Научная статья на тему 'Эстетические основания обучения художественному творчеству в начальной школе Республики Ирак'

Эстетические основания обучения художественному творчеству в начальной школе Республики Ирак Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELEMENTARY EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ТВОРЧЕСТВО / CREATION / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ARTISTIC CREATIVITY / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PRIMARY SCHOOL / УЧАЩИЙСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / МОНОГРАФИИ ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ИРАКА / A MONOGRAPH ON THE HISTORY OF IRAQ''S EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ / AESTHETIC GROUNDS / ИСЛАМСКИЙ ЧЕЛОВЕК / МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА РЕСПУБЛИКИ ИРАК / THE MENTALITY OF THE PEOPLE OF THE REPUBLIC OF IRAQ / ИСЛАМСКАЯ ЭСТЕТИКА / ISLAMIC AESTHETICS / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / КОРАН / KORAN / PRIMARY SCHOOL STUDENT / AN ISLAMIC PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аль-мохаммедави Хайтам Саад Хасан

В статье анализируются эстетические основания обучения художественному творчеству как важнейшие социо-культурные основы организации процесса обучения и воспитания в современной начальной школе Ирака. В числе таковых анализируются религиозные представления народа Ирака. Рассмотрены положения ментальности народа Республики Ирак, которые необходимо учитывать в реализации процесса и содержания обучения художественному творчеству в начальной школе: любовь к Богу выше знания; ислам и стыд как основание творчества; родственные связи как основание творчества; мимезис и творчество (самоценность творчества); мимезис и прекрасное, безобразное в исламе; драматическое, трагическое, комическое в Исламе; ответственность в творчестве, жизни и вере. Объект статьи эстетические основания обучения художественному творчеству. Предмет мимезис (отражение в эстетике по Аристотелю). Цель формулирование основного смыла категории эстетики в эстетике Ислама. Гипотеза: система категорий исламской эстетики образует общую семантику применения педагогико-дидактических принципов обучения художественному творчеству. В ходе исследования получены следующие результаты: 1) созданы модели эстетических категорий прекрасного, безобразного, уродливого, драматического, комического, трагического, основанного на моделях стыда, чистосердечия и родственных связей в исламе; 2) создана модель мимезиса (отражение в эстетике по Аристотелю), основанного на решении Аллаха и отклонении и (или) следовании человека в пути Аллаха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic grounds for teaching art in the primary school of the Republic of Iraq

The article analyzes the aesthetic grounds for teaching artistic creativity as the most important socio-cultural basis for organizing the process of education and upbringing in the modern primary school of Iraq. Among these are the religious views of the people of Iraq. Considered are the provisions of the mentality of the people of the Republic of Iraq, which must be taken into account in the implementation of the process and content of teaching art creativity in primary school: love of God is higher than knowledge; Islam and shame as the basis of creativity; family ties as the basis of creativity; mimesis and creativity (self-worth of creativity); mimesis and beautiful, ugly in Islam; dramatic, tragic, comic in Islam; responsibility in creativity, life and faith. The object of the article is an aesthetic basis for teaching art creativity. The subject is mimesis (reflection in aesthetics according to Aristotle). The goal is to formulate the basic meaning of the category of aesthetics in the aesthetics of Islam. Hypothesis: the system of categories of Islamic aesthetics forms a common semantics of the application of pedagogical-didactic principles of teaching art creativity. In the course of the research, the following results were obtained: 1) models of aesthetic categories of the beautiful, ugly, ugly, dramatic, comic, tragic models based on shame, sincerity and kinship in Islam were created. 2) created a model of mimesis (reflection in aesthetics according to Aristotle), based on the decision of Allah and rejection and (or) following a person in the path of Allah.

Текст научной работы на тему «Эстетические основания обучения художественному творчеству в начальной школе Республики Ирак»

AESTHETIC GROUNDS FOR TEACHING ART IN THE PRIMARY SCHOOL OF THE REPUBLIC OF IRAQ Al-Mohammedawi Haitham Saad Hasan, Postgraduate student, Department of Psychology, Ogarev Mordovia State University, Saransk, Republic of Mordovia

The article analyzes the aesthetic grounds for teaching artistic creativity as the most important socio-cuiturai basis for organizing the process of education and upbringing in the modern primary school of Iraq. Among these are the religious views of the people of Iraq. Considered are the provisions of the mentality of the people of the Republic of Iraq, which must be taken into account in the implementation of the process and content of teaching art creativity in primary school: love of God is higher than knowledge; Islam and shame as the basis of creativity; family ties as the basis of creativity; mimesis and creativity (self-worth of creativity); mimesis and beautiful, ugly in Islam; dramatic, tragic, comic in Islam; responsibility in creativity, life and faith. The object of the article is an aesthetic basis for teaching art creativity. The subject is mimesis (reflection in aesthetics according to Aristotle). The goal is to formulate the basic meaning of the category of aesthetics in the aesthetics of islam. Hypothesis: the system of categories of islamic aesthetics forms a common semantics of the application of pedagogical-didactic principles of teaching art creativity, in the course of the research, the following results were obtained: 1) models of aesthetic categories of the beautiful, ugly, ugly, dramatic, comic, tragic models based on shame, sincerity and kinship in Islam were created. 2) created a model of mimesis (reflection in aesthetics according to Aristotle), based on the decision of Allah and rejection and (or) following a person in the path of Allah.

Keywords: education; elementary education; training; creation; artistic creativity; Primary School; primary school student; a monograph on the history of Iraq's education; aesthetic grounds; an Islamic person; Islamic aesthetics; the mentality of the people of the Republic of Iraq; art; Koran.

УДК 372.87 ВАК РФ 13.00.02

©Аль-Мохаммедави Х.СХ,2018

АЛЬ-МОХА ММ ЕДА ВИ Хайтам Саад Хасан,

аспирант, кафедра Психологии, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, Саранск, Республика Мордовия

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ В НА ЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ РЕСПУБЛИКИ ИРАК

В статье анализируются эстетические основания обучения художественному творчеству как важнейшие социо-культурные основы организации процесса обучения и воспитания в современной начальной школе Ирака. В числе таковых анализируются религиозные представления народа Ирака. Рассмотрены положения ментальное™ народа Республики Ирак, которые необходимо учитывать в реализации процесса и содержания обучения художественному творчеству в начальной школе: любовь к Богу выше знания; ислам и стыд как основание творчества; родственные связи как основание творчества; мимезис и творчество (самоценность творчества); мимезис и прекрасное, безобразное в исламе; драматическое, трагическое, комическое в Исламе; ответственность в творчестве, жизни и вере. Объект статьи - эстетические основания обучения художественному творчеству. Предмет - мимезис (отражение в эстетике по Аристотелю). Цель - формулирование основного смыла категории эстетики в эстетике Ислама. Гипотеза: система категорий исламской эстетики образует общую семантику применения педагогико-дидактических принципов обучения художественному творчеству. В ходе исследования получены следующие результаты: 1) созданы модели эстетических категорий прекрасного, безобразного, уродливого, драматического, комического, трагического, основанного на моделях стыда, чистосердечия и родственных связей в исламе; 2) создана модель мимезиса (отражение в эстетике по Аристотелю), основанного на решении Аллаха и отклонении и (или) следовании человека в пути Аллаха. Ключевые слова: образование; начальное образование; обучение; творчество; художественное творчество; начальная школа; учащийся начальной школы; монографии по истории образования Ирака; эстетические основания; исламский человек; исламская эстетика; ментальность народа Республики Ирак; изобразительное искусство; Коран.

I

Введение. Образование в современной Республике Ирак в сложившейся кризисной социальной ситуации (военные действия, провоцируемые США, непрекращающаяся угроза терроризма и т.д.) претерпевает серьезные трудности. Но, несмотря на это, традиционно образованию в Ираке придаётся огромное значение как главному

* Статьи Раздела соответвуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

формирующему, развивающему и воспитывающему институту. В течение многих веков и до сих пор образование в Ираке является важнейшим социальным лифтом, обеспечивающим карьерный рост и социальную успешность личности.

Содержание начального образования формирует и осуществляет становление направленности, глубины и объема содержания среднего и высшего образования, и во многом предопределяет степень величины и значимости культуры этноса, уровень образованности и культуры детей и молодежи, его подготовку (готовность) к жизни, полноценному творческому труду, способность к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самообучению, самоопределению, самореализации и к самоа ктуал иза ци и в современных уел овиях. Это тем более важно, что большинство иракцев заканчивает свое обучение именно на этапе начального образования (6 лет начальной школы). Поэтому некоторые учащиеся вынуждены даже покидать школьные классы до окончания обучения в начальной школе.

Посредством художественного творчества дети в начальной школе Республики Иракучат-ся: открывать и понимать эстетическую значимость объекта; творчески выражать свои мысли и чувства; уважать культурное наследие своего народа вообще и изобразительного искусства в частности; оценивать и понимать произведения искусства. Художественное творчество непосредственно связано не только со становлением, формированием, развитием и социализацией личности учащегося начальной школы, но и с его самоактуализацией, под которой понимается наиболее полное выявление потенциальных возможностей ребенка и их реализация [5, с. 24].

Объект, предмет, цель, задачи и гипотеза.

Объект статьи - эстетические основания обучения художественному творчеству. Предмет - мимезис (отражение в эстетике по Аристотелю).

Цель - формулирование основного смыла категории эстетики в эстетике Ислама.

Задачи: 1. Развитие системы категорий. 2. Создание модели исламского мимезиса.

Гипотеза: система категорий исламской эстетики образует общую семантику применения педагогико-дидактических принципов обучения художественному творчеству.

Методология. 1. Святой Коран и суждения Пророка Мухаммеда об эстетических категориях и совместимости религии ислама, христианства и иудаизма. 2. Актуализация исламс-

ких форм познания в обучении художественному творчеству. 3. Теория Л. А. Харисовой "Педагогический потенциал ислама" [18]. Синтез модели исламской этики, принципа развивающего обучения в целом, включая именно целостность образовательной системы (обучение и воспитание), предполагая в художественном обучении развитие эмотивного интеллекта как предпосылки усовершенствования рационального и логического мышления в иракской школе.

Методология и логика исследования двойственна. Логика изложения исследования дедуктивно-индуктивная и соответствует структуре семантики св. Корана, которая должна быть соединена с обучающей дидактикой. Методология исследования трудна для понимания европейского ученого в силу специфики этноисламского познания. Во-первых, это именно выявление антрополого-ментальных оснований и именно исламской эстетики, что невозможно без достаточного цитирования Св. Корана и "Сахих аль-Бухари" и других подобных текстов; во-вторых, общеевропейская методология развития личности и интеллекта ученика, которая должна быть соединена с эт-нометодологией

В статье впервые вводится именно семантика исламской эстетки, структурными компонентами которой являются:

1. Разрабтанность проблемы ментальности-эстетики, обучения в исламе в науке.

2. Исламская семантика исламской эстетики.

1) понятие исламского человека;

2) понятие форм познания в исламе;

3) фиксирование уммы - исламской общины как субъекта жизни ученика и субъекта оценивания человека;

4) формулирование ментальных оснований исламской эстетки.

Это такие принципы, как ислам и стыд, ислам и чистосердечие, ислам и родственные связи и другие. Эти принципы, суть метасеманти-ки в семантической теории истины, которая определяет содержание - смысл актов художественного творчества и актов обучения художественному творчеству.

Соответственно метаисламской семантике определяются общие категории исламской эстетки в содержательном отношении: 1) мимезис или исламская модель отражения жизни в искусстве; 2) смысл категорий драматического, трагического, комического в св. Коране; 3) Смысл категорий прекрасного, безобразного, уродливого в св. Коране; 4) смысл категории ответственности в творчестве.

Разработанность проблемы. В Республике Ирак Закон об обязательном начальном образовании был принят в 1976 году (№118), а практическая реализация его началась с 1978-1979 учебного года [8]. К сожалению, до сих пор нет компл ексн ых педа гоги ческих иссл едова ни й современного образования в Ираке. Существующие диссертации по вопросам образования у и подготовки кадров в Ираке рассматривают данную проблему на материалах 1960 - 2000-х < годов. [1,2]

Ж Имеется ряд работ по вопросам развития 111 образования, выполненных иракскими автомат рами. К ним, в первую очередь, нужно отнести Ьё несколько монографических работ по истории

0 образования в Ираке. Среди них особое место У принадлежит монографии Абдул Разак Аль-

Хилали и Исхак Рафаила, в которой дается ха-

1 рактеристика основных этапов развития образования в Ираке до 1917 года. [16]

и~ Большой фактический материал содержится в монографиях Горгис Ауод "Древние книги Ирака" и Жержи Зедан "Арабы до ислама", в которых авторы касаются вопросов развития школ и образования в Ираке в доисламский период. [6,9]

Для понимания особенностей современного этапа в развитии образования в Ираке особый интерес представляют работы Салах Аб-дула и Аль Ганама Халифа и других. [4,15] В них рассматриваются отдельные актуальные вопросы современного образования в Ираке - планирование образования, развитие производственно-технического обучения, доступ женщин в учебные заведения и другое.

Можно отметить, что и на русском языке нет комплексной работы об образовании в Республике Ирак, хотя культурные связи России и Ирака укрепляются нарастающими темпами вслед за укреплением экономического и политического сотрудничества. Во второй половине XX века вышел ряд книг, посвященных Ираку, например книги Б. М. Данцига "Ирак в прошлом и настоящем" (Москва, 1960), С. Пего-ва и С. Алитовского "Ирак" (Москва, 1966). [6, 11] В 1966 вышел обстоятельный справочник "Современный Ирак" под редакцией М. В. Ма-люковского (Москва, 1966) [17].

Авторы упомянутых монографий концентрируют свое внимание, главным образом, на политических и экономических вопросах в развития Республики Ирак. Область образования лишь вскользь затрагивается в книгах Б. М. Данцига и в справочнике "Современный Ирак" [7,17]. Авторы констатируюттяжелое положение в просвещении Ирака, высокий уро-

вень неграмотности среди населения (около 70%), низкий охват детей школой. Подобная ситуация складывается и в современной системе образования (обучения и воспитания)Республики Ирак. Непрекращающиеся военные действия, угроза терроризма заставляют мужское население Ирака взяться за оружие. По этой причине старшие сыновья в иракских семьях (в то время, когда их отцы воюют) вынуждены покидать учебные классы для того, чтобы помогать своим матерям содержать семьи вместо отцов. Многие дети уходят из начальной школы, так и не закончив ее.

В имеющихся работах в общих чертах характеризуются те изменения, которые произошли в сфере образования после 1958 года. Характеристика ограничивается количественными показателями: увеличение числа школ и учащихся, рост количества учителей и так далее.

Несколько более обстоятельно дана характеристика образования в Ираке в статье K.M. Матвеева "Образование в Ираке" (10-летие Иракской Республики)" [11 ,с.126-131 ], в разделе Р. М. Пашаевой "Ирак", составляющем часть книги "Просвещение и подготовка национальных кадров в странах Востока" [13]. Указанные работы раскрывают характерные черты культуры и просвещения Ирака, генетически определяемые культурно-историческим развитием этой страны.

В своей монографии Л.В. Харисова анализирует огромный педагогический потенциал ислама: "Следует отметить, что моральные ценности и нравственные нормы, которые принес с собой ислам, обеспечили народам, принявшим его, небывалые темпы их цивилизацион-ного развития. Ислам смягчил, сделал добрыми сердца людей, установил между ними добропорядочные отношения на всех уровнях, начиная с семьи и кончая целыми сообществами людей и государствами" [18,сс.059].

Обсуждение. Эстетические основания обучения художественному творчеству в начальной школе Республики Ирак обусловлены социокультурными особенностями и во многом исламскими представлениями народа Ирака.

1. Исламская эстетика содержит исламский мотив решения Аллаха и общечеловеческий мотив совместимости религий.

2. Мотив стыда, чистосердечия и родственных связей входит в содержание суфийского образа жизни (то есть сосредоточении на внутреннем духовном развитии).

Невозможно эффективно выстраивать процесс обучения (воспитания) без учета социокультурных особенностей. Приведем некото-

рые важнейшие положения Корана и других исламских религиозных книг, которые и являются, на наш взгляд, основополагающими для ментальности народа Ирака и которые необходимо учитывать в реализации обучения художественному творчеству в начальной школе Республики Ирак.

1. Исламский человекформируется в познании Аллаха в Святом Корне, в формах суфийского медиационного соматического примор-диального арабского диалога. Суфийский диалог моделирует становление исламского человека: фитра и фатр; видеть не видимое и слышать не слышимое в исламской вере в коллективном познании в умме (субъективно-вероятностные конструктивные умозаключения, силлогизм по 4 фигуре, исламские формы познания - иджма (коллективность познания), иджтихад (богопознание Аллаха), кияс (аналогия), бидда (нововведения), фитра (естественный субстрат реальности и понятий), фатр (нововведения в естественности), тофсир (коллективная интерпретация), тавил (интерпретация), та клид (догматизм мышления), сахих (преемственность суждений в исламе), иснад (свидетельское познание в хадисах), суннитская и шиитская версии познания - так познает в своих речах и диалогах, монологах, Идегей и Суб-ра), идя не вслед, а на встречу Аллаху - Сякам; условно-категорические умозаключения и субъективная вероятностная модель истины в конструировании нарратива будущего, принятие решения как суннитский мотив; синтез суннизма и шиизма (стыд, чистосердечие, генеалогия и семья пророка, человек такого рода как критерий истины, справедливости, прекрасного и безобразного, драматического, трагического, комического),отношения совместимости, выводимости, следования в Евразии; формирующаяся умма, каксубъект формы жизни и её законодательство; идентичность и идентификация в суннитские и шиитские жизненные миры и этносы, поддерживая свое различие от других этносов и в особенности на основе суннитского ислама, исламское образование и философия, исламско-арабско-тюркский патриотизм; телеология справедливости и достатка с позиций общего блага уммы - этноса; циклы борьбы уммы с ассимиляцией; активная деятельность, вооруженная борьба и просвещение, интегрирование в арабскую, турецкую исламскую культуру и философию. Человек и Личность в исламе, полагает Али Шари ати, тот, кто хорошо понимает божественные нормы; видит и слышит невидимое, не видит противоречий в Таухиде; любит Ал-

лаха и идет навстречу Аллаху; руководствуется фитра и фатр - естественностью Традиции; находится наедине с Аллахом; живет в умме; имеет целью совершенствование себя и мира, справедливость на Земле, отрицая прометеевского человека; осуществляет борьбу за справедливость; действует в антиномии ненасилия. Итак, важнейшее основание обучения художественному творчеству - любовь к Богу выше знания.

2. Ислам и стыд как основание творчества. Вот что читаем в интерпретации Корана аль-Бухари: "(Некто) спросил: "Что такое ислам?". И вот какой ответ дает Муххамад: "Суть ислама в том, чтобы ты поклонялся одному только Аллаху и никому больше, совершал молитву, выплачивал обязательный закят, соблюдал пост в рамадане" [3].Тогда человекзадал вопрос: "Что такое чистосердечие?" Ответ Муххамада: "Быть чистосердечным - значит поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то (помня о том, что) Он поистине, видит тебя" [15, с.46]. "Порок, да благословит его Аллах и приветствует, отличается большей стыдливостью, чем девушка, сидящая за своей занавеской" [15, с.147]. И еще о значении стыда: "Вера (включает в себя) более шестидесяти ответвлений, и стыдливость - (одно из) ответвлений веры" [3].

3. Чистосердечие в исламе как основание творчества. "Господь мой, дай мне мудрость, и присоедини меня к праведникам, и содеяй меня языком правды среди последних, и сделай меня наследующим рай благодати, и прости моему отцу, что он был из числа заблудших. И не позорь меня в день, когда не поможет богатство и сыны. Кроме тех, кто придет к Аллаху с беспорочным сердцем! (Св. Коран, 26, Поэты: 83 (83)-89 (89) [10]. Священный Коран предупреждает о непозволительности излишним увлечением поэзией, что отрицается Аллах, отрицает приобретения знания, отрицается чтение св. Корана и Сунны, отрицается здравый смысл! Поэзия отражает жизнь в экзистенциальных обобщениях в Аллахе и отражает, индикативно моделируя, возможное место того, кто попал в Ад - в раю, а того, кто попал в Рай - возможное место в Аду! "Не войдет в рай ни один (человек), пока не покажут ему его место в огне (, которое он занял бы), если бы совершал дурное, чтобы он благодарил еще больше, и не войдет в огонь ни один (человек), пока не покажут ему его место в раю (, которое он занял бы), если бы совершал благое, чтобы тоска его (была еще сильнее)" [15, с. 377, с. 396 - 397, с. 378; с. 398 -399; с. 129].

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

ю

Это мимезис в реалистической теории всеобщего, экзистенциальных обобщениях, моделях некоторых отношений, интеграции локальных экзистенций в экзистенциальное всеобщее, санкционирование прекрасного и категорий эстетики, сияния луны и солнца, жизни и т. п. моральным - путем в Аллахе, идентификации в общину Мухаммада и этнос, расу, в целевой функции сражений в пути Аллаха, демографического воспроизводства, возможности и вероятности Ада и Рая (как если бы, возможности того, что осуществимо), циклах усилий по силе, прощения и наказания в Аллахе, действии и трате, расходовании энергии, мысли и чувства, богатства в пути Аллаха, осуждая порок и бездействие!

4. Родственные связи в исламе - как основание творчества. "Не отказывайтесь от своих отцов, ибо тот, кто отказывается от собственного отца (впал в) неверие" [3].

5. Мимезис. "Обрати же лик свой к религии, будучи верным (и сообразуясь с) естеством (фитра) (что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так, а творение Аллаха не подлежит изменению. Это и есть прямая религия..." (Св. Коран, 30 Румы, 30)) [10]. Фитра -естественный процесс генеза и эволюции, а фатр в нем - нововведения в естественной природной Традиции динамики энергии и бытия, должная справедливость, Дао! Это не покорность воле Аллаха, а пребывание в тождестве с естественной законосообразностью Аллаха! Правильное - мера! Это теория отражения в фитре и фатре (изменение в фитре), согласно Аллаху, реальности, видя в настоящем будущий мир и осуществление суждения по истине о мире близком и в его иллюзиях и заблуждениях, организуя Его Дело и путь Аллаха и Его общины, общины Мухаммада! "Он сотворил небеса и землю истиной, дал вам образ и прекрасно устроил ваши образы. И к Нему возвращение!" (Св. Коран, 64 Взаимное обманы-вание: 3 (3)) [10]. Прекрасное - отражение жизни в Аллахе, а безобразное-ложь в отражении перед Ним! "Достаточно нам Аллаха, Он - прекрасный доверенный!" (Св. Коран, 3 Семейство Имрана, 167 (173)) [10]. Это теория отражения в фитре и фатре согласно Аллаху реальности, видя в настоящем будущий мир и осуществление суждения по истине о мире близком и его иллюзиях и заблуждениях, организуя Его Дело и путь Аллаха и Его общины, общины Мухаммада!

6. Драматическое, трагическое, комическо-ев исламе. "Решение только у Аллаха: Он следует за истиной. Он - лучший из решающих" (Св. Коран, 6 Скот: 57 (57)) [10].

Исламская эстетика в мимезисе моделирует Решение Аллаха, который следует истине в народе - арабском народе, стремящемся преодолеть невежество и развить знание и творчество в пути Аллаха, конструируя из будущей жизни жизнь ближнюю в современности; решение - мотив суннизма, а основание решения - стыд, чистосердечие, генеалогия в семье и традиция семьи пророка, истина и справедливость - мотив шиизма. Соответственно драматическое состоит в отклонении от пути Аллаха, трагическое - обман Аллаха и замена в истории одних народов - другими, неправедных наров народами молодыми и праведными, а комическое - злая хитрость в попытке обмана Аллаха, которая ведет к несоответствию людей присущих им статусам и ролям и попадание в те ямы, которые они роют для других людей. "Несите покойного побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к Богу, в противном же случае вы (сможете побыстрее) убрать зло с шей своих" [14, с.297].

Вот что читаем в Коране о трагическом: "Будешь ты плакать или нет (это ничего не меняет, ибо) ангелы продолжали укрывать своими крыльями до тех пор, пока вы не унесли его" [14,ас.3285]. И далее о трагическом: "Разве они не видели, сколько Мы погубили поколений до них? Мы укрепляли их на земле так, как не укрепляли вас, посылали на них небо обильным дождем и заставляли реки течь у них, а потом погубили их за грехи и призвали после них другое поколение" (Св. Коран, 6 Скот: 6 (6)) [Ю].

7. Прекрасное, безобразное, отвратительное, уродливое в исламе. Прекрасное освящается Аллахом и Пророком. Люди наполовину прекрасны, а наполовину - безобразны. "Что же касается людей, которые были наполовину прекрасными, а наполовину - безобразными (как Шурале), то они смешивали праведные дела с дурными, однако Аллах простил их" [015, с. 218].

Есть те, кто не сознается в грехах, упорствует в зле - они безобразные, а есть те, кто признают свои грехи и приобретают свойство прекрасного, утрачивая свойство безобразного. "А среди бедуинов, что вокруг вас, и жителей Медины есть лицемеры; они - упрямы в лицемерии. Ты их не знаешь, Мы их знаем. Мы их накажем дважды, потом они будут возвращены к великому наказанию. Есть и другие, что сознались в своих грехах: они смешивали дело доброе и другое - плохое, а - может быть, Аллах обратится к ним: ведь Аллах - прощающий,

милостивый!" (Св. Коран, 9 Покаяние, 102 (101) -103(102)) [10].

Истины жизни, как экзистенциальные обобщения, ситуация действия, душа хорошего человека, - преодоление злого умысла в хитрости как прекрасное. Еще читаем в Коране о прекрасном: "А кто повинуется Аллаху и посланнику, то они - вместе с теми из пророков, праведников, исповедников, благочестивых, кому Аллах оказал милость. И сколь прекрасны они как товарищи! Это - щедрость от Аллаха. И довольно в Аллахе знающего!" (Св. Коран, 4Женщины:::71 (69)-72 (70)) [10].

Прекрасное - форма истины, безобразное -ложь и бездействие в пути Аллаха и Пророка, отвратительное - неверность Аллаху и гордыня, - бездействие, бездеятельность и повторение грехов, трусость и отказ от действия. Уродливое - то трусость и слабость, нереализиция своих возможностей в пути Аллаха и ради будущей жизни (жизнь - награда в этой жизни и наказание в жизни будущей), а также уродливое - это предательство этноса и перемена веры.

8. Ответственность в творчестве, жизни и вере. "Поистине, самым ненавистным из людей для Аллаха является непримиримый в спорах" [3]. "Поистине, красноречие может оказывать такое же воздействие, как и колдовство!" [3]. Аллах ненавидит пустословие и бессмысленные и несправедливые, вызывающие рознь, споры. "Те, которые уверовали и не облекли своей веры в несправедливость, для них - безопасность, и они - на верной дороге" (Св. Коран, 6 Скот, 82 (82)) [10]. "Истинно, человек несправедлив, неблагодарен" (Св. Коран, 14 Авраам, 37)) [10]. "Аллах не взыскивает с вас за пустословие в ваших клятвах, но взыскивает с вас за то, что приобрели ваши сердца. Поистине, Аллах - прощающий, кроткий!" (Св. Коран, 2 Корова, 225 (225)) [10].

Результаты.

1. Созданы модели эстетических категорий прекрасного, безобразного, уродливого, драматического, комического,трагического, основанного на моделях стыда, чистосердечия и родственных связей в исламе.

2. Создана модель мимезиса (отражение в эстетике по Аристотелю), основанного на решении Аллаха и отклонении и (или)следовании человека в пути Аллаха.

Выводы.

1. Категории исламской эстетики синтезируют эстетические, моральные и общенаучные суждения об Истине и лжи.

2. Вся система эстетических категорий имеет смыслом принятие решения и действия.

Заключение. Исламская эстетика в мимезисе моделирует Решение Аллаха, который следует истине в народе - арабском народе, стремящемся преодолеть невежество и развить знание и творчество (художественное творчество в том числе) в пути Аллаха, конструируя из будущей жизни жизнь ближнюю в современности; решение - мотив суннизма, а основание решения - стыд, чистосердечие, генеалогия в семье и традиция семьи пророка: "Решение только у Аллаха: Он следует за истиной. Он - лучший из решающих" [Св. Коран,6 Скот: 57(57); истина и справедливость - мотив шиизма. Соответственно драматическое состоит в отклонении от пути Аллаха, трагическое -обман Аллаха и замена в истории одних народов - другими, неправедных наров народами молодыми и праведными, а комическое - злая хитрость в попытке обмана Аллаха, которая ведет к несоответствию людей присущих им статусам и ролям и попадание в те ямы, которые они роют для другихлюдей. Прекрасное- форма истины, безобразное - ложь и бездействие в пути Аллаха и Пророка, отвратительное -неверность Аллаху и гордыня, уродливое -трусость и слабость, не реализуя свои возможности в пути Аллаха и ради будущей жизни, жизнь наградой в этой жизни и наказанием в жизни будущей. Как указывает Священный Коран, только Аллах дает самые правильные решения [3].

Рекомендации.

1. Необходимо разнообразить используемые жанры в обучении сообразно развернутой системе категорий эстетики "прекрасное", "безобразное", "трагическое", "комическое" и ответственность Решений Аллаха.

2. Рассмотренные основополагающие положения ментальности народа Республики Ирак необходимо учитывать в реализации процесса и содержания обучения художественному творчеству,то есть при его планировании, организации, проведении и анализе), в начальной школе Ирака:

- любовь к Богу выше знания;

- ислам и стыд как основание творчества;

- родственные связи как основание творчества;

- мимезис и творчество (самоценность творчества);

- мимезис и прекрасное, безобразное в исламе;

- драматическое, трагическое, комическое в Исламе;

- ответственность в творчестве, жизни и вере.

Литература:

1. Адель Авдулмагид Алави. Современные тенденции развития народного образования в арабских странах : дис... канд. пед. наук / Авдулмагид Алави Адель; науч. рук. Г. Г. Габдуллин. - Казань, 1995.

2. Азизуддин Насафи. Кашф ал-Хакаик. - Техран, 1965.

3. Аль-Бухари Мухтасар. Сахих. Электронный ресурс: Режим доступа http://islaminform.com/sites/ default/files/book/sahih_al-buhari_ muhtasar2.pdf

4. Аль Ганам Халифа. Беседа о планировании образования в Ираке // Аль-Жамхурия. - №1068. -Багдад, 1971.

5. Винтин И. А. Самоактуализация личности: эти-ко-психологический аспект. - Саранск, 2001.

6. Горгис Ауот. Древние книги Ирака. - Багдад, 1948.

7. Данциг Б. М. Ирак в прошлом и настоящем. - М., i960.

8. Деманова С. В. Образование в Республике Ирак: правовые и социальные аспекты // Тенденции развития и образования. -2017. - № 29-1. - С. 8-13.

9. Жержи Зедан. Арабы до ислама. - Египет, 1912.

10. Коран / пер. И. Ю. Крачковского. - М. : Раритет, 1990. - 528 с. [Электронный ресурс]: Режим досту-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

па: http://www.crimean.org/islam/koran/Quran (КгасИкоуэк^.гф.

П.Матвеева К. М. Образование в Ираке. К 10-летию Иракской Республики. - М. : Советская педагогика, 1968. - №6. - С. 126-131.

12. Пегов С., Алитовский С. Ирак. - М., 1966.

13.Просвещение и подготовка национальных кадров в странах Востока / ред. коллегия: Т.И. Кух-тина (отв. ред.) и др. - М.: Наука, 1971.

14.Сахих аль-Бухари. 1-е изд., т. 1. - М.: Благотворительный фонд "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим", 2002. - 472 с.

15.Сахих аль-Бухари. - 1-е изд. - Т. 2. - М. : Благотворительный фонд "Ибрагим Бин Абдулазиз Аль Ибрагим", 2002. - 472 с.

16.Рафаил Исхак. Иракская школа в доисламский период. - Багдад, 1955.

17.Современный Ирак. - М., 1966.

18.Харисова Л. А. Педагогический потенциал ислама. - М.: Русское слово, 2008. - 352 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: ИИр5:/Лллллл/.еПЬгагу_ 24065184_52655465.pdf

19.Хедаят Садег. Избранные произведения / сост. Д. Комиссаров, А. Розенфельд. - М. : Восточная литература ; Наука, 1969. - 416 с.

SYSTEM OF DEVELOPMENT OF THE SPEECH AND THINKING OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF STUDYING SYNTAX

Baranova Olga Igorevna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor Penkina Sofia Dmitrievna, Undergraduate student

Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Kuban State University, Krasnodar

in this article, the relevance of the study is substantiated, the methodological apparatus of research is described: the problem, the object, the object, the goal, the hypothesis, the problems; the methods of investigation are indicated. The essential content of the concepts "system" "speech" "thinking" is revealed. A system for the development of speech and thinking of junior schoolchildren in the process of studying the syntax and stages of its implementation is presented.

Keywords: primary education; the system of development of speech and thinking; syntax; thinking; system; speech;

СИСТЕМА PA ЗВИ ТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СИНТАКСИСА

В данной статье обосновывается актуальность исследования, приведён методологический аппарат исследования: проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи; обозначены методы исследования. Раскрывается сущностное содержание понятий "система", "речь", "мышление". Представлена система развития речи и мышления младших школьников в процессе изучения синтаксиса и этапы её реализации.

Ключевые слова: начальное образование; система развития речи и мышления; синтаксис; мышление; система; речь; педагогическое образование.

pedagogical educational.

УДК373.31 ВАК РФ 13.00.02

© Баранова О.И., 2018 © Пенкина С.Д., 2018

БАРАНОВА Ольга Игоревна, кандидат педагогических наук, доцент

ПЕНКИНА София Дмитриевна, магистрант

кафедра Педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, Краснодар

Введение. Актуальность данного исследования обусловлена требованиями современного социума к формированию разумной и коммуникабельной личности, требованиями школьной практики к системному развитию речи и мышления младших школьников в рамках изучения различных тем русского языка. Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: каковы структурные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.