Научная статья на тему 'Значение здоровьесберегающих технологий в про-цессе профессиональной подготовки студентов'

Значение здоровьесберегающих технологий в про-цессе профессиональной подготовки студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / "HEALTH" / "HEALTH CULTURE" / "HEALTHY LIFESTYLE" / "HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES" / "UPBRINGING" / "VOCATIONAL TRAINING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

Статья посвящена актуальной проблеме значению здоровьесберегающих технологий в процессе профессиональной подготовки студентов. Уточняются основные понятия исследования. В современной экономической жизни не всегда выпускники могут найти себе работу, самореализоваться. Изменения рынка требуют от выпускников не только готовности к профессиональной деятельности, но и при необходимости изменить вид деятельности, быть конкурентоспособным. Выделяются факторы, влияющие на здоровье, а также эффективные технологии, содействующие сохранению здоровья, при этом особое внимание уделяется компьютерным обучающим программам и здоровьесберегающим технологиям, а также профессионализму и компетентности преподавателя, его готовности осуществлять воспитание культуры здоровья. Определены плюсы и минусы интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гревцева Гульсина Якуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS

The article reveals the actual problem the importance of health-saving technologies in the students’ vocational training process. It specifies the basic research concepts. In the modern economic life graduates cannot always find a job. It is necessary to teach a healthy lifestyle, foster care for your health. Physical, mental, social health is one of the most important values of the life of a person and society, the condition of his effective education. Market changes require not only graduates’ readiness for professional work, but also changes of the profession. It is stressed factors infiuencing health and effective technologies for the health preservation. It emphasis the computer training programs, health-saving technologies and the teacher’s professionalism, his competence and his readiness to cultivate a health culture. Advantages and disadvantages of interactive technologies are determined in the vocational training process.

Текст научной работы на тему «Значение здоровьесберегающих технологий в про-цессе профессиональной подготовки студентов»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-1-59-65

УДК 378.14 ББК 74.480.25

Г.Я. Гревцева

(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)

ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Статья посвящена актуальной проблеме - значению здоровьесберегающих технологий в процессе профессиональной подготовки студентов. Уточняются основные понятия исследования. В современной экономической жизни не всегда выпускники могут найти себе работу, самореализоваться. Изменения рынка требуют от выпускников не только готовности к профессиональной деятельности, но и при необходимости изменить вид деятельности, быть конкурентоспособным. Выделяются факторы, влияющие на здоровье, а также эффективные технологии, содействующие сохранению здоровья, при этом особое внимание уделяется компьютерным обучающим программам и здоровьесберегающим технологиям, а также профессионализму и компетентности преподавателя, его готовности осуществлять воспитание культуры здоровья. Определены плюсы и минусы интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: культура, здоровье, культура здоровья, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, воспитание, профессиональная подготовка.

G.Ya. Grevtseva

(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)

IMPORTANCE OF HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS

m

о

I— x

<u

5

The article reveals the actual problem - the importance of health-saving technologies 0 in the students' vocational training process. It specifies the basic research concepts. In the | o

X

X

modern economic life graduates cannot always find a job. It is necessary to teach a healthy <u

о X 1=

lifestyle, foster care for your health. Physical, mental, social health is one of the most important values of the life of a person and society, the condition of his effective education. 2 §

я

_o

Market changes require not only graduates' readiness for professional work, but also changes ® |

of the profession. It is stressed factors influencing health and effective technologies for the ю I

health preservation. It emphasis the computer training programs, health-saving ф

technologies and the teacher's professionalism, his competence and his readiness to cultivate S. ° a health culture. Advantages and disadvantages of interactive technologies are determined in the vocational training process.

Key words: "health", "health culture», "healthy lifestyle", "health-saving technologies",

"upbringing", "vocational training". « m

Актуальные проблемы управления качеством образования

0 ч

со ф

® 8

1 ^ ? °

я ^

с

Актуальность проблемы внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс профессиональной подготовки студентов определяется, в первую очередь, ухудшением в последние десятилетия состояния здоровья студентов. Причинами ухудшения здоровья являются: нерациональное питание, стрессы, материально-бытовые условия, вредные привычки, тревожность, одиночество, низкий уровень культуры и т.д.

Социокультурная ситуация усложняется, поток информации увеличивается. Порой «количество учебной информации, превосходящее объективные способности ее восприятия обучающимися, оказывают отрицательное воздействие на мыслительный процесс...» [1, с. 74]. По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 65 лет общее количество больных неврозами возросло в 24 раза» [там же, с. 75]. Компьютерная, мобильная зависимость, психологическая зависимость погружения в виртуальное пространство так же влияет на ухудшение здоровья.

Вместе с тем роль человека во всех сферах жизнедеятельности изменяется, необходимо развивать способности, связанные с поиском информации, критическим ее осмыслением и использованием, владением технологиями, в том числе здоровьесберегающими. На соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе учебно-воспитательного процесса указывается в нормативных документах.

Нами были приняты во внимание ряд публикаций, имеющих отношение к теме исследования [3-6; 8; 10; 14; 17; 18]. Особое значение имеют исследования ученых, посвященные здоровью, здоро-вьесбережению. Так, например, работа А.В. Баклыковой посвящена исследованию о причин ухудшения здоровья я студентов-медиков [3]; в исследовании 8 А.Я. Иванюшкина речь идет о признаках <В здоровья и системе ценностных ориента-ций человека [6]; в трудах И.Б. Меерма-1— новой, Ш.С. Койгельдиновой, С.А. Ибра-

ева - о состоянии здоровья студентов вуза [8]; С.Г. Серикова - о здоровьесбе-режении учащихся в начальном профессиональном образовании [10]; A.B. Чебы-кина определяет психофизиологические критерии современных здоровьесбере-гающих технологий [16]; И.Р. Шагиной анализирует влияние учебного процесса на здоровье студентов [18].

Особый интерес для нашего исследования представляет исследование М.Н. Теречевой, посвященное поиску новых способов совершенствования речевой культуры педагога. Заболевания голосового аппарата у лиц речевых профессий встречаются в 30-40% случаев, у начинающих педагогов - в 55-60% (Ю.С. Василенко, Г.Ф. Иванченко и др.) [14].

Для нашего исследования представляет интерес работа И.Р Шагиной [18]. Автор выявляет факторы риска развития заболеваний со стороны учебного процесса. Проанализировав результаты эксперимента, он указывает, что к моменту окончания вуза только 20% выпускников могут считаться практически здоровыми [там же].

Переход к новой образовательной парадигме определяет ориентиры высшего образования. Социальный заказ общества направлен на подготовку конкурентоспособных ответственных, активных, мобильных специалистов, с высоким уровнем профессиональной культуры, владеющих новейшими технологиями, в том числе здоровьесберегающими. В связи с этим важным становится образование в области здоровья человека.

Ценности составляют сущностную характеристику личности человека. Здоровье - ценность, основа социального благополучия. Сохранение психологического здоровья - предпосылка физического здоровья, успеваемости и социализации личности. Чтобы в дальнейшем достичь карьерного роста и профессиональных успехов будущие специалисты должны обладать достаточно высоким уровнем культуры здоровья. Для этого

будущий специалист должен уметь нейтрализовать факторы риска заболеваний, обеспечить здоровый образ жизни. Однако состояние здоровья молодежи вызывает тревогу.

Обратимся к научным категориям «здоровье», «культура здоровья», «здо-ровьесберегающие технологии», «профессиональная подготовка».

В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье -это «состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [15]. Здоровье учащихся - это способность адаптироваться в конкретных условиях образовательного пространства, поддерживать активные отношения с партнерами, образовательными системами [11].

На здоровье, как известно, влияют биологические факторы, окружающая среда, служба здоровья и индивидуальный образ жизни. Основными факторами, определяющими культуру здоровья, являются не только традиции и обычаи, уклад жизни, отношение к своему здоровью и т.п.

В работах А.Я. Иванюшкина [6] выделяются признаки здоровья: соматический, социальный и личностный. Здоровье человека - категория социальная, определяется социокультурными условиями. Культура как сфера реализации сущностных сил и возможностей человека в разнообразных видах деятельности по освоению культурных ценностей. Ученые (Б.С. Гершунский, А.В. Мудрик, А.И. Субетто, С.Г. Сериков, З.И. Тюмасе-ва и др.) отмечают, что основная причина ухудшения здоровья - низкий уровень культуры здоровья. Культура здоровья -это часть общей культуры, одна из составляющих образованности, определяется уровнем специальных знаний, физической культуры.

Имеет особое значение процесс достижения планируемых результатов обучения, поэтому встает вопрос о техно-логизации образовательного процесса.

Вопросам педагогических технологий посвящены работы Н.Г. Аникеевой [2], М.Е. Коржовой [7], Г.П. Мещеряковой [9], Л.И. Мозжухиной [10], С.Н. Суворовой [13] и др.

A.B. Чебыкина [16] выделяет психофизиологические критерии современных здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога [12]. В позициях ученых общей чертой является то, что основой здоровьесберегающих образовательных технологий является здоровье в процессе его развития.

О.Ф. Жуков рассматривает концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: цели, задачи, принципы, направления, механизмы реализации. Основные направления концепции: создание здоро-вьесберегающих условий обучения, гуманизация образовательного процесса, мониторинг состояния здоровья учащихся, физкультурно-оздоровительная деятельность образовательного учреждения и т.д. [5, с. 133]. Представляет интерес разработанная Г. П. Мещеряковой [9] модель реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза.

Среди здоровьесберегающих технологий выделяются: медико-гигиенические технологии, используемые для профилактической работы; физкультурно-оздоровительные технологии, которые реализуются на занятиях физической культуры; здоровьесберегающие (психолого-педагогические) технологии и другие. С помощью личностно-раз-вивающих и лечебно-оздоровительных технологий возможно восстановление физического здоровья студентов. Все вышеперечисленные технологии взаимосвязаны и предполагают обеспечение гигиенических условий воспитания и обучения.

ш

0 н

1

ф

5

2 5

Е £

ф го

Ü. I

Ф о

Ю S

о о

ф о

ф о

° с

СО ф

ф о

На наш взгляд, модульная технология способствует сохранению здоровья, она позволяет осуществлять самообучение, активизировать самообразовательную деятельность, используя приемы автодидактики (уникальный курс по самообразованию и развитию личности, автором которого является педагог-просветитель, философ В.А. Куринский).

Считаем целесообразным и эффективным применение в процессе обучения и воспитания компьютерных, обучающих мотивирующих программ, которые призваны осуществлять диагностическую, здоровьесберегающую, лич-ностно развивающую, воспитывающую, развивающую функции. А включение рефлексии в процесс познания позволяет личности координировать собственную активность, управлять познавательной, практической деятельностью.

Технология педагогической мастерской - рефлексивная технология. Она универсальная, может быть использована и в рамках научно-практической конференции, учебного занятия и т.д. Взаимодействие участников мастерской присутствует всегда как диалоговое общение, рефлексивная деятельность.

Осуществляя реализацию технологических этапов мастерской (индукцию, дедукцию, социоконструкцию, социализацию, афиширование, разрыв и рефлексию), опираемся на следующие принципы мастерской: равенство участников, безоценочная деятельность, предоставление свободы в рамках принятых правил, диалог и т.д. Работа в мастерской завершается рефлексией, которая обеспечивает достижение максимально полной осознанности изученной информации, выявляет ошибки, формирует «собственное» новое знание. Педагогическая мастерская - рефлексивная образовательная технология [4].

Применение интерактивных технологий может привести и к отрицательным ® результатам: принудительная активиза-8 ция мышления - напряженному эмоциональному состоянию, сложность задания - к повышению утомляемости, пси-

хологическому дискомфорту вследствие неуспеха и т.д. Поэтому важно, используя интерактивные технологии, особое внимание обращать на личностный смысл учебно-познавательной деятельности; мотивацию, обеспечивающую осознанное включение в деятельность; стимулирование, а также использовать стратегии конструктивного партнерства и возможности здоровьеориентированной комфортной среды. Кроме того, важно учитывать эргономические требования (рациональное оборудование рабочих мест, эргономическое оформление интерьера и др.), принципы добровольности, сотрудничества, объективности, культу-росообразности, обратной связи, проективности, единства личности и деятельности и т.д.

Особое значение имеет профессионализм и компетентность преподавателя, его готовность осуществлять воспитание культуры здоровья. От профессиональной компетентности зависит эффективность используемых технологий. Разделяя точку зрения М.Е. Коржовой [7], которая определяет пути и средства здо-ровьесбережения обучающихся (упорядочить учебную нагрузку, сочетать умственную и физическую деятельность, использовать индивидуальные графики исследовательской, самостоятельной работы, использовать здоровьесберегаю-щие методики и т.д.), считаем целесообразным использование модульного подхода, обеспечивающего целенаправленную реализацию индивидуально-ориентированного обучения.

В процессе профессиональной подготовки необходимо формировать оздоровительную компетенцию студентов, которая включает в себя: знания о здоровье, о технологиях, методиках оздоровления и сохранения здоровья; возрастных особенностей обучаемых; умение создать доброжелательную обстановку, социально-культурную, здоровьесбере-гающую среду и т.д.

Воспитательный потенциал интерактивных технологий состоит в том, что

они содействуют развитию личностных качеств (активности, конкурентоспособности, ответственности, мобильности и т.д.). Кроме того, они должны быть направлены на формирование физически и нравственно здорового человека, так как физическое, психическое, социальное здоровье - одна из важнейших ценностей человека и общества, условие результативного образования. Библиографический список:

1. Андреева И.Г. Информационные риски здоровья в образовательном процессе // Педагогика. - 2016. - № 8. С. 73-77.

2. Аникеева Н.Г. Формирование здо-ровьесберегающей компетенции студентов при профессиональной подготовке в вузе (на материале дисциплины «Физическая культура»): автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Тула, 2009. - 25 с.

3. Баклыкова А.В. Здоровье и образ жизни студентов-медиков // Молодой ученый. - 2010. - № 5. Т. 2. С. 205-207.

4. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Боро-дурина Э.А. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. С. 329. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726

5. Жуков О.Ф. Концептуальные основы здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2010. № 3 (15). С. 130-135.

6. Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ори-ентаций человека // Валеология. -1982. - № 1. С. 29-33.

7. Коржова М.Е. Здоровьесберегающая технология осуществления образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования: дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2007. - 176 с.

8. Меерманова И.Б., Койгельдинова Ш.С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 2-2. С. 193-197. - Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=11244

9. Мещерякова Г.П. Организационно-педагогическое обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 190 с.

10. Мозжухина Л. И. Уровень физического здоровья современных школьников // Здоровье и образование: Материалы I Всероссийской науч. прак. конф. - Пермь, 2002. - С. 256-259.

11. Сериков С.Г. Здоровьесбережение учащихся в начальном профессиональном образовании: науч.-метод. пособие. - СПб.: Учебно-методический центр комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга, 1999. - 42 с.

12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: Ар-кти, 2005. - 320 с.

13. Суворова С.Н. Оптимизация здоро-вьесберегающих технологий в образовательном процессе сельских школ: дисс. ... канд. медиц. наук. - Пермь, 2008. - 108 с.

14. Теречева М.Н. Модель классификации объективных методов и методик диагностики устной речи с использованием аппаратных средств: монография. - СПб.: ООО «ЦДППССР «Цицерон», 2014. - 176 с.

15. Устав Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. - Режим доступа: www.who. int/about/mission/ru/

16. Чебыкина A.B., Морозов A.B. Психофизиологические критерии современных здоровьесберегающих техно-

ш

0 н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

ф

5

2 i

Е £

Ф го

Ü. I

Ф о

Ю S

о о

ф о

ф о

° Ё-

СО ф

ф о

го m <u J

ш

ф

ü

CR

логий // Экологическая педагогика и 18. Шагина И.Р. Влияние учебного психология здоровья: проблемы, пер- процесса на здоровье студентов //

спективы развития: матер, ежегод- Астраханский медицинский жур-

ной междунар. науч.-практ. конф. - нал. - 2010. - № 2. С. 26-29.

USA: Primel Е-hunch LLC, 2014. -С. 90-94.

17. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -

М.: Народное образование, 1996. - 160 с. Поступила 05.02.2019

Об авторе:

Гревцева Гульсина Якуповна, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры (Россия, г. Челябинск), доктор педагогических наук, yakupovna@rambler.ru

Для цитирования: Гревцева Г.Я. Значение здоровьесберегающих технологий в процессе профессиональной подготовки студентов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 1. С. 59-65. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-59-65

References:

1. Andreeva I.G. Information health risks in the educational process // Pedagogika. - 2016. -No.8. P. 73-77. [in Russian]

2. Anikeeva N.G. Formation of the health-saving competence of students during vocational training at the university (on the material of the discipline «Physical Education»). Author's abstarct. dis. ... kand. ped. nauk. - Tula, 2009. - 25 p. [in Russian]

3. Baklykova A.V. Health and lifestyle of medical students // Molodoy uchenyi. - 2010. -No.5. - Vol. 2. P. 205-207. [in Russian]

4. Grevtseva G.Ya., Tsiulina M.V., Borodulina E.A. Reflexive-assessment technologies as a factor of civil and patriotic education of students in a socio-cultural environment [Electronic resource] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2016. - No.3. P. 329. -Available at: URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24726 [in Russian]

5. Zhukov O.F. Conceptual foundations of health-preserving activities of educational institutions // Proceedings of higher educational institutions. Volga region. Humanitarian sciences. - 2010. - No.3 (15). P. 130-135. [in Russian]

6. Ivanyushkin A.Ya. «Health» and «disease» in the system of value orientations of a person // Valeologiya. - 1982. - No.1. P. 29-33. [in Russian]

7. Korzhova M.E. Health-saving technology of the educational process in institutions of secondary vocational education: Diss. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2007. - 176 p. [in Russian]

8. Meermanova I.B., Koygeldinova Sh.S., Ibraev S.A. The health status of students enrolled in higher education [Electronic resource] // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2017. - No.2-2. P. 193-197. - Available at: https://applied-research. ru/ru/article/view?id=11244 (access date: 01.03.2019). [in Russian]

9. Mescheryakova G.P. Organizational and pedagogical support for the implementation of health-saving technologies in the educational process of the university. Dis. ... kand. ped. nauk. - Stavropol, 2006. - 190 p. [in Russian]

10. Mozzhukhina L.I. The level of physical health of modern schoolchildren. Health and Education: Materials of the I All-Russian Scientific. Pract. conf. - Perm, 2002. - P. 256259. [in Russian]

11. Serikov S.G. Health saving of pupils in primary vocational education. - SPb.: Educational Center of the Committee on Education of the Administration of St. Petersburg, 1999. - 42 p. [in Russian]

12. Smirnov N.K. Health-saving educational technologies and school health psychology. -Moscow: Arkti, 2005. - 320 p. [in Russian]

13. Suvorov S.N. Optimization of health-saving technologies in the educational process of rural schools: Diss. ... kand. med. nauk. - Perm, 2008. - 108 p. [in Russian]

14. Terecheva M.N. A classification model of objective methods and methods for diagnosing oral speech using hardware. - SPb.: LLC "TsDPPSS" Cicero", 2014. - 176 p. (11 pp). [in Russian]

15. Constitution of the World Health Organization [Electronic resource] // Available at: www.who.int/about/mission/ru/ [in Russian]

16. Chebykina A.B., Morozov A.B. Psychophysiological criteria of modern health-saving technologies. Environmental Pedagogy and Health Psychology: Problems, Development Prospects: Annual Intern. scientific-practical conf. - USA: Primedia E-launch LLC, 2014. -P. 90-94. [in Russian]

17. Choshanov M.A. Flexible technology of problem-module training. - M.: Narodnoye obrazovaniye, 1996. - 160 p. [in Russian]

18. Shagina I.R. Influence of the educational process on the health of students // Astrakhanskii Medtsinskii Zhurnal. - 2010. - No.2. P. 26-29. [in Russian]

About the author:

Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Chelyabinsk State Institute of Culture (Russia, Chelyabinsk), Doctor of Pedagogical Sciences, yakupovna@rambler.ru

For citation: Grevtseva G.Ya. Importance of health saving technologies in vocational training of students // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. -Vol. 11. - No. 1. P. 59-65. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-1-59-65

m о н x

<D

5

2 5

E £

<u ro

CL x

Ф О

Ю s

о о

ф о

ф о

° Ё-

СО ф

ф

J

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.