ставляющих его не просто как подход к содержанию образования17, но позволяющих в дальнейшем его развивать технологически. Организация образовательной среды не просто призвана служить «выделению внешнего и внутреннего содержания образования, внешнего и внутреннего образовательного продукта»18, но имеет потенциал технологии, и даже «антропоэкологически безупречной педагогической технологии»19, органично соответствующей начальному экологическому образованию.
Как нам кажется, в начальной школе востребовано такое средо-ориентирован-ное экологическое образование, которое не было бы лишь адаптированным переложением личностно ориентированного обучения, реализуемым на соответствующем содержании, формальным синтезом представлений об образовательной среде, имеющихся в теории личностно ориентированного обучения,
и экологических представлений об окружающей среде, жизненной среде человека. В нашем представлении, средовой подход к начальному экологическому образованию, несмотря на наличие у него черт неклассической педагогики (вероятностность, неопределенность, свобода выбора и свобода творческой самореализации), требует выхода на технологический уровень с его четкой заданностью целей, измеряемостью результатов, диагностическим инструментарием и атрибутами успешной продуктивной деятельности.
Таким образом, мы полагаем, что использование средового подхода в начальной школе, в том числе и в эколого-педагогическом процессе, имеет основания и представляется перспективным для дальнейшей методической разработки и пополнения профессионального инструментария современного учителя начальных классов.
Примечания
1 См.: ЯсвинВ.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
2 См.: Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. 2000, № 7. С. 32-39.
3 См.: Сергеев С.Ф. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 58-65.
4 Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань, 2000. C. 173.
5 Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. Вып. 1. С. 91.
6 Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996. С. 124.
7 МакаренкоА.С. Воспитание гражданина. М., 1988. С. 219.
8 Ясвин В.А. Указ. соч. С.35.
9 Новые ценности образования... С. 91.
10 Ясвин В.А. Указ. соч. С.35.
11 См.: Кречетников К.Г. Креативная образовательная среда на основе информационных и телекоммуникационных технологий как фактор саморазвития личности // Интернет-журнал «Эйдос». 2004 // http://www.eidos.ru/ journal/2004/0622-10.htm
12 См.: Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
13 См.: Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
14 См.: Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
15 См.: ХуторскойА.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М., 2005.
16 См.: Сергеев С.Ф. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 58-65.
17 См.: Хуторской А.В. Указ. соч.
18 Хуторской А.В. Указ. соч.
19 Гагарин А.В. Экологическая психология: практический курс. Учеб.-метод. пособие по специализации «Экологическая психология»: В 2 ч. Ч. 1: Актуальные проблемы экологии человека. М., 2006. С. 46.
УДК 37.015.31
Л.В. ГРАЖДАНКИНА
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (г. Барнаул) E-mail: [email protected]
Психолого-педагогические подходы к воспитательной работе с подростками в современной школе
Система воспитательной работы в современной школе на сегодняшний день стала приобретать особую значимость ввиду того, что многие учителя и родители зачастую оказываются в ситуациях, требующих компетентного реагирования на поведенческие реакции детей, особенно подросткового возраста. В связи с этим возникает ситуация
© Л.В. Гражданкина, 2010
«напряжения» взаимоотношений старшего поколения с детьми и детей друг с другом. Разрешение данной проблемы требует комплексного подхода со стороны взрослых, находящихся в повседневном контакте с подростками с позиции сотрудничества.
Ключевые слова: подросток, старший школьник, сверстники, самоопределение, социализация, педагогика сотрудничества, социальное равенство, коллектив, тренинговые занятия.
L.V. GRAGDANKINA Psychological and Pedagogic Approaches to Educational Work with Adolescents in Today's Schools
The system of educational work in contemporary schools in recent times has started to obtain a greater significance with regards to the fact that many teachers and parents frequently face situations, in which a competent solution to behavioural reactions of these children, adolescents in particular is required. As a result, a strain in the interrelationship between the older generation and the chilren can emerge, at times also amongst the children themselves. The solution to this problem requires for a complex approach from adults, which is situated in the day-to-day contact with adolescents from a position of cooperation.
Key words: adolescent, older pupil, peers, identity formation, socialization, cooperative pedagogy, social equality, collective, training excercises.
Социализация современного человека
учитывает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. На процесс социализации влияют стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи, которые нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа.
Нынешнему поколению предстоит жить в обществе, отличном от того, в котором жили родители, поэтому успехи воспитания должны оцениваться не по тому, как взрослым удалось передать детям свои знания и умения, а по тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не было в жизни родителей.
Данная проблема актуальна для многих стран. Социологи и экономисты констатируют разрыв между стоимостью образования и его недостаточной социальной эффективностью. Для успешной жизнедеятельности в мобильном и динамичном социуме индивид должен обладать устойчивым мировоззрением и нравственными убеждениями; гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию, креативными качествами, проявляющимися не только в подростковом, но и в зрелом возрасте; самостоятельностью, творческой активностью и ответственностью.
Существуют различные психолого-педагогические подходы, которые определяют социальные предпосылки преодоления формализма в воспитании. Так, в основе педагогики
сотрудничества лежит принцип социального партнерства, предполагающий преодоление некоторых стереотипов сознания.
С переходом ребенка в среднюю школу его связи с окружающими взрослыми и детьми расширяются и усложняются. Характерной особенностью подростков является усиленное стремление к общению с товарищами, которое становится чрезвычайно важным фактором развития подростка, предоставляет ему незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе, делает его жизнь эмоциональнее, богаче и интереснее 1.
Приведем пример: начитанный ребенок с хорошим поведением, который во всем являлся примером в четвертом классе, вдруг начинает внешне не мотивированно «меняться на глазах». У него портятся отношения с товарищами, пропадает желание идти в школу, он хуже учится, пропускает уроки, становится дерзким, а порой - грубым. В чем причина этих изменений? Оказывается, в классе его прежняя «образованность» перестала быть значимой для ребят, пошатнулась непререкаемость его авторитета. Выясняется, что кто-то больше знает и читает, кто-то отличается большей находчивостью, кто-то хороший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются новые. Именно в подростковом возрасте коллектив со всей сложностью отношений встает перед ребенком, возникает необходимость в нем разобраться и каким-то образом отвечать его требованиям.
Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается больше времени
проводить с одноклассниками и многое у них перенимает: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Общаясь в первую очередь со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у него появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение.
В размышлениях о товарищах складывается система требований не только к их поведению и личным качествам, но возникает оценка своих собственных достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками. Важным для него является мнение группы, к которой он принадлежит, а факт принадлежности к ней придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, качества, которые он приобретает в коллективе, влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность от группы может вызывать у него фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служит подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах.
Что же одобряют и что осуждают подростки в товарищах? С одной стороны, они ценят нравственные качества: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту. С другой стороны, подвергаются оценке коммуникативные свойства: осуждаются зазнайство, хвастовство. Неписаный подростковый «кодекс» категорически отвергает такое поведение как несоответствующее нормам товарищеских отношений.
В коллективе подростков на фоне сложившихся отношений могут происходить и их изменения. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влияния тех или иных детей свидетельствуют о постоянной внутренней работе, «примеривании» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.
Задача взрослых - помочь подростку разобраться в себе, рассказать о его достоинс-
твах, подсказать, чем он может быть полезен своим товарищам, помочь ему преодолеть недостатки, попытаться разъяснить, как он выглядит в глазах других. И ни одна ссора подростка не должна оставить педагога равнодушным.
Человек в обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой коллективных отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с желаниями и интересами других; научиться радоваться общим радостям, печалиться общим печалям; соотносить свою деятельность с общими целями. И подросток готов к этому: ведь одно из его качеств - тяга к общению, коллективу, совместной деятельности с товарищами. Неумение некоторых подростков общаться со сверстниками, родителями и другими людьми может приводить к конфликтам, особенно травмирующими являются ситуации неуважения со стороны одноклассников, собственное ощущение неспособности быть интересным для них2. Стремление подростка адаптироваться в коллективе важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый. Коллективизм может стать ведущим в формировании личности, способной мотивировать свои поступки, действия, отношения с людьми. Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом коллективе, классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.
Так как большую часть времени ребенок проводит в школе, именно в ее стенах создаются условия для развития личности. Школа, являясь координатором и организатором системы воспитания подрастающего поколения, имеет возможности совместного сотрудничества педагогов, подростка, родителей, педагога-психолога и социального педагога. Многие проблемы подросткового периода преходящи, особенно при гибком и разумном подходе взрослых. Учитывая возрастную специфику, родители, воспитатели и учителя должны подстраивать свой подход к индивидуальности ребенка, способствуя развитию его способностей.
Исходя из особенностей подросткового возраста, важно уделять особое значение диагностике личностных особенностей, которые могут оказать влияние на поведение (тревожность, стрессоустойчивость, Я-кон-цепция, низкий уровень интернальности, спо-
собность к эмпатии, коммуникабельность, восприятие социальной поддержки, преодоление стрессовых ситуаций и др.). Необходимо также получить информацию о положении ребенка в семье, характере семейных взаимоотношений, составе семьи, о его увлечениях и способностях, его друзьях и других возможных референтных группах. Проведение индивидуальных и групповых консультаций расширяет компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций и конфликтология.
Роль школьного психолога велика в налаживании оптимального межличностного общения, включая коррекцию конфликтных ситуаций. При этом должно учитываться как горизонтальное направление коммуникаций (класс), так и вертикальное (педагог - класс, педагог - ученик). Эффективными формами совместной работы являются тренинговые занятия для подростков, их родителей и педагогов3. Такие же занятия педагога-психолога с педагогами, работающими с подростками, важны для оптимизации их отношений.
Тренинги, направленные на предупреждение и поиск способов разрешения конфликтов, - один из важных аспектов сотрудничества с подростками4 . Опыт нашей практической деятельности подтверждает значимость этой формы работы, направленной на коррекцию поведения человека в ситуациях острой коммуникации - физической расправы или оскорбления. Это - тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой; тренинги, направленные на выработку сплоченности и толерантности. Для успешной социализации подростков продуктивны тренинги, способствующие их взаимодействию в различных социальных ситуациях, достижению ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений; обучению подростков навыкам саморегуляции; формированию способностей к эмоциональному самовыражению, преодолению тревоги, стрессовых состояний и кризисных периодов5.
При проведении психолого-педагогической воспитательно-коррекционной работы с трудновоспитуемыми подростками необходимо соблюдение принципов ориентации на позитивное в его поведении и характере.
Этот принцип предполагает, что взрослый должен видеть в ребенке, прежде всего, лучшее и опираться на это в своей совместной с ним деятельности, стимулируя самопознание детьми своих положительных черт. При проведении этой работы педагог добивается формирования нравственных качеств при самооценке ребенком своего поведения; проявляет доверие; формирует у него веру в свои силы и в возможность достижения поставленных целей; учитывает интересы подростков, их индивидуальные особенности, вкусы, предпочтения, способствует пробуждению новых интересов. В практической психолого-педагогической деятельности этот принцип отражается в преобладании позитивных оценок в анализе поведения подростка; проявлении в общении с ним уважительного отношения; защите педагогом и психологом интересов подростка и оказании помощи в решении его актуальных проблем; постоянном поиске педагогом и психологом вариантов решения воспитательных и кор-рекционных задач; формировании в классе и школе гуманистических отношений, не допускающих унижения достоинства подростков.
При сотрудничестве с семьей подростка обнаруживается, что родители не готовы решать подростковые проблемы своего ребенка, им трудно отвечать на вопросы детей, они сомневаются, нужно ли оказывать ему поддержку, что нередко приводит к отчуждению между ними и детьми. В семье для подростка значимыми являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Иногда способный ребенок оказывается зависимым от решений, принимаемых родителями, и достигает зрелости неготовым к самостоятельной жизни. Для более полного понимания проблем школьника в последние годы все шире применяется изучение родительской семьи и ее психологического микроклимата.
Для этого педагогическому коллективу важно иметь отработанную систему сотрудничества с семьей, сохраняя ее преемственный характер. Доверие со стороны родителей к педагогам и совместное компетентное решение проблем - необходимое условие индивидуальных и групповых консультаций
(совместно с ребенком), направленных на выявление и коррекцию проблем взаимоотношений. Также успешны тренинговые занятия для родителей и совместные с детьми, которые направлены на формирование детс-ко-родительских взаимоотношений. На них происходит расширение знаний о чувствах и эмоциях, развиваются способности их безоценочного принятия, умения отреагировать на эмоции; формируются навыки управления выражением своих чувств и эмоциональных реакций, воспитывается эмоциональная зрелость. Проведение параллельных групповых тренингов для подростков по осознанию и принятию своего семейного опыта, полоро-левой идентификации, выстраиванию отношений с противоположным полом, выбору будущего партнера и формированию представлений о своей будущей семье также имеет важное значение.
Адекватность в реагировании на различные жизненные ситуации - доминирующая задача в процессе социализации личности. Сохранить свой индивидуальный стиль, пре-
одолевая жизненные трудности - нелегко, ведь подросток ищет себя путем проб и ошибок. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества со взрослым в разных видах деятельности, где подросток - помощник взрослого. А наша цель в этом сотрудничестве - «не предать подростка». Подросток готов общаться только с человеком, вызывающим у него доверие, поэтому наша компетентность подтверждается налаженностью контактов с детьми этой возрастной группы и нашей готовностью сотрудничества с ними во всех ситуациях этого уникального периода взросления.
Педагогам и родителям важно иметь в виду, что подростковый период в жизни человека основан на ощущении себя взрослым, и это - здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками необходимо выстраивать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность.
Примечания
1 См.: КрайгГ. Психология развития. М., 2000.
2 См.: ПономаренкоЛ.П. Психология для старшеклассников: В 2 ч. М., 2001. Ч. 1.
3 См.: ГрецовА.Г. Тренинг общения для подростков. СПб., 2007.
4 См.: Степанов С.С. Как помочь себе и другу выйти из кризиса. М., 2001.
5 См.: ОсиповаА.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. Ростов н/Д., 2005.
УДК 371.217.3
Н.А. ГОЛИКОВ
Тюменская государственная академия культуры и искусств E-mail: [email protected]
А.Ю. МЯСНИКОВ
Детский оздоровительно-образовательный центр «Алые паруса» (г. Тюмень) E-mail: [email protected]
Педагогика летнего отдыха: оптимизация качества жизни детей
В статье раскрывается понятие «качество жизни воспитанников» как педагогический феномен. Обосновываются возможности развития детей в условиях загородного оздоровительно-образовательного центра, его отличие от школ. Показаны педагогические подходы оптимизации качества жизни воспитанников, система подготовки педагогов к эффективному взаимодействию с детьми.
Ключевые слова: педагогика летнего отдыха, качество жизни воспитанников, социальное партнерство, отношение, самоотношение, социальные практики, здоровье, рефлексивные способности.
© Н.А. Голиков, А.Ю. Мясников, 2010