Педагогические науки
УДК 37.013
Бахлова Наталья Анатольевна Nataliya Bakhlova
ТАКСОНОМИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
TAXONOMY OF COMPETENCE IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS DESIGN EDUCATION
Описывается один из подходов к развитию компетентности дизайнера. Рассматриваются этапы профессионализации дизайнера: пропедевтика, профессиональное образование, профессионализм с позиции синергетического подхода. Даны определения понятия «компетентность дизайн-образования на этапах профессионализации». Этап пропедевтики дизайн-образования рассматривается как этап формирования предпрофессиональной компетентности. На ступени профессионального образования выделены уровневые базовые компетентности дизайнера. Особое внимание уделяется выявлению двухуровневой структуры профессионализма дизайнера, путем ввода таких понятий, как диверси-фикационная и синергетическая компетентности и выделения структурных компонентов: профессионального опыта и индивидуального стиля деятельности дизайнера
Ключевые слова: профессиональная компетентность, структура компетентности, профессионализация
This article describes one of approaches to the designer's competencies development. The stages of professionalization of a designer: propaedeutics, professional education, professionalism from a position of synergistic approach are given. The author gives the definition of a competence of design education at the stages of professionalization. In the article the phase of propaedeutics of design education is regarded as a stage of pre-professional competence formation. The author highlights level-sensitive basic competences of a designer at the steps of professional education. Special attention is paid to the identification of a two-level structure of designer's professionalism by introducing such concepts as diversification and synergetic competences and separation of structural components: professional experience and individual style of a designer's action
Key words: professional competence, structure of competence, professionalization of a designer
В современных условиях инновационного развития экономики и общества особое значение приобретают проблемы, связанные с внедрением в дизайн-образование компетентностного подхода, выдвигающего требования к профессионализации дизайнера как целостному непрерывному процессу становления профессиональной компетентности.
При этом проблему сущностного наполнения категории «профессиональная
компетентность дизайнера в системе непрерывного образования», несмотря на принятие ФГОС-3, в настоящее время нельзя считать решенной, поскольку компетенции не являются неким статичным явлением, в процессе профессионализации они «обрастают» новыми свойствами и значительно расширяются в своем понятии. Поэтому цель данной статьи заключается в уточнении основных этапов профессионализации дизайнера и опреде-
лении структуры компетентности на каждом из этапов.
«Точкой отчета» установления состава профессиональной компетенции дизайнера был определен стандарт 072500 — Дизайн (бакалавр), в котором профессиональные компетенции дизайнера определяются на основе видов деятельности: художественной,
На основе приведенного можно сформулировать, что профессиональная компетентность дизайнера — профессиональное качество личности, позволяющее результативно осуществлять профессиональную деятельность и творчески самореализовываться в профессии Это «общее определение» профессиональ-
Для полного прочтения схемы нам необходимо ввести несколько определений: «предпрофессиональная компетентность», «базовая компетентность», «диверсифика-ционная компетентность», «синергетичес-кая компетентность».
Основу профессиональных компетенций будущего дизайнера составляют компетенции, сформированные у него на этапе обучения в школе (этап пропедевтики). «Предпрофессиональная компетентность» — это качество личности выпускника общеобразовательной школы с художественным профилем, основан-
инженерно-конструкторской, проектной, информационно-технологической, организационно-управленческой , научно-педагогической. С учетом работ И.Р. Абсалямовой [1], Т.А. Кравцовой [8] в компетенциях вычленяются: личностно-мотивационный, креативно-деятельностный, рефлексивный компоненты (см. таблицу).
ной компетентности дизайнера, которое не позволяет проследить всю траекторию становления дизайнера как специалиста. Эволюцию профессиональной компетентности дизайнера, рассматриваемой с точки зрения этапности непрерывного дизайн-образования и анализа ведущих процессов, можно представить в схеме.
ное на сформированных личностных, метапредметных и предметных компетенциях, а также диагностированных художественных способностях, позволяющих результативно продолжить обучение в дизайнерском направлении.
Компетенции школьника будут развиваться в процессе его непрерывного дизайн-образования во время непосредственной практической деятельности. При профильном художественном обучении интеграция личностных, метапредметных, предметных компетенций и художественных способностей школьника ведет к формированию
Характеристика компонентов профессиональных компетенций дизайнера
Компонент Характеристика
Личностно-мотивационный Включает мотивы, цели, потребности, ценностные установки актуализации в профессиональной компетентности
Креативно деятельностный Включает способность генерировать большое количество идей, отличающихся оригинальностью; способность предлагать смелые решения, способность прогнозировать модные тенденции и использовать прогноз при проектировании изделий; обладание пространственным и образным мышлением, способность критически мыслить; способы деятельности, необходимые для мобильного решения профессиональных задач
Рефлексивный Проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений
Схема развития профессиональных компетентностей дизайнера в системе непрерывного дизайн-образования
предпрофессиональной компетентности будущего дизайнера, компоненты которой идентичны профессиональной компетентности дизайнера.
На пропедевтическом этапе формирования профессиональных компетенций дизайнера особое внимание уделяется диагностике художественных способностей. Современной наукой способности определяются как индивидуальные характеристики человека, определяющие легкость и успешность выполнения соответствующей деятельности. Согласно определению С. Д. Смирнова [12], «способности в самом широком смысле можно определить как субъективные условия успешного овладения человеком новыми для него видами деятельности». Художественные способности диагностируются непосредственно при занятии рисунком. Чистяков указывал, что занятия рисунком должны приучить обучающихся к вниманию, рассуждению, точному анализу. Данные признаки можно рассматривать в качестве индикаторов предпрофессиональных компетенций учащихся.
Необходимость ввода понятия «базовая компетентность дизайнера» на этапе профессионального образования обусловлена тем, что профессиональная компетентность может сформироваться только в процессе профессиональной деятельности, на стадии же обучения специальности дизайнера в образовательных учреждениях СПО и ВПО можно говорить только о формировании основы профессиональной компетентности. «Базовая компетентность дизайнера» — качество личности выпускника профессионального образовательного учреждения, основанное на развитом проектном дизайнерском мышлении, владении профессиональными ЗУНами, позволяющими в перспективе результативно осуществлять свою профессиональную деятельность и творчески самореализовываться в профессии. Поскольку на этапе базовой профессиональной подготовки дизайнеров выделяются два уровня подготовки (среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование),
то и базовую компетентность дизайнера различают по уровням — базовая компетентность первого уровня (выпускник СПО) и базовая компетентность второго уровня (выпускник ВПО).
При условии осуществления дальнейшей дизайнерской деятельности наступает следующий этап развития дизайнерской профессиональной компетентности — формируется профессионализм. Некоторое время этот термин характеризовал лишь высокий уровень овладения профессиональными знаниями и умениями. В настоящее время этому понятию дают развернутые определения, при этом исследователи по данному вопросу останавливаются на различных категориях. Так, согласно С.А. Дружилову [3], «понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». В понимании С.А. Дружилова, быть профессионалом значит добиваться высокой степени эффективности своей профессиональной деятельности.
По мнению исследователя Дж. Равена [10], значительная роль в формировании профессионализма принадлежит профессиональному окружению. Он рассматривает профессиональное окружение как развивающую среду, поскольку в ней люди имеют возможность реализовывать свое стремление к общим интересам и в ходе этого развивать свою компетентность. В процессе общения с другими людьми, демонстрирующими мышление, чувства и поведение, характерные компетентному специалисту, они имеют возможность получать поддержку в развитии своей компетентности.
Проектное творчество индивидуально по сути, т.е. профессиональная деятельность дизайнера в силу своей творческой специфики во многом зависит от индивидуальности личности и ее потребности к самосовершенствованию, при этом в процессе развития и формирования профессионализма дизайнера значимость индивидуальности личности возрастает. Дизайнер как высококлассный специалист часто отождествляется со своим индивидуальным (творческим) стилем.
Учитывая рассмотренные факторы, профессионализм дизайнера будет рассматриваться нами как комплексная характеристика, демонстрирующая степень интеграции внутри профессиональной среды, высокий уровень компетентности, профессиональный опыт и сформированный индивидуальный стиль деятельности.
Процесс становления профессионализма, с учетом представленной схемы, рассматривается двухуровнево:
1) формирование диверсификацион-ной компетентности дизайнера;
2) становление синергетической компетентности дизайнера.
Выпускника вуза часто называют молодым специалистом, определяя, таким образом, его статус. Считается, что выпускнику еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу. Происходит формирование такой компетентности, как диверсификационная.
В области развития профессиональной компетентности термин «диверсификация» подразумевает разнообразие, разностороннее развитие, приобретение новых видов деятельности.
С точки зрения развития компетентности процесс диверсификации представляется нами как процесс расширения базовой компетентности дизайнера посредством приобретения профессионального опыта, заявленного вида деятельности. Диверсификация — это реакция на внешние условия. Таким образом, главным признаком диверсификации профессиональной компетентности дизайнера определяется профессиональный опыт.
Категория опыта, хотя и имеет долгую историю изучения в философии, в психологической литературе недостаточно проработана. Для исследования профессионального опыта дизайнера наиболее близка трактовка понятия, данная Н.П. Самоукиной [11], определяющая профессиональный опыт специалиста в умении анализировать результаты своей деятельности и делать
правильные выводы. Опытом становятся только те жизненные и профессиональные содержания, которые осмыслены, проработаны человеком и стали частью его внутреннего мира. Процесс приобретения нового профессионального опыта дизайнера происходит под влиянием эмоциональных переживаний в процессе освоения профессиональных проектных и художественных навыков. Именно для профессионалов творческих специальностей осознание успеха играет особую роль. Благодаря эмоциональной сфере у дизайнеров формируются потребности к творчеству, новизне, индивидуальному своеобразию, поиску новых источников положительных переживаний.
Диверсификационная компетентность дизайнера — качество, выражающееся на практике в стремлении и способности ре-ализовывать свой творческий и профессиональный потенциал, осознавая при этом эстетическую и социальную значимость дизайнерской деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования.
Второй уровень процесса формирования профессионализма дизайнера отождествляется с таким понятием, как «индивидуальный стиль деятельности дизайнера».
Для определения категории «индивидуальный стиль деятельности дизайнера» важным ориентиром является понятие «стиль». Сегодня в философском энциклопедическом словаре понятие «стиль» рассматривается как «основанный на определённых закономерностях способ, образ жизни и действий» [13]. В психологии это понятие трактуется как «способ существования чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приёмов». В педагогической науке используется понятие «стиль деятельности», которое означает «совокупность индивидуальных особенностей определённой деятельности личности, влияющую на способ достижения цели этой деятельности, обусловливающую своеобразие её выполнения» [7].
Индивидуальный стиль деятельности дизайнера отчасти понимается нами как стиль художника, т.е. творческий стиль деятельности.
Понятие «творческий стиль деятельности» ввела в научный обиход Н.Ю. Посталюк [9], рассматривая эту категорию как «устойчивое единство способов и средств деятельности, обеспечивающих её творческий характер и целостность». В.И. Загвязинский [6] выделяет индивидуальную манеру осуществления деятельности как особый почерк, присущий конкретному художнику. В.И. Андреев [2] представляет творческий стиль деятельности через единство таких категорий, как направленность на творчество, мотивационно-творческую активность и высокий уровень творческих способностей. На основе приведенного можно сформулировать, что индивидуальный стиль деятельности дизайнера — это тип профессионального поведения, представляющий собой устойчивую систему взаимосвязанных индивидуально-специфических действий, направленных на эффективное выполнение художественно-проектной деятельности.
Индивидуальный стиль дизайнерской деятельности формирует две группы компонентов: индивидуально-психологические особенности дизайнера и особенности творческо-проектной деятельности. Индивидуально-психологические особенности дизайнера, формирующие стиль проектной деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные ( способности, характер, темперамент) и поведенческие особенности. Особенности творческо-проектной деятельности проявляются в характерной для данного индивида системе навыков, методов, приемов, способов и тактик решения задач проектной деятельности, т.е. в характерной манере исполнения, а впоследствии авторской манере, обеспечивающей успешное выполнение задач.
Авторская манера есть особая индивидуальность дизайнера, отличающая его от других собратьев по цеху специфическим техническим исполнением. Манера принадлежит к «кухне» дизайнера, что делает его проекты не похожими на другие. Обозначенные компоненты индивидуального стиля деятельности не существуют изоли-
рованно; они находятся во взаимосвязи и взаимодействии, взаимообуславливая качественные проявления друг друга.
Сформированный индивидуальный стиль дизайнерской деятельности — яркий показатель высокого уровня развития профессионализма. По-нашему мнению, индивидуальному стилю дизайнерской деятельности нельзя научить, его может создать дизайнер в процессе своей творческой проектной деятельности. Индивидуальный стиль дизайнерской деятельности складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой, умения диагностировать себя, определять свои сильные и слабые стороны как личности и профессионала.
Исследование феноменологии профессионализма дизайнера показывает, что, с одной стороны, профессионализм дизайнера — это проектно-творческое явление, представляющее сложную, многогранную и многоаспектную характеристику креативной деятельности дизайнера. С другой стороны, профессионализм дизайнера — это качественная характеристика, включающая совокупность фундаментальных интегрированных знаний, обобщенных умений и художественных способностей, его личностных и профессионально важных качеств, культуры и проектного мастерства дизайнера, готовность к постоянному самосовершенствованию и самообразованию. Понятие «самообразование» воспринимается нами как целенаправленный процесс самостоятельного поиска и усвоения знаний дизайнером в художественно-проектной области. Значимость самообразования от этапа к этапу в процессе формирования компетентностей возрастает, на итоговом этапе предложенной системы самообразование становится определяющим.
В аспекте профессионализации личности дизайнера понятие «самообразование» тождественно определению «самоорганизации», которое, в свою очередь, является ключевым понятием синергетики. Синергетика позволяет методологически объяснить значимость процесса самообразования и развития личности дизайнера как субъекта
проектной деятельности. Основу профессионализации синергетика определяет через личность дизайнера — открытую, саморегулирующуюся систему, обладающую свободой самовыражения и самореализации в профессиональной среде; поиск и утверждение индивидуального стиля деятельности; стимулирование интереса в обществе к результатам своей работы. Формирование компетентности на каждом из этапов связано с целой серией событий качественной перестройки личности, что позволяет рассматривать процесс профессионализации как совокупность фазовых переходов в системе формирования специалиста-дизайнера. Именно совокупность этих причин позволяет компетентность итогового этапа профессионализации определить как сине-ргетическую.
Синергетическая компетентность дизайнера — профессиональное качество личности, позволяющее сознательно саморазвивать себя в процессе труда, вносить свой индивидуальный творческий вклад в про-
Литература_
1. Абсалямова И.Р. Формирование основ профессиональной компетентности дизайнера в техническом колледже: дис. канд. пед. наук. М., 2007. 166 с.
2. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. 238 с.
3. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. Вып. 8. Новокузнецк, 2005. С. 26-44.
4. Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51-58.
5. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. М.: Академический Проект, 2003. 304 с.
6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 159 с.
7. Климов Е.П. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.
фессию, стимулировать в обществе интерес к результатам своей работы.
В заключение отметим, что трансформация понятия «профессиональная компетентность» связана с процессом профессионализации дизайнера, включающим три этапа: пропедевтика, профессиональное образование и профессионализм. Процесс профессионализации не носит формализованный характер, не ограничен ни временными, ни организационными рамками, т.е. рассматриваемый с позиций синергетичес-кого подхода представляет собой динамическое, непрерывно изменяющееся состояние профессиональной компетентности. При этом каждая компетентность может быть рассмотрена с точки зрения самостоятельной целостности, обладающей определенной структурой и содержанием, и с точки зрения самодостаточного компонента другого уровня системных связей как более низкого, так и более высокого порядка профессионализации.
_References
1. Absalyamova I.R. Formation of a designer's professional competence bases in technical college [Formirovanie osnov professionalnoy kompetentnosti dizainera v technicheskom kolledge]: dissertation of the candidate of pedagogic sciences. Moscow, 2007. 166 p.
2. Andreev V.I. Dialektika vospitaniya i samo-vospitaniya tvorcheskoy lichnosti [Dialectics of education and self-education of a creative personality]. Kazan, 1988. 238 p.
3. Druzhilov S.A. Sibir. Filosofiya. Obrazovanie (Siberia. Philosophy. Education). Novokuznetsk, 2005. Edition 8. P. 26-44.
4. Druzhilov S.A. Pedagogika (Pedagogics). 2010. No. 6. P. 51-58.
5. Ermolaeva-Tomina L. B. Psyhologiya hudo-zhestvennogo tvorchestva [Psychology of artistic creativity]. Moscow: Academic Project, 2003. 304 p.
6. Zagvyazinsky V.I. Pedagogicheskoe tvorchest-vo uchitelya [Pedagogical creativity of a teacher]. Moscow: Pedagogy, 1987. 159 p.
7. Klimov E.P. Psyhologiya professionala [Psychology of a professional]. Moscow: Institute of practical psychology; Voronezh: 1996. 400 p.
8. Кравцова Т.А. Становление гуманитарно-художественной компетентности будущего дизайнера костюма в процессе высшего профессионального образования: дис. канд. пед. наук. Владивосток, 2009. 233 с.
9. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. 205 с.
10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.:«Когито-Центр», 2002. 396 с.
11. Саукина Н.П. Психология профессиональной деятельности. СПб.: «Питер», 2003. 224 с.
12. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Издат. центр «Академия», 2001. 304 с.
13. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Корабеловой, В.А. Лутченко. М.: Инфра, 2006. 576 с.
Коротко об авторе _
Бахлова Н.А., ст. преподаватель, каф. «Инженерные и технологические дисциплины», Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия [email protected]
Научные интересы: дизайн-образование, методика преподавания дизайна, оценка качества дизайн-образования
8. Kravtsova T.A. Formation of humanitarian-artistic competence of a future costume designer in the process of higher professional education [Stanovlenie gumanitarno-hudozhestvennoi kompetentnosti budus-chego dizainera kostyuma v protsessse vysshego profes-sionalnogo obrazovaniya]: dissertation of the candidate of pedagogic sciences. Vladivostok, 2009. 233 p.
9. Postalyuk N.Y. Tvorcheskiy stil deytelnosti: pedagogicheskiy aspekt [Creative style of activity: educational aspect]. Kazan, 1989. 205 p.
10. John C. Raven Kompetentnost v sovremen-nom obshhestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya [Competence in modern society: its identification, development and release]. Moscow: «Kogito-Centre», 2002.396 p.
11. Saukina N.P. Psihologiya professionalnoy deyatelnosti [«Psychology of professional activity»]. Piter, 2003. 224 p.
12. Smirnov S.D., Pedagogika I psihologiya vysshego obrazovaniya: ot deyatelnosti k lichnosti [Pedagogics and psychology of higher education: from activities to individual]. Moscow: Publishing centre «Academia», 2001. 304 p.
13. Philosofskiy entsiklopedicheskiy slovar [Philosophical encyclopaedic dictionary]. Moscow: Infra, 2006.576 p.
_ Briefly about the author
N. Bakhlova, senior teacher, Engineering and Technology department, Kaluga State University named after Tsiolkovsky, Kaluga, Russia
Scientific interests: design-education, methodology of design teaching, evaluation of design education's quality