Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенько Вячеслав Константинович, Худжамова Кристина Диловаровна

В статье рассматриваются научные основы обучения младших школьников основам изобразительного искусства. Проведен анализ психолого-педагогических идей обучения и развития учащихся на занятиях изобразительным искусством, описаны условия, средства и методы успешного обучения младших школьников. Знание преподавателем психолого-педагогических особенностей учащихся и их применение в процессе обучения помогают преодолеть трудности в проведении занятий изобразительной грамоты. Современные условия образования затрагивают обучение и выявляют новые принципы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим принципам, способствующим более эффективному изучению творческого процесса. Содержательная, методическая и организационная деятельность находят свое отражение в научном применение в использовании художественно-образовательном процессе. Полученные результаты служат подспорьем в понимании внутренних механизмов развития и влияния социальной среды на младших школьников, что определяет успешную профессиональную деятельность преподавателей. Все это позволит в полной мере проработать актуальные проблемы современного художественного образования в целом. Следовательно, детальное изучение и анализ всей личностной сферы младшего школьного возраста в результате коммуникации, может вывести процесс художественного обучения на новый уровень, преобразовывая и дополняя нововведения. Таким образом, правильное построение учебного процесса - залог успешного освоения учебной программы и создание психической гармонии учащегося как целостной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенько Вячеслав Константинович, Худжамова Кристина Диловаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR TEACHING PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS THE BASICS OF VISUAL LITERACY

The article discusses the scientific foundations of teaching elementary school students the basics of fine art. The analysis of psychological and pedagogical ideas of teaching and development of students in the visual arts classes is carried out, the conditions, means and methods of successful teaching of younger schoolchildren are described. The teacher's knowledge of the psychological and pedagogical characteristics of students and their application in the learning process help to overcome difficulties in conducting visual literacy classes. Modern conditions of education affect learning and reveal new principles, taking into account the age and individual characteristics of younger schoolchildren. Special attention is paid to the psychological and pedagogical principles that contribute to a more effective study of the creative process. The content, methodological and organizational activities are reflected in the scientific application in the use of the artistic and educational process. The results obtained serve as an aid in understanding the internal mechanisms of development and the influence of the social environment on younger schoolchildren, which determines the successful professional activity of teachers. All this will allow us to fully work out the actual problems of modern art education in general. Consequently, a detailed study and analysis of the entire personal sphere of primary school age as a result of communication can bring the process of artistic learning to a new level, transforming and complementing innovations. Thus, the correct construction of the educational process is the key to the successful development of the curriculum and the creation of mental harmony of the student as an integral personality.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ»

Педагогика

УДК 373.292

профессор Сенько Вячеслав Константинович

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Худжамова Кристина Диловаровна

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются научные основы обучения младших школьников основам изобразительного искусства. Проведен анализ психолого-педагогических идей обучения и развития учащихся на занятиях изобразительным искусством, описаны условия, средства и методы успешного обучения младших школьников. Знание преподавателем психолого-педагогических особенностей учащихся и их применение в процессе обучения помогают преодолеть трудности в проведении занятий изобразительной грамоты. Современные условия образования затрагивают обучение и выявляют новые принципы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим принципам, способствующим более эффективному изучению творческого процесса. Содержательная, методическая и организационная деятельность находят свое отражение в научном применение в использовании художественно-образовательном процессе. Полученные результаты служат подспорьем в понимании внутренних механизмов развития и влияния социальной среды на младших школьников, что определяет успешную профессиональную деятельность преподавателей. Все это позволит в полной мере проработать актуальные проблемы современного художественного образования в целом. Следовательно, детальное изучение и анализ всей личностной сферы младшего школьного возраста в результате коммуникации, может вывести процесс художественного обучения на новый уровень, преобразовывая и дополняя нововведения. Таким образом, правильное построение учебного процесса - залог успешного освоения учебной программы и создание психической гармонии учащегося как целостной личности.

Ключевые слова: психолого-возрастные особенности развития младших школьников, дидактические принципы, методы обучения.

Annotation. The article discusses the scientific foundations of teaching elementary school students the basics of fine art. The analysis of psychological and pedagogical ideas of teaching and development of students in the visual arts classes is carried out, the conditions, means and methods of successful teaching of younger schoolchildren are described. The teacher's knowledge of the psychological and pedagogical characteristics of students and their application in the learning process help to overcome difficulties in conducting visual literacy classes. Modern conditions of education affect learning and reveal new principles, taking into account the age and individual characteristics of younger schoolchildren. Special attention is paid to the psychological and pedagogical principles that contribute to a more effective study of the creative process. The content, methodological and organizational activities are reflected in the scientific application in the use of the artistic and educational process. The results obtained serve as an aid in understanding the internal mechanisms of development and the influence of the social environment on younger schoolchildren, which determines the successful professional activity of teachers. All this will allow us to fully work out the actual problems of modern art education in general. Consequently, a detailed study and analysis of the entire personal sphere of primary school age as a result of communication can bring the process of artistic learning to a new level, transforming and complementing innovations. Thus, the correct construction of the educational process is the key to the successful development of the curriculum and the creation of mental harmony of the student as an integral personality.

Key words: psychological and age-related features of the development of younger schoolchildren, didactic principles, teaching methods.

Введение. Психолого-возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста исследовали многие ученые: Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. Различные подходы к периодизации психического развития ребенка рассматривали П.П. Блонский, З. Фрейд, Л. Колберг, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др. Для того чтобы реализовать дидактический принцип учета психолого-возрастных особенностей учащихся, учителю следует знать возрастную психологию младших школьников и создать условия для реализации данного принципа.

Изложение основного материала статьи. Жан Пиаже - швейцарский философ, известный своими работами по изучению психологии детей, выделял следующие основные периоды развития интеллекта человека: с 2-х до 4-х лет у ребенка развивается символическое и допонятийное мышление. Далее, до 8-ми лет идет развитие интуитивного, наглядного мышления. К 12-ти годам у подростка формируются конкретные операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать, а с 12-ти лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект [3, C. 58].

Данное исследование совпадает с исследованиями некоторых советских ученых. Так, например, в работах Л.С. Выготского представлена периодизация возрастного развития человека, начиная с детского возраста, в частности, нас интересуют периоды дошкольного и младшего школьного возраста, и этими знаниями пользуются все педагоги. У Ананьева Б.Г. представлена аналогичная система периодизации развития ребенка: преддошкольный период длится от 3-х до 5-ти лет, дошкольный - от 5-ти до 7-ми лет, младший школьный - от 7-ми до 11-ти лет, а подростковый средний школьный возраст длится от 11-ти до 15-ти лет. Данная система стала общепринятой в педагогических исследованиях. Эльконин Д.Б. называет три основных показателя самого развития ребенка, это, во-первых, определенная социальная ситуация развития или конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми, во-вторых, основной или ведущий тип деятельности ребенка, в-третьих, основные психические новообразования [10, C. 42].

В исследованиях Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, развивающих деятельностную концепцию, основным критерием психического развития является тип ведущей деятельности.

Известно, что у младших школьников развивается преимущественно эмоционально-чувственная сфера личности и идет накопление опыта умственных действия. Сложные понятия изобразительного искусства типа «колорит» находятся за пределами их восприятия. Абстрактные представления в виде колорита, пропорций, конструкции слишком абстрактны, у младших школьников абстрактное мышление еще не сформировано, оно начнет формироваться, по мнению психологов, с 11-ти лет. Поэтому учителю необходимо «спуститься» к восприятию учащихся и давать им знания и практические навыки на доступном для них уровне восприятия. Создавая систему учебно-творческих и развивающих заданий, по ознакомлению

школьников с основами изобразительной грамоты, и в частности, с основами цветоведения, учитель формулирует учебные и развивающие задачи, подбирает специальную натуру, целенаправленно готовит наглядность к каждому уроку и заданию.

Для них понятно то, что доступно их зрительному чувственному восприятию: цвет, цветовой оттенок, цветовой тон, цветовая гармония, гармония теплых цветов. Важный вид деятельности для младших школьников - это еще игра. Методы игры эффективны в обучении изобразительному искусству, особенно, когда они работают красками. В методике обучения изобразительного искусства младших школьников используют сказочные сюжеты о семье красок, разрабатывают и проводят на занятиях различные викторины, в состав вопросов которых входят элементарные теоретические знания основ изобразительной грамоты. Младшие школьники также любят «пальчиковую» деятельность, с удовольствием мешают краску в палитре пальцами, отпечатывают свои ладошки в краске на бумаге. Здесь возможны различные игры - занятия на выполнение различных видов монотипий различными материалами, графическими, цветом, с использованием различных поверхностей: водной, стекла, бумаги, на которые наносится краска и с ней делается отпечаток. Успешны также занятия -игры, где выполняются различные колористические композиции с использованием таких материалов, как аппликация, здесь можно ставить любые развивающие задачи и использовать любые изобразительные материалы. Использование разнообразных подходов, материалов, разнообразных форм и видов изобразительной деятельности является условием реализации принципа новизны в обучении младших школьников.

Основным условием комфортного состояния учащегося является создание эмоционально-благоприятной атмосферы на занятиях изобразительным искусством. Учитель также подбирает формы и методы обучения с учетом психологии младших школьников, о чем неоднократно писали многие педагоги, в частности В.В. Давыдов [8, С. 58].

В педагогической психологии также отмечается, что учитель создает для младших школьников доброжелательную атмосферу, и учащиеся доверяют его справедливости. Так Талызина Н.Ф. пишет, что при правильном отношении учителя через полтора-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников главным лицом: его рекомендации, его пожелания не подлежат сомнению, даже отношение к другим ученикам опосредуется отношением к ним учителя [9, С. 21].

Существенным в нашем исследовании является то, что у учащихся в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности [1, С. 44].

Учение, как новая форма деятельности, школьников является частью их новой жизни, через которую для них выстраивается и постоянно обновляется система отношений с миром и взрослыми. Взрослые становятся значимы настолько, насколько они важны для научения ребенка. Учитель становиться для школьника главным авторитетом. Поэтому важным подходом в обучении школьников младшего школьного возраста является гуманно-личностный подход, где учитель является источником профессиональных и личностных качеств и, главное, добра - как условия, позволяющего обучаться и развиваться без напряжений, переживаний и других психологических препятствий. Современные ученые пишут также, что какими силами напитаются дети от взрослых, такие силы они будут проявлять во взрослой жизни [5].

Учитель является для учеников источником сил добра, созидания, творчества, познавательной активности, что очень важно для развития творческой личности. Возможно ли творчество в младшем школьном возрасте? Для младших школьников, творческая деятельность означает, прежде всего, формирование чего-либо качественно нового, неповторимого и оригинального. Это могут быть различные виды творческой деятельности - аппликация, конструирование, рисование, сочинение, творческая игра, песня, и подобные виды деятельности, при условии, что школьники эмоционально активированы, спонтанны. Эмоциональная активность является доказательством того, что школьники пребывают в творческой активности.

В традиционной педагогике условием развития школьников на занятиях изобразительным искусством всегда являлась активизация их творческой деятельности. Игнатьев Е.И. рассматривал вопросы психологии изобразительной деятельности детей, где творческая деятельность школьников рассматривалась как процесс художественного развития, и находил в работах школьников множество стереотипных изображений, которые преодолевались в процессе обучения [4].

Занятия изобразительной деятельностью в любом возрасте является деятельностью интеллектуальной. Прежде всего, при работе с натурой у учащихся развиваются мыслительные процессы анализа и синтеза. Любая изобразительная задача активизирует мыслительную деятельность учащегося. При анализе натуры идет развитие зрительного восприятия натуры, анализ формы способствует развитию чувства формы. Анализ цвета предметов и их перспективы, освещенность заставляют ученика концентрировать свое внимание, регулировать свою умственную исследовательскую деятельность.

Деятельностный подход заключается в том, что психологическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, именно в процессе изобразительной деятельности развиваются все способности к изобразительному искусству. Без практической деятельности способности не развиваются. Поэтому школьники занимаются изобразительной деятельностью практически, этот процесс, по мнению педагогов и психологов развивает их прежде всего эстетически, но многие психологи утверждают, что в этом возрасте также идет у учащихся развитие способностей.

Изобразительная деятельность для младших школьников является чем-то новым. В нее они могут войти только при помощи взрослых и учителей, которые им показывают приемы работы. Л.С. Выготский описал этот процесс как зону ближайшего развития ребенка, она важна для пробуждения у учащихся многих центров умственной деятельности, и так называемых художественных центров. Вначале изобразительной деятельностью ученик может овладеть только с помощью учителя, потому педагог реализует принцип сотворчества, применяя метод педагогической поддержки учащихся на всех этапах обучения. После совместного успешного изобразительного опыта, школьник сам способен осуществлять изобразительную деятельность. В данной зоне совместной деятельности вслед за обучением ускоряется процесс общего психического развития школьников. Выготский Л. С. писал, что обучение создает зону ближайшего развития школьника [2].

Принцип последовательности и доступности обучения реализуется учителем через подачу учащимся теоретических знаний и наглядности. Принцип наглядности - один из ведущих принципов обучения младших школьников, по мнению Я.А. Коменского, наглядность активизирует чувственные ощущения школьников [6]. Наглядность должна быть доступна зрительному восприятию учащихся, она должна легко ими считываться и также быть художественно и эстетически выразительной.

Наилучшим вариантом наглядности в обучении младших школьников является педагогический рисунок, когда учитель демонстрирует все этапы работы красками.

В возрастной психологии детей указывается, что начиная с 6-ти лет, школьники готовы к систематическому обучению. Школьник в этом возрасте может понимать и регулировать свое поведение, он способен сравнивать себя с другими. В этот период они начинают накапливать жизненный опыт. Он способен сравнивать краски, определять какие цвета теплые, а какие холодные. Это элементарное знание основ изобразительной грамоты в области колористики. Учитель демонстрирует приемы смешения красок, а ученики, гладя на его действия, осознают свои изобразительные действия и приобретают

навыки работы с красками. Как пишут психологи, в частности Леонтьев А.Н., что осознание своих действий человеком происходит через осознание действий других людей [7].

Знания данного закона развития учащихся позволяет учителю максимально использовать наглядный показ, а учащимся ускоренно приобретать практические навыки работы с красками.

Учащиеся в этом возрасте любят повторять новые слова, новые термины, заучивая понятия изобразительной грамоты: цвет, краплак, натюрморт. Они повторяют их, запоминая не сразу, а постепенно термины и правила, название красок, но помнят зрительно цвет и просят подсказать как называется, например, темный красный. Идет процесс формирования базы теоретических знаний также развивается чувство цвета и зрительная память.

Продолжается развитие речи младшего школьника через внутреннюю речь - мысль, внешнюю речь - высказывания, рассуждения, вопросы, повторения, а также идет развитие через «пальчиковую» тактильную деятельность. В современном художественном образовании распространена форма интенсивного обучения, где ускоренные познавательные процессы младших школьников указывают на активизацию их творческой деятельности. Активизации познавательной активности школьника может и должна быть организованна учителем через повышения интереса и мотивации учащихся к изобразительной деятельности.

Существует множество средств и методов повышения интереса и мотивации школьников: ярко окрашенная натура, новые материалы и новые виды деятельности, задания на создание цветового контраста в композиции и другие задания, активизирующие зрительную чувствительность, любимые объекты изображения, например: лошади, куклы, машинки, мягкие игрушки- все, что любимо и знакомо им, что дает ощущения привычного уюта в жизни. Такое психологически комфортное обучение и развитие младших школьников - есть следование природосообразным законам развития ребенка, где внешняя мотивация, создаваемая извне учителем, увеличивает внутреннюю мотивацию школьников к учению, познанию. Классический традиционный метод педагогических установок остается одним из ведущих методов обучения школьников.

Педагогические установки учителя контролируют и направляют, прежде всего, мыслительную деятельность школьников. В современном обучении у школьников преобладает информационное насыщение, большая нагрузка на интеллект, при этом может полностью подавляться эмоционально-чувственная сфера, и тогда дети становятся эмоционально неотзывчивы, безрадостны и подавлены, раздражены, часто болеют.

Надо помнить о постоянном восстановлении психической гармонии младших школьников, и занятия изобразительной деятельностью могут выполнять арт-терапевтическую функцию. На таких занятиях снимается, прежде всего, психическое напряжение школьников, и далее возможны полноценные учебные занятия. Возможно рисовать цветным песком, лепить из глины, резать по дереву, в общем, использовать доступные природные материалы. Учителю не обойтись без таких способностей, как эмпатия, педагогическая рефлексия. Они ему необходимы для того, чтобы понимать, чувствовать индивидуальность школьника, видеть, где у него проблема в восприятии, передать ему опыт своей точки зрения, передать свое чувство цвета, чувства колорита. Внимательность учителя к каждому ученику, заинтересованность в его развитии, основное условие, способствующее успешному обучению и развитию всех школьников.

Выводы. Учет в процессе обучения всех психолого-педагогических условий, таких, как реализация традиционных принципов обучения, использование традиционных и инновационных методов, а также педагогическое творчество учителя, позволяют младшим школьникам не только успешно обучаться основам изобразительного искусства, но и активно художественно развиваться.

Литература:

1. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста учебное пособие / Е.В. Барышникова. -Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. - 174 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - Москва: Изд-во АСТ, 2010. - 468 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник / [И.А. Зимняя и др.]; под ред. Э.М Горелик, Н.Я. Липкина. -Москва: Изд-во Логос, 2004. - 384 с.

4. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев. - Москва: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

5. Картавцева, О.Д. Научные основы экзистенциальной педагогики / О.Д. Картавцева. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - 250 с.

6. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 1 / Я.А. Коменский. - Москва: Изд-во Педагогика, 1982. - 656 с.

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. / А.Н. Леонтьев. - Москва: Изд-во Политиздат, 1977. - 304 с.

8. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - Москва: Изд-во Владос, 2008. - 463 с.

9. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Н.Ф. Талызина. -Москва: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.

10. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва: Изд- во Педагогика, 1989. - 560 с.

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Сидорова Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Уромова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ И НЕДОСТАТКИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ УМСТВЕННО

ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Изменения, наблюдаемые в современной педагогике привели к проблемам, которые требуют детализированного изучения. Они непосредственно отражают организацию и содержание процесса социализации детей с умственной отсталостью. Имеющиеся отклонения в развитии, берут начало от целевых ориентиров и заканчиваются методами, применяемыми в воспитательном процессе. Прежде всего данные проблемы коснулись коммуникативной сферы. Сфера коммуникации является самой сложной в психологической деятельности. Она обеспечивает адекватное протекание процесса взаимодействия на этапе социальной адаптации ребенка с ограничениями как в период обучения, так и в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.