разнородным по специальностям.

Возможности студентов младших курсов ограничены базовым образованием. Базовое образование младших курсов в основном носит обобщенный, поверхностный характер, лишенный технической детализации. Поэтому при постановке задания организаторы учитывали этот факт и не ставили задачу реализовать технически продуманный и проработанный экологический проект.

Workshop проходил 2 дня с 9 утра до 9 вечера.Первым этапом стало знакомство и выдача задания. Выдача задания проходила в форме дискуссии, где каждого участника спрашивали о его личном отношении к экологическим проблемам города. Целью дискуссии было вовлечь каждого участника в разговор, дать почувствовать личную заинтересованность обсуждаемой темой, показать острую не-

обходимость в экологичном проектировании, затронуть темы здоровья, жизни, потомства. Необходимо давать участникам что-то нужное, говорить о чем-то важном для их личной и профессиональной жизни, в таком случае, они автоматически заинтересуются обучением и будут использовать все ресурсы для достижения поставленной цели.

Так как временные рамки workshop были ограниченны, и выезд на территории проектирования был затруднителен, были выданы фотографии фиксации современного состояния проектных территорий, которые наглядно продемонстрировали существующие экологические проблемы.

Задачи проектирования на workshop «EcoGo»:

- создать экологичную среду, безопасную для всех групп населения;

- спроектировать уникальные архитектурно-дизайнерские объекты;

- сделать презентацию проекта.

У каждой проектной группы было свое задание, которое отличалось по функциональному зонированию: жилой двор, общественное пространство улицы, хранение автомобилей, парковая тер-ритория.После выдачи задания прошло внутриколлективное обсуждение, на котором участники групп выбрали и развивали направление своего проектирования и определялись с формами подачи проекта [1].Участники workshop сами распределяли обязанности в своих группах, советовались друг с другом по поводу выполнения заданий. Рут Кон говорила об автономии учащегося: «Будь своим собственным руководителем» ("Beyourownchairman") [7, с.242], поэтому организаторы опирались на усиление роли учащегося в управлении собственной творческой деятельностью, где участник workshop сам играл решающую роль, он сам определял направление обучения, пытался найти ответы на интересующие его вопросы и старался совершенствовать свои действия на практике. Таким образом, обучающиеся, были ответственны за свой учебный процесс, и сами решали, приносит ли обучение пользу или оно бесполезно, соответствует ли оно поставленным целям.

Для того чтобы контакт между организаторами и участниками workshop установился дружелюбный и открытый, ведущие старались показать личную заинтересованность личностями участников. Эта заинтересованность и открытость являлась мягким приглашением для участников также открыться для совместной работы [3, с.86]. Кроме того, ведущие следили за своей позой, мимикой, выражением лица, чтобы показать желание научиться новому в этом проекте вместе с участниками workshop. Параллельно с этим, происходило профессиональное внеколлективноеобщение. Учащиеся делали критичные замечания, отмечали удачные моменты проектов смежных групп, высказывали свое личное мнение, обменивались опытом.

Для обмена опытом в середине каждого дня были устроены лекции приглашенных специалистов по экологии, архитектуре и натуральным материалам. Лекции проходили в свободном формате, в форме дискуссии с обратной связью от участников workshop. Практически все активно участвовали в обсуждении. После лекций атмосфера в аудитории оживлялась, в некоторых группах проект менялся, совершенствовался с применением вновь полученных знаний. В финальном опросе несколько участников (6 человек) отметили увеличение творческой активности после лекций специалистов.

В таком проектном экспресс-мероприятии как workshop не только лекции, но и каждый шаг обучения должен иметь значение, быть увлекательным и давать учащемуся различные возможности управлять собственным учебным процессом [7, с.44]. Таким образом, учащиеся смогли принимать неожиданные решения, брать на себя инициативу, и вместе с самостоятельностью, готовностью к ответственности и творчеством повысилась их внутренняя мотивация (отмечено в опросе в завершении второго дня workshop).

В завершении первого дня было проведено публичное обсуждение проектов с тестовой презентацией. Были отмечены спорные моменты проектов, выделены удачные решения. Для большинства участников workshop, этот этап стал переломным после насыщенного первого дня. Как отметили все участники, обсуждение показало новые направления развития проекта и вдохновило их на новую работу. Обсуждение показало, что умение вести себя в коллективе, умение выразить свою мысль, быть услышанным необходимо. Коллективное обсуждение и групповая работа является неотъемлемой частью профессиональной деятельности архитекторов и дизайнеров, поэтомуworkshop является отличной практической площадкой для этого [4]. Именно поэтому большинство участников workshop (12 человек) назвали одной из самых интересных его сторон - коллективность.

Среди минусов четырьмя участниками было отмечено небольшое количество времени на проектную деятельность. Данное обстоятельство было задумано организаторами специально, для более плотной и плодотворной проектной деятельности. Поэтому второй день был ориентирован на более плотную проектную работу и оформление проекта с заключительным обсуждением в конце дня, по-

сле которого прошло торжественное завершение workshop«EcoGo».

Для гармоничного развития личности на workshop, для лучшего результата процесса обучения, организаторы попытались создать комфортные условия для всех участников. Под комфортными условиями подразумеваются безопасная среда, исключающая физическую угрозу, угрозу личной идентичности. При наличии угроз обучающийся теряет установку на обучение, становится невнимательным, начинает защищаться, а значит сопротивляться обучению. Кроме поддержания психоэмоционального климата в группе, были созданы внешние условия, активизирующие творческую деятельность: столы и стулья можно было перемещать наиболее удобным образом для участников. Это вносило небольшие изменения, и было нетрадиционно для обыденной атмосферы на учебных занятиях университета. Кроме того организаторы постарались создать эргономичные рабочие места, низкий уровень шума, необходимую освещенность, оптимальная температуру в помещении. К сожалению, большим минусом организации было отмечено то, что workshopпроходил в подвальном помещении без окон и с недостаточной вентиляцией, кроме того не были использованы позитивные периферические сигналы (плакаты, картины, скульптуры, музыка), как одно из важных составляющих целостной комфортной обучающей среды. К ним относятся

Важным условием было ориентироваться на кинестетический интеллект. Необходимо заботиться о потребностях организма к движению, изменению положения тела, к прогулкам на свежем воздухе. Кроме того, организаторы позаботились о подходящем рабочем ритме с чередованием динамического обучения и пауз для отдыха, и рефлексии. Под рефлексией понимается «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя» [3, с.31]. На workshop после лекций и обсуждений работ было выделено время для усвоения информации и рефлексии. Кроме того, организаторы старались следить за эмоциональным состоянием творческих групп, за вовлеченностью каждого в проектный процесс. При творческом спаде, руководители проводили беседы по повышению мотивации, приводили примеры удачных проектов, помогали решить проектный «тупик», предлагали варианты развития, активизировали самостоятельную работу. Другим способом активизировать творческую деятельность, было проведение физических разминок, которые увеличили общий положительный эмоциональный настрой и зарядили энергией на новую работу. Кроме того, каждые 2-3 часа были организованы небольшие приемы пищи и время для свободного общения, для того, чтобы переключить внимание с рабочей проектной деятельности на дружелюбную раскованную атмосферу.

По результатам проведения workshop и двух опросов: одного в конце workshop, второго спустя месяц после проведения мероприятия, всеми участниками было отмечена необходимость владения современными формами проектной деятельности, возможность пробовать себя в различных проектных условиях, уметь самостоятельно распределять время и силы в работе над проектом и всеми участниками был озвучен позитивный опыт в проектной работе, основанной на концептуальном, творческом, нестандартном подходе к решению архитектурно-дизайнерской задачи.

По результатам опроса некоторых участников через год после workshop, был отмечен полезный опыт проведенного workshop. Многие участники активно применяли экологическую направленность в своих учебных проектах, и участвовали во внеучебных экологических конкурсах. Впоследствии на X Всероссийском конкурсе "Человек на Земле" и первом казанском урбанистическом форуме «KAZAN URBAN FORUM» организаторами была отмечена профессиональная компетенция архитекторов и дизайнеров, их владение современными экологическими приёмами и уникальность творческих работ.

Таким образом, на сегодняшний день можно говорить о том, что психолого-педагогические условия, созданные на workshop, являются отличным средством развития профессиональной компетенции дизайнеров. Положительные результаты наблюдаются в формировании навыков коллективного взаимодействия, в способности распределять свое время и силы в работе над проектом, в умении разработать концептуальный проект, направленный на решение существующих проблем с комплексом композиционных и функциональных решений.

Литература

1. Джонс Дж.К. "Методы проектирования", Пер. с англ. - 2-е изд., доп. -М.: "Мир", 1986. - 326 с.

2. Кулакова, А.Б. Адаптационный период школьников в учебном процессе Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН [Текст] / А.Б. Кулакова, И.А. Королева / / Проблемы развития территории. - 2014. - № 1.

3. Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования / / Вопросы психологии, 1985, № 3. - С. 31-40.

4. Фопель К. Групповая сплоченность. М.: Генезис, 2011. - 336 с.

5. Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. М.: Генезис, 2010. -360 с.

6. Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003. - 368 с. - (Все о

психологической группе.)

7.Теория и практика воркшопа. [Электронный ресурс] http://aboutworkshop.narod.ru/index/0-10 (дата обращения: 23.10.2015)

УДК 374.1

Н.В.Мишина, З.М.Явгильдина

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлена сущность профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования; последовательно обоснован один из методологических подходов к формированию профессиональной ориентации подростков - деятельностный подход, и принципы, способствующие эффективной реализации данного подхода в образовательном процессе: принцип совместной деятельности и гуманизации взаимоотношений учителя и учащегося; принцип субъектной активности, инициативности и авторской позиции обучающихся.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, дополнительное образование, деятельностный подход, методологический принцип.

N.V.Mishina, ZMJavgildina ACTIVITY APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF TEENAGERS IN THE ADDITIONAL EDUCATION

The article presents the essence of professional orientation of teenagers in the conditions of an additional education; consistently substantiated one of methodological approaches to the formation of a professional orientation of teenagers - activity approach and the principles that contribute to the effective implementation of this approach in the educational process: the principle of joint activities and the humanization of relations between teacher and student; principle subject activity, initiative and the author's position of students.

Keywords: professional orientation, additional education, activity approach, methodological principle.

На сегодняшний день дополнительное образование является важным звеном в процессе как общего, творческого, так и профессионального становления личности, и является неотъемлемым элементом структуры непрерывного образования, позволяющим человеку сконструировать более полную картину мира и удовлетворить собственные интересы и потребности [1, 2, 6-8].

Наряду с научно-технической, социально-экономической, естественнонаучной и другими направлениями дополнительного образования детей, немаловажное место занимает художественное направление, которое призвано способствовать формированию и развитию этических и духовных принципов и идеалов личности. Художественно-эстетическая деятельность осуществляется в детских художественных школах (ДХШ), детских школах искусств (ДШИ), где дети и подростки получают основы художественного образования, способствующие поступлению в художественное училище или творческий вуз. В связи с этим, методологическое обоснование проблемы формирования профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования остается на сегодняшний день актуальным.

Профессиональная ориентация определяется нами как специально организованная деятельность, направленная на приобретение подростками опыта профессии в области визуально-пространственных искусств, обеспечивающего достижения социально-значимых результатов. Формирование профессиональной ориентации необходимо осуществлять через включение подростков в профессионально прототипизированную художественно-проектную деятельность. В связи с этим, одним из основных методологических подходов к формированию профессиональной ориентации подростков в условиях дополнительного образования выступает деятельностный подход.

Традиционно психология и педагогика утверждают, что личность формируется и развивается, главным образом, в деятельности. Отечественными учеными Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым был выделен и обоснован деятельностный подход к обучению. А.Н.Леонтьев отмечает, что данный подход предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек способен усвоить культуру, способы познания и преобразования мира [5].

Обобщив труды ученых, мы выявили, что реализация деятельностного подхода способствует:

- созданию условий для личностной самоактуализации и роста учеников;

- формированию познавательной активности личности учащихся путем включения их в продуктивную деятельность;

- сотворчеству в учебной деятельности;

- формированию и реализации как внешних мотивов - мотив достижения профориентацион-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.