УДК 796.011.3
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES
Пяк Кристина Владимировна
кафедра «Теории и методики обучения физической культуре
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Волгоград, Россия Pyak Christina Vladimirovna Department of ""Theory and methods of teaching physical culture and life safety""
Volgograd State Social Pedagogical University
Volgograd, Russia
Научный руководитель Стешенко Валерия Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «(Теории и методики обучения физической культуре
и безопасности жизнедеятельности» Волгоградский государственный социально-педагогический университет
Волгоград, Россия Scientific director Steshenko Valeria Viktorovna Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Department of ""Theory and methods of teaching physical culture and life safety""
Volgograd State Social Pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. В работе раскрывается структура и сущность здоровьесберегающих технологий в организации учебной деятельности на уроках физической культуры; затронут вопрос о реализации здоровьесберегающих технологий в школе; представлены принципы, функции и средства здоровьесберегающих технологий.
Abstract. The work reveals the structure and essence of health-saving technologies in the organization of educational activities at the lessons of physical culture; raised the issue of the implementation of health-saving technologies in school; Presents the principles, functions and means of health-saving technologies.
Ключевые слова: культура здоровья, здоровьесберегающие технологии, физическая культура, физическое воспитание, здоровый образ жизни.
Keywords: health culture, health-saving technologies, physical culture, physical education, healthy lifestyle.
В федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса,
разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Сохранения здоровья нации, здоровья подрастающего поколения - важная социальная проблема.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья обучающихся, а это около 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Главная задача школы - такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. При этом, ежегодно врачи, педагоги констатируют динамику ухудшения здоровья детей.
По мнению ряда авторов на современном этапе развития образования улучшить ситуацию по оздоровлению детей поможет переход от групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно-ориентированным методам обучения и воспитания, базирующихся на индивидуальных возможностях.
Вместе с этим, анализ научно-методической литературы показывает, что здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Наблюдаются противоречия между возросшей значимостью сохранения и укрепления здоровья и низким уровнем решения задач здоровьесбережения; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие технологии.
Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья. Одна из основных целей применения здоровьесберегающих технологий - формирование культуры здорового образа жизни и здоровьесберегающего поведения.
Организация физкультурно-оздоровительной работы включает:
- полноценную и эффективную работу во всех группах здоровья (на уроках физической культуры, секциях).
- организация ЛФК;
- организация динамических перемен;
- создание условий для работы спортивных секций;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может
стать основой рациональной организации двигательного режима учащихся, способствовать его физическому развитию, и физической подготовленности, что в свою очередь позволит повысить адаптивные возможности организма, сохранить и укрепить здоровье школьников.
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе позволяет решать следующие задачи:
1. Исследование влияния традиционной структуры и формы организации учебного процесса на здоровье занимающихся; анализ психолого-физиологических возможностей учащихся в отношении предъявленных требований усвоения объема учебной нагрузки в условиях рассредоточенного
(комплексного) распределения программного материала и экспериментальное сравнение его с концентрированным вариантом.
2.Создание психолого-педагогических и организационно- педагогических условий, обеспечивающих психическое здоровье и комфорт учащихся посредством гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса.
3. Создание максимально возможных санитарно-гигиенических условий и соответствующей им инструментальной составляющей здоровьесберегающей технологии и др.
4. Включение учащихся в осознанную деятельность по формированию культуры здорового образа жизни личности, оснащение этого процесса учебно-методическим обеспечением.
5. Осуществление структурного преобразования в плане создания в учебном заведении иерархической системы управления и мониторинга здоровьесохраняющих технологий в образовании.
6. Формирование культуры здорового образа жизни личности учащихся как в учебной, так и внеучебной образовательно-воспитательной среде.
7.Создание систем переподготовки кадров, а также социальной и финансовой поддержки идеи здоровьесберегающей технологии; агитации и пропаганды; объединения усилий всех систем и подразделений учебных заведений медицины и физической культуры.
8. Обеспечение программного и учебно-методического оснащения по проблемам здоровьесберегающей системы образования и формирования культуры здорового образа жизни учащихся.
Функции здоровьесберегающих технологий: формирующая, информативно-коммуникативная, диагностическая, рефлексивная, интегративная.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, Н.К. Смирнова (Н.К. Смирнов, 2006).
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
Медико-гигиенические технологии (МГТ).
К ним относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).
Направлены на физическое развитие занимающихся. Реализуются на уроках по физической культуре, секциях и внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).
Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующих предотвращению состояния
переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
К основным принципам здоровьесберегающих технологий относят следующие: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип повторения умений и навыков, принцип постепенности, принцип доступности и индивидуализации, принцип индивидуализации, принцип непрерывности, принцип системного чередования, принцип оздоровительной направленности, принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников, принцип активного обучения, принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей, принцип связи теории с практикой.
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: 1. Средства двигательной направленности; 2. Оздоровительные силы природы; 3. Гигиенические факторы. Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании - это совокупность при емов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования:
1. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
3 11 V U I W U
. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала. 4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Литература
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 — 28.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991. С. 324 - 341.
3. Зеленкевич И. Б., Ивашкевич М. З., Пилипцевич Н. Н. Общественное
99/215
здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2001. №3. С. 3-6.
4. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры. М., 2009. 345 с.
5. Малкова С. В. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в сельской малочисленной школе // Приоритетные направления развития образования на селе. Углич. 2004. 255 с.
6. Сухарев А. Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 29 — 34.
7. Селевко Г К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование. 2007. 255 с.
References
1. Akhutina T. V. Health-saving learning technologies: an individual-oriented approach // School of Heatth. 2000. T 7. №2. P. 21 - 28.
2. Vygotsky L. S. Pedagogical psychology / ed. V. Davydov. M.: Pedagogy, 1991. S. 324 - 341.
3. Zelenkevich, IB, Ivashkevich, M. Z., Piliptsevich, N. N. [Public health care and its place in the system of public health protection]. Questions of the organization and informatization of health care. 2001. №3. Pp. 3-6.
4. Maksimenko A.M. Fundamentals of the theory and methods of physical culture. M., 2009. 345p.
5. Malkova S. V. The use of health-saving technologies in the educational process in a rural small school // Priority directions of development of education in rural areas. Uglich. 2004. 255p.
6. Sukharev A. G. The concept of improving the health of children and adolescents in Russia // School of health. 2000. T 7. №2. P. 29 - 34.
7. Selevko GKModern educational technology. M.: Public education. 2007. 255p.