Научная статья на тему 'Моделирование процесса нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе'

Моделирование процесса нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЕ / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / НРАВСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PERSONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL MODEL / MORAL MODELING / ORGANIZATIONAL PEDAGOGIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царан Александр Александрович

В статье рассматривается проблема возможного оказания педагогического содействия нравственному самоопрелению студентов в учебном процессе. Автором рассмотрены виды самореализации, разработана модель нравственного самоопределения будущих менеджеров, определены методологические подходы построения модели и ее компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Moral self-determination modeling of future managements in the process of professional training at higher education institution

The problem of probable pedagogic maintenance to moral self-determination of students in educative process is examined in the article. Types of selfdetermination are examined by the author, future managers moral self-determination model is worked out, the model and its components structuring methodological approaches are determined.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе»

деятельности, приемов установления контактов с другими людьми; умения: войти в контакт с любым человеком, поддерживать контакты с другими необходимое время, располагать к себе, умение оказать сочувствие и поддержку другому человеку, оказывать и принимать знаки внимания от окружающих, обратиться к другому человеку с просьбой, адекватно реагировать на критику, быстро переходить с одного уровня общения на другой.

В. Умения передать информацию другим людям так, чтобы она была ими понята: четко и последовательно излагать свои мысли в устной и грамотно - в письменной форме; вести диалог; задавать вопросы и отвечать на них; использовать оптимальный темп речи.

Г. Активное слушание и понимание партнера -навыки: этических норм делового общения, активного слушания, восприятия информации других людей; умение понять другого человека, использовать приемы невербальной поддержки собеседника.

Д. Ведение бесед и переговоров - навыки проведения бесед и переговоров; умения: провести самооценку своих возможностей, осуществлять самопрезента-цию во время собеседований и конкурсных испытаний.

Создание методологии, разработка научно-методологических подходов к формированию комму-

никативной компетентности в образовательно-воспитательном процессе на всех его стадиях и уровнях - актуальная задача будущих диссертационных исследований в данной области.

Библиографический список

1. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - N° 9. -

С. 45-48.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия. - М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. - 236 с.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1974. - 367 с.

4. Петровская Л.А. Компетентность в общении. -М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

5. Чернов С.В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства // Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сб. науч. статей / под ред. В.А. Ермоленко. - М.: ИТИП РАО, 2007. - С. 158-165.

УДК 378

Царан Александр Александрович

Магнитогорский педагогический университет

kompsan@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

В статье рассматривается проблема возможного оказания педагогического содействия нравственному само-опрелению студентов в учебном процессе. Автором рассмотрены виды самореализации, разработана модель нравственного самоопределения будущих менеджеров, определены методологические подходы построения модели и ее компонентов.

Ключевые слова: самоопределение личностное, модель профессиональное, нравственное, моделирование, организационно-педагогические условия.

Проблема, связанная с профессиональным становлением и развитием личности студентов, постоянно находится в центре внимания педагогов и психологов. В настоящее время в связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, нравственное самоопределение студентов, их самореализация в профессиональной деятельности, приобретают особую актуальность.

В новых экономических условиях определенная часть студентов - будущих менеджеров, не имеет четкого представления о своем профессиональном будущем. Перед преподавателями вуза ставится задача оказания студентам своевременной педагогической поддержки на всех этапах профессиональ-

ного обучения. Для ее реализации этой задачи требуется владение психолого-педагогическими знаниями особенностей самоопределения студентов, факторов и условий, влияющих на нее.

Понятие «самоопределение» употребляется в научной литературе в самых различных смысловых значениях. Среди них можно выделить следующие смыслы: профессиональное самоопределение («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации); личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития); жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни); нравственное, моральное самоопределение. Это разделение условно, так как эти области самоопре-

деления тесно взаимосвязаны и зачастую перекрываются между собой. В одних случаях они предшествуют друг-другу, например, личностное самоопределение тесно связано с профессиональным, чаще всего они рассматриваются как причина и следствие, а нравственное самоопределение отождествляют с моральным.

Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л. Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте детерминации и выдвинутого им принципа - «внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия. Сама специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другим (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» [5, с. 260].

На наш взгляд, самоопределение студента - это установление им своих собственных возможностей, способностей, места и роли в конкретном социуме и обществе, социального статуса. Самоопределение студента - активный процесс осмысления своего места в обществе. Это сложный, многоступенчатый процесс развития молодого человека.

Личностное самоопределение связано с определением себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев становления личности и дальнейшей действенной реализацией себя с учетом этих критериев. Личностное самоопределение задает ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На их основе вырабатываются требования к конкретной профессиональной области, осуществляется (не без влияния многих других факторов) профессиональное самоопределение. По мнению М.Р. Гинзбурга личностное самоопределение включает в себя:

1) потребность в личностном самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире;

2) личностное самоопределение ориентировано в будущее;

3) личностное самоопределение связано с выбором профессии, но не сводится только к нему [2, с. 25].

Личностное самоопределение является системообразующим компонентом профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Сущность профессионального самоопределения можно определить и как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполня-

емой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

В процессе профессионального обучения студент вынужден совершать множество выборов. Мир профессий динамичен и изменчив. В условиях рыночных отношений подход к проблеме профессионального выбора изменился: возможны крупные перемены, неоднократная смена профессии и социальных ролей.

Вместе с тем в профессиональном самоопределении можно выделить два принципиальных отличия [4, с. 6]:

1) профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие;

2) профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по настоящему.

От выбора профессии зависит социальное благополучие человека. Как показывают исследования, правильно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.

Профессиональная подготовка студентов в вузе опирается на технологии дифференциации и индивидуализации обучения, которые позволяют достаточно полно учитывать интересы, склонности и способности студентов в соответствии с их профессиональными интересами. Такой подход к профессиональной подготовке позволяет выполнить социальный заказ общества на формирование конкурентной личности, ориентированной на извлечение пользы не только для себя, но и для общества. Но при этом она не в полной мере реализуется гуманитарная, нравственная сущность человека. В этой стратегии, учитывающей современные реалии, выявляются проблемы, имеющие теоретический и практический интерес для педагогической науки. Одной из таких проблем является проблема ориентации студентов вуза на нравственное самоопределение.

При осмыслении понятия нравственного самоопределения необходимо выявить различия между понятиями «нравственное самоопределение» и «моральное самоопределение», которые многие ученые определяют как синонимы, отмечая, например, что нравственное самоопределение можно рассматривать в плане выявления специфических моральных средств определения нравственных позиций.

Суть различий между данными категориями заключается в том, что мораль, имеющая предписа-тельный, рекомендательный характер, есть совокупность норм, принципов, требований, предъявляемых к человеку извне - обществом, коллективом, группой. «Нравственность - это субъективная ценностная система человека. Другими словами, это то, что находится в его сознании, что определяет и характеризует его индивидуальную нравственность. Мораль всегда задается индивиду извне, от имени социальных образований, к которым он принадлежит. Нравственность связана с областью личностного «Я» [1, с. 166].

Учитывая то, что пространство морали есть отношения между людьми, дает нам основание утверждать, что моральное самоопределение студента имеет место тогда, когда он определяет свое место среди людей, отношения между которыми конкретны. Данные отношения при определении студентом своего места среди людей строятся для определенных целей. Но это уже не столько его личные, индивидуальные цели, сколько цели, объединяющие его и других в коллективе, группе.

Таким образом, моральное самоопределение студента есть определение своего места, себя самого в отношениях, которые и есть пространство морали. Другим основанием, по которому становится возможным отличать моральное и нравственное самоопределение студента, является то, что нравственность есть рефлексия человека на себя. Рефлексия на себя, выявляющая нравственность студента, есть осмысление выбранных им отношений, образующих содержание и позиции и реализуемых в деятельности и поведении.

Нравственное самоопределение студента есть процесс и результат выбора им собственной позиции, в основании которой находятся принятые и ос-ваемые им ценности, принимающие форму мотива по выработке я нравственных принципов, которыми он руководствуется в своей жизнедеятельности и поведении в отношении себя, окружающих людей и профессии. Такое понятие нравственного самоопределения согласуется и с определением ученых о том, что самоопределение - процесс и результат выбора личностью своей позиции [3].

При моделировании процесса нравственного самоопределения будущего менеджера следует помнить, что речь идет о достаточно сложном объекте в системе воспитания. По своим свойствам система воспитания, может быть отнесена к различным классам систем: социальным, открытым, самоорганизующимся, гомеостатическим, адаптирующимся, многоуровневым, вероятностно-детерминированным.

В процессе моделирования возможно построение моделей различных типов: вербальных, невербальных, статических, динамических и других. Схе-

мы построения моделей также разнообразны: логико-смысловая модель; модель развития духовнонравственных качеств, учитывающая как нравственное, так и духовное развитие индивидуума; модель подготовки будущего специалиста как субъекта межличностных отношений.

Важными особенностями моделирования нравственного самоопределения будущего менеджера являются его сложность и незавершенность. Незавершенность указанного процесса (невозможность абсолютно нравственного поведения) определяет важную роль активности самой личности, ее заинтересованности в дальнейшем развитии уровня нравственности и сложность оценки эффективности осуществляемых воспитательных воздействий.

Сложность целеполагания, прогнозирования результатов в нравственном самоопределении (а соответственно, и всех остальных компонентов процесса воспитания: содержания, методов, форм, оценки) и реализация исследуемого процесса обусловливается следующими факторами:

1) в 1980-1990-е годы была разрушена советская система воспитания без адекватной замены;

2) в процессе становления рыночных отношений в экономике России стали востребованными в большей степени безнравственные качества: цинизм, лицемерие, равнодушие; в сознании молодежи сложился идеал, в котором нравственность занимает отнюдь не первое место;

3) низкий уровень мотивации части студентов: выбор будущей профессии зачастую обуславливается соображениями престижа, пользы или необходимостью получить хоть какое-нибудь высшее образование. Как результат - выпускник вуза не осознает ответственности за последующую профессиональную деятельность;

4) дискредитация содержания профессиональной деятельности: в современной экономической ситуации. Квалификация «менеджер» присваивается практически всем работникам торговли, туристического бизнеса и пр.;

5) ориентация фирм на показатели прибыли предопределяет в качестве критерия оценки эффективности деятельности менеджера (оценки его профессиональных и личностных качеств) прибыльность: чем выше прибыль, тем более эффективна деятельность менеджера.

Рассматривая процесс нравственного самоопределения будущего менеджера как систему (совокупность компонентов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не присущих отдельно взятым образующим систему компонентам), мы предлагаем следующую схему структурно-функциональной модели нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе их профессиональной подготовки в вузе (рис. 1).

Функции:

- самооценка;

- самоанализ;

- самонастройка;

- самоконтроль;

- саморегуляция

.Л.

I

Рис. 1. Схема структурно-функциональной модели нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе

Принципы: Этапы нравственного

X и • - системного; самоопределения будущего

к н - культурологиче- менеджера:

ского; 1. Мотивация нравственного

О И; - акмеологического; самоопределения.

. ЕС О С - рефлексивного 2. Организация нравственного

К С А 5 подходов самоопределения будущего

§ * менеджера через реализацию

О Я комплекса педагогических условий.

а 3. Контроль и оценка формирования

е нравственного самоопределения.

В основе модели положено развивающее взаимодействие всех участников воспитательного процесса, которое актуализирует имеющийся нравственный потенциал студента и содействует его нравственному самоопределению.

Структурными компонентами системы являются: целевой, функционально-нормативный, организационно-методический, оценочно-результативный.

Целевой компонент включает в себя социальный заказ (подготовка высоконравственных специалистов в области менеджмента), как цель - нравственное самоопределение будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки в вузе.

Функционально-нормативный компонент включает в себя подходы, этапы нравственного самоопределения и функции.

Этапами нравственного самоопределения являются следующие.

Первый этап - это мотивация нравственного самоопределения. В сознании студентов необходимо поддерживать, укреплять и развивать те социально значимые ценностные ориентиры и установки, которые позволят воспитать высоконравственную личность. Второй этап - это организация нравственного самоопределения через реализацию комплекса организационно-педагогических условий. И, наконец, контрольно-оценочный компонент, обеспечивающий оценку и осмысление студентом собственного опыта.

Организационно-методический компонент включает в себя организационно-педагогические условия, при наличии которых возможно эффективное функционирование разработанной нами модели:

- расширение критического мышления будущих менеджеров и введение системы нравственных управленческих задач;

- предоставление студентам свободы выбора в разрешении этических проблем в учебных ситуациях и ситуациях учебной практики.

Содержание определяется программой «Нравственное и профессиональное самоопределение менеджера на основе базовых моральных ценностей». Первая часть программы предполагает индивидуальную форму общения и включает психо-лого-педагогические консультации, индивидуальные беседы по нравственно-правовой тематике, морально-этическим, профессиональным устоям и принципам бизнеса и менеджмента. Вторая часть программы предполагает групповую форму общения, при которой обсуждаются различные производственные ситуации, возможные варианты правовых, управленческих, деловых решений с точки зрения морально-нравственных принципов профессии менеджера.

Оценочно-результативный компонент включает в себя критерии и показатели уровня нравственно-

го самоопределения: нравственное самоопределение к себе, к окружающим людям и к своей профессии.

Результатом реализации модели является переход будущего менеджера на качественно новый, более высокий уровень развития нравственного самоопределения.

Таким образом, структурно-функциональная модель процесса нравственного самоопределения позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, более глубоко его изучить, охватить в единой системе основные направления, этапы и компоненты процесса нравственного самоопределения, их функции, педагогические условия, обеспечивающие успешное воспитание высококачественных управленцев в вузе.

Проблема качественного профессионального обучения специалиста-менеджера очень актуальна, особенно в части усиления нравственного компонента в его профессиональной подготовке. Воспитывать морально-нравственные начала студентов, уже сложившихся как личности, задача весьма сложная, но необходимая, поскольку в производственной среде возрастающая роль культурного фактора в управлении (в том числе в управлении предприятием) есть важнейшее требование современности. Востребованность специалиста-менеджера определяется слагаемостью многих качеств, навыков и умений, имеющихся в его профессиональном арсенале, где управленческая культура, которая складывается из нравственных ценностей психологической культуры, гуманистического мировоззрения занимает особое место [6, с. 246].

Библиографический список

1. Бездухов В.П. Культура и образование // Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / под ред. Ю.Н. Кулюткина. -Самара, 2002. - 190 с.

2. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 19-26.

3. ЖиляковА.И. О соотношении понятий «нравственное самоопределение» и «моральное самоопределение» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - № 5. - С. 611614.

4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М.: МПСИ, 2002. - 400 с.

5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 423 с.

6. Слесаре в Ю.В. Введение в профессиональную подготовку специалистов-менеджеров нравственного компонента // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 246-255.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.