6. Мясищев В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 35-38.
7. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: Концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.
8. Personality and Intelligence / Ed. By R. Sternberg & Ruzgis. N. Y., 1994. 458 с.
9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 424 с.
10. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника М. : Русский язык, 1977. 288 с.
11. Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. Назрань : Пилигрим, 2010. 486 с.
12. Петровский В. А. Субъективность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996, № 3. С 18-19.
13. Eysenck H. J. Dimensions of Personality. L. : Transaction Publishing, 1968. 307 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика, 1991. 186 с.
© Некрасова Т. В., 2019
УДК 37.017.7 Науч. спец. 13.00.01
DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-162-166
психолого-педагогические проблемы, вызванные современной детской игрушкой
В статье представлены результаты психолого-педагогической экспертизы современных детских игрушек. Изучены основные характеристики детских игрушек. Раскрыты основные аспекты развивающего, воспитательного и обучающего значения детской игрушки. Определены основные психологические и педагогические проблемы, вызванные нарушением основных требований к разработке детских игрушек. Приведены примеры игрушек, оказывающих возможное отрицательное влияние на детское развитие и эмоциональное благополучие ребенка.
Ключевые слова: детская игрушка, ребенок, детство, психолого-педагогическая экспертиза, «антиигрушка».
E. r. Омогоea, M. H. TernHoea E. G. Ozhogova, Zh. N. Telnova
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF MODERN CHILDREN'S TOYS
The article presents the results of the psychological and pedagogical examination of modern children's toys. The basic characteristics of children's toys are investigated. The main aspects of developing, educational and training value of a children's toy are revealed. The basic psychological and pedagogical problems caused by the violation of the basic requirements for the development of children's toys are determined. Examples of toys that have a possible negative impact on children's development and emotional well-being of the child are given.
Keywords: children's toy, child, childhood, psychological and pedagogical expertise, "antiigrushka".
Переход к постиндустриальному и информационному обществу приводит к глобальным изменениям во всех сферах общественной жизни людей, в том числе и к трансформации мира детства. Эти изменения не всегда положительные, а чаще всего носят ярко выраженный деструктивный характер. Так, привлекая внимание к данной проблеме, исследователи все чаще говорят о «кризисе традиционного детства» (Е. О. Смирнова) [1], «культурной войне с детством» «зловещей новизне детской субкультуры» (Т. А. Ха-гуров, А. А. Остапенко) [2].
В научной литературе, посвященной проблеме детства акцентируется внимание на отрицательных характеристиках современного мира детства: деформируется и разрушается традиционная структура детско-родительских отношений, затрудняются отношения внутри детской субкультуры, происходит дегуманизация культурных ценностей, обедняется детский фольклор, исчезает детская сказка и заменяется элементами мистики, представляющей собой слияние различных мифологических образов и хоррара. Кардинальные изменения произошли в области игры и детской игрушки. Именно игрушка является одним из фундаментальных
элементов мира детства. Трансформация детской игрушки является индикатором деформации культуры детства и изменения ее облика.
Детская игрушка — это неотъемлемый атрибут и символ детства. Полноценное взросление ребенка и его психологическое развитие невозможно представить без детской игрушки, которая отвечает различным потребностям ребенка на всех этапах дошкольного детства. В. В. Абраменкова и А. А. Арбузова считают игрушку зеркалом культуры, посредством которого передается в особой «свернутой форме» состояние современной цивилизации [3; 4].
Важное значение игрушки заключается в ее многофункциональности, так «правильная» детская игрушка воспитывает, обучает, стимулирует психическое развитие. Не менее значимы психотерапевтическая функция и функция социализации. Однако встает вопрос — все ли игрушки обладают этими функциями? Сегодня в научной и научно-популярной литературе, применительно к проблеме детской игрушки, все чаще используется термин «антиигрушка» [3]. Ключевой, отличительной характеристикой «антиигрушки» является ее вредоносное, отрицательное влияние на психическое
развитие и здоровье ребенка. В связи с этим встает второй, не менее важный вопрос: как отличить хорошую положительную игрушку от «антиигрушки»?
Целью нашей статьи является анализ основных характеристик современной детской игрушки на основе психолого-педагогической экспертизы. Теоретико-методологической основой данной статьи послужили концептуальные идеи и результаты исследований Л. С. Выготского, В. В. Абра-менковой, Е. О. Смирновой, Т. А. Хагурова, А. А. Остапенко, Ю. Ю. Осиповой Е. С. Ивановой, С. В. Савиновой, В. Л. Рудаковой и др [1-4; 6-15].
Психолого-педагогическая экспертиза проводилась с помощью анализа продуктов деятельности и метода наблюдения. Для проведения анализа основных характеристик современной детской игрушки мы обратились к нормативным документам по психолого-педагогической экспертизе игрушек, разработанным Министерством образования совместно с художественно-техническим советом по игрушке в 1995 г. [5]. Согласно содержанию данных документов выделяют критерии двух уровней. Критерии первого уровня связаны с возможным отрицательным влиянием на психическое здоровье ребенка. Критерии второго уровня связаны с дидактической ценностью игрушки. Также нами была использована методика психолого-педагогической экспертизы детской игрушки [6]. Предметом анализа являются: 1) этико-эстетические характеристики; 2) операционально-технические характеристики; 3) развивающий потенциал игрового действия (направленность, возрастной диапазон, непротиворечивость игровых действий). Проведенная психолого-педагогическая экспертиза современных игрушек позволила нам выделить ряд проблем индустрии детских игрушек.
Проблема 1. Низкий развивающий потенциал и дидактическая ценность современных игрушек. На современном рынке детских игрушек появляются все больше моделей, которые предполагают высокую степень автоматизации игрушки. Прежде всего, это касается электронных, интерактивных и радиоуправляемых игрушек (машинки, паровозики, роботы, вертолеты и др.). Ребенку не требуется выполнять особенно сложные действия. Можно нажать на кнопку, и все работает самостоятельно (едет, гудит, летает, поет и т. д.). При всей яркости и притягательности подобных игрушек их репертуар функциональных действий весьма ограничен. Чем меньше предметно-манипулятивных действий совершает ребенок с игрушкой, тем меньше ее развивающий потенциал (развитие мышление, речи, мелкой моторики).
Эта же проблема затрагивает уже готовые наборы одежды и аксессуаров, например для куклы «Барби». Несколько десятилетий назад изготовление предметов для любимой куклы, например, одежды, было частью традиционной игры в куклы у девочек. Такая игра развивала усидчивость и концентрацию внимания, самостоятельность, воображение, мелкую моторику, оказывало положительное влияние на развитие половой идентификации девочек. Готовые и полностью укомплектованные наборы игрушек обедняют и сокращают пространство детской игры. Затрагивая проблему низкого развивающего потенциала современных детских игрушек Е. О. Смирнова справедливо подчеркивает, что игрушки, которые содержат все необходимые элементы для ее использования, не оставляют возможности для проявле-
ния самостоятельности и инициативы и в целом затрудняют самореализацию ребенка [1].
Проблема 2. Монофункциональность детской игрушки. Данная проблема прямо вытекает из предыдущей. Готовые наборы игрушек, игрушки из любимых детьми мультсериалов («черепашки Нинзя», «монстры Хай», «Человек-паук» и др.) предполагают заранее заданный формат сюжета игры. Такая игрушка не может гибко использоваться с игровым замыслом самого ребенка. Монофункциональность современных игрушек тормозит развитие знаково-символической функции мышления, детской фантазии и творчества.
Проблема 3. Отрицательное влияние игрушек на психическое здоровье и эмоциональное благополучие детей. О том, что современные игрушки приводят к невротизации ребенка, указывают многие исследователи данной проблемы [1-3; 7-11]. В первую очередь важно отметить, что многие игрушки вызывают агрессию и тревогу. Это касается различных видов оружия, роботов, монстров из мультсериалов, интерактивных пауков, змей и других игрушек устрашающего вида. Игра с такой игрушкой чаще всего предполагает агрессивный сюжет и тем самым формирует жестокость и склонность к насилию. Провокация детской агрессии — это только один аспект данной проблемы. Как указывают исследователи Т. А. Хагуров, А. А. Остапенко, пристрастие детей в игре к куклам в гробах, куклам-вампирам приводят к привлечению внимания к теме смерти, дегуманизации и некрофилии [2].
Проблема 4. Формирование не соответствующих возрасту ребенка потребностей. Целевая аудитория некоторых детских игрушек выходит далеко за рамки дошкольного возраста. Например, кукла «Барби» выглядит как молодая красивая девушка/женщина или эмансипированный подросток — кукла «Братц». Она обладает красивой фигурой, модно одета, имеет яркий макияж и др. С такой куклой не поиграешь в «дочки-матери»; ее не нужно укладывать спать, пеленать, кормить с ложечки, она уже взрослая. Согласно идее производителя для такой куклы нужны: красивая одежда, аксессуары (сумка, украшения), машины, дома и др. Сюжет детской игры усложняется и не соответствует возрасту ребенка. Например, у Барби отношения с Кеном и насыщенная жизнь, она встречается с друзьями, ходит на вечеринки и т. д. Идентификация ребенка с такой куклой будет несвоевременна и затруднительна, и, как следствие, возникает сложность с развитием различных социально-значимых свойств и качеств личности. Как отмечает В. В. Абраменкова, современная детская игрушка формирует «меркантилизацию детского сознания», которая ведет к трансформации картины мира ребенка и зависимости от материальных благ [3]. В исследовании Е. С. Ивановой, посвященном проблеме изменения образа куклы подчеркивается: «Появление кукол с половыми органами, а также вызывающие, откровенно сексуальные наряды современных кукол "Барби", "Братц", "Винкс" являются одной из причин ранней "сексуализации детского сознания"» [12, с. 213].
Проблема 5. Низкая эстетическая ценность игрушки. В настоящее время прилавки магазинов переполнены игрушками, которые привлекают своим устрашающим видом. Появилось много игрушек, вызывающих отвращение: пупсы с цианотичным цветом кожи, кукла-манекен для создания
причесок (голова и часть торса), куклы «Монстры Хай», уродливые мягкие игрушки и пластиковые монстры. Например, известные и популярные Куклы «Братц» и их прототипы выглядят как жертвы пластической хирургии: непропорционально большая голова, раскосые глаза, большие пухлые губы. Важно отметить, что у детей еще не сформированы эстетические эталоны и эстетические чувства, поэтому все свои представления о прекрасном складываются под воздействием социокультурного пространства, в которое включен ребенок. К сожалению, современная массовая культура в основном несет отрицательные образцы для развития эстетического восприятия. Это касается не только детских игрушек, но и мультфильмов, книг, песен, рекламы. Все эти стихийные факторы препятствуют эстетическому воспитанию, а также искажают представления об основных эстетических категориях (прекрасном и безобразном, красивом и некрасивом, хаосе и гармонии, низменном и возвышенном и др.). Детское сознание открыто новому, толе-рантно не имеет нравственных фильтров и эстетических ограничений, и в силу этого, дети порой положительно относятся к тем игрушкам, которые у взрослого человека вызывают откровенное отторжение и отрицательные чувства.
Проблема 6. Затруднение в формировании образов предметов, явлений, животных и людей. Человеческое восприятие сохраняет представление об относительном постоянстве образа предмета или явления. Это свойство восприятия называется константностью. Оно формируется у человека в процессе освоение различных свойств предметов и явлений реального мира. У ребенка большую роль в формировании адекватного образа предмета или явления оказывает игрушка. Проблема многих современных игрушек в том, что свойства предметов и явлений представлены в искаженном виде, что мешает формированию реалистичной картины мира. Так, например, любимая многими девочками кукла «Лол» имеет крайне непропорциональную телесную конституцию; большая голова, огромные глаза почти во все лицо, очень маленький нос и рот (кукла «Лол»). Серия кукол «монстры Хай» примечательны тем, что очень похожина куклу Барби, перевоплотившуюся в вампира или оборотня (у нее бледный или зеленоватый цвет кожи, клыки). Еще один аспект данной проблемы мы видим в том, что многие современные игрушки имеют антропоморфные признаки, даже неодушевленные предметы (машинки с глазами, губки с ногами, сердце с руками, заяц с лицом девушки и др.), такие игрушки не похожи ни на людей, ни на предметы. Некоторые серии мягких игрушек «Плюшевый друг» ^и^еа! Frends), например, представляют всех животных (кошек, собак, зайцев, птиц) в виде круглых шариков, колобков, дифференцирующим признаком которых являются только уши и окраска. Данная игрушка без сомнения несет позитивный образ, но вместе с тем не дает реалистичного понимания о различных представителях животного мира.
Проблема 7. Формирование репродуктивного вида мышления и воображения. Указанная проблема перекликается с уже вышеотмеченными проблемами. В первую очередь она касается интерактивных игрушек и игрушек с заданным сюжетом. Идея игры с такими игрушками и сам игровой сюжет носит репродуктивный воспроизводящий характер. Л. С. Выготский, раскрывая воспитательные воз-
можности детской игры, отмечал, что если у ребенка нет затруднений в процессе игры, поведение протекает легко и без задержек, там нет мышления [13]. Возможности любимого детьми конструктора «Лего» будут ограничены, если ребенок станет собирать модель строго в соответствии со схемой и не попытается сконструировать новую модель из уже имеющихся деталей. Большой ошибкой родителей будет подавление творческой самостоятельности и инициативы. Ребенку интересно все новое, особенно если это новое он создает сам. Получить настоящее удовольствие, постепенно разбирая и собирая одну и ту же модель игрушки для ребенка с нормальной психикой невозможно.
Проблема 8. Этническая и культурная индифферентность. Данная проблема ярко проявляется в том, что современный рынок детских игрушек переполнен игрушками антипатриотическими, затрудняющими формирование национальной и культурной идентичности [14]. В последние несколько десятилетий Россия ассимилировала западный образ культуры во всех сферах жизни, в том числе и в области производства детской игрушки. Растиражированные образы «Человека-паука», «Бэтмана», «Тора», «Халка» в некотором смысле интернациональны. Идея добра и героизма, связанная с образами этих героев, не имеют национально-культурных ограничений. Однако, почему весь мир не знает русского богатыря Илью Муромца, Никиту Кожемяку, Алешу Поповича? Этих кукол для мальчиков нет на прилавках наших магазинов игрушек. Наборы для игры в солдатики представлены в основном киборгами, эльфами, орками, ковбоями и лишь небольшая часть солдатами русской армии. Современная детская игрушка слабо отражает символическое содержание традиционных народных образов (куклы, барышни, петушки, курочки, лошадки, олени и др.). А ведь именно народная игрушка благодаря своему своеобразию является способом обогащения внутреннего мира ребенка. Она пробуждает у дошкольников способность видеть и ценить красоту в народном наследии, способствует развитию фантазии и творчества [14; 15].
Проблема 9. Низкий воспитательный потенциал игрушки. В последние годы индустрия игрушек активно развивается. Появляются самые разнообразные детские игрушки; они необычные, яркие, красочные, однако за внешней эффектностью игрушки нередко теряется ее воспитательное значение. Например, совершенствуется детское оружие: пистолеты, автоматы, ножи и т. д. При отсутствии педагогического сопровождения детской игры и внимания со стороны родителей, педагогов сюжет игры однозначно будет связан с агрессией, направленной на другого ребенка. Еще одна необычная игрушка «Операция» представляет собой больного, который лежит на операционном столе. Играя с данной игрушкой, ребенок аккуратно пинцетом вкладывает внутренние органы, и если он ошибается, то операционный стол начинает подпрыгивать и дребезжать. Игрушка при этом тоже издает «громкие крики». Вероятно, такая игрушка развивает мелкую моторику и общие знания об анатомии, однако воспитательная функция такой игрушки вызывает сомнения.
Еще один тип игрушек — это детские игрушки для релаксации, представлены в виде отдельных глаз, резиновых и пластичных игрушек, смайликов на которые можно давить растягивать как угодно. Наверняка, игра с такой игрушкой
действительно способна снять эмоциональное напряжение, однако, на наш взгляд, предметами такой моторно-манипу-лятивной игры не должны быть живые существа. Нельзя сдавливать им тела так, что при этом выпрыгивают глаза, вытягивать им лица. Такие действия антигуманны.
Проблема 10. Вытеснение предметных игрушек играми и игрушками на электронных носителях. Особой проблемой детской игрушки является то, что ее место занимают игры и игрушки на электронных носителях (гаджетах), т. е. компьютерные игрушки. Об этой проблеме с тревогой говорят ведущие детские психологи. Так, Е. О. Смирнова отмечает, что компьютер для детей стал не столько средством получения информации, а сколько источником сенсорных впечатлений. Компьютерные игры и игрушки оказывают отрицательное влияние на здоровье ребенка. Они подменяют физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, а также общение с близкими взрослыми [1]. Раскрывая современные риски взросления детей Т. А. Ха-гуров, А. А. Остапенко акцентируют внимание на отрицательном влиянии компьютерных игр на развитие психических функций. Так, исследователи указывают: «Игра, которая всегда требовала воображения, умения взаимодействовать, активности — всего того, что развивает ребенка, эта игра почти полностью в прошлом» [2, с. 31]. Далее авторы отмечают, что компьютерные игрушки «взламывают» детскую психику, спекулируют на детской фантазии, впечатлительности, предлагая все более изощренные игры, большую часть из которых составляют «стрелялки», реалистично имитирующие различные сцены насилия и убийства [2; 8].
Таким образом, проанализировав существующие психолого-педагогические проблемы современной детской игрушки, мы попытались ответить на вопросы, которые были поставлены в начале данной статьи. Во-первых, далеко не все существующие детские игрушки многофункциональны и обладают высокой дидактической ценностью. Некоторые из них приносят больше вреда, чем пользы. Во-вторых, чтобы отличить положительную игрушку от «антиигрушки» необходимо ориентироваться на существующие психолого-педагогические требования экспертизы детской игрушки и развивать педагогическую компетентность в данном вопросе. К сожалению, родители, покупая своим детям игрушки, зачастую руководствуются одним мотивом — желанием порадовать своего ребенка, не задумываясь, какое влияние она оказывает на здоровье, эмоциональное благополучие и психическое развитие. Следовательно, важная задача заключается в повышении грамотности и педагогической компетентности родителей в области психолого-педагогических характеристик современных детских игрушек.
Также нам важно, чтобы контекст данной статьи не воспринимался как жесткая критика всех существующих детских игрушек. Мы стремились к объективному анализу проблем детской игрушки на основе существующих психолого-педагогических требований. Вслед за некоторыми исследователями мы считаем, некорректно однозначно говорить о «вреде» и «пользе» тех или иных игрушек для психики ребенка. Роль игрушки в жизни конкретного ребенка опосредована контекстом культурных и, прежде всего, социальных отношений, в которые он включен [10]. Более того, мы разделяем мнение исследователей, которые рекомен-
дуют не запрещать играть с антиигрушками. Такие игрушки тоже должны быть у ребенка. Мудрость взрослого должна заключаться в умении создавать такие игровые ситуации с участием игрушек, в которых ребенок научится самостоятельно понимать различные грани человеческих отношений, делать правильный моральный выбор и усваивать необходимые социальные нормы и ценности.
1. Смирнова Е. О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 25-35.
2. Хагуров Т. А., Остапенко А. А. Риски взросления и угрозы детству. М. : НИИ школьных технологий, 2017. 36 с. (Лекции по системной и со-Образной педагогике. Вып. 13).
3. Абраменкова В. В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. М. : Лепта Книга, 2008. 547 с.
4. Арбузова А. А. Развивающий потенциал детских игрушек // Человек и научное познание. социокультурные аспекты науки : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. (31 июля 2018 г.). Смоленск : Международный научно-информационный центр «Наукосфера», 2018. С. 30-31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35656013 (дата обращения: 21.08.2019).
5. Письмо Министерства образования России от 17 мая 1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» // Вестн. образования. 1995. № 7.
6. Соколова А. В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста : учеб.-метод. пособие. Нижний Тагил : Нижнетагил. гос. соц.-пед. ин-т (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018. 96 с.
7. Шулика М. В. Современная игрушка как фактор скрытого насилия над ребенком // Система ценностей современного общества. 2012. № 22. С. 268-271. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=20929822 (дата обращения: 01.09.2019).
8. Панфилов А. Н., Галиева А. Ш. Роль игрушки в формировании агрессивности у детей дошкольного возраста // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. XXVII Междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, 2019 г.). Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.). С. 275-277. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=37315972 (дата обращения: 01.09.2019).
9. Савинова С. В., Рудакова В. Л. Психолого-педагогическая оценка современных игрушек // Вестн. гуманитарного образования. 2015. № 2. С. 16-22. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=26552243 (дата обращения: 02.09.2019).
10. Осипова Ю. Ю. «Вредные» и «полезные» игрушки глазами воспитателей // Наука и образование: векторы развития (Чебоксары, 09-10 апреля 2018 г). Материалы Международной научно-практической конференции. Чебоксары : Экспер-тно-методический центр, 2018. С. 51-59. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=34958548 (дата обращения: 02.09.2019).
11. Рудакова В. Л. Любимые игрушки современных детей // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». 2017. № 10. URL: https://alley-science.ru/domains_ data/files/June7/LYuBIMYE%20IGRUShKI%20S0VREMENN YH%20DETEY.pdf (дата обращения: 02.09.2019).
12. Иванова Е. С. Психологический анализ специфики изменения образа куклы // Вестн. ТГУ. 2011. Вып. 12 (104). С. 209-213.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
14. Зайцева О. Г. Народная игрушка как средство формирования элементов духовной культуры у дошкольников // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары,
2 июня 2017 г.). Чебоксары : Интерактив плюс, 2017. С. 2933. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/390/Action390-371092.pdf (дата обращения: 30.08.2019).
15. Шулика М. В. Народная и современная игрушка: аксиологический аспект // Система ценностей современного общества. 2012. № 22. С. 268-271. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20929822 (дата обращения: 29.08.2019).
© Ожогова Е. Г., Тельнова Ж. Н., 2019
УДК 378.147 Науч. спец. 13.00.08
DOI: 10.36809/2309-9380-2019-24-166-168
исследование уровня физического здоровья и физической подготовленности студенток педагогических специальностей
В статье подобраны критерии оценки уровня физического здоровья и физической подготовленности студенток педагогических специальностей. По предложенным критериям оценки составлены оценочные таблицы. Установлено, что более 67 % студенток имеют средний и низкий уровни физической подготовленности и физического здоровья.
Перспективы дальнейших исследований заключаются в необходимости разработки специальных методических рекомендаций, которые позволят не только учитывать уровень физического здоровья, но и повышать уровень физической подготовленности студентов.
Ключевые слова: физическое здоровье, физическая подготовленность, студент, педагогические специальности.
A. E. nodomKa, 0. 5. nodomKa A. E. Podolyaka, O. B. Podolyaka
THE LEVEL OF PHYSICAL HEALTH AND TRAINING OF FEMALE STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES
The article selects criteria for assessing the level of physical health and degree of training of female students of pedagogical specialties. According to the proposed evaluation criteria, assessing tables were compiled. It was found that more than 67 % of female students have medium and low levels of physical training and health.
Prospects for further research lie in the necessity of developing special methodological recommendations which will not only take into account the level of physical health, but also increase the level of physical degree of training of students.
Keywords: physical health, physical degree of training, student, pedagogical specialties.
Физическое воспитание — система социально-педагогических мероприятий, направленных на укрепление здоровья, закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и возможностей человека, формирование жизненно важных двигательных навыков и умений. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является средством формирования всесторонне развитой личности, оптимизации физического и физиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. Возникает потребность студента и преподавателя получать информацию о том, соответствует или нет состояние здоровья и физической подготовленности студента требованиям образовательной программы вуза [1]. Необходимость своевременного получения срочной и полной информации об уровне развития двигательных способностей и здоровья студентов является актуальной проблемой [2].
Цель работы — определить уровень здоровья и физической подготовленности студенток педагогических специальностей.
Поставлены следующие задачи: 1) проанализировать научно-методическую литературу и подобрать критерии оценки уровня физического здоровья
и физической подготовленности студенток педагогических специальностей;
2) оценить уровень здоровья и физической подготовленности студенток педагогических специальностей.
В работе применены следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы и интернет-ресурсов, педагогическое наблюдение, тестирование и статистический анализ. Тестирование проводилось в сентябре 2018 г. Были обследованы 80 студенток 1-го, 2-го и 3-го курсов в возрасте 17-21 год различных специализаций Педагогического института Череповецкого государственного университета, относящихся к основной и подготовительной медицинским группам.
Основная проблема, которая связана с оценкой физического здоровья, заключалась в выборе показателей. Количественным выражением уровня здоровья как показателя устойчивости организма к негативным воздействиям окружающей среды могут быть резервы гомеостаза. Особенно важным является уровень энергетических резервов в момент действия патогенного фактора. Чем меньше уровень резервных возможностей организма, тем значительнее и быстрее он подвергается воздействию негативных факторов.