Научная статья на тему 'Психологическое обеспечение ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательных центрах с использованием системы общественных воздействий'

Психологическое обеспечение ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательных центрах с использованием системы общественных воздействий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / РЕАДАПТАЦИЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕИНТЕГРАЦИЯ / СУБЪЕКТНО-СОУЧАСТВУЮЩИЙ ПОДХОД К ИСПРАВЛЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ КРИЗИС-ИНТЕРВЕНЦИИ / ПРЕВЕНЦИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ / CORRECTION / PUBLIC INFLUENCES / READAPTATION / REHABILITATION / RESOZIALISATION / REINTEGRATION / THE SUBJECT-PARTICIPATING APPROACH TO CORRECTION CONDEMNED / CORRECTIVE PROGRAMS / PENITENTIARY CRISES-INTERVENTIONS / PREVENTION / PSYCHOCORRECTION AND PSYCHOTHERAPY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздняков Вячеслав Михайлович

В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России при создании нового типа учреждений для несовершеннолетних осужденных воспитательных центров с прогрессивной системой исполнения наказаний возрос запрос на подключение к их ресоциализирующей деятельности институтов гражданского общества. В этой связи в статье на основе авторской концепции субъектно-соучаствующего подхода к исправлению осужденных показана возможность реализации в работе с ними программно-целевого подхода на основе системы общественных воздействий. Кроме того, обоснованы ориентиры по оптимизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, ведомственной нормативной правовой базы, а также системы управления в воспитательных центрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поздняков Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological maintenance resozialisation minors condemned in the educational centres with system use public influences

The inquiry about connection has increased in modern conditions of reforming of criminally-executive system of Russia at creation of new type of establishments for minors condemned the educational centres with progressive system of execution of punishments to them resozialisation activity of institutes of a civil society. Thereupon in article on the basis of the author's concept of the subject-participating approach to correction of the condemned realisation possibility in work with them of the programmno-target approach on the basis of system of public influences is shown. Besides, reference points on optimisation of the criminal and criminally-executive legislation, departmental standard legal base, and also a control system in the educational centres are proved.

Текст научной работы на тему «Психологическое обеспечение ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательных центрах с использованием системы общественных воздействий»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ

ВОЗДЕЙСТВИЙ

В.М. Поздняков

Кафедра уголовного права и процесса Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы России при создании нового типа учреждений для несовершеннолетних осужденных — воспитательных центров с прогрессивной системой исполнения наказаний — возрос запрос на подключение к их ресоциализирующей деятельности институтов гражданского общества. В этой связи в статье на основе авторской концепции субъектно-соучаствующего подхода к исправлению осужденных показана возможность реализации в работе с ними программно-целевого подхода на основе системы общественных воздействий. Кроме того, обоснованы ориентиры по оптимизации уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, ведомственной нормативной правовой базы, а также системы управления в воспитательных центрах.

Ключевые слова: исправление, общественные воздействия, реадаптация, реабилитация, ресоциализация, реинтеграция, субъектно-соучаствующий подход к исправлению осужденных, исправительные программы, пенитенциарные кризис-интервенции, превенция, психокоррекция и психотерапия.

В соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. [8] в настоящее время в пяти учреждениях для несовершеннолетних осужденных проходит эксперимент по их перепрофилированию из воспитательных колоний в новый тип учреждений — воспитательные центры. В них вводится прогрессивный режим исполнения наказания и должна обеспечиваться целенаправленная ресоциализация осужденных с активным привлечением специалистов гуманитарного профиля (психологов, социальных педагогов, социальных работников).

Необходимость в последнем связана с тем, что сохраняется тенденция поступления в пенитенциарные учреждения несовершеннолетних осужденных с высоким уровнем криминогенности личности, так как среди содержащихся в воспитательных колониях, где на 1 мая 2011 г. находилось 3541 воспитанников, 94,2% были осуждены за тяжкие и особо тяжкие преступления. Для многих из них характерна социально-педагогическая запущенность, в том числе проявляющаяся в отсутствии учебных, трудовых и профессиональных навыков, но при одновремен-

ном наличии аддиктивных зависимостей (алкоголизм, токсикомания, наркомания), проблем с физическим и психическим здоровьем [4. С. 181].

Инициаторы эксперимента по апробированию структурной модели воспитательного центра считают, что отход от отрядной системы коллективной исправительной работы с несовершеннолетними осужденными к организации индивидуальной психокоррекции личности конкретных категорий воспитанников и проведение ресоциализирующих мероприятий с их малыми группами (прежде всего «группами проживания») позволит усилить профилактику агрессивных проявлений в их среде и уменьшить влияние криминальной субкультуры мест лишения свободы.

Кроме того, считается, что улучшенные в соответствии с требованиями международных правовых актов нормы питания и культурно-бытовые условия содержания несовершеннолетних правонарушителей непосредственно будут влиять на просоциальную трансформацию их личности.

Однако доминирование указанных ориентаций при апробировании модели воспитательных центров, на наш взгляд, отражает лишь узковедомственное видение международных требований обращения с несовершеннолетними заключенными.

Как свидетельствует проведенное нами исследование (В.М. Поздняков, 2011), создание в воспитательных центрах лишь внешних просоциально комфортных условий позволяет несовершеннолетним осужденным при нахождении в них реализовывать преимущественно потребности низшего уровня (по модели А. Маслоу, витальные и в безопасности).

Для реализации же несовершеннолетними осужденными потребностей более высокого уровня (по модели А. Маслоу, причастности, признания, возвышения потребностей познавательного и эстетического плана, мотивации на самореализацию) необходимо обеспечить широкое вхождение в пространство воспитательных центров представителей институтов гражданского общества, а также изменить профессиональное сознание и целевые установки поведения у сотрудников данных учреждений.

На актуальность именно такого подхода к исправлению несовершеннолетних осужденных указывает факт бунта 10 сентября 2011 г. воспитанников Алексинской воспитательной колонии (УФСИН по Тульской области), являющейся одним из участников пилотного проекта по созданию воспитательных центров. Он свидетельствует, что при проведении ведомством политики дальнейшей гуманизации условий отбывания наказания, но при сохранении «силовой практики обращения сотрудников с воспитанниками» остаются предпосылки для групповых эксцессов в учреждениях.

Они связаны с тем, что у сотрудников УИС со стажем в силу профессиональной деформации личности превалирует наказательно-запретительный уклон в обращении с осужденными. Он является следствием доминирования установки на восприятие осужденных прежде всего в «образе врага», т.е. априорного отнесения их к людям, которым свойственна нравственная ущербность,

ложь, стремление к компрометации персонала и т.д. Однако, как известно из политологических (А. Мельвиль, 1989; С. Кара-Мурза, 1998 и др.) и психологических исследований (А.Н. Славская, 1997; Т.П. Скрипкина, 2002; А.А. Кокуев, 2006 и др.), сформировавшийся «образ врага» резко ограничивает возможности гуманно-толерантного взаимодействия с людьми, так как при мышлении, подчиненном установке враждебности, часто совершаются поступки, которые приводят к эскалации агрессивных действий.

Для преодоления указанного дефекта профессионального сознания у сотрудников отечественных исправительных учреждений для несовершеннолетних, а также профилактики у них профвыгорания, как свидетельствуют данные психологический исследований (А.Н. Сухов, 2000; А.В. Чечкова, 2001; С.В. Бо-тенков, 2003; И.С. Дорошенко, 2007; Е.Е. Гаврина, 2010; М.А. Черкасова, 2011 и др.), необходимо совершенствовать профессионально-психологический отбор кадров, проводить с личным составом целенаправленную нравственно-воспитательную работу и психовиктимологическую профилактику.

Нами разделяется позиция Л.М. Карнозовой — члена Независимого экс-пертно-правового совета Института государства и права РАН, что при перспективном развитии системы уголовной юстиции в России должно возрастать участие общественности в деятельности ее институтов, а поэтому требуется поиск и внедрение эффективного процессуального механизма и новых форм взаимодействия гражданского общества с учреждениями уголовной юстиции [6. С. 12-13].

В мировой пенитенциарной практике уже накоплен значительный опыт подключения общественных объединений и гражданских специалистов гуманитарного профиля к ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Следует отметить, что ценностные ориентиры гуманизации обращения с несовершеннолетними осужденными обоснованы не только в научных публикациях зарубежных ученых (В. Стерн, 2000; М. Маколи, 2008; Н. Кристи, 2011 и др.), но и содержатся в виде вывода по отечественным исследованиям (Л.И. Беляева, 1995, 2004; Ю.В. Баранов, 2006, 2008; А.В. Пищелко, 1992, 2005; В.М. Литвишков, Д.В. Сочивко, 2006).

В связи с тем что в предыдущей нашей статье в Вестнике Российского университета дружбы народов (сер. «Юридические науки», 2011, № 4) были представлены результаты историко-компаративного анализа по тенденциям развития в мире пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних и применяемым в них технологиям ресоциализации, в данной публикации представляется важным прежде всего критично отметить, что при обосновании современными отечественными юристами (Ю.В. Баранов, 2008) основных принципов ресоциа-лизации (целостность процесса; учет времени, необходимой и достаточной опеки, контроля за процессом ресоциализации; ритуал освобождения) осужденные продолжают рассматриваться преимущественно как объекты внешнего стимулирования. В этой связи и обосновываются новации по совершенствованию норм уголовно-исполнительного законодательства и ведомственной нормативной правовой базы, а также вносятся предложения по трансформации структуры и практики исправительной работы с осужденными.

На наш взгляд, при экспериментальной апробации модели воспитательных центров — нового типа пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей — представляется важным реализовать концепцию субъект-но-соучаствующего подхода к исправлению осужденных (В.М. Поздняков, 2000). Она соответствует духу международных правовых актов исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних [7. С. 39-48] и отечественным традициям «некарательной педагогики ресоциализации» [6. С. 406]. Ее сутью является учет психологических закономерностей и механизмов ресо-циализации осужденных при включении их в разноплановые исправительные программы (режимно-поведенческие, социальные, правовые, общеобразовательные и профессионально-образовательные, трудовые, психокоррекционные, нравственно-духовные, досугово-бытовые и иного характера), которые организуются на основе широкого привлечения представителей институтов гражданского общества и специалистов гуманитарного профиля. При этом указанный комплекс ресоциализационных программ должен разрабатываться с учетом научно обоснованных классификаций осужденных, а также разработанных базовых индивидуальных и групповых психокоррекционных методик.

Для эффективной реализации комплекса ресоциализационных программ необходимо внести ряд изменений в нормы действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, а также в ведомственные нормативные правовые акты. В этой связи представляется актуальным внести изменения прежде всего в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, чтобы в нем наряду с уже зафиксированным правом осужденных на получение психологической помощи (п. 61 ст. 12 УИК РФ) была прописана и их обязанность участвовать в медико-профилактических, воспитательно-ресоциализационных и социально-реабилитационных программах. Кроме того, следует поддержать позицию современного юриста А.А. Павловой (2011), аргументированно доказавшей в рамках диссертационного исследования необходимость дополнения раздела VI Уголовного кодекса Российской Федерации «Иные меры уголовно-правового характера» отдельной главой «Принудительные меры воспитательного воздействия, регламентирующие их применение в отношении несовершеннолетних, совершивших запрещенные уголовным законом деяния», в том числе на основе переноса во вновь создаваемую главу норм ст. 90, 91, ч. 2 92 УК РФ с сохранением действующих редакций указанных статей [10. С.11].

Субъектно-соучаствующий подход к исправлению несовершеннолетних осужденных востребует в управлении воспитательным центром технологию партисипативного менеджмента. Как известно, термин «parcipation» во многих иностранных языках (английском, немецком, французском и др.) означает «со-участвование». При этом учеными феномен «соучаствование» рассматривается онтологически по «шкале межличностных отношений» как относящийся к социальной установке «другой человек — ценность» (Е.Л. Доценко, 1996) и характеризует взаимодействие людей в интервале между «уровнями правового и нравственного общения» (В.Н. Сагатовский, 1980). В этой связи, совершенствуя

управление в воспитательном центре с опорой на технологию «партисипатив-ного менеджмента», возникает возможность «ослаблять противоборство» между воспитанниками и администрацией данного учреждения, в том числе базируясь на концепции «со-участвующего подхода в разрешении конфликтов», разработанной в конфликтологии.

Реализация субъектно-соучаствующего подхода к обращению с несовершеннолетними осужденными в воспитательных центрах требует повышения социально-психологической компетенции сотрудников, а также формирования у различных категорий персонала новых ориентиров в реализации профессионально-ролевой позиции. Так, руководители специальных зон в воспитательных центрах, реализующие прежде всего организационно-управленческую функцию, должны быть полноценными «партисипативными менеджерами» [9. С. 55-56].

Социальные работники, обеспечивающие условия для реализациии прав и свобод осужденных и осуществляющие привлечение институтов гражданского общества к исправительной деятельности в учреждении, а также по мониторингу эффективности их социальной реадаптации в постпенитенциарный период, должны занимать позицию «социального адвоката» (от лат. advocare — призывать на помощь) [3. С. 21].

Для социальных педагогов важным является занятие в отношении несовершеннолетних осужденных позиции «соучастного наставника», способного осуществлять на них антрополого-развивающие воздействия [11. С. 6-10]. Штатные психологи воспитательного центра должны занимать по отношению к осужденным и позицию «коуча» [12. С. 15], т.е. специалиста, способного оказывать помощь осужденному в личностном росте и преодолении возникающих при этом внутриличностных затруднений.

В обеспечении индивидуально-дифференцированного подхода в ресоциа-лизации осужденных в воспитательных центрах крайне важна роль штатных психологов, так как им предстоит реализовывать в пространстве данных учреждений и диспетчерскую функцию. В этой связи в заключительной части статьи представляется важным подробнее рассмотреть миссию и профессиональные функции психологов в пенитенциарных учреждениях.

Анализ отечественных и зарубежных публикаций свидетельствует, что начиная с 1970-х гг. и до настоящего времени ведется активная дискуссия по определению ведущих сфер приложения усилий психологов в исправительных учреждениях для несовершеннолетних. В качестве основных направлений проф-деятельности психологов обычно выделяют следующие [1; 2; 13; 14. С. 485487; 15; 16. С.132-135; 17; 18. С. 217-227; 19. С. 111-112]:

1) психодиагностическая и прогностическая деятельность;

2) индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа с осужденными;

3) осуществление кризис-интервенций;

4) оценивание профпригодности и повышение профессионально-психологической компетентности персонала пенитенциарных учреждений.

Реализация психологами психодиагностической и прогностической деятельности должно преследовать решение следующих задач:

- изучение особенностей личности осужденных, а также составление с учетом мотивации на исправление в социально-терапевтических заведениях индивидуального плана психокоррекции на весь период отбывания наказания;

- установление у осужденных пригодности и психологической готовности к участию в базовых групповых психокоррекционных и ресоциализирующих программах;

- психологическое прогнозирование для принятия решения о переводе осужденных на условно-досрочное освобождение;

- оценка действенности в ресоциализационном аспекте осуществляемых образовательных, профессионально-трудовых и других программ.

При выполнении психологами второго из вышеуказанных направлений профдеятельности — индивидуальная и групповая психотерапевтическая работа с осужденными — считается принципиально важным, чтобы все психологические воздействия реализовывались без давления на них. Среди мер индивидуального воздействия на несовершеннолетних рекомендуется проводить терапевтические беседы в духе «роджерианского интервью», а среди мер социально-психологического плана — групповое консультирование в рамках «групп проживания», а также использование когнитивно-бихевиоральных методик, психотехник психодрамы и гештальттерапии. В целом, согласно видному американскому психологу К. Роджерсу (1966), в отношении несовершеннолетних правонарушителей требуется «недирективное руководство», в том числе на основе регулярно проводимого в микрогруппах коллективного обсуждения имеющихся у них проблем, причем как связанных с причинами противоправного поведения, проистекающими из их прошлого, так и субъективных трудностей, возникающих при отбытии наказания.

От реализации психологами третьего из вышеуказанных направлений профдеятельности психологов — участие в кризис-интервенциях — ожидается, что будет оперативное реагирование и профилактико-реабилитационная работа с осужденными, находящимися в состоянии внутриличностного конфликта, имеющими склонность к совершению членовредительства или суицида, демонстрирующими виктимное поведение.

Привлечение психологов к реализации четвертого из вышеуказанных направлений профдеятельности — оценивание профпригодности и повышение уровня профессионально-психологической компетентности персонала пенитенциарных учреждений — рассматривается как одна из актуальнейших проблем и, прежде всего, для полуоткрытых и социально-терапевтических учреждений, где должны реализовываться коллективные усилия сотрудников по созданию гуманного взаимодействия и в целом благоприятной ресоциализирующей среды. В этой связи считается важным совершенствовать профессионально-психологический отбор и психологическую подготовку персонала пенитенциарных учреждений, причем прежде всего в области повышения социально-

психологической компетентности, развития навыков психической регуляции и конструктивных стратегий совладающего поведения.

Всероссийское совещание руководителей региональных психологических служб и межрегиональных психологических лабораторий ФСИН России, проведенное в Вологде 6-8 сентября 2011 г., акцентировало внимание на подготовку и издание специальных научно-методических документов. В частности, сегодня востребован Психологический комментарий по международным нормативным правовым актам и отечественному уголовно-исполнительному законодательству. Кроме того, крайне необходимы Психологические наставления (руководства) для сотрудников УИС по обращению с различными категориями несовершеннолетних осужденных. При их создании представляется важным ориентироваться на подход, реализованный профессором О.Д. Ситковской, — автором «Психологического комментария к уголовному Кодексу Российской Федерации» (издан в 1998 г., дополнен и переиздан в 2010 г.). В соответствии с позицией О.Д. Ситковской, в данном типе изданий требуется «осуществлять не механический отбор тех или иных норм или институтов для психологического комментирования, а создавать определенную систему, отражающую наибольшие потребности в использовании законодателем и практикой психологических знаний».

В заключение настоящей статьи хотелось подчеркнуть, что сформулированные в ней методолого-концептуальный подход и предложения по совершенствованию психологического обеспечения ресоциализации несовершеннолетних осужденных в воспитательных центрах с активным использованием системы общественных воздействий носят дискуссионно-постановочный характер. Их обсуждение крайне важно в современных условиях реформирования УИС России, когда востребована консолидированная позиция ученых, выработанная на основе расширенного междисциплинарного диалога и сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. — Домодедово, 1993.

[2] Башкатов И.П., Саблина Л.С. Психолог ВТК. Методическое руководство для работников ВТК. — М., 1977.

[3] Большой словарь иностранных слов в русском языке. — М., 1998.

[4] Датий А.В., Дикопольцев Д.Е., Федосеев А.А. Интернет-конференция «Преобразование воспитательных колоний в учреждения для содержания лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте» // Прикладная юридическая психология. — 2011. — № 3. — С. 181-182.

[5] Карнозова Л.М. Уголовная юстиция и гражданское общество. Опыт парадигмального анализа. — М., 2010.

[6] Кашуба Ю.А., Бакаева Ю.В. Уголовные наказания, применяемые в отношении несовершеннолетних. — СПб., 2009.

[7] Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации №1772-р от 14 октября 2010 г.) // СЗ РФ. — 2010. — № 43. — Ст. 5544.

[8] Огородников В.И. Руководитель в пенитенциарной системе: управление, право, психология. — М., 2006.

[9] Павлова А.А. Иные меры уголовно-правового характера как институт уголовного права: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — М., 2011.

[10] Сочивко Д.В., Литвишков В.М. Пенитенциарная антропогогика. Опыт систематизации психолого-педагогической терии и практики в местах лишения свободы. — М., 2006.

[11] Харрис Д. Коучинг: личностный рост и успех. — СПб., 2003.

[12] Шмидт В.Р., Шиловская А.Л. Работа со случаем как основа подготовки к освобождению и постпенитенциарного сопровождения подростков из воспитательной колонии. — М., 2005.

[13] American Corrections / Ed. by Clear T.R., Cole G.F. 3 rd. ed. — Belmont California, 1994.

[14] Haag F. Psychologen und Juristen im Strafvollzug // Festschrift für Pongratz. — Köln, 1986. — S. 217-227.

[15] Кеiser G., Kerner H.J., Schöch H. Strafvollzug. Eine Einführung in die Grundlagen. — Heidelberg, 1991.

[16] Katein E., Kury H., Waldert H. Organisationsstrukturen und therapeurische Orientierung im Strafvollzug // Vschr Krim. — 1986. — № 69. — S. 210-220.

[17] Wagner G. Aufgaben und Probleme des Psychologen im Strafvollzug // F. Lösel (Hrsg.) Kriminalpsychologie. — Bonn, 1983.

[18] Walter M. Strafvollzug. — Stutgart, 1991.

PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE RESOZIALISATION MINORS CONDEMNED IN THE EDUCATIONAL CENTRES WITH SYSTEM USE PUBLIC INFLUENCES

W.M. Pozdnyakov

The Department of Criminal Law and Process Peoples' Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198

The inquiry about connection has increased in modern conditions of reforming of criminally-executive system of Russia at creation of new type of establishments for minors condemned — the educational centres with progressive system of execution of punishments — to them resozialisation activity of institutes of a civil society. Thereupon in article on the basis of the author's concept of the subject-participating approach to correction of the condemned realisation possibility in work with them of the programmno-target approach on the basis of system of public influences is shown. Besides, reference points on optimisation of the criminal and criminally-executive legislation, departmental standard legal base, and also a control system in the educational centres are proved.

Key words: correction, public influences, readaptation, rehabilitation, resozialisation, reintegration , the subject-participating approach to correction condemned, corrective programs, penitentiary crises-interventions, prevention, psychocorrection and psychotherapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.