Мокрицкая Елена Александровна
ЭТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с необходимостью повышения этической образованности и общекультурной компетенции студентов в процессе обучения в вузе. В статье показано, что актуальность проблемы о6условлена новым этапом развития профессионального образования, направленного на качественное изменение подходов к определению его содержания, а именно усиления профессионально-этической направленности в подготовке специалиста, способного работать в современной ситуации изменяющегося социума.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/2-2/55.11^1
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 2(68): в 2-х ч. Ч. 2. C. 198-200. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/2-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
ON THE ROLE OF DISCOURSE IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE
Getmanskaya Mariya Konstantinovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg Saint Petersburg University mariya-getmanskaya@mail. ru
Getmanskaya Anna Vasil'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Saint Petersburg University [email protected]
The article is devoted to consideration of the notion "discourse". Its interpretations, provided by different authors, are analyzed. The authors consider the content of the discourse and its main characteristics that are of interest for research in the sphere of teaching foreign languages. The definition of discourse and its principal characteristics from the standpoint of methodology of teaching foreign languages are clarified.
Key words and phrases: discourse; teaching foreign language; communicative situation; bipolarity; motivation; features of discourse; meta-meaning.
УДК 378:17:159.923
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с необходимостью повышения этической образованности и общекультурной компетенции студентов в процессе обучения в вузе. В статье показано, что актуальность проблемы о6условлена новым этапом развития профессионального образования, направленного на качественное изменение подходов к определению его содержания, а именно усиления профессионально-этической направленности в подготовке специалиста, способного работать в современной ситуации изменяющегося социума.
Ключевые слова и фразы: этические знания; этика в современном мире; нравственные ценности; этические категории; моральный выбор; профессиональная этика.
Мокрицкая Елена Александровна
Оренбургский государственный университет helenafme@ramblerl. т
ЭТИКА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
В современных условиях развития российского общества, при которых имеет место переоценка многих привычных ценностных установок и ориентаций, сместилось отношение к культурным, моральным ценностям. Поэтому, на наш взгляд, этическая грамотность студентов является важным фактором повышения эффективности взаимодействия личности в процессе профессиональной деятельности. Очевидно, что только этически грамотная личность умеет свободно, т.е. осознанно, выбирать возможные способы решения поставленных задач.
Следовательно, в качестве одного из основных факторов обучения и воспитания студентов необходимо рассматривать развитие такой личности, которая была бы способна к самоопределению в современном социуме. Это значит, что у студентов следует развивать такие качества, как высокий уровень ответственности, чувство собственного достоинства, долга, самостоятельности, логичности суждений, способность к ориентации в мире нравственных ценностей и в ситуациях повседневной жизни, умение адекватно оценивать поступающую информацию с точки зрения общечеловеческих ценностей.
Сегодня необходимо органично включать в образовательный процесс вуза систему нравственно-этического воспитания студента, несущую основы общечеловеческих ценностей и их жизненно важные смысловые аспекты. Таким образом, к образованию справедливо выдвигаются дополнительные требования, акцентирующие внимание на нравственно-этическом аспекте, который включает становление новой этики, рассматривающей человека в ситуации морального выбора.
Этическое воспитание аккумулирует проблемы морали человеческого бытия, концентрирует педагогические усилия преподавателей на реализации эффективных путей этического просвещения студентов, формировании их нравственно-ценностных ориентаций, становлении духовного потенциала, развитии этической культуры личности, а также способствует их нравственному осмыслению жизни в обществе, становлению собственного Я, осознанию общечеловеческих ценностей через понимание значимости этических понятий и обращение к истокам этических учений.
13.00.00 Педагогические науки
199
Особое внимание нужно обратить на то, что на протяжении столетий мораль была в центре внимания этики, в результате чего были выделены и обоснованы общечеловеческие ценности, выработанные культурой, нормы нравственности, этические знания и категории, имеющие значение для всего человечества. Моральные ценности человека вырабатывались веками и всегда имели огромную значимость в обществе. Они провозглашались в разные периоды существования человека и отражались в заповедях религиозных учений, традициях народов, кодексах поведения человека. Это не случайно, так как вся жизнедеятельность людей существовала и продолжает существовать в плоскости морали.
Существуют общие фундаментальные основания этических отношений, не прописанные в законах, а данные человечеству изначально от природы, например, такие как способность жить в социуме. Нравственные вековые ценности и нормы поведения осмысляет философская дисциплина «Этика».
По мнению современных мыслителей, в числе которых такие, как Р. Г. Апресян, А. А. Гусейнов, Е. В. Золотухина, А. Швейцер и др., этика трактуется как наука о морали, которая рассматривает человека в ситуации морального выбора и является наукой о человеческом поведении, которое имеет глубинные ценностные основания [1; 2]. А. Швейцер относит этику к особой области человеческой деятельности. Он пишет: «Этика -это область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование его личности» [4, с. 87]. Ю. А. Шрейдер отмечает, что этика занимается созданием и обоснованием этических систем, дающих человеку ориентиры, помогающие осознанно совершить выбор [5]. Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, данным ориентиром выступают этические знания.
Этические знания основываются на традициях, но в то же время они дополняются и обновляются, поэтому мы предполагаем, что в современных условиях ядро этических знаний будет оставаться неизменным, однако вектор, обусловливающий ценности общественного сознания, может изменяться.
На наш взгляд, этические знания включают моральные и ценностные ориентации, представляют истинное суждение о поведении человека, основанное на понимании этических ценностей, а также осознании того, что любой человек всегда находится в ситуации морального выбора. Этические знания предполагают способность к самоанализу, оцениванию линии поведения окружающих людей. Мы разделяем этические знания и нравственные понятия, так как, по нашему мнению, этические знания заключаются в более глубоком теоретическом осмыслении нравственных категорий. Этические знания убирают или смягчают противоречия, которые часто возникают между общими моральными убеждениями и решениями, которые специалисту приходится принимать, выполняя ежедневные, в том числе профессиональные, обязанности. Таким образом, они предлагают методы регуляции нравственного поведения личности.
Развитие этических знаний включает не только изучение этических понятий, но их полное теоретическое осознание, прочувствование, принятие их необходимости как ценностей, сформированных человечеством и объединенных философами и педагогами.
Жизнь личности в социуме немыслима без этического знания, которое, безусловно, имеет ценностный аспект. Мы полагаем, что этот ценностный аспект должен стать предметом первостепенной важности в образовательном процессе вуза. Уместно вспомнить Л. Н. Толстого, по словам которого «мы все привыкли думать, что нравственное учение есть самая пошлая и скучная вещь, в которой не может быть ничего нового и интересного; а между тем вся жизнь человеческая, со всеми столь сложными и разнообразными, кажущимися независимыми от нравственности деятельностями, - и государственная, и научная, и художественная, и торговая - не имеет другой цели, как большее и большее уяснение, утверждение, упрощение и общедоступность нравственной истины» [3, с. 209].
Соглашаясь с высказыванием Л. Н. Толстого, мы считаем, что формирование нравственного фундамента общества представляет собой на сегодняшний день одну из основных задач любого образовательного учреждения, причем в условиях нравственного кризиса, в век глобализации эта задача, на наш взгляд, является не менее важной, чем обучение и в последующем выпуск узких специалистов. Полученные в процессе обучения не только профессиональные, но и этические знания должны позволить студенту построить общую картину мира, сформировать собственные мировоззренческие предпочтения. И эти нравственные предпочтения должны закладываться сознательно, как естественное следствие целостного мироотношения и прочного фундамента жизненной позиции, складывающейся постепенно, в процессе освоения широкого спектра учебных дисциплин. Важно, чтобы педагогическая деятельность, выполняя свои образовательные функции, была ориентирована и на осуществление воспитательного потенциала.
В современных условиях реформирования общества подчеркивается необходимость в специалистах, обладающих этической направленностью, достаточными этическими знаниями для осуществления своей профессиональной деятельности. В практической работе будущим специалистам предстоит сталкиваться с неоднозначными социально-этическими ситуациями и проблемами морального выбора, в частности профессионально-этического.
Нередко выбор специалиста является морально-нравственным решением, так как он прямо или косвенно включен в систему моральных ценностей. Специалист должен быть способен обнаружить моральный аспект и принять объективное решение. Следовательно, для того чтобы будущий специалист стал профессиональной личностью, необходимо на занятиях формировать у него понимание значимости этических норм, ценностей, т.е. обращаться к этическим знаниям. Процесс развития этических знаний делается более актуальным, стабилизируется в процессе взаимодействия педагога и студента, а предмет этики становится все более междисциплинарным.
Обучение личности студента следует осуществлять комплексно, в совокупности развития этических знаний, чувств, ценностных ориентаций, взглядов, потребностей, осмысленного отношения к выбранной профессии. Каждая профессия имеет свою этическую составляющую, которую необходимо знать, учитывать, а следовательно, правильно оценивать особенности профессиональной этики.
Однако, к сожалению, в современном учебном процессе практически не остается ни времени, ни сил на развитие общей культуры, нравственного воспитания, формирование цельного мировоззрения. Образование в подготовке специалиста в большей мере ориентировано на материально-технические потребности и приоритеты развития самого знания, нежели на моральное развитие личности и ее практическую самореализацию. В результате не только остаются в тени общезначимые интересы людей, но оказывается неразвитой и эмоциональная сфера личности. На наш взгляд, образовательный процесс должен качественно измениться и в любой сфере основываться на возвышении человека, учитывая значимость моральных ценностей.
Данный подход позволяет нам сделать вывод о том, что этическое обучение следует ориентировать на такие наиболее значимые этические понятия, как гуманизм, смысл жизни, добро и зло, справедливость, долг, ответственность, профессиональная честь, совестливость, чувство собственного достоинства, и выделить данные понятия в качестве базовых.
Исходя из вышеизложенного, нами даны определения данных этических понятий. Так, добро и зло - это основополагающие понятия морального сознания, разграничивающие нравственное и безнравственное. Справедливость - это ответственность «сильного» в распределении благ и обязанностей. Долг - это осознание принадлежности личности к более широкому, высшему целому (общество, семья, страна) и выполнение своих обязанностей не только под воздействием внешних требований, но и внутренних моральных побуждений. Ответственность рассматривается нами как способность личности отвечать за результат своих действий и осознавать их последствия, то есть держать «ответ» перед самим собой, другим. Совестливость, как нравственная основа всей жизнедеятельности человека, является критическим осмыслением и переживанием своих поступков; чувство собственного достоинства выступает как нравственное самоутверждение, основанное на принципиальном моральном равенстве с другими людьми. Достоинство, по нашему мнению, -это, в первую очередь, внутренняя уверенность в собственной ценности.
Акцентируя внимание студентов на данных этических категориях, этических знаниях при проведении учебного занятия или в дополнительных беседах, мы предоставляем студентам возможность осмысливать и осваивать культуру чувств, моральное сознание, этические ценности и приобщаться к ним в процессе обучения и воспитания.
Таким образом, нами определены некоторые особенности этического воспитания и образовательной стратегии, согласно которой педагоги могут через конкретные направления своей профессиональной деятельности влиять на развитие личности, которая сможет оценить преимущества добра, чести и достоинства, долга и ответственности.
Таким образом, посредством обращения к этическим знаниям усиливается этический компонент высшего образования, что позволяет студенту получить ясное представление об этических ценностях, которые способствуют повышению общего уровня культуры специалиста, а также приобрести умение разумного общения в условиях современного процесса развития общества, в том числе в процессе международной коммуникации. На наш взгляд, овладение этическими понятиями в педагогическом процессе вуза должно быть целенаправленным, междисциплинарным и включать в себя системное развитие этических знаний с целью повышения этической грамотности студентов и воспитания этически образованной личности.
Список литературы
1. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. М.: Гардарики, 1999. 472 с.
2. Золотухина-Аболина Е. В. Современная этика: учебное пособие для студентов вузов. М.: ИКЦ «Март», 2005. 416 с.
3. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 16. 412 с.
4. Швейцер А. Культура и этика / пер. с нем. Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского. М.: Прогресс, 1973. 344 с.
5. Шрейдер Ю. А. Этика: учебное пособие. М.: Текст, 1998. 271 с.
ETHICS AS A FACTOR OF PERSONALITY'S DEVELOPMENT IN THE PEDAGOGICAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
Mokritskaya Elena Aleksandrovna
Orenburg State University [email protected]
This article discusses the problems associated with the need of enhancing students' ethical education and general cultural competence in the educational process in higher education institutions. The article shows that the relevance of the problem is stipulated by the new stage in the development of vocational education aimed at the qualitative change of approaches to the determination of its content, namely the strengthening of professional-ethical orientation in the training of professionals who are able to work in the current situation of the changing society.
Key words and phrases: ethical knowledge; ethics in modern world; moral values; ethical categories; moral choice; professional ethics.