УДК 378
Завгородняя А.А. студент магистратуры Академия психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный Федеральный университет»
г. Ростов-на-Дону
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема формирования безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста Главная цель воспитания безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и сформировать навыки поведения в них, поскольку безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода.
Ключевые слова: безопасное поведение, дети дошкольного возраста нормативно-правовые документы по воспитания безопасного поведения у детей
Zavgorodnaya A.A. graduate student of the Academy of Psychology and Pedagogy of the Southern Federal University
Rostov-on-Don
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASES FOR THE
FORMATION OF SAFE BEHAVIOR IN CHILDREN OF THE
PRESCHOOL AGE
Annotation: The article discusses the urgent problem of the formation of safe behavior in children of preschool age. The main goal of educating safe behavior in children is to give each child the basic concepts of life-threatening situations and to develop behavioral skills in them, since safety is not just the sum of acquired knowledge, but ability to behave correctly in various situations. Solving security problems is only possible through an integrated approach.
Keywords: safe behavior, preschool children, regulatory documents on the education of safe behavior in children
Сегодня очевидна необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности в связи с проявлениями разрушительных сил природы, увеличения количества промышленных аварий, социального и экологического неблагополучия, а также отсутствия навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях. Проблема безопасности жизнедеятельности находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых (Н.В. Алешина, С.А. Козлова, В.Р.Косникова, А.А. Косникова, И.И. Лосева, К.Р.Малашевсая, Е.В. Соловьева,Т.В. Тарасова и
др.) [1; 2; 3]
Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученый (А.Адлер, Б.Паскаль, З.Фрейд, П.Маслоу и др.). Во всем мире вопросом безопасности детей уделяется особое внимание, идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни и навыкам безопасного поведения.
В Письме Минобрнауки РФ от 30 августа 2005 года N 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» указывается, что решение проблем безопасности возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе меры по развитию общей культуры обучающихся в области безопасной жизнедеятельности, обучение безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В «Письме» впервые уделено внимание формированию культуры безопасности воспитанников образовательных учреждений.
Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Храмцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.
Всем известно, что дошкольное детство - это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируются основы физического и психического здоровья, закладывается фундамент его личности. Опыт, который мы получили в детстве, во многом определяет нашу взрослую жизнь. Благодаря заботе и любви, эмоциональной близости и поддержке родителей, воспитателей в начале пути, ребенок растет и развивается, у него
возникает доверие к окружающему миру и окружающим его людям. Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Эта задача ставится в образовательной области социально -коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС ДО. Содержание образовательной деятельности, направленной на создание условий безопасности жизнедеятельности, представлено в образовательной программе дошкольного образования, которая ставит задачу сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях. В рамках решения данной задачи у детей дошкольного возраста формируются представления о значимости безопасного поведения для охраны жизни и здоровья: правилах дорожного движения; безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях; пожарной безопасности; общения с незнакомыми людьми на улице и др. [4].
Дошкольный возраст — это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Поэтому необходимо именно в это время формировать основу безопасного поведения, начиная с младшего дошкольного возраста. Задачи формирования основ безопасного поведения относятся к процессу социализации и направлены на развитие социальной компетентности у детей дошкольного возраста. Формирование социальной компетентности определяется одной из приоритетных задач в программах развития и воспитания. Как правило, это соответствие выявляется у старших дошкольников, когда перед ними встает проблема перехода в новые социальные условия — в школу. К этому моменту важно у ребенка сформировать социальную компетентность, выраженную в наборе поведенческих компетенций, которые позволят ему интегрироваться в новый коллектив. Главной задачей для взрослых становится подготовка детей к жизни, поэтому необходимо не только познакомить каждого ребенка с правилами основ безопасного поведения, но и научить применять их в практической жизни. Основы безопасности жизни - это сфера знаний, в которой исследуются опасности, присущие человеку, эталоны их проявлений и методы защиты от них. Безопасность - это среда, в которой живет человек, где действие внешних и внутренних факторов не влечет за собой последствий, которые считаются негативными по отношению к нему.
Культура безопасности - это сложное качество личности, к которому относятся социализация в соответствии с правилами безопасного поведения, которые позволяют распознавать, предвидеть опасные ситуации, видеть способы решения, ответственность за свою жизнь и жизнь других
людей. Л.Л. Тимофеева считает, что основная цель в работе с дошкольниками это формирование у них основ культуры безопасности, определяющих возможность полноценного развития различных форм личностной активности детей; их самостоятельности, творчества во всех видах детской деятельности, способности самостоятельно и безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, улице, в детском саду и т. д.), неординарных и опасных ситуациях, находить ответы на актуальные вопросы собственной безопасности .
В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознанна и принята им. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые должны выполнят неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением, так как безопасность - это не стиль жизни, а адекватное поведение в неожиданных ситуациях.
Существуют средства ознакомления детей с основами безопасности. Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Другим, не менее важным средством являются предметы, окружающие ребенка, созданные руками человека. Еще одним средством ознакомления с основами безопасного поведения является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействием с окружающим. Безопасное поведение - это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям (Шойгу С.К.) [6].
Только организовав в ДОО оптимальные организационно-педагогические условия, возможно обеспечить формирование основ культуры безопасности. В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) остро встает вопрос о необходимости поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Появляются новые источники опасности, накапливаются знания, обогащается культура. Поскольку культура и образование идут рядом, образование должно быть проводником в мир культуры, особенно -культуры безопасности [11].
Среди задач детского сада в русле данной проблемы лежит создание безопасной среды в детском саду, помощь семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, организация образовательной
деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников культуры безопасности.
Таким образом, проблема формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников является актуальной и недостаточно разработанной. Противоречие между необходимостью формирования знаний и навыков основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста и отсутствием системы методической работы по формированию основ безопасного поведения детей позволило обозначить проблему и определить тему исследования «Организация условия формирования у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения».
Использованные источники:
1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М.: Академия, 2001. - 234с.
2. Козлова С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру . - М.: «Линка-Пресс», 2000 - с.78.
3. Лосева И.И. Теории и технологии социально-коммуникативного и речевого развития детей- Ульяновск, 2016. - 119с.
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 25.11.2013. - № 6241 (265).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»// СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
6. Шойгу, С. К. Организационные указания по подготовке населения российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций на 1998-2000 годы / С. К. Шойгу// Основы безопасности жизнедеятельности -1998. -№ 2.-С. 55-60.