Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПОДГОТОВКА ДОШКОЛЬНИКОВ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРИНЦИП ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ И ВЖИВАНИЯ / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСКИЕ СОЗИДАТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ УЧИТЕЛЯ / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / ПОДХОД ПРИРОДОСООБРАЗНОГО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ / МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавцева Ольга Дмитриевна, Бабич Ольга Викторовна

В статье рассматриваются научные основы художественной подготовки дошкольников, описывается актуальность темы, проведен анализ различных концепций и идей художественно-эстетического развития учащихся в работах известных педагогов и психологов, предложена авторская модель художественной подготовки дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавцева Ольга Дмитриевна, Бабич Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC FOUNDATIONS OF ART TRAINING OF PRESCHOOLERS

The article examines the scientific foundations of the artistic training of preschoolers, describes the relevance of the topic, analyses various concepts and ideas of artistic and aesthetic development of students in the works of famous teachers and psychologists, and proposes the autor’s model of artistic training of preschoolers.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

3. Кузнецова А.А. Менеджмент организации: внешние факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью Вестник НГИЭИ». - № 1 (92). - 2019. - 158 с. - URL: http://vestnik.ngiei.ru/?page_id=1703

4. Медведева, Т.Ю. Анализ содержательных характеристик профессиональной культуры специалиста / Т.Ю. Медведева, Г.А. Папуткова // Перспективы науки. - 2020. - № 5(128). - С. 160-162.

5. Милькевич О.А. Основания моделирования социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия // Междунар. науч.-исслед. журн. - 2017. - № 1-3 (55). - С. 46-48.

6. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444) // "Российская газета", N 190, 28.08.2013

7. Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"(Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59784) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.09.2020

8. Салаева Алла Леонидовна. Моделирование культурно-образовательного пространства общеобразовательного учреждения на основе кластерного подхода: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Салаева Алла Леонидовна; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева"]. -Чебоксары, 2015. - 148 с.

9. Сизова О.А. Технологии социально-педагогического партнерства в формировании культурно-образовательного пространства / Т.Ю. Медведева, О.А. Сизова, Е.Н. Галкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 261-264.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598

11. Project Management Development as a Higher School Pedagogy Priority / KarnaukhovaVeronika A., Sizova Olga A., MedvedevaTatyana Yu., OkunevaPolina E., KostylevaElena A., Kostylev Denis S. / Modern Journal of Language Teaching Methods ISSN: 2251-6204 http://mjltm.org/article-1-354-en.pdf

Педагогика

УДК 373.292

кандидат педагогических наук, доцент Картавцева Ольга Дмитриевна

Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Бабич Ольга Викторовна

Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются научные основы художественной подготовки дошкольников, описывается актуальность темы, проведен анализ различных концепций и идей художественно-эстетического развития учащихся в работах известных педагогов и психологов, предложена авторская модель художественной подготовки дошкольников.

Ключевые слова: художественная подготовка дошкольников, художественно-эстетическое развитие, принцип эмоционального освоения и вживания, полихудожественное воспитание, творческие созидательные силы учителя, зона ближайшего развития, подход природосообразного обучения и развития учащихся, методы и принципы художественной подготовки дошкольников.

Annоtation. The article examines the scientific foundations of the artistic training of preschoolers, describes the relevance of the topic, analyses various concepts and ideas of artistic and aesthetic development of students in the works of famous teachers and psychologists, and proposes the autor's model of artistic training of preschoolers.

Keywords: artistic training of preschoolers, artistic and aesthetic development, the Principle of emotional development and getting used to, poly-artistic education, creative powers of the teacher, the zone of proximal development, the approach of nature-based teaching and development of students, methods and principles of artistic training of preschoolers.

Введение. Художественная подготовка в дошкольном возрасте, играет очень важную роль в общем развитии личности. Существует ряд причин, требующих специальное рассмотрение аспектов художественной подготовки дошкольников. Так в дошкольных учреждениях сократилось количество часов по изобразительному искусству. В некоторых специальных педагогических учебных заведениях отсутствует подготовка специалистов по изобразительному искусству. Кто-то из детей дошкольного возраста вообще не посещают детский сад и лишен какой-либо подготовки. В результате, дети поступающие в школу искусств, для обучения по программе класса раннего эстетического развития и развивающей программе «изобразительное искусство», не имеют достаточного уровня художественной подготовки. У них не сформированы формообразующие движения, умения и навыки работы с художественными материалами, отсутствуют представления об основах изобразительной деятельности, слабо развита эмоционально-чувственная сфера. При этом современное образование должно подготовить личность, способную к инновациям, личность гармоничную, с развитыми способностями, личность - творца. Проблему художественной подготовки дошкольников и общего их психического развития рассматривали Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Т.Г. Казакова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов Н.Н. Елисеева, и др.

Изложение основного материала статьи. Большинством ученых проблема художественной подготовки дошкольников рассматривается в аспекте их эстетического и эмоционального развития. Из психологии дошкольников известно, что у них интенсивно развивается эмоционально-чувственная сфера. Эмоции накапливаются через переживания и далее формируются такие эмоциональные качества, как эмоциональная отзывчивость, эмоциональная активность. Если эмоции ребенка будут направлены в русло художественной деятельности, то постепенно формируются способности эстетического характера: эстетический вкус, эстетические потребности. Поэтому Б.М. Неменский настаивал, чтобы в художественной подготовке учащихся реализовывался принцип эмоционального освоения и вживания в изобразительный материал и применялся метод эмоционального погружения в учебный процесс [8]. Проблему эстетического и художественно-эстетического развития дошкольников, и даже развития их художественных способностей рассматривали Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Т.Г. Казакова, Н.Н. Елисеева, Б.М. Неменский. Так, один из

современных исследователей Н.Н. Елисеева, рассматривает подготовку дошкольников как процесс художественно-эстетического развития и развития их художественно- творческих способностей. Она использует для этой цели метод интеграции различных видов искусств- музыки, изобразительного искусства, литературы и разные виды творческой деятельности, такие как художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская [3, С. 6]. Интегративный подход использовался во многих исследованиях художественной подготовки дошкольников в академической педагогической науке. Е.А. Флерина рассматривала в своих исследованиях детское изобразительное творчество, художественное воспитание детей, их эстетическое воспитание, придавала огромное значение красоте в жизни ребенка, и в искусстве, считала их средствами всестороннего развития детей. Эстетическое воспитание рассматривалось в ее работах как важная составляющая часть общего гармоничного развития учащихся [11]. Н.П. Сакулина была тонким знатоком детского творчества, в своих исследованиях рассматривала рисование в дошкольном возрасте, роль слова и наглядных приемов в обучении рисованию и лепке в детском саду [10]. Ее ученики: Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова продолжили исследования художественной подготовки дошкольников. Комарова Т.С. является создателем целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников. Она исследовала также процесс развития у учащихся формообразующих движений. В частности, она писала: «Направляя взором действия рук при создании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получится, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением» [7, С. 38]. Григорьева Г.Г. рассматривает процесс развития дошкольников в изобразительной деятельности и особенности развития у них художественных способностей.[2] В работах Казаковой Т.Г. рассматривается процесс развития дошкольников на занятиях изобразительным искусством, описаны теория и методика развития детского изобразительного творчества [5]. О необходимости формирования целостного сознания учащихся в процессе художественной подготовки писали Б.П. Юсов, О.Д. Картавцева, Т.С. Есаян. Так Юсов Б.П. предложил и научно обосновал модель развития целостного художественного сознания ученика, описал концепцию полихудожественного воспитания.[12] Картавцева О.Д., описывая педагогику развития сил личности в творческой деятельности, подчеркивает, что развитие ребенка зависит от сил взрослых окружающих, какими силами в детстве напитается ребенок от взрослых, те силы он и будет излучать всю оставшуюся жизнь, а педагогическая поддержка рассматривается как поддержка духовной силой: «Чем поддерживает учитель своих учеников? Своей духовной силой» [6, С. 41]. Творческими силами автор называет силы созидательные - силу любви, силу веры, силу знания, силу внимания и заботы, силу уважения к ребенку, силы-способности учителя к художественной деятельности. Именно они, в первую очередь создают пространство в котором учащиеся могут развиваться целостно и природосообразно [6]. Психологи B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев рассматривали вопросы детской психологии и психологии детского творчества. В психологии изобразительной деятельности детей Е.И. Игнатьева творческая деятельность дошкольников рассматривается в общих вопросах художественного развития, и как анализ стереотипных изобразительных представлений учащихся, соответственно их психологическим возможностям восприятия, понимания и опыту [4]. Мы рассматриваем художественную подготовку дошкольников как часть их общего психического развития. Поэтому для нашего исследования важны также материалы Л.С. Выготского, который ввел в психологию понятие зоны ближайшего развития. Основной характеристикой данной зоны, является возможность ребенка решать задачи с помощью учителя, которые он не может решить самостоятельно, но после совместного успешного опыта, в нашем случае изобразительного, он способен сам решать аналогичные изобразительные задачи. В данной зоне вслед за обучением «подтягивается» или ускоряется процесс общего психического развития и развития художественных способностей эстетического характера. По мнению Л.С. Выготского, процессы развития идут вслед за процессами обучения, обучение создает зону ближайшего развития [1]. Мы предлагаем такую модель художественной подготовки дошкольников, где художественная подготовка рассматривается как зона общего ближайшего развития ребенка. Поэтому в ее реализации важно реализовать принцип сотворчества и принцип сотрудничества учителя с дошкольниками. В этом процессе совместной деятельности учителя и учеников максимально реализуется потенциал общего психического развития учащихся, происходит «пробуждение» художественного центра в коре головного мозга, который в дальнейшем обеспечивает успешное развитие художественных способностей учащихся, В зоне ближайшего развития происходит также интенсивное приобретение учащимися формообразующих движений и других навыков практической деятельности. Наша модель является интегрированной, в ней интегрированы различные виды деятельности дошкольников и различные виды искусств - музыка, поэзия, изобразительное и декоративное искусства, которые используются как средства эстетического воздействия на учащихся. Виды деятельности дошкольников: изобразительная, декоративно-прикладная, учебно-познавательная, игровая, речевая, выставочная, деятельность, связанная с физической активностью, моторными движениями. В модели также используются все возможные средства эстетического воздействия, которыми богаты различные виды искусств - музыки, поэзии, изобразительная наглядность, изделия народных промыслов, и вдохновляющее влияние природы на ребенка, богатство ее форм, цвета, материальности. На самом деле, природа является источником силы для ребенка, которые его питают, усиливают физические, эмоциональные и умственные возможности. В нашей модели художественной подготовки дошкольников основным подходом является подход природосообразного воспитания, обучения и развития дошкольников. Реализация данного подхода заключается прежде всего в создании эмоционально-благоприятной обстановки, где бы дети чувствовали себя в психологической безопасности. Данная обстановка создается созидательными силами учителя: добротой, любовью, ласковостью, вниманием, нежным отношением, великодушием, заботливым отношением. Безопасность - это первое условие сохранения целостности сознания учащихся и открытости их восприятия, через которую в них входит все богатство изобразительной информации. Здесь реализуются принципы: принцип доверия, принцип честности, принцип привязанности ученика к учителю. Реализация принципа привязанности ученика к учителю указывает на многообразные эмоционально-чувственные связи между всеми детьми и учителем и это многократно усиливает обучающий и развивающий эффект. Для сохранения целостности сознания учащихся важно применять метод активного включения всех органов чувств ребенка в познавательную изобразительную деятельность. Для этого удачно использовать походы в природу, слушать звуки природы, использовать в качестве натуры объекты природы: цветы, плоды, которые можно не только рисовать, но и трогать, вдыхать их аромат, пробовать на вкус. В реализации модели используются различные методы. И прежде всего метод эмоционального погружения в изобразительную информацию урока, где при встрече с прекрасным в искусстве дошкольники переживают множество позитивных эмоций, радости, восхищения, делают неожиданные открытия. Если дети, не были эмоционально «подавлены» в семье, то они как правило, эмоционально активны и отстаивают свою самостоятельность. Если у ребенка слабая эмоциональная реакция, то учителю понадобится уделить ему много сил, внимания, доброты и заботы, чтобы он почувствовал себя свободным и начал легко эмоционально реагировать. На самом деле, изначально учащиеся «заражаются» приятными эмоциями и эстетическими чувствами от учителя, и это природосообразный процесс, поэтому он сопровождается радостью и вдохновением. По мере накопления опыта изобразительной деятельности и общения учащиеся-дошкольники приобретают собственную эстетическую, эмоциональную и художественную активность, самостоятельность, инициативность. Сила эмоций в свою очередь усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности. Следует отметить особо рассмотреть принцип

свободы в художественной подготовке дошкольников. Умственная, эмоциональная, физическая активность в соответствии с данным принципом проявляется спонтанно и не всегда укладывается в рамки дисциплины. У каждого учителя свое педагогическое чутье на условия реализации принципа свободы в системе ограничений. В художественной подготовке дошкольников для развития их формообразующих движений и других практических навыков изобразительной деятельности используется метод создания ситуации умножения двигательной активности, при помощи которого обеспечивается разнообразие движений рук, пальчиков, развивающих мелкую моторику. В художественной подготовке дошкольников и используются такие методы, как метод смены видов деятельности, метод воспитания в детях уверенности в собственных действиях, метод активизации всей психики ребенка, включая эмоциональное состояние, метод педагогической поддержки и др. Художественная подготовка дошкольников содержит в себе огромный обучающий и развивающий потенциал при методически грамотной организации учебно- воспитательного процесса.

Выводы. Результаты эксперимента подтвердили эффективность эстетического и художественного развития дошкольников при использовании интегрированной модели художественной подготовки, основанной на подходе природосообразного воспитания, обучения и развития детей. В данной модели художественная подготовка рассматривается как зона общего ближайшего развития ребенка и в ней реализуются принципы и применяются методы, позволяющие сохранить целостность сознания учащихся. Это такие принципы, как принцип сотворчества и принцип сотрудничества учителя с учащимися, принцип доверия, принцип честности, принцип привязанности ученика к учителю, принцип свободы. В реализации модели художественной подготовки дошкольников применяются следующие методы: метод эмоционального погружения в изобразительную информацию урока, метод активизации всей психики ребенка, включая его эмоциональное состояние, метод создания ситуации умножения двигательной активности, метод смены видов деятельности, метод воспитания в детях уверенности в собственных действиях, метод педагогической поддержки. Модель художественной подготовки дошкольников предусматривает выполнение различных видов деятельности, в ней применяются все возможные средства эстетического и эмоционального воздействия на учащихся, природа рассматривается и используется как источник сил для ребенка, которые его питают и поддерживают эмоционально и физически. Особая роль в реализации данной модели отводится учителю, как носителю созидательных сил добра, заботы, внимания, которые питают силы учащихся и поддерживают их в художественной деятельности и эстетическом развитии. Использование в модели художественной подготовки дошкольников некоторых положений педагогики развития сил личности увеличивают ее обучающий и развивающий потенциал.

Литература:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М: Педагогика, 1991. - 468 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Кафедра-М; Аcаdеmia, 1999. - 344 с.

3. Елисеева Н.Н. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на основе принципа интеграции различных видов искусства / Н.Н. Елисеева. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар.: Новация. - 2016. - С. 105-108 - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9656/ (дата обращения: 22.11.2021)

4. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

5. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М: Педагогика, 1983. - 112 с.

6. Картавцева О.Д. Научные основы экзистенциальной педагогики. Монография. - Ростов н/Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. - 252 с.

7. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 144 с.

8. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

9. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. - М: Просвещение, 1981. - 192 с.

10. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М: Просвещение, 1965. - 214 с.

11. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М: Учпедгиз, 1956. - 160 с.

12. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» // Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования полихудожественного воспитания детей. - М: Компания Спутник +, 2004. - 253 с.

Педагогика

УДК 373.292

кандидат педагогических наук, доцент Картавцева Ольга Дмитриевна

Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Водопьянова Юлия Алексеевна

Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Бабанина Юлия Викторовна

Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье представлены актуальность и теоретические основы развития художественных способностей учащихся, представлен анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, рассматривается структура художественных способностей, описана развивающая педагогическая технология и условия развития способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством.

Ключевые слова: развитие художественных способностей, структура способностей, зрительное восприятие, чувство цвета, зрительная память, воображение, художественный вкус, принцип интенсивного обучения и развития учащихся, развивающая педагогическая технология, условия, принципы и методы развития способностей учащихся, педагогическая рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.