Научная статья на тему 'Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2632
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / THE FORMATION OF KNOWLEDGE ABOUT THE RULES OF THE ROAD / THE ACTIVITIES OF TEACHERS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / THE PREVENTION OF CHILDREN'S ROAD INJURIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пустовойтова Ольга Васильевна, Шепилова Наталья Анатольевна, Яковлева Лариса Анатольевна

Введение. В настоящее время дорожно-транспортные происшествия являются одной из причин смертности детей, в том числе и дошкольного возраста. Воспитательная работа, реализуемая в дошкольных образовательных организациях, не всегда имеет системный и целостный характер, как правило, педагоги в своей практике используют только эпизодические и в основном традиционные мероприятия по развитию представлений о правилах дорожного движения, не уделяя внимания применению их в конкретной ситуации. Материалы и методы исследования. В исследовании приняло участие 83 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет МДОУ «Детский сад № 115» города Магнитогорска Челябинской области. В качестве методов исследования были использованы следующие: теоретические (анализ, синтез, обобщение, моделирование и индукция), эмпирические (опрос, наблюдение, эксперимент); методы обработки полученных данных. В ходе исследования применялся диагностический инструментарий, разработанный на основе методик С.Н. Черепановой, Т.И. Даниловой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Н.И. Клочанова. Результаты исследования. У детей экспериментальной группы выявлен низкий уровень освоения правил дорожного движения 45 % (37 детей), средний 48 % (40 детей), высокий 7 % (6 детей). Был проведен формирующий этап эксперимента и планируется проведение контрольного этапа. Повышение мотивационной и интеллектуальной готовности дошкольников к освоению культуры поведения на дороге может свидетельствовать о положительной динамике. Обсуждение результатов и заключение. Использование педагогами комплексного подхода к образованию дошкольников по заявленной проблеме, а именно беседа, чтение художественной литературы, игровые тренинги, подвижные игры, экскурсии и другие формы работы продуктивно использовать в сочетании с проектной деятельностью, которая носит практико-ориентированный характер. Ребенок, таким образом, способен не только узнать о ситуации дорожного происшествия, но и пережить её, что в дальнейшем позволит ему соблюдать культуру поведения на проезжей части.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пустовойтова Ольга Васильевна, Шепилова Наталья Анатольевна, Яковлева Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of knowledge about the rules of the road in children of preschool age

Introduction. Currently, traffic accidents are one of the causes of death of children, including preschool age. The educational work carried out in preschool educational institutions does not always have a systemic and holistic character, as a rule, teachers use only episodic and mostly traditional measures in developing ideas about the rules of the road, not paying attention to their application in a specific situation. This paper presents one of the solutions to this problem, namely the formation of knowledge about the rules of the road and the culture of behavior of preschoolers on the roadway using project activities. Materials and methods. The analysis and assessment of the formation of behavior culture on the carriageway among pupils of a preschool educational organization was carried out according to the results of monitoring of 83 children aged 5 to 7 years old, MDOU “Kindergarten No. 115” of the city of Magnitogorsk, Chelyabinsk Region. The following were used as research methods: theoretical (analysis, synthesis, generalization, modeling and induction), empirical (survey, observation, experiment); methods for processing the received data. During the study, diagnostic tools were used, developed on the basis of S.N. Cherepanova, T.I. Danilova, O.L. Knyazeva, R.B. Sterkina, N.I. Klochanova. Results. According to the results of monitoring carried out before the implementation of the project activity in the educational process, “Knowledge of preschool children with traffic rules”, it was revealed that the children of the experimental group had a low level of mastering the traffic rules 45% (37 children), average 48% (40 children), high 7% (6 children). The formative stage of the experiment was carried out and a control stage is planned. However, an increase in the motivational and intellectual readiness of preschoolers to develop a culture of behavior on the road may indicate a positive trend. Discussion. In general, the results of the formative stage of the experiment and the implementation of the author's project "Safe Road" indicate a high degree of interest of children in this problem, the active inclusion in the educational process of parents of pupils. The results of the control experiment are planned to be obtained after the implementation of the Green Traffic Light project in the current academic year.

Текст научной работы на тему «Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive20/20-01/ Дата публикации: 29.02.2020 УДК 373.24

О. В. ПустовойтовА, Н. А. Шепилова, Л. А. Яковлева

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста

Введение. В настоящее время дорожно-транспортные происшествия являются одной из причин смертности детей, в том числе и дошкольного возраста. Воспитательная работа, реализуемая в дошкольных образовательных организациях, не всегда имеет системный и целостный характер, как правило, педагоги в своей практике используют только эпизодические и в основном традиционные мероприятия по развитию представлений о правилах дорожного движения, не уделяя внимания применению их в конкретной ситуации.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняло участие 83 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет МДОУ «Детский сад № 115» города Магнитогорска Челябинской области. В качестве методов исследования были использованы следующие: теоретические (анализ, синтез, обобщение, моделирование и индукция), эмпирические (опрос, наблюдение, эксперимент); методы обработки полученных данных. В ходе исследования применялся диагностический инструментарий, разработанный на основе методик С.Н. Черепановой, Т.И. Даниловой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Н.И. Клочанова.

Результаты исследования. У детей экспериментальной группы выявлен низкий уровень освоения правил дорожного движения - 45 % (37 детей), средний - 48 % (40 детей), высокий - 7 % (6 детей). Был проведен формирующий этап эксперимента и планируется проведение контрольного этапа. Повышение мотивационной и интеллектуальной готовности дошкольников к освоению культуры поведения на дороге может свидетельствовать о положительной динамике.

Обсуждение результатов и заключение. Использование педагогами комплексного подхода к образованию дошкольников по заявленной проблеме, а именно беседа, чтение художественной литературы, игровые тренинги, подвижные игры, экскурсии и другие формы работы продуктивно использовать в сочетании с проектной деятельностью, которая носит практико-ориентированный характер. Ребенок, таким образом, способен не только узнать о ситуации дорожного происшествия, но и пережить её, что в дальнейшем позволит ему соблюдать культуру поведения на проезжей части.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, формирование знаний о правилах дорожного движения, деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, профилактика детского дорожного травматизма

Ссылка для цитирования:

Пустовойтова О. В., Шепилова Н. А., Яковлева Л. А. Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 119-133. сМ: 10.32744^.2020.1.9

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive20/20-01/ Accepted: 26 December 2019 Published: 29 February 2020

O. V. Pustovoitova, N. A. Shepilova, L. A. Yakovleva

Formation of knowledge about the rules of the road in children of preschool age

Introduction. Currently, traffic accidents are one of the causes of death of children, including preschool age. The educational work carried out in preschool educational institutions does not always have a systemic and holistic character, as a rule, teachers use only episodic and mostly traditional measures in developing ideas about the rules of the road, not paying attention to their application in a specific situation. This paper presents one of the solutions to this problem, namely the formation of knowledge about the rules of the road and the culture of behavior of preschoolers on the roadway using project activities.

Materials and methods. The analysis and assessment of the formation of behavior culture on the carriageway among pupils of a preschool educational organization was carried out according to the results of monitoring of 83 children aged 5 to 7 years old, MDOU "Kindergarten No. 115" of the city of Magnitogorsk, Chelyabinsk Region.

The following were used as research methods: theoretical (analysis, synthesis, generalization, modeling and induction), empirical (survey, observation, experiment); methods for processing the received data. During the study, diagnostic tools were used, developed on the basis of S.N. Cherepanova, T.I. Danilova, O.L. Knyazeva, R.B. Sterkina, N.I. Klochanova.

Results. According to the results of monitoring carried out before the implementation of the project activity in the educational process, "Knowledge of preschool children with traffic rules", it was revealed that the children of the experimental group had a low level of mastering the traffic rules - 45% (37 children), average - 48% (40 children), high - 7% (6 children). The formative stage of the experiment was carried out and a control stage is planned. However, an increase in the motivational and intellectual readiness of preschoolers to develop a culture of behavior on the road may indicate a positive trend.

Discussion. In general, the results of the formative stage of the experiment and the implementation of the author's project "Safe Road" indicate a high degree of interest of children in this problem, the active inclusion in the educational process of parents of pupils. The results of the control experiment are planned to be obtained after the implementation of the Green Traffic Light project in the current academic year.

Key words: children of preschool age, the formation of knowledge about the rules of the road, the activities of teachers of a preschool educational organization, the prevention of children's road injuries

For Reference:

Pustovoitova, O. V., Shepilova, N. A., & Yakovleva, L. A. (2020). Formation of knowledge about the rules of the road in children of preschool age. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 43 (1), 119-133. doi: 10.32744/pse.2020.1.9

_Введение

е настоящее время одной из причин смертности детей является нарушение правил дорожного движения. По данным статистики, в 2018 году произошло почти 20 тыс. аварий с участием несовершеннолетних, что на 1,8% выше по сравнению с 2017 годом. Важно отметить, что количество пострадавших растет и среди детей-пассажиров составляет 9,2 тыс. в год [1].

Идеи сохранения здоровья детей представлены в работах многих отечественных исследователей. Так, доцент кафедры дошкольного и специального образования Н.А. Шепи-лова [2] с опорой на труды известных учёных Е.А. Аркина, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., обращает внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, что позволит ему в дальнейшем развиваться как физически, так и интеллектуально.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 3. п. 3 признается: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [3].

В дошкольных образовательных организациях проводятся мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, занятия по основам безопасного поведения на дорогах.

Целью образовательной работы по ПДД является формирование у воспитанников ДОО и их родителей бережного отношения к здоровью, навыков безопасного поведения на дорогах. Однако проводимые мероприятия в недостаточной мере обеспечивают охрану жизни и здоровья участников дорожного движения. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма не теряет своей актуальности

Проблема формирования безопасного поведения на проезжей части у детей дошкольного возраста является составной частью современной образовательной программы, реализуемой в ДОО. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через игровую, проектную деятельность, драматизацию, изобразительное творчество, музыку [4; 5].

Основная цель деятельности педагогов ДОО по профилактике детского дорожного травматизма - формирование у дошкольников осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения следующих задач:

1. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о правилах дорожного движения.

2. Формирование умений ориентироваться в пространстве, давать правильную оценку ситуации на дороге.

3. Развитие способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного безопасного поведения.

Актуальность безопасного поведения детей на дорогах городах является предметом исследования многочисленных трудов авторов. Исследователь Н.Н. Авдеева [6]

предлагает программу для ДОО «Основы безопасности детей дошкольного возраста»; К.Ю. Белая [7] представляет конспекты ситуаций упражнений, бесед с детьми по темам безопасность на улице, дороге, природе; Л.А. Вдовиченко [8] в своей работе демонстрирует основы безопасного поведения детей на улице и транспорте; Т.Г. Кобзева [9] разработала систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, которая включает все возможные составляющие: цели, содержание, методы, средства, формы обучения и рекомендации к предметно-развивающей среде; Н.Б. Неганова [10] разработала методические рекомендации, направленные на уменьшение количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях; Л.Б. Поддубная [11] занималась изучением вопроса формирования безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников; О.А. Скоролупова [12] в своём труде предлагает педагогам тематическое планирования и конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром; Е.В. Федотова [13] описывает приёмы работы с дошкольниками по формированию навыков поведения на дорогах и др.

Ученые, исследуя проблему безопасного пребывания на улице детей дошкольного возраста, приходят к выводу о необходимости формирования у дошкольников ценностного отношения к жизни, интереса к окружающей действительности, способности ориентироваться в пространстве и владения знаниями о правилах дорожного движения и самое главное их соблюдения.

Однако несмотря на проработанность данного вопроса в педагогической науке и апробации методов и приёмов работы с дошкольниками по основам формирования правил дорожного движения, данная проблема остается по-прежнему актуальной и требует поиска эффективных методов взаимодействия с детьми по данной теме.

_Материалы и методы исследования

В качестве методологического обоснования исследования были выбраны деятель-ностный, личностно-ориентированный и индивидуальный подходы, способные обеспечить высокое качество образования воспитанников дошкольной образовательной организации. Решение исследовательских задач обеспечилось комплексом теоретических методов. Был проведен анализ научных источников, где изучалась проблема формирования у детей знаний и умений в области безопасного поведения на проезжей части, были сформулированы основные проблемы, с которыми сталкивается педагог при решении данной задачи. Применение метода моделирования позволило провести анализ способности ребенка генерировать верные решении в ситуациях, где он является пешеходом. В качестве эмпирических методов исследования были выбраны опрос, наблюдение и эксперимент. Беседа с дошкольниками на тему культуры поведения на дороге и специальный диагностический инструментарий, разработанный на основе методик С.Н. Черепановой, Т.И. Даниловой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Н.И. Клочанова, позволили выявить уровень знаний правил дорожного движения, основные причины, мешающие дошкольнику быть грамотным в данной сфере и разработать комплекс мероприятий, направленный на решение сложившейся проблемы.

Результаты исследования были получены по итогам мониторинга воспитанников МДОУ «Детский сад № 115» города Магнитогорска Челябинской области, в котором затрагивались аспекты сформированности культуры поведения на проезжей части.

В мониторинге приняли участие 83 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет, что составляет 35% от общей численности обучающихся (240 детей) указанной дошкольной образовательной организации и 79% от числа воспитанников указанной возрастной группы (105 детей).

Данный возраст детей был выбран на основании его психологических предпосылок, так как к началу обучения в школе ребёнок должен владеть основными культурными способами деятельности, проявлять самостоятельность в разных видах деятельности и иметь целостную картину мира. Эксперимент проводился в период с сентября 2018 г. по апрель 2019 г. и включал в себя констатирующий и формирующий этапы.

Достоверность полученных результатов подтверждается репрезентативностью выборки исследуемых с доверительной вероятностью 95%, с доверительным интервалом ± 5% и согласуется с полученными выводами, представленными в работе.

_Результаты исследования

На констатирующем этапе эксперимента был проведен анализ развивающей предметно-пространственной среды МДОУ, которая должна была способствовать формированию у дошкольников устойчивых знаний в области правил дорожного движения.

На данном этапе важными задачами выступили следующие:

1. Проведение анализа созданной в группе МДОУ соответствующей проблеме развивающей предметно-пространственной среды.

2. Комплектование и использование необходимого диагностического инструментария.

3. Определение степени осведомленности детей о правилах дорожного движения, выявление особенностей поведения дошкольников, как на проезжей части, так и во дворе, на детской площадке.

4. Проведение количественной и качественной оценки полученных результатов.

Решение первой поставленной задачи началось с определения качества подготовки развивающей предметно-пространственной среды группы в рамках тематики ПДД. Была проведена беседа с воспитателем, проанализирован календарно-тематический план работы и организованность педагогического процесса по данной проблеме в целом. В ходе проведенной работы было установлено, что работа по формированию знаний ПДД ведется систематично и круглогодично с помощью методов и средств, соответствующих выбранной тематики и возрасту детей: игровая и проектная деятельность. Дети самостоятельно изготавливают макеты улиц и напольные дорожные знаки, дорожные знаки в виде карточек, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. Очень важно, что дошкольники в проектной деятельности обыгрывают ситуации, которые повлекли за собой дорожно-транспортное происшествие, осуществляют анализ и дают оценку действий участников дорожного движения.

Также было установлено, что не только в группе МДОУ имеется соответствующая тематике ПДД развивающая предметно-пространственная среда, но и территория дошкольной образовательной организации напоминает проезжую часть, где расчерчен пешеходный переход «зебра», имеется знак «пешеходный переход» и макет светофора. Поэтому работа по основам формирования безопасного поведения на улице продолжается и за пределами группы. Особое место отводится практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изу-

чают правила поведения на улице, наблюдают, закрепляют ранее полученные знания. Во время целевых прогулок дети знакомятся с такими понятиями как тротуар, пешеходный переход, проезжая часть и виды транспорта (грузовой, легковой), пешеход.

В рамках проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста был разработан проект «Безопасная дорога». Цель данного проекта - формирование у дошкольников устойчивых знаний и практических умений безопасного поведения на проезжей части.

В ходе реализации проектной деятельности решались следующие задачи:

1. Образовательная: формирование у дошкольников знаний о том, что такое дорога и проезжая часть, дорожные знаки и правила поведения.

2. Воспитательная: формирование уважительного отношения к участникам дорожного движения, так как пренебрежение пешехода и водителя друг другом становится причиной аварий с летальным исходом.

На первоначальном этапе работы над проектом с дошкольниками проводилась беседа на тему «Что я знаю о правилах дорожного движения». Дети рассказывали о том опыте, который они приобрели на дорогах города. Воспитатель предложила детям поучаствовать в проектной деятельности, чтобы узнать, как нужно себя вести на улице и как правильно переходить дорогу, на какие опорные дорожные знаки нужно обращать внимание.

Проект «Безопасная дорога» должен стать результатом интеграции таких образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, как познавательное, художественно-эстетическое, речевое развитие. Участниками проекта стали дети МДОУ № 115 г. Магнитогорска старшего дошкольного возраста, воспитатель группы, музыкальный руководитель, воспитанники ДОО и их родители.

На предпроектном этапе в ходе познавательной беседы перед педагогом стояла задача - определить, с какими проблемами сталкивается дошкольник на дорогах города. Один из воспитанников рассказал, что когда он едет с родителями на машине, то они сажают его в автокресло и пристегивают ремнем безопасности.

Второй воспитанник поведал, что дорога от дома и детского сада очень непростая, нужно пройти два перекрестка, где интенсивное движение машин и поэтому нужно четко реагировать на зеленый сигнал светофора. Третий ребенок высказал мысль о том, что они с бабушкой переходят дорогу в том месте, где машины быстро мчатся и по близости нет светофора. Они ждут, когда машины проедут и спешным шагом перебегают дорогу.

Ребята с воспитателем предположили, что бабушка и их друг нарушают правила дорожного движения и тем самым подвергают опасности свою жизнь и жизнь тех, кто находится в автомобиле.

Один из воспитанников рассказал, что когда он гуляет с друзьями на улице, то они часто соревнуются, кто быстрее домчится на велосипеде до детской игровой площадки, путь к которой пролегает через дорогу. В ходе проведенной беседы было определено, что не все дети и их родители соблюдают правила дорожного движения.

Воспитатель предложила детям нарисовать последствия несоблюдения правил поведения на дороге, итоги проведенной работы были подведены на выставке, организованной в МДОУ, на которую были приглашены все дети данного детского сада, воспитатели, родители воспитанников. Воспитатель группы совместно с детьми оформила информационные брошюрки, содержащие информацию о безопасности детей на улице.

Особую поддержку в организации и реализации проекта «Безопасная дорога» оказали студенты 3 курса МГТУ им. Г.И. Носова, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки «Дошкольное образование и иностранный язык»), которые в рамках социально-волонтерского проекта «Добро-деи» помогли воспитанникам подготовить и презентовать проект. Очень важно, что работа в ДОО по профилактике дорожно-транспортного травматизма проводится не только с детьми и их родителями, но и с воспитателями. Проводятся педагогические советы, на которых поднимаются такие темы, как «Система мероприятий в ДОО по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», «Создание игровой среды по ПДД в группах».

После завершения решения первой задачи, а именно анализа созданной в ДОО развивающей предметно-пространственной среды, перешли к диагностическому инструментарию. С целью отслеживания результативности реализуемой в ДОО программы и выявления уровня сфомированности знаний и представлений дошкольников о ПДД, были изучены и адаптированы методические пособия С.Н. Черепановой [14], Т.И. Даниловой [15], Р.Б. Стеркиной [16], О.Л. Князевой [16], Н.И. Клочанова [17] и на основании данных методик был разработан диагностический инструментарий, состоящий из ряда вопросов и заданий для беседы с детьми, которые представлены в таблице 1.

В качестве основных показателей были выбраны следующие: культура поведения на дороге; знание знаков пешеходный переход, запрещающих знаков, знаков сервиса. Также важными критериями стали знания детей видов транспорта, домашнего адреса, сведений о родителях, номеров телефонов экстренных служб «01», «02», «03».

Таблица 1

Диагностический материал по формированию знаний ПДД у детей старшего

дошкольного возраста

Критерии Инструкция к применению

Материал Вопросы

Во дворе «Живая» картинка (с прорезями) Покажи безопасное место для игры

При ходьбе по тротуару Постройка из строительного материала: часть улицы с тротуаром, проезжая часть со знаком «пешеходный переход» Расставь пешеходов по тротуару (справа по направлению движения)

При переходе проезжей части Картинки вариантов перехода через проезжую часть Как ты будешь переходить проезжую часть а) по пешеходному переходу; б) по светофору; в) в отсутствие светофора?

В транспорте Картинка: пассажиры в транспорте (взрослые и дети) Назови примерных пассажиров

На автобусной остановке Картинка: дети на остановке, стоящие у края тротуара Расскажи, как безопасно ожидать транспорт на остановке

При езде на велосипеде Картинка: дети, катающиеся на велосипеде во дворе и на проезжей части улицы Покажи на картинке ребенка, правильно выбравшего место для катания на велосипеде. Объясни,

почему

Выявить знания детей о знаках: «Место остановки автобуса», «Подземный пешеходный переход», «Движение на велосипедах запрещено» Дорожные знаки, целые, разрезанные на части, загадки Собери знак, покажи отгадку

Выявить знания детей о видах Картинки с транспортными средствами Назови виды транспортных средств

Выявить знания детей о домашнем адресе Вопросы В каком районе города Ты живешь? Как я могу найти твой дом?

Выявить знания детей о родителях Вопросы Я хочу познакомиться с твоими родителями, как зовут маму, папу?

Выявить знания детей об экстренных службах «01», «02», «03» Вопросы Куда ты обратишься, если увидишь, что: - бабушке стало плохо; - загорание; - в твою квартиру стучит незнакомый человек?

Критерии оценки. Оцениваются: степень самостоятельности; полнота ответа; точность ответа.

1 балл - ребенок самостоятельно справляется с заданием, дает полный ответ в соответствии с методикой.

0,5 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный.

0 баллов - ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

Критерии оценки знаний по формированию знаний ПДД у детей дошкольного возраста представлены в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценки знаний по формированию знаний ПДД у детей старшего

дошкольного возраста

Уровни Группы Максимальное количество баллов

Средняя (17) Старшая (21) Подготовительная (34)

Высокий 13-17 18-21 28-34

Средний 7-12 8-17 12-27

Низкий до 6 до 7 до 11

По результатам мониторинга «Знание детьми дошкольного возраста ПДД» было выявлено, что у детей экспериментальной группы низкий уровень освоения правил дорожного движения - 45 % (37 детей), средний - 48 % (40 детей), высокий - 7 % (6 детей). (таблица 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Результаты диагностики знаний по формированию знаний ПДД у детей

экспериментальной группы

Критерии диагностики Уровни

высокий средний низкий

1. Сформированы представления о проезжей части, перекрестке. 7 % 53 % 40 %

2. Знают дорожные знаки. 13 % 40 % 47 %

3. Сформированы устойчивые знания о правилах для пешеходов и пассажиров. 7 % 40 % 53 %

4. Умеют применять на практике основные правила перехода проезжей части. 0 % 60 % 40 %

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что у большинства детей экспериментальной группы не сформированы устойчивые знания о правилах дорожного движения для пешеходов и пассажиров. Дети экспериментальной группы затрудняются в решении проблемных ситуаций, не осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения.

В этой связи необходимо проводить комплекс мероприятий по формированию знаний ПДД, предполагается осуществление систематической разноплановой работы, использование творческих форм и методов обучения и воспитания дошкольников, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данному вопросу.

Мероприятия по формированию знаний ПДД у детей старшего дошкольного возраста представим в виде таблицы 4.

Таблица 4

Мероприятия по формированию знаний ПДД у детей старшего дошкольного

возраста

Форма работы Темы Сроки

Диагностика Беседа, наблюдения, игровые задания и т.д. сентябрь-апрель

Беседы «Какие правила дорожного движения вы знаете?» «Внимание, дорожные знаки!» «Кто управляет дорогой?» «Как вести себя на улице и в транспорте» сентябрь-апрель

Чтение художественной литературы К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; B.А. Добряков «Три сигнала светофора»; В.Э. Рубляк «Правила дорожного движения»; Е.С. Смушкевич, А.Я. Якупов «Мы по улице идем»; Э.Я. Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»; Б. Житков «Светофор»; C. Волкова «Про правила дорожного движения»; О. Бедарев «Азбука безопасности»; B. Клименко «Происшествия с игрушками»; C. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история»; И. Мигунова «Друг светофор»; В. Иришин «Прогулка по городу»; A. Дмоховский «Чудесный островок»; Н. Кончаловская «Самокат»; B. Кожевников «Светофор»; Д. Хурманек «Перекресток». сентябрь-апрель

Составление творческих рассказов «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?» «Если бы все знаки перепутались?» «Истории в транспорте». сентябрь-апрель

Игровые тренинги «Чего не должно быть». «Как правильно перейти через дорогу?» «Какие знаки помогают пешеходу в пути?» «Что нужно знать, если находишься на улице один?» сентябрь-апрель

Изобразительная деятельность Рисование на темы: «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улица города». Лепка: «Веселый светофор», «Постовой». Аппликация: «Шумный перекресток», «Дорожный знак». сентябрь-апрель

Развлечения «Пешеход на улице». С участием родителей: «Я знаю правила дорожного движения». ноябрь-январь

Экскурсии По улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы; разбор каждой ситуации. Встреча с инспектором ГИБдД. сентябрь-апрель

Подвижные игры «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор». сентябрь-апрель

Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке». Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Логическая дорожка», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию». сентябрь-апрель

Работа с родителями Консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения». Семинар-практикум: «Как поступить в данной ситуации». Оформление папки-передвижки: «Самые важные правила- правила дорожного движения!» Информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать». Дискуссия «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?» Выставка «Все о дороге». сентябрь-апрель

Создание развивающей пред-метно-простран-ственной среды Создание альбома «Правила дорожные соблюдай всегда». сентябрь-апрель

В ходе реализации данных мероприятий, необходимо остановиться на следующих моментах: особый интерес дошкольники проявили к игре «Логическая дорожка». Цель игры: закрепление знаний детей о знаках дорожного движения; развитие зрительной памяти, внимания, навыков ориентировки в пространстве; воспитание умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материалом проведения «Логической дорожки» стало игровое поле с изображенной на нем «картой» с разветвлёнными дорожками, дорожными знаками и домиками. Детям предлагают рассмотреть игровое поле и изображенные на нем объекты. Чтобы пройти к домику, нужно смотреть на письмо. Примерное содержание письма: «Иди мимо знака «Пешеходный переход», далее направо, затем мимо знака «Дикие животные» и т. д. к домику. Чтобы правильно пройти к домику, ребенок должен назвать и соединить резинкой дорожные знаки, встречающиеся ему по пути, таким образом, закрепляя их названия.

Особо популярной стала игра-тренинг, направленная на нахождение детьми правильного решения проблемы на основе проб и ошибок, особенно игра «Паровозики и машины». Воспитатель вместе с детьми делает из подручных средств (стульчиков, крупных модулей) две пересекающиеся дорожки. По одной из них, изображающей железнодорожные пути, будут двигаться «паровозики», а по другой - «машины». Пересечение дорог образует железнодорожный переезд. Затем нужно предложить детям разбиться на две подгруппы: пусть вначале первая подгруппа («паровозики») освоит свой путь. Для этого, соблюдая дистанцию, необходимо организовать их движение друг за другом по железной дороге. Для создания хорошего эмоционального фона можно подобрать соответствующее музыкальное сопровождение.

Далее воспитатель предложила группе детей, изображающей машины, освоить свой путь. Они должны двигаться в обе стороны по другой дорожке. При этом нужно следить за тем, чтобы «машины» придерживались правой стороны и не сталкивались друг с другом.

После того как дети каждой подгруппы проедут по своему маршруту, можно усложнить игру и предложить «паровозикам» и «машинам» двигаться по пересекающимся дорожкам. Воспитатель при этом внимательно наблюдает за поведением детей, отмечая ситуации, в которых произошли столкновения, и ситуации, в которых дети уступали друг другу путь.

Остановив игру, воспитатель анализирует вместе с детьми, почему «паровозики» и «машины» иногда сталкивались и мешали друг другу. Необходимо обсудить с детьми, как следует организовывать движение, чтобы всем было удобно и безопасно. Выслушав ответы, воспитатель должен постараться подвести обсуждение к выводу о том, что движение транспорта необходимо регулировать. Нужно рассказать о роли шлагбаума на железнодорожном переезде. Можно упомянуть также о семафоре.

В результате проведенных мероприятий в группе появилось много настольных игр, сделанных родителями совместно с детьми, посвященных знанию правил безопасного пребывания на улице.

В группе появились обобщенные материалы по профилактике и обучению детей по ПДД, наглядные учебные пособия, демонстрационные картины, плакаты, раздаточный и дидактический материал, макеты улиц, схемы, мультимедийное оборудование, DVD-диски, разнообразные игрушки: специальные машины (легковые, грузовые, скорой помощи, пожарной); куклы, одетые в форму регулировщика; необходимые атрибуты для управления движением - жезлы, светофор. Также в группе имеются методическая художественная литература, библиотечный фонд, литературный материал для чтения и заучивания наизусть, сценарии праздников и развлечений. Организуются выставки детских рисунков, пособий, дидактических игр, смотры на лучшую группу в работе по ПДД.

Работа по обучению детей дорожной грамоте проводится и вне занятий. Старшие дошкольники активно участвуют в работе агитбригады: показывают театрализованные представления, сценки, разучивают песни, стихи, пословицы, принимают участие в разработке и реализации различных познавательных программ. Старшие дошкольники проводят показные мероприятия для детей средней и младшей группы.

Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, принадлежит родителям, в связи с этим возникает необходимость тесного сотрудничества с ними по данной проблеме. Взаимодействие семьи и детского сада помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, побуждающую подчиняться порядку. Разрабатываются мероприятия по работе с родителями (см. табл. 5).

Таблица 5

Мероприятия по работе с родителями по формированию знаний ПДД у детей

старшего дошкольного возраста

Форма работы Темы

Собрание «Безопасность детей на улицах»; «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».

Беседы, консультации, анкеты «Роль родителей дошкольников в обучении правилам дорожного движения и по воспитанию навыков безопасного поведения на улице»; «О поведении в общественном транспорте»; «Улица требует к себе уважения»; «Пешеходом быть - наука!».

«Правила дорожного движения»;

Познавательно-игровые «КВН»;

конкурсы с родителями «Вечер вопросов и ответов»;

«Поле чудес».

_Обсуждение результатов

По завершению двух этапов эксперимента, а именно констатирующего и формирующего нами были определены следующие результаты. Современные дошкольники имеют особый тип образного и логического мышления. Как показывает практика, дети активно включаются в образовательный процесс как активные субъекты, им интересны продуктивные формы деятельности, например, такие как, проектная. В арсенале педагога должны быть не только дидактические, подвижные игры, но и формы работы с детьми, мотивирующие их к познанию окружающего мира (тренинги, экскурсии, проектная работа при максимальном количестве участников). Успешность и эффективность мероприятий по формированию у детей дошкольного возраста основ культуры поведения на проезжей части и безопасности зависит от тесного взаимодействия всех участников образовательных отношений (педагога, детей, родителей).

По мнению Zeedyk М. и др. получение и расширение знаний о правилах дорожного движения у детей не улучшает их поведение [20], поэтому важны не только знания, но и культура поведения, отношение, а также практика безопасного дорожного движения [21; 22].

Полученные нами результаты согласуются в данными полученными Thenmozhi Р. [23] о том, что детям не хватает знаний о правилах дорожного движения (32%), а также практического опыта в повседневной жизни (44%).

Заключение

Проблема формирования у детей основ правильного и безопасного поведения на дорогах по-прежнему остается одной из актуальных. Как показывает статистика, количество детей, оказавшихся в дорожно-транспортных происшествиях с каждым годом становится все больше и больше. Главными причинами можно назвать следующие: отсутствие знаний о правилах дорожного движения, не сформированность умений и навыков безопасного поведения на улице, прежде всего на проезжей части, пренебрежение общепринятыми правилами дорожного движения.

Одной их приоритетных задач современного образования - сохранение жизни и здоровья детей дошкольного возраста путем формирования системы знаний и умений безопасного поведения на дороге. Решение данной задачи осуществляется в рамках образовательного процесса, реализуемого в дошкольной образовательной организации. Основная образовательная программа дошкольного образования решает задачу здоровьесбережения дошкольников, но в её содержании недостаточно освещены вопросы охраны жизни и здоровья детей на дороге, отсутствует дифференциация знаний и умений детей согласно их возрасту.

Экспериментальные исследования, проведенные на базе МДОУ «Детский сад № 115» г. Магнитогорска Челябинской области в период с сентября 2018 по апрель 2019 года, показали следующие результаты:

1. У большинства детей экспериментальной группы возраста отсутствуют устойчивые знания о правилах дорожного движения и навыки безопасного поведения, как на улице, так и на транспорте.

2. Дошкольники затрудняются в решении проблемных ситуаций, не осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения, не могут ориентироваться на месте, например, горит зеленый сигнал светофора, но дети не могут принять решение переходить им дорогу или нет.

С целью формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на проезжей части была организована комплексная воспитательно-образовательная работа. Так, с целью повышения сформированности знаний ПДД у детей старшего дошкольного возраста был разработан комплекс мероприятий, где отражена система взаимодействия ДОО с детьми и их родителями. Созданная развивающая предметно-пространственная среда обеспечивала полноценную реализацию педагогического процесса в соответствии с возрастом воспитанников, содержанием образовательной программы, требованиями ФГОС дошкольного образования и решаемой проблемой.

Большое внимание уделялось игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включала в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. Применялись разнообразные формы работы в совместной деятельности: наблюдения, викторины, КВН, сюжетно-ролевые игры, проблемные ситуации, игры - тренинги, чтение специальной литературы, праздники, развлечения, выпуск газет и листовок и др. Теоретические знания подкреплялись продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием). Для закрепления знаний использовались экскурсии, целевые прогулки, беседы, чтение художественной литературы, организовывались вечера досуга и инсценировки и художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Действенной и эффективной формой работы оказалась проектная деятельность. В ходе запланированных мероприятий совместно со студентами педагогического направления образования МГТУ им. Г.И. Носова был реализован долгосрочный проект «Безопасная дорога», благодаря которому все участники образовательных отношений проявила максимальную активность и продемонстрировали высокий уровень сплоченности при решении поставленной задачи.

Пример родителей является одним из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения.

Родители были непосредственными участниками образовательного процесса по обучению дошкольников ПДД. В рамках реализации проекта оформляли семейные газеты, книжки-малышки, презентации, таким образом осуществляли пропаганду опыта семейного воспитания по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. С родителями проводилась просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и их детей.

Совместная и системная работа при решении задачи - формирование у дошкольников основ безопасного и грамотного поведения на дороге не завершается, будет продолжена в следующем учебном году. Планируется проведение проектной деятельности «Зелёный светофор» и осуществление контрольного этапа эксперимента, который должен подтвердить целесообразность проведения предложенных мероприятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годовая статистика ГИБДД за 2018 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.1gai.ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html (дата обращения: 19.12.2019).

2. Шепилова Н.А. Рекомендации по формированию ценности «Здоровье» у детей дошкольного возраста // Мир: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. С. 231-234.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.12.2019).

4. Урунтаева Г.А. Детская психология. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 19.12.2019).

6. Авдеева Н.Н. Безопасность. По основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста // Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 136 с.

7. Белая К.Ю. Безопасность. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.: Просвещение, 2001. 234 с.

8. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и ПДД. СПб.: «Детство-Пресс», 2008. 96 с.

9. Кобзева Т.Г. ФГОС ДО правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. М.: «Учитель», 2015. 219 с.

10. Методические рекомендации «Формирование безопасного поведения детей и подростков на дорогах и улицах» / М.Б. Неганова, Е.А. Царегородцева. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. 97 с.

11. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. 89 с.

12. Скоролупова О.А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М.: «Скрипторий 2003», 2005. 80 с.

13. Федотова Е.В. Обучаем дошкольников ПДД // Ребенок в детском саду. 2011. № 2. С. 24-31.

14. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2008. 74 с.

15. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. СПб.: «Детство-Пресс», 2009. 208 с.

16. Стеркина Р.Б. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/programa-osnovy-bezopasnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta-sostavlena-na-osnove-programy-r-b-sterkinoi.html (дата обращения: 19.12.2019).

17. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения. М.: Феникс, 2004. 152 с.

18. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города / Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк [Электронный ресурс]. URL: http://il-ved-main.ru/ programma/ (дата обращения: 19.12.2019).

19. Пустовойтова О.В. Особенности организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации // Мир детства и образование: Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. С. 45-49.

20. Zeedyk M., Wallace L., Carcary B., Jones K., Larter K. Children and road safety: increasing knowledge does not improve behaviour. The British journal of educational psychology, 2002, vol. 71, pp. 573-94.

21. Mirza, Humayun & Daud, Seema. Study of Knowledge, Attitude and Practice Regarding Road Safety among PeriUrban School Children. Pakistan Journal of Medical & Health Sciences, 2013, vol. 7, p. 658.

22. Holman A. C., Popusoi S. A. Ethical Predispositions to Violate or Obey Traffic Rules and the Mediating Role of Driving Styles. The Journal of Psychology, 2018, vol. 152:5, pp. 257-275, DOI: 10.1080/00223980.2018.1447433

23. Thenmozhi P. Assess the Knowledge and Practice On Road Safety Regulations among Primary School Children in Rural Community. SSRG International Journal of Medical Science (SSRG-IJMS), 2016, no. 3, pp. 1-5. doi: 10.14445/23939117/IJMS-V3I8P101

REFERENCES

1. Annual traffic police statistics for 2018. Available at: http://www.1gai.ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html (accessed 19 December 2019). (in Russian)

2. Shepilova N.A. Recommendations on the formation of the "Health" value in preschool children. World: Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference. Magnitogorsk, Publishing House of Nosov MSTU, 2017, pp. 231-234. (in Russian)

3. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 N 273-03. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed 19 December 2019). (in Russian)

4. Uruntaeva G.A. Child psychology. 6th ed. Moscow, Academy Publishing Center, 2006. 368 p. (in Russian)

5. Federal State Educational Standard for Preschool Education. Available at: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (accessed 19 December 2019). (in Russian)

6. Avdeeva N.N. Security. On the basics of life safety of children of preschool age / N.N. Avdeeva, R.B. Sterkina, O.L. Knyazev. Saint-Petersburg, Childhood Press, 2019. 136 p. (in Russian)

7. Belaya K.Yu. Security. How to ensure the safety of preschoolers. Moscow, Enlightenment Publ., 2001. 234 p. (in Russian)

8. Vdovichenko L.A. A child on the street: a cycle of classes for preschool children on teaching the rules of safe behavior on the road and traffic rules. Saint-Petersburg, Childhood Press, 2008. 96 p. (in Russian)

9. Kobzeva T.G. GEF TO traffic rules. The system of training for preschoolers. Moscow, Teacher, 2015. 219 p. (in Russian)

10. Methodical recommendations "Formation of safe behavior of children and adolescents on the roads and streets" / M.B. Neganova, E.A. Tsaregorodtseva. Yekaterinburg, 2013. 97 p. (in Russian)

11. Poddubnaya L.B. Traffic Laws. Volgograd, ITC "Korfeif", 2009. 89 p. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Skorolupova O.A. Classes with children of preschool age on the topic "Rules and road safety." Moscow, "Scriptorium 2003", 2005. 80 p. (in Russian)

13. Fedotova E.V. We teach preschool children traffic rules. A child in kindergarten, 2011, no. 2, pp. 24-31. (in Russian)

14. Cherepanova S.N. Rules of the road for preschoolers. Moscow, Scriptorium Publishing House LLC, 2008. 74 p. (in Russian)

15. Danilova T.I. Traffic light program. Teaching preschool children traffic rules. Saint-Petersburg, "Childhood Press", 2009. 208 p. (in Russian)

16. Sterkina R.B. The program "Fundamentals of safety of preschool children" / R.B. Sterkina, O.L. Knyazev, N.N. Avdeeva. Available at: https://www.maam.ru/detskijsad/programa-osnovy-bezopasnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta-sostavlena-na-osnove-programy-r-b-sterkinoi.html (accessed 19 December 2019). (in Russian)

17. Klochanov N.I. Road, child, safety: method. allowance for the rules of the road. Moscow, Phoenix Publ., 2004. 152 p. (in Russian)

18. The alphabet of behavior on the road. The program of training preschoolers in safe behavior on the roads of the city / E.A. Kozyreva, T.A. Pukhova, V.L. Schmundyak. Available at: http://il-ved-main.ru/programma/ (accessed 19 December 2019). (in Russian)

19. Pustovoitova O.V. Features of the organization of project activities in preschool educational organizations. World of childhood and education: Proceedings of the XII International scientific and practical conference. Magnitogorsk, Publishing House of Nosov MSTU, 2018. pp. 45-49. (in Russian)

20. Zeedyk M., Wallace L., Carcary B., Jones K., Larter K. Children and road safety: increasing knowledge does not improve behaviour. The British journal of educational psychology, 2002, vol. 71, pp. 573-94.

21. Mirza, Humayun & Daud, Seema. Study of Knowledge, Attitude and Practice Regarding Road Safety among PeriUrban School Children. Pakistan Journal of Medical & Health Sciences, 2013, vol. 7, p. 658.

22. Holman A. C., Popusoi S. A. Ethical Predispositions to Violate or Obey Traffic Rules and the Mediating Role of Driving Styles. The Journal of Psychology, 2018, vol. 152:5, pp. 257-275, DOI: 10.1080/00223980.2018.1447433

23. Thenmozhi P. Assess the Knowledge and Practice On Road Safety Regulations among Primary School Children in Rural Community. SSRG International Journal of Medical Science (SSRG-IJMS), 2016, no. 3, pp. 1-5. doi: 10.14445/23939117/IJMS-V3I8P101

Информация об авторах Пустовойтова Ольга Васильевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат филологических наук Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: olgapustovojtova@yandex.ru

Information about the authors Olga V. Pustovoitova

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor, PhD in Philological Sciences Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: olgapustovojtova@yandex.ru

Шепилова Наталья Анатольевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: shepilovanatasha@rambler.ru.

Natalya A. Shepilova

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor,

PhD in Pedagogical Sciences Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: shepilovanatasha@rambler.ru.

Яковлева Лариса Анатольевна

(Россия, г. Магнитогорск) Доцент, кандидат педагогических наук Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова E-mail: larisa_yakovleva_2012@mail.ru

Larisa A. Yakovleva

(Russia, Magnitogorsk) Associate Professor,

PhD in Pedagogical Sciences Nosov Magnitogorsk State Technical University E-mail: larisa_yakovleva_2012@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.