УДК 796.01 ББК 75.1 Д 60
А.Н. Доева
Доктор биологических наук, профессор кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физической культуры СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова; E-mail: [email protected]
З.А. Гагиева
Кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных игр и медико-биологических дисциплин факультета физической культуры СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова; E-mail: [email protected]
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
(Рецензирована)
Аннотация. Актуальность и новизна исследования состоят в демонстрации положительной роли специальных физических упражнений на состояние здоровья школьников специальных медицинских групп (СМг). В статье дан анализ используемым в процессе физического воспитания учащихся СМг систематических занятий физическими упражнениями с учетом медико-педагогических противопоказаний и рекомендаций. При этом необходимо по литературным данным методически правильно сочетать эти упражнения, уметь индивидуализировать, регулировать и контролировать нагрузку на занятии. Поэтому необходимо подбирать такие виды физических упражнений и двигательных действий, которые будут учитывать конституциональные особенности телосложения детей, позволяющие осуществить индивидуализацию физического воспитания для физической реабилитации и профилактики отклонений в состоянии здоровья. В статье предложен дифференцированный подход к организации физического воспитания школьников специальной медицинской группы. Установлено, что использование специальных видов физических упражнений будет способствовать учету особенностей телосложения школьников, вида заболевания. Доказана необходимость индивидуального подхода для физической реабилитации и профилактики отклонений в состоянии здоровья.
Ключевые слова: физическое воспитание школьников; специальные медицинские группы; физическая культура, индивидуально-дифференцированный подход; физкультурно-оздоровительные занятия; паспорт здоровья школьника.
A.N. Doeva
Doctor of Biology, Professor of Department of Sport Games and Medical-Biological Disciplines of Faculty of Physical Culture, the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov; E-mail: [email protected]
Z.A. Gagieva
Candidate of Biology, Associate Professor of Sport Games and Medical-Biological Disciplines of Faculty of Physical Culture, the North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov; E-mail: [email protected]
THE DIFFERENTIATED APPROACH IN PHYSICAL TRAINING OF SCHOOL STUDENTS OF SPECIAL
MEDICAL GROUP
Abstract. The relevance and novelty of the research lies in demonstration of a positive impact of special physical exercises on the state of health of school students of the special medical groups (SMG). In the paper, an analysis is given of systematic physical exercises used in the course of physical training of SMG pupils by taking into account medical-pedagogical contraindications and recommendations. At the same time it is necessary to combine methodically correctly these exercises, according to literary data, to be able to individualize, regulate and control a load at the lesson. Therefore it is necessary to select such types of physical exercises and physical actions which will take into account the constitutional features of a body build of children allowing carrying out individualization of physical training for physical aftertreatment and prophylaxis of deviations in the state of health. This paper proposes the differentiated approach to the organization of physical training of school students of special medical group. It has been established that use of special types of physical exercises will promote accounting of features of a body build of school students, and a type of a disease. Need of individual approach for physical aftertreatment and prophylaxis of deviations in the state of health is proved.
Keywords: Physical training of school students; special medical groups; physical culture, the individual differentiated approach; sports and recreational occupations; passport of health of the school student.
Введение. Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время недостаточно проработана проблема дифференцированного подхода в физическом воспитании школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В работе поставлена цель - разработать представление о роли специальных физических упражнений в совершенствовании состояния здоровья школьников, отнесенных к СМГ. В связи с целью исследования поставлены задачи:
1) провести анализ литературных источников по разрабатываемой проблеме;
2) оценить экспериментально дифференцированный индивидуальный подход к испытуемым.
Организация занятий физкультурой в школе для учащихся с разным уровнем здоровья требует индивидуального подхода [1-3]. Учебно-трудовая и физкультурно-спортивная деятельность школьников первой группы здоровья должна быть построена в соответствии
с требованиями государственных образовательных программ по физической культуре и организована без каких-либо ограничений. Со школьниками, отнесенными ко второй группе здоровья, необходимо проводить занятия лечебной физкультурой, рекомендуется соблюдать диету, применять закаливающие процедуры, для таких детей рациональный режим труда и отдыха организуют в соответствии с состоянием их здоровья. Двигательный режим учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, имеет определенные противопоказания, но обязательно должен присутствовать в их образе жизни [4-6].
Часто болеющим школьникам, которые относятся к специальной медицинской группе, выдают справки об освобождении от занятий физической культурой. В то же время таким детям и подросткам необходима двигательная активность, для них должны быть разработаны специальные методики и программы, учитывающие
специфику заболеваний, уровень физической подготовленности, состояние здоровья, функциональное состояние организма, медицинские противопоказания и рекомендации по содержанию занятий [7-9].
Методика проведения исследований. Для организации дифференцированного физического воспитания школьников специальной медицинской группы нами был разработан «Паспорт здоровья», предназначенный для измерения и оценки уровня здоровья обучающихся в процессе их физического совершенствования.
Паспорт здоровья школьника включает:
- индекс Кетле как отношение массы тела, измеренной в граммах, к росту в сантиметрах;
Основные результаты и выводы. К основным задачам работы учителя физической культуры со школьниками из специальных медицинских групп (СМГ) относится формирование рационального двигательного режима с целью увеличения физического и психологического потенциала молодого организма, повышения устойчивости к неблагоприятным факторам среды и адаптационных возможностей занимающихся [10-12].
Улучшению морфофункцио-нального состояния и физической подготовленности школьников при занятиях в СМг будут способствовать одновременное использование так назы-
- жизненный индекс как отношение жизненной емкости легких, (ЖЕЛ), измеренной в мл, к массе тела в кг;
- силовой индекс сильнейшей руки, отнесенный к массе тела в кг;
- индекс сердечно-сосудистой деятельности как произведение частоты сердечных сокращений (ЧСС) сидя, в покое на систолическое артериальное давление (САД) и деленное на 100;
- функциональная проба «20 приседаний», оцениваемая по проценту учащения ЧСС, измеренной до приседаний и в перерыве 15 с после них.
Указанные параметры оцениваются в баллах, общая сумма которых характеризует общий уровень здоровья школьника (таблица 1).
ваемых «стрессовых» нагрузок и индивидуально-дифференцированный подход к конституционально-типологическим особенностям ребенка [12-13].
В ряде работ рассматриваются вопросы подбора оптимального двигательного режима и процессов адаптации, определяющих эффективность тренирующих воздействий для развития и совершенствования физических качеств [6; 14].
К числу факторов, влияющих на повышение эффективности физических упражнений, относятся следующие:
- возраст, пол, уровень физического и умственного развития занимающихся;
Таблица 1
Оценка общего уровня здоровья школьника
Общее количество баллов Уровень здоровья
Более 21 Высокий
18-21 Выше среднего
13-17 Средний
8-12 Ниже среднего
Менее 8 Низкий
- нравственное и моральное воспитание школьника;
- мотивации и степень проявления интереса к занятиям физической культурой и т.д.;
- глубина изученности разнообразных форм и средств физической культуры позволяет применять в практической деятельности наиболее эффективные упражнения;
- степень обоснованности и методической проработанности уроков физической культуры.
Таким образом, каждое физическое упражнение может оказывать разный эффект на занимающихся в зависимости от их перечисленных характеристик.
Большое значение имеет проблема оптимального дозирования физических упражнений, учет степени их эффективности использования, оценка воздействия на различные индивидуальные характеристики занимающихся. Оптимальное дозирование физических упражнений включает учет преподавателем таких характеристик нагрузки, как их продолжительность, степень интенсивности, количество и частота повторов, характер отдыха, внешние условия, индивидуальные особенности ребенка.
Основным средством, используемым в процессе физического воспитания учащихся СМг, являются систематические занятия физическими упражнениями с учетом медико-педагогических противопоказаний и рекомендаций. При этом необходимо методически правильно сочетать эти упражнения, уметь индивидуализировать, регулировать и контролировать нагрузку на занятии.
Поэтому необходимо подбирать такие виды физических упражнений и двигательных действий, которые будут учитывать конституциональные особенности телосложения, позволяющие осуществить индивидуализацию физического воспитания для физической реабилитации и профилактики отклонений в состоянии здоровья [9; 12; 14].
Одними из приоритетных видов физкультурно-оздоровительных занятий являются разнообразные спортивные игры, они популярны у 75-78% школьников, но владеют навыками игры до 35-45% детей. В связи с этим обучение спортивным играм в школьном возрасте остается проблемой, несмотря на количество исследований, посвященных данной теме.
Для воспитания жизнеспособного и социально активного молодого поколения большое значение имеет осознание и освоение школьниками таких мобилизационных ценностей, как уроки физкультуры и занятия в секциях, рациональная организация режима дня, собранность, самодисциплина, быстрота реакции на ситуацию и принятие решений, упорство в достижении поставленной цели и умение спокойно пережить неудачу.
В процессе двигательной деятельности происходит не только преобразование физической природы человека, но и развитие его сознания и мышления, формирование мироощущения и миропонимания. Двигательная активность повышает жизнеспособность и способствует духовному самоопределению личности. Школьник учится наблюдать за собой и понимать самого себя. Он получает возможность упрочить свои позиции при столкновении с окружающим миром.
Педагог является центральной фигурой процесса физического воспитания, носителем содержания образования и культурных ценностей, организатором педагогических условий, определяющих эффективность деятельности [15].
Таким образом, работа педагога по воспитанию физической культуры представляет собой сложный процесс целенаправленного, организованного с помощью специальных методов и разнообразных средств и форм активного взаимодействия педагога и школьника. Социальная эффективность физического
воспитания оценивается через такие показатели, как позитивное воздействие педагога на развитие физических и нравственных качеств личности школьника, творческую самореализацию, нравственную саморегуляцию поведения.
По программе «Паспорт здоровья школьника» в 2015-2016 гг. было протестировано 100 школьников, относящихся по состоянию здоровья к СМг. Проведенный анализ результатов тестов позволял получить ответы на такие вопросы, как:
- степень однородности физического развития и состояния здоровья школьников среднего возраста;
- динамика состояния здоровья и физического развития школьников в учебном процессе.
Идентичность потоков различных классов анализировалась путем парного сравнения достоверности различий по ^критерию Стьюдента.
Было установлено, что исследованный контингент школьников 12-15 лет однороден по показателям физического развития и уровню здоровья. 41,7% школьников считают уровень своего здоровья
удовлетворительным, 32,3% учащихся не жалуются на свое здоровье, 15,2% затруднились ответить; и 10,8% ответили, что они совершенно здоровы. 79,3% опрошенных считают, обязательные занятия физической культурой в школе не способствуют укреплению здоровья, 6,8% опрошенных школьников отметили положительное влияние уроков физкультуры, и у 13,9% школьников этот вопрос вызвал затруднение.
Анализ полученных ответов позволяет констатировать, что 50% опрошенных школьников не ощущают себя здоровыми, а имеющаяся система учебного процесса по физическому воспитанию в школе не выполняет функцию укрепления здоровья занимающихся. Большинство опрошенных школьников не заинтересованы в посещении регламентированных занятий по физическому воспитанию, поскольку их не устраивает содержание проводимых занятий. Проведенное исследование показало необходимость осуществления дифференцированного подхода к физическому воспитанию школьников, отнесенных к СМг с учетом пола, возраста и вида заболевания.
Примечания:
1. Велитченко В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе // Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л.Б. Кофмана. М.: Физкультура и спорт, 1998. С. 60-66.
2. Гончаров В.А., Глухова Н.Ю., Жуков О.Ф. Учет индивидуально-типологических особенностей в процессе физического воспитания школьников // Вестник спортивной науки. 2009. № 1. С. 41-42.
3. Забродина Н.П. Работа со специальными медицинскими группами // Физическая культура в школе. 2000. № 6. С. 22-25.
4. Залетаев И.П. Организация и проведение занятий с учащимися специальной медицинской группы // Физическая культура в школе. 2005. № 5. С. 11-17.
5. Демиденко М.Г., Ильков В.А., Грицев Д.Г. Сущность и перспективы использования индивидуально-дифференцированного подхода в физическом воспитании школьников // Наука - образованию, производству, экономике: материалы XXII (69) регион. науч.-практ. конф. преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 9-10 февраля 2017г.: в 2 т. Витебск, 2017. Т. 1. С. 353-354.
6. Киселев Л.В. Системный подход к оценке адаптации в спорте. Красноярск: Изд-во Красноярс. ун-та, 1986. 175 с.
7. Борисова Ю.Ю. Оценка физического состояния школьников // Современные здоровьесберегающие технологии: материалы междунар. науч.-практ. конф., 23-24 марта 2015г. Орехово-Зуево, 2015. С. 138-145.
8. Жмыхова А.Ю. Оздоровление студенток спецмедгруппы методом дозированной степ-аэробики с учетом их исходного функционального состояния // Вестник спортивной науки. 2009. № 3. С. 59-61.
9. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе / под ред. М.Д. Рипы. М.: Просвещение, 1988. 175 с.
10. Макарова Л.Н., Ромашевская Н.И. Интегральная оценка физического состояния школьников при занятиях физической культурой // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4-3(58). С. 34-38.
11. Пятахин А.М. Повышение оздоровительной направленности физического воспитания школьников на основе дифференцированного подхода // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2007. 8(52). С. 256-260.
12. Тимошина И.Н. Физкультурное образование учащихся специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений: монография. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. 138 с.
13. Мельникова О.А. Эффективность индивидуально-дифференцированной методики плавания на показатели внешнего дыхания, физической подготовленности, резистентности организма студентов специальной медицинской группы с дисплазией соединительной ткани // Омский научный вестник. 2007. № 1 (51). С. 132-136.
14. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная: учебник. М.: Советский спорт, 2010. 619 с.
15. Ценности педагогической деятельности / Ж.А. Болотова, Ю.В. Костри-кова, Е.А. Радченко [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №1-2. С. 257-259.
References:
1. Velitchenko V.N. Organization of classes with students assigned to a special medical group // A handbook of the teacher of physical culture / ed. by L.B. Kof-man. M.: Physical Culture and Sports, 1998. P. 60-66.
2. Goncharov V.A., Glukhova N.Yu., Zhukov O.F. Accounting for individual typological features in the process of physical education of schoolchildren // Sport Science Bulletin. 2009. No. 1. P. 41-42.
3. Zabrodina N.P. Work with special medical groups // Physical culture at school. 2000. No. 6. P. 22-25.
4. Zaletayev I.P. Organization and conduct of classes with pupils of a special medical group // Physical culture at school. 2005. No. 5. P. 11-17.
5. Demidenko M.G., Ilkov V.A., Gritsev D.G. Essence and perspectives of using the individual-differentiated approach in the physical education of schoolchildren // Science to education, production, economy: materials of the XXII (69) regional scient. and pract. conf. of teachers, researchers and graduate students, Vitebsk, February 9-10, 2017: in 2 vol. Vitebsk, 2017. Vol. 1. P. 353-354.
6. Kiselyov L.V. Systematic approach to the assessment of adaptation in sports. Krasnoyarsk: Publishing house of Krasnoyarsk University, 1986. 175 pp.
7. Borisova Yu.Yu. Assessment of the physical condition of schoolchildren // Modern health-saving technologies: materials of the international scientific and practical conf., March 23-24, 2015. Orekhovo-Zuevo, 2015. P. 138-145.
8. Zhmykhova A.Yu. Rehabilitation of female students of a special medical group by the method of measured step aerobics taking into account their initial functional state // Sports Science Bulletin. 2009. No. 3. P. 59-61.
9. Ripa M.D., Velitchenko V.K., Volkova S.S. Physical training with students assigned to a special medical group / ed. by M.D. Ripa. M.: Prosveshchenie, 1988. 175 pp.
10. Makarova L.N., Romashevskaya N.I. Integral assessment of the physical state of schoolchildren at physical training lessons // International Scientific and Research Journal. 2017. No. 4-3 (58). P. 34-38.
11. Pyatakhin A.M. Enhancing of health-improving orientation of physical education of schoolchildren on the basis of a differentiated approach // Bulletin of Tambov University. Ser. Humanitarian Sciences. 2007. Iss. 8 (52). P. 256-260.
12. Timoshina I.N. Physical education of students of special medical groups of general educational institutions: a monograph. M.: Theory and practice of physical culture and sports, 2006. 138 pp.
13. Melnikova O.A. Efficiency of the individual-differentiated methods of swimming on the parameters of external respiration, physical readiness, resistance of the body of students of a special medical group with connective tissue dysplasia // Omsk Scientific Bulletin. 2007. No. 1 (51). P. 132-136.
14. Solodkov AS, Sologub E.B. Human physiology: general, sports, age: a textbook. M.: Soviet sport, 2010. 619 pp.
15. Values of pedagogical activity / Zh.A. Bolotova, Yu.V. Kostrikova, E.A. Radchenko [etc.] // International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. No.1-2. P. 257-259.