Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Сизова Ольга Алексеевна, Макеева Анастасия Владимировна

Социально-педагогическая компетентность педагога: организация работы по проектированию единого культурно-просветительского пространства участников образовательного процесса. В рамках исследования проводились систематизация и изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога; исследовалась сущность, содержания деятельности социального педагога; создавались условия формирования у педагогов учебного центра знаний в области методики проектирования деятельности социального педагога в условиях формирования единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карнаухова Вероника Александровна, Сизова Ольга Алексеевна, Макеева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF THE TEACHER: ORGANIZATION OF WORK ON DESIGNING A SINGLE CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE OF PARTICIPANTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Socio-pedagogical competence of a teacher: organization of work on the design of a unified cultural and educational space of participants in the educational process Within the framework of the study, systematization and study of normative legal documents regulating the activities of a social teacher were carried out; the essence and content of the activities of a social teacher were investigated; conditions were created for the formation of the teachers of the training center of knowledge in the field of methods of designing the activities of a social teacher in the conditions of the formation of a unified educational space in accordance with the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

мнениях, суждениях как ученых, исследователей, так и практиков - педагогов-музыкантов: в работах многих авторов мы находим сегодня высказывания явно не в пользу дистанционного формата музыкально-образовательного процесса в целом и процесса формирования профессиональной готовности учителя музыки, в частности.

Вместе с тем, следует, как представляется, утвердиться во мнении о том, что многие аспекты содержания профессиональной подготовки учителя-музыканта, в том числе учебные дисциплины дирижерско-хоровой подготовки, вполне могут реализовываться в дистанционном формате. При этом следует, прежде всего, акцентировать внимание на тех разделах дисциплин, которые связаны с приобретением, накоплением, интерпретацией определенных музыкально-теоретических знаний, позволяющих студентам - будущим учителям музыки - выполнять разного рода работу, связанную с аналитической деятельностью, в том числе с осуществлением музыкально-теоретического анализа хоровых произведений. Наш опыт в указанном аспекте подтверждает эффективность использования дистанционного обучения в работе со студентами.

Литература:

1. Вишнякова, Т.П. Хрестоматия по практике работы с хором. Произведения для хора a cappella с солистом: учебное пособие / Т.П. Вишнякова, Т.В. Соколова. - СПб: Планета музыки, 2015. - 96 с. - ISBN 978-5-8114-1788-9. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/58838.

2. Гаврилова Н.Ю. Дистанционное музыкальное обучение в учреждении дополнительного образования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Профессиональное художественно-педагогическое образование: история, теория, методика, практика». - Омск, Изд-во ОмГПУ, 2020. - С. 100-101.

3. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкальное творчество в дистанционной образовательной среде [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://mediamusic-joumal.com/Issues/11_5.html.

4. Дистанционные технологии в музыкальном образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=H5salgStSTs.

5. Малько Н.А. Основы техники дирижирования / Н.А. Малько. - СПб: Композитор, 2015. - 252 с. - ISBN 978-57379-0817-1. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система / Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/73040.

6. Украинец А.О. Дистанционное музыкальное обучение школьников в современных условиях: Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Профессиональное художественно-педагогическое образование: история, теория, методика, практика». - Омск, Изд-во ОмГПУ, 2020. - С. 108-110.

Педагогика

УДК 378

кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Макеева Анастасия Владимировна Нижегородский государственный инженерно-экономическийуниверситет (г. Княгинино)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЕДИНОГО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА УЧАСТНИКОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Социально-педагогическая компетентность педагога: организация работы по проектированию единого культурно-просветительского пространства участников образовательного процесса. В рамках исследования проводились систематизация и изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога; исследовалась сущность, содержания деятельности социального педагога; создавались условия формирования у педагогов учебного центра знаний в области методики проектирования деятельности социального педагога в условиях формирования единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС.

Ключевые слова: Социальный педагог, социальная адаптация, культурно-просветительские программы, обучающиеся, законные представители, педагогические работники.

Annotation. Socio-pedagogical competence of a teacher: organization of work on the design of a unified cultural and educational space of participants in the educational process Within the framework of the study, systematization and study of normative legal documents regulating the activities of a social teacher were carried out; the essence and content of the activities of a social teacher were investigated; conditions were created for the formation of the teachers of the training center of knowledge in the field of methods of designing the activities of a social teacher in the conditions of the formation of a unified educational space in accordance with the Federal State Educational Standard.

Keywords: Social pedagogue, social adaptation, cultural and educational programs, students, legal representatives, teaching

staff.

Введение. Одним из приоритетных направлений в педагогике современной российской высшей школы является развитие инновационных методов и технологий. Подобные технологии требуют соответственного анализа при подготовке специалистов, способных применять их на практике в профессиональной деятельности, внедрять в различные сферы не только образования, но и науки, культуры, экономики, техники и проч. Новые методы, которых требует решение задач сегодняшнего общества, являются следствием инновационных процессов в образовании, переживающего период интенсивной модернизации. Одним из наиболее востребованных среди них является метод проектирования^ современном мире, насыщенном информационными потоками различного качества, в условиях снижения культурного уровня подрастающего поколения важнейшей задачей педагогов является сохранение, формирование культурного облика населения путем приобщения к различным видам искусства и культуры, путем вовлечения обучающихся в культурно-массовые мероприятия. Для реализации перечисленных видов деятельности педагогу требуется компетенция по проектированию культурно-просветительских мероприятий, компетенция по разработке программ в области культурного

пространства. Однако существует следующее противоречие между запросом современного общества на организацию подобных мероприятий и отсутствием компетентности у педагогов по организации подобных мероприятий. В этой связи, мы считаем, что необходимо разработать программы дополнительного профессионального образования, целью которых будет являться формирование социально-педагогической компетенции в области реализации программ культурно-просветительской направленности в образовательном учреждении. В рамках нашего исследования проводился эксперимент, в котором приняли участие социальные педагоги, слушатели-обучающиеся центра дополнительного профессионального образования. Экспериментальной базой является центр дополнительного профессионального образования «УЦ Аспект».

Изложение основного материала статьи. В рамках исследования проводились систематизация, изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога; исследовалась сущность, содержания деятельности социального педагога; создавались условия формирования у педагогов учебного центра знаний в области методики проектирования деятельности социального педагога в условиях формирования единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС.

В рамках исследовательской работы осуществлялась деятельность по способствованию развитию у педагогов УЦ «АСПЕКТ» навыков реализации методики проектирования деятельности социального педагога в условиях формирования единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС, в результате перечисленного были созданы условия для развития формирования у педагогических работников УЦ «АСПЕКТ»профессиональных компетенций и трудовых действий для овладения знаниями и умениями в области деятельности социального педагога в условиях формирования единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС ВО. При этом и педагогика высшей школы, всегда оперативно реагирующая на запросы общества, призвана внести свой вклад в развитие туристического менеджмента, направленного на сохранение культурно-исторических ценностей нижегородского региона. Высшее образование должно удовлетворить потребность в создании теоретической и практической базы для обучения студентов соответствующих специальностей и направлений (культурологов, обучающихся про профилю «Социальная культурная деятельность», специалистов в сфере гостиничного бизнеса, преподавателей общеобразовательных школ, ведущих дисциплины гуманитарного цикла и проч.).

«В настоящее время можно отметить стремительные изменения на всех уровнях российского образования. В сфере профессиональногообразования изменения ориентированы на реконструкцию процессов управления подготовкой специалистов, учитывающих потребности рынка труда, динамично меняющимся требованиям к профессионалу и запросам потребителя. Это способствует активному поиску новых форм организации образовательного процесса, которые отвечали бы вызовам современности и обеспечивали становление конкурентоспособного специалиста. Социально-педагогическое партнерство можно рассматривать как ресурс образовательного учреждения, способствующий развитию образовательных программ, объединяющий академические компоненты вузовского обучения с практическими аспектами подготовки будущего специалиста. Таким образом, реализация новых форм образовательной деятельности возможна на основе внедрения инноваций, применения технологий социально-педагогического партнерства, в том числе в сетевых форматах».

Основной целью работы было создание условий для развития формирования у педагогических работников, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования в УЦ «АСПЕКТ»профессиональных компетенций и трудовых действий для овладения знаниями и умениями в области деятельности социального педагога в условиях формирования единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС.

В рамках исследования проводился анализ научной литератур в области деятельности социального педагога: исследования Е.С. Полат, А.П. Тряпицына, Антонова Н.В. и др., в области проблемы формирования социально педагогической компетенции в условиях переподготовки: Ильченко О.М. и др. В сфере моделирования и проектирования культурно-просветительского пространства исследования Салаевой А.Л. и др.

В рамках работы по изучению нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность социального педагога были проанализированы следующие акты: ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598, Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"(Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59784) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.09.2020, Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444) // "Российская газета", N 190, 28.08.2013.

В рамках исследования осуществлялась деятельность по способствованию развитию у педагогов УЦ «АСПЕКТ» навыков реализации методики проектирования деятельности социального педагога в условиях формирования единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС, в результате перечисленного были созданы условия для развития формирования у педагогических работников УЦ «АСПЕКТ» профессиональных компетенций и трудовых действий для овладения знаниями и умениями в области деятельности социального педагога в условиях формирования единого образовательного пространства в соответствии с ФГОС.

В рамках разработки содержания программы нами были выделены следующие планируемые результаты обучения по программе.

Таблица 1

Планируемые результаты/показатели обучения по программе

Виды деятельности Профессиональные компетенции или трудовые функции (формируются и (или) совершенствуются) ПСК и ПК

Теоретические основы проектирования деятельности социального педагога в условиях реализации программ культурно-просветительской направленности. ПК-1. Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики.

Психолого-педагогические основы деятельности социального педагогав условиях реализации программ культурно-просветительской направленности. ПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Психолого-педагогические основы деятельности социального педагогав условиях реализации программ культурно-просветительской направленности. ПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Исследование показателей сформированности профессиональных компетенций и трудовых действийу педагогических работников УЦ «АСПЕКТ»определено следующими этапами:

Таблица 2

Методика Результаты

Обзор отечественных и зарубежных научных исследований по проблеме формирования социально-педагогической компетентности педагога в условиях организации работы по проектированию единого культурно-просветительского пространства участников образовательного процесса. Аналитический отчет по программе научно-исследовательской работы по теме «Обзор отечественных и зарубежных научных исследований по проблеме формирования социально-педагогической компетентности педагога в условиях организации работы по проектированию единого культурно-просветительского пространства участников образовательного процесса».

Метод наблюдения и беседы. В результате проведенного наблюдения и предварительной беседы было установлено, что у педагогов УЦ «Аспект»недостаточно сформировано социально-педагогическая компетенция по организации единого культурно-просветительского пространства.

Анкетирование. В результате проведенного анкетирования педагогов «УЦ Аспект» было установлено, что подавляющего большинства респондентов имеется потребность и необходимость формирования социально-педагогической компетенции по организации единого культурно-просветительского пространства.

Разработка программы методики, направленной на повышение уровнясформированности социально-педагогической компетентности педагога. Выполнение заданий в рамках разработанной методики, направленной на повышение уровня социально-педагогической компетентности педагога.

Измерение уровня сформированностисоциально-педагогической компетентности педагога. Выполнение входного тестирования.

Внедрение методики, направленной на повышение уровнясформированности социально-педагогической компетентности педагога. Выполнение специально-разработанных заданий в рамках методики, направленной на повышение уровнясформированности социально-педагогической компетентности педагога.

Оценка уровня сформированности социально-педагогической компетентности педагога. Разработка контрольно-измерительных материалов. Выполнение заданий, в рамках разработанной методики.

Выводы. В рамках исследования были проведены следующие виды работ: обзор отечественных и зарубежных научных исследований по проблеме формирования социально-педагогической компетентности педагога в условиях организации работы по проектированию единого культурно-просветительского пространства участников образовательного процесса, проведены наблюдение и беседы. Было организовано анкетирование педагогических работников УЦ «Аспект».

Была разработана программа методики, направленной на повышение уровня сформированности социально-педагогической компетентности педагога. В рамках экспериментального исследования было осуществлено измерение уровня сформированности социально-педагогической компетентности педагога внедрена методика, направленная на повышение уровня сформированности социально-педагогической компетентности педагога, а также проведена процедура оценки уровня сформированности социально-педагогической компетентности педагога.

Литература:

1. Антонов, Николай Викторович. Социально-педагогическое проектирование профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Антонов Николай Викторович; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т|. - Москва, 2018. - 23 с.

2. Ильченко Ольга Михайловна. Развитие профессиональной компетентности педагогов социокультурной сферы в процессе переподготовки : диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Ильченко Ольга Михайловна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства]. - Челябинск, 2008. - 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/279

3. Кузнецова А.А. Менеджмент организации: внешние факторы успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью Вестник НГИЭИ». - № 1 (92). - 2019. - 158 с. - URL: http://vestnik.ngiei.ru/?page_id=1703

4. Медведева, Т.Ю. Анализ содержательных характеристик профессиональной культуры специалиста / Т.Ю. Медведева, Г.А. Папуткова // Перспективы науки. - 2020. - № 5(128). - С. 160-162.

5. Милькевич О.А. Основания моделирования социально-культурного партнерства в профилактике детского неблагополучия // Междунар. науч.-исслед. журн. - 2017. - № 1-3 (55). - С. 46-48.

6. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444) // "Российская газета", N 190, 28.08.2013

7. Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения"(Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 N 59784) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.09.2020

8. Салаева Алла Леонидовна. Моделирование культурно-образовательного пространства общеобразовательного учреждения на основе кластерного подхода: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Салаева Алла Леонидовна; [Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева"]. -Чебоксары, 2015. - 148 с.

9. Сизова О.А. Технологии социально-педагогического партнерства в формировании культурно-образовательного пространства / Т.Ю. Медведева, О.А. Сизова, Е.Н. Галкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 261-264.

10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2021) // "Собрание законодательства РФ", 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598

11. Project Management Development as a Higher School Pedagogy Priority / KarnaukhovaVeronika A., Sizova Olga A., MedvedevaTatyana Yu., OkunevaPolina E., KostylevaElena A., Kostylev Denis S. / Modern Journal of Language Teaching Methods ISSN: 2251-6204 http://mjltm.org/article-1-354-en.pdf

Педагогика

УДК 373.292

кандидат педагогических наук, доцент Картавцева Ольга Дмитриевна

Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Бабич Ольга Викторовна

Федеральное государственное автономноге образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются научные основы художественной подготовки дошкольников, описывается актуальность темы, проведен анализ различных концепций и идей художественно-эстетического развития учащихся в работах известных педагогов и психологов, предложена авторская модель художественной подготовки дошкольников.

Ключевые слова: художественная подготовка дошкольников, художественно-эстетическое развитие, принцип эмоционального освоения и вживания, полихудожественное воспитание, творческие созидательные силы учителя, зона ближайшего развития, подход природосообразного обучения и развития учащихся, методы и принципы художественной подготовки дошкольников.

Annоtation. The article examines the scientific foundations of the artistic training of preschoolers, describes the relevance of the topic, analyses various concepts and ideas of artistic and aesthetic development of students in the works of famous teachers and psychologists, and proposes the autor's model of artistic training of preschoolers.

Keywords: artistic training of preschoolers, artistic and aesthetic development, the Principle of emotional development and getting used to, poly-artistic education, creative powers of the teacher, the zone of proximal development, the approach of nature-based teaching and development of students, methods and principles of artistic training of preschoolers.

Введение. Художественная подготовка в дошкольном возрасте, играет очень важную роль в общем развитии личности. Существует ряд причин, требующих специальное рассмотрение аспектов художественной подготовки дошкольников. Так в дошкольных учреждениях сократилось количество часов по изобразительному искусству. В некоторых специальных педагогических учебных заведениях отсутствует подготовка специалистов по изобразительному искусству. Кто-то из детей дошкольного возраста вообще не посещают детский сад и лишен какой-либо подготовки. В результате, дети поступающие в школу искусств, для обучения по программе класса раннего эстетического развития и развивающей программе «изобразительное искусство», не имеют достаточного уровня художественной подготовки. У них не сформированы формообразующие движения, умения и навыки работы с художественными материалами, отсутствуют представления об основах изобразительной деятельности, слабо развита эмоционально-чувственная сфера. При этом современное образование должно подготовить личность, способную к инновациям, личность гармоничную, с развитыми способностями, личность - творца. Проблему художественной подготовки дошкольников и общего их психического развития рассматривали Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Т.Г. Казакова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов Н.Н. Елисеева, и др.

Изложение основного материала статьи. Большинством ученых проблема художественной подготовки дошкольников рассматривается в аспекте их эстетического и эмоционального развития. Из психологии дошкольников известно, что у них интенсивно развивается эмоционально-чувственная сфера. Эмоции накапливаются через переживания и далее формируются такие эмоциональные качества, как эмоциональная отзывчивость, эмоциональная активность. Если эмоции ребенка будут направлены в русло художественной деятельности, то постепенно формируются способности эстетического характера: эстетический вкус, эстетические потребности. Поэтому Б.М. Неменский настаивал, чтобы в художественной подготовке учащихся реализовывался принцип эмоционального освоения и вживания в изобразительный материал и применялся метод эмоционального погружения в учебный процесс [8]. Проблему эстетического и художественно-эстетического развития дошкольников, и даже развития их художественных способностей рассматривали Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Т.Г. Казакова, Н.Н. Елисеева, Б.М. Неменский. Так, один из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.