Научная статья на тему 'Психолого-педагогические проблемы физического воспитания школьников'

Психолого-педагогические проблемы физического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
601
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ФАКТОР / ЗДОРОВЬ / ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL EDUCATION / SCHOOLCHILDREN / FACTOR / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киреева Софья Владимировна, Половодов Игорь Валентинович

В статье представлен краткий обзор современных проблем физического воспитания школьников и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

The article presents a brief overview of the current problems of school physical education and their solutions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические проблемы физического воспитания школьников»

УДК 796

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF PHYSICAL EDUCATION

OF SCHOOLCHILDREN

Киреева Софья Владимировна

студент

кафедра «Физической культуры» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Kireeva Sofya Vladimirovna

student

department of "Physical Education " Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Половодов Игорь Валентинович

ассистент

кафедра «(Физической культуры» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Poiovodov Igor Vaientinovich

assistant

department of "Physical Education " Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье представлен краткий обзор современных проблем физического воспитания школьников и пути их решения.

Abstract. the article presents a brief overview of the current problems of school physical education and their solutions.

Ключевые слова: физическое воспитание, школьники, фактор, здоровье.

Keywords: physical education, schoolchildren, factor, health

Актуальность исследования. Сложившиеся объективные закономерности развития общественной жизни на современном этапе, создают предпосылки к возникновению несоизмеримости частей между социально-биологическими потребностями в движении и реальной двигательной активностью. В свою очередь это вызывает возникновение, в большинстве случаев, гиподина-мического синдрома, что ведет к ухудшению общего физического состояния здоровья.

Одним из ведущих направлений образовательной стратегии в концепции российского образования является создание системы физического воспитания школьников. Так как организм школьника находится в процессе роста и развития, он особенно пластичен и активно подвержен воздействия

неблагоприятных факторов окружающей среды. Причем, влияние этих факторов не ограничивается моментом воздействия, но также может сопровождать школьника на пути развития организма.

При этом условии, организм школьника благополучно адаптируется к воздействию внешних факторов. Использование возможностей физического воспитания может стать одним из путей улучшения адаптационных механизмов организма ребенка [1, с. 53.].

Цель исследования - рассмотреть основные проблемы физического воспитания на уровне школы, а также предложить необходимые пути их решения.

Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи:

1. рассмотреть тематическую литературу;

2. выявить основные психолого-педагогические проблемы физического воспитания;

3. предложить оптимальные варианты решения психолого-педагогических проблем воспитания.

Изучением психолго-педагогических проблем физического воспитания занимались такие исследователи, как Ф. Г. Сухарев, М. Я. Виленский, А. А. Третьяков, Н. П. Глушкова и др.

Согласно Большому Энциклопедическому словарю, физическое воспитание - это часть общего воспитания, направленное на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека. Выделяют основные средства физического воспитания: занятие физическим упражнениями, закаливание организма, гигиена труда и быта. В процессе физического воспитания не только развиваются врожденные качества организма (ловкость, выносливость и т. д.), но также приобретается широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным, а, следовательно, и более результативным.

Можно выделить следующие психолого-педагогические проблемы физического воспитания:

1. проблемы медико-биологического характера;

2. неэффективность традиционных образовательных технологий обучения в физическом воспитании;

3. проблема индивидуализации физического воспитания.

Решение и характеристику вышеназванных проблем рассмотрим ниже.

Проблемы медико-биологического характера.

Проблема формирования двигательной активности учащихся имеет важное гигиеническое значение, так как в последнее время выделяется тенденция к гиподинамии у подрастающего поколения. Недостаточная двигательная активность отрицательно сказывается на многих функциях растущего организма, что является патологическим фактором в возникновении и развитии разных заболеваний. С выраженной гипокинезией связывают распространенные функциональные отклонения сердечно-сосудистой и нервной систем. Отрицательное влияние дефицита в двигательном режиме подростков усугубляется явлением акселерации, свойственным этому возрасту.

А. Г. Сухаревым (1972) определено, что произвольная двигательная активность не столько биологическая потребность в движении (кинезофилия), сколько зависимость от организации учебных занятий, системы физического воспитания, а также от местных климатических условий. А. Г. Сухарев указывает на необходимость профилактики гиподинамии и организации двигательного режима учащихся, особенно в зимний период и период ранней весны [2].

В зависимости от возрастной группы школьников выделяют следующую суточную норму двигательной активности:

• 8-10 лет - 3,0 - 3,6 часов;

• 11-14 лет - 3,6-4,6 часов;

• 15 - 17 лет (юноши) - 4,8-5,8 часов;

• 15-7 лет (девушки) - 3,6-4,8

Следуя этой суточной нормы и составляется двигательный режим школьника, в основе которого лежат различные физические упражнения.

Следующий способ решения медико-биологических проблем, можно рассматривать как один из вариантов решения и проблем индивидуализации физического образования.

Н. П. Глушкова предлагает ввести использование на уроках педагогической технологии "Портфолио", которая представляет собой подборку индивидуальных нагрузок и специальных упражнений. Лечебная группа должна быть разделена по заболеваниям. Например, остеохондроз, миопия, нарушение обмена веществ и т. д. Занятие в этих группах начинается с теоретического обучения. Перед каждым школьником ставиться индивидуальная задача на целый учебный год. Педагог должен научить учащегося работать с тетрадью, в которую последний записывает таблицу и вносит результаты антропометрических данных. В последующем составляется индивидуальная кривая физической нагрузки. Работа с тетрадью должна вестись ежедневно: записывается отработанный комплекс упражнений, частота пульса до и после нагрузки. Так же в тетрадь можно вносить и дополнительную информацию, например, по рецептам здорового образа жизни.

Стоит отметить, что данный метод направлен на старших школьников. Так же этот метод охватывает не только урок физической культуры, но и повседневную жизнь учащегося.

Помимо перечисленных выше проблем физического воспитания и примерных путей их решения необходимо отметить и некоторую неэффективность традиционных образовательных технологий (в плане физического воспитания). Основной формой физического воспитания является урок физической культуры, так как на нем решаются основные задачи: образовательные, оздоровительные, воспитательные, а также обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях. Экспериментальными исследованиями доказано, что уроки физкультуры в учебных заведениях не могут полностью решить проблему физического совершенствования молодежи. Поэтому должны использоваться все общеизвестные формы физической культуры и спорта.

М.Я. Виленский, А.А. Третьяков отмечают слабую направленность образовательного процесса на развитие личностных качеств и свойств учащихся, их особенности и потребности. Таким образом, процесс физического воспитания

в школе, в дальнейшем не находит продолжения в физическом самовоспитании, самосовершенствовании и саморазвитии. Эстетическое развитие не получает необходимого решения в плане урочных занятий, что было отмечено ранее. А.А. Третьяков рекомендует использовать современные технологии, образовательные концепции обучения; различные тренинги по физической культуре, которые способствовали бы снятию психологического напряжения, приобретенного в процессе учебного дня.

Следующая проблема-индивидуализация физического воспитания.

Педагоги ставят на одну планку возможности всех учащихся, не задумываясь о том, что не все могут заниматься на одном уровне. А ведь эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям ученика, то есть, при соблюдении такого важного принципа обучения, как принцип индивидуализации. В самом общем определении индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями учеников. Индивидуализация в физическом воспитании предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей ребенка. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.

Школьное образование должно выполнять существенную роль в формировании грамотного и ценностного отношения школьника к своему здоровью, к физической подготовленности своего организма; чувства ответственности к здоровью и выбора формирующей здоровье стратегии поведения. Рационально организованное школьное обучение (в том числе и физическое воспитание) призвано способствовать формированию активной жизненной позиции детей, сознательного выбора стереотипов здорового образа жизни и здоровье формирующего поведения.

Резюмируя, можно сказать, что в настоящее время оптимизация физического воспитание требует таких нововведений, которые превратили изучение предмета в средство развития не только физических навыков и умений, но и творческих способностей личности, то есть необходимо индивидуализировать процесс физического воспитания. Таким образом, оптимизация должна вестись с учетом всех новшеств и современными технологиями [2].

Литература

1. Лапшина Л. В. К проблеме совершенствования физического воспитания школьниц // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма. Челябинск, 2011. С. 53-56.

2. Психолого-педагогические особенности физического воспитания младших школьников во внеучебной массово-оздоровительной деятельности [Электронный ресурс]. https://scienceforum.ru/2016/article/2016022942 (дата обращения: 02.05.2019).

References

1. Lapshina L. V. To the problem of improving the physical education of schoolgirls // Psychological-pedagogical and medical and biological problems of physical culture, sport, tourism and olympism. - Chelyabinsk, 2011. - p. 53-56.

2. Psychological and pedagogical features of physical education of younger schoolchildren in extracurricular mass-improving activity // URL: https://scienceforum.ru/2016/artide/2016022942 (appealdate: 02.05.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.