Научная статья на тему 'Рисование с натуры как метод наглядного обучения и общего развития ребёнка'

Рисование с натуры как метод наглядного обучения и общего развития ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9733
717
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИ АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юнхуэй Се

Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся. Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то естественно здесь нельзя обойтись без таких наук как психология, физиология, эргономика и ряд других областей наук, тесно связанных с деятельностью человека. Задача школы различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребёнка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех её проявлениях, развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека. Человеку научиться понимать и любить прекрасное во всем многообразии его проявлений необходимо не только для духовного обогащения, но и для успешной работы. Любой человек должен уметь видеть и понимать изящество и красоту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рисование с натуры как метод наглядного обучения и общего развития ребёнка»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

3. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука.- 2010.- № 11 (79). С.23-33.

4. Давыдова Н. Н., Суслов А. А., Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университетское управление.- № 5 (75).- 2011. С.39-45.

5. Давыдова Н. Н, Пермякова И. Г. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2010.- № 1. С.55-57.

6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.- 23 с.

7. Савенкова Л. Г. Интегрированный подход к процессу в школе как одно из важных направлений современной

художественной педагогики [Электронный ресурс]. // Art iso.ru. 2009.- № 1. URL: http://art.ioso.ru/integ_podhod.htm (дата обращения: 17.02.2013).

8. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука.- 2012.-№ 1.- С.3-18.

9. Сиденко А. С. Концептуальные подходы деятельности Школы педагога-исследователя // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 1.

10. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 6.

11. Федеральный государственный стандарт [Сайт]. URL: http://standart.edu.ru

J

Се Юнхуэй

Аспирантка ХГФ МПГУ г.Москва

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ КАК МЕТОД НАГЛЯДНОГО ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Л___________________________________________Г

Аннотация. Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Изобразительное искусство должно содействовать всестороннему, гармоничному развитию учащихся. Поскольку основным объектом научных исследований в области преподавания является школьник, то естественно здесь нельзя обойтись без таких наук как психология, физиология, эргономика и ряд других областей наук, тесно связанных с деятельностью человека. Задача школы различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребёнка, пробуждая у него эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех её проявлениях, развивая его творческие возможности, творческую активность, которая может быть проявлена в самых различных областях деятельности человека. Человеку научиться понимать и любить прекрасное во всем многообразии его проявлений необходимо не только для духовного обогащения, но и для успешной работы. Любой человек должен уметь видеть и понимать изящество и красоту.

Ключевые слова: рисование с натуры, метод обучения, художественное образование, воспитание, художественно-творческая деятельность, формирование творчески активной личности, изобразительное искусство, художественная культура, культура, социальный опыт, социализация, развитие личности.

Рисование с натуры как метод обучения - процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. В процессе художественного воспитания школьников у детей формируется способность чувствовать,

понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им. Обучение изобразительному искусству способствует художественно-творческой деятельности.

В жизни ребёнка воспитывает всё: убранство помещения, опрятный костюм, формы личных отношений, общение с окружающими, условия труда и развлече-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

75

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ний. Всё это либо привлекает, либо отталкивает детей. Причём особенно важно не только организовать эстетику среды, в которой живёт, учится, работает, отдыхает ребёнок, но и привлечь самих детей к активной деятельности по созиданию и сохранению красоты. Только в этом случае красота по-настоящему станет видна школьникам, будет чувственно осязаемой, сделает их ревностными защитниками и пропагандистами прекрасного, доброго, человечного. Система эстетического воспитания учащихся начальных классов строится с учётом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Идёт ли речь о требованиях к нравственно-эстетическому идеалу, вкусу, эстетическим суждениям, которые должны быть свойственны младшему школьнику, подростку, юноше, или о характере, жанрах, критериях оценки творческой (в том числе художественно-творческой) деятельности, каждый раз оптимальное требование и решение проблемы должно быть соотнесено с возрастными возможностями ребёнка.

Подготовка школьника к успешной и эффективной жизни заключается не только во всестороннем образовании и воспитании. Должны быть развиты его индивидуальные способности, он должен уметь создавать новое, жить и творить по законам красоты. Стремление к прекрасному облагораживает человека.

Учитель рисования может и должен пробудить в детях чувство прекрасного и возвышенного. Для этого он должен на уроках обращать внимание учеников на красивое в жизни, учить их замечать, чувствовать, воспринимать красоту, любоваться ею, радоваться. Учитель показывает, как богата природа цветовыми оттенками, многообразие форм в природе. Рисуя с натуры пейзаж, ветки деревьев, листья, цветы, изучая характер их формы, ученики начинают интересоваться природой, богатством и разнообразием её форм и красок. Рисование помогает научиться видеть мир шире и разностороннее.

Исходя из общих задач воспитания, гармоничного развития личности, можно выделить следующие цели школьного курса изобразительного искусства:

1. Подготовка всесторонне развитых, образованных членов общества с активной общественной и гражданской позицией.

2. эстетическое воспитание детей, развитие их художественного вкуса.

3. Помощь детям в познании окружающего мира, развитие их наблюдательности, приучение к логическому мышлению, осознанному восприятию увиденного.

4. Раскрытие практического значения рисунка в жизни человека. Умение пользоваться рисунком как инструментом в трудовой, общественной, личной жизни.

5. Обучение знанию элементарных основ реалистического рисунка. Развитие навыков и умений в изобразительном искусстве, обучение основным техническим приёмам работы. Любовь к труду, аккуратность и настойчивость в работе.

6. Развитие творческих способностей учеников, эстетического восприятия мира, пространственного мышления, образного представления и воображения. Всестороннее психическое и личностное развитие.

7. Ознакомление учеников с выдающимися произведениями русского и мирового изобразительного искусства. Развитие интереса и эмоционального отношения к изобразительной деятельности.

Нужно заинтересовать школьников своим предметом, рассказать, что умение рисовать нужно не только художникам, что изобразительные навыки нужны и людям многих других профессий. Умение рисовать необходимо конструктору, модельеру, архитектору, биологу, археологу, воспитателю детского сада, вра-чу-косметологу и многим другим.

Всем известно о выдающихся талантах в изобразительном искусстве у наших известных ученых-ис-следователей: Михаила Васильевича Ломоносова, Семенова-Тянь-Шаньского, Миклухо-Маклая, Дмитрия Менделеева и др. Рисование помогало в их творчестве многим писателям: Гёте, Виктор Гюго, Андерсен, А. Пушкин и М. Лермонтов, Л. Толстой и Вл.Маяков-ский.

Рисование с натуры является одним из основных, важнейших видов учебной деятельности в изобразительном искусстве. это метод наглядного обучения, который даёт прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в деле общего развития учащихся. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. Рисование с натуры формирует опыт художественной деятельности младших школьников. Изображаемый предмет в начальной школе предлагается с одной фиксированной точки зрения.

Сознание 6-7-летнего ребёнка и его психологическое развитие не подготовлено к восприятию натуры, как мы взрослые это понимаем. Ребёнок, имея перед собой натуру, в большинстве случаев рисует её чаще всего по памяти и представлению, т.е. изображает предмет с наиболее характерной стороны со всеми существенными его признаками. Я говорю слово «яблоко», а вы изобразите его. У большинства из вас это яблоко большое, красное или зелёное, обязательно с листочком, потому что в вашей памяти с детства осталось воспоминание о красивом и большом яблоке, принесённом вам когда-то в подарок. Поэтому рисование с натуры в 1 классе мы называем рисование с натуры по памяти и представлению.

Действительными навыками рисования с натуры дети и овладевают постепенно в течение первого и второго годов обучения, а осознанное зрительное изображение, как правило, начинает формироваться лишь к концу второго года обучения.

В рисование с натуры, по памяти и представлению входят:

Графика - рисование карандашом, простым и цветным, пастелью, углём, тушью и т.д.. Живопись - работа

76

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

акварельными и гуашевыми красками. Занятия могут быть длительными 1-2 часа или кратковременными 7-15 минут (наброски).

В 7-8-летнем возрасте у детей очень хорошо развита подражательная способность. Это даёт учителю мощное средство обучения, без которого рисование в начальных классах немыслимо - это показательное рисование и педагогический рисунок на доске.

Методика проведения занятий особенно в 1 классе, да и во всех остальных строится по принципу «делай как я». Как держать кисть, карандаш, смешивать краски и т.д., всё учитель должен показать. Показ должен сопровождаться словесным объяснением учителя.

Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей. Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребёнок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию её форм и красок, ребёнок видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, богатство цветовых оттенков, тем самым развивая эстетическое восприятие мира.

Школьная программа по изобразительному искусству содержит четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы и беседы об искусстве. эти занятия проводятся с первого по шестой класс.

Рисование с натуры самый большой блок в курсе обучения изобразительному искусству. Это не случайно. этот метод наглядного обучения не только эффективно обучает рисунку, но и способствует общему развитию ребёнка. Приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры. Всё это подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

Цель изучения формы предмета - это не только знакомство с внешней формой предмета, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой. Это помогает усвоению учебных материалов таких предметов, как математика, физика и так далее.

Процесс рисования с натуры активирует значительную умственную деятельность ребёнка. Это не простое созерцание, это изучение предмета, переход к полному и обобщённому представлению об этом предмете от единичного, отрывочного представления. В процессе рисования с натуры ученик должен внимательно рассматривать этот предмет, отмечать его характерные особенности, понять его структуру. Рисование с натуры, когда предмет доступен зрению, осязанию, измерению и сравнению, приводит к тому, что понятия, суждения и умозаключения о предмете конкретизируются, приобретают ясность и чёткость.

Почему в начальных классах занятия изобразительным искусством целесообразно строить по двум направлениями: рисование с натуры (изучение формы путём зрения) и лепка (изучение формы путём осязания). Эти два способа изучения натуры дополняют друг друга. Художники часто пользовались таким способом.

Например, дети в первом классе рисуют с натуры лист тополя. И, чтобы помочь им уловить характер формы, учитель для сравнения показывает лист сирени, берёзы, липы или клёна. Это позволяет быстрее подмечать характерные особенности формы листа тополя и других листьев.

Рисование с натуры, как ни один другой предмет, максимально обеспечивает активное внимание учащихся к предмету, к анализу его строения. Микеланджело Буонарроти говорил: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок -источник и корень всякой науки».

Обучение рисованию с натуры в школе развивает умственные способности. На уроках рисования необходимо приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе данных о линейной перспективы, теории теней, цветоведения и анатомии. Детям свойственны интерес и внимательность при рассмотрении и анализе формы предметов, они легко подмечают даже мельчайшие детали и нюансы. Это помогает в обучении правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Ещё великие итальянские художники указывали, что рисование с натуры - это лучший метод обучения. Это верно как для профессионального обучения, так и для развивающего обучения в общеобразовательной школе. Рисование с натуры и перспективное рисование развивает «верный глаз» и «гибкую руку» (Жан-Жак Руссо) - развивается пространственное мышление и воображение. Решение задачи изобразить трёхмерный объект в плоскости листа бумаги как процесс познания элементарных правил перспективы запускает сложнейший процесс пространственного мышления. Чтобы графически изобразить предмет, необходимо уметь зрительно представлять этот предмет. Его конструкцию, взаимосвязь частей, характер формы, положение в пространстве.

Развитие способности к ясным образным представлениям в процессе рисования с натуры влияет и на развитие различных видов памяти: образной, двигательной, эмоциональной и словесно-логической.

Во время рисования с натуры ученик конструктивно анализирует форму предмета, благодаря чему развивается память, воображение, абстрактное мышление. Всё это и способствует общему развитию человека.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе включает в себя светотеневой рисунок (рисунок карандашом), элементы живописи - отдельные предметы, несложные натюрморты, интерьеры и пейзажи. Знакомясь с элементами живописи, ученики овладевают техническими приёмами работы цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками.

Сначала ученики (в первых классах) рисуют акварелью предметы природы (листья, насекомых и так далее), без смешения красок.

С третьего класса ученики начинают подбирать сходный с натурой цвет, изучают смешение красок. Знакомятся с использованием цветных подкладок.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

77

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

В четвёртом классе рисуют объёмные формы акварельными красками на белом, а потом уже на цветном фоне.

В пятом-шестом классах в рисовании с натуры решается задача правильной передачи соотношений цвета в группе предметов и объёмности предметов. Ученики овладевают приёмом работы по-сырому, учатся работать акварелью на основе использования приёмов повторных прокладок цвета, слияния цветов.

Дети воспринимают всё окружающее с вдохновлённой радостью. Детские впечатления постепенно превращаются в мысли. Учитель должен умело вести ученика через обучение к правильным представлениям о мире. Учеников знакомят с основными положениями цветоделения, учат правильно пользоваться цветом, тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (тёплый или холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, сохраняя зрительную достоверность изображаемого.

Литература

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

2. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Дрофа, 2007.; его же: Изобразительное искусство. 2 класс. М.: Дрофа, 2007.

3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М.: Просвещение, 1971, 1983.

4. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги. М.: Просвещение, 1991.

5. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.

6. Ондоралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1988.

7. Орлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество -М..- 1988.

8. Педагогика. / Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

9. Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов-н/Д., 1996.

10. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 2000.

11. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, Рандеву-АМ, 2000.

12. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Академия, 2002.

13. Чистяков П. П. Письма. Записные книжки. Воспоминания.- М., 1953.

J

Л

Гончарова Ольга Вячеславовна

учитель-логопед МДОУ ДС КВ № 34 г.Ейск, Краснодарский край E-mail: [email protected]

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ВИД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_____________________________С

Аннотация. В условиях дефицита мест в детских дошкольных учреждениях и при тенденции сокращения логопедических групп, а также наличия большого количества детей, нуждающихся в помощи логопеда, актуальной является организация кружковой деятельности как вида проекта.

Ключевые слова: проектная деятельность, этапы реализации проекта, виды проектов в дошкольных учреждениях, кружок как форма внеурочной деятельности.

Проектная деятельность - один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебно-

го процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Проектная деятельность предполагает:

• анализ проблемы;

• постановка цели;

78

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.