УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТА КАК БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
1 2 О.Ю. Шишкина., Л.А. Горшкова
Самарский институт (филиал) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова 443115, Самара, ул. Неверова, 87 [email protected]
Профессиональное образование влияет на формирование различных способностей студентов. Формирование нравственной направленности студентов осуществляется в деятельности преподавателя, которая предстает как объективно существующий элемент процесса. Период обучения в ВУЗе является значимым, так как на этом этапе происходит процесс формирования личности в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: направленность, нравственно-этический, профессиональная культура, этические знания, мораль, нравственность, ценности.
Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные приемы и способы деятельности, поведения и общения. Следовательно, все более актуальной становится проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух компонентов: профессиональной направленности и смысложизненных ориентаций студентов. Выбор профессии - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений человека. Правильный выбор профессии определяет дальнейшую судьбу человека, определяет его успешность как в профессиональной деятельности, так и в жизни. Успешность во многом зависит от наличия у человека способностей и склонностей к этому роду профессиональной деятельности, от его профессиональной направленности. Проблема профессионализма особенно актуальна в профессии психолога, так как от уровня его квалификации зависит психологическое благополучие других людей.
Профессия, выбранная в разрез профессиональной направленности личности человека, негативно влияет на его здоровье, учащаются физиологические и психологические проблемы, а при удачном выборе профессии повы-
1 Ольга Юрьевна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент
2 Лариса Анатольевна Горшкова, кандидат филологических наук, доцент
шается самоуважение и позитивное представление человека о себе [1, с. 106]. Перечисленные обстоятельства актуализируют необходимость повышения качества профессиональной подготовки психолога и инициируют интерес исследователей к различным аспектам его личности и профессиональной направленности.
В плане личностного становления период обучения в вузе является достаточно значимым, так как именно на этом этапе происходит процесс формирования личности в профессиональной деятельности, развития ее профессиональных способностей и самосовершенствования, определяется жизненная позиция человека, формируется отношение к деятельности как учебной, так и профессиональной.
Однако до сих пор остается недостаточно освещенной связь осмысленности жизни с различными аспектами профессиональной направленности. Особенно дискуссионным и мало изученным является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни у студентов в процессе профессионального становления. Изучение проблемы личностного развития студента связано с необходимостью изучения становления его как субъекта деятельности, а также изучение его профессионального становления через осмысление своей жизни. Исследование профессионального становления во взаимосвязи с осмысленностью жизненных целей актуально в настоящее время, как в теоретическом, так и в экспериментальном плане.
Моделирование образовательного процесса вуза, обеспечивающего формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов, может предполагать следующие действия: целеобразование, определение содержания и видов деятельности, определение факторов, этапов, уровней и критериев формирования у будущих специалистов профессионально-этической направленности, использование средств и методов технолого-методического обеспечения процесса образования в вузе, осуществление контроля над достигнутыми результатами.
Требования методологических подходов служат основанием определения особенностей процесса образования студентов вуза в аспекте решаемой проблемы исследования:
1) среди многообразных влияний и воздействий факторов, определяющих результаты процесса, выявляются взаимосвязи основных факторов;
2) определяется необходимость учета непрерывного изменения и развития исследуемого процесса и образовательной системы в целом.
Эти особенности мы представляем в рефлексивно-деятельностной модели образовательного процесса вуза, направленного на формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов.
Рефлексивно-деятельностная модель образовательного процесса вуза, направленного на формирование профессионально-этической направленности будущих специалистов состоит из следующих основных компонентов: целевого, содержательно-технологического, организационного и результативного.
Основным компонентом модели образовательного процесса является содержательно-технологический, так как через его развитие наиболее отчетливо
просматриваются процесс формирования профессионально-этической направленности будущих специалистов.
Содержание данного компонента составляют следующие взаимосвязанные блоки: мотивационный, информационно-когнитивный (содержательный), деятельностный (операционный) и этико-рефлексивный.
Мотивационный блок является базовым для становления всех других компонентов, так как успех деятельности, прежде всего, обусловливается соответствующей направленностью личности на нее. Для формирования профессионально-этической направленности будущих специалистов необходимо создание положительной мотивационной сферы личности через организацию образовательного процесса и стимулирование рефлексивных процессов, это обеспечивает личностное включение студентов в процесс овладения профессией.
Особенности содержательно-технологического блока заключаются в следующих основных направлениях: формирование положительных мотиваци-онных установок на развитие формирование системы знаний, умений, навыков в профессиональной сфере и профессиональной деятельности; мировоззренческой, этической, духовно-нравственной сферы у будущего специалиста; формирование у студентов позитивной установки на овладение методами и приемами саморегуляции эмоциональных состояний и этики профессионального поведения; формирование положительных мотивационных установок на саморазвитие собственного уровня этики профессиональной деятельности; развитие профессионально-этических качеств специалиста; формирование социально-психологической, социально-экономической, этической культуры специалиста.
Будущий специалист должен обладать: современными профессионально-этическими знаниями, практическими навыками, необходимыми для управления своей деятельностью и деятельностью других людей в профессиональном коллективе.
Особенностью содержания процесса образования студентов вуза является то, что подготовка студентов осуществляется с учетом содержания профессиональной деятельности будущего специалиста.
В частности, в деятельности будущего менеджера выделяют в первую очередь ее внешнюю сторону - руководство процессом деятельности. Основным мотивом их работы является осознание необходимости личного участия в обеспечении функционирования и развития предприятия (коллектива, организации и т.п.).
Менеджер постоянно находится во взаимосвязях со многими структурами, обеспечивающими деятельность, включен в разнообразные отношения с администрацией, коллегами, руководителями и членами других команд. Все это требует выполнения этических норм и правил межличностного взаимодействия. Менеджеру зачастую приходится выполнять роли и функции наставника. С учетом этих особенностей в большинстве случаев профессиональная деятельность менеджера (следовательно, и его подготовка) выполняется в условиях коллективного взаимодействия. При этом существуют особые формы межличностного взаимодействия - солидарность, коллективная и
личная ответственность, уважение, взаимопомощь, корректность поведения, т.е. качества, необходимые как в физкультурно-спортивной деятельности, так и в профессиональной. В образовательном процессе перед преподавателями и студентами стоят задачи, которые обуславливают усложнение структурных компонентов его профессиональных компетенций и выполнения этических требований профессиональной культуры.
Эти особенности непосредственно отражаются на процессе профессиональной деятельности специалиста. К ним же можно отнести общую и профессиональную культуру, Я-концепцию, активную профессиональную позицию личности, особенности характера и темперамента, коммуникабельность, подлежащих отражению в содержательном блоке образовательном процессе. Важным в содержании образовательного процесса является когнитивная составляющая, так как знания являются важнейшей частью профессионально-этической направленности будущего специалиста. Профессиональное образование дает будущему специалисту необходимые психолого-педагогические, медико-биологические, специальные, этические и другие прикладные знания. Психолого-педагогические знания организации и управления тренировочным процессом позволяют студентам значительно повысить качество, успешно формировать коллектив, обеспечивать полноценное личностное развитие себя и своих коллег. Медико-биологические знания по организации учебного и тренировочного процессов с учетом возраста и гендер-ных особенностей, играют роль в улучшении состояния здоровья и уровня подготовленности студентов. Специальные профессиональные знания по методике проведения тренировки дают конкретные рекомендации о способах организации занимающихся, использованию традиционных и нетрадиционных обучающих приемов. Этические знания в спорте позволяют студентам обустраивать и регулировать свои отношения с обучающимися, их межличностное взаимодействие.
Основой деятельностного компонента являются способности, которые могут быть сформированы в процессе образования в вузе и которые являются благоприятной предпосылкой для успешного овладения одним или несколькими видами деятельности и их выполнения [5, с. 113].
Профессиональное образование позитивно влияет на формирование различных способностей будущего специалиста:
1) нравственно-этические - устойчивое желание и стремление передавать социальный и профессиональный опыт деятельности в процессе межличностного взаимодействия;
2) специальные - распределенность внимания (одновременная установка на несколько как внутренних, так и внешних предметов), непрерывность внимания (способность сохранять его долгое время, не понижая из-за утомления), устойчивость (способность не ослаблять внимание под влиянием внешних впечатлений), находчивость и изобретательность, критическое отношение к своей и чужой работе, воображение (способность быстро, ярко и точно представлять объект, конструктивная комбинаторная фантазия, художественная чуткость), эмоциональность;
3) индивидуальные - целеустремленность, терпение, способность владеть собой и влиять на других, готовность нести ответственность; наблюдательность, хорошая память (точность и быстрота запоминания, длительность удержания, быстрота воспроизведения по первому требованию), сочетание синтетического и аналитического типов мышления, самостоятельность, самообладание;
4) динамические - крепкое здоровье, выносливость нервно-психической сферы, тип темперамента - сангвиник [2, с. 62].
Реализация процесса формирования нравственной направленности студентов - будущих специалистов обеспечивается реализацией обоснованных в контексте уровней методологии подходов и адекватных им принципов. Отправным моментом для обоснования подходов к формированию направленности студентов явился философский уровень методологии, представленный в нашей работе категориями «мораль», «нравственность», «ценности», определяющих выработку мировоззренческих ориентиров и ценностей, образующих содержание нравственной направленности.
Этико-педагогический подход позволил обосновать идею о том, что этическая его составляющая, придавая направленность педагогической его составляющей, ориентируя преподавателя вуза на интеграцию различного типа научного знания, позволяет описать образцы, правила, принципы, оценки, экологические запреты в терминах «добро», «благо» в нормативно-оценочном, моральном смысле, который является чрезвычайно важным для педагогики. Объектом оценки становится будущий специалист и результаты его деятельности с точки зрения блага, добра, пользы для человека, для природы, для общества.
Ценностный подход позволил обосновать идею о том, что ценностью цели в рамках его реализации является формирование нравственно-понимающего отношения студентов к природе, которое (отношение) вписывается в содержание идеи «Как это человеку необходимо», а ценность цели обусловливает содержание ценностно-целевых структур деятельности специалиста.
Субъектный подход позволил обосновать идею о том, что будущий специалист, как субъект деятельности в процессе формирования цели, воспроизводя ее понятийно, воспроизводит и свои субъектные характеристики, какими являются ответственность, долг и др., которые как ценности образуют содержание нравственной направленности будущих специалистов. Понятийное же воспроизведение цели заключенных в ней субъектных характеристик имеет конкретную практическую точку приложения: направленное взаимовоздействие с природой в рамках реализации цели - нравственно-понимающее отношение к природе.
Контекстный подход позволил обосновать идею о важности создания нравственного контекста деятельности будущего специалиста, в котором воспроизводятся ценностно-целевые структуры деятельности.
Личностно-ориентированный подход позволил обосновать идею о том, что благодаря созданию в различных организационных формах обучения си-
туаций выбора личностно-ориентированной, ценностный, субъектный подходы начинают сопрягаться и дополнять друг друга.
Опираясь на концепцию содержания образования В. В. Краевского и И.Я. Лернера, мы обосновали содержание процесса формирования нравственной направленности студентов. Содержание образования, как это обосновано В.В. Краевским и И.Я. Лернером, включает в себя:
• Систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся (студентов) верной картины мира, вооружает их правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
• Систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности.
• Основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
• Систему норм и отношений людей к миру и друг к другу [3].
Содержание процесса формирования нравственной направленности студента раскрывается нами в особом методологическом ракурсе - сквозь призму категорий «мораль», «нравственность». Оно (содержание) обусловлено содержанием явления «нравственная направленность будущего специалиста».
Формирование нравственной направленности студентов осуществляется в деятельности преподавателя, которая с позиции дидактики как педагогической теории обучении предстает как объективно существующий элемент процесса обучения, как фактор порождения этого процесса.
Экспериментальная работа основывается на принципе единства содержательного и процессуального. Учет этого принципа, как отмечают В. В. Краев-ский и И.Я. Лернер, - это реальное существование содержания образования [10], содержания подготовки студентов в части, относящейся к содержанию нравственной направленности будущего специалиста.
Определенное выше содержание нравственной направленности станет педагогическим фактом, когда оно будет «пропущено» через процесс обучения. Процесс обучения позволит проверить, действительно ли студенты овладевают этическим, моральным, экологическим знанием, придающим ценностную ориентацию естественнонаучному знанию, приобщаются к ценностям. Освоению студентами ценности, которые образуют содержание нравственной направленности и какими, как это было обосновано выше, являются благо, польза, добро, долг, ответственность, а также понятие морали совесть как ценность, способствует реализация преподавателем вуза специфического компонента содержания образования - система ценностных отношений студентов к миру технического, к миру природы, к человеку и к себе. Формирование нравственной направленности студента мы не сводим только к приобщению его к определенным ценностям.
Становление нравственной направленности студента предполагает формирование у него мировоззренческой позиции сотворчества во взаимодействии с природой по критериям «преобразование», «потребление», «общение», которая позволит будущему специалисту осознать свое место и роль во
взаимодействии с природой, так как «мировоззрение есть не что иное, как система ценностей» [5]. Формирование нравственной направленности осуществляется через ориентацию студентов на реализацию в своей будущей профессиональной деятельности принципов благоговения перед природой, гуманизма.
В процессе обучения преподаватель, диагностируя процесс овладения студентами знанием, освоение ими системы ценностей, овладения ими опытом реализации ценностей во взаимодействии с природой и с людьми, выявляет недостатки и просчеты в своей деятельности. Это позволяет корректировать процесс формирования нравственной направленности студентов.
В структуре содержания образования, отмечает В.В. Краевский, необходимо учитывать:
• Связи между составом, структурой и функциями содержания образования.
• Связи между уровнями: общего теоретического представления, учебного предмета и учебного материала [10].
Поскольку в данном исследовании особое внимание уделяется развитию и становлению нравственно-понимающего отношения студента к природе, постольку учитывается второе обоснованное В.В. Краевским положение [10], имеющее непосредственное отношение к данному специально-научному исследованию.
Содержание нравственной направленности - это состав содержания элемента подготовки. Ценности блага, добра и т.д. явились источником определения содержания данного элемента подготовки. Они определяют структуру денного элемента содержания подготовки: система ценностных отношений студентов к миру, к природе, к людям и к себе, - который пронизывает все другие элементы содержания образования (подготовки) студентов.
Одним из важнейших педагогических условий формирования нравственной направленности студента является создание нравственного контекста деятельности, в котором заключены ее нравственные ориентиры, в качестве которых выступают ценности, образующие содержание нравственной направленности. Контекст этой деятельности, помимо нравственных ориентиров, в качестве которых выступают ценности блага, добра, человека, природы и др., включает в себя социальные, экономические аспекты, а также собственно субъекта деятельности. Принимая за аксиому, что любая деятельность, в конечном счете, детерминирована социально-экономическими условиями, которые влияют на содержание ценностей, ценностных ориентаций, «они рассматриваются как всеобщий «фактор», потому что мы изучаем» [8] проблему формирования нравственной направленности студентов - будущих специалистов в определенный период времени. Мы исследуем проблему формирования нравственной направленности студентов, а потому речь идет о нравственном контексте их будущей деятельности. Создание контекста данной деятельности требует определить источники его формирования. Мы полагаем, что одним из источников формирования нравственного контекста деятельности должен стать социально-нравственный опыт, который, будучи пе-
дагогически адаптированным и интерпретированным, включает в себя опыт нравственно-понимающего отношения специалиста к природе, опыт ценностных отношений к деятельности будущего специалиста. Одним из компонентов социально-нравственного опыта, или культуры как опыта деятельности, являются ценности, которые образуют содержание нравственной направленности студентов и являются критерием оценки деятельности будущего специалиста.
В русле сказанного становится очевидной проблема развития способности студентов к оцениванию результатов деятельности по критерию ценностей, образующих содержание нравственной направленности деятельности.
При формировании способности студентов к оцениванию мы опираемся на результаты исследования В.П. Бездухова, осуществившего интерпретацию оценочной деятельности (оценки) как этапа решения учителем педагогической задачи [1]. Мы экстраполируем данные идеи:
• Посредством оценки выражается оценочное отношение, являющееся ступенькой ценностного отношения будущего специалиста к результатам деятельности.
• Оценка результатов деятельности, рассматриваемых в отношении к природе, связана с сообщением, содержание которого соотносится с содержанием ценности. Сообщение осуществляется в форме морального суждения.
• В оценке раскрываются ценностные ориентации студента.
• Оценка - это выражение требования.
• Оценка предполагает осмысление достигнутого и обоснование ее критериев.
• Оценка достигнутых результатов деятельности по критерию ценности является условием осознания специалистом, как он, создавая технику, сооружения, эксплуатируя сооружения, сохранял, совершенствовал жизнь человека, природы.
• Оценка - это ответ на вопрос «Как человеку необходимо?».
В экспериментальной работе мы использовали различные формы и методы обучения. Данные формы и методы отбирались нами с учетом содержания нравственной направленности студентов - будущих специалистов и специфического компонента содержания образования (подготовки).
Так, приобщение студентов к ценностям осуществлялось через их информирование о ценностях и понятиях морали, которые, будучи вычлененными на уровне содержания различных дисциплин и на уровне научного материала, содержащегося в них, помещаются преподавателем в контекст деятельности специалиста, предъявляются студентам в ситуациях этой деятельности. Такое информирование осуществлялось в процессе использования проблемных лекций, лекций с комментариями, лекций-бесед, рецензируемых лекций. Независимо от того, какой тип лекции применялся преподавателями, мы стремились, чтобы информация о ценностях обеспечивала «переход от информации к ее применению... делала эту информацию осмысленным знанием» (А. А. Вербицкий - [2]) (реализация контекстного подхода).
Однако в современных условиях у человека, как подчеркивает Г.С. Сухо-бская, возникает потребность не только в знаниях-рекомендациях, знаниях-советах, знаниях-предписаниях, не только в «информации как таковой», «информации к сведению», но и в «информации-наведении на идею», «информации-обосновании», «информации-размышлении» и т.п. Такая информация пробуждает потребность в собеседнике, слушателе, оппоненте [9].
Роль преподавателя заключается в создании условий не только для перехода информации в знание, но и в обеспечении того, чтобы «информация-наведение на идею», «информация-обоснование» и «информация-размышление» преобладали над «информацией как таковой», «информацией к сведению».
Преобразовать ценности вообще в собственные ценности конкретной личности можно, на наш взгляд, лишь через «переживание». Иными словами, когда ценность будет непосредственно пережита субъектом, станет его конкретным внутренним опытом, тогда она из ценности превратится в собственную ценность человека. Поэтому одним из ведущих методов формирования нравственной направленности студента является создание проблемных ситуаций, снятие проблемности которых обеспечивает освоение ценностей. В нашей работе речь идет не просто о проблемных ситуациях, ситуациях выбора ценностей, но о личностно-ориентированных ситуациях.
Личностно-ориентированная ситуация - основа личностно-ориентированного образования. В ней находят свою определенность мотивация, опосредование, коллизия, критика, рефлексия, смыслотворчество, ценности, ценностные ориентации.
Конструирование личностно-ориентированной ситуации включает:
• технологию задачного подхода, то есть представление элементов содержание образования в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;
• технологию учебного диалога, то есть усвоение содержания в условиях диалога как особой дидактико-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию;
• технологию имитационных игр, то есть имитацию социально-ролевых и пространственно-ролевых условий, обеспечивающих реализацию личностных функций в ситуациях внутренней конфликтности, коллизийности, состязания. Лично присвоенный смысл учебного материала, педагогического конфликта, любой образовательной коллизии, представляя деятельность личностных структур сознания (критичности, рефлексии, коллизийности, мотивирования - смыслотворчества в целом) востребует проявления и других личностных структур: самопредъявления, самоактуализации, самореализации и т.д. Действия учителя становятся понятными и доступными ученикам (студентам), когда он руководствуется своим, а не чужим, добровольно принятым, а не принудительно навязанным пониманием явления [6].
Использование личностно-ориентированных ситуаций на семинарских и практических занятиях позволяет формировать у студентов мировоззрение сотворчества, которое позволяет им предвосхищать предполагаемые резуль-
таты по возмущению природы, критерием которого (возмущения) является ценность и природы, и человека. В таком предвосхищении преломляются нравственные основания деятельности специалиста.
В качестве метода формирования нравственной направленности студентов мы используем метод убеждающего воздействия, которое направлено на то, чтобы человек внутренне согласился с определенными положениями, осознал их истинность и обоснованность, их общественную и личную ценность, принял их как основу для руководства своим действиями [7]. Как пишет Ю.Н. Кулюткин, это - цель убеждающего воздействия. Средством же ее достижения является доказательство, обоснование, аргументация высказанных идей, взглядов, мнений. В качестве приемов, повышающих эффективность убеждающего воздействия, ученый выделяет следующие:
- личностные апелляции. Кардинальная особенность психологически правильного воздействия - наличие в нем так называемых личностных апелляций, то есть обращений (призывов) к интересам личности, к ее чувствам и ценностям. Таковы, например, апелляции к авторитету источника информации (ссылки на авторитет науки или высказывания известного ученого). Таковы апелляции к общественным ценностям и идеалам, а также к интересам тех социальных групп, к которым принадлежит ученик (студент) (семья, группа, коллектив). Таковы и апелляции к индивидуальному опыту студента;
- дискуссионность. При обсуждении какой-либо проблемы в тексте нередко приводят аргументы не только в пользу точки зрения, которую защищает автор, но и против этой точки зрения. В результате учащиеся ставятся в ситуацию, когда требуется анализ и сравнение различных точек зрения, выбор и обоснование истинного утверждения;
- порядковый эффект. В основе этого психологического приема лежит порядок изложения аргументов. Автор, защищающий определенную точку зрения, обычно имеет в своем распоряжении несколько аргументов в ее пользу. Одни аргументы могут быть более убедительными и весомыми, другие -менее важными. В том случае, когда аудитория не очень заинтересована в предмете обсуждения, главные и наиболее действенные аргументы целесообразно представить в самом начале сообщения. Это наилучший способ возбудить внимание и интерес. Если же у аудитории уже сложился интерес к обсуждению, главные аргументы следует приберечь к концу, так как ослабление аргументации может ее разочаровать [7].
Использование убеждающего воздействия как на лекционных, так и на семинарских занятиях способствует ориентации студентов на реализацию в своей будущей деятельности принципов благоговения перед природой, гуманизма.
Таким образом, развитию способности студентов к оцениванию в единстве с развитием способности к рефлексии, наряду с указанными выше методами обучения, способствуют такие методы, как этический диалог, создание проблемных ситуаций, аргументация теоретических положений: «научно-теоретическая, эмпиричекое, логическое» [4].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. - Самара: СГПУ, 2000. - 163 с.
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
3. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
4. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.: МГУ, 1981. - 343 с.
5. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
6. Кульневич С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 108-115.
7. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. - Самара: СГПУ, 2002. - 400 с.
8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В А. Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с.
9. Сухобская Г.С. Новые ценности образования для личности в самообучающемся обществе // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. - Т. 3. - СПБ.: ИОВ РАО. - С. 81-112.
10. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера; НИИ общей педагогики АПН СССР. - М.: Педагогика, 1989. - 320 с.
11. Обучающие интернет-технологии как инновационный инструмент создания системы электронного дистанционного образования (практический опыт применения) / А. А. Нечитайло, Н.В. Прядильникова, Т.Ю. Депцова, А. А. Гнутова, Е.В. Шокова // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. -2014. - № 2 (34). - С. 24-28.
12. Организация управления и контроля эффективности образовательного франчайзинга / А.А. Нечитайло, Н.В. Прядильникова, А.Е. Козлова // Вестник Поволжского гос. ун-та сервиса. Сер. Экономика. - 2013. - № 6 (32). - С. 90-93.04
Поступила в редакцию 12.11.2015. В окончательном варианте 20.11.2015.
UDC 378
PROFESSIONAL ETHICAL ORIENTATION OF A STUDENT AS FUTURE EXPERT
О. U. Shishkina1, L.A. Gorshkova2
Samara Department of G.V.Plekhanov Economic University 87, Neverova st., Samara, 443115 [email protected]
Vocational education affects the formation of the different abilities of students. Formation of students' moral orientation is carried out in the teacher's work, which is
1 Olga U. Shishkina, Cand. Ped. Sci., Associate Professor
2 Larisa А. Горшкова, Cand. Phil. Sci., Associate Professor
presented as objectively existing part of the process. The period of study at the university is significant, because the process of personality formation in professional activities takes place at this stage.
Key words: orientation, ethical, professional culture, ethical knowledge, morality, moral, values.
Original article submitted 12.11.2015. Revision submitted 20.11.2015.
УДК 378.1
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛУБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ ПО МЕСТУ УЧЕБЫ, ЖИТЕЛЬСТВА
1 2 О.В. Шинкаренко , Д.В. Логунов
1Самарский государственный технический университет 4430100 г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
2Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани
446001, г. Сызрань, Самарская область, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]
Обосновывается, что учащимся необходимы навыки ведения здорового и спортивного образа жизни, умение организации данной деятельности, что обеспечит им условия для поддержания на хорошем уровне своего здоровья. Это важно для ведения их учебной деятельности, отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов для учащихся по физической культуре. Актуальным становиться формирование у молодежи основ организации клубной, физкультурно оздоровительной и спортивной работы по месту жительства. Имея навыки организации данной работы, они могут оказать содействие в подготовке и приеме нормативов комплекса ГТО. В статье показаны проблемы по решению поставленных задач: Недостаточное количество спортивных сооружений, спортивных клубов по месту жительства, слабая организация работы по месту учебы, жительства с населением. Отсутствие скоординированной работы по приобщению молодежи к занятиям физической культуры и спортом между образовательными учреждениями и государственными, не государственными, общественными и другими организациями. Встает проблема подготовки к приемам нормативов комплекса ГТО. В статье предлагается система мер для
1 Олег Валерьевич Шинкаренко, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт»
2 Дмитрий Вячеславович Логунов, преподаватель кафедры «Физическое воспитание и спорт»