Научная статья на тему 'Педагогическая модель развития нравственного потенциала студента – будущего социального работника'

Педагогическая модель развития нравственного потенциала студента – будущего социального работника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / MODEL / MORAL POTENTIAL / TECHNOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобылинский Петр Александрович

Обоснован и представлен авторский конструкт педагогической модели развития нравственного потенциала студентов; дана характеристика основных блоков модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобылинский Петр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MODEL OF MORAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF STUDENT-FUTURE SOCIAL WORKER

The authors construct of pedagogical model of students moral potential is presented and submitted; the characteristic of the main blocks of the model is given.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель развития нравственного потенциала студента – будущего социального работника»

сокая степень осознанности официального брака, четко сформирована установка на рождение и воспитание детей в будущем браке, на ответственное выполнение родительской функции (материнства или отцовства);

- действенно-поведенческий - старшеклассник полностью по собственной инициативе выполняет основные бытовые обязанности; в семье комфортная морально-психологическая атмосфера, обеспечивающая успешное решение бытовых проблем и воспитательных задач.

Результатом педагогической работы будет являться повышение уровня сформи-рованности ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям.

Таким образом, педагогическая модель формирования ценностного отношения старшеклассников к семейным традициям средствами социально-культурной деятельности состоит из взаимосвязанных между собой элементов: социального заказа общества, концептуально-целевого, организаци-

онно-деятельностного, критериально-результативного блоков, при интеграции которых повышается эффективность педагогической работы со старшеклассниками.

1. Крамарева Е.В. Трансформация семейных национальных традиций. Закономерное следствие социально-экономических и политических преобразований // Семейные национальные традиции - основа формирования межэтнического взаимодействия в российском обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва -Сочи, 21-22 октября 2010 г.) / науч. ред. В.И. Жуков, Л.В. Федякина. М., 2011. С. 166170.

2. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы. Н. Новгород, 2009.

Поступила в редакцию 4.12.2012 г.

UDC 371

MODEL OF FORMATION VALUE ATTITUDE OF SENIOR SCHOOLCHILDREN TO FAMILY TRADITIONS BY MEANS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Maria Pavlovna PROSHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

The author’s pedagogical model including the following blocks is submitted: conceptual-target, organizational-active and estimated-productive, promoting to effective realization of pedagogical process on formation valuable of the attitude learning senior classes to family traditions by means of socio-cultural activity.

Key words: model; value attitude; family; traditions; means of socio-cultural activity.

УДК 36:378.2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА -БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

© Петр Александрович КОБЫЛИНСКИЙ

Российский государственный социальный университет (филиал), г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант, кафедра педагогики, e-mail: [email protected]

Обоснован и представлен авторский конструкт педагогической модели развития нравственного потенциала студентов; дана характеристика основных блоков модели.

Ключевые слова: модель; нравственный потенциал; технологическое обеспечение.

Нравственные ценности социального работника в значительной степени определяют уровень осуществления профессиональных функций и возможности реализации социальных ожиданий нуждающихся граждан. Поэтому проблема развития нравственного потенциала будущего социального работника в период вузовской подготовки должна получить должное отражение в научных исследованиях и помочь разрешить противоречие между объективной необходимостью формирования нравственного потенциала студента - будущего социального работника и недостаточной разработанностью содержатель-ного-технологического обеспечения данного процесса.

С этой целью в настоящем исследовании разработана педагогическая модель развития нравственного потенциала будущего социального работника в образовательной среде вуза.

Вслед за Н.М. Борытко, мы считаем, что модель «это мысленно представленная или материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знания об оригинале» [1].

Соответственно, модель как логический конструкт, раскрывая процесс развития нравственного потенциала студентов не фрагментарно, а целостно, дает представление: о цели, структуре, содержании, средствах, результате процесса; проясняет и прогнозирует, т. е. дает теоретически аргументированную картину возможного будущего состоя-

ния нравственного потенциала социального работника [2].

На основе результатов теоретического и эмпирического исследования была разработана педагогическая модель, которая позволила: представить структуру, содержание, логику процесса восхождения студента к высшим уровням нравственности; раскрыть совокупность элементов процесса развития нравственного потенциала и структурировать их в целостную систему; показать взаимосвязанность, взаимообусловленность составляющих элементов модели; раскрыть этапы процесса.

Разработанная модель, с одной стороны, отвечает социальному заказу общества, с другой - потребностям личности студента и включает четыре блока: 1) целевой (цель, задачи); 2) содержательный (компоненты, показатели, уровни нравственного потенциала); 3) развивающий (практикум, технологии); 4) результативный (прогнозируемый уровень развития нравственного потенциала студента).

Научное обеспечение процесса развития нравственного потенциала студентов состояло в использовании ведущих идей следующих методологических подходов - системного, аксиологического, личностного, деятельностного и субъектного. Это явилось основанием представления о нравственном потенциале личности как о многогранном феномене, который не задан раз и навсегда, а постоянно возобновляется, способен к самоосуществляться, является результатом развития личности.

При разработке модели мы руководствовались пониманием нравственного потен-

l36

циала будущего социального работника как совокупности смысложизненных и профессиональных убеждений, качеств и отношений личности, проявляющихся в единстве взаимодействия наличного и возможного при определенных условиях, обеспечивающих прогрессивные социально значимые (лично-стно зрелые) результаты в профессии и самореализацию в жизнедеятельности [3].

Моделированию подлежали выявленные в исследовании структурно-содержательные компоненты (ценностный, ресурсный, отношенческий, поведенческий), показатели (духовно-нравственные потребности и чувства и надситуативная активность, ценностные ориентации и этические воззрения, созидатель-ность и гуманизм, альтруистические поступки, ответственность) и уровни (формирующий, транслирующий и преобразующий) развития нравственного потенциала студента -будущего социального работника.

При разработке модели мы учитывали сформулированную в исследовании гипотезу о том, что развитие нравственного потенциала будущего социального работника в образовательной среде вуза будет успешным, если:

- выделенные и обоснованные компоненты, показатели и уровни нравственного потенциала будущего социального работника раскрывают определенную степень его возможностей в самовыражении и самореализации в будущей профессиональной деятельности;

- специфика и особенности образовательной среды вуза учитываются при организации педагогического практикума;

- разработанная педагогическая модель интегрирует совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые раскрывают логику и содержательно-технологическое обеспечение процесса развития нравственного потенциала будущего социального работника;

- разработанный педагогический практикум способствует обогащению и совершенствованию возможностей студентов -смысложизненных и профессиональных убеждений, знаний, качеств личности, необходимых для полноценной самореализации будущего социального работника в последующей профессиональной деятельности;

- психолого-педагогические условия способствуют повышению уровня развития

нравственного потенциала будущего социального работника в образовательной среде вуза.

Целью модели являлось совершенствование указанных показателей и уровней нравственного потенциала студентов, а также развитие их личностно значимых и профессионально важных качеств. Цель определила наличие необходимых и достаточных структурных элементов педагогической модели, повлияла на их содержательные характеристики.

Технологическое обеспечение данного процесса состояло в реализации практикума и логично включало теоретический и практический блоки. В практикуме «Развитие нравственного потенциала студентов» отражен процесс, включающий следующие этапы: диагностический, мотивационный, развивающий и аналитический.

На первом этапе - диагностическом -предполагалось «входное» тестирование экспериментальной и контрольной групп с целью выявления различий по показателям нравственного потенциала студентов. Мотивационный этап должен был расширить представление студентов о сущности и значимости нравственного потенциала социального работника в его профессии и жизнедеятельности в целом. Развивающий этап предполагал непосредственное применение методических средств и процедур психологического воздействия на студентов экспериментальной группы, должен быть направлен на обогащение смысложизненных мотивов, ценностей студентов, на развитие и совершенствование способностей, личностных качеств, компетентностей. На аналитическом этапе планировался сравнительный анализ полученных результатов, формулирование выводов и разработка предложений по оптимизации содержательно-технологического

обеспечения процесса развития нравственного потенциала студентов.

Практика подтвердила, что эффективность практикума обеспечивалась технологиями субъект-субъектного взаимодействия (Г.И. Аксенова, С.М. Годник, А.С. Огнев, В.А. Сластенин и др.). Их реализация позволила каждому студенту: проявить инициативу, самостоятельность, почувствовать уникальность, неповторимость своей личности, испытать ответственность за результаты сво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.