свободы в художественной подготовке дошкольников. Умственная, эмоциональная, физическая активность в соответствии с данным принципом проявляется спонтанно и не всегда укладывается в рамки дисциплины. У каждого учителя свое педагогическое чутье на условия реализации принципа свободы в системе ограничений. В художественной подготовке дошкольников для развития их формообразующих движений и других практических навыков изобразительной деятельности используется метод создания ситуации умножения двигательной активности, при помощи которого обеспечивается разнообразие движений рук, пальчиков, развивающих мелкую моторику. В художественной подготовке дошкольников и используются такие методы, как метод смены видов деятельности, метод воспитания в детях уверенности в собственных действиях, метод активизации всей психики ребенка, включая эмоциональное состояние, метод педагогической поддержки и др. Художественная подготовка дошкольников содержит в себе огромный обучающий и развивающий потенциал при методически грамотной организации учебно- воспитательного процесса.
Выводы. Результаты эксперимента подтвердили эффективность эстетического и художественного развития дошкольников при использовании интегрированной модели художественной подготовки, основанной на подходе природосообразного воспитания, обучения и развития детей. В данной модели художественная подготовка рассматривается как зона общего ближайшего развития ребенка и в ней реализуются принципы и применяются методы, позволяющие сохранить целостность сознания учащихся. Это такие принципы, как принцип сотворчества и принцип сотрудничества учителя с учащимися, принцип доверия, принцип честности, принцип привязанности ученика к учителю, принцип свободы. В реализации модели художественной подготовки дошкольников применяются следующие методы: метод эмоционального погружения в изобразительную информацию урока, метод активизации всей психики ребенка, включая его эмоциональное состояние, метод создания ситуации умножения двигательной активности, метод смены видов деятельности, метод воспитания в детях уверенности в собственных действиях, метод педагогической поддержки. Модель художественной подготовки дошкольников предусматривает выполнение различных видов деятельности, в ней применяются все возможные средства эстетического и эмоционального воздействия на учащихся, природа рассматривается и используется как источник сил для ребенка, которые его питают и поддерживают эмоционально и физически. Особая роль в реализации данной модели отводится учителю, как носителю созидательных сил добра, заботы, внимания, которые питают силы учащихся и поддерживают их в художественной деятельности и эстетическом развитии. Использование в модели художественной подготовки дошкольников некоторых положений педагогики развития сил личности увеличивают ее обучающий и развивающий потенциал.
Литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика, 1991. - 468 с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Кафедра-М; Аcаdеmia, 1999. - 344 с.
3. Елисеева Н.Н. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства / Н.Н. Елисеева. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар.: Новация. - 2016. - С. 105-108 - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9656/ (дата обращения: 22.11.2021)
4. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
5. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М: Педагогика, 1983. - 112 с.
6. Картавцева О.Д. Научные основы экзистенциальной педагогики. Монография. - Ростов н/Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - 252 с.
7. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 144 с.
8. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.
9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 1981. - 192 с.
10. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М: Просвещение, 1965. - 214 с.
11. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М: Учпедгиз, 1956. - 160 с.
12. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» // Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования полихудожественного воспитания детей. - М: Компания Спутник +, 2004. - 253 с.
Педагогика
УДК 373.292
кандидат педагогических наук, доцент Картавцева Ольга Дмитриевна
Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Водопьянова Юлия Алексеевна
Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Бабанина Юлия Викторовна
Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ
Аннотация. В статье представлены актуальность и теоретические основы развития художественных способностей учащихся, представлен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, рассматривается структура художественных способностей, описана развивающая педагогическая технология и условия развития способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством.
Ключевые слова: развитие художественных способностей, структура способностей, зрительное восприятие, чувство цвета, зрительная память, воображение, художественный вкус, принцип интенсивного обучения и развития учащихся, развивающая педагогическая технология, условия, принципы и методы развития способностей учащихся, педагогическая рефлексия.
Annotation. The article presents the relevance and theoretical foundations for the development of students 'artistic abilities, presents the analysis of psychological and pedagogical literature on the topic of research, the structure of artistic abilities is considered, developing pedagogical technology and the conditions for the development of students' abilities in visual arts are described.
Keywords: development of artistic abilities, abilities structure, visual perception, feeling of color, visual memory, imagination, artistic taste, principle of intensive learning and student development, developing pedagogical technology, conditions, principles and methods of development of students' abilities, pedagogical reflection.
Введение. Исследование структуры художественных способностей и условий их развития у учащихся на уроках изобразительного искусства соответствует духу современного образования, в котором личностному и творческому развитию учащихся отводится ведущая роль и потребностью общества в творческих личностях, которые способны созидать, творить. Известно, что средствами изобразительного искусства возможно развивать все универсальные способности: внимание, различные виды восприятия, все виды мышления, воображение, память, чувство гармонии, эстетический и художественный вкус, эстетические потребности, позволяющие человеку чувствовать полноту жизни и реализовать свой творческий потенциал. Насколько безграничны индивидуальные возможности и учителя и ученика, настолько неисчерпаема тема исследования развития художественных способностей. Однако практика развития способностей учащихся на уроках изобразительного искусства остается недостаточно освещенной в методической литературе, нет достаточного количества развивающих программ, педагоги не всегда знают структуру художественных способностей, их специфику, не имеют опыта саморазвития своих способностей. В научных трудах К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Е.И. Игнатьева, Н.Н. Волкова, В.И. Киреенко, В.С. Кузина рассматриваются психологические особенности развития способностей, в том числе, художественных. Такие ученые и педагоги как Д.Н. Кардовский, П.П. Чистяков, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев, В.П. Зинченко, Ю.В. Коробко, Картавцева О.Д. исследовали условия развития способностей обучающихся к изобразительной деятельности. Платонов К.К. специально рассматривали психологию способностей к изобразительной деятельности и утверждал, что способности развиваются по спирали [10, С. 36]. Кузин В.С. представил в своих фундаментальных трудах по психологии искусства все возможные способности к изобразительному искусству, описал их особенности и характеристики [8]. Волков Н.Н. исследовал такие способности, как зрительное восприятие предмета и зрительное восприятие рисунка и обосновал, что это две различные способности [1]. Киреенко В.И. описал психологию способностей к изобразительной деятельности и особенно много уделил внимания целостному зрительному восприятию и условиям его развития [6]. Игнатьев Е.И. рассматривал вопросы психологического анализа процесса рисования детей, исследовал такую способность как воображение и его развитие в творческой деятельности учащихся [3]. Коробко Ю.В. описал условия формирования и развития зрительного восприятия цвета, теоретические и методические основы формирования целенаправленности видения на занятиях живописью [7]. Зинченко В.П. исследовал процесс развития способностей обучающихся на занятиях учебным рисунком [2]. Ростовцев Н.Н. и Терентьев А.Е. рассматривали общие вопросы развития способностей учащихся на занятиях рисованием [11]. В свою очередь Терентьев А.Е. не только описал способности обучающихся к быстрому рисованию, и способности к педагогическому рисованию, а также предложил методику их развития [13]. Картавцева О.Д. рассматривала вопросы развития художественных способностей учащихся в интенсивном обучении изобразительному искусству и сил - способностей одаренных детей в частности [4]. Ядром способностей, по мнению С.Л. Рубинштейна, являются психические процессы и качество этих процессов [12, С. 9].
Изложение основного материала статьи. Способности - это психические функции, направленные на специфику деятельности и развиваются они только в этой деятельности. Предлагается структура способностей, в которой есть базовые способности, способности сложной формы и высшие способности. В психолого-педагогической литературе большое место отводится исследованию способностей, связанных со зрительным восприятием и его характеристиками: константностью, осознанностью, целостностью, избирательностью. Существуют различные виды зрительного восприятия: зрительное восприятие натуры, зрительное восприятие рисунка, силуэтное видение, целостное видение, тональное видение, живописное видение, объемное видение, острая зрительная чувствительность, зрительная память, зрительные пространственно- образные представления. Все художественные способности зависят в первую очередь от зрительного восприятия. Так как для развития всех видов зрительного восприятия нужны годы работы в области изобразительного искусства, у наших учащихся зрительное художественное восприятие не развито, или развито в малой степени. Однако это не является препятствием для развития способностей их эмоционально-чувственной сферы и способностей этого уровня. Так чувство цвета развивается, благодаря тому, что вызывает сильную эмоциональную реакцию у учащихся и они предпочитают использовать яркие, чистые цвета и краски, никогда не уставая, а наоборот, испытывая прилив сил. Чувство формы, чувство массы и чувство материальности также интенсивно развиваются, потому, что тактильные ощущения продолжают быть для них важным инструментом познания мира форм и они часто трогают натуру, прикасаются к ней. Такие художественные способности, как чувство цвета, чувство линии, чувство плоскости, чувство пространства, чувство тона, чувство пропорций, чувство ритма, чувство контраста развиваются в процессе обучения, с использованием, доступных для учащихся, основ изобразительной грамоты. Успешность развития любой из способности зависит от такой универсальной способности как внимание. Позже всех развиваются способности к изобразительной деятельности, которые связаны с моторными движениями, движениями руки, их также называют формообразующими движениями, или графическими. Способности имеют свои особенности, например, чувство цвета является синтезом таких способностей как: зрительное восприятие цвета, чувство цветового тона, острая зрительная чувствительность, чувство цветового контраста, зрительная память на цвет. Если рассматривать зрительную память как художественную способность, то она тоже является синтезом всех видов зрительного восприятия, зрительных образных и пространственных представлений, а также проявляется вместе с композиционным мышлением и творческим воображением. Имеются специфические способности, и способности сложной формы, такие как, например, образно-пространственные представления, художественно-образные представления, композиционно- образные представления. Логично, что все они развиваются в процессе длительного опыта изобразительной деятельности, но в детских работах всегда присутствует образ как особая художественная и эстетическая выразительность, и детские работы оцениваются по единственному критерию - наличию в них образа. Такие способности как воображение, потребность в творческой деятельности, эстетический и художественный вкус, с одной стороны относятся к высшим способностям, с другой стороны, их присутствие можно наблюдать в работах учащихся и в процессе их творческой деятельности. В условиях раннего художественного образования эмоционально- чувственная сфера личности ребенка, в зоне ближайшего развития, позволяет в первую очередь развиваться таким способностям как острая зрительная чувствительность, чувство цвета, чувство контраста не затрагивая и не беспокоя интеллект ребенка. Далее, с одиннадцати лет, как утверждают психологи, начинается интенсивное интеллектуальное развитие, которое всегда личное, и его признаки выражается в том, что подростки любят рисунок, они с удовольствием и вниманием анализируют натуру, где участвуют мыслительные процессы анализа, синтеза, абстрактного мышления. На самом деле абстрактное мышление у современных
учеников пробуждается раньше. Они способны определять пропорции гораздо раньше, в десять и даже в девять лет. Творческое развитие, развитие художественных способностей в академической науке всегда рассматривался как процесс активизации деятельности учащихся. Современное обучение сегодня является интенсивным. Метод активизации деятельности учащихся соответствует самой идее интенсивного обучения, при этом происходит ускорение познавательных, мыслительных процессов, усиливается поток ассоциативных решений и в целом ускоряется процесс общего развития учащихся [5]. Поэтому интенсивное обучение содержит в себе все условия развития художественных способностей учащихся. Для развития художественных способностей создаются авторские педагогические развивающие технологии. Педагогическая технология- это описание процесса достижения планируемых результатов обучения [9, С. 27-28]. Педагогические технологии имеют структуру, состоящую из элементов: цели, содержание, средства педагогического взаимодействия, организация процесса развития способностей, ученик, учитель, результат деятельности. Развивающая технология - это модель совместной деятельности учителя и обучающихся с целью развития художественных способностей учащихся в наиболее психологически и методически комфортных условиях. Целью нашей технологии является развитие у учащихся таких способностей как чувство цвета и зрительная память. В содержание технологии входят: грамотно поставленные развивающие задачи занятия, разработка развивающей программы, специальных заданий и упражнений на развитие способностей. Принцип сознательного отношения учащихся к своему развитию реализуются, когда ученики всегда помнят, какие способности на занятии у них развиваются. Это позволяет им более точно решать изобразительные задачи. Организация процесса развития способностей в методическом плане заключается в грамотной организации натурной постановки, где натура содержит в себе определенные характерные особенности, передача которых возможна с использованием художественных средств выразительности. Именно художественно-выразительные изображения свидетельствуют о наличии художественных способностей у учащихся. В наглядности также применяются образцы, содержащие высокий уровень художественной выразительности. Наиболее эффективным средством, стимулирующим развитие художественных способностей учащихся является педагогическое рисование учителем. Его также можно назвать средством педагогического воздействия. В развивающей технологии реализуются принципы развития учащихся в творческой деятельности: принцип идеала, как ориентира в развитии, принцип уважения и любви ребенка, принцип свободы, принцип систематичности развивающих упражнений. К методам, реализующимся в развивающих технологиях относятся: метод наблюдения за развитием способностей и сил учащихся, метод педагогической поддержки, метод педагогического сопровождения, метод сотрудничества учителя и учащихся. Картавцева О.Д. пишет: «Сотрудничество-процесс духовный, духовное равенство учителя и ученика, где учитель превосходит ученика благодаря своему профессиональному и жизненному опыту, а ученик превосходит учителя по врожденным силам- способностям» [4, С. 120]. Такие принципы как принцип честности и принцип доверия обязательно должны реализовываться в развивающих технологиях для создания пространства психологической безопасности учащихся, это основное условие эффективного развития художественных способностей учащихся. Успешное развитие способностей учащихся зависит от полноты реализации технологии, всех ее элементов, от методов активизации творческой деятельности учащихся, от индивидуальной многогранности творческого потенциала учителя и учеников.
Выводы. Развивающие педагогические технологии всегда авторские, их разрабатывают и реализуют педагоги, имеющие определенные профессиональные компетенции, способности, умения, навыки и опыт. И прежде всего опыт саморазвития собственных художественных способностей. Замечено, что учителя, реализующие развивающие технологии постоянно развиваются в художественном творчестве. У учащихся эффективно развиваются художественные способности, если у учителя развиты педагогическая рефлексия и эмпатия. Технологии развития способностей учащихся успешно реализуются при условии, если учитель знает структуру способностей к изобразительной деятельности, знает психолого-возрастные особенности и возможности учащихся, владеет теорией изобразительной грамоты, практическим опытом академических рисунка и живописи. Если он владеет педагогическим рисованием, умеет «читать» работы учащихся, узнавая в них проявленные способности и степень их развития. Владеет методами активизации творческой деятельности учащихся, интенсифицируя процесс не только обучения, но и процесс развития их способностей. Такой учитель умеет организовывать натурные постановки с выразительной и ясно читаемой натурой, умело руководит учебным процессом, корректирует восприятие натуры учащихся, корректирует процесс их работы, уводя от ошибок. Внимание к учащимся должно быть искренним, это усиливает интерес учащихся к деятельности и собственному развитию. Методы, используемы в развивающих технологий: метод наблюдения за процессом развития способностей учащихся, метод педагогических установок на осознанное развитие способностей учащимися, метод вдохновения учащихся своими примерами творчества, метод педагогической поддержки и педагогического сопровождения процесса развития способностей учащихся на уроках изобразительного искусства, метод творческих выставок. Средства, активизирующие процесс развития способностей учащихся: вдохновляющий пример учителя, его картины и рисунки, выразительная и разнообразная наглядность и натура, виртуозное педагогическое рисование учителя, творчество любимых художников, творческие встречи с выдающимися художниками.
Литература:
1. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 507 с.
2. Зинченко В.П. Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком. - Ростов н/Дону: РГПУ. -1996. - 126 с.
3. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М: Гос. уч.-пед. изд-во Мин. прос. РСФСР, 1961. - 221 с.
4. Картавцева О.Д. Технологии развития сил - способностей учащихся в творчестве // Методы и формы работы по выявлению и сопровождению одаренных детей: монография / Л.Г. Ушакова. Т.В. Якимова, Е.В. Изусина [и др.] под общ. ред. Н.В. Лалетина. - Красноярск: Центр информации, 2011. - С. 114-125
5. Картавцева О.Д. Методика обучения изобразительному искусству (интенсивный курс). Уч. пос. - Ростов н/Дону: Изд-во РГПУ, 2003. - 112 с.
6. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 303 с.
7. Коробко Ю.В. Постановка глаза на живописное восприятие цвета: Монография. - Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2005. - 210 с.
8. Кузин В.С. Психология. Учебник. 4 изд. перераб. и доп. - М: «Агар» 1999. - 304 с.
9. Педагогические технологии: Учеб. пос. для студ. пед. спец. / под общ. ред. В.С. Кукушина. - Изд.4-е. Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010. - 333 с.
10. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М: Наука, 1972. - 310 с.
11. Ростовцев Н.Н. Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Уч. пос. для студ. - М: Просвещение, 1987. - 176 с.
12. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопр. психологии. - 1960. - № 3. - С. 3-15
13. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. Пособие для учителей. 2-е изд. доп. и перераб. - М: Просвещение, 1981. - 173 с.
Педагогика
УДК 373.2
магистрант Кириллина Варвара Владимировна
Северо-Восточноый федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Баишева Мария Ивановна
Северо-Восточноый федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДА САХА В ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
МАЛЬЧИКОВ
Аннотация. Закономерности этнокультурной среды и ценности воспитания духовной безопасности у народа саха обеспечивают высокий уровень защищенности человека в крайне суровых условиях Севера и сохраняют генофонд этносов. Цель исследования - изучение этнокультурных основ воспитания духовной безопасности мальчиков у народа саха. Авторами обоснованы этнокультурные ценности основ духовной безопасности мальчиков у народа саха. В процессе опытно-экспериментальной работы апробирована образовательная программа по формированию духовной безопасности мальчиков; подведены полученные научно-теоретические и эмпирические результаты исследования, которые обогащают теорию, практику воспитания детей на этнокультурных ценностях и могут успешно применяться в дошкольных образовательных организациях.
Ключевые слова: дошкольник, мальчики, этнокультурные ценности, духовная безопасность.
Anmtation. The patterns of the ethno-cultural environment and the values of fostering spiritual security among the Sakha people ensure a high level of human security in the extremely harsh conditions of the North and preserve the gene pool of ethnic groups. The purpose of the study is to study the ethno-cultural foundations of the education of the spiritual safety of boys among the Sakha people. The authors substantiate the ethno-cultural values of the fundamentals of the spiritual safety of boys among the Sakha people. In the process of experimental work, an educational program for the formation of the spiritual safety of boys was tested; The obtained scientific, theoretical and empirical research results are summarized, which enrich the theory and practice of raising children on ethno-cultural values and can be successfully applied in preschool educational organizations.
Keywords: preschooler, boys, ethno-cultural values, spiritual security.
Введение. В современных исследованиях культура рассматривается как проявление человеческой субъективности и объективности, как совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться.
М.М. Бахтин в определении культуры отдает предпочтение духовной составляющей и поясняет ее как самодетерминацию личности [3]. Г.П. Выжлецов считает, что «аксиологическое учение о культуре, в отличие от множества иных теоретических подходов к ней, позволяет увидеть культуру изнутри, а в свете ценностей культуры и всю нашу личностную, и общественно-историческую жизнь» [5, С. 16].
Процесс вхождения в культуру носит двоякий характер: культура создаётся личностью, но, в, тоже время, личность формируется культурой. В условиях этнической культуры складывается определённый тип личности, т.е. «нормативный канон человека» [6]. Модели поведения, существующие в определённой культуре, являются основным фактором, детерминирующим личность.
Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение себя в систему общественных отношений. Невозможно представить личность с самого рождения как только ведомого объекта, личность - субъект жизни, культуры, деятельности «сейчас и здесь». Б.Г. Ананьев утверждает, что «личность, как мы хорошо знаем, не только продукт истории, но и участник ее живого движения, объект и субъект современности. Быть может, наиболее чувствительный индикатор социальных связей личности - ее связь с современностью, с главными социальными движениями своего времени» [1].
Культурные традиции народов России во все времена признавались хранителем самодостаточных духовно-нравственных, этнокультурных ценностей. Система этнокультурных ценностей, ее структура связана с исторической судьбой народа и формируется в процессе коллективной жизнедеятельности этноса. Философ А.Г. Новиков подчеркивает: «у каждой культуры неотъемлемый и уникальный склад духовности, оригинально разворачивающего пласты культуры. Поменять искусственно... не удается, а если удается, то обязательно что-то страдает» [9]. Профессор считает, что, одухотворенность умножает силы, и на вершине системного подхода к традиционным ценностям должно быть поставлено творение человека.
Педагогические ценности составляют основу ценностей культуросообразного образования. Е.В. Бондаревская в научных трудах [4] указывает на то, что ценности образования - это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и т.д. Ценности, как предпочтения идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. По определению академика, соединение чувств и смысла в ценностях определяет способы поведения человека.
Изложение основного материала статьи. Воспитательная функция этнокультурных ценностей в условиях духовного кризиса, его деструктивных явлений универсальна и направлена на формирование способности отдавать себе отчет о критериях поступков, соотносить результаты своих действий с интересами общества. Формирование этнокультурной и общероссийской идентичности, поиск оптимальных путей их сочетаемости определяет суть педагогического процесса духовного становления личности в условиях духовно-нравственного кризиса общества. В этой связи следует подчеркнуть, что человек в современном обществе не только должен адаптироваться в нем, но и воздействовать на его качественное развитие.
В народной педагогике сам человек является причиной и автором своего собственного духовного поведения. В народных традициях саха считается, что обычный человек в день преодолевает «туорт уон мосоллору», т.е. сорок препятствий - опасностей и спасается от них своей духовной чистотой.