Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / PREREQUISITES FOR ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY / ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брень Мария Владимировна

Статья представляет результаты эмпирического исследования проблемы развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования. На основе психолого-педагогических теорий автором исследования определены ключевые педагогические условия и специализированные упражнения по развитию данных способностей в учебно-воспитательном процессе младших школьников, разработан инструментарий для повышения уровня развития художественно-творческих способностей, а также определена эффективность данных упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брень Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES IN CHILDREN OF YOUNG SCHOOL AGE

The article presents the results of an empirical study of the problem of developing artistic and creative abilities in children of primary school age in the classroom of fine arts in the conditions of additional education. On the basis of psycho-pedagogical theories the author identified the key pedagogical conditions and specialized exercises to develop these abilities in the educational process of younger students, developed new tools to improve the level of development of artistic-creative abilities, as well as the effectiveness of these exercises.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 37.013

магистрант кафедры изобразительного искусства Брень Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья представляет результаты эмпирического исследования проблемы развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования. На основе психолого-педагогических теорий автором исследования определены ключевые педагогические условия и специализированные упражнения по развитию данных способностей в учебно-воспитательном процессе младших школьников, разработан инструментарий для повышения уровня развития художественно-творческих способностей, а также определена эффективность данных упражнений.

Ключевые слова: предпосылки для художественно-творческой деятельности, художественно-творческие способности, педагогические условия развития творческих способностей.

Annоtation. The article presents the results of an empirical study of the problem of developing artistic and creative abilities in children of primary school age in the classroom of fine arts in the conditions of additional education. On the basis of psycho-pedagogical theories the author identified the key pedagogical conditions and specialized exercises to develop these abilities in the educational process of younger students, developed new tools to improve the level of development of artistic-creative abilities, as well as the effectiveness of these exercises.

Keywords: prerequisites for artistic and creative activity, artistic and creative abilities, pedagogical conditions for the development of creative abilities.

Введение. Задатки к творчеству, чувство вкуса, потребность в размышлении об увиденном формируются у ребёнка в младшем школьном возрасте, но без помощи взрослого он не может приобщиться к полноценному опыту художественной деятельности. Понимание детьми изобразительного искусства в полной мере зависит от общего культурного уровня и художественного мастерства педагога. Важно осознавать, что развитие творческих способностей у детей протекает более эффективно только в целенаправленном, поэтапном и непрерывном процессе решения педагогических задач. На современном этапе развития общества дополнительное художественное образование выступает специфическим процессом становления и социализации личности, овладения культурой, развития художественного вкуса и творческого потенциала. Основой обретения ребенком данных качеств в учебном процессе художественного образования выступает наличие способностей тонко чувствовать прекрасное и целостное восприятие. В данном контексте вопросы педагогических условий и специализированных упражнений как средства развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста обретают особую актуальность.

Изложение основного материала статьи. Проблема развития художественно-творческих способностей находится в фокусе внимания психологии творчества, методики обучения, художественной педагогики и других областей гуманитарного знания. Ученые сходятся во мнении, что под термином художественно-творческие способности следует понимать умения, которые имеют универсальный характер, обеспечивающие успешность занятий различными видами творчества, а также формирующие эмоционально-ценностное отношение человека к действительности и способствующие его самореализации [3]. Различные аспекты проблемы развития творческих способностей рассматривались в работах отечественных психологов и педагогов: Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Вишняковой, В.И. Дружинина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, а так же зарубежных психологов: Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, Д. Векслера, Р. Стернберга и др. В психолого-педагогических исследованиях отмечаются большие потенциальные возможности детей младшего школьного возраста, являющиеся предпосылкой, основанием для развития детского творчества (Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, В.Т. Кудрявцев, Р.Б. Стеркина, В.А. Петровский и др.). Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых теорий, суждений и мнений. Например, Н. Роджерс пишет: «Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец» [5, с. 25]. Е.Л. Яковлева понимает творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности. Художественное творчество связано с изящным освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Особенности художественного творчества:

- опора в первую очередь на наглядно-образное мышление, меньшее значение имеют наглядно-действенное и абстрактно-логическое мышление;

- ведущий компонент - эмоциональный;

- реализуется в особой форме общественного сознания - искусстве, продуктом его выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (скульптуре, картине, литературном или музыкальном произведении и т.п.).

Российский психолог Э.А. Голубева детское творчество рассматривает как результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира и выделяет три уровня проявления художественной одаренности: 1) творческое воображение; 2) эстетическая позиция личности; 3) совокупность специальных знаний, умений и навыков [4]. Художественно-творческие способности - это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обуславливающих уровень ее результативности. Они проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области.

Особенности развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста, определяются как самостоятельный фактор. Формирование умений является результатом обучения творческой деятельности школьников. Цель исследования - изучить теоретические аспекты феномена «художественно-

творческие способности», выявить ключевые педагогические условия и специализированные упражнения к решению проблемы развития художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования.

Младший школьный возраст психологи определяют как наиболее сензитивный период для развития художественно-творческих способностей. Именно в этом возрасте ребенок чрезвычайно любознателен, эмоционально отзывчив (Л.С. Выготский), проявляет желание познавать окружающий мир и самостоятельность в работе - необходимые предпосылки для будущей художественно-творческой деятельности. Не способность к абстрагированию позволяет ему свободно воспринимать мир в единстве с собственными переживаниями (А.А. Мелик-Пашаев), а недостаток развития логического мышления обуславливает свободу и нестандартность выстраивании ассоциативных связей. Наличие способностей осмысливать и обобщать свои переживания свидетельствует о готовности к осознанию и анализу источника своих переживаний, что, безусловно, выступает важным показателем к развитию художественно-творческих способностей. Вышеуказанные свойства психики с возрастом ослабевают.

Теоретики утверждают, что развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, она создает благоприятные условия для живописного и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус. В.А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли» [10]. Одним из важнейших факторов развития творческих способностей детей - создание педагогических условий, которые способствуют развитию их художественно-творческих способностей, а именно создание атмосферы творчества, предоставление ребенку свободы в выборе созидательной деятельности, в разнообразии материалов, чередовании дел, в выборе способов исполнения замысла и т.д. [2]. Советский педагог, сторонник целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников Т.С. Комарова подчеркивает: «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [8].

Систематическая комплексная работа, использование различных методик обучения рисованию являются наиболее удачным условием развития художественно-творческих способностей. Задача художника-педагога - научить детей работать с разнообразными изобразительными материалами, использовать доступные возрасту ребенка изобразительно-выразительные средства, а также развитие творческих способностей у детей в условиях изобразительной деятельности на основе интеграции методов обучения и различных изобразительных техник [7]. Одним из основных методов развития художественно-творческих способностей является использование различных техник изобразительного искусства, что способствует творческой активизации школьников. На занятиях активно применяется, к примеру, использование таких техник, в основе которых лежит создание образа на основе цветового пятна, геометрических фигур, а также техника монотипии, граттажа, ниткографии и др. Дидактические игры также способны создать положительную динамику в развитии творческих способностей у детей на уроках рисования. Применение на занятии игровых моментов значительно активизирует познавательный интерес у школьников и влияет на уровень их творческой активности. Например, постановка перед учащимися таких сказочных задач, как найти и нарисовать «То - не знаю что». На занятиях можно использовать игры «На что похоже?», «Дорисуй-ка» или «Волшебные кляксы», которые развивают у детей креативное мышление и творческое воображение [6].

Анализ теоретических аспектов проблемы развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста позволил автору исследования определить функциональные компоненты и ключевые педагогические условия практико-ориентированных заданий по развитию творческого воображения и созданию художественного образа в учебно-воспитательном процессе, а именно:

- практическое овладение выразительными средствами искусства и вовлеченность непосредственно в художественный процесс;

- восприимчивость к содержанию задумки произведения;

- понимание содержания художественной формы через восприятие общего эмоционального строя произведения;

- умение видеть, понимать, анализировать технические средства, используемые в произведениях, и приемы создания гармонии всех комбинированных частей произведения;

- использование личного опыта при эмоциональном восприятии произведений искусства с опорой на осмысленность;

- индивидуально-личностный подход в обучении с учетом «поступенного» художественного развития ребенка;

- использование игры как метода и диалогичности как формы обучения младших школьников.

Для повышения уровня развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста проведено эмпирическое исследование, в результате которого был разработан инструментарий и проведен эксперимент на выявление эффективности данных средств. Исследование проводилось на базе ДОУ «Маленький принц» г. Хабаровска. В исследовании приняли участие 42 ученика. Перед определением исходного уровня развития художественно-творческих способностей, учащиеся были поделены на контрольную и экспериментальную группы, после чего им предлагалось выполнить задания:

- «Неполные фигуры» (Э.П. Торенс) на основании каждой из 10 изображенных простых геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) изобразить с помощью дополнительных элементов рисунки- образы;

- «Свободный рисунок» (Г.А. Урунтаева, Л.Ю. Субботина, Ю.А. Афонькина) придумать что-либо необычное и изобразить это на листе бумаги;

- «Солнце в комнате» (В.Т. Синельников, В.Б. Кудрявцев) на изображении комнаты с человеком и солнцем найти специально допущенные художником ошибки и исправить их;

- «Скульптура» (Р.С. Немов [9]) из набора пластилина за 5 минут выполнить какую-либо поделку.

По результатам констатирующего этапа опытно-поисковой работы определены исходные уровни развития художественно-творческих способностей в контрольной группе: 17% - высокий, 66% - средний, 17% - низкий; в экспериментальной группе: 9% - высокий, 58% - средний, 33% - низкий. По совокупности

выявленных компонентов для экспериментальной группы разработаны специализированные задания для развития эстетического отношения, творческого воображения, умений и навыков создания художественного образа с применением различных художественных техник, музыкальных зарисовок и произведений детской художественной литературы [1] (стихи и рассказы эмоционального содержания, сюжеты которых являлись материалом для детских рисунков):

- «Три краски». На основании трех любых цветов составить композицию и сюжетно заполнить весь лист бумаги, используя лишь производные цвета от смешения этих красок.

- «Дорисуй». Необходимо дополнить предложенный силуэт, превратив его в понятный для всех предмет.

- «Придумай». Из одной геометрической фигуры составить как можно больше разных предметов и образов.

- «Что получилось?». Лист бумаги мнется, затем предлагается определить, на что похожи отбрасываемые им тени, а также, как падает свет на изгибы бумаги и строятся светотеневые отношения.

- «Цветные кляксы». Из цветной бумаги необходимо без карандаша вырезать симметричные фигуры, а затем составить из них композицию (дети нестандартно подходят к составлению композиции и ее решению, выбирают, например: узор, объемную аппликацию и др.).

- «Черепашки в пустыне». Применяя технику пуантилизма рисовать различными инструментами.

- «Цветные краски» (дидактическая игра). После прослушивания определенного музыкального материала дети выбирают краску, по их мнению, более соответствующую музыкальному образу.

- «Чего на свете не бывает?» (дидактическая игра). Нарисовать то, чего на свете не бывает, а затем вместе с ребенком обсудить рисунок: действительно ли изображение на нем не встречается в жизни [6].

С детьми контрольной группы занятия строились на изучении основ изобразительной грамоты без игровых включений и упражнений на развитие художественно-творческих способностей. В экспериментальной группе по завершению формирующего этапа эксперимента увеличилось количество учащихся с высоким (58%) уровнем развития художественно-творческих способностей. Работы учащихся экспериментальной группы отличались живописностью и яркостью, большей детализацией, в них появилось большее количество цветов и оттенков, полученных путем смешения. Дети экспериментальной группы стали свободнее чувствовать себя на занятиях, у них пропал страх перед «чистым листом», они стали больше фантазировать, быстрее придумывать сюжеты и разрабатывать композиции будущих работ. Они нестандартно подходили к решению поставленных задач, применяя различные техники изобразительного искусства, старались подобрать необычные тона для воплощения идеи. Их рисунки выделялись сюжетностью и необычными образами.

Выводы. Художественно-творческие способности - один из способов постижения и преобразования мира, форма социализации и культурного развития человека на ранних этапах становления его личности. В данном контексте развитие художественно-творческих способностей, как одного из важных качеств в структуре личности, в младшем школьном возрасте человека обретает стратегическую направленность. В целях развития данного качества учебно-воспитательный процесс дополнительного художественного образования должен быть организован с учетом индивидуально-личностного подхода и определенных педагогических условий, распространения вариативных образовательных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося, внедрения личностно-ориентированных методик художественно-образовательной деятельности, индивидуализированных подходов к особо одаренным обучающимся. В рамках данного исследования был разработан и применен на практике инструментарий к повышению уровня развития творческих способностей младших школьников. Эксперимент показал эффективность применяемых упражнений и техник на занятиях изобразительной деятельностью. Для активной творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству необходимо создать атмосферу творчества, взаимопомощи для ребенка, которая способствует удовлетворению внутренней потребности самовыражения в творчестве. Педагогу необходимо уметь находить неожиданную точку зрения на предмет, явление или произведение искусства, нестандартное применение уже известных предметов. Только тогда его занятия будут эффективны для развития творческого ребенка.

Литература:

1. Барышева Т.А. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. - Д.: Феникс, 2004.

2. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское творчество / Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972.

3. Воеводина А.И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности / А.И. Воеводина, С.В. Горшунова, Г.А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф.. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 67-71.

4. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. - Дубна: Феникс+, 2005.

5. Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы / Г.Н. Давыдова. - М.: ПРОТОС, 2017. - 158 с.

6. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? / О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева. - М., 1991.

7. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. -М.: Владос, 2006.

8. Комарова Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

9. Немов Р.С. Общая психология. В 3 томах. Том 1. Введение в психологию: Юрайт, 2014.

10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.