Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПОДГОТОВКА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / КИТАЙСКИЕ ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Ван Шухань

Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена объективной потребностью китайского общества в выпускниках педагогических вузов, имеющих высокий уровень готовности к созданию развивающей художественно - эстетической среды в дошкольных образовательных учреждениях. Успешность решения данной проблемы связана с разработкой теоретико - методических подходов, включающих уточнение содержания и структуры феномена «художественно - эстетическая среда» с учетом общих установок на ее развивающий и воспитательный потенциал в китайской, российской и западноевропейской педагогике дошкольного детства. Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал художественно - эстетической среды в развитии ребенка дошкольного возраста и рассмотреть методы, которые могут применяться при подготовке китайских студентов педагогического вуза к реализации данного потенциала в их будущей профессиональной деятельности. Методологической основой исследования являются положения эстетики о гармонизирующем воздействии на человека эстетически организованной, упорядоченной, гармоничной в соотношении формы и содержания среды (М. С. Каган), выводы мыслителей и педагогов прошлого (В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) и современные исследования (А. И. Буров, Л. П. Печко, Е. Ф. Командышко, Е. П. Олесина, О. В. Стукалова) об эстетической восприимчивости детей дошкольного возраста и значимости художественно - эстетической среды как эмоционально - образного контекста в их эмоциональном, творческом, нравственном, социокультурном развитии. В статье использовались такие методы исследования, как изучение и анализ литературы, обобщение опыта российских и китайских педагогов - исследователей, педагогическое проектирование. Научная новизна состоит в уточнении компонентов художественно - эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении (эмоционально - психологического, ценностно - смыслового, творческого) и определении соответствующих этапов формирования у студентов готовности к ее созданию в процессе обучения в вузе. Практическая значимость исследования состоит в выявлении продуктивных методов подготовки студентов к созданию художественно - эстетической среды и описании творческих заданий на основе обращения к данным методам на занятиях в вузе. Авторами предложены следующие методы: моделирования (графического, объемного, пространственного, виртуального) эстетической среды в группе детского сада, художественного проектирования тематического оформления группы к праздничному событию, художественно - графической визуализации (эскиз, презентация, объемная картина, аппликация, пластилинография, мультипликация и пр.) предметного наполнения Центра художественного творчества в группе детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Ван Шухань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF CHINESE STUDENTS TRAINING FOR THE CREATION OF THE ARTISTIC AND AESTHETIC ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The relevance of the problem considered in the article is due to the objective need of the Chinese society for graduates of pedagogical universities with a high level of readiness to create a developing artistic and aesthetic environment in preschool educational institutions. The success of solving this problem is associated with the development of theoretical and methodological approaches, including clarification of the content and structure of the phenomenon of “artistic and aesthetic environment” taking into account the general attitudes towards its developmental and educational potential in Chinese, Russian and Western European pedagogy of preschool childhood. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the artistic and aesthetic environment in the development of a preschool child and to consider the methods that can be used in preparing Chinese students of a pedagogical university to realize this potential in their future professional activities. The methodological basis of the study is the provisions of aesthetics on the harmonizing effect on a person of an aesthetically organized, orderly, harmonious in relation to the form and content of the environment (M. S. Kagan), the conclusions of thinkers and teachers of the past (V. V. Zenkovsky, P. F. Kapterev, L. N. Tolstoy, K. D. Ushinsky, A. S. Makarenko, V. A. Sukhomlinsky and others) and modern research (A. I. Burov, L. P. Pechko, E. F. Komandyshko, E. P. Olesin, O. V. Stukalov) about the aesthetic sensitivity of preschool children and the importance of the artistic and aesthetic environment as an emotional and figurative context in their emotional, creative, moral, socio - cultural development. The article used research methods such as the study and analysis of literature, generalization of the experience of Russian and Chinese educational researchers, pedagogical design. Scientific novelty consists in clarifying the components of the artistic and aesthetic environment in a preschool educational institution (emotional - psychological, value - semantic, creative) and determining the appropriate stages in the formation of students’ readiness to create it in the process of studying at a university. The practical significance of the research lies in the identification of productive methods of preparing students for the creation of an artistic and aesthetic environment and the description of creative tasks based on referring to these methods in the classroom at the university. The authors proposed the following methods: modeling (graphic, volumetric, spatial, virtual) of the aesthetic environment in a kindergarten group, artistic design of the thematic design of the group for a festive event, artistic and graphic visualization (sketch, presentation, volumetric painting, application, plasticineography, animation, etc.). Subject content of the Center for Artistic Creativity in the kindergarten group.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

DO110.26170/po20-06-13 ГРНТИ 14.35.07

УДК 37.036:378.637(510) ББК Ч420.054.5

Код ВАК 13.00.02

Куприна Надежда Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620075, Россия, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 9, к. 41; e-mail: nkbv@mail.ru

Ван Шухань,

ассистент, Чанчуньский педагогический университет; Китайская народная республика, г. Чаньчунь; e-mail: 149109233@qq.c0m

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогические вузы; китайские студенты; дошкольники; дошкольные образовательные организации; эстетическое воспитание; воспитательный потенциал; художественно-эстетическая среда; подготовка будущих педагогов; китайские вузы.

АННОТАЦИЯ. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы обусловлена объективной потребностью китайского общества в выпускниках педагогических вузов, имеющих высокий уровень готовности к созданию развивающей художественно-эстетической среды в дошкольных образовательных учреждениях. Успешность решения данной проблемы связана с разработкой теоретико-методических подходов, включающих уточнение содержания и структуры феномена «художественно-эстетическая среда» с учетом общих установок на ее развивающий и воспитательный потенциал в китайской, российской и западноевропейской педагогике дошкольного детства. Цель статьи -раскрыть педагогический потенциал художественно-эстетической среды в развитии ребенка дошкольного возраста и рассмотреть методы, которые могут применяться при подготовке китайских студентов педагогического вуза к реализации данного потенциала в их будущей профессиональной деятельности. Методологической основой исследования являются положения эстетики о гармонизирующем воздействии на человека эстетически организованной, упорядоченной, гармоничной в соотношении формы и содержания среды (М. С. Каган), выводы мыслителей и педагогов прошлого (В. В. Зеньковский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлин-ский и др.) и современные исследования (А. И. Буров, Л. П. Печко, Е. Ф. Командышко, Е. П. Олеси-на, О. В. Стукалова) об эстетической восприимчивости детей дошкольного возраста и значимости художественно-эстетической среды как эмоционально-образного контекста в их эмоциональном, творческом, нравственном, социокультурном развитии. В статье использовались такие методы исследования, как изучение и анализ литературы, обобщение опыта российских и китайских педагогов-исследователей, педагогическое проектирование. Научная новизна состоит в уточнении компонентов художественно-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении (эмоционально-психологического, ценностно-смыслового, творческого) и определении соответствующих этапов формирования у студентов готовности к ее созданию в процессе обучения в вузе. Практическая значимость исследования состоит в выявлении продуктивных методов подготовки студентов к созданию художественно-эстетической среды и описании творческих заданий на основе обращения к данным методам на занятиях в вузе. Авторами предложены следующие методы: моделирования (графического, объемного, пространственного, виртуального) эстетической среды в группе детского сада, художественного проектирования тематического оформления группы к праздничному событию, художественно-графической визуализации (эскиз, презентация, объемная картина, аппликация, пластилинография, мультипликация и пр.) предметного наполнения Центра художественного творчества в группе детского сада.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Куприна, Н. Г. Подготовка китайских студентов к созданию художественно-эстетической среды в дошкольных образовательных учреждениях / Н. Г. Куприна, Ван Шухань. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 6. - С. 115-121. -DOI: 10.26170/Р020-06-13.

Kuprina Nadezhda Grigorievna,

Doctor of Pedagogy, Professor of Department of Theory and Methods of Educating a Culture of Creativity, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Wang Shuhan,

Assistant, Changchun Normal University, Changchun, China

KEYWORDS: pedagogical universities; Chinese students; preschoolers; preschool educational organizations; aesthetic education; educational potential; artistic and aesthetic environment; training of future teachers; Chinese universities.

ПОДГОТОВКА КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF CHINESE STUDENTS TRAINING FOR THE CREATION OF THE ARTISTIC AND AESTHETIC ENVIRONMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

ABSTRACT. The relevance of the problem considered in the article is due to the objective need of the Chinese society for graduates of pedagogical universities with a high level of readiness to create a developing artistic and aesthetic environment in preschool educational institutions. The success of solving this problem is associated with the development of theoretical and methodological approaches, including clarification of the content and structure of the phenomenon of "artistic and aesthetic environment" taking into account the general attitudes towards its developmental and educational potential in Chinese, Russian and Western European pedagogy of preschool childhood. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the artistic and aesthetic environment in the development of a preschool child and to consider the methods that can be used in preparing Chinese students of a pedagogical university to realize this potential in their future professional activities. The methodological basis of the study is the provisions of aesthetics on the harmonizing effect on a person of an aesthetically organized, orderly, harmonious in relation to the form and content of the environment (M. S. Kagan), the conclusions of thinkers and teachers of the past (V. V. Zenkovsky, P. F. Kapterev, L. N. Tolstoy, K. D. Ushinsky, A. S. Makarenko, V. A. Sukhomlinsky and others) and modern research (A. I. Burov, L. P. Pechko, E. F. Komandyshko, E. P. Olesin, O. V. Stuka-lov) about the aesthetic sensitivity of preschool children and the importance of the artistic and aesthetic environment as an emotional and figurative context in their emotional, creative, moral, socio-cultural development. The article used research methods such as the study and analysis of literature, generalization of the experience of Russian and Chinese educational researchers, pedagogical design. Scientific novelty consists in clarifying the components of the artistic and aesthetic environment in a preschool educational institution (emotional-psychological, value-semantic, creative) and determining the appropriate stages in the formation of students' readiness to create it in the process of studying at a university. The practical significance of the research lies in the identification of productive methods of preparing students for the creation of an artistic and aesthetic environment and the description of creative tasks based on referring to these methods in the classroom at the university. The authors proposed the following methods: modeling (graphic, volumetric, spatial, virtual) of the aesthetic environment in a kindergarten group, artistic design of the thematic design of the group for a festive event, artistic and graphic visualization (sketch, presentation, volumetric painting, application, plasticineography, animation, etc.). Subject content of the Center for Artistic Creativity in the kindergarten group.

FOR CITATION: Kuprina, N. G., Wang, Shuhan. (2020). Theoretical and Methodological Aspects of Chinese Students Training for the Creation of the Artistic and Aesthetic Environment in Preschool Educational Institutions. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 115-121. DOI: 10.26170/po20-06-13.

Введение. Система образования современного Китая развивается в русле тенденций, определяющих политику государства, активно включенного в процессы глобализации, ориентирующегося на лучшие достижения западноевропейской цивилизации и сохраняющего при этом национальные культурные особенности. В сфере образования Китая также наблюдается стремление к нахождению точек соприкосновения прогрессивных педагогических идей западноевропейских и российских исследователей с традиционными установками китайской педагогики.

В частности, в системе дошкольного образования Китая в настоящее время большое внимание уделяется созданию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении, активизирующей творческую и познавательную деятельность каждого ребенка. В действующей Директивной программе по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном образовательном учреждении должна быть создана среда «здоровой жизни и богатейшей деятельности детей» [Цит. по: 15, с. 96]. Данная программа составлена на основе теорий китайских (Дао Сичжи), российских (Л. С. Выготский), западноевропейских (Г. Гарднер, Ж. Пиаже) исследователей. В работах этих авторов среда образовательного учреждения рассматривается как система влияний на растущего челове-

ка, направленных на его развитие, обучение, воспитание и подготовку к жизни в определенном социокультурном пространстве. При этом подчеркивается значение художественно-эстетической составляющей предметно-пространственной среды, создающей образный контекст в развитии ребенка, в становлении его представлений о мире и самом себе, в активизации творческого потенциала.

В оценке качества дошкольного образования китайская образовательная система ориентируется на современные международные инструменты оценки, разработанные американскими и европейскими учеными. Наиболее распространенной является мониторинговая методика ECERS (Early Childhood Environment Rating Scale - Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях), где также значительное внимание уделяется художественно-эстетической среде как значимому компоненту образовательного пространства дошкольного учреждения.

В связи с этим актуальной становится подготовка педагогов, способных создать художественно-эстетическую среду в дошкольных образовательных учреждениях. Для реализации этой задачи в педагогических вузах Китая студентами изучаются дисциплины, раскрывающие особенности детского творчества и значимость художественно-эстетической среды в развитии

© Куприна Н. Г., Ван Шухань, 2020

личности ребенка («Детский сад: Практическое изобразительное искусство», «Изготовление детских игрушек и учебных пособий», «Создание и дизайн окружающей среды»). Содержание дисциплин обобщает опыт китайских педагогов-исследователей по созданию центров художественного творчества в группах детского сада (Ли Хунюй [5], Цзэн Лиин [13]), формированию изобразительных умений у детей (Чэнь Сяохэн [14]), развитию творческих способностей детей различными техниками изобразительной деятельности (Жен Сюэмэй [2]).

В то же время на периферии внимания китайских исследователей остается изучение таких возможностей художественно-эстетической среды, как создание с ее помощью эмоционального комфорта в развитии детей, мотивации к творческому взаимодействию детей и взрослых (педагогов, родителей), формирование нравственных представлений у детей, приобщение их к базовым национальным и общеевропейским ценностям. Понимание возможностей художественно-эстетической среды в комплексном воспитательном воздействии на детей, владение инструментами, способствующими реализации этих возможностей в условиях дошкольного образовательного учреждения, представляется важнейшей составляющей профессиональной вузовской подготовки современного педагога детства.

Цель статьи - раскрыть педагогический потенциал художественно-эстетической среды в развитии ребенка дошкольного возраста и рассмотреть методы, которые могут применяться при подготовке китайских студентов педагогического вуза к реализации данного потенциала в их будущей профессиональной деятельности.

Обзор литературы. Понятие «художественно-эстетическая среда» оформилось как научная дефиниция в контексте научной школы А. И. Бурова - в исследованиях ученых Института художественного образования Российской академии образования. В работах Л. П. Печко, Е. Ф. Командышко, Е. П. Олеси-ной, О. В. Стукаловой художественно-эстетическая среда раскрывается как емкое и многоаспектное понятие, как источник «формирования целостного, с многообразными свойствами человека» [1, с. 273].

Разработка понятия «художественно-эстетическая среда» представителями научной школы А. И. Бурова базируется на представлении о значении эстетически ценного предметно-пространственного окружения в развитии личности ребенка, укоренившемся в отечественной педагогике благодаря трудам выдающихся мыслителей (В. В. Зень-ковский, П. Ф. Каптерев, Л. Н. Толстой) и педагогов (К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий,

А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский) прошлого.

Идея о том, что эстетика оформления пространства детского образовательного учреждения выступает важнейшим условием эмоционального комфорта ребенка и условием формирования здоровых душевных качеств, подтверждается исследованиями в области эстетики. В трудах Ю. Б. Бо-рева, В. В. Бычкова, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева и др. раскрывается сущность эстетического восприятия окружающего мира человеком, подчеркивается, что эстетически организованная, гармоничная в соотношении формы и содержания среда вызывает переживание «счастливого равновесия с миром» [3, с. 107].

Применительно к дошкольному возрасту особенно важны выводы ученых об эстетической восприимчивости детей дошкольного возраста и значимости художественно-эстетической среды как эмоционально-образного контекста в их нравственном и социокультурном развитии. Художественно-эстетическая среда рассматривается учеными как «содержательно-культурное поле», характеризующееся «атмосферой эстетического общения» и творчества [9, с. 5].

Результаты исследования. Изучение и обобщение литературы по проблеме исследования позволило выделить основные компоненты художественно-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении.

Эмоционально-психологический компонент связан с формированием эмоционального комфорта и благополучия детей в эстетически организованном образовательном пространстве. Эстетика оформления дошкольного образовательного учреждения подразумевает эстетическое оформление интерьера, окружающей обстановки, освещение и цветовую отделку помещений, внешний вид мебели, наглядных материалов и пособий, игрушек, технических устройств и оборудования для занятий, творческие работы детей и педагогов, а также природное окружение как внутри учреждения (зимний сад, живой уголок), так и вокруг него.

Эстетика образовательного пространства создает его эмоциональную атмосферу, что при грамотной педагогической организации способствует формированию эмоционального благополучия детей. В период дошкольного детства это особенно важно, поскольку напрямую связано с физическим здоровьем и успешностью познавательных процессов. Эстетически организованная образовательная среда выстраивает в сознании ребенка образ гармоничного и доброжелательного к нему окружающего мира, что усиливает мотивацию к обучению и

развитию, формирует доверительные отношения между участниками образовательного процесса, повышает степень их сотрудничества в достижении результатов образования, создает ситуацию успеха и в целом является условием формирования здоровых душевных качеств.

Ценностно-смысловой компонент раскрывается в эстетическом общении детей и взрослых на основе произведений искусства - выразителей социокультурных смыслов и ценностей.

Искусство и эстетическое общение детей и педагогов на его основе является «сердцевиной художественно-эстетической среды» (по выражению Л. П. Печко). Исследователь считает, что художественно-эстетическая среда выступает, прежде всего, «полем» для эстетического общения и «субъект-субъектного взаимного ориентирования в личных эстетических предпочтениях чувственно-эмоционального плана» [9, с. 15].

Применительно к дошкольному возрасту данная позиция раскрывается как приобщение детей к образцам гармоничных и ответственных отношений человека с окружающим миром в процессе восприятия и обсуждения произведений искусства, связанных с нравственной проблематикой.

Эмоционально-образное восприятие выполняет ведущую роль в восприятии окружающего мира у ребенка-дошкольника, память детей связана с яркими эмоциональными впечатлениями. Произведения искусства, умело подобранные педагогами в соответствии с возрастными особенностями детей, включенные в повседневную жизнь детского сада и обогащающие детей эмоционально-образными впечатлениями, способствуют закреплению в сознании детей образов-ценностей через их восприятие и переживание.

Творческий компонент раскрывается в совместной деятельности детей и взрослых по художественно-эстетическому оформлению образовательного пространства.

Идея вовлечения детей в «эстетическую сотворческую и созидательную деятельность», их участия в художественном оформлении образовательного пространства является ведущей в анализе различных моделей создания художественно-эстетической среды образовательного учреждения [10, с. 118] и выступает важнейшей позицией в международной системе оценки качества дошкольного образования [12].

Оформление интерьера образовательного учреждения детскими работами создает приподнятую, радостную атмосферу, насыщенную красочностью, свежестью детского восприятия, искренним и живым чувством красоты окружающего мира.

Необходимость активного проявления ребенка в художественно-эстетической среде, в которой он живет, связана и с процессом его становления как субъекта культуры. Ребенком могут переживаться лишь те ценности, с которыми он непосредственно соприкоснулся, которые входят в его личностный опыт. Художественно-творческая деятельность открывает детям возможности для практической вовлеченности в освоение познавательной информации и нравственных ценностей, выраженных в произведениях искусства.

Особое значение в оформлении дошкольного образовательного учреждения имеет декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с национальными традициями, что имеет особое значение в системе китайского образования. Процесс приобщения детей именно к этому виду изобразительного творчества наиболее методически оснащен, представлен в работах китайских педагогов-исследователей и в методических разработках педагогов-практиков (У Сяоли [11], Чжао Хайянь [16], Чжао Шуфан [17]).

В то же время анализ литературы выявил недостаточность теоретико-методических исследований, связанных с подготовкой студентов китайских педагогических вузов к использованию потенциала всех компонентов художественно-эстетической среды в комплексном воспитательном воздействии на детей.

Для реализации этой задачи нами разработан спецкурс «Создание художественно-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении» для студентов педагогических вузов Китая. Содержание спецкурса представлено в логике последовательного освоения студентами основных компонентов художественно-эстетической среды (эмоционально-психологического, ценностно-смыслового, творческого). Для каждого этапа предусмотрены методы, направленные на практическое освоение студентами подходов к реализации развивающего и воспитательного потенциала художественно-эстетической среды в работе с детьми.

На этапе, связанном с освоением студентами эстетики оформления образовательного пространства (эмоционально-психологический) оптимальным для решения задачи создания эмоционального комфорта для детей выступает метод моделирования образовательного пространства группы в дошкольном учреждении.

Студентам предлагается создать модель группы детского сада, включающую разные способы организации для детей психологического комфорта, защищенности, эмоционального равновесия с помощью эстетизации пространства (корреляция сенсорной насыщенности предметного окружения,

фитодизайн, художественно-эстетические элементы в оформлении, рациональное зонирование с выделением мест активного движения, мест уединения, мест для различных занятий, хранения материалов и оборудования и пр.) Обязательным условием при создании модели является учет возрастных особенностей детей.

Студенты могут работать небольшими группами и принимать коллективные решения при создании модели. Самостоятельно студенты решают, какой способ моделирования будет выбран: графическое (с использованием техники коллажа), объемное (в технике ассамбляж), пространственное (при создании макета), виртуальное (с использованием компьютерных программ).

После завершения работы выносятся на коллективное обсуждение с использованием метода мозгового штурма (с предложениями от других групп студентов разнообразных дополнительных способов усовершенствования представляемых моделей).

На этапе освоения ценностно-смыслового компонента художественно-эстетической среды используется метод художественного проектирования. Студентам предлагается спроектировать тематическое оформление группы к праздничному событию. Выбор события осуществляется студентами самостоятельно: это может быть традиционный календарный праздник, утренники «Встреча с героями сказки», «День мамы» и т. п.).

Обязательным условием (наряду с учетом возрастных особенностей детей) является включение в проект произведения изобразительного искусства, соответствующего тематике события (выбор репродукции, скульптуры или произведения декоративно-прикладного искусства, определение его места в интерьере, подбор дизайнерских приемов, направленных на привлечение внимания к данному произведению, выделение пространства рядом с ним для проведения беседы с детьми или музыкально-театрализованного действа, связанного с его сюжетом). Проект представляется в виде эскиза и дополняется предложениями студентов по проведению тематического мероприятия, включающего знакомство детей с произведением искусства.

На данном этапе программой предусмотрено ознакомление студентов с методами эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства детьми через вовлечение их в выполнение практических заданий. Это методы, связанные с актуализацией жизненного опыта детей: эмпатии, широких ассоциаций, уподобления автору, герою произведения (Б. М. Неменский [7]); методы практического анализа средств вы-

разительности: определения эмоционального тона художественного произведения (А. А. Мелик-Пашаев [6]), создания эмоциональной драматургии занятия (Д. Б. Кабалевский [3]); методы сотворческого восприятия: постановки эмоционально-отношен-ческих задач, творческой интерпретации содержания произведения в собственной художественной деятельности (Б. М. Не-менский [7]).

На этапе освоения студентами творческого компонента художественно-эстетической среды применяется метод художественно-графической визуализации предметного наполнения Центра художественного творчества в группе детского сада.

В китайских (как и российских) детских садах такой Центр, играющий особую роль в организации пространства группы, как правило, связан с изобразительной деятельностью. Для ребенка изобразительная деятельность является формой выражения мыслей, эмоциональных переживаний, представлений об окружающей действительности. Поэтому предметное наполнение Центра художественного творчества подразумевает, прежде всего, материалы для изобразительной деятельности, но часто планируется и как связующее звено между другими видами детского творчества.

Пространственная организация и предметное наполнение Центра (художественными и дидактическими материалами, игрушками, костюмами, фотографиями, произведениями декоративно-прикладного искусства, репродукциями картин, поделками из природного материала и пр.) должно соответствовать возрастным возможностям и потребностям детей. Поэтому для художественно-графической визуализации предметного наполнения Центра студентам предлагается выбрать конкретный возраст детей и при защите своей работы соотнести отобранные материалы и предметы с возрастными особенностями.

Визуализировать свои идеи студенты могут разными способами: в виде эскиза, презентации, объемной картины, средствами аппликации, пластилинографии, мультипликации (отснятый на видео процесс постепенного заполнения чистого листа заранее прорисованными и вырезанными изображениями предметов, сопровождающийся комментариями).

Особое значение для развития детского художественного творчества имеют техники так называемого «нетрадиционного рисования»: рисование пальчиками, ладошкой, оттиски разными материалами, кляксогра-фия, монотипия и пр. Дети воспринимают эти техники как увлекательную игру, возможность фантазировать и эксперимента-

ровать с разными материалами. Описание этих техник и возможности их использования в работе с детьми широко представлены в методических разработках китайских авторов и включены в содержание спецкурсов, реализующихся в настоящее время в педагогическом вузе.

Заключение. Готовность к созданию художественно-эстетической среды в дошкольных образовательных учреждениях представляется важнейшей составляющей профессиональной вузовской подготовки современного педагога детства и включает: представления об основных компонентах художественно-эстетической среды, понимание ее возможностей в комплексном воспитательном воздействии на детей, владение инструментами, способствующими реализации этих возможностей в работе с детьми.

Содержание разработанного спецкурса «Создание художественно-эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении» представлено в логике последовательного освоения студентами основных компонентов художественно-эстетической среды: от эмоционально-психологического, связанного с созданием эмоционального благополучия детей в эстетически организо-

ванном образовательном пространстве, - через ценностно-смысловой, раскрывающийся в эстетическом общении детей и взрослых на основе произведений искусства - выразителей социокультурных смыслов и ценностей, -к творческому, раскрывающемуся в совместной деятельности детей и взрослых по художественно-эстетическому оформлению образовательного пространства на основе национальных культурных традиций и в соответствии с международными требованиями к качеству дошкольного образования.

На этапах реализации спецкурса используются методы: моделирования (графического, объемного, пространственного, виртуального), художественного проектирования, художественно-графической визуализации (эскиз, презентация, объемная картина, аппликация, пластилинография, мультипликация и пр.) В творческих заданиях студенты осваивают методы эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства и техники нетрадиционного рисования, направленные на развитие личностного и творческого потенциала детей в педагогически организованной художественно-эстетической среде дошкольного образовательного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буров, А. И. Эстетическая сущность искусства / А. И. Буров. - М. : Искусство, 1956. - 124 с.

2. Жен, С. Исследование детского обучения печати водой и чернилами / С. Жен. - Хубэй : Изд-во художественного колледжа, 2020.

3. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца : кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.

4. Каган, М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М. С. Каган. - Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1972. - 440 с.

5. Ли, Хунюй. Создание среды детского сада / Хунюй Ли. - Пекин : Издательская группа Пекинского педагогического университета, 2015. - 8 с.

6. Мелик-Пашаев, А. А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно -творческого развития детей : методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А. А. Мелик-Пашаев, А. А. Адаскина, Г. Н. Кудина [и др.]. - Дубна : Феникс+, 2009. - 272 с. : ил.

7. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учителей общеобразо-ват. учреждений / Б. М. Неменский. - М. : Просвещение, 2012. - 240 с.

8. Оганесян, Э. Д. Методы развития у детей эмоционально-ценностного восприятия произведений изобразительного искусства : Практикум по дисциплине «Музей и дети» : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Э. Д. Оганесян ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2018.

9. Печко, Л. П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса / Л. П. Печко // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе) : межвузовский сборник научных трудов / Институт художественного образования РАО ; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. - М. ; Луганск, 2000. - Вып. 2. - С. 5-25.

10. Стукалова, О. В. Эстетическая среда воспитания и образования на уроке словесности: от истории российской школы к современности / О. В. Стукалова // Педагогика эстетической среды: теория и опыт : сб. науч. тр. / под ред. Л. П. Печко, Н. Н. Яковлевой. - М. ; Минск : НИО, 2002. - С. 110-120.

11. У, Сяоли. Стратегическое исследование по созданию тематической региональной деятельностной среды в детском саду / Сяоли У // Новые занятия. - 2020. - № 39. - С. 89.

12. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECERS-R : переработанное издание / Т. Хармс, Р. М. Клиффорд, Д. Крайер ; пер. с англ. И. Ю. Облачко, И. Е. Федосова. - М. : Изд-во «Национальное образование», 2017. - 136 с. - (Национальная контрольно-диагностическая лаборатория).

13. Цзэн, Лин. Краткая дискуссия о влиянии художественной зоны на создание среды в детском саду и развитие детского творчества / Лин Цзэн / / Родители - 2020. - № 25. - С. 159-161.

14. Чэнь, Сяохэн. Основы изящных искусств (второе издание) / Сяохэн Чэнь. - Пекин : Издательство Renmin University Press, 2010.

15. Чжан, Лисин. Особенности организации дошкольного образования в КНР / Лисин Чжан // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 95-104.

16. Чжао, Хайянь. Исследование о дошкольном образовании в народной культуре : дис. ... канд. пед. наук / Чжао Хайянь. - Юго-Западный университет, 2012.

17. Чжао, Шуфан. Исследование значимости и стратегии включения народных ремесел в учебную программу детского сада : дис. ... магистра / Чжао Шуфан. - Юго-Западный университет, 2010.

REFERENCES

1. Burov, A. I. (1956). Esteticheskaya sushchnost' iskusstva [Aesthetic essence of art]. Moscow, Iskusstvo.

124 p.

2. Zhen, S. (2020). Issledovanie detskogo obucheniya pechati vodoy i chernilami [Study of children's learning to print with water and ink]. Hubei, Izd-vo khudozhestvennogo kolledzha.

3. Kabalevsky, D. B. (1981). Vospitanie uma i serdtsa [Education of mind and heart]. Moscow, Prosvesh-chenie. 192 p.

4. Kagan, M. S. (1972). Morfologiya iskusstva: Istoriko-teoreticheskoe issledovanie vnutrennego stroeniya mira iskusstv [Morphology of art: Historical and theoretical study of the internal structure of the world of arts]. Leningrad, Iskusstvo. Leningr. otd-nie. 440 p.

5. Li, Hongyu. (2015). Sozdanie sredy detskogo sada [Creating a kindergarten environment]. Beijing, Iz-datel'skaya gruppa Pekinskogo pedagogicheskogo universiteta. 8 p.

6. Melik-Pashaev, A. A., Adaskina, A. A., Kudina, G. N., et al. (2009). Metodiki issledovaniya i problemy diagnostiki khudozhestvenno-tvorcheskogo razvitiya detey [Research methods and problems of diagnostics of artistic and creative development of children]. Dubna, Feniks+. 272 p.

7. Nemensky, B. M. (2012). Pedagogika iskusstva. Videt', vedat' i tvorit' [Pedagogy of art. Seeing, knowing and creating]. Moscow, Prosveshchenie. 240 p.

8. Oganesyan, E. D. (2018). Metody razvitiya u detey emotsional'no-tsennostnogo vospriyatiya pro-izvedeniy izobrazitel'nogo iskusstva [Methods for the development of emotional-value perception of works of fine art in children]. Ekaterinburg.

9. Pechko, L. P. (2000). Osnovnye kharakteristiki estetiko-pedagogicheskoy sredy shkoly, uroka, klassa [Main characteristics of the aesthetic and pedagogical environment of a school, lesson, class]. In Esteticheskaya sreda i razvitie kul'tury lichnosti (v shkole i pedvuze): mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. Moscow, Lugansk. Issue 2, pp. 5-25.

10. Stukalova, O. V. (2002). Esteticheskaya sreda vospitaniya i obrazovaniya na uroke slovesnosti: ot istorii rossiyskoy shkoly k sovremennosti [Aesthetic environment of upbringing and education at the lesson of literature: from the history of the Russian school to the present]. In Pechko, L. P., Yakovleva, N. N. (Eds.). Pedagogika estet-icheskoy sredy: teoriya i opyt: sb. nauch. tr. Moscow, Minsk, NIO, pp. 110-120.

11. U, Xiaoli. (2020). Strategicheskoe issledovanie po sozdaniyu tematicheskoy regional'noy deyatel'nostnoy sredy v detskom sadu [Strategic research on creating a thematic regional activity environment in kindergarten]. In Novye zanyatiya. No. 39, p. 89.

12. Harms, T., Clifford, R. M., Cryer, D. (2017). Shkaly dlya kompleksnoy otsenki kachestva obrazovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh ECERS-R [Scales for a comprehensive assessment of the quality of education in preschool educational institutions ECERS-R] / transl. by I. Yu. Oblachko, I. E. Fedosov. Moscow, Izd-vo «Natsional'noe obrazovanie». 136 p.

13. Zeng, Lin. (2020). Kratkaya diskussiya o vliyanii khudozhestvennoy zony na sozdanie sredy v detskom sadu i razvitie detskogo tvorchestva [Brief discussion about the influence of the art zone on the creation of the environment in kindergarten and the development of children's creativity] In Roditeli. No. 25, pp. 159-161.

14. Chen, Xiaoheng. (2010). Osnovy izyashchnykh iskusstv (vtoroe izdanie) [Fundamentals of fine arts (second edition)]. Beijing, Izdatel'stvo Renmin University Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Zhang, Lisin. (2009). Osobennosti organizatsii doshkol'nogo obrazovaniya v KNR [Features of the organization of preschool education in the China]. In Doshkol'noe vospitanie. No. 12, pp. 95-104.

16. Zhao, Haiyan. (2012). Issledovanie o doshkol'nom obrazovanii v narodnoy kul'ture [Research on preschool education folk culture course]. Dis. ... cand. ped. nauk. Southwestern University.

17. Zhao, Shufang. (2010). Issledovanie znachimosti i strategii vklyucheniya narodnykh remesel v uchebnuyu programmu detskogo sada [Research of the significance and strategy of including folk crafts in the curriculum of kindergarten]. Dis. ... magistra. Southwestern University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.