Научная статья на тему 'Психолого-педагогические ситуации развития нравственного потенциала студентов в вузе'

Психолого-педагогические ситуации развития нравственного потенциала студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТУДЕНТ / PEDAGOGICAL SITUATION / DEVELOPMENT / MORAL POTENTIAL / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобылинский П. А.

В статье рассматриваются психолого-педагогические ситуации развития нравственного потенциала студентов в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SITUATION OF MORAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF THE STUDENTS IN HIGH SCHOOL

The paper discusses psychological and pedagogical situation of moral potential development of the students in high school

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические ситуации развития нравственного потенциала студентов в вузе»

УДК 36:378.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО

ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

П.А. Кобылинский

В статье рассматриваются психолого-педагогические ситуации развития нравственного потенциала студентов в

вузе

Ключевые слова: педагогическая ситуация, развитие, нравственный потенциал, студент

Проблема падения нравственного уровня современного человека является общей причиной многих социально-психологических проблем и требует выявления детерминант формирования нравственности личности, влияя на которые станет возможным содействовать гармоничному развитию каждого члена и обществу в целом.

Под детерминантами следует понимать комплекс внешних и внутренних условий, непосредственно/опосредованно влияющих на

преобразование нравственного, интеллектуального, творческого, коммуникативного и др. потенциалов личности [1].

При всей целостности нравственного

потенциала социального работника как

педагогического, психологического феномена, возможно выделить в нем четыре основных компонента: ценностный, ресурсный,

отношенческий, поведенческий.

Ресурсный компонент в структуре нравственного потенциала личности специалиста социальной работы выступает в виде источников, возможностей личности, отражающих нравственные ориентиры, ценности и средства достижения положительного результата профессиональной и социально значимой деятельности. Формируется в процессе взаимодействия врожденных и приобретенных способностей, склонностей, интересов личности будущего специалиста; развивается в активной учебно-профессиональной деятельности в вузе. Показателями по данному компоненту выступают: духовно-нравственные

потребности и чувства и надситуативная активность.

Ценностный компонент нравственного потенциала личности специалиста социальной работы синтезирует совокупность

смысложизненных, профессиональных ценностей, как устойчивых ориентиров, норм, эталонов, регламентирующих его поведение, взаимодействие с коллегами, клиентами. Данный компонент направляет, придаёт смысл созидательной активности специалиста на пути его самоосуществления в профессии и

жизнедеятельности в целом. Его показателями выступают: ценностные ориентации и этические воззрения (стремление к самореализации).

Отношенческий компонент в структуре нравственного потенциала дает представление о

Кобылинский Петр Александрович - РГСУ (ВФ), аспирант, е-таП: [email protected]

характере и особенностях связей и взаимоотношений социального работника с самим собой, окружающим миром, профессией, другими людьми. Отражает избирательное эмоциональнооценочное отношение к окружающей действительности. К основным показателям поданному компоненту отнесены: созидательность и гуманизм.

Поведенческий компонент в структуре нравственного потенциала характеризует способность отстаивать и реализовывать собственные жизненные и профессиональные позиции, интересы; воплощать социально значимые деяния в жизнь. Проявляется в таких показателях, как: альтруистические поступки, ответственность.

Такие условия - субъективные и объективные, внешние и внутренние создают определенного рода ситуацию - пространственно-временную характеристику жизнедеятельности студента, как субъекта бытия.

В работах отечественных психологов было показано, что особенности социальной ситуации развития решающим образом определяют направление, содержание и характер развития личности в нормативном пространстве возрастного развития (Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) Социальная ситуация развития ставит перед личностью на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте.

Мы рассматриваем нравственный потенциал социального работника как сложную динамическую структуру личности, включающую совокупность ценностных, ресурсных, отношенческих, поведенческих образований, в их соотношении с внешними ситуационными условиями, когда «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной

действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» (Л. С. Выготский).

В.В. Сериков характеризует педагогическую ситуацию как особый педагогический механизм, который ставит подростка в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую

модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся

ситуации [2].

С указанных позиций формирование

нравственного потенциала студентов будет совершенствоваться через включение их в жизненно-педагогические ситуации, связанные с избирательностью, ревизией опыта, рефлексией, самооценкой, осмыслением модальности своих поступков, переживанием содеянного, обретением уверенности самовыражения, нахождением

высоконравственных путей решения проблем, осуществления самостоятельного ответственного выбора, проявления бескорыстного служения другим и профессии; умением быть свободным, независимым от внешних авторитетов.

Несомненно выделенная В. В. Сериковым система личностно-ориентированных ситуаций, а именно: ситуация педагогической поддержки

смысловых исканий; ситуация принятия решения о пути продолжения образования; ситуация разработки конкретного образовательного «проекта», «маршрута» и т.п., способствует

активизации процессов смыслоопределения.

Это явилось основанием более целостного представления о содержании и структуре психолого-педагогических ситуаций, которые могли бы способствовать более успешному формированию нравственного потенциала студентов.

Ситуационный подход мы связываем с проектированием такого способа обучения, воспитания, развития студентов, который адекватен природе его личностного развития. То есть, направлен и способствует разрешению ведущего противоречия возраста между интимностью и изоляцией, что способствует усилению, укрупнению чувства самоидентичности (Э. Эриксон); к обретению студентом ведущих новообразований возраста - психологической готовности к самоопределению, формированию идентичности и устойчивого образа «Я», полоролевой идентификации (Л. С. Выготский).

Психолого-педагогическая ситуация должна побуждать студента выбирать и совершенствовать нравственные основания собственного поведения -искать и находить смысл, рефлексировать собственные поступки, принимать ответственные решения. Речь должна идти о высоконравственных, высоко духовных ситуациях, когда возникает возможность испытать себя, проявить умение подчиняться (К.А. Абульханова); приобретается опыт нравственной оценки себя, поведения; возникает противоречие наличного и желательного для студента (В.Г. Асеев); стимулируется неприятие студентом определенных форм своего поведения (Ю.М. Орлов) и др.

С учетом авторского взгляда на нравственный потенциал социального работника, его структурносодержательные характеристики, сформированного понимания специфики и особенностей

образовательной среды вуза, типологий

образовательных ситуаций, представим типологию

психолого-педагогических ситуаций развития нравственного потенциала студентов в образовательной среде вуза.

В исследовании выявлено и описано 8 типов психолого-педагогических ситуаций:

1. Мотивирования нравственных поступков (ситуации смыслоопределения и ситуации поощрения, одобрения полезной деятельности).

2. Вовлечения в практику добрых дел (ситуации волонтерской деятельности и ситуации знакомства с известными социальными работниками).

3. Принятия моральной ответственности (обучение с опорой на нравственные знания и ситуации соблюдения морально-нравственных принципов в деятельности, общении).

4. Осмысления поступков (ситуации рефлексивного осмысления и ситуации диалогического взаимодействия).

5. Переживания содеянного (ситуации эмпатии и ситуации толерантности).

6. Обретения уверенности самовыражения (ситуации поддержки проявления самопроцессов и ситуации углубления самооценки).

7. Самостоятельного выбора нравственной позиции (ситуации альтернативных путей решения проблем и ситуации свободы выбора, воли и ответственности).

Раскроем сформулированные ситуации развития нравственного потенциала студентов-будущих социальных работников подробнее.

Ситуации смыслоопределения представляют собой систему психолого-педагогических приемов, стимулирующих потребность найти и открыть смысл своей профессиональной деятельности, поступков; определить и сформировать свое нравственное отношение к ним. Это явится

источником актуализации наличных и формирования новых боле устойчивых и глубоких нравственных образований.

Ситуации поощрения, одобрения полезной деятельности раскрываются в выявлении и

поддержании ценностных достижений каждого; в демонстрации и веры в его возможности,

способности; в готовности преподавателя

поддерживать и сопровождать духовнонравственное становление личности каждого студента-будущего социального работника.

Ситуации волонтерской деятельности

предназначены для погружения студента в общественно-полезную, добровольную и безвозмездную деятельность. В этих актах будет формироваться и обогащаться гуманистические

ценности, альтруистические мотивы, постигаться и актуализироваться значимость служения в

профессии.

Ситуации знакомства с известными социальными работниками создаются с целью формирования у будущих специалистов более глубокого осознания предназначения миссии профессии; представления о возможностях

самореализации в профессии и достижения карьерных высот.

Ситуации обучения с опорой на нравственное знание характеризуются актуализацией в

образовательном процессе наличных духовнонравственных возможностей, воплощением их в конкретных профессионально-обучающих

ситуациях. В этих условиях формируется также нравственная компетентность будущего

социального работника, способность «применять» нравственные знания в контексте профессиональной деятельности.

Под ситуацией соблюдения моральнонравственных принципов мы понимаем совокупность способов, приемов преподавателя, формирующих у студентов потребность и готовность сознательно руководствоваться в

будущей профессии и жизнедеятельности в целом общепринятыми морально-нравственными

принципами и нормами; содействующих формированию желаний и умений добровольно согласовывать свои чувства, стремления с

действиями окружающих, коллег.

Ситуации рефлексивного осмысления

отношения к себе и окружающему миру создаются совокупностью средств, позволяющих студенту анализировать собственные мысли, переживания; осмысливать ценности, установки, стремления, социальные и нравственные требования. Это будет способствовать формированию собственной

духовно-нравственной позиции, устойчивого, высоконравственного, добродетельного отношения к окружающим, профессии, природе.

Ситуации диалогического взаимодействия (общения) открывают возможности духовнонравственного совершенствования,

самообразования, личностного обогащения. На фоне принятия друг друга как ценностей, как уникальных неповторимостей, свободного взаимодействия

студентов формируются социально-значимые и этические ценности - совесть, справедливость, терпимость.

Ситуации эмпатии предназначены для формирования у студентов способности лучше, глубже понимать состояние другого, сопереживать, сочувствовать ему, а также активно помогать. В этом раскрываются и формируются новые нравственные способности личности - доброе отношение к окружающим, внимание, готовность прийти на помощь, отзывчивость в межличностных отношениях.

Ситуации толерантности мы понимаем как совокупность способов, приемов, в которых

формируется важное профессиональное качество социального работника - способность терпеливо относиться к другому, принимать и учитывать особенности его образа мыслей и поведения. Совершенствуются социальные и нравственные ценности (нормы), повышается устойчивость к неблагоприятным факторам, растет выдержка, самообладание.

Ситуации поддержки проявления

самопроцессов раскрывается в актах поддержания, сопровождения процессов самодеятельности, самоидентификации, самоопределения,

самоорганизации, самоконтроля, самореализации. У студентов формируется новая интересная устойчивая потребность в постоянной актуализации обогащении всех своих потенциалов, включая нравственный в его исчерпании - восполнении.

Ситуации углубления самооценки

предназначены для формирования более адекватной оценки самой себя, своих возможностей, потенциалов, качеств. Регулируя поведение, в том числе нравственное, самооценка влияет на характер взаимоотношения с окружающими, формирует критичность, требовательность к себе, которые необходимы социальному работнику.

Ситуации альтернативных путей решения

проблем будут способствовать формированию истинного, нравственного права и готовности осознанно направлять свободу воли в конкретное русло поведения, опираться на личный и социальный интерес, позицию. Это научит будущего социального работника действовать на основе постоянного выбора, определять границы альтернативности решений и выходить без стресса из ситуации выбора, полностью выражая свои нравственные установки.

Ситуации свободы воли и ответственности характеризуются направленностью на понимание студентами тесной взаимосвязи выбора и ответственности личности за него; на формирование у студентов непротиворечивой и стабильной нравственной позиции; чувства долга; умений контролировать, осознанно соблюдать моральные принципы.

Литература

1. Абдалина Л.В., Кобзенко И.К. Структурносодержательные характеристики личностного потенциала педагога. Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011 - Вып. 2 (94). С.99-104.

2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М., 1999. - 272 с.

Российский государственный социальный университет (филиал в г. Воронеже)

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SITUATION OF MORAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF THE STUDENTS IN HIGH SCHOOL

P.A. Kobylinsky

The paper discusses psychological and pedagogical situation of moral potential development of the students in high

school

Key words: pedagogical situation, development, moral potential, student

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.