Научная статья на тему 'Этнокультурные педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак'

Этнокультурные педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / PEDAGOGICAL-DIDACTIC GROUNDS / ИСЛАМСКО-ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ISLAMIC-UNIVERSAL MODEL OF TEACHING / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ART CREATIVITY / УЧАЩИЕСЯ / PUPILS / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / PRIMARY SCHOOL / РИСОВАНИЕ / ЗАНЯТИЯ РИСОВАНИЕМ / DRAWING / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ФЕНОМЕН "РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА" / PHENOMENON OF "DEVELOPMENT OF ARTISTIC CREATIVITY" / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА / THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC CREATIVITY / ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / BASIC PEDAGOGICAL PRINCIPLES / РЕСПУБЛИКА ИРАК / REPUBLIC OF IRAQ / ETHNO-CULTURAL FOUNDATIONS / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аль-мохаммедави Хайтам Саад Хасан

В статье рассматриваются педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак. Предполагается интерпретация педагогико-дидактических принципов методологии исламско-общечеловеческого обучения на технологиях развития личности в обучении художественному творчеству. Гипотеза исследования содержит в себе положение о том, что развитие художественных способностей средствами введенных принципов создает насыщенную эмоциями и метафорами основу для развития продуктивного воображения, то есть интеллектуальную активность учащегося. Основными проблемами исследования, требующими разрешения, являются: 1) сосредоточение технологий обучения учащихся начальной школы Республики Ирак на развитие способностей к открытию и изобретению; 2) реализация индивидуального подхода к обучению учащихся начальной школы Республики Ирак. В исследовании рассматриваются одиннадцать философско-педагогических принципов, составляющих этнокультурные педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак. Например: 1) принцип стыда, чистосердечия и генеалогии (родственных связей; базирующийся на онтолого-конфессиональном основании и соответствующий исламский тип эстетики); 2) принцип развивающе-воспитывающего обучения; 3) принцип формирующе-развивающего эмоционально-ценностного отношения к миру; 4) принцип открывающей (открытие) и изобретающей (изобретение) научности; 5) принцип творческо-побуждающей наглядности в воспитании и обучении; 6) принцип творческо-эвристической активности в воспитании и обучении; 7) принцип осознанного (осмысленного) и сознательного (правильно оцененного) обучения; 8) принцип эвристических вопросов и другие принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethno-cultural pedagogical-didactic foundations of the Islamic-universal model of teaching art creativity in primary school pupils of the Republic of Iraq

The article deals with the pedagogical-didactic foundations of the Islamic-human model of teaching art creativity of primary school pupils in the Republic of Iraq. Interpretation of the pedagogical-didactic principles of the methodology of Islamic-human education on the technologies of personality development in the teaching of artistic creativity is supposed. The hypothesis of the research contains the proposition that the development of artistic abilities by means of the introduced principles creates a basis saturated with emotions and metaphors for the development of productive imagination, that is, the intellectual activity of the student. The main research problems that need to be resolved are: 1) the concentration of teaching technologies for primary school pupils in the Republic of Iraq on the development of capabilities for discovery and invention; 2) the implementation of an individual approach to the teaching of primary school pupils in the Republic of Iraq. The study examines eleven philosophical and pedagogical principles that make up the ethno-cultural pedagogical-didactic foundations of the Islamic-universal model of teaching art creativity in primary school pupils of the Republic of Iraq. For example: 1) the principle of shame, candor and genealogy (family ties, based on an ontological and confessional basis and the corresponding Islamic type of aesthetics); 2) the principle of developmental education; 3) the principle of the forming-developing emotional-value attitude to the world; 4) the principle of discovering (discovering) and inventing (invention) science; 5) the principle of creative-impelling visibility in education and training; 6) the principle of creative-heuristic activity in education and training; 7) the principle of conscious (meaningful) and conscious (correctly evaluated) training; 8) the principle of heuristic questions and other principles.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №3, Том 6 / 2018, No 3, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-3-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN318.pdf

Статья поступила в редакцию 08.05.2018; опубликована 29.06.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Аль-Мохаммедави Х.С.Х. Этнокультурные педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Al-Mohammedawi H.S.H. (2018). Ethno-cultural pedagogical-didactic foundations of the Islamic-universal model of teaching art creativity in primary school pupils of the Republic of Iraq. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN318.pdf (in Russian)

УДК 37

Аль-Мохаммедави Хайтам Саад Хасан

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», Саранск, Россия

Аспирант

E-mail: [email protected]

Этнокультурные педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак

Аннотация. В статье рассматриваются педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак. Предполагается интерпретация педагогико-дидактических принципов методологии исламско-общечеловеческого обучения на технологиях развития личности в обучении художественному творчеству. Гипотеза исследования содержит в себе положение о том, что развитие художественных способностей средствами введенных принципов создает насыщенную эмоциями и метафорами основу для развития продуктивного воображения, то есть интеллектуальную активность учащегося. Основными проблемами исследования, требующими разрешения, являются: 1) сосредоточение технологий обучения учащихся начальной школы Республики Ирак на развитие способностей к открытию и изобретению; 2) реализация индивидуального подхода к обучению учащихся начальной школы Республики Ирак. В исследовании рассматриваются одиннадцать философско-педагогических принципов, составляющих этнокультурные педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак. Например: 1) принцип стыда, чистосердечия и генеалогии (родственных связей; базирующийся на онтолого-конфессиональном основании и соответствующий исламский тип эстетики); 2) принцип развивающе-воспитывающего обучения; 3) принцип формирующе-развивающего эмоционально-ценностного отношения к миру; 4) принцип открывающей (открытие) и изобретающей (изобретение) научности; 5) принцип творческо-побуждающей наглядности в воспитании и обучении; 6) принцип творческо-эвристической активности в воспитании и обучении; 7) принцип осознанного (осмысленного) и сознательного (правильно оцененного) обучения; 8) принцип эвристических вопросов и другие принципы.

https://mir-nauki.com

Ключевые слова: этнокультурные основания; педагогико-дидактические основания; исламско-общечеловеческая модель обучения; художественное творчество; учащиеся; начальная школа; учащиеся начальной школы; рисование; изобразительное искусство; феномен «развитие художественного творчества»; процесс развития художественного творчества; занятия рисованием; основные педагогические принципы; Республика Ирак

Объект исследования - этнокультурные педагогико-дидактические основания исламско-общечеловеческой модели обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак.

Предмет исследования - основания развития личности учащегося начальной школы Республики Ирак в процессе обучения художественному творчеству.

Цель исследования - интерпретация педагогико-дидактических принципов методологии исламско-общечеловеческого обучения на технологиях развития личности в обучении художественному творчеству.

Гипотеза исследования - развитие художественных способностей средствами введенных принципов создает эмоциональную и метафорическую основу для развития продуктивного воображения, то есть интеллектуальной активности учащихся начальной школы Республики Ирак.

Задачи исследования: 1) сосредоточение технологий обучения учащихся начальной школы Республики Ирак на развитие способностей к открытию и изобретению; 2) реализация индивидуального подхода к обучению учащихся начальной школы Республики Ирак.

Методы и материалы исследования. 1) Святой Коран и суждения пророка Мухаммеда об эстетических категориях и совместимости религий ислама, христианства и иудаизма; 2) Актуализация исламских форм познания в обучении художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак; 3) Теория педагогического потенциала ислама Людмилы Алексеевны Харисовой [10]; 4) Принцип индивидуализации обучения учащихся начальной школы Республики Ирак художественному творчеству; 5) Этнокультурные педагогические и дидактические основания исламской и общечеловеческой (одновременно) модели теории обучения художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак.

Обсуждение. Для осуществления системного (стройного, последовательного) комплексного подхода к обучению художественному творчеству учащихся начальной школы Республики Ирак важное значение имеет правильное понимание и использование универсальной системы философско-педагогических принципов. Данная система принципов понимается как система элементов, связанных и взаимодействующих друг с другом, и обладающая эмерджентными качествами, не присущими этим элементам по отдельности.

Автором выделены следующие принципы, образующие единую систему:

1. Принцип стыда, чистосердечия и генеалогии (родственных связей). Стыд -эмоциональное осуждение народом самого себя за что-либо, неудовлетворенность народа самим собой, сожаление и разочарование о совершенном деянии в прошлом. Феномен стыда, по-нашему мнению, присущ всем народам). Данное явление формируется у этноса вследствие возникающего противоречия между реальными действиями, свершенных народом, и этническими нормами, правилами поведения, принятыми в этом обществе, и отрицательной оценкой, которой он удостоен за данные свершения, авторитетными для него (народа) этносами, странами и государствами, а также авторитетными членами всего общества Республики Ирака.

Чистосердечие (искренность, откровение, несокрытие) этноса - это его стремление всегда и при любых обстоятельствах выражать свои подлинные чувства, правдиво их преподносить в любых ситуациях. Чистосердечный народ - тот, который без стеснения и боязни, без утайки и прямо заявляет о своих положительных и отрицательных сторонах своего менталитета (натуры) и пытается найти, скорректировать и усовершенствовать его. Такой народ искренне признается (кается) в своих грехах; осуждает несправедливость и обосновывает общее благо. Он проповедует сопереживание и сострадание. Его представители могут быть верными и преданными людьми в жизни и по жизни.

Генеалогия - как «...раздел исторической науки изучает происхождение и связи отдельных человеческих родов, то есть историю рода (а через него историю самого народа -А.-М. Х.С.Х.), то есть родословие» [8, С. 131]. Генеалогия как феномен в структуре данного принципа означает продолжение в жизни и в творчестве дела отцов и матерей в примордиальной традиции, то есть в материнской этнической традиции, связанной с биологической природой этноса, а также выявление, анализ и исправление ошибок отцов.

2. Принцип природосообразности. В основание педагогической области знания принцип природосообразности положил великий чешский педагог Ян Амос Коменский. Он исходил из того, что мать-природа едина и всеобъемлюща. Всё, что из нее проистекает и что в ней происходит, совершается сообразно какой-либо цели (целей), то есть целесообразно. В природе все протекает постепенно и далеко небесполезно. Гармония и порядок господствуют в природе. В природе все случается естественным путем и по этому основанию так же естественно все должно идти, по мнению Я.А. Коменского, и в воспитании (формировании, становлении, развитии и социализации - А.-М. Х.С.Х.) человека. Человек, хотя и «.венец природы и часть её, но так же как и все живые существа, подчиняется её общим законам и развивается по естественным законам» [6, С. 12].

Каждый период жизнедеятельности ребенка характеризируется, по мнению Я.А. Коменского, природными закономерностями, поэтому, по его убеждению, и воспитание ребенка должно проходить «.сообразно с его природой» [6, С. 12].

3. Принцип развивающе-воспитывающего обучения. Данный принцип мы рассматриваем, как определенную личностную «.степень сознательности, просвещенности, культурности» [8, С. 641], как стремление к высокому творческому развитию вообще и как устремленность к большим достижениям в области художественного творчества, в частности. Сущность данного принципа в том, что, воспитывая и обучая учащихся учитель/воспитатель должен видеть и осознавать как реально изменяются дети, которых он воспитывает и обучает. На занятие они приходят с одним уровнем знаний, умений и навыков, а уходить должны с другими. Это как раз и будет являться эффективным и результативным преобразованием учащегося; он становится иным. Произошел процесс закономерного (то есть соответствующего законам настоящего, развивающего-воспитывающего урока, занятия (обучения и воспитания)). В процессе подобного изменения ученик стал другим, не похожим на себя вчерашнего. Учащийся, в данном случае, перешел из одного состояния, когда он что-то не знал, что-либо не умел делать или делал это неправильно в другое качественно новое и, что самое важное, - в более совершенное состояние; научился что-либо делать самостоятельно, то есть САМ!!! Школьник совершил переход от себя «старого» (вчерашнего) к себе «новому» (сегодняшнему, более умелому, грамотному, совершенному). Процесс развития учащихся должен проходить постоянно, из урока в урок, из четверти в четверть, из года в год, от простого - к сложному, от низшего - к высшему.

Из вышесказанного, обучение художественному творчеству есть не самоцель, а инструмент целостного развития ученика в аспектах исламской традиции и общечеловеческих ценностей.

Для достижения наибольшей эффективности и результативности при реализации принципа развивающее-воспитывающего обучения учителю/воспитателю необходимо в процессе заключительного этапа урока (то есть анализа урока) выводить, «провоцировать» учащихся на самоанализ, на рефлексию по теме «Как я изменился или не изменился в процессе урока и почему?». Школьники анализируют свои знания, умения и навыки до урока и после него. Они акцентируют внимание одноклассников и свое внимание на следующих аспектах: чему новому они научились и узнали; как эти знания повлияют на развитие их способностей и как эти процессы окажут влияние на художественное творчество в частности и на развитие их творчества вообще. Данный принцип помогает формировать жизненную позицию у детей, которая раскрывается в девизе «Каждое дело творчески, а иначе - зачем!» [3, С. 182-206; 4; 7]. Именно в этом изречении выражается, на наш взгляд, руководящая идея данного принципа. Эта идея, по-нашему мнению, должна находить свое отражение в планировании, организации, проведении и анализе деятельности учителей-предметников, классных руководителей, организаторов детского самоуправления, руководителей кружков, студий, детских организаций, объединений и ассоциаций.

4. Принцип формирующе-развивающего эмоционально-ценностного отношения к миру. Этот выделенный нами принцип выступает в качестве одной из самостоятельных частей конечного результата процесса образования в России, в частности, и во всем мире вообще. Этот аспект результата образования обозначен Полонским Валентином Михайловичем в «Словаре по образованию и педагогике», вышедшем в издательстве «Высшая школа» в 2004 году [9, С. 33].

В качестве первой составляющей данного принципа выступают эмоции. Эмоция -«.. .непосредственное пристрастное переживание смысложизненных явлений и ситуаций» [11, С. 784]. Всевозможные эмоции - непременный компонент жизнедеятельности вообще и жизнедеятельности учащихся начальной школы в частности. Учителя-предметники, воспитатели, должны, на наш взгляд, рассматривать положительные и отрицательные эмоции учащихся как мощный прием побуждения к различного рода активности - сенсомоторной (чувства, ощущения) и перцептивной (представление и восприятие) в структуре разнопрофильной и разноплановой деятельности школьников. С подобной позицией учителя/воспитатели должны планировать, организовывать, проводить и анализировать такую деятельность, которая заранее уже для учащихся была бы успешной. Сходные социально-педагогические ситуации необходимо моделировать на том основании, что если с позиции мотива учебная и воспитательная деятельности учащегося успешна, то у него возникают положительные эмоции, а если учебная и внеучебная деятельности неуспешны - то отрицательные. На этом основании совершенно очевидным является тот факт, что если вид деятельности доставляет учащемуся радость, он испытывает от нее удовлетворение, видит конкретный результат своей работы, осмысливает изменения, которые происходят в нем самом в процессе данного вида деятельности, то это, вне всякого сомнения, означает, что учащийся развивается. Благодаря этому формируется устойчивый положительный мотив к обучению и творчеству. Подобный факт имеет место и в том случае, когда грамотный учитель сопровождает школьника в процессе деятельности (поддерживает, подбадривает его) и в дополнении к этому совместно с учеником выстраивает перспективу данному виду деятельности.

Переживание радости от похвалы родителей за хорошо выполненный рисунок, сыгранную роль в детском спектакле, созданной чеканки, исполненного танца или стихотворения, а также беспокойство за предстоящую контрольную работу на уроке или проверочный опрос являются значимыми для индивида (в нашем случае - школьника) начальной школы Республики Ирак событиями, случаями, случайностями для его функционирования в воспитательно-образовательном социуме. Положительные эмоции

https://mir-nauki.com

учащихся мотивируют учителя/воспитателя всесторонне рассматривать каждую учебно-воспитательную задачу, вырабатывать у обучающихся, воспитуемых разнообразные навыки и умения, техники и технологии выполнения различных художественно-творческих работ, разъяснять понятия и законы, связанные с подготовкой отдельного номера и с его исполнением. Детские творения могут быть связаны с рисунком, живописью, чеканкой и резьбой по дереву, вышивкой и ткачеством или с исполнением художественного номера в сборном концерте (песни, танца, сценки, стихотворного произведения) [2]. И все вышесказанное имеет отношение к любому детскому творчеству.

Учителю/воспитателю необходимо создавать ситуацию успеха во всех видах деятельности детей, характерных для их формирования, становления, развития, воспитания, социализации, а также для процессов учения и обучения. «Характер и динамика ситуативных эмоций (возникающих в процессе различных обстоятельств - здесь и далее примечания автора) определяются как объективными событиями, так и чувствами, из которых они развиваются». [11, С. 785] Например, из уважения к учителю, руководителю кружка, секции, студии у учащегося может сформироваться гордость за уважаемого им человека, за человека, на которого хочет быть похож ученик и, возможно, что он в будущем под влиянием данных эмоций выберет именно профессию педагога. Это уже является составляющей профориентационной работы. Из-за любви к родителям и близким родственникам может возникнуть чувство почтительного отношения, основанного на признании их достоинств и безмерной благодарности за то, что они проявляют заботу и воспитывают его, «ставят его на ноги».

Ребёнок, занимаясь творчеством вообще и художественным творчеством, в частности, творит зачастую не ради результата, а ради переживания радости от создания им самим чего -то нового, ранее не существовавшего, вновь установленного, найденного им, то есть радости открытия. Увлеченный самим процессом рисования, чеканки, разучивания музыкального произведения, ребенок в положительном настрое способен на серьезные и длительные занятия, в которых происходит освоение новых навыков и открытие мира вообще. В такие моменты эмоция выступает особой ценностью, которая направляет ребенка, выступая, одновременно, внутренним мотивом учебной деятельности.

В качестве второй составляющей данного принципа выступает феномен ценностного отношения ребенка к миру. Содержание данного принципа включает в себя отношение ребенка к окружающей его действительности, к миру в целом. Мир помогает осознать, насколько важно, нужно, полезно и значимо, то есть ценно для ребенка то, что его окружает. Само отношение ребенка к миру, к окружающей его действительности - это не что иное, как: а) представление самого ребенка о мире со слов родителей, ближайших родственников, соседей, учителей, руководителей кружков, друзей, СМИ, книг и т. д.; б) это процесс составления ребенком своего собственного знания и понимания мира (формирование и становление картины мира).

Школьник, формируя свое представление о мире, субъективно оценивает его (то есть происходит интерпретация мира), он проявляет свои чувства к окружающему его миру по отношению к находящейся вокруг него действительности. Школьник обнаруживает или симпатию, или антипатию к этому миру. Он может относится к миру с глубоким пониманием или большим подозрением. Ребенок в процессе выстраивания отношения с миром ждет от него (мира) взаимной связи, взаимного понимания. Ученик надеется получить от мира взаимность, ответного чувства любви, симпатии. А, мир для ребенка - это, прежде всего, его семья, близкие люди, родственники, соседи, дошкольные воспитательные учреждения (с их дисциплиной и порядком, праздниками и буднями), школа (с ее учебной и внеучебной деятельностью),

учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные, художественные школы) и т. д.

5. Принцип открывающей (открытие) и изобретающей (изобретение) научности. Это один из самых важных принципов в образовании вообще и в обучении художественному творчеству, в частности. Задача формирования, становления и развития научного мировоззрения учащихся вообще и в начальной школе, в частности, (исходя из возможностей своего возрастного периода) состоит в том, чтобы освоить научно-теоретические знания и практические умения, и навыки, научить учащихся правильно мыслить. Уже стало неоспоримым утверждение педагогов, ученых и художников о необходимости опоры на науку в целом и гуманитарные науки, в частности, в процессе обучения художественному творчеству. Например, живописи и рисунку, декоративно-прикладному творчеству, хореографическому, вокальному и театральному искусству, исполнительскому мастерству на музыкальных инструментах.

Особое значение приобретает соблюдение принципа открывающей и изобретающей научности на уроках рисования с натуры. Поэтому на уроках рисования предметом особого изучения являются законы цветоведения, оптики и перспективы [1, 2]. Кроме того, учащиеся постигают законы пространственного расположения, строения и другие характеристики особенности объектов. Рассмотрение, осмысление и применение на практике учащимися того или иного объективного закона рисования, живописи и творчества вообще воплощается путем постоянного сравнения и анализа одного предмета с другим, объекта изображения с рисунком, чеканкой, изображением на ковре, вышивкой, актерской ролью с жизненной ситуацией, да и вообще с любым творением.

6. Принцип творческо-побуждающей наглядности в воспитании и обучении.

Принцип наглядности в научный оборот педагогической науки был впервые введен Яном Амос Коменским в 1658 году в труде «Мир чувственных вещей в картинках». Наглядность для Я.А. Коменского предположительно является «... усвоением учащимися знаний путем наблюдений за предметами и явлениями, то есть благодаря чувственному восприятию. никого нельзя заставить поверить чужому мнению, если оно противоречит собственным ощущениям. Только личное наблюдение (выделено автором) и чувственное доказательство могут стать основой истинного знания, а не словесное, вербальное обучение. В обучении учащиеся должны сами видеть предметы, слышать звуки, обонять запахи, осязать, вкушать прежде, чем приступят к словесным описаниям» [6, С. 18].

В качестве наглядности Я.А. Коменский дает совет воспользоваться, прежде всего, реальными предметами, установив за ними наблюдение. В том случае, когда наблюдение за реальными предметами обеспечить невозможно, необходимо предложить обучающимся модель или копию данного предмета. В подобной ситуации также может подойти картинка или рисунок с его изображением. Очень важно организовать наблюдение за вещами, явлениями в их естественной среде. Это можно провести во время экскурсии, чтобы внимательно осмотреть цветы, травы, кустарники, деревья, поля, луга, сады и работы людей на них. Всё это составляет важнейшую чувственную базу для развития творчества вообще и художественного творчества, в частности. Возможно также ознакомить учащихся с различными стилями построек, обратить их внимание на то, как работают мастера. Данный вид наблюдений знакомит школьников с различными профессиями и носит профориентационный характер. Велико значение путешествий в места, где проживают другие народы. В данном случае учащиеся имеют возможность наглядно наблюдать за жизнью и деятельностью различных этносов, знакомятся с их законами, правилами, обрядами, обычаями, традициями, изучать и исследовать творчество этих народов вообще и художественное творчество, в частности.

https://mir-nauki.com

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что к творчеству (к творческому процессу, к творческой деятельности) побуждают человека (в нашем случае - учащегося начальной школы Республики Ирак): а) преобразование имеющегося опыта в нечто новое в соответствии с актуальными задачами; б) новые объекты, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности; в) новые события, в которых он принимает участие в процессе своей жизнедеятельности; г) новые явления, с которыми он знакомится.

7. Принцип творческо-эвристической активности в воспитании и обучении.

Данный принцип основан на стимулировании и поддержке проявления творчества. Стимулировать значит предоставить стимул к чему-нибудь или заинтересовать в чем-нибудь. В нашем случае, дать стимул (какой-то толчок, побудительную причину) к развитию детского творчества вообще и художественного творчества, в частности, на наш взгляд, является: 1) Личный пример проявления творчества учителем-предметником, воспитателем группы продленного дня, руководителем кружка, то есть всех взрослых, которые окружают ребенка в школе. Когда все они сами к любой деятельности (учебной или внеучебной) относятся творчески (то есть по-новому, не допускают шаблонных повторений), тогда и весь детский коллектив школы, стремясь быть похожими на них, поступает так же. То есть учитель реализует в своей деятельности правило «Делай как я!». Когда все члены единого школьного коллектива, включая, учителей, руководителей школы, родителей, представителей подшефных организаций ориентируются в своей основной деятельности на девиз «Каждое дело творчески, а иначе - зачем!» [4]; 2) Личное активное участие каждого члена педагогического коллектива во всех культурно-массовых мероприятиях и коллективно-творческих делах (классных, внутришкольных, городских и т. д.). Участие в мероприятиях должно быть добровольным, инициативным, искренним, приносить удовлетворение и радость самому участнику. [4]. И это также стимулирует ученика к творчеству. Творческий подход к любому виду деятельности в образовательном учреждении не должен зависеть от социально-воспитательной ситуации видят ли учителя в это время дети или нет. Нередко бывают ситуации, когда при учащихся педагоги ведут себя одним образом (формально реализуют творческий подход в процессе их деятельности), а без детей - другим (творчество их не интересует); 3) Творчество - как образ жизни учителя вообще (всегда и везде). Подавать пример творческого отношения к деятельности учитель/воспитатель должен не только в ситуациях, связанных с образовательным учреждением (школой), но и в ситуациях, не связанных с ним (в быту, в обстоятельствах, связанных с совместным проживанием в селе, многоэтажном доме, районе, городе и т. д.). В рамках данного принципа на уроках изобразительного искусства (на занятиях, связанных с художественным творчеством) учащиеся могут свободно определить тему для рисования (тему чеканки, вышивки, стихотворного произведения и т. д.), или выбирать по своему усмотрению содержание рисунка (чеканки, вышивки, стихотворного произведения) на заданную тему.

8. Принцип осознанного (осмысленного) и сознательного (правильно оцененного) обучения. Существует целый ряд форм, методов, приемов и средств, стимулирующих творческо-созидательную деятельность учеников, а также их осознанное восприятие знания. К подобным приемам относится объяснение смысла цели урока или внеучебного занятия, заданий, которые нужно выполнить на уроке или в процессе внеучебного мероприятия, разбор материалов, которые можно использовать при выполнении задания. Осознанная активность детей на уроке или в процессе внеучебной деятельности, понимание ими общей цели творческого развития в процессе обучения (воспитывающего обучения) рисованию, конкретных задач каждого урока, внеучебного занятия, способствуют повышению старательности и активности учеников в процессе рисования, чеканки, вышивания, постановки спектакля, разучивания музыкального произведения их большой заинтересованности в творческом процессе вообще и в процессе художественного творчества, в частности.

https://mir-nauki.com

Творческо-созидающей активности учащихся и креативной атмосфере на уроке, на внеучебном занятии, в процессе социально-воспитательного мероприятия способствует и создание проблемных ситуаций, и постановка задач на познание. Учитель/воспитатель должен постоянно в процессе постижения художественного творчества ставить перед учащимися творческие вопросы. Данного типа вопросы предполагают ответы учащихся, в которых содержится принципиально новая информация, отражающая творческий подход самого учащегося к рассматриваемой проблеме. Новая информация, формулируемая учащимся в его ответе, представляет собой не что иное, как новые знания. Технология рождения новых знаний в данном случае представляет собой следующий алгоритм: а) имеющиеся уже знания, которыми располагал учащийся до момента получения от учителя творческого вопроса; б) те знания, которые сформировались (возникли у школьника) благодаря творческому вопросу. Поэтому мы можем сказать, что творческий вопрос спровоцировал появление (рождение новых знаний). Творческие вопросы и задания не предполагают только знания учебных предметов и дополнительной информации из смежных научных областей. Творческий вопрос предполагает включение в ответ нового элемента какой-то модели, нового пункта программы, неизвестного звена в какой-либо цепи и так далее. Творческий ответ может быть в любой форме, на то он и творческий (например, в стихотворной форме, прозаической, с элементами декоративного оформления, живописи, театрализации в стиле комиксов и т. д.). Но, самое главное, чтобы предложенный ответ, по его информационному содержанию был именно новым, впервые сформулированным, не имеющим на данный момент времени аналога нив одной из научной областей или содержал элементы новизны (авторский компонент, составная часть чего-либо, пункт, звено, элемент, направление работы, деятельности), то есть частью целого.

Детские работы необходимо анализировать, исходя из трех аспектов: а) что в работе содержится положительного, б) что в работе содержится отрицательного и, самое главное, необходимо сосредоточить внимание ребенка на том, в) как сделать так, чтобы его работа стала еще лучше, совершеннее (то есть учитель должен предоставить ребенку квалифицированную консультацию, совет, высказать пожелание, тем самым, изменить его, развить его). В конце урока, внеучебного занятия, социально-воспитательного мероприятия, во время анализа рисунков детей (чеканки, вышивки, детского спектакля, концертного номера и т. д.) преподаватель задает вопросы, стимулирующие учащихся к самостоятельному определению (анализу). В данном случае, анализ предполагает осознание, правильно ли отражена натура в рисунке (чеканки, вышивки, сыгранной роли в спектакле, исполненного музыкального произведения) одноклассника. Такие вопросы стимулируют школьников к развитию логической операции сравнения, позволяют определять схожесть реального объекта и созданного рисунка (чеканки, вышивки, сыгранной роли в спектакле, и в номере концерта).

9. Принцип последовательности, систематичности и преемственности в обучении и воспитании. Этот важнейший принцип базируется на усвоении знаний, умений и навыков (о классе предметов, явлений и идей) в их логической связи с предыдущим и последующим материалом (в процессе обучения и воспитания). Он реализуется через принцип движения от простого к сложному, от частного к общему, либо, напротив, от общего - к частному. Например, прежде чем разъяснить учащимся законы смешения цветов, им дают понятие спектра, сведения о «холодных» и «теплых» цветах, «цветовом фоне». До того как, обучать рисованию сложных конструктивных предметов, ребенок должен научиться рисовать простые формы. Например, рисование предметов в отдельности предшествует рисованию целого натюрморта, а вырисовывание отдельных орнаментов и узоров - выполнению эскизов народных костюмов. Последовательность исполнения тематического рисунка предусматривает выполнение эскиза в карандаше, а затем осуществляются наброски с натуры. Как завершение, окончательно компонуется сюжет в карандаше и завершается в цвете.

https://mir-nauki.com

Подготовка детского спектакля также предусматривает последовательность и систематичность: а) подборка детской пьесы (которая нравится всем участникам детской театральной студии); б) «застольный период», когда дети читают пьесу по ролям; в) период «разводки на сцене», когда режиссер детского спектакля из отдельных актерских мизансцен (работа актера над ролью) собирает независимые блоки детской театральной постановки; г) «репетиции на сцене» отдельных блоков детского спектакля; д) период «сведения воедино» (соединения вместе) отдельных блоков спектакля в единое целое «в черновом варианте»; е) период «сведения воедино» (соединения вместе) отдельных блоков спектакля в единое целое «в чистовом варианте»; ж) репетиция детского спектакля с привлечением всех театральных служб (свет, фонограмма, оформление, декорации, реквизит, костюмы и т. д.); з) генеральная репетиция; и) премьера детского спектакля в школе (она может состояться в рамках конкурсного выступления фестиваля, смотра-конкурса, может быть приурочена к какой-либо праздничной дате или быть показана для родителей и школьников в качестве обычного премьерного спектакля).

10. Принцип доступности и посильности в обучении и воспитании. Этот принцип базируется на необходимости принять во внимание возрастные и индивидуальные особенностей детей и указывает на реальные возможности осознания учащимися объема и содержания учебного материала. Например, развивая художественное творчество учащихся на уроках тематического рисования.

Необходимо учитывать, что учащиеся первого и второго годов обучения пока не могут самостоятельно решать задачи построения композиции. Их картины только иллюстрируют замысел, но пока не могут правильно передать композиционную связь изображаемых предметов. [1] Данные связи ученики включают в картину так как того требует само содержание. Учащиеся третьего-четвертого классов начинают осуществлять поиск предметных связей, но вся композиция весьма примитивна, потребность сделать композицию совершеннее и сложнее появиться немного позже на пятом и шестом году обучения в начальной школе.

Принцип доступности предписывает педагогу учитывать и возрастные, и индивидуальные особенности развития при обучении конкретного ребенка. Индивидуальный подход обозначает выбор способов, методов, темпа обучения, исходя из индивидуальных различий учащихся. Не случайно каждый опытный педагог строит свою преподавательскую работу исходя из индивидуальных особенностей учащихся. К каждому ученику у такого преподавателя свой дифференцированный подход.

Учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, преподаватель может дать детям одного и того же класса разные задания: одним более трудные, другим - менее трудные. Например, ставя в классе натюрморты, преподаватель подбирает для одного натюрморта предметы более сложной конструкции (чайник, чайную чашку, грушу), для другого -более простые (стакан, кружка, яблоко), для третьего - ещё проще.

Индивидуальный подход в процессе занятий означает также обязательный учет интересов и склонностей учащихся. В практике преподавания рисования часто можно наблюдать, как некоторые ученики слишком много времени уделяют рисованию орнаментов, пейзажа, бытовых сцен или исторических событий. В этих случаях преподаватель должен направить рисование учащихся, дать конкретные задания, подсказать новое решение композиции, помочь в сборе материала [5].

11. Принцип эвристических вопросов. Данный принцип базируется на том основании, что многие родители, учителя, руководители образовательных учреждений, организаторы разнопрофильных олимпиад уверены в том, что разнообразные предметные и

специальные олимпиады (и их организаторы заявляют об этом) способствуют выявлению возможностей, развитию способностей и талантов детей, подростков и юношей. Это утверждение может быть и истинным, и ложным. Все зависит от организаторов олимпиады, а, вернее, от того, как они будут формулировать вопросы олимпиады. Если вопросы сформулированы так, что ответы на них требуют только готовых знаний (уже известных всем), извлеченных из учебников, учебных пособий, монографий и так далее, то такая олимпиада, во-первых, не выявляет одаренных и творческих детей, а, во-вторых, не способствует их творческому развитию. Это происходит на том основании, что вопросы олимпиады, на которые должны отвечать её участники, не предполагают творческих ответов и не требуют от детей творческого мышления, творческого подхода, так как ответы на вопросы подобных олимпиад уже заранее известны из тех же учебников, учебных пособий, монографий. Необходимо, чтобы учебно-воспитательный процесс в школе носил эвристический характер, то есть направлял детей не столько на усвоение готового знания, сколько на открытие этого знания как нового лично для себя. Этому способствуют эвристические вопросы.

Заключение

Реализация системы педагогических принципов в осуществлении которых учащиеся вырабатывают и соединяют суждения о прекрасном и безобразном, добре и зле, истине и лжи, справедливости и несправедливости, формируют самостоятельность личности и творчество ученика, его самость и способность к самостоятельному целеполаганию и самоорганизации его поведения и согласования Я-концепции и Я-поведения с Мы-концепцией и Мы-поведением. Принцип природосообразности позволяет осуществлять естественное развитие личности ребенка путем воздействия на его внутренние мотивации, а не средствами внешнего воздействия (имеется в ввиду, что цели творчества ставит сам ребенок, а не учитель).

Выводы

1. В процессе реализации педагогико-дидактических принципов резко возрастает объем самостоятельных суждений учащегося (он сам формулирует свою самость).

2. В результате развития самостоятельности суждений учащегося он сам соединяет суждения о прекрасном и безобразном, о добре и зле, истинности и ложности, справедливости и несправедливости в аспектах исламских и общечеловеческих мотивов стыда, чистосердечия и родственных связей.

3. В художественном обучении ребенок, следуя логике самостоятельного суждения выполняет роль руководителя, дополняя первоначальную роль исполнителя замысла учителя (то есть ученик развивает замысел учителя, он и руководитель, и исполнитель художественного творчества в одном лице).

Рекомендации

1. Технологическая реализация системы педагогико-дидактических принципов обучения художественному творчеству должна предполагать свободу и самостоятельность суждений учителя и учащегося.

2. Реализация этой самостоятельности суждений учеников требует совместимости религий ислама, а в исламе суннизма и шеизма, а также ислама и христианства «И не препирайтесь с обладателями книги (имеется в виду Библия). Иначе как,

чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые не справедливы, и говорите: «Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог, и Ваш Бог един, и мы ему предаемся» (Сура 29, Паук: 45 (46)).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардала М.В. Развитие художественно-творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе упражнений на уроках изобразительного искусства [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/01002741535.

2. Виды наглядных материалов на уроке изобразительного искусства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studall.org/all3-38355.html.

3. Винтин И.А. Педагогические основы социального самоопределения во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении / И.А. Винтин. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 416 с.

4. Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников: проблемы и особенности // Социальная педагогика, 2010. №4. С. 105-124.

5. Деманова С.В. Образование в Республике Ирак: правовые и социальные аспекты // Тенденции развития и образования, 2017. № 29-1. С. 8-13.

6. Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.И. Матвеева. - М.: Школьная Пресса, 2003. - 192 с.

7. Кутеева В.П., Винтин И.А. Проблема самосохранения и самореализации в современном социуме // Вестник Мордовского университета, 2009. №2. С. 274277.

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 700000 слов / под. ред. Н.Ю. Шведовой, 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1989. - 924 с.

9. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высшая школа, 2004. - 512.

10. Харисова Л.А. Педагогический потенциал ислама. М.: Изд-во «Русское слово», 2008. 352 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.elibrary_24065184_52655465.pdf.

11. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 809 с.

Al-Mohammedawi Haitham Saad Hasan

Ogarev Mordovia state university, Saransk, Russia E-mail: [email protected]

Ethno-cultural pedagogical-didactic foundations of the Islamic-universal model of teaching art creativity in primary school pupils of the Republic of Iraq

Abstract. The article deals with the pedagogical-didactic foundations of the Islamic-human model of teaching art creativity of primary school pupils in the Republic of Iraq. Interpretation of the pedagogical-didactic principles of the methodology of Islamic-human education on the technologies of personality development in the teaching of artistic creativity is supposed. The hypothesis of the research contains the proposition that the development of artistic abilities by means of the introduced principles creates a basis saturated with emotions and metaphors for the development of productive imagination, that is, the intellectual activity of the student. The main research problems that need to be resolved are: 1) the concentration of teaching technologies for primary school pupils in the Republic of Iraq on the development of capabilities for discovery and invention; 2) the implementation of an individual approach to the teaching of primary school pupils in the Republic of Iraq. The study examines eleven philosophical and pedagogical principles that make up the ethno-cultural pedagogical-didactic foundations of the Islamic-universal model of teaching art creativity in primary school pupils of the Republic of Iraq. For example: 1) the principle of shame, candor and genealogy (family ties, based on an ontological and confessional basis and the corresponding Islamic type of aesthetics); 2) the principle of developmental education; 3) the principle of the forming-developing emotional-value attitude to the world; 4) the principle of discovering (discovering) and inventing (invention) science; 5) the principle of creative-impelling visibility in education and training; 6) the principle of creative-heuristic activity in education and training; 7) the principle of conscious (meaningful) and conscious (correctly evaluated) training; 8) the principle of heuristic questions and other principles.

Keywords: ethnocultural foundations; pedagogical-didactic grounds; Islamic-universal model of teaching; art creativity; pupils; primary school; elementary school students; drawing; fine arts; phenomenon of "development of artistic creativity"; the development of artistic creativity; drawing; basic pedagogical principles; the Republic of Iraq

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.