Научная статья на тему 'Критерии оценки эффективности спортивно-оздоровительной деятельности вуза на основе здоровьесберегающих технологий'

Критерии оценки эффективности спортивно-оздоровительной деятельности вуза на основе здоровьесберегающих технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗАХ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЖИЗНЕННЫЕ ФАКТОРЫ / УЛУЧШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN UNIVERSITIES / EFFECTIVENESS OF APPLYING HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / HEALTHY LIFESTYLE AND VITAL FACTORS / IMPROVING FUNCTIONAL ACTIVITY OF STUDENTS THROUGH HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / CLASSIFICATION OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тоноян Хорен Аветисович, Капитонов Владислав Юрьевич, Егоров Алексей Борисович, Щепелев Александр Анатольевич

В статье рассматриваются современные проблемы здоровьесберегающих технологий и их применение на практических занятиях по элективным курсам (модулям) по физической культуре и спорту. В исследовании представлены новые подходы, позволяющие улучшить организацию и проведение учебного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, показатели физической подготовки студентов, сократить число освобожденных от практических занятий и повысить показатели посещаемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тоноян Хорен Аветисович, Капитонов Владислав Юрьевич, Егоров Алексей Борисович, Щепелев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE EFFICIENCY OF THE SPORTS AND HEALTH ACTIVITIES IN THE UNIVERSITY ON THE BASE OF HEALTH- SAVING TECHNOLOGIES

The article deals with the modern problems of health-saving technologies and their application in practical classes in applied and elective courses (modules) of physical culture and sport at the Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (PKU). New approaches are presented that allow improving the organization and conducting the educational process based on health-saving technologies, indicators of students' physical training, reducing the number of exempted from practical exercises and increase the attendance rates.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки эффективности спортивно-оздоровительной деятельности вуза на основе здоровьесберегающих технологий»

BARISHOVETS Ekaterina Mikhailovna — postgraduate student at the Lomonosov Moscow State University (bld. 4, 27Lomonosovsky Ave, Moscow, 119991, Russia; barishovec@gmail.com)

the impact of modern trends in the development of society on the formation of competences of the head of an educational organization

Abstract. Due to the change in the structure of educational institutions, the method of managing these educational institutions also requires changes. The article discusses the impact of changes in modern society on the professional competencies of the head of an educational organization. Competences must be selected in accordance with modern requirements in order to meet the challenges of our time. The success of an adequate development of the management system of an educational organization is based on the availability and provision of a quality level of education. Moreover, the effectiveness of the modernization of educational structures, both as a whole and in a single institution, directly depends on the competence and activity of the head, in accordance with his qualifications. The author concludes that professional competence of a modern leader is an integral attribute of the head of each individual institution; therefore, it is important to approach its formation and selection consciously and in accordance with the trends of social, cultural and economic development of society. Keywords: educational complex, professional competence, technological progress, management system

ТОНОЯН Хорен Аветисович — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (109004, Россия, г. Москва, ул. Земляной Вал, 73;professor-tonoyan@mail.ru)

КАПИТОНОВ Владислав Юрьевич — преподаватель кафедры физической подготовки УНК СП Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, майор полиции (107061, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12; alsgord@mail.ru)

ЕГОРОВ Алексей Борисович — и.о. заведующего кафедрой физической культуры и БЖД Московского государственного института культуры (141406, Россия, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7; mgikrab@mail.ru)

ЩЕПЕЛЕВ Александр Анатольевич — старший преподаватель кафедры физической культуры и БЖД Московского государственного института культуры (141406, Россия, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 7; mgikrab@mail.ru)

критерии оценки эффективности спортивно-оздоровительной деятельности вуза на основе здоровьесберегающих технологий

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы здоровьесберегающих технологий и их применение на практических занятиях по элективным курсам (модулям) по физической культуре и спорту. В исследовании представлены новые подходы, позволяющие улучшить организацию и проведение учебного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, показатели физической подготовки студентов, сократить число освобожденных от практических занятий и повысить показатели посещаемости. Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии в вузах, эффективность применения здоровьесберегающих технологий, физическая культура и спорт, здоровый образ жизни и жизненные факторы, улучшение функциональной активности студентов с помощью здоровьесберегающих технологий, классификация здоровьесберегающих технологий

На современном этапе уровень здоровья студентов и молодежи в России с каждым годом становится ниже и ниже. Общество стало меньше внимания

уделять спорту и активному образу жизни. Чтобы исправить положение дел, молодым людям необходимо найти для себя вид спорта или спортивно-оздоровительную деятельность по интересам, поддерживать свой организм на должном функциональном уровне, позволяющем сохранить двигательную активность и физическую форму [Виноградов, Столов, Душанин 1999]. Занятия спортом могут кардинально изменить образ жизни любого студента. Известно много случаев, когда молодые люди, по той или иной причине оказавшиеся в сложной ситуации, занявшись спортом, снова находили в себе силы и возможности, чтобы вернуться в общество как полноценные и активные граждане. Кроме того, спорт помогает молодежи отказаться от вредных привычек, завести новые знакомства по интересам, продлевать творческое долголетие [Амосов 1987; Анищенко 1999].

В учебном процессе в Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) роль физической культуры и спорта как одной из ключевых и базовых дисциплин образовательного цикла проявляется по трем основным направлениям. Во-первых, она обеспечивает повышение уровня здоровья, воспитывает силу духа и обеспечивает твердую почву для будущей профессиональной деятельности студентов. Во-вторых, способствует систематизации и планированию образа жизни, рациональному распределению времени. В-третьих, она влияет на внутренний мир студента, воспитание воли и характера: способствует развитию дисциплинированности, упрямства, умения справляться с трудностями; помогает легко и без особых проблем интегрироваться в социум [Смирнов и др. 2001].

Победы российских спортсменов на зимних Олимпийских играх в Сочи, проведение Чемпионата мира по футболу в Москве подняли интерес к спорту, сделали его модным и популярным. Постепенно возрождается культ спорта и здорового образа жизни, и вузы должны поддержать этот позитивный тренд.

Техническая революция, способствующая развитию гиподинамии среди молодежи, подтолкнула ученых и исследователей к разработке здоровьесбе-регающих технологий на практических занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях. Под здоровьесберегающими технологиями в образовательной системе высших учебных заведений следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения ее воздействия на здоровье студентов [Смирнов и др. 2001]. Специалисты считают, что состояние здоровья на 50% зависит от образа жизни, который ведет человек. В национальной доктрине развития образования и федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Важно отметить, что физкультурное образование, знание и соблюдение здоровьесберегающих технологий ведет к повышению профессиональной компетентности будущих специалистов с учетом новых условий, запросов и потребностей государства и общества в целом [Муллер и др. 2013].

Многочисленные исследования показали: большинство студентов понимают, что улучшение их здоровья напрямую зависит от занятий физической культурой и спортом, от их образа жизни, на который влияет множество факторов [Дубровский 2006; Горелов, Румба, Кондаков 2008]. Для анализа этих факторов и для удобства запоминания мы объединили их в 3 группы [Тоноян 2005].

1-я группа факторов: все, что окружает студента, - среда его жизни: дом, учебные помещения, транспорт, природа, воздух, вода, одежда. Это и микросоциум: семья, учебная группа, соседи, коллеги по работе.

2-я группа факторов: все, что студент «вводит» в себя: продукты питания, лекарства, никотин, алкоголь, наркотики.

3-я группа факторов: то, что студент делает с собой в результате волевых усилий и осознания необходимости своих действий. Сюда отнесем занятия физической культурой и спортом, закаливание, организацию рабочего дня. При разработке новых здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать значение всех факторов.

Проведенные нами исследования в период с 2013 по 2017 г. в МГУТУ им. К.Г. Разумовского показали, что у студентов дневного, вечернего и заочного отделений наблюдается (даже по сравнению с началом нулевых годов) рост заболеваний по 6 ключевым направлениям: заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, эндокринной системы, пищеварительной системы и опорно-двигательного аппарата [Тоноян 2005]. За 3 года незначительно увеличилось число студентов, полностью освобожденных от практических занятий физической культурой по состоянию здоровья по решению специальной медицинской комиссии. Увеличилось число студентов со специальной и подготовительной группой здоровья. Поэтому необходимо искать новые методы и технологии для улучшения, сохранения и укрепления духовного и физического здоровья студентов. Это важно и для нормализации эмоционального тонуса и преодоления крайнего физического напряжения в различных стрессовых ситуациях [Егорьев 2003].

Для конкретизации исследования с учетом особенности вуза, на наш взгляд, необходимо классифицировать здоровьесберегающие технологии и уже на основе этого определять пути решения нашей проблемы. В зарубежных и отечественных научных исследованиях существует несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и часто используемой в высших образовательных учреждениях России является классификация, предложенная Н.К. Смирновым [Смирнов и др. 2001]. Он выделил несколько групп, в которых используются разные подходы к охране здоровья, и, соответственно, разные формы работы.

К первой группе относятся медико-гигиенические технологии. Это совместная деятельность администрации учебных заведений, преподавателей и медицинских работников, контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий, организация медицинских кабинетов, проведение прививок, организация профилактических мероприятий в преддверии эпидемий (гриппа).

Вторую группу составляют физкультурно-оздоровительные технологии, которые направлены на физическое развитие учащихся и применяются на практических и элективных занятиях физической культурой, в спортивных секциях, на внеурочных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Третья группа направлена на создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности студентов.

В четвертую группу включены технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности. Их реализуют специалисты по охране труда, по защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители учебных корпусов, инженерно- технические службы, пожарные инспекции.

К пятой группе относятся собственно здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), которые делятся на три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и др.;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой на уроках физической культуры. Сюда же входит и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

— учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые обучают студентов заботиться о своем здоровье, вести правильный образ жизни, отказываться от вредных привычек. Эти технологии предусматривают также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после занятий.

Классификация здоровьесберегающих технологий позволила нам определить главные направления здоровьесберегающей деятельности в МГУТУ им. К.Г. Разумовского. Была разработана анкета. В качестве экспертов выступили студенты дневного отделения Института биотехнологий и рыбного хозяйства (БиРХ) МГУТУ им. К.Г. Разумовского и студенты Института экономики, менеджмента и права (ЭМиП) — по 100 чел. Опрашиваемым было предложено по 3-балльной шкале1 оценить готовность образовательной структуры к организации учебного процесса с учетом здоровьесберегающих технологий (см. табл. 1).

На основании полученных статических данных можно сказать, что наибольшее число положительных отзывов получил раздел «Здоровьесберегающая инфраструктура в образовательных учреждениях» (более 70%). Это говорит о том, что образовательная структура готова к реализации здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Наиболее низкую оценку экспертов получил шестой раздел — «Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья» (около 27%).

2-е место по числу баллов (65,5%) заняло направление «Организация физкультурно-оздоровительной работы». Это говорит о том, что работа физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых и элективных модулей (секций) находится на высоком уровне.

При сравнительном анализе всех показателей предпочтение экспертов было отдано подразделу 3.4. «Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий» (около 88,5%). Самую низкую оценку получил подраздел 6.5. «Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья студентов» (около 65,5%).

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Здоровьесберегающие технологии на современном динамичном этапе развития образования должны реализовываться параллельно со здоровьесберега-ющей инфраструктурой, другими образовательными технологиями и способствовать улучшению функциональной активности студентов на теоретических и практических занятиях по физической культуре и спорту.

Здоровьесберегающие технологии направлены на улучшение и сохранение здоровья молодежи, что представляет собой главную ценность. Соответственно, каждый студент обязан ответственно относиться к своему здоровью, контролировать его и следить за всеми факторами, которые могут вредить здоровому образу жизни.

Организация и проведение учебных занятий в вузе, а также культурных и досуговых мероприятий, контроль за физическим состоянием студентов за весь период обучения, создание системы комплексных педагогических мер по обеспечению работы способствуют динамичному развитию и внедрению здоровьесберегающих технологий, что, в свою очередь, поможет сохранить и улучшить здоровье молодых людей на занятиях по физической культуре на весь период обучения.

1 Оценка «3» - «удовлетворяет полностью», оценка «2» - «удовлетворяет частично», оценка «1» -«не удовлетворяет».

Таблица 1

Оценка готовности образовательной структуры к организации учебного процесса с учетом здоровьесберегаюших технологий

№ п/п Направление деятельности здоровьесберегаюших технологий Число экспертов, чел. Оценки экспертов, %

3 2 1

1. Здоровьесберегающая инфраструктура в образовательных учреждениях:

1.1. - состояние и содержание учебных корпусов и помещений вуза в соответствии с гигиеническими нормами; 200 61,5 21,5 6

- оснащенность спортивных залов необходимым оборудованием и инвентарем; 200 61,5 28 10,5

1.2. - наличие и должное оснащение медицинского кабинета; 200 67 21,5 11,5

1.3. - наличие и должное оснащение студенческой столовой; 200 82,5 12 5,5

1.4. - организация качественного питания; 200 61,5 27,5 11

1.5. - необходимый (в расчете на число учащихся) и квалифицированный состав преподавателей и специалистов. 200 78,5 21 6,5

2. Рациональная организация учебного процесса:

2.1. - соблюдение гигиенических норм и требований к организации учебного процесса на всех этапах обучения; 200 73,5 21 5,5

2.2. - использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным возможностям и особенностям студентов; 200 56,5 28,5 15

2.3. - введение любых инноваций только под контролем специалистов; 200 62 22,5 15,5

2.4. - строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); 200 83,5 11,5 5

2.5. - рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; 200 68 17 15

2.6. - индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей организма), работа по индивидуальным программам 200 58,5 17,5 24

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы:

3.1. - полноценная и эффективная работа во всех группах здоровья (на занятиях по физической культуре, в элективных секциях); 200 43,5 40,5 16

3.2. - создание условий для работы спортивных секций; 200 58 28 14

3.3. - регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий. 200 79 17,5 3,5

4. Просветительско-воспитательная работа со студентами, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

4.1. - включение образовательных программ, направленных на сохранение и сбережение здоровья; 200 65 19 16

4.2. - лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения здоровья и профилактике вредных привычек; 200 85 12 3

4.3. - проведение Дней здоровья, праздников; 200 80 15 5

4.4. - создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации и студентов; 200 48,5 32 19,5

4.5. - приобретение и использование научно-методической литературы; 200 54 28 18

4.6. - совместное проведение спортивных соревнований. 200 50 21,5 28,5

5. Организация системы просветительской и методической работы с преподавателями и специалистами для повышения квалификации работников вуза:

5.1. - лекции, семинары, консультации, курсы по вопросам здоровьесбережения 200 54 28,5 17,5

5.2. - приобретение и использование научно-методической литературы 200 61,5 23 15,5

5.3. - привлечение преподавателей и кураторов к совместному проведению спортивных соревнований. 200 49 49,5 1,5

6. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья:

6.1. -использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушения осанки и зрения); 200 30,5 32,5 37

6.2. - регулярный анализ и обсуждение на заседании кафедры физического воспитания и спорта состояния здоровья студентов; 200 67,5 17,5 15

6.3. - регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья; 200 34 28 38

6.4. - создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи студентам; 200 17 16,5 61,5

6.5. - привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья студентов. 200 18,5 16 65,5

Список литературы

Амосов Н.М. 1987. Раздумья о здоровье. 3-е изд., доп., перераб. М.: Физкультура и спорт. 64 с.

Анищенко В.С. 1999. Методико-практические занятия студентов. М.: Изд-во РУДН. 165 с.

Виноградов П.А., Столов И.И., Душанин А.П. 1999. Физическая культура и спорт в России в преддверии XXIвека. М.; Красноярск. 290 с.

Горелов А.А., Румба О.Г., Кондаков В.Л. 2008. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы. — Научные проблемы гуманитарных исследований. Вып. 6. С. 28-33.

Дубровский В.И. 2006. Лечебная физкультура и врачебный контроль: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ООО «Медицинское информационное агентство». 598 с.

Егорьев А.О. 2003. Здоровье студентов с позиции профессионализма. - Теория и практика физической культуры. № 2. С. 53-56.

Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А., Близневский А.Ю., Рябини-на С.К. Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Юрайт. 424 с.

Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. 2001. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних

педагогических учебных заведений (под ред. С.Л. Смирнова). 4-е изд., испр. М.: ИЦ «Академия». 512 с.

Тоноян Х.А. 2005. Физическая культура и здоровье: учебное пособие. М.: РОСЗИТЛП. Т. 1. 345 с.

TONOYAN Khoren Avetisovich, Dr.Sci. (Ped.), Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of Professional Education, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (First Cossack University) (73Zemlyanoi Val St, Moscow, Russia, 109004;professor-tonoyan@mail.ru)

KAPITONOV Vladislav Yur'evich, Lecturer at the Chair of Physical Training, UNK SP, V.Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Police Major (12 Akademika Volgina St, Moscow, Russia, 117437; alsgord@mail.ru)

EGOROV Aleksei Borisovich, Acting Head of the Chair of Physical Education and Life Safety, Moscow State Institute of Culture (7Bibliotechnaya St, Khimki, Moscow Region, Russia, 141406; mgikrab@mail.ru)

SHEPELEV Aleksandr Anatol'evich, Senior Lecturer at the Chair of Physical Education and Life Safety, Moscow State Institute of Culture (7Bibliotechnaya St, Khimki, Moscow Region, Russia, 141406; mgikrab@mail.ru)

criteria for assessing the efficiency of the sports and health activities in the university on the base of health- saving technologies

Abstract. The article deals with the modern problems of health-saving technologies and their application in practical classes in applied and elective courses (modules) of physical culture and sport at the Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky (PKU). New approaches are presented that allow improving the organization and conducting the educational process based on health-saving technologies, indicators of students' physical training, reducing the number of exempted from practical exercises and increasing the attendance rates.

Keywords: health-saving technologies in universities, effectiveness of applying health-saving technologies, physical culture and sports, healthy lifestyle and vital factors, improving functional activity of students through health-saving technologies, classification of health-saving technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.