Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Михаил Иванович, Романов Алексей Алексеевич

В статье рассмотрен спектр вопросов, связанных с организацией общеобразовательного обучения несовершеннолетних, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, охарактеризовано современное состояние и перспективы совершенствования психолого-педагогических условий такого обучения. Правильное функционирование образовательных систем, базирующееся на принципах гуманизации, демократизации и модернизационного поиска, является основой устойчивого развития современного общества. Общеобразовательное обучение занимает особое место в исправлении личности осужденного, особенно несовершеннолетнего. Образование лиц, находящихся в местах лишения свободы, благотворно влияет на них: способствует их более полной самореализации в тяжелой жизненной ситуации, помогает удовлетворению их законных интересов и потребностей, объективно ограниченных в условиях содержания под стражей, стимулирует правопослушное поведение, позитивное личностное развитие и устранение криминогенных детерминант. Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, творческого и физического развития каждого обучающегося, обучение их навыкам самоконтроля и самообразования, обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий на основе внедрения новых технологий, повышение профессиональной компетентности учителей являются приоритетными задачами общеобразовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. Социальная и личностная значимость образования для несовершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых постоянно возрастает, предполагает поиск и использование на всех его этапах организации новых эффективных технологий, работы с учебной информацией, электронными и телекоммуникационными средствами. При этом необходимы индивидуальный темп обучения, непрерывное (даже бесконтактное) общение, самоконтроль и контроль за ходом поэтапного обучения, качеством усвоения знаний и навыков, а также формированием заданных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Михаил Иванович, Романов Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE EFFECTIVENESS OF GENERAL EDUCATION OF JUVENILES IN INSTITUTIONS OF THE PENAL SYSTEM

The article considers a range of issues related to the organization of general education for juveniles in institutions of the penal system, describes the current state and prospects for improving the psychological and pedagogical conditions of such training. Proper functioning of educational systems based on the principles of humanization, democratization and modernization search is the basis of sustainable development of modern society. General education takes a special place in correcting the personality of a convicted person, especially a juvenile. The education of persons in places of deprivation of liberty has a beneficial effect on them: it promotes their fuller self-realization in a difficult penitentiary life situation, helps to satisfy their legitimate interests and needs objectively limited in conditions of detention, stimulates law-abiding behavior, positive personal development and the elimination of criminogenic determinants. Creating favorable conditions for the mental, moral, creative and physical development of each student, teaching them self-control and self-education skills, ensuring a high methodological level of conducting all types of classes based on the introduction of new technologies, improving the professional competence of teachers are priority tasks of educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia. The social and personal importance of education for juvenile convicts, suspects and accused is constantly increasing, it involves the search and use of new effective technologies, work with educational information, electronic and telecommunication means at all its stages of organization. At the same time, an individual pace of learning, continuous (even contactless) communication, self-control and control over the course of step-by-step learning, the quality of mastering knowledge and skills, as well as the formation of specified competencies are necessary.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 343.815:343.824

DOI 10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).4.557-565

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КУЗНЕЦОВ,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и педагогики, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: mikhail kuznetsov 1962@list.ru; АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и педагогики, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: a.a.romanov54@gmail.com

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НАХОДЯЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Для цитирования

Кузнецов, М. И. Психолого-педагогические условия эффективности общеобразовательного обучения несовершеннолетних, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы / М. И. Кузнецов, А. А. Романов // Человек: преступление и наказание. -2021. - Т. 29(1-4), № 4. - С. 557-565. - DOI : 10.33463/2687-1238.2021.29(1-4).4.557-565.

Аннотация. В статье рассмотрен спектр вопросов, связанных с организацией общеобразовательного обучения несовершеннолетних, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, охарактеризовано современное состояние и перспективы совершенствования психолого-педагогических условий такого обучения. Правильное функционирование образовательных систем, базирующееся на принципах гуманизации, демократизации и модернизационного поиска, является основой устойчивого развития современного общества. Общеобразовательное обучение занимает особое место в исправлении личности осужденного, особенно несовершеннолетнего. Образование лиц, находящихся в местах лишения свободы, благотворно влияет на них: способствует их более полной самореализации в тяжелой жизненной ситуации, помогает удовлетворению их законных интересов и потребностей, объективно ограниченных в условиях содержания под стражей, стимулирует правопослушное поведение, позитивное личностное развитие и устранение криминогенных детерминант. Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, творческого и физического развития

© Кузнецов М. И., Романов А. А., 2021

(cc)(D®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

каждого обучающегося, обучение их навыкам самоконтроля и самообразования, обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий на основе внедрения новых технологий, повышение профессиональной компетентности учителей являются приоритетными задачами общеобразовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. Социальная и личностная значимость образования для несовершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых постоянно возрастает, предполагает поиск и использование на всех его этапах организации новых эффективных технологий, работы с учебной информацией, электронными и телекоммуникационными средствами. При этом необходимы индивидуальный темп обучения, непрерывное (даже бесконтактное) общение, самоконтроль и контроль за ходом поэтапного обучения, качеством усвоения знаний и навыков, а также формированием заданных компетенций.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, несовершеннолетние осужденные, общеобразовательное обучение, психолого-педагогические условия.

Образовательные системы и их эффективная работа в любом государстве выступают одним из главных условий устойчивого развития современного общества. В России история образования дает ключ к пониманию всей отечественной истории, начиная с петровских преобразований [1, с. 3]. Общественный подъем в конце 1980-х годов вызвал к жизни мощное общественно-педагогическое движение, направленное на гуманизацию и демократизацию образования [1, с. 249]. Смысл российской реформы образования 1992 г. виделся в решении сверхзадачи по смене прежней статичной, репродуктивной модели образования на модель новую, динамичную, где школа и образование становятся развивающими и развивающимися, стимулирующими общественные изменения [10, с. 266]. Задуманные реформы не были осуществлены в полном объеме, что привело в начале XXI столетия к снижению интеллектуального потенциала России [1, с. 253], появлению растущего слоя малообразованных и необразованных россиян, по существу выпавших из системы образования [1, с. 289]. Это, в свою очередь, создавало условия для проявлений девиантного, делинквентного, агрессивного поведения граждан, включая социальные группы несовершеннолетних разной направленности [10].

Стабилизировать ситуацию и наметить пути ее преодоления возможно только через создание системы качественного образования, способной стать реальным инструментом «погашения природных агрессивных побуждений человека: снижения издержек от структурной агрессии, вплетенной в социокультурную реальность; сдерживания деструктивной энергии, идущей от техносферизации планеты, нарастания искусственной составляющей человеческой жизнедеятельности. Каждый из нас должен быть крайне заинтересован в том, чтобы сделать образование не квази-, а аутентично качественным. Важный шаг к этому - четко осознать, какие образы образования являются жизнеутверждающими, а какие - жизнеразрушающими» [5, с. 330]. Более того, образование сегодня рассматривается как пространство культурных смыслов, ориентированных на развитие всех людей, гармонизацию духовной жизни личности и межличностных отношений [12]. О необходимости модернизации современной школьной системы говорил на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 25 августа 2021 г. Президент страны В. В. Путин, обозначив задачу обеспечения качественного образования всем детям, вне зависимости от того, где они живут, учатся, от социального статуса их родителей (https://news.mail.ru/politics/47658657/?frommail=1&exp_id=828).

Все затронутые идеи в той или иной степени касаются и организации образования в уголовно-исполнительной системе (УИС). На современном этапе система образования УИС с разной степенью успешности решает поставленные перед ней задачи, в территориальных органах активно формируется система общеобразовательного обучения осужденных, обобщается региональный опыт образовательной деятельности, занимающей особое место в исправлении личности осужденного, особенно несовершеннолетнего. Накопленный в воспитательных колониях опыт подчеркивает продуктивность подхода к исправлению личности осужденных через обучение. В процессе обучения несовершеннолетние осужденные не только получают новые знания, но и вступают во взаимодействие с учителем и другими осужденными. В результате устанавливаются смысловые и эмоциональные контакты, служащие источником формирования нравственной ответственности, благоприятной почвой для переосмысления своего прошлого и сложившихся негативных жизненных установок [8, с. 207]. Например, в Новооскольской воспитательной колонии обращалось повышенное внимание на мотивацию учебной деятельности и ее организацию. Коллективная учебная деятельность предполагала создание такой системы отношений и общения, в основе которой лежало сотрудничество в учении, совместная работа в целях овладения знаниями, культурой общения и взаимоотношений. Особое значение имела работа с активом заключенных, а также с сотрудниками колонии для того, чтобы помочь найти правильные подходы к воспитанникам, побудить всех к коллективной работе, сформировать готовность к участию в такой работе, организовать исполнение и контроль коллективной учебной деятельности [2, с. 289].

Образование в колониях всегда рассматривалось и в качестве важнейшего средства возможной адаптации в обществе, помогая понять ценность учения, горизонты интеллектуального уровня преподавателей, отношение окружающих к людям, стремящимся получить образование и стать лучше [4, с. 90-91]. Образовательный процесс благотворно влияет на лиц, находящихся в местах лишения свободы, способствует их более полной самореализации в тяжелой жизненной ситуации, помогает удовлетворению их законных интересов и потребностей, ограниченных в условиях содержания под стражей, стимулирует правопослушное поведение, позитивное личностное развитие и устранение криминогенных детерминант. Общеобразовательное обучение занимает особое место в исправлении личности осужденного, особенно несовершеннолетнего [11]. В силу этого особенности его организации в исправительных учреждениях предполагают создание в них специальных организационно-педагогических условий взаимодействия с администрацией учреждений УИС и образовательными организациями, задействованными в этом процессе. Во исполнение требований законодательства, ведомственных нормативных документов Минюста России и Минпросвещения России в следственных изоляторах, помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов (СИЗО, ПФРСИ), и воспитательных колониях (ВК) уголовно-исполнительной системы организуется получение несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными общего образования.

По сведениям ФСИН России, на начало 2019/20 учебного года 1362 несовершеннолетних, содержащихся под стражей, приступили к обучению. По итогам учебного года начальное общее образование получили 13 чел., основное общее - 161, среднее общее -145 чел. В целях обеспечения получения несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми общего образования в большинстве СИЗО и ПФРСИ их общеобразовательное обучение осуществляется в образовательных организациях органов испол-

нительной власти субъектов Российской Федерации в очной, очно-заочной и заочной форме (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

Администрациями СИЗО, в которых содержатся несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые, заключаются договоры о предоставлении образовательных услуг несовершеннолетним. Учебные классы оборудуются необходимой мебелью, телевизорами, компьютерами. Составляются планы работ воспитательных отделов и образовательных организаций, в которые включено проведение совместных психолого-педагогических мероприятий с подростками. Так, в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области преподаватели учебно-консультационного пункта № 3 наряду с уроками по алгебре, литературе, русскому языку, английскому языку, биологии, истории, физике, химии, обществознанию, информатике, географии проводят мероприятия культурно-познавательного характера: лекции, беседы, диспуты, организуют праздничные концерты с участием студентов театрального училища, приглашают писателей. В рамках учебной программы среди несовершеннолетних также был проведен конкурс «Лучший ученик» (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

В ряде СИЗО в помещениях для проведения учебных занятий с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми имеется возможность подключения компьютера к сети Интернет для организации дистанционного обучения. Наличие в учебных классах компьютеров позволяет учителям школы организовать показ фильмов по произведениям, включенным в школьную программу, проводить занятия с использованием презентаций. Однако в 36 СИЗО 23 территориальных органов ФСИН России несовершеннолетние обучаются только в форме самообразования. Обучающие материалы несовершеннолетним и выполненные ими задания учителям передаются через сотрудников воспитательных служб учреждений. Учителя школ посещают СИЗО для проведения консультационных занятий с обучающимися, итоговой и промежуточной аттестации несовершеннолетних. Периодичность посещения в разных регионах составляет от 1 раза в неделю до 1-2 раз в учебное полугодие (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

Получение общего образования несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в ВК, организовано в общеобразовательных организациях территориальных органов ФСИН России (далее - общеобразовательная организация, ФКОУ СОШ, школа ВК). В начале 2019/20 учебного года в 23 общеобразовательных организациях территориальных органов ФСИН России приступили к обучению в соответствующих классах 1022 несовершеннолетних осужденных. По итогам учебного года начальное общее образование получили 6 чел., основное общее - 280, среднее общее - 191 чел., окончили вспомогательный (коррекционный) класс - 32 чел. 23 обучающихся прошли государственную итоговую аттестацию в форме единого государственного экзамена (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

Создание благоприятных условий для умственного, нравственного, творческого и физического развития каждого воспитанника, обучение их навыкам самоконтроля и самообразования, обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий на основе внедрения новых технологий, повышение профессиональной компетентности учителей являются приоритетными задачами общеобразовательных организаций ФСИН России. Для решения обозначенных задач педагоги школ используют индивидуально-ориентированное обучение, информационные и коммуникационные, игровые, деятельностные, здоровьесберегающие технологии, методики социально-педагогического проектирования и др.

Одним из способов повышения интереса к изучению предметов школьного курса является организация тематических предметных недель, которые способствуют развитию личностных качеств учащихся. В 2019/20 учебном году в школах УИС проводились предметные недели по русскому языку и литературе, математике, истории, обществознанию, географии, биологии, иностранному языку, химии, физике и др. Например, в ФКОУ СОШ УФСИН России по Республике Дагестан классные руководители организовали проведение предметных вечеров по биологии, обществознанию, географии, математике и русскому языку. ФКОУ СОШ УФСИН России по Архангельской области в рамках декады гуманитарных наук, посвященной 100-летию Ф. А. Абрамова, проведены экскурсия, командная игра для старшеклассников, цикл радиопередач «Литературное Пинежье», тематическая выставка рисунков «Пинега - родина Ф. А. Абрамова». В рамках недели науки в ФКОУ СОШ УФСИН России по Тюменской области организован интеллектуальный марафон «Самый умный» (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

В общеобразовательных организациях ФСИН России осуществляется обучение несовершеннолетних и по дополнительным образовательным программам, направленное на формирование общей культуры, художественно-эстетическое и нравственное развитие осужденных, работают кружки, секции, студии, клубы по интересам. Так, ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Кемеровской области в рамках предпрофильной подготовки учащимся 9-го класса предлагает курс «Твоя профессиональная карьера», цель которого помочь учащимся в самоопределении и самореализации. В ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Свердловской области организована работа «Поэтической студии», в которой осужденные учатся самостоятельно создавать произведения. В ФКОУ СОШ УФСИН России по Тюменской области функционируют кружки «Квиллинг», «Выжигание по дереву», «Киноклуб», «Редколлегия», «Увлекательный английский», «Футбол». Занятия с использованием современных технических средств обучения, например уникального портативного планетария Homestar с проекционными дисками северного полушария и эффектом падающих звезд, в астрономическом кружке «Звезды становятся ближе» ФКОУ СОШ УФСИН России по Брянской области позволяют учащимся активизировать познавательную деятельность и систематизировать представления о Вселенной. В ФКОУ СОШ УФСИН России по Краснодарскому краю осуществляют работу школьные творческие объединения учащихся: «Театральное» и «Краеведческое». Кроме того, в течение учебного года учителями школы регулярно проводились мероприятия по трудовому воспитанию обучающихся «Чистый класс», «Чистая школа», выпуску стенгазет о труде, пропаганде спорта и здорового образа жизни (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., исх-03-78380).

Выявление и развитие творческих способностей несовершеннолетних осужденных является одним из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы [6]. С этой целью в отдельных школах УИС созданы театральные студии. В преддверии Международного женского дня состоялся премьерный показ спектакля «Можайская история» театральной студии «Метаморфоза» ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области, созданной при поддержке благотворительного фонда «Забота». Театральная студия «Экспрессия» ФКОУ СОШ УФСИН России по Еврейской автономной области, финалист Всероссийского конкурса театральных студий учреждений УИС, в течение учебного года представила спектакли «Приключения Буратино», «Ревизор», «Крупный выигрыш», миниатюры из произведений «Поднятая целина», «Легенда о матерях», «Беги, мальчик, беги» (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

В рамках патриотического воспитания во всех школах УИС были организованы мероприятия, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для учащихся ФКОУ СОШ УФСИН России по Брянской области организована выездная экскурсия-практикум «Вахта памяти» по местам боев Брянского фронта. В ФКОУ СОШ УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области проведена торжественно-траурная церемония, посвященная Дню полного снятия фашистской блокады с города Ленинграда «Мы память в сердце сохраним», организовано интерактивное литературно-музыкальное представление «Блокадный Ленинград» и открытие музея, посвященного героям обороны Ленинграда (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

В преддверии Дня Победы учащиеся ФКОУ СОШ УФСИН России по Московской области присоединились к Всероссийской акции «Открытка ветерану». Они изготовили своими руками оригинальные и красочные открытки, выполненные в различных техниках декоративно-прикладного искусства: декупаж, оригами, аппликация, ассамбляж, написали для ветеранов добрые слова и поздравления с праздником Победы. Все открытки были переданы ветеранам, проживающим в Можайском городском округе (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

В ФКОУ СОШ УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2019/20 учебном году стартовал совместный проект со спортивно-оздоровительным комплексом Колпинского района «Ижорец», в рамках которого организованы соревнования по волейболу и мини-футболу между учащимися школы и командой подростково-молодежного клуба <^». Традиционным стало проведение спортивных соревнований по волейболу и баскетболу между сотрудниками ФКУ Камышинская ВК УФСИН России по Волгоградской области и обучающимися ФКОУ СОШ УФСИН России по Волгоградской области. В рамках проекта «Кросс нации» среди обучающихся 10-х классов был организован «Осенний кросс», а в день Всероссийской акции «Родительское собрание» -спортивная эстафета между командами обучающихся. В ФКОУ СОШ УФСИН России по Брянской области были проведены спартакиада «Быстрее, выше, сильнее» и традиционный весенний турнир по волейболу на приз директора школы (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

Внеурочные занятия являются составной частью единого учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся, удовлетворения их потребностей в содержательном досуге, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Широкий спектр инновационных технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в образовательной деятельности и обучении осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы [7].

Для стимулирования учебной деятельности осужденных ФСИН России совместно с благотворительным фондом «Попечитель» ежегодно организует конкурс «Лучший учащийся школ воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы». Кроме того, учащиеся школ УИС принимают активное участие в научно-практических конференциях, международных, всероссийских и региональных конкурсах и предметных олимпиадах. ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Иркутской области совместно с Ангарской ВК и общественными организациями реализует комплекс системных проектов Фонда президентских грантов, направленных на профилактику асоциальных качеств и формирование положительных навыков у подростков, содержащихся в воспитательной колонии, а также детей группы социального риска. В рамках проекта «Не повторяй мой путь» воспитанники Ангарской ВК, принявшие нормы законопослушного поведения и

вышедшие из-под влияния криминальной субкультуры, очно или онлайн отвечают на вопросы подростков группы риска из Иркутской области, Республики Бурятия, Красноярского края и др. Кроме того, педагоги школы консультируют родителей (законных представителей) несовершеннолетних по вопросам семейных отношений. Специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принимают участие в семинарах по применению инновационных методик и технологий в работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

Школа продолжает реализацию проекта «Наставники: не рядом, а вместе!». Волонтерами-наставниками несовершеннолетних осужденных стали известные в Иркутской области бизнесмены, руководители спортивных комплексов, Центра молодежного инновационного творчества, депутат Законодательного собрания Иркутской области, помощник депутата Государственной Думы Российской Федерации. В целях внедрения эффективных педагогических технологий на базе школы Ангарской ВК было проведено межрегиональное мероприятие «Региональная школа социального наставничества», в котором приняли участие специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних из г. Москвы, Республики Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области. Проект «Мой первый дом. Старт в будущее» направлен на реабилитацию и социализацию воспитанников Ангарской ВК. С подростками, готовящимися к освобождению из учреждения, организована работа на базе оборудованной на средства Фонда президентских грантов «тренировочной квартиры», расположенной в реабилитационном центре Ангарской ВК. С воспитанниками работают тьюторы, учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники, психологи, наставники. С января по июнь 2020 г. программу успешно прошли 7 воспитанников (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

Материально-техническая оснащенность общеобразовательных организаций является одним из объективных условий применения новых технологий в обучении. Организация учебно-воспитательного процесса предполагает активное использование различных продуктов информационных технологий, с помощью которых транслируется учебная информация и контролируется ее усвоение. В связи с этим уделяется внимание оснащению помещений для проведения учебных занятий с несовершеннолетними обучающимися. Так, департаментом образования и науки Тюменской области приобретены и переданы СИЗО-1 компьютерная техника (4 ноутбука), мультимедийный проектор, школьный инвентарь на сумму 450 000 руб. для организации общеобразовательного обучения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждении (письмо ФСИН России от 7 декабря 2020 г., № исх-03-78380).

Общеобразовательное обучение является частью процесса социализации личности несовершеннолетних правонарушителей и подразумевает передачу накопленного опыта, профессиональных умений и навыков, практических знаний подросткам. В условиях ухудшения криминологического состава несовершеннолетних, поступающих в СИЗО, ПФРСИ и ВК, вопросы организации учебно-воспитательного процесса с ними, обеспечения эффективной деятельности школ ВК требуют постоянного внимания со стороны руководства учреждений и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации [3]. Дальнейшее развитие психолого-педагогических условий общеобразовательного обучения несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях УИС, повышение его эффективности видятся в следующем.

1. Необходим постоянный мониторинг возможностей образовательных организаций, а также регионов России в организации образовательного процесса в учреждениях, а также включение ФСИН России и ее территориальных органов в национальной проект «Образование в Российской Федерации» для решения проблем образовательной деятельности (информационно-техническое оснащение, учебно-методическое обеспечение, стимулирование образовательных организаций, сотрудничающих с УИС, и т. д.).

2. Требуется совершенствование взаимодействия всех субъектов образования несовершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых (образовательных организаций, территориальных УФСИН России, родителей (законных представителей) с органами местной власти, расширение сфер этого взаимодействия.

3. Более эффективное использование возможностей психологической службы, учителей, преподавателей, родственников, других источников информации о личности осужденного для повышения эффективности комплексной психолого-педагогической диагностики несовершеннолетних, оценки их потребности в обучении и готовности к нему. Проведение сотрудниками психологических лабораторий профессиональной работы с несовершеннолетними, имеющими отрицательную установку на получение общего образования в период пребывания в учреждениях УИС.

4. Обязательное выстраивание системы коррекции ценностных представлений несовершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых через создание условий для использования в жизни полученного ими образования, а также стремления продолжить обучение и после трудоустройства. Применение системы поощрительных стимулов в отношении лиц, проявляющих повышенный интерес к обучению и достигших в нем высоких результатов.

5. Создание постоянно действующей системы информационной и разъяснительно-пропагандистской работы с несовершеннолетними осужденными о ценности, важности, личностной и социальной значимости образования, о его позитивном влиянии на процесс отбывания наказания, сроки и условия освобождения от наказания, о более широких возможностях благополучного устройства жизни на свободе. Для этого в учреждениях УИС, где содержатся несовершеннолетние, необходимо использовать весь арсенал методов и средств: оборудование информационных стендов, групповой показ видеороликов с использованием кабельного телевидения, трансляцию радиопередач, проведение занятий, индивидуальных и групповых консультаций, тематических встреч с бывшими осужденными, учителями, преподавателями, творческой интеллигенцией, представителями различных институтов гражданского общества.

6. Совместное решение с органами управления образования субъектов Российской Федерации вопроса организации получения общего образования несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в СИЗО и ПФРСИ, в очной форме с привлечением педагогических работников общеобразовательных учреждений, разъяснение порядка прохождения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена.

7. Содействие администрации ВК в повышении несовершеннолетними осужденными компьютерной грамотности, используя компьютерные обучающие программы, помощь учителей и других подготовленных осужденных (по принципу «равный помогает равному»), а также в завершении полного цикла обучения и получении документов об образовании.

Подводя итог, можно говорить о возрастающей социальной и личностной значимости образования для несовершеннолетних осужденных, подозреваемых и обвиняемых,

которая предполагает поиск и использование на всех этапах его организации новых эффективных технологий [3]. К их числу относятся электронное и дистанционное обучение, развитие навыков учения и самообучения, самостоятельного поиска и работы с учебной информацией, электронными и телекоммуникационными средствами.

Библиографический список

1. Андреев А. Л. Российское образование: социально-исторические контексты. М. : Наука, 2008. 359 с.

2. Воспитание подростков с девиантным поведением: история, теория, опыт : учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Романова, С. А. Завражина. Рязань : РГУ имени С. А. Есенина, 2006. 342 с.

3. Данилин Е. М., Давыдова Н. В. Образование - средство исправления несовершеннолетних осужденных // Право и образование. 2015. № 9. С. 68-73.

4. Женские исправительные учреждения: время реформ : сб. материалов Всерос. семинара «Реформа системы через реформу сознания» руководителей женских исправительных и воспитательных колоний (Краснодар, 2-3 апр. 2001 г.). М. : Эсла, 2001. 128 с.

5. Завражин С. А. Феноменология девиантного поведения (избранные труды). Владимир : ВГГУ, 2008. 348 с.

6. Кузнецов М. И. Воспитательная работа с несовершеннолетними, содержащимися в следственных изоляторах ФСИН России // Профилактика зависимостей. 2019. № 2(18). С. 128-132.

7. Опыт работы с несовершеннолетними осужденными воспитательных колоний, подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в следственных изоляторах : сб. материалов передового опыта / сост. В. Ю. Трофимов [и др.]. М. : НИИ ФСИН России, 2009. 120 с.

8. Предупреждение девиантного поведения девочек подросткового возраста. Факты. Концепции. Проблемы : учеб.-метод. пособие / под ред. А. А. Романова. Рязань : РГУ имени С. А. Есенина, 2005. 338 с.

9. Романов А. А. Педагогические подвижники в переломные эпохи ХХ века. Избранные научные статьи и очерки. Рязань : Концепция, 2017. 528 с.

10. Романов А. А. Проблема девиантного поведения детей в переломные эпохи ХХ века // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития : сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань : Академия ФСИН России, 2020. С. 266, 452-455.

11. Тюгаева Н. А. Общее образование осужденных к лишению свободы: исправление в процессе обучения // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития : сб. тез. выступ. и докл. участников Междунар. науч.-практ. конф. Рязань : Академия ФСИН России, 2020. С. 470-474.

12. Sorokoumova, S. N., Romanov, A. A., Barkova, V. V., Stolbova, E. A. & Tsilitskiy, V. S. 2020, 'Ideas of education in the space of cultural meanings', European Proceedings of Social and Behavioural Sciences - SCTMG 2020, vol. 92, pp. 2542-2546, doi: 10.15405/ epsbs.2020.10.05.336.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.