3. Koncepcija obshhego jekologicheskogo obrazovanija v interesah ustojchivogo razvitija [Concept of general environmental education for sustainable development]. Jekologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly [Environmental education: before school, at school, outside school], 2012, no. 2, pp. 4-15.
4. Kourova S.I. Gumanitarnyj podhod k izucheniju jekologicheskoj sostavljajushhej v sovremennom shkol'nom obra-zovanii [A humanitarian approach to the study of the environmental component in modern school education]. Studencheskij nauchnyj forum - 2020: materialy XII Mezhdunar. stud. nauch. konf. [Student Scientific Forum - 2020]. Moscow, 20162020. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021647 (Accessed 19.02.2020).
5. Kraevedenie [Local history]. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija [Great Soviet Encyclopedia]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/99357 (Accessed 10.05.21).
6. Moiseeva L.V. Regional'noe jekologicheskoe obrazovanie: teorija i praktika. Avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Regional environmental education: theory and practice. Dr. Sci. (Pedagogy) thesis]. Ekaterinburg, 1997. 47 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
С.И. Коурова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и географии с методикой преподавания, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9394-4446.
Т.С. Потапова, студентка факультета информатики, математики и естественных наук, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: [email protected].
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
S.I. Kourova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Biology and Geugraphy with Teaching Methods, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-9394-4446.
T.S. Potapova, Undergraduate Student of the Faculty of Computer Science, Mathematics and Natural Sciences, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: [email protected].
УДК 373.2 DOI 10.52772/25420291_2021_2_119
Светлана Валериевна Лесик, Татьяна Васильевна Малова
г. Киров
Развитие у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах в проекте «Берегись автомобиля»
В статье рассматривается эффективность использования проектной деятельности в процессе развития представлений о безопасном поведении на дорогах у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы - выявление педагогических условий, эффективно влияющих на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении на дорогах в проекте «Берегись автомобиля». Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ психолого-педагогической литературы и педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: раскрыты представления о безопасном поведении на дорогах у старших дошкольников; охарактеризована проектная деятельность как средство формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни; представлен проект «Берегись автомобиля» по развитию у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах.
Ключевые слова: безопасное поведение на дорогах, правила дорожного движения, безопасность, проект, проектная деятельность.
Svetlana Valerievna Lesik, Tatyana Vasilievna Malova Kirov
The development of ideas about safe behavior on the roads in 6-7 years children in the
project "Watch out of the car"
The article discusses the effectiveness of using project activities in the process of developing ideas about safe behavior on the roads in older preschool children. The aim of the work is to identify pedagogical conditions that effectively influence the formation of children of older preschool age ideas about safe behavior on the roads in the project "Watch out of the car". The leading methods of studying the problem are theoretical analysis of psychological and pedagogical literature and pedagogical experiment. The main results of the article: the concepts of safe behavior on the roads in older preschoolers are revealed; project activity is characterized as a means of forming ideas about a healthy lifestyle in older preschoolers; the project "Watch out of the car" is presented, on the development of ideas about safe behavior on the roads in children 6-7 years old.
Keywords: safe behavior on the roads, traffic rules, security project, project activity.
Введение
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» безопасность детей, проблема сохранения и укрепления их здоровья является одной из важнейших стратегических задач развития страны. Проблема безопасного поведения на дороге имеет разные аспекты, однако главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни. В современном мире происходит стремительный рост автомобильных потоков на наших улицах. Ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на дорогах является особенно актуальной [1].
Основной причиной детского дорожно-транспортного травматизма, по данным ГИБДД УМВД России по Кировской области, является несоблюдение детьми и взрослыми правил дорожного движения и требований безопасного поведения на дороге. В статье 29 закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. (ред. от 26.07.2017 г.) «О безопасности дорожного движения» отмечается, что «обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, предусматривающими такое обучение». Следовательно, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений [3].
Важнейшая роль в профилактике детского-транспортного травматизма принадлежит образовательному учреждению. В ФГОС ДО одним из направлений реализации образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе. Взрослым, окружающим ребенка, необходимо осознавать степень своей ответственности за сохранность жизни и здоровья ребенка в условиях дорожной ситуации. Основная задача, стоящая перед педагогами и родителями, воспитать дисциплинированного пешехода, пассажира, а в дальнейшем и водителя, неукоснительно соблюдающего правила дорожного движения и осознающего ответственность не только за свою жизнь и здоровье, а также за жизнь и здоровье окружающих его сограждан [2].
Проектная деятельность является одним из эффективных средств, содействующих решению задачи формирования представлений старших дошкольников о безопасном поведении на дорогах. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, поэтому проектная деятельность занимает важное место в работе современного детского сада.
При анализе деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций было
выявлено, что педагоги не в полной мере готовы к использованию в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности.
Таким образом, мы видим противоречие между требованиями современного общества, государства к воспитанию у детей ответственного отношения за сохранность жизни и здоровья в условиях дорожной ситуации и недостаточной разработанностью данной темы относительно к проектной деятельности.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах в проекте «Берегись автомобиля».
Цель исследования: выявление педагогических условий, эффективно влияющих на развитие у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах в проекте «Берегись автомобиля».
Гипотеза исследования: развитие у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах в проекте «Берегись автомобиля» будет проходить эффективно при следующих педагогических условиях:
- если представления детей о безопасном поведении на дорогах будут включать: знание основных правил дорожного движения, дорожных знаков, сигналов светофора и их значение; понимание необходимости соблюдения правил дорожного движения; умение правильно оценивать дорожную ситуацию;
- если соблюдены этапы реализации проекта, в ходе которых будут проведены просмотр мультфильма, беседы, квест-игра по правилам дорожного движения, встречи с представителем ГИБДД;
- если продуктом проектной деятельности детей будет настольная игра-ходилка по правилам дорожного движения, созданная при помощи родителей.
Задачи исследования:
Раскрыть особенности развития представлений у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дорогах.
Охарактеризовать проектную деятельность как средство развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении на дорогах.
Разработать проект «Берегись автомобиля» по развитию у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах.
При написании работы были использованы такие методы исследования, как: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, сравнительный анализ программ, обобщение; беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы); методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования: раскрыты особенности развития представлений у
детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дорогах; охарактеризована проектная деятельность как средство развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении на дорогах.
Практическая ценность исследования заключается в том, что нами разработан и апробирован проект «Берегись автомобиля», направленный на развитие у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах.
Методология и результаты исследования
Теоретическую основу исследования составляют труды ученых в области психологии, педагогики и методики работы с детьми старшего дошкольного возраста:
- по проблеме развития представлений о безопасном поведении на дорогах: Н.Н. Авдеевой, Т.В. Загвоздкиной, Э.Я. Степаненковой, Р.Б. Стеркиной, Т.А. Шорыгиной и др.
- по методике организации проектной деятельности: Н. Васильевой, Н.Е. Вераксы, Е.В. Ворониной, Е.С. Евдокимова, В.Н. Журавлевой, М.В. Крупениной и др.
По решению первой задачи нами был проведен теоретический анализ литературы, который показал, что представления о безопасном поведении на дорогах необходимо закладывать в дошкольном возрасте.
Н.Н. Авдеева утверждает, что сущность понятия «безопасное поведение» необходимо рассматривать как способ организации деятельности человека, представленной в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира [4, С. 25].
Э.Я. Степаненкова утверждала, что культуру безопасного поведения на дорогах необходимо рассматривать как часть бытовой культуры, которая включает в себя состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности в сфере дорожного движения. Для раскрытия данного определения необходимо понимание признаков и характеристик опасной ситуации. В различных ситуациях опасность для пешехода и для пассажира не являются однотипными. В связи с этим, необходимо рассматривать с детьми данные категории участников с присущими им особенностями поведения и реакций [13, С. 13].
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации применяется достаточное количество разнообразных общеобразовательных и парциальных программ: «От рождения до школы», «Радуга», «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет». Данные программы объединяет одна общая цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование
у них привычки к соблюдению правил дорожного движения. По всем программам работа по формированию представлений о безопасном поведении на дорогах начинается с младшего дошкольного возраста и проводится на протяжении всего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности [5, 7, 10].
Р.Б. Стеркина утверждает, что процесс развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о безопасном поведении на дорогах не может и не должен проводиться в форме «одноразового занятия», поскольку включает в себя гораздо более обширные знания, кроме ознакомления с основными цветами светофора и их значением и места перехода проезжей части. Работа должна проводится постоянно и планово, охватывая все виды деятельности ребенка, с помощью которых происходит закрепление полученной информации [14, С. 133].
По мнению Т.А. Шорыгиной, привычка соблюдать правила дорожного движения является неотъемлемой частью понятия «безопасное поведение на дороге» и включает в себя многие понятия и критерии. Очень важно проводить эту работу в тесном сотрудничестве не только с сотрудниками государственной инспекции безопасности движения, но и обязательно с родителями, потому что в семье, прежде всего, формируются изначально правильные привычки поведения. В совместной деятельности этот процесс проходит более результативно [15, С. 42].
Выполняя вторую задачу, мы охарактеризовали проектную деятельность как средство развития у старших дошкольников представлений о безопасном поведении на дорогах.
По мнению М.В. Крупениной, проектная деятельность в дошкольной образовательной организации - это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать полученные знания в самостоятельной деятельности. Задача педагога в проектной деятельности - активизировать творческую активность ребенка и способствовать проявлению самостоятельности в выборе способа действия в разных ситуациях [12, С. 63].
Е.В. Воронина отмечает, что проектная деятельность предполагает самостоятельный поиск решения проблемы при частичном вмешательстве взрослого. Поэтому, используя ее в работе с детьми старшего дошкольного возраста, можно добиться высоких результатов. В организацию проектной деятельности входит работа с семьёй. Вовлечение родителей в реализацию проектов является одним из важных условий проектной деятельности [9, С. 72].
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса разработали методику организации проектной деятельности с
детьми дошкольного возраста; раскрыли особенности подготовки исследовательских и творческих проектов [8, С. 26].
В исследованиях Е.С. Евдокимовой метод проектирования рассматривается как средство, способствующее саморазвитию ребенка. Ею выделяется несколько видов проектов: исследовательские проекты, информационные, творческие проекты, открытые, игровые, практико-ориентированные, индивидуальные и коллективные. Также ею разработаны алгоритмы действий в процессе поэтапного развития проектной деятельности [11, С. 41].
В педагогике существует огромное количество взглядов на выделение этапов проектной деятельности, однако мы рассмотрим этапы проектной деятельности, выделяемые Н. Васильевой.
Погружение в проект (подготовительный). На данном этапе происходит определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников проекта, решение которой посильно воспитанникам, а также соответствует материально-технических возможностям и уровню подготовки воспитателей.
Организация деятельности. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, предметной среды.
Заключительный этап. На данном этапе осуществляется презентация готового продукта проекта, подведение итогов проделанной работы [6, С. 13].
Изучив исследования по организации проектной деятельности дошкольников, стало очевидно, что, используя имеющийся опыт, можно развивать у детей представления о безопасном поведении на дорогах.
Решая третью задачу, нами был разработан и реализован проект «Берегись автомобиля» по развитию у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах.
Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ детский сад «Теремок» пгт. Рудничный Кировской области. В ней принимали участие 20 детей 6-7 лет экспериментальной группы. Контрольная группа, состоящая из 20 детей 6-7 лет, была сформирована в МКДОУ детский сад «Сказка» пгт. Рудничный Кировской области.
Констатирующий этап исследования был направлен на выявление первоначального уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах в экспериментальной и контрольной группах.
Для этого были использованы следующие методики: модифицированный вариант диагностической методики «Продолжи предложения» А.И. Замалеевой, методика «Что такое хорошо и что такое плохо?» Н.М. Липской и методика «Оцени поступок» Э. Туриэль.
Диагностическое обследование проводилась во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком.
На основе полученных данных по трем методикам стало очевидно, что в группах преобладают в основном низкий и средний уровни сформиро-ванности у детей 6-7 лет представлений о безопасном поведении на дорогах. Уровни сформи-рованности представлений в обеих группах почти не отличаются.
Представления детей характеризуются отрывочностью, неточностью, отсутствием полноты. Дети затрудняются в знаниях о правилах дорожного движения жизни, классификации дорожных знаков, а также не могут определить последствия несоблюдения правил дорожного движения. Это послужило основанием для проведения формирующего эксперимента.
В ходе формирующего эксперимента был реализован детско-родительский проект «Берегись автомобиля», продуктом которого стала настольная игра-ходилка по правилам дорожного движения.
На подготовительном этапе проекта «Берегись автомобиля» решались следующие задачи: определение целей и задач проекта; организация предметной развивающей среды; подбор материала, который необходим для реализации проекта; разработка конспектов мероприятий по ознакомлению детей с безопасным поведением на дорогах.
На первом этапе проекта, после просмотра мультфильма «Смешарики: Азбука безопасности» серия «Недетский знак», с детьми была проведена беседа «Правила дорожные детям знать положено», где дети определили тему проекта и поставили цель. Во время беседы обсуждались такие вопросы, как: «Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?», «Что произойдет, если не будет дорожных знаков?» и др. Мы выявили, что хотят узнать дети по данной теме. Продуктом проекта было решено изготовить настольную иг-ру-ходилку, название которой было выбрано «Берегись автомобиля».
Дети поделились на группы, каждая из которых отвечала за выполнение определенной задачи: разработка эскиза игрового поля, составление вопросов для игровых карточек по темам, а также проблемных ситуаций, связанных с правилами дорожного движения.
Идея изготовления настольной игры-ходилки возникла по нашему намерению, поэтому на данном этапе была проведена беседа с родителями. На данной беседе родителям было предложено оказать помощь детям в подготовке материала для создания игры, придумать с детьми вопросы и проблемные ситуации.
На основном этапе нашего проекта была проведена непосредственная образовательная деятельность «Наш друг - светофор», на которой мы закрепили представления детей о светофоре, его сиг-
налах и значении. На занятии «Правила дорожного движения» детей познакомили с правилами безопасного поведения на дороге и в транспорте.
В один из дней состоялась встреча с инспектором ГИБДД с целью формирования представлений о деятельности сотрудников. Инспектор рассказал детям о своей службе, о том, какую работу он выполняет и как она важна. Он продемонстрировал детям форму сотрудников ГИБДД, плакаты с опасными ситуациями, дал возможность подержать в руках жезл и радар. После этого предложили детям сыграть в квест-игру «Поможем инспектору ГИБДД найти жезл». Выполняя разные задания, дети закрепляли полученные знания о правилах дорожного движения. После каждого успешно выполненного задания дети получали обрывок карты, по которой нужно было отыскать жезл. Были предложены разнообразные задания: расстановка недостающих дорожных знаков на иллюстрации, решение проблемных ситуаций на дорожную тематику, отгадывание загадок по теме проекта и др. Была проведена викторина «Знатоки ПДД».
Следующим шагом нашей работы было создание настольной игры-ходилки. Дети подбирали материалы и придумывали задания для игры. В ход шли различные вырезки из журналов, сбор информации и распечатки из интернета.
Из нарисованных эскизов были выбраны лучшие элементы, которыми мы оформили наше игровое поле. Для игрового поля использовались два листа формата А3, с зеленным фоном. Заранее были приготовлены детали для оформления. Дети вырезали и наклеивали проезжую часть на игровое поле по собственному замыслу. Также для оформления игрового поля использовались дорожные знаки, здания, дорожный транспорт. Название игры было выбрано в честь проекта «Берегись автомобиля».
Карточки с заданиями были разделены на три группы, каждая из которых отличалась цветом. Красные карточки - вопросы о правилах дорожного движения. Желтые карточки - вопросы о дорожных знаках. Зеленые карточки - проблемные ситуации. Все задания для игровых карточек ребята придумывали дома совместно с родителями. Для более длительного использования все карточки ламинировались.
Помимо игрового поля и игровых карточек с заданиями в набор настольной игры «Берегись автомобиля» входили фишки, кубик, правила игры. В качестве игральных фишек были использованы маленькие игрушки из киндер-сюрприза. Правила игры мы составили вместе с детьми и оформили на отдельном листе. В начале игры выбирается ведущий. В игре могут принимать участие от 2 до 4 игроков. Игроки выбирают себе фишки и ставят их на старт. Чтобы определить очередность хода каждого игрока, все участники бросают кубик. Первым ходит тот, у кого выпадет
наибольшее количество очков. И так далее по убыванию. Каждый игрок бросает кубик и ставит свою фишку на сектор, номер которого выпал на кубике. Поочередно бросая кубик, игроки перемещаются по секторам игрового поля. Когда фишка останавливается на одном из секторов, ведущий берет верхнюю карточку из стопки карточек этого сектора и задает игроку вопрос. Если игрок отвечает верно, то он в следующий ход продолжает продвигаться по секторам игрового поля. Если игрок ответил на вопрос неправильно, то его фишка остается на месте, а игрок пропускает следующий ход. После того, как вопрос задан, карточка выбывает из игры. Если игрок останавливается на секторе «Пешеходный переход», то он передвигает свою фишку вперед или назад на столько ходов, сколько указывает стрелка. Выигрывает тот игрок, который первый доберется до финиша.
На заключительном этапе была организованна и проведена защита игры-ходилки «Берегись автомобиля», на которой присутствовали педагоги и дети контрольной группы эксперимента. Дети подробно рассказали о процессе создания игры, познакомили с правилами и игровыми действиями, показали карточки. Зрителям было предложено ответить на некоторые вопросы из данных карточек. Дети активно отвечали на заданные вопросы.
В конце работы настольную игру-ходилку поместили в уголке «Правила дорожного движения». Дети получили удовольствие от проделанной совместной работы. На протяжении нескольких дней рассказывали друг другу и своим родителям, кто что делал, и что бы хотели еще сделать.
На контрольном этапе эксперимента для определения эффективности реализации проекта была проведена повторная диагностика, в ходе которой было выявлено, что у детей экспериментальной группы, в отличие от результатов констатирующего этапа, теперь преобладает высокий уровень сформированности представлений о безопасном поведении на дорогах. В экспериментальной группе 10 (50%) человек на высоком уровне, на среднем уровне 9 (45%) детей, 1 ребенок (5%) низкий уровень. Низкий уровень сфор-мированности представлений о безопасном поведении на дорогах остался у одной девочки, которая посетила только два занятия в рамках проекта «Берегись автомобиля» и не участвовала в создании настольной игры-ходилки. В контрольной группе 4 (20%) детей на высоком уровне, 7 (35%) на среднем уровне, 9 (45%) детей на низком уровне (Рис. 1).
Анализ результатов, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента, показал положительную динамику развития представлений о безопасном поведении на дорогах у детей экспериментальной группы. У детей контрольной группы результат изменился незначительно.
. I I . . I I I
экспер и ментальная экспериментальная контрольная группа контрольная группа группа констатирующий группа контрольный констатирующий контрольный
■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень
Рис. 1. Динамика уровней сформированное™ представлений у детей 6-7 лет о безопасном поведении на дорогах в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе
Заключение
Таким образом, проект «Берегись автомобиля» является эффективным средством формирования представления детей 6-7 лет об основных правилах дорожного движения. Дети более подробно узнали дорожные знаки, сигналы светофора и их значении. Они стали понимать о необходимости соблюдения правил дорожного движения, оценивать дорожные ситуации.
В процессе реализации проекта соблюдались необходимые этапы, в ходе которых с детьми были проведены: просмотр мультфильма, беседы,
квест-игра по правилам дорожного движения, встречи с представителем ГИБДД;
Продуктом проектной деятельности детей стала настольная игра-ходилка по правилам дорожного движения, созданная при помощи родителей.
Следовательно, поставленная перед нами цель достигнута, задачи реализованы, а выдвинутая гипотеза нашла свое экспериментальное подтверждение. Специально организованная проект-но-исследовательская деятельность позволяет педагогу сделать процесс обучения и воспитания эффективным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (послед. ред.). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/. - Текст : электронный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. - Текст : электронный.
3. Российская Федерация. Законы. О безопасности : федер. закон от 28.12.2010 № 390 - ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/online/base/. - Текст : электронный.
4. Авдеева, Н.Н. Безопасность : учеб. пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей / Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 144 с. - Текст : непосредственный.
5. Авдеева, Н.Н. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева. - Текст : непосредственный // Основы безопасности жизни. - 1999. - № 9. - С. 23-31.
6. Васильева, Н. Проектная деятельность: участвуем вместе / Н. Васильева. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 10. - С. 8.
7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -368 с. - Текст : непосредственный.
8. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 64 с. - Текст : непосредственный.
9. Воронина, Е.В. Проектный метод в дошкольном образовании / Е.В. Воронина. - Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. науч. конф., 12 дек. 2016 г. - Москва : Буки-Веди, 2016. - С. 71-73.
10. Радуга : пример. основ. общеобразоват. прогр. дошк. образования / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон ; науч. рук. Е. В. Соловьёва. - Москва : Просвещение, 2015. - 111 с. - Текст : непосредственный.
11. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С. Евдокимова. - Москва : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с. -Текст : непосредственный.
12. Крупенина, М.В. На путях к методу проектов / М. В. Крупенина. - Москва : Просвещение, 1992. - 193 с. -Текст : непосредственный.
13. Степаненкова, Э.Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения : пособие для воспитателей дет. сада / Э. Я. Степаненкова. - Москва : ТЦ Сфера, 1979. - 63 с. - Текст : непосредственный.
14. Стеркина, Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2014. - 150 с. - Текст : непосредственный.
15. Шорыгина, Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет / Т.А. Шорыгина. - Москва : ТЦ Сфера, 2006. - 70 с. -Текст : непосредственный.
REFERENCES
1. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (posled. red.) [On education in the Russian Federation: Feder. Law of December 29, 2012 N 273-FZ (last edition)]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Federal State Educational Standard for Preschool Education]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
3. Rossijskaja Federacija. Zakony. O bezopasnosti : feder. zakon ot 28.12.2010 № 390 - FZ [On safety: Feder. Law of 28.12.2010 No. 390 - FZ]. URL: http://www.consultant.ru/online/base/.
4. Avdeeva N.N., Knjazeva N.L., Sterkina R.B. Bezopasnost': ucheb. posobie po osnovam bezopasnosti zhiznedejatel'nos-ti detej [Safety]. Sankt-Peterburg: DETSTVO-PRESS, 2009. 144 p.
5. Avdeeva N.N., Knjazeva O.L. Programma dlja doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Osnovy bezopasnosti detej doshkol'nogo vozrasta [Program for preschool educational institutions. Fundamentals of Safety for Preschool Children]. Osnovy bezopasnosti zhizni [Fundamentals of Life Safety], 1999, no. 9, pp. 23-31.
6. Vasil'eva N. Proektnaja dejatel'nost': uchastvuem vmeste [Project Activities: We Participate Together]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 2011, no. 10, pp. 8.
7. Veraksy N.E. (eds.) Ot rozhdenija do shkoly. Osnovnaja obshheobrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija [From birth to school. The main general educational program of preschool education]. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ, 2015. 368 p.
8. Veraksa N.E., Veraksa A.N. Proektnaja dejatel'nost' doshkol'nikov: posobie dlja pedagogov doshk. uchrezhdenij [Project activity of preschoolers]. Moscow: MOZAIKA-SINTEZ, 2016. 64 p.
9. Voronina, E.V. Proektnyj metod v doshkol'nom obrazovanii [Project method in preschool education]. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy Mezhdunar. nauch. konf., 12 dek. 2016 g. [Pedagogicalmastery]. Moscow: Buki-Vedi, 2016, pp. 71-73.
10. Grizik T.I., Doronova T.N., Solov'jova E.V., Jakobson S.G. Raduga: primer. osnov. obshheobrazovat. progr. doshk. obrazovanija [Rainbow]. E.V. Solov'jova (ed.). Moscow: Prosveshhenie, 2015. 111 p.
11. Evdokimova E.S. Tehnologija proektirovanija v DOU [Design technology in a preschool educational institution]. Moscow: TC Sfera, 2006. 64 p.
12. Krupenina M.V. Na putjah k metodu proektov [On the way to the project method]. Moscow: Prosveshhenie, 1992. 193 p.
13. Stepanenkova, Je.Ja. Doshkol'nikam o pravilah dorozhnogo dvizhenija: posobie dlja vospitatelej det. sada [For preschoolers on the rules of the road: a guide for children educators]. Moskva: TC Sfera, 1979. 63 p.
14. Sterkina R.B., Avdeeva N.N. Osnovy bezopasnosti detej doshkol'nogo vozrasta [Fundamentals of the Safety of Preschool Children]. Sankt-Peterburg: Detstvo-Press, 2014. 150 p.
15. Shorygina T.A. Osnovy bezopasnosti dlja detej 5-8 let [Safety basics for 5-8 years old children]. Moscow: TC Sfera, 2006. 70 p.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
С.В. Лесик, студентка 5 курса, направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профиль «Дошкольное образование, Дополнительное образование»), ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3207-3805.
Т.В. Малова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-0689-3754.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
S.V. Lesik, 5th year Student, training direction 44.03.05 Pedagogical Education (profile "Primary education, Additional education"), Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0003-3207-3805.
T.V. Malova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Methodology of Preschool and Primary Education, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-00030689-3754.