Научная статья на тему 'Формирование знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности'

Формирование знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1455
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЗНАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогозина А. О., Кириллова А. В.

В статье рассмотрена возможность формирования знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Описан разработанный в рамках непосредственной образовательной деятельности проект «Пешеходная наука», направленный на формирование знаний о безопасном поведении на дороге у старших дошкольников. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида № 93 г. Мурманск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогозина А. О., Кириллова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

туры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

Список литературы:

1. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 1999.

2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). - М.: ВЛАДОС, 2002.

3. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. - М., 2006.

4. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.

5. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка // Динамические упражнения для детей 6-10 лет. - М., 2002.

6. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - № 2. -С. 21-28.

7. Чаклин А.В., Милиевская И.Л. Сохранить здоровье смолоду. - М.: «Педагогика», 1987.

8. Педагогика и психология здоровья под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О БЕЗОПАСНОМ ПОВЕДЕНИИ НА ДОРОГЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Рогозина А.О.*, Кириллова А.В.Ф

Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск

В статье рассмотрена возможность формирования знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста по-

* Воспитатель МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 93 «Аленушка».

* Доцент кафедры Физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук.

средством проектной деятельности. Описан разработанный в рамках непосредственной образовательной деятельности проект «Пешеходная наука», направленный на формирование знаний о безопасном поведении на дороге у старших дошкольников. Представлены результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида № 93 г. Мурманск.

Ключевые слова: безопасность, правила дорожного движения, знания безопасного поведения на дороге, проектная деятельность, дети старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения. В последние годы стало очевидным, что безопасное поведение дошкольников - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных, в том числе и неожиданных, ситуациях на улицах и дорогах города.

Анализ статистических данных показал, что, к сожалению, достаточно часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети вследствие того, что у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность, незнание правил дорожного движения ставят детей перед реальными опасностями на дороге.

В этой связи проблема формирования знаний о безопасном поведении на дорогах у дошкольников в настоящее время представляет собой одну из актуальных проблем дошкольной педагогики. Вместе с тем, несмотря на разработанность нормативных и программно-методических материалов, воспитатели не уделяют должного внимания проблеме обучения детей знаниям о безопасном поведении на дорогах. Очевидно противоречие между необходимостью обеспечить охрану жизни и здоровья детей, с одной стороны, и отсутствием целенаправленной систематической работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах, с другой стороны.

Это определило проблематику нашего исследования и позволило сформулировать его цель: теоретически обосновать и экспериментально выявить эффективность использования проектной деятельности в формировании знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ научно-методической литературы показал, что именно в старшем дошкольном возрасте появляется возможность и необходимость формирования знаний безопасного поведения, что обусловлено рядом новообразований данного возрастного периода в развитии ребенка. Для детей 5-7 лет характерно голографическое и субсенсорное (сверхчувствительное) восприятие мира, которое позволяет им осваивать огромные по масштабам взрослого массивы информации за достаточно небольшой промежуток времени [3]. Они могут самостоятельно применять освоенные знания и способы

деятельности для решения новых задач (проблем), преобразовывать способы их решения в зависимости от ситуации. Появляется способность планировать свои действия для достижения конкретной цели. Дети в данном возрасте становятся более ответственными, наблюдательными, самостоятельными. Во все сферы жизни старшего дошкольника (отношение к себе окружающих, свое отношение к другим людям и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты деятельности) включается осознание [4]. Возникает необходимость действовать в соответствии с установленными правилами.

Система непосредственной образовательной деятельности по формированию знаний безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста включает в себя следующие компоненты:

1) формирование предметных знаний, умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);

2) специальную теоретическую подготовку к безопасному поведению (овладение знаниями в области безопасности);

3) психологическую подготовку к безопасному поведению (развитие таких качеств как смелость, решительность и т.д.);

4) развитие качеств личности, необходимых для безопасного поведения (проницательность, дальновидность);

5) воспитание нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями, в которых закреплены как требования к личности, так и нормы поведения, ставшие безусловными (добро, милосердие, толерантность, долг, ответственность) [6].

Одним из эффективных методов, которые можно использовать в процессе организации системы непосредственной образовательной деятельности для формирования безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО, является метод проектной деятельности.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, что определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей [2].

Метод проектной деятельности целесообразно начинать использовать в работе со старшими дошкольниками, так как данный возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Формирование у детей знаний безопасного поведения в повседневной жизни, их осознанность реализуется через активную деятельность всех участников проекта [1].

Таким образом, проведенный теоретический анализ проблемы исследования послужил основой для организации и проведения дальнейшей опытно-экспериментальной работы.

Исследование проводилось с января по май 2014 года на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида № 93 г. Мурманск. В нем приняли участие 19 детей в возрасте 6-7 лет, подготовительная группа дошкольного образовательного учреждения.

В январе 2014 г. нами был сформулирован методологический аппарат исследования, подобран диагностический инструментарий и проведен констатирующий эксперимент. Для выявления уровня знаний о безопасном поведении на дороге у детей старшего дошкольного возраста нами была применена методика, предложенная Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной [1]. Данная методика позволила нам выявить уровень знаний детей об устройстве улицы; о работе светофора; знаний об опасностях на дороге и улице города, о знаках дорожного движения, о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации.

Рис. 1. Уровень знаний о безопасном поведении на дороге у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Анализ результатов диагностики показал, что большинство дошкольников имеют средний уровень сформированности знаний о безопасном поведении на дороге (см. рис. 1). Дети допускали характерные их возрасту ошибки и недочеты - неумение аргументировать свой ответ, короткие неразвернутые ответы. В ходе диагностики отмечалось занижение уровня знаний об устройстве улицы и знаний о знаках дорожного движения по сравнению с качеством и уровнем знаний дошкольников о работе светофора.

На основе анализа научно-методической литературы, нормативно-правовых документов, передового педагогического опыта, а также результатов констатирующего эксперимента нами был разработан и апробирован информационно-исследовательский проект «Пешеходная наука».

Цель проекта: формирование знаний о безопасном поведении на улице и на дороге у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1. Углублять представления детей о правилах дорожного движения (ПДД), полученные ранее.

2. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в меняющейся ситуации и выстраиванию адекватного безопасного поведения.

3. Составить и отработать индивидуальный безопасный маршрут из дома к детскому саду.

4. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Прогнозируемыйрезультат реализации проекта «Пешеходная наука»:

1. Знание правил безопасного поведения на улицах.

2. Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избежать ее.

3. Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

4. Проявление дисциплинированности, самостоятельности, выдержки в соблюдении ПДД.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап: включал в себя определение основных направлений работы; подбор дидактического материала по правилам дорожного движения в соответствии с возрастными особенностями участников проекта; создание развивающей среды в группе для изучения ПДД (в том числе уголка ПДД); подбор и проведение дидактических игр: «Подумай -отгадай», «Красный - зеленый», «Какой это знак?», «Подбери к ситуации соответствующий знак», а также тематических подвижных игр «Воробышки и автомобиль», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт».

Также данный этап включал в себя выявление пробелов в знаниях детей о правилах безопасного поведения на дороге.

2. Основной этап: включал в себя апробирование системы непосредственной образовательной деятельности, цель которой формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний безопасного поведения на дороге, привитие дошкольникам устойчивого интереса к изучению правил дорожного движения.

Содержание данного этапа составили просмотр и обсуждение видеоматериала «История создания светофора»; изготовление плоскостных макетов транспортного светофора; проведение конкурса детских рисунков «Придумай свой дорожный знак»; обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД; составление безопасного маршрута из дома в детский сад, исследование опасных участков маршрута, поиск способов их избежать, изображение знаков, которые сами дети поставили бы на этих опасных участках и другие виды и формы непосредственной образовательной деятельности.

3. Заключительный этап: проводился нами для обобщения полученных дошкольниками знаний в форме спортивного мероприятия «За безопасность всей семьей».

Данный спортивный праздник способствовал не только обобщению знаний детей о безопасном поведении на дороге, воспитанию устойчивого интереса к изучению правил дорожного движения, но и вовлечению родителей в процесс обучения детей безопасному поведению на дороге.

4. Контрольный этап: выявление эффективности использования проектной деятельности для формирования знаний безопасного поведения на дорогах и улицах города у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого в мае 2014 года нами была проведена повторная диагностика сформированности знаний о безопасном поведении на дорогах (см. рис. 2).

По результатам итоговой диагностики можно сделать вывод, что уровень знаний о безопасном поведении на дороге у детей стал выше по сравнению с результатами первичной диагностики по всем критериям примененной методики исследования. Дошкольники, принимавшие участие в проекте, продемонстрировали высокий уровень владения знаниями, необходимыми им для того, чтобы самостоятельно действовать в опасных ситуациях. В период работы над проектом заметно пополнился словарный запас детей. У дошкольников сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, дети научились делать простые выводы, устанавливать причинно-следственные связи; стали уверенно отличать и называть правила безопасного поведения дома, на улице и на дороге.

Рис. 2. Уровень знаний о безопасном поведении на дорогах у дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Таким образом, проблема формирования знаний у детей о безопасном поведении на дорогах, умений выбрать правильный способ действия в опас-

ной ситуации или же способ ее предотвращения, стоит очень остро в современном техногенном мире. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать детей, но и в том, чтобы подготовить их к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями на дороге. Именно поэтому перед современными педагогами остро стоит вопрос выбора наиболее эффективного метода формирования основ безопасного поведения на дорогах.

Проведенное исследование показало, что эффективным методом для решения данной проблемы является проектная деятельность, так как она дает возможность педагогу создать все условия необходимые для развития у дошкольников самостоятельности мышления, уверенности в собственных возможностях, формирования умения ориентироваться в ситуации выбора и т.д. Проектная деятельность, с одной стороны, дает возможность ребенку «погрузиться» в определенную ситуацию выбора способов поведения. С другой стороны, - направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности. Что и является самым важным в работе педагога (воспитателя) - «присвоение» дошкольником основ безопасного поведения.

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. -СПб.: Детство - Пресс, 2013. - 37 с.

2. Глушкова Г. Веснушка учит правила дорожного движения! / Г. Глуш-кова, Л. Коваль, Т. Сафонова, С. Ухабова // Дошкольное воспитание. - 2013. -№ 2. - С. 9-13.

3. Калугина Н.И. Изучаем азбуку дорог / Н.И. Калугина // Современный детский сад: методика и практика. - 2011. - № 7. - С. 61-62.

4. Тимофеева Л. Формирование культуры безопасности у дошкольников новости педагогам / Л. Тимофеева // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 1. -С. 48.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. - 25.11.2013. - № 6241.

6. Якимова, Л.В. Работа по методу проектов с детьми дошкольного возраста / Л.В. Якимова. - М.: Образование, 2014. - 234 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.