УДК 377.44
Людмила Ивановна Пономарева Наталья Юрьевна Ган
г. Шадринск
Психолого-педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов в воспитании культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста
Статья посвящена актуальной проблеме современного дошкольного образования - повышению компетентности педагогов в вопросах воспитания культуры безопасного поведения. Сохранение здоровья детей, воспитания у них культуры безопасного поведения на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач государства, общества и системы образования в целом. Формирование безопасного поведения у детей с одной стороны подчинено общим закономерностям развития навыков, а с другой стороны, должно опираться на особенности детской психики, физиологических возможностей и жизненного опыта ребёнка. Дети, имея малый жизненный опыт, недостаточную координацию движений, пониженное чувство опасности, обладают особой склонностью к попаданию в опасные ситуации. Этот факт определяет необходимость в повышенном внимании к профилактике рисков детства и формированию навыков безопасного поведения у детей. К ведению такой работы должны быть готовы педагоги ДОО. Авторами статьи рассмотрены психолого-педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов в воспитании культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: безопасность, безопасное поведение, воспитание культуры безопасного поведения, психолого-педагогические условия, профессиональная компетентность педагогов.
Lyudmila Ivanovna Ponomareva Natalia Yurievna Gan
Shadrinsk
Psychological and pedagogical conditions for improving the professional competence of teachers in the education of a culture of preschool children's safe behavior
The article is devoted to an urgent problem of modern preschool education - improving the competence of teachers in the education of a culture of safe behavior. Nowadays, the preservation of children's health and the upbringing of a culture of safe behavior are considered as one of the main tasks of the state, society and the education system as a whole. On the one hand, the formation of safe behavior in children is subordinated to the general laws of skill development and on the other hand, it should be based on the peculiarities of the child's psyche, physiological capabilities and life experience of the child. Children, having little life experience, insufficient coordination of movements, a reduced sense of danger, have a special tendency to get into dangerous situations. This fact determines the need for increased attention to the prevention of childhood risks and the formation of safe behavior skills in children. Teachers should be ready to conduct such work before. The authors of the article consider the psychological and pedagogical conditions for improving the professional competence of teachers in the education of a culture of preschool children's safe behavior.
Keywords: safety, safe behavior, education of a culture of safe behavior, psychological and pedagogical conditions, professional competence of teachers.
Введение Вопрос воспитания культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста является важным направлением государственной политики. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» закреплена обязанность и ответственность педагогических работников формировать у детей культуру здорового и безопасного образа жизни (ст. 48 п. 4). Положения ФГОС ДО свидетельствуют о приоритетном характере задач, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, о необходимости создания условий «формирования основ безопасного поведения в быту, социуме и природе» (ФГОС ДО п.2.6).
В практике современного дошкольного образования широко используются различные здоровьесберегающие технологии, федеральная образовательная программа, специальные (парциальные, вариативные) программы или их разделы, направленные на формирование основ здорового образа жизни, безопасного поведения. Но, количество несчастных случаев, бытового травматизма и т.п. с участием детей, к сожалению, не уменьшается, а по ряду
показателей и увеличивается.
Приобщение к культуре безопасности как компоненту общей культуры является необходимой и важной составляющей социализации ребенка. Дошкольный возраст благоприятен и очень важен для воспитания у детей новых личностных качеств, для освоения ими опыта безопасного поведения.
Цель исследования - обоснование педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов в воспитании культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2023 году по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в воспитании культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста» (№ договора 16-343 от 26.05.2023 г.;.
Основная часть исследования. В целом, культура понимается как продукт человеческой деятельности, зачастую источником, которой являются творчество и научный прогресс. При этом, человек действует согласно определенных норм, которые и определяют его поведение. Безусловно, для формирования такого поведения, т.е. выработки его культуры необходимо планомерное воздействие.
В.П. Соломин в своих исследованиях рассматривал такие составные компоненты, сочетание которых будет формировать культуру безопасности жизнедеятельности. Главную роль он отводил теоретической подготовке, которая предполагает осознание возможных угроз и адекватное поведение при рисках для жизни и здоровья. Вторым компонентом, не менее значимом для овладения общей культурой БЖ, является выработка практических навыков безопасного поведения и овладение умениями принимать правильные решения при встрече с опасностями [1].
Эффективность проектирования образовательного процесса по повышению профессиональной компетентности педагогов в воспитании культуры безопасного поведения детей дошкольного определяется выбором определённых психолого-педагогических условий.
Анализируя подходы авторов к термину «психолого-педагогические условия» в современной дидактике (М. Шалин, Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, А.Я. Найн, Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева и др.) в нашем исследовании мы будем придерживаться мнения о том, что педагогические условия - это внешние обстоятельства, факторы, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, сознательно спроектированного педагогом, направленные на определенный результат.
Основаниями для выбора психолого-педагогических условий в рамках проблемного поля данного исследования явились нормативные документы федерального и регионального уровней (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, ФОП ДО, Программа Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной политики» и др.)
Раскроем особенности реализации выделенных педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов в воспитании культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Первое педагогическое условие — это применение на основе интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОО электронных образовательных ресурсов, включающих образовательные ситуации проблемного характера, способствующие формированию компонентов безопасного поведения.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [2].
УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2023. № 2(2)
Под электронным образовательным ресурсом понимают образовательный контент, размещенный в электронной форме, воспроизводимый или используемый с помощью электронных ресурсов. Во ФГОС ДО (пункт 3.3.4) определены педагогические возможности и требования к применению в образовательном процессе технических средств, в том числе ЭОР, в соответствии с содержанием реализуемой основной общеобразовательной программы ДО [3].
Эти ресурсы позволяют проектировать такое проблемное поле, которое вырабатывает алгоритм действий в непредвиденных ситуациях (на дороге, в природе, быту и в общении с чужими людьми). В спокойной, безопасной обстановке, детей можно научить, на примерах героев мультфильмов, определять выход из проблемной ситуации. Кроме того, ребенок может самостоятельно выстроить собственную траекторию, не боясь ошибиться и, при помощи интерактивного оборудования, наглядно увидеть предполагаемый исход действий, в зависимости от выбранного решения.
Учитывая особенности восприятия дошкольниками мультипликационных продуктов (фрагментарность, повышенная эмоциональность восприятия, восприятие происходящего на экране как жизненной реальности), при применении ЭОР мы предлагаем педагогам использовать разнообразные формы совместной и самостоятельной деятельности детей (циклы занятий, включающие выполнение игровых заданий вместе с героями мультфильма, разные виды изобразительной деятельности с применением раскрасок по основным сюжетным линиям мультфильма; других видов детской деятельности на основе единого содержания данного электронного ресурса; образовательные ситуации, решение проблемных ситуаций, игры путешествия и др.).
Реализовать данное педагогическое условие возможно при использовании следующих методов и приемов: решение образовательных ситуаций на основе сюжетной линии мультфильма; соревновательный метод (работа в парах, либо подгруппах при выполнении игровых заданий от главных героев; беседа по фрагментам сюжета; игры-моделирование; прием «стоп-кадр», с целью заострения внимания детей на конкретной ситуации; прием акцентирования внимания детей на значимых деталях сюжета; трансляция полученных знаний и др.
Второе условие - педагогическое сопровождение родителей в воспитании культуры безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
На наш взгляд, значительную роль играет педагогическое сопровождение, позволяющее построить индивидуальный образовательный маршрут для родителей в воспитании культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время в системе дошкольного образования уделяется большое внимание работе педагогов с родителями по вопросам развития и обучения детей с активным включением самих родителей в образовательный процесс ДОО. Для этого педагогам необходимо правильно выстроить и организовать сопровождение родителей по вопросам воспитания детей [4].
В научной психолого-педагогической литературе имеются разные подходы к понятию «сопровождение». По мнению Л.Н. Бережновой, В.И. Богословского, сопровождение - это «специально организованный и контролируемый процесс приобщения субъекта к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций». В рамках настоящего исследования мы будем понимать «сопровождение» как взаимодействие, направленное на оказание помощи субъекту в решении возникающих проблем (Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский). Отметим, что результатом сопровождения становится развитие и саморазвитие субъекта (родителя), расширение знаний, умений в области воспитания культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим понятие «педагогическое сопровождение». Оно представляется весьма важным и широко используется в педагогической литературе. Так, В.А. Сластенин характеризует педагогическое сопровождение как «процесс вовлеченного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения в максимально самостоятельном
преодолении сложностей в проблемной ситуации». С.А. Белоусова, Л.М. Митина, Г.Н. Сериков определяют педагогическое сопровождение как «движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей и при необходимости, оказание соответствующей помощи и поддержки».
Таким образом, определим, что «педагогическое сопровождение родителей» в ДОО -это определенный вид взаимодействия педагога и родителей в образовательном процессе, в котором педагог оказывает поддержку, содействие и помощь родителям ради достижения поставленных целей. Необходимо отметить, что в педагогическом сопровождении педагог исполняет роль консультанта, наставника, помощника. Считаем, что педагогическое сопровождение будет результативным при условии, что родитель способен и готов оценивать свои возможности в вопросах безопасности.
Педагогическое сопровождение осуществляется через информирование, консультирование и обучение родителей в индивидуальных или групповых формах.
По нашему мнению, основным механизмом для реализации педагогического сопровождения родителей по данной теме выступает индивидуальный образовательный маршрут (далее - ИОМ) по вопросам воспитания культуры безопасного поведения ребенка в условиях семьи. Согласно М.Б. Утепову, Г.В. Рындак, индивидуальный образовательный маршрут представляет собой замыслы обучаемого относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им в содействии с педагогами, готовые к реализации в педагогических технологиях и в учебной деятельности обучаемого, то есть это продукт совместного творчества педагога и обучаемого. И.Е. Емельянова считает, что индивидуальный образовательный маршрут есть «интегрированная модель педагогического пространства, организуемая педагогом, основной целью которой становится реализации познавательных возможностей и индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка в течение определенного времени». Для каждого ребенка должны быть созданы соответствующие условия и предоставлены средства освоения учебного материала с учетом его индивидуальности и познавательных возможностей. В процессе педагогического сопровождения родителей ИОМ выступает в качестве инструмента, средства повышения уровня компетентности родителей в воспитании культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Третье педагогическое условие организация системы повышения профессиональной компетентности педагогов, включающей авторские курсы повышения квалификации «Педагогическое сопровождение процесса воспитания культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста» в формате офлайн и онлайн.
Согласно ФГОС ДО при реализации ФОП ДО, особенно в части, формируемой участниками образовательных отношений, педагогам необходимо обеспечить безопасные условия, в которых осуществляется образовательный процесс. В связи с этим возникает одна из приоритетных задач, связанная с формированием у воспитателей ДОО профессиональной компетентности в реализации компонента воспитания культуры безопасного поведения [5].
Под системой повышения компетентности педагогов ДОО в мы понимаем целостный процесс, включающий целеполагание, взаимосвязанные компоненты (когнитивный, мотивационный, деятельностный), формы и методы его реализации. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «педагогические работники обязаны выполнять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень». В рамках реализации третьего педагогического условия нами выделена цель, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных образовательных организаций в вопросах воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели в обозначенной компетентности педагогов выделены взаимосвязанные компоненты:
- когнитивный - кругозор, определенный объём знаний педагога по изучаемой проблеме, знание педагогических методов и приёмов воспитания навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
- мотивационный - внутренняя потребность педагога к расширению и углублению собственных знаний по проблеме, а также потребность к самообразованию по вопросам приобщения детей дошкольного возраста к культуре безопасного поведения;
- деятельностный - практические умения и навыки педагога проектировать образовательный процесс по формированию культуры безопасного поведения у дошкольников в разнообразных видах детской деятельности.
При реализации каждого компонента необходимо учитывать формы и методы работы с педагогами. В предлагаемом нами педагогическом условии мы обозначили два направления: внешнее (межведомственное) и внутреннее (корпоративное, внутрифирменное). Каждое из направлений имеет свою специфику.
Внешнее (межведомственное) направление предполагает взаимодействие дошкольных образовательных организаций с социальными партнёрами, в частности с профильными вузами, учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования детей. Система взаимодействия данных организаций предполагает заключение соглашений взаимодействия данных организаций договоров, в рамках которых планируются различные формы сотрудничества, в частности, проведение курсов повышения квалификации (ПК) педагогических работников. В Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года обозначена роль педагогических вузов не только в подготовке начинающих специалистов, но и в работе с педагогами-практиками. Реализация программ ПК направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
В реализации второго направления особое внимание предполагается уделить внутренним резервам дошкольной образовательной организации, связанным с обучением педагогических кадров на рабочем месте за счёт привлечения к данному процессу педагогов высшей и первой квалификационной категории, победителей и призёров профессиональных конкурсов и участников различных педагогических форумов и т.д. Именно корпоративное, внутрифирменное обучение способствует не только повышению профессиональной компетенции конкретного педагога, но и решает задачи, направленные на повышение корпоративной культуры всех сотрудников, их умение работать в команде, чувствовать себя членом этой команды, развивает такие качества как ответственность, коммуникабельность, способность объективно оценивать результат своего труда и деятельность коллег. Методическая служба отмечает эффективность данной формы работы с педагогами внутри ДОО. Сущность процесса внутрифирменного обучения состоит в удовлетворении индивидуальных образовательных дефицитов педагогов. Данный процесс имеет свои преимущества:
- обучение осуществляется на базе ДОО, без отрыва от производства;
- обучение осуществляется исходя из имеющихся ресурсов ДОО;
- ДОО самостоятельно определяет содержание, формы, методы обучения исходя из качественного анализа педагогических кадров;
- проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов педагогов;
- трансляция лучших педагогических практик;
- самоконтроль и самоанализ;
- практико-ориентированный характер обучения.
Наиболее эффективными формами работы с педагогами в рамках внутрифирменного обучения являются обучающие вебинары, мастер-классы, семинары-практикумы, педагогические дебаты, деловые игры, «Школа наставничества», творческие мобильные группы.
Таким образом, выделенные психолого-педагогические условия повышения профессиональной компетентности педагогов в воспитании культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста являются необходимыми и достаточными в проектировании эффективного образовательного процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений : учебник и практикум для вузов / В.П. Соломин [и др.] ; под общ. ред. В.П. Соломина. - Москва : Юрайт, 2021. - 399 с. -(Высшее образование). - URL: https://urait.ru/bcode/468713. - Текст : электронный.
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 нояб. 2012 г. № 273-Ф3. - Текст : электронный // RG.RU : интернет-портал «Рос. газ.». - URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
3. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ от 17 окт. 2013 г. №1155. -Текст : электронный // RG.RU : интернет-портал «Рос. газ.». - URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
4. Погодина, М.В. Повышение компетентности родителей в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / М.В. Погодина, Т.Г. Ханова. - Текст : электронный // Наука и практика регионов. - 2019. - № 2 (15). - С. 126-132. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38553281. - Режим доступа: по подписке.
5. Пономарева, Л.И. Культура безопасного поведения детей дошкольного возраста как педагогическая проблема / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган. - Текст : электронный // Образовательный Вестник «Сознание. - 2023. - Т. 25, № 10. - С. 17-24. - URL: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2023-25-10-17-24.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Л.И. Пономарева, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ldm1020@mail.ru.
Н.Ю. Ган, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: gannu69@mail.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
L.I. Ponomareva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ldm1020@mail.ru.
N.Yu. Gan, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: gannu69@mail.ru.