Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна

Введение. В статье рассматривается проблема развития эстетической направленности к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Необходимость ее формирования обосновывается важностью реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области эстетического воспитания и развития ребенка, а также непрерывностью процесса эстетического профессионального развития педагогов. Материалы и методы. Применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное исследование сформированности эстетической направленности педагогов дошкольных образовательных организаций. Целью статьи является обоснование методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в развитии эстетически направленной профессиональной деятельности. Результаты исследования. Эстетическая направленность педагога дошкольного образования определяется авторами как комплекс компонентов, включающий эстетические чувства, эстетическое познание и знание, эстетическую деятельность, опыт и поведение, эстетическую оценку. Представлены результаты изучения эстетической направленности педагогов дошкольных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода. Предлагается комплекс педагогических условий, реализуемый на основе социокультурного подхода и принципов культуросообразности, субъектности, гуманизации, эстетичности, креативности. Основной формой методического сопровождения педагогов по формированию эстетической направленности авторы рассматривают семинар-практикум. Разработано содержание шести семинаров-практикумов, способствующих развитию эстетической образованности, эстетической воспитанности, формированию опыта эстетически направленной деятельности и эстетического творчества, а также развитие способности оценивать явления окружающего мира с точки зрения эстетичности и формулировать правильное эстетическое суждение. Обсуждение и заключения. В выводах авторы подчеркивают необходимость целенаправленного проектирования активных способов методического сопровождения педагогов для развития эстетического познания, эстетической восприимчивости к окружающей действительности и искусству, организации мультикультурного профессионально-образовательного пространства, а также эффективного решения задач эстетического образования и воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями. В качестве перспективы дальнейших исследований авторы обозначают разработку модели эстетического развития в общей системе управления профессиональным развитием педагогов дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Казначеева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AESTHETIC DIRECTION OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION

Introduction. The article deals with the problem of the development of an aesthetic orientation to the professional activity of a preschool teacher. The federal state educational standard of preschool education in the field of aesthetic education and child development and the continuity of the process of aesthetic professional development of teachers substantiates the need for its formation. Materials and Methods. The authors used methods of analysis, systematization and generalization of scientific literature on the problem of research, experimental study of the formation of the aesthetic orientation of teachers of preschool educational organizations. The purpose of the article is to substantiate the methodological support of teachers of a preschool educational organization in the development of aesthetically oriented professional activities. Results. The authors define the aesthetic orientation of a preschool teacher as a complex of components, including aesthetic feelings, aesthetic cognition and knowledge, aesthetic activity, experience and behavior, and aesthetic assessment. There are the results of studying the aesthetic orientation of teachers of preschool educational organizations in Nizhny Novgorod. There is a complex of pedagogical conditions, implemented on the basis of a socio-cultural approach and the principles of cultural conformity, subjectivity, humanization, aesthetics, and creativity. The authors consider a workshop as the main form of methodological support for teachers in the formation of an aesthetic orientation. The content of six workshops has been developed that contribute to the development of aesthetic education, aesthetic upbringing, the formation of the experience of aesthetically oriented activities and aesthetic creativity, as well as the development of the ability to evaluate the phenomena of the surrounding world from the point of view of aesthetics and formulate the correct aesthetic judgment. Discussion and Conclusions. The authors emphasize the need for purposeful design of active methods of methodological support of teachers for the development of aesthetic knowledge, aesthetic sensitivity to the surrounding reality and art, the organization of a multicultural professional educational space, as well as the effective solution of the problems of aesthetic education and upbringing of preschoolers in interaction with parents. As a prospect for further research, the authors indicate the development of a model of aesthetic development in the general management system for the professional development of preschool teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Статья/Article

УДК 373

DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-5

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И. Б. Бичева1, С. Н. Казначеева1

1 Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье рассматривается проблема развития эстетической направленности к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. Необходимость ее формирования обосновывается важностью реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области эстетического воспитания и развития ребенка, а также непрерывностью процесса эстетического профессионального развития педагогов.

Материалы и методы. Применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное исследование сформированности эстетической направленности педагогов дошкольных образовательных организаций. Целью статьи является обоснование методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в развитии эстетически направленной профессиональной деятельности.

Результаты исследования. Эстетическая направленность педагога дошкольного образования определяется авторами как комплекс компонентов, включающий эстетические чувства, эстетическое познание и знание, эстетическую деятельность, опыт и поведение, эстетическую оценку. Представлены результаты изучения эстетической направленности педагогов дошкольных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода. Предлагается комплекс педагогических условий, реализуемый на основе социокультурного подхода и принципов культуросообразности, субъектности, гуманизации, эстетичности, креативности. Основной формой методического сопровождения педагогов по формированию эстетической направленности авторы рассматривают семинар-практикум. Разработано содержание шести семинаров-практикумов, способствующих развитию эстетической образованности, эстетической воспитанности, формированию опыта эстетически направленной деятельности и эстетического творчества, а также развитие способности оценивать явления окружающего мира с точки зрения эстетичности и формулировать правильное эстетическое суждение. Обсуждение и заключения. В выводах авторы подчеркивают необходимость целенаправленного проектирования активных способов методического сопровождения педагогов для развития эстетического познания, эстетической восприимчивости к окружающей действительности и искусству, организации мультикультурного профессионально-образовательного пространства, а также эффективного решения задач эстетического образования и воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями. В качестве перспективы дальнейших исследований авторы обозначают разработку модели

эстетического развития в общей системе управления профессиональным развитием педагогов дошкольного образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональная деятельность, эстетическое образование, эстетическая направленность педагога, педагогические условия, методическое сопровождение, семинар-практикум.

Для цитирования: Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, №3. С. 5.

FORMATION OF AESTHETIC DIRECTION OF THE TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION

I. B. Bicheva1, S. N. Kaznacheeva1

'Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The article deals with the problem of the development of an aesthetic orientation to the professional activity of a preschool teacher. The federal state educational standard of preschool education in the field of aesthetic education and child development and the continuity of the process of aesthetic professional development of teachers substantiates the need for its formation. Materials and Methods. The authors used methods of analysis, systematization and generalization of scientific literature on the problem of research, experimental study of the formation of the aesthetic orientation of teachers of preschool educational organizations. The purpose of the article is to substantiate the methodological support of teachers of a preschool educational organization in the development of aesthetically oriented professional activities.

Results. The authors define the aesthetic orientation of a preschool teacher as a complex of components, including aesthetic feelings, aesthetic cognition and knowledge, aesthetic activity, experience and behavior, and aesthetic assessment. There are the results of studying the aesthetic orientation of teachers of preschool educational organizations in Nizhny Novgorod. There is a complex of pedagogical conditions, implemented on the basis of a socio-cultural approach and the principles of cultural conformity, subjectivity, humanization, aesthetics, and creativity. The authors consider a workshop as the main form of methodological support for teachers in the formation of an aesthetic orientation. The content of six workshops has been developed that contribute to the development of aesthetic education, aesthetic upbringing, the formation of the experience of aesthetically oriented activities and aesthetic creativity, as well as the development of the ability to evaluate the phenomena of the surrounding world from the point of view of aesthetics and formulate the correct aesthetic judgment.

Discussion and Conclusions. The authors emphasize the need for purposeful design of active methods of methodological support of teachers for the development of aesthetic knowledge, aesthetic sensitivity to the surrounding reality and art, the organization of a multicultural professional educational space, as well as the effective solution of the problems of aesthetic

education and upbringing of preschoolers in interaction with parents. As a prospect for further research, the authors indicate the development of a model of aesthetic development in the general management system for the professional development of preschool teachers.

Keywords: preschool education, professional activity, aesthetic education, aesthetic orientation of the teacher, pedagogical conditions, methodological support, workshop.

For citation: Bicheva I.B., Kaznacheeva S.N. Formation of Aesthetic Direction of the Teacher of Preschool Education // Vestnik of Minin University. 2021. Vol. 9, no. 3. Р. 5.

Введение

Современный этап развития дошкольного образования обуславливает особые требования к профессиональной деятельности педагога и развитию его личностно-профессионального потенциала. Ключевым условием профессионального развития педагога признается непрерывность и системность данного процесса, а основанием - способы организации профессиональной деятельности, ориентированные на культурные ценности и идеалы, обновление имеющихся знаний и умений, в том числе посредством информационно-коммуникационных технологий художественного образования [2; 4; 6; 26; 28]. А. Г. Асмолов справедливо указывает, что «педагог в любой сфере образования - это мастер в контексте школы неопределенности. Это педагог, для которого первостепенны задачи мотивирования: педагог должен стать мотиватором для детей, дошкольников и взрослых» [3, с. 7].

Тенденцией образования является его эстетизация. Как отмечается в исследованиях, эстетическая составляющая образования отражает эстетическую картину мира, что повышает роль этико-эстетической ответственности личности, актуальность обновления методологических основ и синестетических подходов в качестве инновационных педагогических технологий эстетического образования [9; 10; 22; 31]. К важным особенностям эстетически развитой личности относят качества и характеристики, которые позволяют осуществлять профессиональную деятельность как эстетически направленную: широкий эстетический кругозор и восприимчивость к искусству, понимание эстетического идеала и стремление к его формированию, осознанность эстетических норм и следование законам эстетики, наличие эстетической позиции, эстетического вкуса, мотивация на непрерывное обновление эстетических впечатлений, приобретение эстетических знаний, творческое самовыражение, др. Как отмечает В.Э. Вейсова «в результате усвоения ценностей профессиональной эстетики личность адекватно воспринимает эмоционально-чувственный и нравственный опыт предшествующих поколений, занятых в определенном виде профессиональной деятельности, ориентируясь на современные идеалы и представления о прекрасном» [7, с. 5].

В целом можно сделать вывод, что эстетическое развитие личности проявляется в единстве и взаимообусловленности ее эстетических ценностей, чувств, сознания и действий, а формирование эстетически направленной профессиональной деятельности педагога является актуальной задачей эстетического образования и воспитания, обусловленной мотивацией к овладению эстетическими знаниями.

В то же время методическая деятельность в дошкольных образовательных организациях направлена, прежде всего, на формирование и развитие у педагогов

предметных компетенций по областям дошкольного образования. Достаточно редко при проектировании методического сопровождения педагогов включаются вопросы по формированию эстетически направленной профессиональной деятельности. Это свидетельствует о недооценке проблемы эстетического образования педагога и снижает качество художественно-эстетической подготовки воспитанников [12; 13; 14; 21]. В этой связи А.Г. Рындина обосновывает, что становление «эстетического отношения ребенка возможно посредством совместного восприятия прекрасного, совместного переживания эстетических эмоций, радости от встречи с красотой, совместной деятельности по сохранению и созданию красоты» [16, с. 75].

Поскольку сопровождение педагогов в процессе методической работы является многоаспектной, вариативной и гибкой системой, отвечающей требованиям непрерывного профессионального образования, формирование эстетической направленности следует рассматривать как локальный институт повышения квалификации [5, с. 52].

Рассмотренные положения позволяют сформулировать противоречие между необходимостью осуществлять профессиональную деятельность с точки зрения культурных (эстетических) ценностей и недостаточной сформированностью эстетической направленности педагогов.

Целью данной статьи является обоснование методического сопровождения педагога дошкольной образовательной организации в развитии эстетически направленной профессиональной деятельности.

Обзор литературы

Рассмотрим ключевые понятия исследования «эстетический» и «направленность».

Н.М. Семенюк сделан вывод, что понятие «эстетическое» определяется общими подходами и раскрывается с точки зрения чувственного ощущения к прекрасному, которое дано природой, проявляется в категориях «прекрасное», «безобразное», «возвышенное», «низменное» и др. Многообразие и объективность эстетического проявляется и отражается в различных явлениях окружающей действительности и сферах жизни [18, с. 13]. Способность познавать окружающий мир с точки зрения эстетики (от «эстетика» - чувствующий, чувственный и «эстетический» - воспринимаемый чувственно (зрением и слухом) обеспечивается развитием художественного вкуса, эстетических чувств и переживаний, эстетического идеала и эстетической оценкой.

В исследованиях отмечается, что эстетические ценности, способы их создания и потребления составляют основу эстетической культуры человека, одним из критериев сформированности которой является эстетический вкус, определяемый как специфическая способность личности, обуславливающая ее поведение (эстетическое/неэстетическое) [6; 20; 22; 24]. Данная способность проявляется в оценке эстетической значимости окружающей действительности и выявлении прекрасного/безобразного, возвышенного/низменного и др. Л.Ю. Кошелева отмечает, что эстетический вкус формируется на основе эстетической информации в процессе знакомства с искусством и рассматривается как условие эстетической развитости. Именно эстетическая развитость характеризует способность адекватно оценивать художественные достоинства произведения в процессе общения с искусством. Поэтому эстетический вкус приобретается, изменяется и развивается в результате деятельности посредством приобщения к достижениям культуры [11].

Реализация потребности в прекрасном и возвышенном является для личности условием ее духовного развития и во многом обусловлена взаимовлиянием эстетической культуры личности и общества (рисунок 1).

Эстетическая культура личности/ Aesthetic culture of personality

Эстетическиие идеалы/ Aesthetic ideals Эстетические вкусы/ Aesthetic tastes Разнообразие эстетических переживаний деятельности/ Variety of aesthetic activity experiences

Ч Г Л П L

Эстетическиие идеалы/ Aesthetic ideals Эстетические ценности/ Aesthetic tastes Разнообразие культурных традиций и практик/ Variety of aesthetic activity experiences

Эстетическая культура общества1 Aesthetic culture of society

Рисунок 1 - Взаимовлияние эстетической культуры Figure 1 - The interaction of aesthetic culture

С одной стороны, эстетический идеал общества обуславливает те или иные эстетические общественные ценности и достижения. В процессе эстетического воспитания и образования личность присваивает эти ценности. С другой стороны, усвоение общественных эстетических ценностей для отдельно взятой личности происходит как творческая интерпретация, что оказывает влияние на их обновление. Поэтому взаимодействие эстетической культуры общества и личности можно рассматривать как взаимодополняющий и взаимовлияющий процесс. В этой связи отметим исследование А.В. Антоновой, в котором подчеркивается, что «каждая историческая эпоха имеет свой исторический эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества» [1, с. 101]. На формирование культурного идеала, по мнению ряда исследователей [29], оказывает влияние информационная культура.

Таким образом, понятие «эстетическое» является качественной характеристикой проявления культуры конкретной личностью.

Понятие «направленность» отражает ориентацию, побуждения, установки, устремления личности и обусловлена ее интересами, мотивами, мировоззрением, убеждениями и поведением.

Следовательно, эстетическая направленность личности определяет «вектор» ее культурного движения (становления и развития) и проявляется в устойчивых устремлениях:

к познанию окружающего мира и приобретению эстетических знаний; к развитию эстетических ценностей, эмоций, отношения и чувства переживания от восприятия окружающего мира;

— к эстетической деятельности (исполнительство, творчество) и реализации возможностей творческой самореализации;

— к эстетической оценке окружающего мира и суждений.

Подобное понимание позволяет выделить четыре компонента эстетической направленности педагога (рисунок 2).

Рисунок 2 - Компоненты эстетической направленности педагога Figure 2 - Components of the teacher's aesthetic orientation

Эстетические чувства являются личностной характеристикой педагога. Высокий уровень их развития свидетельствует об эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия природы, произведений изобразительного и музыкального искусства, способности вербально и невербально выражать свои переживания, впечатления, настроение, эмоции и тактично их оценивать. В эстетической оценке выражается способность представить свое личное мнение и позицию. Активно-деятельностная позиция обеспечивает развитие творческого потенциала и самовыражения в процессе приобретения эстетических знаний. Вовлеченность в эстетическую деятельность может проявляться на трех уровнях: «созерцателя» (пассивное восприятие, отсутствие позиции, личностного отношения и оценки), «деятеля» (проявляется отзывчивость, формируется оценка в процессе восприятия

мира, применяются способы преобразования на основе знакомых техник, материалов, средств выразительности), «творца» (создание новой реальности, материалов, техник, выразительных средств).

Сформированность данных компонентов обеспечивает аксиологическую (мотивационно-ценностную), когнитивную (познавательную), деятельностную (процессуальную), регулятивную функции эстетически направленной профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Проявляясь в эстетически-эмоциональном видении мира, эстетическая направленность педагога определяет его эстетическое отношение к окружающей действительности, творческое самовыражение в различных видах профессиональной деятельности за счет реализации функции познания, сохранения и передачи культуры, нормативного владения эстетическим поведением, культурно-ценностного восприятия окружающего мира. Именно эстетическая направленность педагога приводит к развитию эстетических потребностей, сознания и способностей как непрерывно развивающегося процесса. Причем этот процесс характерен как для педагога, так и для воспитанников, поскольку только педагог, эстетически образованный, умеющий высказывать эстетические суждения, способен воспитать эстетически образованного ребенка, обеспечить эффективность художественно-эстетической подготовки, используя разнообразные средства взаимодействия [23; 32; 35; 36]. Например, О.П. Радынова справедливо пишет: «Педагог, не любящий музыку, изобразительное искусство, поэзию, не только не добьется успеха в формировании личностной культуры ребенка, но и нанесет непоправимый вред, обедняя возможности его развития в сензитивный период дошкольного детства» [15, с. 223].

Учеными подчеркивается, что при осуществлении художественно-эстетического развития детей, в том числе дошкольного возраста, поддерживается их интерес, развиваются способности образного восприятия мира, формируются, систематизируются и обогащаются знания в сфере искусства, умения использовать различные изобразительные средства для творческого воплощения замысла и создания выразительного образа [15; 16; 19; 38]. Так, Е.Н. Гусаровой и Г.С. Тулуповой рассматриваются такие условия для творческого развития ребенка-дошкольника, как: «обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, его отказ от выставления оценок и критики в адрес ребенка, насыщение окружающей среды разнообразными новыми предметами и стимулами, поощрение высказывания оригинальных идей, личное творчество» [8, с. 154]. В исследовании Л.Г. Савенковой, В.В. Комлевой, О.М. Харитоновой характеризуются особенности технологий полихудожественного образования, интегрирующего процесс освоения разных видов искусства, для детей разного возраста, в том числе дошкольного [17].

Материалы и методы

В процессе подготовки статьи использовались методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, а также экспериментальное исследование сформированности эстетической направленности педагогов дошкольных образовательных организаций к профессиональной деятельности на основе разработанной анкеты. Исследование, в котором участвовали 76 педагогов дошкольных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода, проводилось в феврале 2021 года.

Результаты исследования

По результатам опроса было выявлено, что большинство педагогов не полно и не точно определяют понятие «эстетическое образование». В ответах отмечаются лишь некоторые характеристики: «это чувства, которые я испытываю», «наслаждение красивым в природе, музыке, живописи», «это знания об искусстве». Среди художественных предпочтений выделяются «просмотр кино», «слушание музыки», «чтение художественной литературы».

Высокую степень эрудированности в вопросе об известных видах искусства продемонстрировали 34,3% педагогов. Средний показатель проявило большинство опрошенных (60%).

На вопрос «Посещаете ли Вы выставки, музеи, концерты, спектакли и т.д.?» лишь 15% педагогов ответили, что делают это регулярно с целью «наслаждения искусством и вдохновения», а 28% - чтобы «повысить свой культурный уровень и для просвещения». В то же время интерес к классическим произведениям выражен достаточно слабо. Лишь 28% из числа опрошенных педагогов регулярно слушают классическую музыку, большинство предпочитают массовую популярную музыку. Около 38% педагогов указали на свой интерес к народным песням. У 63% отмечается мотив «желание наслаждаться», у 32% - готовность эстетически развиваться, у 24% - стремление к творческой самореализации.

Большая часть опрошенных педагогов (57%) редко выбирает культурный досуг, называя в качестве основной причины «недостаток свободного времени» и «отсутствие интереса».

18% респондентов отметили, что владеют игрой на фортепиано, а 24% умеют «мастерить», реализовывая тем самым свои потребности в творчестве.

Ответы на вопрос: «Какие способы повышения своего эстетического образования Вы используете?» представлены на рисунке 3.

Отметим, что посещение вебинаров ведущих ученых, участие в форумах по проблемам эстетического образования и воспитания практически не рассматриваются педагогами как средства своего эстетического развития. Педагоги выделяют достаточно традиционные формы методического сопровождения.

Значимость эстетического образования признается практически всеми педагогами, однако в 60% ответов указывается, что уровень собственного эстетического развития не влияет на процесс эстетического образования воспитанников. Результаты ответов на вопрос: «Какие технологии (формы, методы) Вы используете для решения задач художественно-эстетического воспитания детей?», представленные в таблице 1, показывают, что большинство респондентов используют метод обогащения художественно-эстетической среды (88,6%). Более половины опрошенных педагогов активно применяют в своей практике творческие мастерские (65,7%), методы взаимодействия с родителями и культурно-общественными учреждениями (60%).

25 20 15 10 5 0

Способы повышения эстетического образования/ Ways to improve aesthetic education

51,4% 51,4%

45.7%

57,1%

28,6%

20%

0%

5,7%

Прохожу курсы повышения квалификации/I take refresher courses

Посещаю вебинары ведущих ученых/I attend webinars of leading scientists

Являюсь участником форума по проблемам эстетического воспитания/I am a member of the forum on the problems of aesthetic education

Изучаю передовой пед. Опыт/I study advanced pedagogical experience

Сама занимаюсь каким-либо видом (видами) творчества/I am fond of any kind (s) of creativity myself

Участвую в методических мероприятиях ДОО/I participate in methodological activities of the preschool educational institution

Разрабатываю свой опыт по данному направлению/I develop my experience in this area

Посещаю литературные (музыкальные) вечера, выставки, музеи/I attend literary (musical) evenings, exhibitions, museums

Рисунок 3 - Ответы на вопрос: «Какие способы повышения

своего эстетического образования Вы используете?» Figure 3 - Answers to the question: «What methods of increasing your aesthetic education do you use?»

Таблица 1 - Используемые технологии (формы, методы) для решения задач художественно-эстетического воспитания детей

Технологии (формы, методы) Ответы, %

Музейная педагогика 25,7

Творческая мастерская 65,7

Проблемно-игровые технологии 28,6

Информационно-коммуникативные технологии 45,7

Проектные технологии 45,7

Педагогические ситуации по овладению различными видами искусства 20

Активизация эмоционально-чувственной сферы ребенка 20

Активизация познавательной деятельности детей 42,9

Самоанализ художественно-эстетического развития и способы планирования 34,3

Обогащение художественно-эстетической среды 88,6

Методы взаимодействия с родителями и культурно-общественными 60

учреждениями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другое (приобщение детей к искусству, методы показа, наблюдения, объяснения, 2,9

анализа, примера взрослого)

Table 1 - Technologies (forms, methods) are used to solve the problems of artistic and aesthetic education of children

Technologies (forms, methods) Ответы, %

Museum pedagogy 25,7

Creative workshop 65,7

Problematic gaming technologies 28,6

Information and communication technologies 45,7

Design technologies 45,7

Pedagogical situations for mastering various types of art 20

Activation of the emotional and sensory sphere of the child 20

Activation the cognitive activity of children 42,9

Self-analysis of artistic and aesthetic development and methods of planning 34,3

Enrichment of the artistic and aesthetic environment 88,6

Methods of interaction with parents and cultural and social institutions 60

Other (introducing children to art, methods of showing, observing, explaining, analyzing, an example of an adult) 2,9

Менее половины респондентов при развитии художественно-эстетических качеств у детей практикуют информационно-коммуникативные и проектные технологии (по 45,7%), а также средства активизации познавательной деятельности детей (42,9%). Анализируют свою художественно-профессиональную деятельность с целью ее совершенствования лишь 34,3% из числа опрошенных. Достаточно низкий процент педагогов с целью художественно-эстетического развития дошкольников используют проблемно-игровые технологии (28,6%) и возможности музейной педагогики (25,7%). Четверть опрошенных применяют методы активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка и педагогические ситуации по овладению различными видами искусства (по 20%).

Таким образом, педагоги в своей профессиональной деятельности осознают необходимость художественно-эстетического развития детей, однако большинство использует для этого знакомые и традиционные методы (обогащение художественно-эстетической среды, творческие мастерские, взаимодействие с родителями и учреждениями культуры). Это свидетельствует о том, что многие педагоги к вопросу художественно-эстетического развития дошкольников подходят достаточно формально, не используя разнообразие средств и способов в процессе эстетической подготовки.

Подтверждают данный вывод и ответы на вопрос «Готовы ли Вы поделиться собственным опытом по художественно-эстетическому воспитанию детей? Если да, укажите, пожалуйста, тему и желательную форму представления». Выяснилось, что большинство педагогов (89%) никогда не обобщали свой опыт по данному направлению. Лишь у 11,4% педагогов имеется опыт по таким темам, как «Развитие субъектности старших дошкольников посредством технологии субъектно-ориентированного взаимодействия в продуктивных видах деятельности», «Уголок творчества». Всего 8,6% педагогов выразили желание представить имеющийся опыт и готовность провести на его основе мастер-классы, в частности по таким темам, как «Внедрение нетрадиционных техник в изо-деятельность», «Художественно-эстетическое воспитание детей посредством интегрированных занятий («музыка + ИЗО») и театрализованной деятельности».

Обобщая результаты исследования, можно констатировать следующее:

— педагоги демонстрируют интерес к проблеме эстетического развития и понимают необходимость повышения уровня своей теоретической и практической эстетической подготовки для реализации задач художественно-эстетического развития детей;

— недостаточное знание эстетических особенностей основных понятий области «эстетика» приводит к интуитивности эстетического восприятия окружающей действительности и художественных произведений;

— эстетический вкус и эстетические суждения характеризуются отсутствием критичности, что проявляется в неумении объективно оценить воспитательные и развивающие возможности искусства для повышения уровня художественно-эстетического воспитания детей.

Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленного формирования эстетической направленности педагогов дошкольных образовательных организаций в процессе методического сопровождения.

Мы предполагаем, что формированию эстетической направленности педагогов способствует комплекс педагогических условий, реализуемый на основе социокультурного подхода и принципов культуросообразности, субъектности, гуманизации, эстетичности, креативности. В этой связи предлагаются следующие условия:

— повышение мотивации педагогов на эстетическое развитие/саморазвитие;

— осознание педагогами ценности эстетического отношения к профессиональной деятельности в общей системе ценностных ориентаций;

— проектирование процесса эстетического развития педагогов с учетом их интересов, уровня восприятия прекрасного;

— формирование у педагогов опыта эстетического познания и способности к творческому преобразованию объектов культуры (материальных и духовных).

Эффективность реализации данных педагогических условий предполагает применение активно-деятельностных форм методического сопровождения педагогов как условия повышения профессиональной квалификации и приобретения необходимых профессиональных компетенций в области эстетического образования [27; 28; 30; 33; 34; 37; 39].

Для достижения эффективности формирования эстетической направленности педагогов и реализации педагогических условий нами предлагается семинар-практикум как одна из активных форм групповой методической работы. Это обусловлено следующими причинами:

— во-первых, семинар-практикум обеспечивает оптимальное сочетание теоретической и практической подготовки посредством моделирования обучающей ситуации как практико-ориентированной, поисково-творческой и экспериментально-исследовательской;

— во-вторых, семинар-практикум позволяет включать разные формы методического сопровождения педагогов (дискуссии, полемики, кейс-технологии, ИКТ-технологии, моделирование и др.), обеспечивающие индивидуальное продвижение и коллективную мыследеятельность в процессе совместного обсуждения проблем и принятия решений;

— в-третьих, семинар-практикум способствует формированию активной и творческой позиции педагогов как субъектов профессиональной деятельности за счет диалогичности проведения.

Структурно семинар-практикум состоит из нескольких частей: вводной (настрой на занятие, выявление проблемы, постановка целей и задач), основной (теоретической и практической), заключительной (оценка результатов). Нами разработано шесть семинаров-практикумов, содержание которых направлено на решение следующих задач:

— развитие эстетической образованности: формирование эстетических знаний, впечатлений, интереса к эстетически значимым событиям.

— развитие эстетической воспитанности: развитие эстетического отношения и восприятия мира, чувства эмоционального переживания и сопереживания, оценочных суждений о эстетически значимых явлениях;

— формирование опыта эстетически направленной деятельности, развитие эстетического творчества: способности участвовать в создании и преобразовании эстетических ценностей;

— развитие способности оценивать явления окружающего мира с точки зрения эстетичности и формулировать правильное эстетическое суждение.

В настоящей статье представлено проектирование семинаров-практикумов по формированию эстетической направленности педагогов в условиях дошкольных образовательных организаций (таблица 2).

Таблица 2 - Проектирование семинаров-практикумов по формированию эстетической направленности педагогов дошкольного образования

Вводный этап Основной этап Заключительный этап

Теоретическая часть Практическая часть

1 2 3 4

Тема 1. «Эстетическая образованность» - 6 часов

Подготовительная работа: просмотр вебинаров ведущих ученых по эстетическому образованию, организация экскурсий, посещение театра, консерватории (методист, педагоги, родители, дети).

Дискуссия: «Эстетически развитая личность: идеальный и реальный портрет» Лекция-презентация: «Эстетически образованный педагог - эстетически образованный воспитанник». Аналитический доклад: «Программно-методические требования к эстетическому образованию дошкольников» Самостоятельная работа со словарями по ключевым понятиям. Групповая работа: 1. «Составление художественной энциклопедии». 2. «Творчество выдающихся мастеров». Обсуждение и выбор темы для обобщения опыта по эстетическому образованию Банк педагогических идей, методическая копилка. Формулировка темы творческого опыта

Тема 2. «Эстетическая воспитанность» - 6 часов

Подготовительная работа: виртуальная экскурсия: «Эстетическое восприятие изобразительного искусства», совместный просмотр «Всемирная картинная галерея с тетушкой Совой» (педагоги, дети, родители)

Тренинговые упражнения: «Необычное в обычном». Лекция-презентация: «Значение природы в эстетическом воспитании ребенка». Практические упражнения по эстетическому восприятию природы, живописи, музыки с использованием Рекомендации по виртуальным экскурсиям г. Нижнего Новгорода

«Изобрази Лекция-презентация: медиаэффектов («звук-цвет-

характер «Музейная педаго- действие-образы»).

скульптуры с гика» Решение кейс-ситуаций по

помощью овладению различными ви-

пластики» дами искусства

Тема 3. Эстетически направленная профессиональная деятельность - 6 часов

Подготовительная работа: самоанализ профессиональной деятельности как эстетически направ-

ленной

Тренинговое Лекция-презентация: Практикум по живописи Выставка «Искусство

упражнение: «Современные техно- «Палитра художника» (на восхищает, вдохновляет!»

«Мои эмо- логии художественно- основе нетрадиционных Комплект видеоматериа-

ции» эстетического разви- изобразительных техник). лов, дидактических игр,

тия и способы приоб- Творческая мастерская: «Де- проблемно-игровых ситу-

щения дошкольников ятельностно-игровые ком- аций по художественно-

к прекрасному» пьютерные игры эстетиче- эстетическому развитию

ской направленности для дошкольников

дошкольников»

Тема 4. Эстетическое просвещение родителей - 6 часов

Подготовительная работа: анализ планирования взаимодействия с родителями по художественно-

эстетическому воспитанию, взаимооценка оформления и содержания родительских уголков

Тренинговое Лекция-презентация: Групповая работа: Планы работы по эстети-

упражнение: «Методы взаимодей- 1. Планирование работы по ческому просвещению

«Музыкальный ствия с родителями и эстетическому просвещению родителей.

калейдоскоп» культурно -просвети- родителей. Проект оформления и

тельскими учрежде- 2. Разработка содержания содержания уголка для

ниями» уголка для родителей по эстетическому развитию детей родителей по эстетическому развитию детей

Тема 5. Эстетическая среда - 6 часов

Подготовительная работа: взаимопосещение педагогов и оценка развивающей предметно-про-

странственной среды с точки зрения эстетического оформления

Полемика: Лекция-презентация: Групповая работа «Проекти- Дизайн-проект «Центр

«Дизайн для «Особенности проек- рование Центра художе- художественного творче-

детей и дет- тирования эстетиче- ственного творчества в ства в группе»

ский дизайн» ской среды» группе»

Тема 6. Эстетическое творчество - 6 часов

Подготовительная работа: систематизация и оформление опыта самообразования и художе-

ственно-эстетического развития дошкольников (сообщения, презентации педагогов)

Тренинговое Творческие отчеты Дебаты «Обмен опытом» Опыт работы педагогов

упражнение: педагогов по художественно-эсте-

«Цветное тическому разви-

настроение» тию/саморазвитию

Table 2 - Design of workshops on the formation of the aesthetic orientation of preschool teachers

The main stage

Introductory Theoretical part Practical part The final stage

stage

1 2 3 4

Topic 1. «Aesthetic education»

Preparatory work: watching webinars of leading scientists in aesthetic education, organizing excursions, visiting a theater, a conservatory (methodologist, teachers, parents, children)

Discussion: «Aesthetically developed personality: ideal and real portrait»

Lecture-presentation: «Aesthetically educated teacher - aesthetically educated pupil» Analytical report: «Program and methodological requirements for the aesthetic education of preschoolers»

Independent work with dictionaries for key concepts. Group work:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Compilation of an artistic encyclopedia».

2. «Creativity of outstanding masters».

Discussion and choice of a topic to summarize the experience in aesthetic education

Bank of pedagogical ideas, methodical piggy bank. Formulating the theme of creative experience

Topic 2. «Aesthetic education» - 6 hours

Preparatory work: virtual excursion: «Aesthetic perception of fine art», joint viewing «World Art Gallery with Aunt Owl» (teachers, children, parents)

Training Exercises: «The Unusual in the Usual». «Depict the character of the sculpture with the help of plastics»

Lecture-presentation: «The value of nature in the aesthetic education of a child». Lecture-presentation: «Museum Pedagogy»

Practical exercises on the aesthetic perception of nature, painting, music using media effects («sound-color-action-images»).

Solving case situations for mastering various types of art

Recommendations for virtual excursions in Nizhny Novgorod

Topic 3. Aesthetically oriented professional activity - 6 hours

Preparatory work: introspection of professional activity as aesthetically oriented

Training exercise: «My emotions»

Lecture-presentation: «Modern technologies of artistic and aesthetic development and ways of introducing preschoolers to the beautiful»

Workshop on painting «Artist's palette» (based on non-traditional visual techniques). Creative workshop: «Activity-play computer games of aesthetic orientation for pre-schoolers»

Exhibition «Art delights, inspires!»

A set of video materials, didactic games, problemgame situations for the artistic and aesthetic development of preschoolers

Topic 4. Aesthetic education of parents - 6 hours

Preparatory work: analysis of planning interaction with parents in artistic and aesthetic education, mutual assessment of the design and content of parenting corners

Training exercise: «Musical Kaleidoscope»

Lecture-presentation: «Methods of interaction with parents and cultural and educational institutions»

Group work:

1. Planning of work on aesthetic education of parents.

2. Development of the content of a corner for parents on the aesthetic development of children

Work plans for aesthetic education of parents. Design and maintenance project for a parent's corner for the aesthetic development of children

Topic 5. Aesthetic environment - 6 hours

Preparatory work: mutual visit of teachers and assessment of the developing subject-spatial environment from the point of view of aesthetic design

Controversy: «Design for children and children's design» Lecture-presentation: «Features of the design of the aesthetic environment» Group work «Designing a Center for Artistic Creativity in a Group» Design project «Center for artistic creativity in a group»

Topic 6. Aesthetic creativity - 6 hours

Preparatory wo aesthetic develo- rk: systematization and registration of the experience of self-education and artistic and ment of preschoolers (messages, presentations of teachers)

Training Exercise: «Color Mood» Creative reports from teachers Debate «Exchange of experience» Work experience of teachers in artistic and aesthetic development / self-development

В подготовке к семинару-практикуму принимают участие как руководитель и методист дошкольной образовательной организации (осуществляет анализ планов, работы педагогов, организует просмотры, др.), так и педагоги (разрабатывают содержание доклада (выступления) и его презентацию, примерные вопросы для обсуждения, оформляют выставки, др.). Теоретический блок предполагает лекционную форму проведения с сопровождением теоретической информации поэтическими или музыкальными произведениями, что визуально усиливает восприятие и более эффективно воздействует на чувства. Тем самым знания приобретают особую значимость. Результатом теоретического обучения является устойчивая направленность педагогов на самопознание в области эстетического развития и овладение современными средствами эстетического образования воспитанников. Практический блок актуализирует профессиональный и творческий потенциал педагогов посредством диалогового и деятельностного решения проблем собственного эстетического образования и задач художественно-эстетического развития воспитанников, обеспечивает формирование необходимых практических умений и навыков. Результатом семинара-практикума является конкретный образовательный продукт, что повышает самооценку каждого участника.

Таким образом, процесс подготовки и проведения семинара-практикума обеспечивает непрерывность управления процессом профессионально-эстетического развития педагогов, конструктивное взаимодействие его участников и может рассматриваться как современная и эффективная технология методического сопровождения [25; 27; 28].

Обсуждение и заключения

Изучение проблемы формирования эстетической направленности педагога дошкольного образования позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, процессы модернизации в современном дошкольном образовании позволяют выделить проблему эстетического развития/саморазвития педагога как одну из значимых в профессиональной деятельности. Процесс совершенствования профессиональной деятельности педагогов в контексте эстетического образования обусловлен развитием их эстетической направленности, что оказывает влияние на

повышение качества решения задач художественно-эстетического образования и воспитания детей дошкольного возраста.

Во-вторых, в процессе методического сопровождения с целью формирования эстетической направленности педагогов целесообразно применение активных способов эстетического познания, развития эстетической восприимчивости к окружающей действительности и искусству, организация мультикультурного профессионально-образовательного пространства. Считаем, что семинар-практикум в достаточной степени обеспечивает процесс эстетического становления и развития педагогов, приобретения ими опыта взаимодействия и обмена знаниями, методически развивает эстетические переживания, учитывает индивидуальные художественные возможности, потребности и особенности эстетического восприятия педагогов. Внедрение разработанных семинаров-практикумов планируется в течение 2021 года.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы эстетического образования современного педагога дошкольного образования. В качестве перспективы дальнейших исследований авторы обозначают апробацию предлагаемых семинаров-практикумов, корректировку их содержания и повторное исследование сформированности эстетической направленности педагогов. Кроме того, предполагается разработка модели эстетического развития в общей системе управления профессиональным развитием педагогов дошкольного образования.

Список использованных источников

1. Антонова А.В. Взаимосвязь духовного и эстетического развития личности в истории зарубежной философии и педагогики // Современные гуманитарные исследования. 2013. №6(55). С. 101-104.

2. Арябкина И.В. Проблемы культурно-эстетического развития личности на современном этапе реформирования образования // Научный потенциал. 2015. №2(19). С. 32-35.

3. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. №1(5). С. 6-8.

4. Балина М.Ю. Возможности информационно-коммуникационных технологий в практике дошкольного художественного образования // Педагогика искусства. 2020. №2. С. 88-93.

5. Белинова Н.В., Ковчегова М.Б., Горькова Г.С. Роль методического сопровождения педагогов по литературному образованию дошкольников в системе непрерывного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №70-1. С. 51-54.

6. Бичева И.Б., Асташкина С.В., Казначеев Д.А. Научно-теоретические и методические основы развития эстетической культуры педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №70-1. С. 58-61.

7. Вейсова В.Э. Эстетическое в профессиональной культуре личности // Общество: философия, история, культура. 2017. №2. С. 93-97.

8. Гусарова Е.Н., Тулупова Г.С. Технологии художественно-эстетического направления в дошкольном образовании // Культурная жизнь Юга России. 2015. №4(59). С. 152-156.

9. Заварина С.Ю., Ермолинская Е.А. Социальная педагогика и художественное образование // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-2. С. 176-180.

10. Конанчук С.В. Эстетическое образование в условиях современного российского социума // ЧиО. 2017. №4(53). С. 53-58.

11. Кошелева Л.Ю. Формирование художественно-эстетической культуры как основы профессиональной компетентности будущих педагогов // МНКО. 2017. №6(67). С. 53-56.

12. Лыкова И.А. Современные подходы к проектированию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: от концепции к практике. М.: Цветной мир, 2019. 104 с.

13. Мартынова Л.Н. Деятельность службы методической помощи педагогам дошкольных образовательных организаций в эстетическом воспитании детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. №6(147). С. 154-157.

14. Потанина П.Ю., Ханова Т.Г. Разработка проекта методической работы с педагогами по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников // Инновационная деятельность в образовании: сборник статей по материалам V региональной научно-практической конференции. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. С. 103-108.

15. Радынова О.П. Развитие основ художественной культуры у детей дошкольного возраста средствами интеграции искусств // Наука и школа. 2020. №6. С. 221-226.

16. Рындина А.Г. Развитие эстетического отношения к действительности у старших дошкольников в условиях педагогического взаимодействия с воспитателей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. №9. С. 74-83.

17. Савенкова Л.Г., Комлева В.В., Харитонова О.М. Развивающие полихудожественные технологии искусства на разных этапах детства // Ценности и смыслы. 2020. №5(69). С. 122-135.

18. Семенюк Н.М. Эстетическая направленность профессиональной подготовки педагога: авторефер. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2004. 26 с.

19. Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Быстрай Е.Б., Павлова В.И., Камскова Ю.Г. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 9.

20. Уколова Л.И., Сокерина И.В., Цзян Ш. Эстетическое воспитание как генеральное условие развития духовной культуры растущего человека // Мир науки, культуры, образования. 2016. №1(56). С. 213-216.

21. Ханова Т.Г., Потанина П.Ю. Активные формы методической работы по художественно-эстетическому воспитанию детей // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-4. С. 210-217.

22. Художественное образование в поликультурном пространстве: монография / Е.М. Акишина [и др.]; рук. проекта Е.М. Акишина; науч. ред.-сост. Л.Г. Савенкова; под общ. ред. Е В. Бояковой. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. 400 с.

23. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №2. С. 14.

24. Яфальян А.Ф. «Эстетическое - художественное - творческое» как триединый процесс духовного развития личности ребенка // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. №1(28). С. 45-50.

25. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization // Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol 91. Springer, Cham, 2020. Pp. 422-429. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7 47.

26. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: Technologies and perspectives // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Vol. 12, Special Issue 4. Pp. 1307-1313. DOI: http://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP4/20201607v.

27. Burkhanova I.Y., Akmambetova M.E., Saveleva-Rath E.A., Ivanova S.S., Stafeeva A.V., Vorobyov N.B., Ignatyeva E.V. Meta-educational design as a technology of professional development of teachers // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2020. Vol. 8(1). Pp. 235-240.

28. Burkhanova I.Y., Drandrov G.L., Ivanova S.S., Stafeeva A.V., Vorobyov N.B., Balchugov V.A., Ignatyeva E.V. Technological Support of Professional Self-Development of Teachers in the System of Lifelong Learning // International journal of applied exercise physiology. 2020. Vol. 9(4). Pp. 117-124.

29. Gryaznova E.V., Treushnikov I.A., Goncharuk A.G. The role of information culture in the formation of a cultural ideal // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2020. Vol. 43(1). Pp. 379-388. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2020.1.27.

30. Kirillova I.K., Akimova I.V., Denisova O.P., Vaganova O.I., Zhitnikova N.E. Organization of project activities in the system of advanced training of teachers // Propositos y representaciones. 2021. Vol. 9. P. 809. DOI: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v8nSPE3.809.

31. Konanchuk S.V., Grigorenko A.Y. Synesthesia and virtual communication: aesthetic approaches to research // IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS). 2018. Pp. 29-32. DOI: https://doi.org/10.1109/COMSDS.2018.8354959.

32. Medvedeva T., Sizova O., Kazantseva G., Karpukova A., Serova O., Bikteeva L. Media environment as a zone of personal and social risk // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11(18). Pp. 11839-11843.

33. Medvedeva T.Y., Nikolina V.V., Sizova O.A., Yakovleva O.Y., Kazantseva G.A., Karpukova A.A. Potential of networking partnership for organizing practice-oriented learning // Dilemas contemporaneos-educacion politica y valores. 2019. Vol. 7.

34. Rutskaya K.A., Aronov A.M., Rutskiy V.N., Yu Tsarev R., Titovskaia N.V., Zhigalov K.Y., Bystrova N.V., El Amrani Y. An activity-based approach to up-skilling teachers who teach engineering of software products // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1515(2). Article 022089.

35. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Ulyanova R.A., Nemova O.A., Karnaukhova V.A. Special interlinkages between musical education and technical devices // Astra Salvensis. 2018. Vol. 6. Pp. 229-236.

36. Skvortsova T.P., Alexandrova N.V., Alekseeva O.V. Information and communication technologies in additional art education of children // Shirin A.G. (ed.) The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Pp. 635-642. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.08.02.83.

37. Sundeeva L.A., Lukina E.V., Shobonova L.Y., Kutepova L.I., Smirnova Z.V. Forms and teaching methods in the system of continuing professional education // Propositos y representaciones. 2021. Vol. 9. P. 806.

38. Tagiltseva N.G., Konovalova S.A., Yafalyan A.F., Matveeva L.V. Beatbox subculture in the development of musical abilities of adolescents // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. Pp. 702-709. DOI: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.91.

39. Vaganova O.I., Tsyganova L.V., Chelnokova E.A., Lapshova A.V., Turchina L.A. Technology «Debate» as a tool for communicative competence development // Amazonia investiga. 2020. Vol. 9(27). Pp. 367-375.

References

1. Antonova A.V. The relationship between the spiritual and aesthetic development of the individual in the history of foreign philosophy and pedagogy. Sovremennye gumanitarnye issledovaniya, 2013, no. 6(55), pp. 101-104. (In Russ.)

2. Aryabkina I.V. Problems of cultural and aesthetic development of the individual at the present stage of education reforming. Nauchnyjpotencial, 2015, no. 2(19), pp. 32-35. (In Russ.)

3. Asmolov A.G. Challenges of our time and prospects for professional growth in the world of education. Obrazovatel'nayapanorama, 2016, no. 1(5), pp. 6-8. (In Russ.)

4. Balina M.YU. Possibilities of information and communication technologies in the practice of preschool art education. Pedagogika iskusstva, 2020, no. 2, pp. 88-93. (In Russ.)

5. Belinova N.V., Kovchegova M.B., Gor'kova G.S. The role of methodological support of teachers in literary education of preschoolers in the system of continuous professional education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 70-1, pp. 5154.

6. Bicheva I.B., Astashkina S.V., Kaznacheev D.A. Scientific-theoretical and methodological foundations for the development of aesthetic culture of a teacher of preschool education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2020, no. 70-1, pp. 58-61. (In Russ.)

7. Vejsova V.E. Aesthetic in the professional culture of the individual. Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura, 2017, no. 2, pp. 93-97. (In Russ.)

8. Gusarova E.N., Tulupova G.S. Technologies of the artistic and aesthetic direction in preschool education. Kul'turnaya zhizn' YUga Rossii, 2015, no. 4(59), pp. 152-156. (In Russ.)

9. Zavarina S.YU., Ermolinskaya E.A. Social pedagogy and art education. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2019, no. 63-2, pp. 176-180. (In Russ.)

10. Konanchuk S.V. Aesthetic education in the conditions of modern Russian society. CHiO, 2017, no. 4(53), pp. 53-58. (In Russ.)

11. Kosheleva L.YU. Formation of artistic and aesthetic culture as the basis for the professional competence of future teachers. MNKO, 2017, no. 6(67), pp. 53-56. (In Russ.)

12. Lykova I.A. Modern approaches to the design of the educational area "Artistic and aesthetic development": from concept to practice. Moscow, Cvetnoj mir Publ., 2019. 104 p. (In Russ.)

13. Martynova L.N. The activity of the service of methodological assistance to teachers of preschool educational organizations in the aesthetic education of children. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta, 2014, no. 6(147), pp. 154-157. (In Russ.)

14. Potanina P.YU., Hanova T.G. Development of a project for methodological work with teachers on artistic and aesthetic education of preschoolers. Innovacionnaya deyatel'nost' v obrazovanii: sbornik statej po materialam V regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhny Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2018. Pp. 103-108. (In Russ.)

15. Radynova O.P. The development of the foundations of artistic culture in preschool children by means of the integration of arts. Nauka i shkola, 2020, no. 6, pp. 221-226. (In Russ.)

16. Ryndina A.G. The development of an aesthetic attitude to reality in older preschoolers in the context of pedagogical interaction with educators. Izvestiya YUzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki, 2010, no. 9, pp. 74-83. (In Russ.)

17. Savenkova L.G., Komleva V.V., Haritonova O.M. Developing polyartistic technologies of art at different stages of childhood. Cennosti i smysly, 2020, no. 5(69), pp. 122-135. (In Russ.)

18. Semenyuk N.M. Aesthetic orientation of the teacher's professional training: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08. Moscow, 2004. 26 p. (In Russ.)

19. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., Bystraj E.B., Pavlova V.I., Kamskova YU.G. Musical activity in the speech development of younger preschoolers. Vestnik Mininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 2, p. 9. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Ukolova L.I., Sokerina I.V., Czyan SH. Aesthetic education as a general condition for the development of spiritual culture of a growing person. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 2016, no. 1(56), pp. 213-216. (In Russ.)

21. Hanova T.G., Potanina P.YU. Active forms of methodological work on artistic and aesthetic education of children. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2017, no. 574, pp. 210-217. (In Russ.)

22. Art education in a multicultural space: monograph / E.M. Akishina [and others]; project manager E.M. Akishina; scientific editor-compiler L.G. Savenkov; edited by E.V. Boyakova. Moscow, FGBNU "IKHiK RAO" Publ., 2020, 400 p. (In Russ.)

23. YArkova D.D., Muhina T.G., Malinin V.A., Sorokoumova S.N. Development of the teacher's creative potential in the conditions of the federal innovation platform "Pedagogical Leadership". VestnikMininskogo universiteta, 2020, vol. 8, no. 2, p. 14. (In Russ.)

24. YAfal'yan A.F. "Aesthetic - artistic - creative" as a triune process of spiritual development of a child's personality. Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2014, no. 1(28), pp. 45-50. (In Russ.)

25. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization. Popkova E., Sergi B. (eds) The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. ISC 2019. Lecture Notes in Networks and Systems. Vol 91. Springer, Cham, 2020. Pp. 422-429. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7 47.

26. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: Technologies and perspectives // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 2020, vol. 12, special issue 4, pp. 1307-1313, doi: http://doi.org/10.5373/JARDCS/V12SP4/20201607v.

27. Burkhanova I.Y., Akmambetova M.E., Saveleva-Rath E.A., Ivanova S.S., Stafeeva A.V., Vorobyov N.B., Ignatyeva E.V. Meta-educational design as a technology of professional development of teachers. Journal of Environmental Treatment Techniques, 2020, vol. 8(1), pp. 235-240.

28. Burkhanova I.Y., Drandrov G.L., Ivanova S.S., Stafeeva A.V., Vorobyov N.B., Balchugov V.A., Ignatyeva E.V. Technological Support of Professional Self-Development of Teachers in the System of Lifelong Learning. International journal of applied exercise physiology, 2020, vol. 9(4), pp. 117-124.

29. Gryaznova E.V., Treushnikov I.A., Goncharuk A.G. The role of information culture in the formation of a cultural ideal. Perspektivy Nauki i Obrazovania, 2020, vol. 43(1), pp. 379-388, doi: https://doi.org/10.32744/pse.2020.L27.

30. Kirillova I.K., Akimova I.V., Denisova O.P., Vaganova O.I., Zhitnikova N.E. Organization of project activities in the system of advanced training of teachers. Propositosy representaciones, 2021, vol. 9, p. 809, doi: http://dx.doi.org/10.20511/pyr2021.v8nSPE3.809.

31. Konanchuk S.V., Grigorenko A.Y. Synesthesia and virtual communication: aesthetic approaches to research. IEEE Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS), 2018, pp. 29-32, doi: https://doi.org/10.1109/COMSDS.2018.8354959.

32. Medvedeva T., Sizova O., Kazantseva G., Karpukova A., Serova O., Bikteeva L. Media environment as a zone of personal and social risk. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11(18), pp. 11839-11843.

33. Medvedeva T.Y., Nikolina V.V., Sizova O.A., Yakovleva O.Y., Kazantseva G.A., Karpukova A.A. Potential of networking partnership for organizing practice-oriented learning. Dilemas contemporaneos-educacionpoliticay valores, 2019, vol. 7.

34. Rutskaya K.A., Aronov A.M., Rutskiy V.N., Yu Tsarev R., Titovskaia N.V., Zhigalov K.Y., Bystrova N.V., El Amrani Y. An activity-based approach to up-skilling teachers who teach engineering of software products. Journal of Physics: Conference Series, 2020, vol. 1515(2), article 022089.

35. Sizova O.A., Medvedeva T.Y., Ulyanova R.A., Nemova O.A., Karnaukhova V.A. Special interlinkages between musical education and technical devices. Astra Salvensis, 2018, vol. 6, pp. 229-236.

36. Skvortsova T.P., Alexandrova N.V., Alekseeva O.V. Information and communication technologies in additional art education of children. Shirin A.G. (ed.) The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS, 2020, pp. 635-642, doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.08.02.83.

37. Sundeeva L.A., Lukina E.V., Shobonova L.Y., Kutepova L.I., Smirnova Z.V. Forms and teaching methods in the system of continuing professional education. Propositos y representaciones, 2021, vol. 9, p. 806.

38. Tagiltseva N.G., Konovalova S.A., Yafalyan A.F., Matveeva L.V. Beatbox subculture in the development of musical abilities of adolescents. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, 2019, pp. 702-709, doi: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019.07.91.

39. Vaganova O.I., Tsyganova L.V., Chelnokova E.A., Lapshova A.V., Turchina L.A. Technology «Debate» as a tool for communicative competence development. Amazonia investiga, 2020, vol. 9(27), pp. 367-375.

© Бичева И.Б., Казнаеева С.Н., 2021

Информация об авторах Бичева Ирина Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3462-3727, Researcher ID: J-8611-2017, AuthorID: 57188858853, SPIN код: 7592-5895, e-mail: irinabicheva@bk.ru.

Казначеева Светлана Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, ORCID:

https://orcid.org/ 0000-0001-8540-8918, Researcher ID: K-3294-2017, AuthorlD: 57188851286, SPIN код: 1004-4580, e-mail: cnkaznacheeva@ gmail. com.

Information about the authors Bicheva Irina B. - candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3462-3727, Researcher ID: J-8611-2017, AuthorlD: 57188858853, SPIN код: 7592-5895, e-mail: irinabicheva@bk.ru.

Kaznacheeva Svetlana N. - кандидат pedagogical наук, assistant professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/ 0000-0001-8540-8918, Researcher ID: K-3294-2017, AuthorID: 57188851286, SPIN код: 1004-4580, e-mail: cnkaznacheeva@gmail. com.

Вклад соавторов

Бичева Ирина Борисовна - критический анализ и доработка текста; представление данных в тексте статьи.

Казначеева Светлана Николаевна - подготовка начального варианта текста; формализованный анализ данных.

Contribution of authors Bicheva Irina B. - revision and correction of the text, presentation of data in the text of the article. Kaznacheeva Svetlana N. - preparation of the material of the article, data analysis.

Поступила в редакцию: 21.03.2021 Принята к публикации: 24.06.2021 Опубликована: 06.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.