Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / КОМПОНЕНТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Асташкина Светлана Владиславовна, Казначеев Дмитрий Александрович

В статье раскрываются основные сущностные характеристики эстетической культуры личности. Это позволило авторам определить данное понятие как систему культуры эстетических чувств, эстетических знаний, эстетического поведения и обосновать положение, что эстетическая культура педагога выполняет функции познания, сохранения и передачи культуры, нормативного владения эстетическим поведением и выражается в культурно-ценностном восприятии окружающего мира. Авторами предлагается структура эстетической культуры педагога дошкольного образования, включающая аффективный, когнитивный, поведенческий и рефлексивно-оценочный компоненты. Акцентируется значение системного управления методической работой педагогов в процессе развития эстетической культуры, использования эффективных средств культурного становления и эстетически-творческого развития в условиях дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бичева Ирина Борисовна, Асташкина Светлана Владиславовна, Казначеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC, THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT OF AESTHETIC CULTURE OF TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION

The article reveals the main essential characteristics of the aesthetic culture of the person. This allowed the authors to define this concept as a system of culture of aesthetic feelings, aesthetic knowledge, aesthetic behavior and to substantiate the position that the teacher's aesthetic culture performs the functions of knowing, preserving and transmitting culture, normative possession of aesthetic behavior and is expressed in the cultural and value perception of the surrounding world. The authors propose the structure of the aesthetic culture of the teacher of preschool education, including affective, cognitive, behavioral and reflexive-evaluation components. The importance of systematic management of the methodical work of teachers in the process of developing aesthetic culture, using effective means of cultural formation and aesthetic and creative development in the conditions of a preschool educational organization is emphasized.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.

14. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов // Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 39-40.

15. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. - Тверь: ВА ВКО, 2007. - 196 с.

16. Сергеева М.Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения россии.(окончание. начало в № 1 2008 г.) // Экономическое возрождение России. 2008. № 2 (16). С. 63-68.

17. Соколова А.С., Сергеева М.Г. Научные основы построения и развития профессиональной карьеры: Монография. - Курск, 2017. - 396 с.

18. Суходимцева А.П., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Межпредметность в школьном образовании: исторический аспект и стратегии реализации в настоящем // Научный диалог. — 2018. — № 3. — С. 319-336.

19. Трубакова Д.И., Сергеева М.Г. Сформированность рефлексии педагога как фактор эффективности формирования социального интеллекта учащихся // Современный ученый. 2017. № 7. С. 62-64.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Асташкина Светлана Владиславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

студент Казначеев Дмитрий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются основные сущностные характеристики эстетической культуры личности. Это позволило авторам определить данное понятие как систему культуры эстетических чувств, эстетических знаний, эстетического поведения и обосновать положение, что эстетическая культура педагога выполняет функции познания, сохранения и передачи культуры, нормативного владения эстетическим поведением и выражается в культурно-ценностном восприятии окружающего мира. Авторами предлагается структура эстетической культуры педагога дошкольного образования, включающая аффективный, когнитивный, поведенческий и рефлексивно-оценочный компоненты. Акцентируется значение системного управления методической работой педагогов в процессе развития эстетической культуры, использования эффективных средств культурного становления и эстетически-творческого развития в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: эстетическая культура, художественно-эстетическое развитие, дошкольное эстетическое образование, эстетическая культура педагога, компоненты эстетической культуры.

Annotation. The article reveals the main essential characteristics of the aesthetic culture of the person. This allowed the authors to define this concept as a system of culture of aesthetic feelings, aesthetic knowledge, aesthetic behavior and to substantiate the position that the teacher's aesthetic culture performs the functions of knowing, preserving and transmitting culture, normative possession of aesthetic behavior and is expressed in the cultural and value perception of the surrounding world. The authors propose the structure of the aesthetic culture of the teacher of preschool education, including affective, cognitive, behavioral and reflexive-evaluation components. The importance of systematic management of the methodical work of teachers in the process of developing aesthetic culture, using effective means of cultural formation and aesthetic and creative development in the conditions of a preschool educational organization is emphasized.

Keywords: aesthetic culture, artistic and aesthetic development, preschool aesthetic education, teacher aesthetic culture, components of aesthetic culture.

Введение. Возрастающая необходимость повышения качества художественно-эстетической подготовки выпускников дошкольных образовательных организаций необходимо рассматривать с позиции концептуальных изменений, которые происходят в системе дошкольного образования.

Концептуальные изменения, которые происходят в системе дошкольного образования и художественно-эстетической подготовке выпускников дошкольных образовательных организаций обуславливают изучение культурных смыслов профессиональной деятельности педагогов. В исследованиях указывается, что «культура - это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм, а также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни» [5, с. 21]. Следовательно, культурная организация эстетически направленной профессиональной деятельности педагога обеспечивается его эстетическими ценностями, которые должны быть созвучны общественным культурным нормам. Показателем эстетической культуры педагога становится процесс его взаимодействия с субъектами профессиональных отношений (детьми, родителями, педагогами, представителями культурных организаций). В контексте художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста это вызывает содержательные и технологические преобразования в области эстетического дошкольного образования,

осознание важности применения современных образовательных технологий, направленных на ценностно-культурные основы подготовки эстетически образованной личности ребенка.

Рассмотренные положения обуславливают цель статьи: изучение научно-теоретических аспектов понятия «эстетическая культура» и методическое обоснование развития эстетической культуры педагога дошкольного образования.

Изложение основного материала статьи. Особенности развития эстетической направленности личности раскрываются в философских, социологических, культурологических, психолого-педагогических исследованиях (М.И. Алдошина, С.А. Аничкин, А.И. Буров, Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Л.В. Поселягина и др.), в которых раскрываются методологические, методические и организационные основы ее формирования в условиях различных образовательных организаций. Например, В.Н. Липский рассматривает эстетическую культуру как важнейшую составляющую духовного облика личности и «часть общей культуры общества, применительно к природным, социальным и культурным явлениям мира, включая эстетические ценности и способы их создания» [6, с. 62]. Е.Г. Милюгина и М.Н. Крылова - как «полифункциональное комплексное явление, представляющее психофизиологически и социально-исторически обусловленное единство и взаимодействие эстетических знаний, потребностей и волевых устремлений личности, основанное на ценностных личностных ориентациях, и направленное на реализацию экзистенциального потенциала личности в процессе ее социализации» [8, с. 155]. Г.В. Малютин Г.В. и Г.Д. Хорошавина исследуют эстетическую культуру в контексте общей культуры, которая содержательно включает «не только способность фиксировать важную для человека созидательную деятельность, но и усвоение, и потребление эстетических ценностей» [7, с. 479]. Творческое преломление различных эстетических впечатлений и построение на их основе своего микромира, по мнению авторов, характеризуют сущностные особенности эстетической культуры.

Эстетическая культура личности, как элемент культуры, отражает и воспроизводит художественно-эстетические идеалы общества, прежде всего, на основе таких категорий, как прекрасное и возвышенное. Категория «прекрасное» характеризует совершенство, гармонию, уникальность, а «возвышенное» -значительность, устойчивость воздействия на внутренний мир и поведение личности. Именно эти категории позволяют рассматривать эстетическую культуру как культуру прекрасного.

Уровни сформированности эстетической культуры рассматриваются на индивидуально-личностном и социально-общественном уровнях. Основополагающим критерием сформированности эстетической культуры является эстетический вкус, определяемый как специфическая способность личности, обуславливающая ее поведение (эстетическое/неэстетическое). Данная способность проявляется в оценке эстетической значимости окружающей действительности и выявлении прекрасного/безобразного, возвышенного/низменного и др. То есть, эстетический вкус приобретается, изменяется и развивается в результате деятельности, посредством приобщения к достижениям культуры.

Особенностью эстетической культуры личности и общества является их взаимовлияние. С одной стороны, эстетический идеал общества обуславливает те или эстетические общественные ценности и достижения. В процессе эстетического воспитания и образования личность присваивает эти ценности. С другой стороны, усвоение общественных эстетических ценностей для отдельно взятой личности происходит как творческая интерпретация, что оказывает влияние на их обновление. Следовательно, взаимодействие эстетической культуры общества и личности можно рассматривать как развивающийся процесс формирования эстетических потребностей, сознания и способностей.

Рассмотренные подходы к сущности эстетической культуры личности позволяют раскрыть данное понятие через систему, включающую культуру эстетических чувств, эстетических знаний и эстетического поведения.

Подчеркнем, что понятие «эстетическая культура личности» характеризуется многоаспектностью и универсальностью. Являясь динамичным и интегративным образованием, эстетическая культура личности проявляется в сформированном эстетическом отношении к окружающим явлениям и обеспечивает возможности творческой самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

Проведенный анализ свидетельствует, что эстетическая культура педагога (далее - ЭКП) выполняет функции познания, сохранения и передачи культуры, нормативного владения эстетическим поведением и выражается в культурно-ценностном восприятии окружающего мира. Основными компонентами ЭКП определяются когнитивные (содержательно-смысловые аспекты развития эстетической культуры), аффективные (эмоционально-ценностная мотивация) и поведенческие (деятельностные основы эстетической культуры). Их развитие выражается в способности правильно воспринимать, понимать другого человека, адекватно к нему относиться, определять правила поведения в конкретной ситуации, др.

В исследованиях отмечается взаимообусловленность сформированности эстетической культуры педагога и ребенка, так как эффективно осуществлять эстетическое развитие ребенка способен педагог, эстетически образованный и развитый, эмоционально-восприимчивый, использующий. Являясь примером для ребенка, педагог несет ответственность за процесс развития художественного восприятия и воспитания чувства прекрасного у детей, способствуя формированию эстетической культуры. Однако, как указывается в исследованиях, процесс развития эстетической культуры не находит должного внимания в системе методической подготовки педагогов [9, 10]. Опрос 64 педагогов дошкольных образовательный организаций г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области, проведенный нами, подтверждает данное положение. Почти все педагоги затрудняются в определении понятия «эстетическая культура», отмечая, что «это из области красивого». Несмотря на то, что 86% педагогов указывают на влияние своей эстетической культуры на результат художественно-эстетического воспитания детей, 64% из них испытывают затруднения в выборе и использовании современных способов (форм, методов) для эффективного решения задач эстетического дошкольного образования, в том числе, целенаправленного развития эстетической культуры.

Вышеизложенное позволяет выделить противоречие между объективными требованиями к личности педагога как культурно и эстетически образованной и недостаточной методической разработанностью процесса формирования эстетической культуры в системе методического управления. Разрешение данного противоречия в условиях дошкольной образовательной организации предполагает, прежде всего, определение структуры эстетической культуры педагога. Основываясь на исследованиях, нами определены четыре компонента эстетической культуры педагога дошкольной образовательной организации: аффективный, когнитивный, поведенческий и рефлексивно-оценочный.

Аффективный компонент ориентирует педагога на культурно-ценностное восприятие окружающего мира, эмоционально-ценностные проявления эстетических чувств, ценностей, мотивов, эстетически направленную деятельность и поведение, непрерывность эстетического саморазвития.

Когнитивный компонент отражает содержательно-смысловые аспекты развития эстетической культуры педагога: наличие необходимых и достаточных знаний и представлений в области художественно-эстетической деятельности, уровень развития эстетической образованности и мышления.

Поведенческий компонент характеризует особенности индивидуального эстетического поведения, степень проявления творческого самовыражения и включенности в процесс художественно-эстетического воспитания, умение вносить эстетический аспект в профессиональную деятельность.

Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает непрерывное осознание педагогом реального уровня развития эстетической культуры, объективность оценки эстически направленного поведения (своего, другого), а также степени эмоциональной вовлеченности в процесс эстетического воспитания.

Сформированность представленных компонентов может выражаться на трех уровнях: высоком (системное и постоянное проявление), среднем (эпизодическое проявление отдельных компонентов), низком (отсутствие проявления большинства компонентов).

Таким образом, развитие ЭКП является важным направлением профессионального развития в области эстетического образования, поскольку:

- обеспечивает формирование представлений об искусстве как форме общественного сознания;

- является показателем эстетической образованности и воспитанности;

- отражает ценностные основания, которые и определяют уровень развития эстетических чувств, особого мировосприятия и отношения к миру, эстетического содержания деятельности и форм их выражения;

- проявляется в сформированном эстетическом отношении к окружающим явлениям и обеспечивает возможности творческой самореализации в различных видах профессиональной деятельности.

Формирование ЭКП предопределяет поиск эффективных средств, обеспечивающих непрерывное культурно-профессиональное становление и эстетически-творческое развитие педагога [9]. Считаем целесообразным проектировать методическую работу с педагогами в условиях дошкольной образовательной организации как процесс их научно-педагогического профессионального развития/саморазвития, что характеризует инновационную направленность методического сопровождения [4, 11, 12]. Особое значение приобретают информационно-коммуникативные и исследовательски-проектные формы организации, обеспечивающие поиск, изучение и апробацию наиболее актуальных форм и методов развития эстетической культуры.

Следует усилить методическую работу по развитию культуры речи педагогов и овладению нормативными аспектами общения как одного из направлений развития коммуникативной компетентности [1]. Высокий уровень развития культуры речи (ее ясности, краткости, точности, уместности) рассматривается как условие достижения целей эстетического воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Кроме того, уровень развития культуры речи позволяет судить об общем уровне личностной культуры педагога. Это оказывает выраженное влияние на достижение педагогом индивидуального конкурентного преимущества и, соответственно, повышает его репутацию в глазах родителей и профессионального сообщества и конкурентоспособность дошкольной образовательной организации в нестабильной ситуации профессионального окружения [2]. Поэтому важная роль в процессе формирования ЭКП отводится управленческой деятельности руководителя и целенаправленному методическому сопровождению в создании нормативно-правового, профессионально и эстетически организованного культурного пространства [3, 13].

Выводы. Изучение научно-теоретических и методических аспектов формировании ЭКП доказывает системность данного процесса, необходимость комплексного подхода к его организации, важность мотивации к эстетически направленной профессиональной деятельности, непрерывному развитию личностных качеств и профессиональных способностей в области художественно-эстетической деятельности. Необходимый уровень развития эстетической культуры характеризует ценностные основания педагога, которые и определяют уровень развития эстетических чувств, особого мировосприятия и отношения к миру, эстетического содержания деятельности и форм их выражения. Недостаточность развития компонентов эстетической культуры может приводить к односторонности художественно-эстетического развития и педагога, и ребенка.

Литература:

1. Бичева И.Б., Вершинина А.Ю., Шарова Т.И., Степаненкова А.В., Ростокина Е.С. Проблемы и перспективы повышения коммуникативной компетентности педагога // Современные наукоемкие технологии. № 11-2. С. 337-341.

2. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры // Наука и практика регионов. 2019. № 1 (14). С. 63-66.

3. Бичева И.Б., Казначеева С.Н. Развитие правовой компетенции педагога дошкольного образования // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. №4. С. 1

4. Зайцева С.А., Рыжечкина Л.И. Развитие инновационной культуры педагогов дошкольной образовательной организации // Мир педагогики и психологии. 2019. №9(38). С. 103-111.

5. Костина А.В. Культурология: учебник. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2008. 320 с.

6. Липский В.Н. Эстетическая культура как философская категория: автореф. дис. ... д -ра филос. наук. М., 1997. 71 с.

7. Малютин Г.В., Хорошавина Г.Д. Эстетическая культура как составляющая профессионализма будущего педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 12-2 (56). С. 477-480.

8. Милюгина Е.Г., Крылова М.Н. Формирование эстетической культуры старших дошкольников с использованием полихудожественного подхода // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Под ред. И.Д. Лельчицкого. Тверь, 2019. С. 154-159.

9. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 240-243.

10. Ханова Т.Г., Потанина П.Ю. Активные формы методической работы по художественно-эстетическому воспитанию детей // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 210-217.

11. Яркова Д.Д., Мухина Т.Г., Малинин В.А., Сорокоумова С.Н. Развитие творческого потенциала педагога в условиях деятельности федеральной инновационной площадки «Педагогическое лидерство» // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8. №2. С. 14.

12. Belinova N.V., Bicheva I.B., Vershinina A.Y., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Innovation and education: Technologies and perspectives // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Т. 12. № 4 Special Issue. С. 1307-1313.

13. Belinova, N.V., Bicheva, I.B., Krasilnikova, L.V., Khanova, T.G., Hizhnaya, A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization (2020) Lecture Notes in Networks and Systems, 91, pp. 422-429.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель кафедры иностранных языков Бобунова Анна Сергеевна

Российский университет дружбы народов (г. Москва); доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКОВ В

ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Аннотация. Формирование нравственного пространства школьников, необходимого условия воспитания нравственно ориентированных личностей, в современных условиях распространения цифровой среды в сфере образования вызывает необходимость применения в ней новых подходов к обучению и воспитанию. В этой статье мы представляем разработанный нами алгоритм формирования духовно-нравственного пространства школьников в информационно-цифровой среде на базе пересмотренной таксономии образовательных целей Б. Блума. Предлагаемый алгоритм изменяет наполнение первых трех уровней и направлен на расширение воспитательного воздействия при помощи электронной среды.

Ключевые слова: духовно-нравственное пространство, дистанционное обучение, информационная среда, пересмотренная таксономия Б. Блума, нравственно-эстетическое воспитание.

Annotation. The formulation of the moral space of schoolchildren requires the development of new approaches to teaching and upbringing in the digital environment. This article presents an algorism of the formation of the spiritual and moral space of schoolchildren in the information environment. The proposed algorism is an updated six-level taxonomy used for classifying educational purposes. The new algorism is aimed at expanding the educational impact using the electronic environment and required changing the content of the first three levels.

Keywords: spiritual and moral space, distance learning, information environment, revised Bloom's taxonomy, moral and aesthetic education.

Введение. Современные тенденции в сфере информационных технологий вкупе со сложившейся эпидемиологической обстановкой вызвали необходимость широкого применения новых виртуальных форматов образования, тенденция к росту использования которых сохраняется. Вызванный пандемией перенос образовательного процесса в виртуальный формат заставил образование приспосабливаться к новым условиям выполнения своей образовательной функции, чего нельзя сказать о её ушедшей на второй план воспитательной компоненте. Стремясь дать знания в новых условиях, система образования предложила виртуальную школу, не имеющую достаточной теоретической и практической базы для полноценной реализации всех его целей.

Изложение основного материала статьи. В поисках новых практических подходов в формировании духовно-нравственного пространства в дистанционной среде и с целью достижения и учебных, и воспитательных целей, мы попытались наполнить классификацию образовательных целей обновлённым содержанием, позволяющему ставить образовательные цели, выбирать педагогический материал, формулировать задания, выбирать средства и технологии обучения, инструменты для оценки в условиях виртуально-цифрового обучения.

Предлагаемый вариант практического наполнения позволяет повысить эффективность накопления, хранения и использования ценностной информации в учебно-воспитательных целях. Важное применение классификации - это систематическое накопление духовно-нравственного содержания учебного предмета и постоянная работа с ним. Эффективный поиск цифровых источников нравственного содержания в цифровой среде и соответствующая работа с ними хотя и требуют расширенного изучения и дополнительного времени, но имеют большой потенциал для обновления теории и методики нравственного воспитания и обучения [1].

Пересмотренная таксономия Б. Блума в цифровой среде.

Уровни пересмотренной таксономии Б. Блума (запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, создание) педагогам широко известны и служат им для реализации целей обучения не один десяток лет [5]. Слаженная работа уровней является успешной в традиционных формах образования, однако смещение вектора в сторону цифровизации требует корректирования содержания уже сложившихся подходов и методов. Уровни классификации также не являются исключениями. Применительно к новым условиям необходим пересмотр каждого уровня получения знаний в соответствие с возможностью его существования и успешностью решения учебно-воспитательных задач этого уровня в условиях переноса образования, а с ним и нравственного пространства воспитания, в электронную среду.

Каждому уровню таксономии соответствуют технологии и базы данных, которые помогают упорядочить материалы изучаемой темы, выбрать из них информативные и оптимальные для запоминания и применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.