Научная статья на тему 'ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ'

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ / RESOCIALIZATION / BUSINESS LITERACY / JUVENILE DETAINEES (CONVICTS) / YOUTH DETENTION CENTER (EDUCATIONAL COLONY)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Гареева Людмила Ильинична

Предлагается решение проблемы ресоциализации несовершеннолетних, освобождаемых из мест заключения, посредством их включения в систему самозанятости, то есть малый бизнес. Обучение несовершеннолетних осужденных основам предпринимательской деятельности позволит им в дальнейшем обеспечить себя рабочим местом. Описывается положительный опыт такого обучения в Стерлитамакской воспитательной колонии УФСИН России по Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бенин Владислав Львович, Гареева Людмила Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УДК 376.58

В.Л. Бенин, Л.И. Гареева

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

Ключевые слова: ресоциализация, предпринимательская грамотность, несовершеннолетние осужденные, воспитательная колония.

Аннотация: Предлагается решение проблемы ресоциализации несовершеннолетних, освобождаемых из мест заключения, посредством их включения в систему самозанятости, то есть малый бизнес. Обучение несовершеннолетних осужденных основам предпринимательской деятельности позволит им в дальнейшем обеспечить себя рабочим местом. Описывается положительный опыт такого обучения в Стерлитамакской воспитательной колонии УФСИН России по Республике Башкортостан.

V.L. Benin, L.I. Gareeva

BUSINESS LITERACY AS A FACTOR OF SOCIAL ADAPTATION AND RESOCIALIZATION OF JUVENILE CONVICTS

Keywords: resocialization, business literacy, juvenile detainees (convicts); youth detention center (educational colony).

Abstract: The authors of the study propose to solve the problem of re-socialization of juvenile detainees after their release through their inclusion into the self-employment system, i.e. small business. Teaching juvenile offenders the basics of entrepreneurship will help them to provide themselves with the future workplace. The paper describes the positive experience of such training conducted in Sterlitamak youth detention center (educational colony) in the Republic of Bashkortostan.

DOI: 10.21510/1817-3292-2020-86-1-138-146

Введение. Четверть века, прошедшие с начала политических и экономических перемен в России, привели к кардинальным сдвигам во многих сферах общественного бытия, изменили не только всю страну, но и жизнь каждого гражданина. Разница в доходах между «имущими» и «неимущими» обострила криминогенную ситуацию в стране, что актуализирует проблему ресоциализации лиц, отбывающих наказание.

Педагогическая проблема формирования предпринимательской грамотности осужденных лежит в контексте проблематики формирования экономической культуры личности, а применительно к несовершеннолетним - в контексте проблематики экономической социализации. На наш взгляд, выступающую основой экономической культуры предпринимательскую грамотность необходимо рассматривать на трех уровнях - на уровне общего, особенного и единичного. На уровне общего предпринимательская

грамотность - это идея, отраженная в определенной дефиниции. На уровне особенного - это социокультурная реальность как реализация данной идеи в деятельности социальных слоев и групп с различными векторами социокультурной активности. Как единичное - это реализация названной идеи на уровне отдельных образовательных учреждений, в частности, образовательных учреждений системы ФСИН. Теоретические и методические основы формирования предпринимательской грамотности осужденных вообще и несовершеннолетних осужденных в частности до настоящего времени специально не разрабатывались. Как следствие отсутствовала и соответствующая практика, хотя вопросы обучения и воспитания в условиях исполнения наказания еще в советское время не были обделены вниманием исследователей.

Таким образом, на социально-педагогическом и методическом уровнях можно отметить наличие явных противоречий. На социально-педагогическом уровне существует противоречие между потребностью общества в преобразовании воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (что вытекает из Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года)[1] и отмеченной в литературе неразработанностью современной педагогической системы исправления несовершеннолетних осужденных [2]. На методическом уровне фиксируется противоречие между образовательными возможностями обучения несовершеннолетних осужденных основам малого и среднего предпринимательства как фактора их успешной ресоциализации и отсутствием у работников ФСИН соответствующего опыта и программно-методического обеспечения.

Методология исследования. Одно из решений проблемы ресоциализации лиц, освобождаемых из мест заключения, видится посредством включения их в систему самозанятости, то есть малый бизнес. Одним из факторов, способствующих успешной адаптации несовершеннолетнего осужденного к жизни после освобождения, является его обучение предпринимательству. Обучение несовершеннолетних осужденных на так называемых бизнесменов уже во время отбывания срока помогает им после отбывания наказания организовать и вести малый бизнес и обеспечить себя рабочим местом. К тому же знание основ предпринимательской деятельности может, во-первых, привести к снижению уровня рецидивной преступности и, во-вторых, частично решить проблему занятости.

Исходя из педагогического понимания грамотности как определённой степени владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка [3, 57], предпринимательская грамотность определяется нами как начальная (базовая) степень владения человеком навыками экономической деятельности, позволяющая ему сознательно и целенаправленно участвовать как в общественных процессах производства, обмена и потребления материальных благ[4, 90], так и в

элементарных хозяйственных процессах согласно установленным нормам экономики и права.

Теоретически достижение заявленной цели опирается на публикации по экономическому образованию и воспитанию (А.Ф. Аменд, Т.О. Болтянская, Н.М. Загвязинская, A.A. Саламатов), по трудовой и экономической социализации подростков (А.Ф. Амиров, В.П. Вяткин), на исследования представителей пенитенциарной педагогики как советского (Л.А. Высотина и В.Д. Луганский, Ю.В. Гербеев, А.П. Евграфов, А.К. Музеник, А.Г. Перегудов, H.A. Стручков, Ф.Р. Сундуров), так и постсоветского периода (Ю.М. Арутюнян, В.Г. Бебенин, A.B. Бриллиантов и С.И. Курганов, Т.П. Бутенко, В.А. Винокуров, Э.В. Зауторова, А.И. Зубкова, В.Д. Иванов, И.Б. Казак, В.Б. Малинин, Т.Ф. Минязева, В.И. Селиверстов, В. Толстопятов). Но если в работах советского периода основной акцент делался на идеологическое воспитание осужденных (что ярко иллюстрирует, например, А.П. Евграфов [5]), то современные исследователи более внимательны к утверждениям социологов, утверждая что «в условиях рыночных отношений происходит прагматизация ценностного сознания, все более значимыми становятся не столько общественные, сколько личностные ориентиры [6]».

Пенитенциарные педагоги регулярно обращаются к проблематике ресоциализации осужденных. В своем подходе мы разделяем позицию авторов, понимающих под ресоциализацией несовершеннолетних осужденных «процесс осознанного возобновления ранее утраченных или ослабленных в результате асоциального поведения социально-психологических качеств личности (ответственность, эмпатия, толерантность, коммуникативность) и усвоения социально принятых норм, ценностей, моделей поведения, которые нужны для полноценного функционирования в обществе» [7, 13], чему и будет способствовать включение осужденных в систему самозанятости.

Материалы и методы исследования. В контексте сказанного мы полагаем, что одним из эффективных направлений ресоциализации осужденных (особенно находящихся в местах исполнения наказания несовершеннолетних) выступают общепедагогические методы формирования у них основ предпринимательской грамотности. Данное предположение основано на известной специалистам психологической специфике третьего периода нахождения человека в условиях исполнения наказания, связанного с ожиданием освобождения. В это время заключенного подавляет неопределенность перед будущим, трудности приспособления к новому для него миру, овладение новой жизненной стратегией. Предусматриваются трудности будущей реадаптации» [8, с.63]. Обучение несовершеннолетних осужденных основам предпринимательской деятельности позволяет снять страх перед неопределенностью ближайшего будущего.

В данном предположении мы опирались на результаты исследования особенностей профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных, проведенного A.B. Барышевой [9], а также на ее утверждение о

том, что профориентация в практике воспитательных колоний, в отличие от обычной помощи в выборе профессии, призвана защитить право человека на самореализацию посредством выбора профессии. Профориентация рассматривается как своего рода ресурсная деятельность, способствующая, опираясь на позитивное в структуре личности, ее социально направленные интересы, развитию, формированию специальных знаний и умений, необходимых для выбора профессии, работы в конкретной области, что во многом определяет будущее молодых людей [10].

Заявленный подход, на наш взгляд, соответствует современным представлениям о том, что важнейшим направлением деятельности при работе с осужденными является организация воспитательной работы и создание условий для их обучения и саморазвития [11], формирование в исправительном учреждении специальной реабилитирующей социальной среды, которая будет важнейшим фактором развития личности, обеспечивающей решение задач воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными [12]. Разработка соответствующей системы профессионального образования, ориентированной на специфику Федеральной службы исполнения наказания, имеет не только важное социально-педагогическое, но и социально-экономическое значение.

Одним из направлений профессиональной подготовки, способствующей быстрой адаптации осужденного к жизни после освобождения, является обучение ведению малого бизнеса (или предпринимательству).

Большое значение для предупреждения совершения новых преступлений имеет организация различных мероприятий по социальной адаптации бывших осужденных, оказанию помощи по трудовому и бытовому устройству, а также контроль за ними. Решение проблемы трудоустройства лиц, освобождаемых из мест заключения, видится посредством их включения в малый бизнес. Формы малого предпринимательства могут быть разными. Целесообразность их выбора зависит от ряда факторов - уровня бизнес-подготовки, конъюнктуры регионального спроса, поддержки близкими, финансового состояния, желания и умения создавать команду или желания работать в одиночку. Адекватный учет всех факторов позволяет помочь осужденным трудоустроиться после освобождения.

Также стоит признать, что многие работодатели отказывают им в предоставлении рабочего места, во-первых, по причине судимости и, во-вторых, из-за низкой квалификации. Немногим удается найти работу, которая достойно оплачивается. Отсутствие работы и средств к существованию ведет к рецидивной преступности. Формирование предпринимательской грамотности позволит интегрировать освобожденного в новую социальную среду, научит его адаптироваться к нормам, правилам и требованиям.

Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Башкортостан совместно с работниками Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы с начала 2017 года реализовался проект «Предпринимательская грамотность как

фактор социальной адаптации и ресоциализации несовершеннолетних осужденных». В проекте приняли участие пятьдесят два несовершеннолетних правонарушителя, находящихся в Стерлитамакской воспитательной колонии УФСИН России по Республике Башкортостан. Целью проекта -формирование предпринимательских компетенций несовершеннолетних осужденных в период их пребывания в пенитенциарной системе, что, согласно исследовательской гипотезе, в дальнейшем (при выходе на свободу) позволит им стать самостоятельным субъектом экономической деятельности. При реализации проекта решались три взаимосвязанных задачи.

Первая задача - помочь несовершеннолетним осужденным во время нахождения в заключении выбрать индивидуально-предпринимательскую траекторию обучения по одному из трех направлений малого бизнеса -сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции; строительство и промышленность; торговля и услуги. Решение данной задачи требовало научной разработки системы формирования предпринимательской грамотности как фактора социальной ресоциализации несовершеннолетних осужденных и определения индивидуальных траекторий обучения воспитанников предпринимательской грамотности на основе их уголовно-правовой, социально-демографической и психологической характеристик.

Вторая задача - дать несовершеннолетним осужденным актуальные компетенции в области права, экономики, финансов, этики, коммуникаций, необходимые для ведения предпринимательской деятельности. Решение предполагало реализацию теоретической подготовки воспитанников по основам предпринимательской грамотности и их практическую специализацию по одному из направлений малого и среднего бизнеса (сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции; строительство и промышленность; торговля и услуги) на основе индивидуально-профессиональных траекторий.

Третья задача - мотивировать подростков, содержащихся в воспитательной колонии, на получение востребованных на свободе предпринимательских компетенций, способствующих их дальнейшей адаптации и ресоциализации. Это достигалось за счет разработки и защиты воспитанниками их авторских бизнес-проектов с последующим получением сертификатов по образовательной программе «Основы предпринимательской деятельности».

В качестве критерия освоения предпринимательской грамотности выступали разработанные воспитанниками и ориентированные на практическую реализацию бизнес-проекты, которые оценивались приглашенными экспертами, занимающимися предпринимательской деятельность, педагогами Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, сотрудниками ФСИН и Общественным советом УФСИН России по Республике Башкортостан. После защиты наиболее перспективные бизнес-проекты были переданы на рассмотрение инвесторам.

Работа по реализации проекта включала три этапа - организационный, образовательный и практический. Организационный этап предполагал корректировку распорядка дня ФКУ «Стерлитамакская воспитательная колония УФСИН России по Республике Башкортостан» с учетом занятий в отрядах. Совместно с директором учреждения были сформированы учебные группы и определены помещения для проведения теоретических и практических занятий.

Прежде чем приступить к занятиям, было проведено анонимное анкетирование воспитанников для выявления степени их осведомленности в специфике индивидуально-предпринимательской деятельности и желания освоить ее основы. Анкетирование показало, что подавляющее большинство опрошенных заинтересовано в приобретении знаний и навыков, необходимых для ведения предпринимательской деятельности (на вопрос: «Хотели бы Вы получить знания и практические навыки, позволяющие в будущем стать предпринимателем?» - положительный ответ дали 30 человек, «Скорее да, чем нет», -17 человек, «Скорее нет, чем да», - 1 человек, «Не хочу», - 1 человек и «Затрудняюсь ответить», -также ответил один опрашиваемый). При этом многие подростки конкретно указали, в какой сфере индивидуальной трудовой деятельности хотели бы получить специализацию.

Еще один важный организационный момент- достижение соглашения об оказании участникам проекта информационной и консультационной поддержки со стороны руководства Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан.

О ходе выполнения программы ежемесячно докладывалось в отдел воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Республике Башкортостан.

Образовательная часть проекта была разработана преподавателями кафедры культурологи и социально-экономических дисциплин БГПУ им. М. Акмуллы. Программа рассчитана на 54 часа (Збчасов теоретических занятий и 18 часов практики)и состоит из трех частей. Первая часть - общетеоретическая, освещающая основы правовых и экономических знаний, необходимых для ведения бизнеса. Во второй части рассматриваются особенности предпринимательской деятельности в отдельных отраслях хозяйства (аграрной, строительной, торговле, сфере услуги). Третья часть -практическая, в ходе которой предполагается, что участники программы занимаются реальным производством (выращиванием рассады в тепличном хозяйстве, деревообработкой, выпуском сувенирной продукции), развивая при этом умения, необходимые для ведения бизнеса, такие как расчет себестоимости выпускаемой продукции, составление бизнес-плана и так далее.

На теоретических занятиях, в рамках введения в основы предпринимательской деятельности, рассматривались вопросы нормативно-правового регулирования, экономического, финансового и ресурсного обеспечения малого и среднего предпринимательства; особенности

налогообложения и системы государственных закупок; реорганизация и ликвидация организаций различных форм собственности. На этих же занятиях проводилась подготовительная работа по разработке и написанию бизнес планов.

На практических занятиях воспитанники производили подготовку теплиц для высадки помидоров и осуществляли высадку помидорной рассады в открытый и закрытый грунт, изготавливали оснастку для производства тротуарной плитки, выпускали опытные образцы сувенирной продукции (кукла «Зайка»),

Итогом обучения стала разработка и защита воспитанниками индивидуальных практико-ориентированных бизнес-планов. В качестве примера приведем два бизнес-плана из числа защищенных.

Бизнес-план производства тротуарной плитки.

Наименование бизнеса: ООО «Кремний».

Вид деятельности: производство тротуарной плитки из вторичного сырья.

Краткое описание бизнеса: изготовление тротуарной плитки из вторичного сырья на производственных мощностях и силами осуждённых ФКУ Стерлитамакская ВК УФСИН.

Текущий статус проекта. В соответствии с планируемыми объемами выпускаемой продукции определено необходимое оборудование: дробилка для измельчения вторичного сырья, экструзионный аппарат для плавки и перемешивания ингредиентов и выдавливания готовой смеси, формовочный пресс. Осуществляется поиск поставщиков вторичного сырья, проводится конкурсный отбор поставщиков речного песка и красителя. Выполняется подготовка помещения для организации производства. Проводится курс по обучению основам предпринимательской деятельности. Изготовлена опытная партия в количестве 10 штук и рассчитана себестоимость единицы продукции.

Краткая характеристика продукта: тротуарная плитка, изготовленная из речного песка, красителя и переработанного вторсырья следующих типов: полиэтилентерефталат (ПЭТФ), полиэтилен высокого давления (ПВД), полиэтилен низкого давления (ПНД), поливинилхлорид (ПВХ), полипропилен (1111), полистирол. Способ реализации - прямые продажи юридическим и физическим лицам. Потенциальные потребители: физические лица, юридические лица (магазины строительных товаров). Необходимый стартовый капитал: 820 ООО рублей. Источники стартового капитала: Собственные средства - 370 000 рублей; Заемные средства - 450 ОООрублей. Срок реализации проекта: февраль 2018 - октябрь 2018. Количество сотрудников: 6. Срок окупаемости проекта: 18 месяцев. Бизнес-план производства сельскохозяйственной продукции. Наименование бизнеса: КФХ «Фамилия, имя и отчество воспитанника». Вид деятельности: производство сельскохозяйственной продукции. Краткое описание бизнеса: сезонное выращивание овощеводческой продукции на производственных мощностях и силами осуждённых ФКУ «Стерлитамакская ВК УФСИН». Текущий статус

проекта. В теплицах ФКУ «Стерлитамакская ВК УФСИН» высажена в закрытый грунт выращенная рассада помидоров, огурцов и капусты. Создана экспериментальная площадка для выращивания в открытом грунте клубники. Проводится курс по обучению основам предпринимательской деятельности. Рассчитана себестоимость единицы продукции.

Краткая характеристика продукта: овощеводческая продукция выращивается из гибридных голландских семян первого поколения F1, отличающихся повышенной урожайностью, устойчивостью к болезням и районированных к условиям умеренного климата.

Способ реализации: прямые продажи: юридическим и физическим лицам.

Потенциальные потребители: физические лица, юридические лица(овощные базы, сельскохозяйственные кооперативы, магазины продовольственных товаров, система государственных закупок) и переработка для собственных нужд.

Необходимый стартовый капитал: 370 ООО рублей.

Источники стартового капитала: собственные средства - 170 000 рублей, заемные средства - 200 ОООрублей.

Срок реализации проекта: февраль 2018 года - октябрь 2018 года. Количество сотрудников:5 человек.

Срок окупаемости проекта: 12 месяцев.

Выводы. Практическая реализация проекта позволила обеспечить условия эффективного формирования предпринимательской грамотности несовершеннолетних осужденных как одного из средств их ресоциализации. Полученные положительные результаты позволяют продолжить работу по формированию предпринимательской грамотности, адаптировав проект для взрослых правонарушителей, находящихся в исправительных колониях ФСИН России.

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г., № 1772-р. // Гарант: справочно-правовая система. - URL: http://base.garant.ru/1357449/#friends (дата обращения 20.12.2019).

2. Тюгаева, H.A. От исправительно-трудового права - к исправительной педагогике / Тюгаева H.A. // Уголовно-исполнительное право. - 2015.- № 2. -С. 22—23.

3. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - Москва, 2002. - 528 с.

4. Гареева, Л.И. Понятийно-категориальный обзор предпринимательской грамотности/ Гареева Л.И. // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. -Т. 10.- № 3. - С.85-94.

5. Евграфов, А.П. Значение ленинских указаний для формирования принципов политико-воспитательной работы с осужденными к лишению свободы // Труды Высшей школы МВД СССР. - Москва : НИиРИО МВД СССР, 1970. - Вып. 29. - С. 39-43.

6. Евграфов, А.П. От культурно-просветительной к политико-воспитательной работе с лицами, осужденными к лишению свободы // Труды Высшей школы МВД СССР. Москва: НИиРИО МВД СССР, 1971. - Вып. 32. - С. 181-192.

7. Юрьева, Я.Г. Культурно-экономические основы социализации молодежи:дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Юрьева Яна Геннадьевна; Саратов, гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2005. -188 с.

8. Третьяк, Е.С. Социально-психологическая компетентность несовершеннолетних осужденных как составляющая процесса ресоциализации / Третьяк Е.С., Низовец E.H. // Вестник института: преступление, наказание, исправление. -2012. - № 3.- С. 62-65.

9. Кротова, Д.Н. Влияние возрастных особенностей несовершеннолетних на их адаптацию к условиям изоляции в учреждениях УИС // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. материалов V Междунар. науч.-практ.конф., 4-6 апреля 2018 г. / сост. Овченков В.А.; ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России. -Пермь, 2018. - С. 253-254.

10. Барышева, A.B. Особенности профессионального самоопределения несовершеннолетних осужденных / Барышева, A.B. // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2010. - № 3. - С. 47-50.

11. Барышева, A.B. Педагогический анализ проблем сформированное™ профессионального самоопределения несовершеннолетних в воспитательных колониях/ Барышева, A.B. // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2016. - № 1. - С. 80-85.

12. Храброва, Е.В. Вопросы реализации механизма оставления в воспитательных колониях осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия / Храброва Е.В., Чернышенко Е.В.// Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2016. -№ 4. - С. 33-37.

13. Храброва, Е.В. Организация воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными в социальной среде воспитательной колонии /Храброва Е.В// Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2015. - №4. - С. 97-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.