Научная статья на тему 'Содержание программы правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии'

Содержание программы правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
234
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание программы правовой ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательной колонии»

Полковник внутренней службы О. Б. ПАНОВА,

начальник кафедры юридической психологии и педагогики ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРАВОВОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в качестве приоритетной задачи определяет ресоциа-лизацию осужденных, связывая ее решение с поисками и использованием новых форм и методов исправительного воздействия на них. Целью настоящей статьи является уточнение понятия «ресоциализация» в контексте конкретизации путей интегрирования воспитанников детских исправительных учреждений в актуальную социально-правовую реальность.

Многие исследователи содержание процесса ресоциа-лизации соотносят с позитивным изменением личности, обусловленным противостоянием десоциализирующим влияниям и их вытеснением. По мнению А. В. Чернышевой, его сущность состоит в противодействии асоциальной деградации личности и ее приостановке [1]; Ю. В. Баранов вкладывает в содержание ресоциализа-ции постепенное освоение осужденными предметов окружающего мира и социума, выработку социально приемлемых форм поведения и жизнедеятельности [2]. С точки зрения М. С. Рыбака, содержание процесса ресо-циализации осужденного включает коррекцию свойств

его личности «в направлении укрепления черт, необходимых и достаточных для законопослушной жизни» [3]. Приставка «ре», наряду со значением противодействия, придает явлению признаки возобновления, что позволяет трактовать ресоциализацию как восстановление в сознании десоциализированной личности общественно значимых норм, формирование навыков поведения [4].

В видении целей ресо-циализации осужденных ученых объединяет ориентация на нормативность: «приобщение индивида к "минимальным и достаточным" ценностям и нормам общества» (А. В. Чернышева), «приобретение социальных ценностей, норм, знаний, опыта, способностей, а также создание условий, необходимых и достаточных для формирования у несовершеннолетнего поведенческих моделей, включающих основные элементы институциональных требований и предписаний (М. Н. Садовникова) [5]; Д. В. Сочивко дает обоснование тому, что ресоци-ализация осужденных «не существует вне правового поля и определяется им в первую очередь» [6].

Нами выявлена тенденция, отражающая отнесение осужденных к категории субъектов собственной ресоциализации

(А. В. Пищелко, Д. В. Сочивко), обусловленной социально-педагогической поддержкой (Н. С. Фомин), действием механизма «собственного преобразования» (А. С. Новоселова) [7], самостоятельностью осужденных (М. Н. Садовникова). Но такие исследования немногочисленны; преобладают те, в которых осужденным отводится роль исключительно объектов ресоциализации; акцент делается преимущественно на задачах социальной адаптации, при этом вопросы социальной авто-номизации личности нередко остаются без внимания.

Таким образом, ресоциализация осужденного, выступающая в качестве цели, процесса и результата функционирования исправительного учреждения, рассматривается в науке как одна из форм социализации, осуществляемой в отношении человека, подвергшегося существенной личностной деформированности. Необходимо отметить, что представленные дефиниции касаются ресоциализа-ции осужденных в целом, без должного разграничения ее видов. Они означают общую унифицированную теоретическую конструкцию условного, абстрактного феномена «ресоциализация осужденных», которая не детализируется, не индивидуализируется и не всегда приемлема в практической деятельности.

Правовая ресоциализация - это процесс, который позволяет воспитаннику исправительного учреждения определить свое место в обществе; это его продвижение от десоциализированного состояния к состоянию успешного функционирования в правовом пространстве. Мы исходим из того, что в достижении этих целей приоритетная роль отводится воспитанию, призванному обеспечить замещение правового невежества, инфантилизма, нигилизма, цинизма противоположными личностными свойствами. Правовое воспитания рассматривается нами как

фактор ресоциализации осужденных. Две категории - «правовая ресоциализация» и «правовое воспитание» очень близки между собой. В то же время, когда мы говорим о правовой ресоциализации осужденных, в первую очередь имеем ввиду содержание определенных желательных личностных изменений; оперируя конструктом «правовое воспитание», акцент делаем на педагогической составляющей, при помощи которой достигаем поставленных целей. В самом общем виде правовое воспитание осужденных можно определить как целенаправленный процесс формирования у воспитанников исправительного учреждения качеств, обеспечивающих способность к ориентации и самоопределению в правовом пространстве; его сущность составляет педагогическое взаимодействие между воспитателем и воспитанниками.

На современном этапе общественного развития в условиях реформирования пенитенциарной политики целью правового воспитания несовершеннолетних осужденных должно стать формирование у них правовой позиции как наиболее важной составляющей правовой ресо-циализации. С точки зрения системного подхода становление правовой позиции воспитанников исправительных учреждений включает решение следующих задач: образование системы правовых представлений и знаний, составляющих первоначальные основы нравственной и правовой культуры; развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных юридически значимых жизненных ситуациях; выработка эмоционально-ценностного отношения к праву; формирование установки на сооб-разовывание поведения с нормами права как в период пребывания в воспитательной колонии, так и после освобождения.

Решение таких разноплановых задач может быть более успешным при условии

их интегрирования в рамках исправительной программы, подразумевающей ориентированность на конкретные результаты, опоср едов анные четкими критериальными параметрами. Программа придает деятельности системность, предполагает использование группы методов, обеспечивающих включение и функционирование психологических механизмов, соответствующих содержанию правовой ресоциализации. К их числу мы относим усвоение правовых знаний, эмоциональное реагирование на правозначимые события, правовую рефлексию, самопрезентацию в юридически значимых обстоятельствах, преодоление кризиса правовой позиции.

Усвоение рассматривается в качестве основного средства приобретения индивидом социального опыта, включающего овладение социальными значениями явлений и процессов, способами их преобразования, нормативными основаниями поведения и общения. Эмоциональное реагирование - это реакция осужденного на систему моральных ценностей права и собственных притязаний как эталонов, с которыми соизмеряется выбор, обусловливающий последующий поступок. Содержание эмоционального реагирования составляет адекватная реакция на юридически значимые поступки, эмоциональные переживания по поводу ситуаций с правовым контекстом, выражающиеся в форме чувства вины, стыда, отчаяния, гнева, раскаяния, удовлетворения от позитивного отношения к себе со стороны окружающих; чувстве собственного достоинства, радости, сочувствии, сострадании и т. п.

Сущность правовой рефлексии состоит в соотнесении образа права с ценностно-смысловым ядром «Я-концепции» воспитанника. Формой правовой самопрезентации выступает правовой поступок, в котором происходит событие, отражающее целостность индивидуальности чело-

века, соответствие социально-правовым основаниям. Правовой поступок всегда предполагает выбор и осуществление такого действия, в основе которого лежат не прагматические установки, а система базовых моральных ценностей права. Постигая правовую реальность, воспитанник наряду с приобретением социально значимой юридической информации получает массу поводов для правового нигилизма. Он испытывает дезориентацию в правовом пространстве, недостаток способности соответствовать требованиям и условиям окружающей правовой реальности, отсутствие защищенности в правовом пространстве. Опыт, полученный при переживании и преодолении кризиса, оказывает существенное влияние на развитие правовой позиции воспитанника исправительного учреждения и ее переход на более высокий уровень, поскольку ставит несовершеннолетнего перед необходимостью решать новые задачи, связанные с самоопределением в правовом поле, в ходе решения которых происходит обогащение индивидуального социально-правового опыта несовершеннолетнего.

В процессе исследования факторов правовой десоциализации несовершеннолетних осужденных нами осуществлялась работа по конструированию программы правовой ресоциализации. Работа над ее содержанием осуществлялась в течение десяти лет и базировалась на результатах педагогической диагностики, проводимой в Архангельской ВК, Вологодской ВК, Колпинской ВК, Атлянской ВК, других детских исправительных учреждениях; в ней учтены особенности интеллектуальной и рефлексивной сферы данной категории детей, их потребности в овладении социально-правовым опытом. Давая программе название «Человек в правовом поле» [8], мы хотели сделать акцент на экзистенциальном аспекте, отражающем смысловые значения законопослушания.

Такой подход позволяет несовершеннолетнему получить ответ на вопрос «Почему, собственно, я должен следовать нормам права?».

Программа правовой ресоциализации «Человек в правовом поле» направлена на включение воспитанников исправительных учреждений в процесс целенаправленной правовой ресоциализации, предусматривающей интеграцию несовершеннолетних осужденных в актуальное правовое пространство. Образовательный курс состоит из системы занятий по трем образовательным маршрутам - «Путеводитель по правовому полю», «Этикет правового поля», «Границы правового поля человека», ориентир ов анных на ф ор-мирование у воспитанников необходимой социально-правовой компетентности, выработку способностей управлять собственным поведением в юридически значимых обстоятельствах, приобретение практики правовой активности.

Опыт, полученный несовершеннолетними правонарушителями на разных отрезках их жизненного пути, в определенной мере деформировал их представления о праве, сузив его границы до карательных функций. Соответственно, многими из воспитанников исправительных учреждений право воспринимается лишь как инструмент принуждения, устрашения, наказания. Тематический блок «Путеводитель по правовому полю» призван расширить их познания в данной сфере, познакомить со структурой, содержанием и функциями актуального правового пространства, обеспечить понимание сущности права как феномена, призванного обеспечивать защиту интересов человека, инструмента, необходимого при решении жизненно важных проблем. В соответствии с данным замыслом, содержательный модуль «Путеводитель по правовому полю» включает знания о происхождении права, системе права, правах и обязан-

ностях разных категорий граждан. Особое внимание уделяется раскрытию доступных детям механизмов обеспечения и защиты своих прав, в том числе в сфере образования, трудовой занятости, имущественных отношений и др.

Образовательный маршрут «Этикет правового поля» предусматривает овладение воспитанниками правилами поведения в юридически значимых обстоятельствах. Включение данного модуля в программу связано с отсутствием у большинства из малолетних правонарушителей опыта позитивного взаимодействия с сотрудниками государственных структур, родственниками, соседями, одноклассниками, приятелями, другими окружающими людьми. В сочетании с такими негативными проявлениями, как склонность к агрессивности, повышенная тревожность, низкий самоконтроль, отсутствие конфликтологической компетентности, дефицит социально полезной практики обусловливает неспособность несовершеннолетних управлять своим поведением, обуздывать отрицательные эмоции, воздерживаться от необдуманных противоправных поступков. Содержательный модуль «Этикет правового поля» включает систему занятий, нацеленных на повышение у воспитанников коммуникативной компетентности, овладение способами эффективного поведения в конфликтных ситуациях, конструктив -ного разрешения конфликтов.

Образовательный маршрут «Границы правового поля человека» разработан с целью развития правовой активности воспитанников как механизма расширения возможностей для более полной самореализации человека в соответствии с определенным правовым статусом. Данный модуль предусматривает включение воспитанников в деятельность общественных организаций, привлечение их к обсуждению и выявлению путей оптимизации функционирования органов детского самоуправления.

Программа «Человек в правовом поле» составлена в соответствии с содержанием норм российского и международного законодательства, требованиями к организации исправительного процесса с несовершеннолетними осужденными. Она отражает современные психолого-педагогические подходы к содержанию, структуре и организации воспитательной работы и основана на использовании интерактивных методов, к числу которых отнесены: лекция с элементами эвристической беседы, игра (познавательная, ролевая, деловая), читательская/зрительская конференция, дискуссия, диспут, педагогический тренинг и др. В качестве ведущего средства включения воспитанников в активную деятельность по усвоению правовых норм рассматриваются задачи, содержащие ситуации информативной, ориен-тационно-оценочной, ориентационно-поведенческой направленности.

Основной организационной формой реализации исправительной программы «Человек в правовом поле» могут быть занятия, проводимые в рамках факультативной, кружковой или клубной работы. Курс обучения ориентирован на еженедельное проведение по одному занятию из каждого образовательного модуля в следующей последовательности: «Путеводитель по правовому полю», «Этикет правового поля», «Границы правового поля человека». К проведению занятий следует привлекать специально подготовленных специалистов из числа школьных учителей, старших воспитателей, воспитателей, других сотрудников исправительного учреждения, общественных волонтеров, в том числе из курсантов психологического и юридического факультетов высших образовательных учреждений ФСИН России.

Программа «Человек в правовом поле» рассчитана на 50 занятий по правовому воспитанию; наиболее оптимальным является проведение воспитательных мероприятий в группах, количественный состав которых включает от 10 до 15 воспитанников, имеющих примерно одинаковый уровень образования и сформирован-ности познавательных мотивов. Последнее обстоятельство актуально при отборе содержания предлагаемого материала и методики его применения. Известно, что значительная часть воспитанников имеет крайне низкий уровень осведомленности в мировоззренческой сфере. Низкий уровень интеллектуальной подготовленности воспитанников не может являться основанием для отказа в работе с ними, а выступает ориентиром для адаптирования предлагаемой информации к познавательным возможностям детей.

Правовое воспитание детей, имеющих недостатки умственного развития (пробелы в знаниях, нарушения речи и др.) следует осуществлять с использованием таких приемов, как работа с наглядными материалами по правовой тематике; работа с текстами: пересказ специальных текстов с правовым содержанием по опорам, дополнение рассказа по предложенной правовой ситуации, разбор юридической терминологии на основе примеров из художественных произведений, газетных и журнальных статей; написание мини-сочинений по предложенной правовой тематике; просмотр художественных кинофильмов с последующим обсуждением; использование элементарных игровых ситуаций.

Апробация данной программы, осуществляемая с 2009 по 2011 год на базе Вологодской воспитательной колонии*, показала соответствие используемого материала возрастным и психологичес-

' В июне 2011 года Вологодская ВК была закрыта.

ким особенностям несовершеннолетних, потребностям детей в усвоении социально-правового опыта. В ее реализации приняли активное участие курсанты Вологодского института права и экономики ФСИН России; неоценимая помощь была оказана сотрудниками исправительного учреждения - начальником Вологодской ВК С. Ю. Каном, заместителем начальника по кадровой и воспитательной работе И. В. Громовым, директором вечерней (сменной) школы И. В. Суриковой, каждый из которых, являясь незаурядной личностью, проявил профессиональный интерес к проекту правовой ресоциали-зации воспитанников, личным участием поддерживая его.

В соответствии с программой научного исследования, проводимого по заявке УФСИН России по Вологодской области, нами производились замеры личностных параметров как до формирующего эксперимента, так и после него. Были выявлены позитивные тенденции, отражающие пробуждение у воспитанников Вологодской ВК интереса к приобретению правовых знаний и связанное с ним повышение правовой осведомленности, осознание участниками программы смысла следования правовым нормам в повседневной жизни, стремление к строительству внутригрупповых отношений, основанных на общечеловеческих ценностях. Воспитанники, входящие в экспериментальную группу, продемонстрировали прогрессирующее развитие рефлексивных способностей, волевого самоконтроля, социального интеллекта, в то время как у несовершеннолетних контрольной группы соответствующие изменения обнаружены не были.

Положительные результаты послужили основанием для предложения об использовании программы «Человек в правовом поле» в работе с несовершеннолетними осужденными других воспи-

тательных колоний. В настоящее время она применяется в воспитательной работе более чем пятнадцати исправительных учреждений. В их числе: Брянская ВК УФСИН России по Брянской области, Атлянская ВК ГУФСИН России по Челябинской области, Алексинская ВК УФСИН России по Тульской области, Архангельская ВК УФСИН России по Архангельской области, Бобровская ВК УФСИН России по Воронежской области, Стерлитамакская ВК ГУФСИН России по Республике Башкортостан, Новосибирская ВК ГУФСИН России по Новосибирской области, Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, Ангарская ВК ГУФСИН России по Иркутской области, Шаховская ВК УФСИН России по Орловской области, Кировоградская ВК ГУФСИН России по Свердловской области и др.

1. Чернышева А. В. Ресоциализация осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительно-трудовых колониях: правовые и организационные вопросы: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1990. - С. 27-28.

2. Баранов Ю. В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобожденных от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы: Дис. ... док. юрид. наук. - М., 2008. - С. 12.

3. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: Проблемы теории и практики: Дис. ... док. юрид. наук. - Саратов, 2001. - С. 14.

4. Еникеев М. И. Структура и система категорий юридической психологии: Дис. ... док. психол. наук в виде научного доклада. - М., 1996. - С. 46.

5. Садовникова М. Н. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных (по материалам Восточной Сибири): Автореф. канд. юрид. наук. - Владивосток, 2011. - С. 79.

6. Реадаптация и ресоциализация (общая концепция) / Преступление и наказание от «А» до «Я» (словарь по пенитенциарной психологии) / Под общей ред. Д. В. Сочивко. -М.: МПСИ, 2009. - С. 274.

7. Новоселова А. С. Теория и практика ресоциализации личности социально неадаптивной молодежи: Дис. ... док. пед. наук.- Екатеринбург, 1999. - С. 15.

8. Панова О. Б. Человек в правовом поле: методика правового воспитания несовершеннолетних осужденных: Учебно-методическое пособие. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2011. ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.